Административная ответственность в российской федерации наступает с

Оглавление:

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (ст.ст. 2.1 — 2.10)

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 2.3 КоАП РФ. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

Новая редакция Ст. 2.3 КоАП РФ

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарий к Статье 2.3 КоАП РФ

Комментируемая статья устанавливает минимальный возраст привлечения к административной ответственности физических лиц. При этом следует иметь в виду, что моментом совершения административного правонарушения является момент совершения противоправного действия (бездействия) независимо от момента наступления вредных последствий.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Лицо, совершившее правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, признается несовершеннолетним, и к нему с учетом конкретных данных и обстоятельств дела вместо мер административной ответственности могут быть применены меры, предусмотренные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с послед. изм.), а также другими нормативными актами в этой сфере.

В соответствии с ч. 2 статьи 25.11 КоАП прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним.

Другой комментарий к Ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье устанавливается возраст — 16 лет, по достижении которого лицо может быть привлечено к административной ответственности. Понятно, что это распространяется только на физических лиц. Согласно ч.1 ст.2.3 лицо подлежит административной ответственности, если оно достигло шестнадцати лет к моменту совершения правонарушения. Для сравнения: возраст, предусмотренный для уголовной ответственности, тоже определен в 16 лет, но за некоторые преступления (убийство, похищение человека, изнасилование и ряд др.) к ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста (ст.20 УК).

Административной ответственности подлежит вменяемое лицо (см. комментарий к ст.2.8), достигшее шестнадцатилетнего возраста.

2. Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, т.е. лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. В отличие от КоАП РФ РСФСР новый Кодекс не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних.

Несовершеннолетние являются специальным субъектом административной ответственности. Учитывая конкретные обстоятельства дела и данные о правонарушителе, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить его от административной ответственности и применить к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Порядок образования комиссий и осуществления ими полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В настоящее время названные комиссии действуют на основе Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Административные наказания, назначаемые несовершеннолетнему комиссией, носят воспитательный, профилактический характер. К ним могут быть применены следующие меры: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение; выговор или строгий выговор; возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 1/2 минимального размера оплаты труда; наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия; передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам; направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией; помещение несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение (профессионально-техническое училище). Указанная мера может назначаться условно; испытательный срок при этом составляет один год.

Читайте так же:  Транспортный налог для юридических лиц за 2019 год

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Правила ст. 2.3 посвящены административной ответственности физических лиц.

1) по общему правилу (см. об исключениях ниже) по достижении возраста 16 лет. При этом:

— необходимо, чтобы 16 лет уже исполнилось к моменту совершения административного проступка. В практике возникает вопрос: можно ли привлечь к административной ответственности лицо, которому 16 лет исполнилось именно в день совершения административного правонарушения? Нет, нельзя. Лишь с 0 час. следующего дня считается, что лицо достигло возраста 16 лет и именно с этого момента его можно признавать субъектом административного правонарушения;

— возраст, упомянутый в ч. 1 ст. 2.3, касается и граждан Российской Федерации, и лиц без гражданства, и иностранных граждан (даже если по законодательству иностранного государства этот срок иной);

2) только в случае, если физическое лицо было (в момент совершения административного правонарушения) вменяемым (см. об этом коммент. к ст. 2.8).

2. Применяя правила ч. 2 ст. 2.3, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) они касаются лишь административной ответственности лиц в возрасте от 16 до 18 лет;

2) они исходят из того, что дела об административных правонарушениях, совершенных физическим лицом в возрасте от 16 до 18 лет должны рассматриваться комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом нужно учесть, что комиссии:

рассматривают дела об административных правонарушениях несовершеннолетних;

рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 11.8 (см. коммент. к ней), а также о правонарушениях в области дорожного движения, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение комиссии (см. об этом коммент. к ст. 23.2);

3) они предоставляют комиссии право освободить лиц в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности (указав в постановлении об этом мотивы освобождения от административной ответственности) с одновременным применением к таким лицам мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

3. Принимая решение об освобождении несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обязана учитывать:

— конкретные обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ, наступившие последствия и т.п.);

— данные о самом лице (т.е. склонно ли оно к правонарушениям, учится ли, имеет ли место жительства).

Административная ответственность в российской федерации наступает с

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы административного права ›
  • Что такое административное правонарушение? ›
  • Каков возраст привлечения к административной ответственности?

Каков возраст привлечения к административной ответственности?

Каков возраст привлечения к административной ответственности?

К административной ответственности может быть привлечено лицо, которое к моменту совершения административного правонарушения достигло возраста 16-ти лет. К моменту достижения этого возраста у несовершеннолетних лиц уже есть паспорт, так как его обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются — граждане), достигшие 14-летнего возраста (Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828).

Достижение возраста 16-ти лет не говорит о наступлении совершеннолетия, поскольку способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-ти летнего возраста.

В связи с этим КоАП РФ предоставляет лицам, не достигшим возраста 18-ти лет, некоторые послабления. Так, в отношении несовершеннолетних КоАП РФ предусматривает, что:

а) совершение такими лицами административного правонарушения признается обстоятельством, которое смягчает ответственность;

б) в отношении этих лиц не может применяться такой вид административного наказания как административный арест.

В соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от 16-ти до 18-ти лет, отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Исключение составляют дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), и дела о правонарушениях в области дорожного движения, которые рассматриваются комиссией в случае передачи дела на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом).

Читайте так же:  Увольнение сотрудника прощальное письмо

Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, которое совершено несовершеннолетним, может быть передано указанной комиссией на рассмотрение судьи (п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ);

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16-ти до 18-ти лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ).

К таким мерам могут относиться меры воспитательного воздействия или помещение несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

СТ 2.3 КоАП РФ

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарий к Ст. 2.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В комментируемой статье отражены возрастные особенности физических лиц как субъектов административного правонарушения и определена специфика административной ответственности несовершеннолетних.

2. Несовершеннолетним признается физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет. Таким образом, одним из общих обязательных условий привлечения физического лица к административной ответственности является достижение им на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Аналогичный нижний возрастной предел используется во многих отраслях российского права, в том числе в уголовном, трудовом и гражданском. По мнению законодателя, именно к этому возрасту у человека формируются определенные правовые представления и он в состоянии уяснить и усвоить административно-правовые запреты. Нормативное определение минимального возрастного предела административной ответственности также связано со способностью лица осознавать значение своих действий и руководить ими, т.е. с его вменяемостью. Отсюда вытекает отказ законодателя от привлечения к административной ответственности малолетних и невменяемых (см. комментарий к ст. 2.8 КоАП РФ).

3. Установление возраста несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение, входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении. При этом юридически лицо считается достигшим возраста, с которого наступает административная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с нуля часов следующих суток. Так, если днем рождения является 10 мая 1998 г., то днем совершеннолетия будет считаться 11 мая 2014 г.

Недостижение физическим лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста является обстоятельством, исключающим возможность привлечения его к административной ответственности. В этом случае производство по делу об административном правонарушении в отношении указанного лица не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

4. Установление общего минимального возраста административной ответственности в 16 лет не означает, что это правило обязательно для любого административного правонарушения. В ряде случаев в законе определяется повышенный возраст административной ответственности, который выступает своеобразной характеристикой специального субъекта. Но установление такого возраста регламентируется уже не нормами комментируемой статьи, а нормами статей Особенной части КоАП РФ. Например, достижение 18-летнего возраста требуется для наступления административной ответственности по ст. 6.10 КоАП РФ (вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ), ст. 6.23 КоАП РФ (вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака).

В других случаях административное правонарушение в силу особенностей объекта посягательства и характера противоправного деяния не может быть совершено несовершеннолетним. Например, субъектом административных правонарушений, связанных с проведением выборов и референдумов (ст. ст. 5.6, 5.22 КоАП РФ), может быть только совершеннолетний. Достижение 18-летнего возраста также требуется по всем составам административных правонарушений, субъектами которых являются военнослужащие, лица, занимающие государственную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы.

5. Выражением принципов гуманизма и индивидуализации ответственности является положение ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ, предусматривающее возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности.

Читайте так же:  Льготы ветеранам труда в ижевске

В соответствии с федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») КоАП РФ закрепляет принцип рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемыми при органах местного самоуправления районов и городов.

Правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определен вышеназванным Законом и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967. Особенность функциональной компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит в том, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, они могут подвергнуть указанное лицо административному наказанию либо освободить его от административной ответственности с применением меры воздействия принудительно-воспитательного характера. В соответствии со ст. 18 вышеупомянутого Положения перечень таких мер включает обязанность принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему, получение предупреждения, выговора или строгого выговора, обязанность возместить причиненный ущерб, заплатить штраф и некоторые другие меры. Таким образом, одной из отличительных особенностей административной ответственности несовершеннолетних является возможность их освобождения от административного наказания.

Законом предусмотрены и другие особенности административной ответственности несовершеннолетних, которые вытекают из анализа иных статей КоАП РФ. Так, к несовершеннолетним не применяется административный арест (ч. 2 ст. 3.9); несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим административную ответственность (ч. 1 ст. 4.2), а вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения — обстоятельством, отягчающим административную ответственность (ч. 1 ст. 4.3); производство по делу об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего осуществляется с участием его законных представителей (см. комментарий к ст. 25.3) и прокурора (см. комментарий к ст. 25.11); об административном задержании несовершеннолетнего уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3); несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ч. 3 ст. 27.6); дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Еще статьи:

  • Приказ 209 мвд Приказ МВД России от 23 апреля 2016 г. N 209"Об утверждении Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации" Утвердить прилагаемое Положение о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних […]
  • Гражданский кодекс предпринимательства Статьи Гражданского Кодекса РФ , регламентирующие деятельность индивидуального предпринимателя Выдержки и комментарии к Гражданскому Кодексу Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина 1. В комментируемой статье отражена специфика правового статуса граждан, занимающихся […]
  • Образец приказ о назначении контрактного управляющего по 44-фз образец Образец приказ о назначении контрактного управляющего по 44-фз образец муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя общеобразовательная школа» ПРИКАЗ от 29 марта 2014 года № 35 О назначении ответственного за осуществление закупок (контрактного […]
  • В какой суд подается заявление о разводе Подсудность дел о разводе Не всегда брак можно расторгнуть в административном порядке, подав соответствующе заявление в органы ЗАГС. Семейный кодекс, в своей статье 21 (далее – ст.), определяет основания, при которых процедура развода происходит исключительно путем обращения в судебные […]
  • Приказ минобрнауки от 20082012 623 Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на […]
  • Приказ министерства здравоохранения 311 Приказ Минздрава России от 23.05.2016 N 311 "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. N 1163 "Об осуществлении федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения […]