4 экспертиза инновационных проектов

ЭКСПЕРТИЗА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ Задачи и основные приемы экспертизы

Задачей экспертизы является оценка научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.

Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета :

♦ сравнение положений до и после;

Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать. Например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы.

Основным недостатком метода является то, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.

Метод сравнения положений до и после позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.

Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой.

Вместе с тем, этот метод также имеет недостатки, в частности, он не применим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.

Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:

1. Наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов ее проводящих и методам контроля.

2. При расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная.

3. Осуществлять предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля.

4. Увязывать методы контроля с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду.

К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта.

В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничивается только оценкой проекта, но может предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз.

Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы.

В России выделение ассигнований для финансирования капитальных вложений, затрат на научные исследования и разработки и прочих текущих затрат по федеральным научно-техническим программам, утвержденным Правительством Российской Федерации осуществляется целевым назначением государственному заказчику из средств федерального бюджета на очередной финансовый год.

Реализация федеральных научно-технических программ осуществляется на основе государственных контрактов, которые заключаются государственными заказчиками с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе.

Экспертизу инициативных проектов в области гуманитарных и общественных наук проводит Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), фундаментальных исследований — Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:

5 — проект заслуживает безусловной поддержки;

4 — проект заслуживает поддержки;

3 — проект может быть поддержан;

2 — проект не заслуживает поддержки;

1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

В экспертной анкете учитывается наличие или отсутствие обстоятельств, затрудняющих объективную экспертизу. Это может быть связано с конфликтом интересов.

Ситуация конфликта интересов может быть связана с тем, что: не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта; в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе изложения замысла проекта учитывается:

1. Четкость изложения замысла проекта (четкая, нечеткая);

2. Четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);

3. Качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);

4. Научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методичес-кая проработка решения проблемы отсутствует);

5. Новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы);

6. Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор / участники) в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу).

Таким образом, эксперт должен дать не только описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли прое кт к пр иоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников и обосновать по вышеприведенной системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований

предусматриваются ответы на следующие вопросы:

♦ подготовлены ли программы исследований;

♦ подготовлены ли анкеты для опроса;

♦ проведено ли пилотажное исследование.

РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Экспертиза предусматривает три уровня.

Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

♦ отбор проектов для участия во втором уровне экспертизы;

♦ составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;

♦ определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе.

Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.

На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимаются решения о финансировании).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле:

R — общий рейтинг проекта;

r 1 — учитывает научную ценность проекта;

r 2 — учитывает реальность выполнения проекта в срок;

r 3 — корректирует суммарную оценку r 1 и r 2 .

R может принимать значения от 2 до 13.

r 1 оценивает вероятность того, что выполнение проекта может привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.

r 2 учитывает научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы.

Например, в r 1 оценка “2” может означать “достаточную полезность проекта”, оценка “5” — заявка на выдающийся результат.

Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.

Рассмотренные приемы экспертизы основаны на балльной оценке.

Экспертиза инновационных проектов может осуществляться государственным заказчиком (если финансирование идет из бюджета), а также специальными фондами поддержки научных исследований и разработок. Экспертиза проводится с целью отбора и решения проблемы финансирования.

Рассмотрим методы отбора инновационных проектов для реализации.

Экспертиза инновационного проекта: сущность и необходимость ее проведения

Шустов Анатолий Александрович, аспирант кафедры экономики и управления народным хозяйством, Международный институт менеджмента ЛИНКг. Жуковский, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Инновационная деятельность включает в себя разработку инновационного проекта, проведение его экспертизы, и дальнейшую реализацию, в случае получения подтверждения успеха данного проекта. Экспертиза инновационных проектов характеризуется проведением межотраслевых проектов, направленных на создание, освоение и распространение технологий, которые способствуют изменениям в экономике. Отсюда следует, что экспертиза инновационных проектов играет значимую роль в государственной научно-технической политике, а также ее проведение значительно для развития многих областей науки и техники.

Сущность понятия «инновационный проект»

Для начала рассмотрим понятие «инновационный проект». Инновационный проект является сложной системой взаимосвязанных мероприятий, которые направлены главным образом на достижение определенных целей.

По предметно-содержательной структуре, а также по характеру проведения инновационной деятельности, проекты подразделяются на:

– проекты системного обновления предприятия;

– связанные с улучшением и обновлением производственного аппарата [1]

По типу инноваций подразделяются на:

– новый метод производства;

– новый источник сырья;

– новая структура управления [1]

По периоду реализации подразделяются на:

– долгосрочные (планируемое проведение свыше 5 лет);

– среднесрочные (реализация не превышают 5 лет);

– краткосрочные (проведение займет от 1 до 2 лет) [1]

Основные участники инновационного проекта:

–инвестор – юридическое или физическое лица, которое занимается финансированием проекта;

–заказчик – будущий пользователь и владелец полученных результатов проекта;

–поставщик – предприятие, которое занимается материально-техническим обеспечением;

–проектировщик – создатель проекта;

– команда проекта, которая формируется только на период проведения работ;

–руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик передает полномочия по управлению и реализации работ на время проведения проекта [2].

Планирование инновационного проекта

Неким пунктом, с которого начинается процесс создания инновационного проекта, является инновационная идея, рассматриваемая по-разному. В одном случае, считается, что инновационная идея является основой, сутью инновационного проекта, которая находит отражение в генеральной цели проекта. В другом случае, представляет собой разработанный план мероприятий, то есть меры для достижения поставленной цели проекта.

Маркетинговые исследования идеи проекта происходят одновременно с разработкой инновационной идеи проекта. При этом происходит определение сферы воздействия проекта на процесс развития народного хозяйства и уточнения целей проекта по отдельным периодам. Конечные цели и задачи не всегда устанавливаются в форме количественных показателей на стадии выбора и обоснования проблемы. Исходя из этого, процесс разработки проекта необходимо начинать с количественного уточнения конечной цели проекта и постановки промежуточных задач для ее выполнения по временным отрезкам при разных вариантах реализации.

Для этого проводят следующие действия:

– определяются потенциальные потребители целевого продукта проекта;

Читайте так же:  Сколько ждать приказ о заключении контракта

– проводится анализ возможности и экономической целесообразности замены продукции новыми видами;

– изучается структура отраслей, которая обеспечивает проект сырьем, комплектующими изделиями, энергоресурсами и т.д.;

– прогнозируются новые сферы применения конечного продукта проекта [3].

Проведения планирования инновационного проекта является основой для успешной реализации проекта. Главной целью планирования является определение всех, кто участвует в проекте и какой комплекс работ выполняет, чтобы обеспечить успешное достижение поставленной цели проекта. В плане содержатся указания: кто и какую задачу решает, а также какие ресурсы требуется предоставить, чтобы данная задача была решена.

Наиболее известными видами реализации плана проекта считаются стратегический и оперативный.

Стратегический направлен на определение:

– целевых этапов и основных вех проекта, которые характеризуются сроками подготовки работ, поставки ресурсов, окончания работ и т.д.;

– необходимости технических, финансовых и материальных ресурсов.

Основной задачей стратегического плана является показать, как логически должны быть выстроены промежуточные этапы выполнения проекта по отношению к его конечным целям.

Оперативный план характеризуется уточнением сроков завершения работ и потребностью в ресурсах, а также устанавливанием четких границ между комплексом работ [4].

Бюджет инновационного проекта представляет собой план, в котором выражены количественные показатели и отражены затраты, применяющиеся для реализации поставленных задач. Целью бюджета проекта является решение двух основных задач:

– обеспечить такую динамику инвестиций, при которой было бы возможно осуществлять проект даже при временных финансовых ограничениях;

– снизить объем затрат и риск проекта, с помощью соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот [4].

Необходимой информацией для планирования затрат, предназначенных на проект, служат: сметная документация по проекту и календарный план проекта. При разбиении по календарным периодам, распределение денежных средств осуществляется в три шага:

1) определяется сумма, необходимая для выполнения всех работ календарного плана, и строится интегральная кривая освоения денежных средств в течение всего времени осуществления проекта. Далее анализируются другие варианты планирования затрат: при ранних сроках начала работ, при поздних сроках начала работ и усредненный, наиболее вероятный вариант распределения затрат по времени.

2) рассчитывается объем требуемых затрат на каждый период. Это происходит при помощи суммирования стоимости работ, требуемых для выполнения в конкретный период по календарному плану.

3) распределяются затраты во времени на каждый вид работ

Экспертиза, ее основные задачи и приемы

Ознакомимся с понятием «экспертиза», ее задачами и основными приемами.

Основная задача экспертизы заключается в оценке научного и технического уровня проекта, его эффективности и способов выполнения. Опираясь на результаты экспертизы, можно принимать решения по финансированию проектов.

Выделяют три методы проведения экспертизы инновационных проектов, которые финансируются из бюджета:

– сравнение положений «до» и «после»;

Описательный метод широко распространен в большинстве стран. Его суть заключается в рассматривании потенциального воздействия результатов проводимых проектов на ситуацию, которая складывается на конкретном рынке товаров и услуг

Главное преимущество метода сравнения положений «до» и «после» заключается в том, что он способствует принятию во внимание не только количественных, но и качественных показателей разных проектов. Но все же, данному методу характерна высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза заключается в проведении сравнения положений организаций и предприятий, которые получают государственное финансирование с теми, кто его не получает. В данном методе основное внимание уделяется сравнимости потенциальных результатов осуществляемого проекта, которые должны удовлетворять требования проводимой проверки экономической обоснованности конкретных решений, направленных на финансирование быстро окупаемых проектов в кратчайшие сроки.

При проведении экспертизы проектов крайне важно учесть потенциальное воздействие результатов проведенных исследований или разработок на экономическую, экологическую и социальную среду. Эксперты вправе запрашивать любые данные по разрабатываемому проекту.

Экспертиза характеризуется не только количественной, а также и качественной оценкой проектов. В процессе принятия решений учитываются все оценки, которые высказываются каждым членом экспертной группы.

При заполнении экспертной анкеты обязательно ведется учет наличия или отсутствия обстоятельств, которые способны затруднить проведение объективной экспертизы. Причиной может быть «конфликты интересов».

Данная ситуация объясняется следующим: научные интересы эксперта не совпадают с содержанием проекта; эксперт находится в данный момент или находился ранее в некоего рода отношениях с исполнителями или руководителем проекта [7].

При проведении анализа проекта учитывается:

– конкретность изложенной идеи проекта (корректность и четкость);

– конкретность при определении методов и цели исследований;

– качественная характеристика проекта.

Проведение экспертиза проводится на трех уровнях.

Первый уровень заключается в предварительном рассмотрении проекта для решения следующих задач:

– отсев проектов, не готовых к участию на втором уровне экспертизы;

– формирование заключений по проектам, которые отобраны на второй и тем, которые были отклонены;

– назначение экспертов на каждый проект, который прошел на индивидуальный уровень экспертизы.

Второй уровень экспертизы характеризуется устанавливанием рейтинга индивидуального проекта.

Третий уровень характеризуется заключением по проекту, внением необходимых корректив, а также принятием решений о возможном финансировании [7].

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле:

R = r1 + r2 + r3

где R – общий рейтинг проекта;

r1 – учитывает научную ценность проекта;

r2 – учитывает реальность выполнения проекта в срок;

r3 – корректирует суммарную оценку r1 и r2.

R может принимать значения от 2 до 13.

r1 оценивает вероятность, что при выполнении проекта могут получиться новые принципиальные результаты; произойти значительный сдвиг в рамках данного направления.

r2 учитывает научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы.

К примеру, в r1 оценка «2» означает «достаточная полезность проекта», оценка «5» – заявка на выдающийся результат.

Важно обратить внимание на то, что процесс экспертизы инновационного проекта возможно осуществлять как с помощью Государственного заказчика (при условии, что финансирование производится из бюджета), так и специальными фондами, работа который направлена на поддержку научных исследований и разработок.

Цель проведения экспертизы заключается в отборе и решении проблем по финансированию [7].

Анализ при помощи единой системы показателей

Проведение экспертизы должно способствовать правильному выбору инновационного проекта. Необходимо отметить, что проекты, которые были представлены инвесторам, сопоставимы и подвержены проведению анализа при помощи единой системы показателей.

Сопоставимость данных проектов определяется:

– объемом работ, которые производятся при помощи применения новых технологий и оборудования;

– качественными параметрами нововведений;

– уровнем цен и тарифов.

– условиями оплаты труда [3]

Показатели стоимости определяются с учетом фактора инфляции.

В условиях современной рыночной экономики вариант инновационного проекта выбирается с учетом интересов инвестора.

При проведении оценки, указывающей на эффективность инновационного проекта, обычно принимают во внимание методические рекомендации, связанные с оценкой эффективности инвестиционных проектов, а также их отбора для финансирования.

Главным критерием, способствующий отбору проекта, является минимум издержек на их проведение.

В процессе отбора инновационного проекта необходимо обратить внимание на способы по снижению риска.

Далее рассчитывается срок окупаемости для дополнительных инвестиций в инновационный проект, представляющий из себя временной отрезок, в течение которого дополнительные инвестиции, направленные на более дорогие инновации, будут окуплены в полном объеме за счет прироста экономических результатов, обусловленных проведением инновационных проектов.

Большинство крупных проектов имеют риск задержки на их реализацию, что способствует такому подорожанию работ, которое, несомненно, превышает изначальную стоимость проекта. Отсюда, важную роль играет страхование рисков. Страхование рисков подразумевает под собой передачу возможных рисков в компетенцию страховой компании.

На микроуровне, главным образом, все внимание уделено коммерческой эффективности проекта, представленное отношением его результатов и финансовых затрат.

Инвесторам необходимо быть уверенными в достаточности объемов возможных доходов, полученных от проекта, для покрытия затрат и выплат по задолженностям на обеспечение окупаемости капиталовложений [3].

В заключении стоит отметить, что, как уже было установлено, инновационный проект является сложной системой взаимосвязанных действий, которые направлены на достижение определенных целей и решение задач по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Инновационный проект, который является эффективным для одной организации, не обязательно будит неэффективным для другой. Главными причинами этому могут послужить территориальное местонахождение организации, персонал и уровень его компетенции при выполнении работы по инновационному проекту. Данные факторы способны оказать влияние на результативную деятельность инновационного проекта. Отсюда следует, что их требуется учитывать еще на этапе отбора проектов. Помимо технических критериев отбора инноваций, инвесторы рассматривают и экономические.

Вывод

Значительным фактором, учитываемый инвесторами в процессе принятия решений о необходимости финансирования инноваций, является период, в течение которого возмещаются полученные издержки. С этой целью производят расчеты по срокам окупаемости, чистой текущей прибыли и коэффициента рентабельности инвестиций.

Итак, при управлении инновационными проектами, руководителям необходимо учитывать ряд важнейших принципов. Точнее, принцип по выбору приоритетных направлений, по нацеливанию проекта на достижение конечных результатов, а также придерживаться системности и иерархичности организации инновационных процессов.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале


Креативная экономика
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,463

4 экспертиза инновационных проектов

Задачи и основные приемы экспертизы. Методы экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета. Экспертиза инновационных проектов в области гуманитарных и общественных наук. Методы отбора инновационных проектов для реализации. Показатели эффективности инновационного проекта. [c.91]

Приводится методика комплексной рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности инновационного проекта. Она может быть использована для проведения экспертизы инновационных проектов, финансируемых как из бюджетных, так и из внебюджетных средств, в также для бизнес-планирования, самооценки и улучшения качества проектов со стороны заявителей. [c.2]

Рис. 1.2. Классификация технологий экспертизы инновационных проектов. [c.7]

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета [c.250]

Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение. [c.251]

Таким образом, экспертиза инновационных проектов позволяет оценить их с точки зрения инвестиционной привлекательности. [c.271]

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета описательный, сравнение положений до и после сопоставительная экспертиза. [c.271]

С какой целью проводится экспертиза инновационных проектов [c.272]

Как проводится экспертиза инновационных проектов в России [c.272]

Центр экспертизы инновационных проектов, имеет государственную лицензию на экспертизу проектов в сфере науки. Деятельность такого центра в условиях крупнейшего технического вуза, в котором работают около 200 докторов наук и свыше 1000 кандидатов наук, в значительной степени облегчена тем, что практически отсутствует проблема поиска квалифицированных экспертов. В Центре имеется база данных, содержащая информацию о 120 специалистах в различных областях науки и техники, давших согласие на участие в экспертизе инновационных проектов. Важным является тот факт, что многие эксперты могут не только оценить техническую идею или предлагаемую технологию, но во многих случаях знают ситуацию на рынке и могут высказать соображения по ликвидности проекта. [c.276]

Читайте так же:  Брокер страховка

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг связи, тепла, электроэнергии и т. д. [c.60]

Экспертиза инновационных проектов — процедура комплексной проверки и контроля [c.395]

По кругу выполняемых задач экспертизу инновационных проектов можно сравнить с сертификацией. По дорогим инновационным проектам, направленным на решение крупных экологических, информационных, гуманитарных проблем, имеющим международное или национальное значение, считаем правомерным проводить не экспертизу, а сертификацию, и только после получения сертификата обеспечивать инновационный проект полным финансированием. [c.395]

Методика проведения экспертизы инновационных проектов основывается на методах и приемах анализа, прогнозирования, разработки управленческого решения. Наиболее распространенными методами экспертизы являются [c.398]

Какие элементы включает понятие экспертиза инновационного проекта [c.402]

На основе каких принципов проводится экспертиза инновационных проектов [c.402]

В чем особенности методики экспертизы инновационных проектов Российского фонда фундаментальных исследований [c.402]

ЭКСПЕРТИЗА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ [c.107]

Для экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета, используют такие методы [c.107]

Осуществить экспертизу инновационного проекта на степень его реализуемости — значит оценить социально-экономическую эффективность проекта на той стадии, когда мало достоверной информации, а потому и оценки должны быть интервальными от оптимистического до пессимистического прогноза. Нормативными документами по оценке инвестиционных проектов являются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов . [c.298]

Учет описанных выше закономерностей весьма важен при разработке эффективных методов экспертизы инновационных проектов. [c.34]

Можно показать, что разнообразные традиционно используемые приемы и схемы экспертизы инновационных проектов можно рассматривать как методы приспособления к описанным выше свойствам инновационной деятельности и инновационных проектов. В то же время ряд стойко утвердившихся методов и форм организации экспертизы нельзя признать рациональными, так как они противоречат указанным свойствам. В особенности это относится к принципу отказа от диалога с авторами заявок на выполнение проектов, отказа от корректировок представленных на экспертизу заявок и др. [c.35]

Проведение технологической экспертизы инновационных проектов на предмет их научно-технической новизны. [c.110]

Весьма внушителен и «пакет» учебно-педагогических свобод, которыми отныне располагают вузы. В их полном ведении все вопросы, связанные с комплектованием педагогического состава и приемом студентов (остаются только рамки контрольных цифр). Вузы сами определяют содержание учебных программ и учебных планов, формы и методы обучения, способы контроля знаний, объемы и направления издательской деятельности. Высшим учебным заведениям предоставлено право самим выбирать направления научно-исследовательских работ, формировать и поддерживать научные школы, разрабатывать формы и методы поощрения инновационных проектов, стимулировать приток молодых ученых. Проведение экспертиз и консультаций, организация конференций, семинаров, фестивалей, конкурсов — все это также прерогатива вузов. [c.134]

Экспертиза должна обеспечить выбор инновационного проекта, имеющего наиболее высокую степень инвестиционной привлекательности при приемлемом уровне риска. Представленные инновационные проекты должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей. Это налагает определенные условия на содержание и организацию процедуры экспертизы [c.6]

Оценка уровня качества инновационного проекта в процессе его формирования в сопоставимых единицах, сделанная как самим заявителем, так и с помощью независимой экспертизы, может существенно облегчить процедуру принятия решения по формированию инвестиционной политики банков, организации инновационного менеджмента на предприятии, при конкурсном отборе инвестиционных проектов. [c.14]

В рамках разработки процедур организации экспертизы научно-технических проектов, финансируемых Минобразования России, была разработана методология, основанная на многофакторном функциональном анализе уровня качества инновационного проекта и процессном подходе. Процессный подход заключается в формировании модели осуществления инновационного проекта как последовательной смены фаз (этапов) жизненного цикла, потребляющих ресурсы и создающих промежуточный продукт. [c.15]

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций. Конструкторы, технологи, экономисты, инвесторы, менеджеры более 30 лет пользуются сложнейшим национальным стандар- том по функционально-стоимостному анализу различных объектов, около 10 лет— системой стандартов по управлению качеством продукции на основе международных стандартов ISO серии 9000. [c.61]

В соответствии с Рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) экспертизу инновационных проектов следует проводить на основе следующих принципов [27] [c.395]

Перечисленные принципы экспертизы инновационных проектов, рекомендованных ОЭСР, считаем необходимым дополнить следующими [c.396]

В основе системы лежит методика оценки экономической эффективности финансирования проектов, имеющих своей целью коммерциализацию результатов НИОКР (сертифицирована № РОСС, W рШ)1№ВДОШ) а Минпромнауки России к использованию при проведении входной экспертизы инновационных проектов. [c.316]

Чрезвычайно сложно коррелировать мнения независи-мых экспертов. Известны случаи, когда отвергнутые на первых этапах экспертизы инновационные проекты затем приносили разработчикам небывалый успех (например, компаниям Бритиш Эйр-Лайно, Мицубиси , Эппл>). [c.42]

Результаты инновационных проектов должны рассматриваться НТС инновационной программы совместно с фондом СИНД, и на основании их экспертизы может быть принято решение о передаче результатов на стадию инвестиционных проектов, реализуемых в различных организационно-правовых формах. Логистика документооборота данного модуля ведомственной СУР НИД представлена на рис. 4. [c.15]

Экспертиза инновационных проектов

Экспертиза инновационных проектов — процедура комплексной проверки и контроля:

а) качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта и систему инновационного менеджмента;
б) профессионализма руководителя проекта и его команды;
в) научно-технического и производственного потенциала, конкурентоспособности проекта и организации;
г) достоверности выполненных расчетов, степени риска и эффективности проекта;
д) качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.

По кругу выполняемых задач экспертизу инновационных проектов можно сравнить с сертификацией. По дорогам инновационным проектам, направленным на решение крупных экологических, информационных, гуманитарных проблем, имеющим международное или национальное значение, считается правомерным проводить не экспертизу, а сертификацию, и только после получения сертификата обеспечивать инновационный проект полным финансированием.

Объем и глубина проверяемых при экспертизе вопросов определяется генеральным заказчиком в зависимости от вида и особенностей инновационного проекта.

В соответствии с Рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) экспертизу инновационных проектов следует проводить на основе следующих принципов:

1) наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих;
2) при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;

3) проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;
4) методы контроля должны быть увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

Перечисленные принципы экспертизы инновационных проектов, рекомендованных ОЭСР, необходимо дополнить следующими:

1. экспертная группа должна быть численностью не менее чем из 7 специалистов в данной области, работающих на контрактной основе;
2) работа экспертной группы должна быть организована на принципах независимости, объективности, профессионализма, комплексности, системности, мотивации конечных результатов труда;
3) основной задачей экспертной группы должна быть проверка соблюдения инновационной организацией при проектировании объекта совокупности научных подходов, принципов и методов инновационного менеджмента.

Важнейшим условием достижения высокого качества инновационного проекта, организованности и результативности работы экспертной группы является обеспечение высокого качества нормативно-методических документов по инновационному менеджменту и функционированию любой структуры.

Документы можно классифицировать по следующим основным признакам:

а) уровень иерархии нормативно-методического обеспечения — международное сообщество, страна, регион, город, село, фирма;
б) правовой статус документа — обязательные к исполнению (законы, стандарты, указы, постановления, положения, программы, планы, формальные распоряжения) и рекомендательные (инструкции, методики, рекомендации и т.п.),
в) содержание документа — технические (инвестиционные проекты, конструсторско-технологическая документация, методики и т. п.), экономические (технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы и т. п.), организационные (организационные проекты, устав, организационные структуры, протокол, инструкции и т. п.).

Обязательные атрибуты документов фирмы — цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т. п. подсистемы системы менеджмента), ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

Документы предлагается оценивать по следующим критериям качества:

1) комплексность документа, т. е. рассмотрение в нем технических, экологических, эргономических, экономических, правовых, организационных и других вопросов в их взаимосвязи, целенаправленность документа;
2) степень соответствия документа (объекта) международным требованиям по экологичности, безопасности, взаимозаменяемости, патентной чистоте, правовой защите и другим вопросам;
3) степень использования мировых достижений и гармонизации, интегрированности документа с мировыми системами;
4) количество примененных при разработке документа научных подходов (системный, маркетинговый, воспроизводственный, функциональный и др.);
5) количество примененных при разработке документа современных методов (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация и др.). Если эти методы рекомендуется применять при разработке объекта, то такое требование должно быть зафиксировано четко в документе;
6) экономическая обоснованность управленческих решений:
7) повторяемость документа, его перспективность, масштаб применения;
8) степень апробированности документа в научных кругах, федеральных и региональных органах, управления, на практике;
9) имидж организаций — разработчиков документа и квалификация его разработчиков;
10) органы, согласовавшие и утвердившие документ;
11) степень соблюдения стандартов на оформление документа, однозначность понятий, четкость, доступность изложения, наглядность.

Документы, отвечающие перечисленным критериям (требованиям) качества, будут конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Качество документа является основным условием обеспечения конкурентоспособности товаров, фирм, страны.

Методика проведения экспертизы инновационных проектов основывается на методах и приемах анализа, прогнозирования, разработки управленческого решения.

Наиболее распространенными методами экспертизы являются:

а) методы сравнения показателей, заложенных в инновационный проект или полученных в результате экспертных (сертификационных) испытаний, с международными и национальными требованиями по экологичности, эргономичности, безопасности применения объекта, экспертизы его совместимости и взаимозаменяемости, другом параметрам с мировыми достижениями;
б) экспертный;
в) индексный;
г) балансовый;
д) графический и другие методы и приемы.

Эти методы не являются альтернативными, они дополняют друг друга. Для одного компонента (раздела, проблемы) применяется один метод, для другого — другой. При применении любого метода не обойтись без изучения научных подходов и методов инновационного менеджмента.

В России для реализации федеральных научно-технических программ государственными заказчиками заключаются государственные контракты с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе.

Экспертизу проектов в области гуманитарные и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:

5 — проект заслуживает безусловной поддержки;
4 — проект заслуживает поддержки;
3 — проект может быть поддержан;
2 — проект не заслуживает поддержки;
1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

В экспертной оценке учитываются обстоятельства, затрудняющие объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом интересов»: не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива).

При анализе научного содержания проекта учитываются:

1) четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);
2) четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);
3) качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);
4) научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);
5) новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке, и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).

Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнения работы).

Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить: его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников, а также обосновать по приведенной выше системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусматривает ответы на следующие вопросы:

— Подготовлены ли программы исследований
— Подготовлены ли анкеты для опроса
— Проведено ли пилотажное исследование
РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Предусматриваются три уровня экспертизы.

Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

— отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;
— составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;
— определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне.

На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимается решение о финансировании).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле

где R — общий рейтинг проекта; г1— коэффициент, учитывающий научную ценность проекта; г2 — коэффициент, учитывающий реальность выполнения проекта в срок; г3— коэффициент коррекции суммарной оценки, г3 и г3 R может принимать значения от 2 до 13.

Коэффициент г1, оценивает вероятность того, что выполнение проекта может: привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области. Например, при г1= 2 — достаточная полезность проекта, 5 — заявка на выдающийся результат.

Коэффициент г2 учитывает: научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы. Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.

Конкурсы экономических исследований в России проводятся Консорциумом экономических исследований и образования, созданным в 1995 г. Фондом «Евразия», Фондом Форда, Институтом «Открытое общество» Фонда Сороса, Благотворительными трастами «Пью» и Всемирным банком.

Целью Консорциума является объединение усилий организаций-учредителей по развитию исследовательского потенциала в сфере экономики путем создания инфраструктуры для проведения НИОКР, а также содействие реформе экономического образования на территории СНГ.

Фонд «Евразия» — американская некоммерческая организация, предоставляющая гранты на поддержку инновационных и других проектов в области экономической и демократической реформы в СНГ.

Фонд Форда — частная благотворительная организация, основанная Генри Фордом и его сыном Эдселом, которая содействует процессам демократизации и экономических преобразований в Восточной Европе.

Всемирный банк — международная организация, предоставляющая займы, гранты и кредиты на поддержку экономических реформ и процесса стабилизации по всему миру.

Институт «Открытое общество» Фонда Сороса работает на правах благотворительного фонда, поддерживает проекты в различных областях и является инициатором многих проектов.

Благотворительные трасты «Пью» — американская благотворительная организация, предоставляющая финансовую поддержку в форме грантов.

Российская программа, экономических исследований ориентирована на поддержку исследований, направленных на решение проблем российской экономики переходного периода.

Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов российским экономистам в целях:

— поддержки и распространения новых научных методов и идей;
— поощрения прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода;
— развития исследовательского потенциала путем создания условий для научной работы молодых специалистов;
— содействия укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России.

2. Нормативно-методическое обеспечение инновационной деятельности

Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального (государственного), муниципального (регионального) либо фирменного уровня. В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и другие Федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах и т. д. Но документы нижестоящего уровня, ни в коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня.

Нормативно-методические документы могут быть следующих видов:

• нормативные акты и стандарты;
• методики, положения, инструкции и т. п.

В свою очередь, стандарты могут быть следующих видов:

— международный стандарт (М С);
— европейский стандарт (EN);
— государственный стандарт стран СНГ-(ГОСТ);
— государственный стандарт России (ГОСТ Р);
— региональный стандарт (например, РСТ);
— отраслевой стандарт (ОСТ);
• стандарт организации, предприятия, фирмы, корпорации, союза и т. п. (СТП).

После аббревиатуры указываются шифры системы стандартов, региона, отрасли, организации и т. д., потом — порядковый номер стандарта и через тире — год утверждения стандарта. Например, ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации государственных стандартов России. Регистрация систем качества. Общие положения».

Каждый стандарт действует на уровне иерархии, утвердившей его. Например, государственные стандарты России действуют на всей территории РФ, во всех организациях, учреждениях, предприятиях независимо от форм собственности. А стандарты предприятий обязательны для исполнения только на данном предприятии.

Общие вопросы управления экономикой (в широком смысле этого слова), не регламентированные в рамках мирового сообщества, приходится каждой стране решать самостоятельно, что, кроме несения дополнительных затрат, не обеспечивает высокого качества решения и затрудняет интеграцию между странами. Если на федеральном уровне не регламентирован какой-либо вопрос управления глобальной системой, то каждый регион самостоятельно, по-своему и с большими затратами решает этот вопрос, и так до уровня фирмы.

Отсутствие или низкое качество международных правовых норм в области собственности, налоговой системы, финансов, организационно-правовых форм и т. д. сдерживает создание и развитие совместных предприятий, международную интеграцию и взаимовыгодное развитие стран.

Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в том числе и для фирмы, независимо от формы собственности. Например, международная система мер и весов, система измерений, система охраны окружающей природной среды, система управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000, система безопасности и международной сертификации товаров и услуг, основы валютной системы, терминология и операции в области финансов и т. д. должны быть едиными для всех стран и соответственно для всех фирм.

Увеличение количества нормативно-методических документов, правил, терминологии, норм международного характера значительно упростит построение каждой фирмой системы менеджмента, повысит эффективность использования природных ресурсов, труда и капитала как главных факторов обеспечения благосостояния, повышения качества жизни.

Монархия
Оценка предприятий
Теория организации
Оценочная деятельность
Теории мотивации

Назад | | Вверх

Еще статьи:

  • Повар требования и обязанности Должностная инструкция повара 4-го разряда ______________________________ (инициалы, фамилия) (наименование организации, ______________________ предприятия и т.п., его (директор или иное организационно-правовая форма) должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную […]
  • Когда выплачиваются налог на прибыль Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов (взносов) Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется в налоговую инспекцию не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ) Аудиторское […]
  • Нотариус научный проезд 17 Нотариус г. Москвы Гончарова О. С., Научный проезд, 19 Адрес и график работы Контактная информация Нотариус г. Москвы Гончарова О. С. на подробной карте Похожие юристы рядом: Хотите добавить свой отзыв? Заполните форму ниже! Внимание! Нецензурная речь будет удаляться. Внимание! Чужие […]
  • Госпошлина в арбитражный суд калькулятор госпошлины 2019 год москва Калькулятор расчета госпошлины Предназначен для расчета суммы государственной пошлины, которую необходимо оплатить при подаче искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, а также для ознакомления с суммами государственных пошлин по обращениям за иными […]
  • Закрепляет льготы Закрепить региональные льготы Закрепить региональные льготы Фракция «Единая Россия» подготовила законопроект о сохранении мер социальной поддержки Фракция «Единая Россия» в областном Собрании депутатов внесла законопроект о сохранении действующих льгот с 50 лет для женщин и 55 – для […]
  • Купон на проживание в гостинице в москве КупонГид Мастер-классы по наращиванию ресниц, оформлению бровей и макияжу. Скидка 63% Скидка: 63% Цена: 1860 руб. г. Москва, ул. Большая Семёновская, д. 40 Можно купить до 06.05.2019 Шугаринг или биоэпиляция в 3 салонах «Мастерская красоты»: подмышечных впадин, зоны глубокого […]