Амстердамский договор 1999

Categorized | На пути к Союзу с единой политикой и единой валютой

Амстердамский, Ниццский и Лиссабонский договоры

В 1995 г. происходит четвертое расширение Европейского союза в результате вступления в него Австрии, Финляндии и Швеции. Планируется прием новых членов (страны Восточной Европы). В связи с этим возникает необходимость реформирования основных органов Союза В марте 1996 г. в Турине открывается межправительственная конференция, в которой приняли участие главы государств и правительств 11ятнадцатм европейских стран. Итогом этой конференции, стало подписание 16-17 нюня 1997 г. Амстердамского договора.

Этот договор, заложивший новый камень в европейское строительство, признан, тем не менее, неудачным, поскольку в нем так и не удалось сформулировать назревшие изменения, в особенности в части положений о системе европейской коллективной безопасности.

Основные положения Амстердамского договора:

— определение «свободного, безопасного юридического пространства» (третья составляющая Маастрихтского договора); интеграция Шенгенских соглашений;

— принятие принципа продвинутого сотрудничества, согласно которому государства могут развивать двусторонние отношения, не привлекая остальные пятнадцать стран;

— повышение роли Европейского парламента, призванное ликвидировать отмечаемый всеми дефицит демократии институтов Европейского союза.

Амстердамский договор включил и некоторый «социальный заказ», приняв статью о рабочих местах. Амстердамский договор вступил в действие 1 мая 1999 г. Поскольку его результаты не удовлетворили большинство экспертов, новая межправительственная конференция была назначена на февраль 2000 г. На ней были обсуждены основные положения Ниццкого договора (подписан в декабре 2000 г., вступил в силу с 26 февраля 2001 г.). Ниццкий договор углубил и изменил ряд положений первых двух документов, предусмотрев ответственность при голосовании в Совете министров, дальнейшее расширений функции Европейского парламента, и добавил еще несколько пунктов к перечню решении, которые можно принимать квалифицированным большинством голосов, в 2007-2009 гг. — Словения. Кипр, Мальта и Словакия

Амстердамский договор: первая реформа Европейского Союза.

Особенно важное значение имело закрепление в Амстердамском договоре так называемых «общих принципов европейского права». В отличие от существовавших ранее принципов правоприменения (прямого действия и приоритета норм европейского права, субсидиарности), «общие принципы» носили только доктринальный характер. В тексте Амстердамского договора они трактовались как «принципы, которые являются общими для государств-членов». По содержанию «общие принципы» также являлись совершенно универсальными. В их состав вошли принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, правового государства (в англоязычной версии — «господства права»). Но Суд Европейских Сообществ в обосновании своих решений вскоре начал формулировать и новые «общие принципы» — принцип пропорциональности (действия властей строго пропорциональны поставленным целям и не более), принцип правовой определенности (недопустимость обратной силы норм права), процессуальные принципы (в модальности «прав»: право на юридическую помощь; на конфиденциальность информации, предоставленной адвокату; на «выражение своего мнения»). Характерно, что Суд заявил о своем праве формулировать «общие принципы» на основе не только расширительного толкования учредительного договора Евросоюза, но и «конституционных традиций» стран-участниц, а также принципов естественного права. Подобные новации имели огромное доктринальное значение. Не случайно, что юристы сразу начали называть «общие принципы» конституционными принципами Евросоюза.

Система правоотношений, выстраиваемых на основе подобных «общих принципов», уже не могла рассматриваться как прямое делегирование субъектности (части национального суверенитета) Евросоюзу со стороны стран-участниц. Неизбежно должно было последовать признание суверенности всего европейского гражданского общества, а не отдельных стран и народов. Тем самым, каждый европеец должен был рассматриваться как представитель сразу двух сообществ, имеющих право на самоопределение и способных создавать систему публичной власти, — национального и европейского. Все это становилось достаточным обоснованием возможности собственного конституционного строительства в Евросоюзе. И, хотя такой радикальный вывод пока еше не был сделан, Амстердамский договор внес важную лепту в оформление общеевропейского правового пространства. В его текст был включен Протокол об интеграции шенгенских правил в право Сообщества и Протокол о порядке предоставления политического убежища в ЕС гражданам стран-участниц Евросоюза. Часть компетенции СПВД перешла к Сообществу, благодаря чему Евросоюз получил полномочия издавать нормативные акты прямого действия по вопросам уголовного права и процесса. Сама идея «свободного пространства» получила новый ракурс — свобода передвижения людей оказалась связана не с «движением капиталов и услуг», т.е. возможностью заниматься профессиональной деятельностью в любой стране Евросоюза, а с личной безопасностью и полной правовой защитой при проживании в любой стране. Тем самым европейское гражданство действительно превращалось в наднациональное. Немаловажно в этом плане, что Амстердамский договор включил особое «Соглашение о социальной политике». Пока оно строилось лишь на основе приверженности принципам Европейской социальной хартии 1961 г. и Хартии основных социальных прав трудящихся 1989 г. (т.е. универсального спектра основных прав человека). Но был сделан первый шаг к вводу в учредительные договоры Евросоюза самого института прав человека, который традиционно рассматривался в качестве «святая святых» национального права.

Расширение компетенции Сообщества делало необходимым продолжение его институциональной реформы. При подготовке Амстердамского договора этот вопрос вызывал бурные дискуссии. Однако в итоге поправки оказались весьма незначительными. Была усилена роль Европейского парламента в процессе обсуждения состава Еврокомиссии, за председателем Еврокомиссии закреплена функция политического руководства (что превращало Еврокомиссию в более сплоченную «команду»), в составе Совета вводился пост Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, который совмещается с должностью Генерального секретаря Совета, расширена область применения процедуры «совместного решения» Совета и Парламента. Вместе с тем Амстердамский договор не решил целый ряд проблем, которые должны были возникнуть по мере расширения состава Евросоюза. Так, например, при дальнейшем увеличении числа небольших стран-участниц прежний порядок голосования в Европейском Совете создавал возможность принятия решений, требующих квалифицированного большинства голосов, членами Совета, представляющими меньшую часть граждан стран-участниц Союза. Сохранение правила о представительстве в Еврокомиссии по одному члену от каждой страны-участницы грозило постоянно расширять состав этого органа. Явно требовал пересмотра и порядок формирования Еврокомиссии, согласно которому в состав включается один гражданин от каждой страны-участницы. Амстердамский договор не решал проблему Суда, действия которого по-прежнему формально были ограничены компетенцией Сообщества, а организационная структура не позволяла справляться с возросшими полномочиями.

Отчасти остроту нерешенных институциональных проблем должен был снять ввод Амстердамским доювором принципа «продвинутого сотрудничества». Идея «интеграции разных скоростей» начала обсуждаться еще в 1970-х гг. Первыми примерами такой практики стали неединовременное присоединение стран Евросоюза к «зоне евро» и отказ некоторых стран от участия в Шенгенских соглашениях. Но первоначально такие действия воспринимались в качестве своего рода временной отсрочки, мотивированного отступления от «общей стратегии». Закрепление понятия «продвинутого сотрудничества» в Амстердамском договоре перевело проблему в совершенно иную плоскость — дифференцированное сотрудничество стало рассматриваться в качестве способа ускорения интеграции, незамедленной адаптации к ней отдельных стран.

Ряд важных новаций Амстердамский договор внес в системы ОВПБ и СПВД. Европейский Совет был наделен полномочиями «определять принципы и основные направления Общей внешней политики и политики безопасности, в том числе по вопросам, имеющим оборонное значение». Соответственно к компетенции ОВПБ были отнесены все вопросы безопасности. Совет от имени Евросоюза был уполномочен «заключать соглашение с одним или несколькими государствами или международными организациями». Это означало признание за Евросоюзом собственной международной правосубъектности. Одновременно оговаривалась «возможность интеграции ЗЕС в Евросоюз, если Европейский Совет примет такое решение». Был усилен и сам механизм осуществления ОВПБ. Наряду с «совместными действиями» и «общими позициями» была введена практика выработки «общих стратегий». Амстердамский договор установил, что Европейский Совет уполномочен «вырабатывать общие стратегии, которые реализуются Союзом в тех областях, в которых государства-члены имеют важные обшие интересы». «Обшая стратегия» представляет собой документ, в котором определяется план действий Евросоюза в отношении конкретных стран или регионов планеты. Действия, вытекающие из «общей стратегии», являются обязательными для дипломатии всех стран-участниц Евросоюза. Разработка «общих стратегий» стала одной из функций Генерального секретаря Европейского Совета.

Уже в период ратификации Амстердамского договора британская дипломатия выступила с важной инициативой. Правительство Э. Блэра предложило активизировать усилия по формированию общей европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). Саммит Европейского Совета в Портшахе в октябре 1998 г. поддержал это предложение и высказался за развитие самостоятельных вооруженных сил ЗЕС/ЕС, а также модернизацию европейской военной промышленности. Вашингтонский саммит НАТО в апреле 1999 г. также выразил поддержку «решимости Европейского Союза обладать способностью самостоятельных действий, предполагающей принятие решений и утверждение военных акций тогда, когда альянс как таковой не задействован». В июне и декабре 1999 г. Кельнский и Хельсинкский саммиты Европейского Совета заложили основы новой институциональной структуры ОВПБ/ЕПБО. Был учрежден институт Высокого представителя по ОВПБ / Генерального секретаря Совета (ВП/ГС). На этот пост был избран бывший Генеральный секретарь НАТО X. Солана, приступивший к своим обязанностям 18 октября 1999 г. Он же стал Генеральным секретарем ЗЕС. Были созданы Комитет по вопросам политики и безопасности и вырабатывающий для него рекомендации Военный комитет, а также Военный штаб, выполняющий функции военно-оперативного планирования и экспертизы. Параллельно был создан Комитет по гражданским аспектам кризисного управления. В том же 1999 г. Европейский Совет утвердил франко-британскую инициативу по созданию европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР) для проведения гуманитарных и миротворческих акций, а также датско-нидерландскую инициативу по формированию Европейского полицейского корпуса (ЕПК). В мае 2000 г. Совет ЗЕС одобрил решение о передаче ЕС «процедур и концептуальных разработок в сфере кризисного управления», а также ряда структур ЗЕС, которые могли быть использованы для развертывания ЕСБР. В июне 2000 г. саммит Европейского Совета в Фейра разработал практические меры по формированию гражданской полиции как невоенных сил кризисного реагирования.

Читайте так же:  Стовел джим наследство есть вещи важнее денег

В соответствии с Амстердамским договором была значительно пересмотрена европейская система сотрудничества в области правосудия и внутренних дел. Вместо прежнего названия СПВД она стала именоваться Сотрудничеством полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО). Компетенция «третьей опоры» была ограничена исключительно вопросами борьбы с преступностью (вопросы правосудия по гражданским делам, убежища, а также визовая, иммиграционная политика перешли в ведение Европейского сообщества). Но общая значимость сотрудничества в уголовно-правовой сфере значительно выросла. Евросоюз получил право издавать через Европейский Совет нормативные акты по вопросам уголовного права и процесса. К ним были отнесены «рамочные решения», выступающие в качестве основы правоохранительного законодательства, а также «решения» по конкретным вопросам. Кроме того, у Европейского Совета сохранились полномочия по изданию «общих позиций», не содержащих юридических норм в правоохранительной сфере, и разработке конвенций между государствами-членами по правоохранительной проблематике. Все эти разновидности норм и решений не обладали правом «прямого действия», т.е. для возложения юридических обязанностей непосредственно на граждан и юридических лиц требовалось создание соответствующих норм национального права. Но одновременно «третья опора» была включена в сферу юрисдикции Суда Европейских сообществ, что открывало возможность наднационального регулирования и в этой сфере.

Принципы сотрудничества в сфере СПСО были уточнены на саммите Европейского Совета в Тампере в октябре 1999 г. В итоговом документе саммита, получившем название «Вехи Тампере», была подтверждена особая значимость системы безопасности как одного из ключевых компонентов «европейского правового пространства». Участники саммита признали необходимость конвергенции правоохранительных систем стран Евросоюза, в том числе обеспечения права граждан обращаться на равных условиях в суд в любой стране Евросоюза, разработки принципов взаимного признания странами-участницами решений национальных судов, унификации процессуальных норм уголовного права. Особое значение было придано борьбе с организованной преступностью, распространением наркотиков, нелегальной иммиграцией. Для обеспечения этих мер было принято решение о создании специального ведомства Евроюст в составе прокуроров национальных государств, судей и офицеров полиции высокого ранга — своего рода прообраз Европейской генеральной прокуратуры. В то же время Европейский Совет призвал к соблюдению прав иммигрантов, проживающих на легальных основаниях, и подтвердил преимущественные полномочия в этой сфере Европейского Сообщества, а не органов СПСО. Политическая декларация «Вехи Тампере» получила практическое воплощение в решениях заседания Совета министров внутренних дел и юстиции в декабре 1999 г. в Брюсселе, по итогам которого была принята комплексная программа «Брюссель-1». Сохранил свое действие и Пакт по борьбе с организованной преступностью, заключенный Советом министров внутренних дел и юстиции при участии министров стран-кандидатов на вступление в Евросоюз в мае 1998 г.

Амстердамский договор

Treaty of Amsterdam

Амстердамский договор Treaty of Amsterdam Амстердамский договор стал результатом Межправительственной конференции, инициированной на заседании Европейского Совета в Турине 29 марта 1996 г. Этот договор был принят на заседании Европейского Совета в Амстердаме 16–17 июня 1997 г. и подписан 2 октября 1997 г. министрами иностранных дел пятнадцати государств ЕС. Договор вступил в силу 1 мая 1999 г. (в первый день второго месяца со дня депонирования последней ратификационной грамоты), после того как все государства-члены согласно их конституционно-правовым предписаниям его ратифицировали. Амстердамский договор внес изменения в положения Договора о Европейском Союзе, Договора о создании Европейских Сообществ и некоторых связанных с этими договорами правовых актов. Так, были приняты положения о политике Сообщества в сфере занятости и обобществлены некоторые части сферы правосудия и внутренних дел; была пересмотрена общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ); были расширены полномочия Европейского Парламента; наконец, была предусмотрена возможность расширенного сотрудничества между отдельными государствами-членами. Амстердамский договор не заменил собой прочие договоры, но дополнил их. стал результатом Межправительственной конференции, инициированной на заседании Европейского Совета в Турине 29 марта 1996 г. Этот договор был принят на заседании Европейского Совета в Амстердаме 16–17 июня 1997 г. и подписан 2 октября 1997 г. министрами иностранных дел пятнадцати государств ЕС. Договор вступил в силу 1 мая 1999 г. (в первый день второго месяца со дня депонирования последней ратификационной грамоты), после того как все государства-члены согласно их конституционно-правовым предписаниям его ратифицировали.

Амстердамский договор внес изменения в положения Договора о Европейском Союзе, Договора о создании Европейских Сообществ и некоторых связанных с этими договорами правовых актов. Так, были приняты положения о политике Сообщества в сфере занятости и обобществлены некоторые части сферы правосудия и внутренних дел; была пересмотрена общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ); были расширены полномочия Европейского Парламента; наконец, была предусмотрена возможность расширенного сотрудничества между отдельными государствами-членами. Амстердамский договор не заменил собой прочие договоры, но дополнил их.

Будьте в курсе последних новостей нашего сайта!

Амстердамский договор 1999

Амстердамский договор – один из основных (наряду с Договором об учреждении Европейского экономического сообщества , Маастрихстским договором , Единым европейским актом и некоторыми другими договорами и соглашениями) документов, определяющих рамки, содержание и структуру пространственного развития по линии Европейского союза .

Амстердамский договор – новый текст Договора о Европейском Союзе — является результатом Межправительственной конференции (Intergovernmental Conference), проводимой с Европейского совета (European Council) в Турине 29 марта 1996 года. Договор был одобрен и принят в Амстердаме Европейским советом 16 — 17 июня 1997 года и подписан министрами иностранных дел из пятнадцати государств — членов Европейского союза 2 октября 1997 года. Договор вступил в силу 1 мая 1999 года (первый день второго месяца после ратификации последним государством — членом) после ратификации всеми государствами — членами в соответствии с их соответственными конституционными требованиями. С юридической точки зрения, Договор исправляет некоторые положения Договора о Европейском Союзе (т.е. Маастрихтского договора), Договоров об учреждении Европейских Сообществ и некоторых связанных с этим актов. Амстердамский договор не является документом, отменяющим другие договоры и соглашения, и дополняет их.

Задача обновления договора по ЕС возникала неоднократно. Еще во время разработки Маастрихтского договора (1990, подписание в 1992) возникла проблема невозможности отразить в учредительных документах решения по определенным вопросам вследствие возражений некоторых государств. Это произошло, например, в отношении Экономического и валютного союза (ЭВС) и социальной политики со стороны Великобритании (были созданы специальные протоколы к Договору о Европейском союзе). Подобные случаи вылились в концепцию развития Европы “многих скоростей” (multi-speed), согласно которой допускалась возможность “усиленного” сотрудничества внутри ЕС отдельной группы заинтересованных государств-членов по определенному кругу вопросов. Организационным эталоном можно считать Шенгенское соглашение, положения которого были включены в учредительные документы ЕС в результате принятия Амстердамского договора. Опасения же вызывали жесткость каркаса и целостность самой структуры при расширении ЕС в будущем. По этой линии в основу текста Амстердамского договора легла концепция стран Бенилюкс, представляющая промежуточный вариант между позициями Великобритании и Германии с Францией. Было выделено несколько критериев, соблюдение которых определяет “усиленное” сотрудничество.

Амстердамский договор принимает особое значение в свете проблемы расширения ЕС. В.А. Астапенко (проректор по международным связям Белорусского государственного университета) считает, что “ в результате принятия Амстердамского договора 15 государств-членов ЕС зарезервировали возможность реализации более тесного сотрудничества в условиях, когда Европейский союз будет решать вопрос о приеме новых стран, которые могут оказаться не готовыми к полному выполнению всех обязательств, вытекающих из членства. Вот тогда-то и может сработать тезис о Европе “двух скоростей”, т. е. новые члены Союза будут поставлены перед фактом принятия решений о более тесном сотрудничестве “старожилов” ЕС, которые будут иметь правовую основу для дальнейшего развития ускоренными темпами и смогут тем самым защитить себя от возможных негативных последствий расширения Союза”. (Астапенко В.А. Новые положение Амстердамского договора 1997 года о более тесном сотрудничестве государств – участников ЕС // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. №3.)

Читайте так же:  Нотариус революционная уфа

В отношении пространственного развития Амстердамский договор упоминается в “Перспективе европейского пространственного развития” (ESDP). Так, в пункте 27 отмечается, что соглашения и договоры по созданию и развитию Европейского Союза повлекли за собой формирование ряда политик с “пространственным воздействием”, т.е. политик пространственного развития . В этой связи несомненно, что определенные меры и инструменты Сообщества могут изменять и изменяют пространственную структуру территории ЕС и влияют на возможности экономической и социальной сфер, определяют типы землепользования и ландшафтов. Кроме этого, определенные меры “могут влиять на конкурентоспособное расположение или пространственное значение города или региона в пределах европейской экономической системы и модели расселения”.

В пункте 29 ESDP, в связи с выделением понятия устойчивого развития в качестве одной из главных целей пространственного развития в Европе, присутствует ссылка на Амстердамский договор: “ В Амстердамском договоре, заключенном 2 октября 1997 года, гармоничное, сбалансированное и устойчивое развитие подтверждено в качестве необходимой цели Европейского Сообщества. Задачу государств — членов и Сообщества, в рамках их соответствующих компетенций, составляет содействие социальному и территориальному единству. Статья 2 Амстердамского договора подчеркивает значение защиты окружающей среды и усовершенствования качества окружающей среды как задач Сообщества”.

В пункте 50 ESDP Амстердамский договор упоминается в связи с политикой в области защиты окружающей среды: “Амстердамский договор также подчеркнул важность проблем окружающей среды и потребности объединить требования защиты окружающей среды в выполнении политики Сообщества и действия со специальным вниманием к продвижению устойчивого развития”.

В пункте 60 (раздела 2.3) ESDP указывается, что уделение внимания и оказание помощи определенным регионам, в частности островным областям и ультрапериферийным районам (французские заморские владения, Азоры, Мадейра, Канарские острова), регулируются соответственно Статьей 130 и Статьей 299-2 Амстердамского договора.

В текстах по пространственному развитию по линии Совета Европы Амстердамский договор, равно как другие документы Европейского союза, упоминается сравнительно редко.

1.7 Амстердамский договор и эволюция Европейского союза

Трудности, возникающие при применении Маастрихтского договора, и территориальное расширение ЕС[19] обусловили процесс разработки и внесения изменений в учредительные документы ЕС. Для этой цели в 1996 г.

Новый договор был подписан в Амстердаме 2 октября 1997 г и вступил в силу с 1 мая 1999 г. после ратификации его всеми государствами-участниками. Амстердамский договор существенно дополняет и развивает положения Маастрихтского договора, в частности расширяет сферу деятельности ЕС в области гражданских прав и занятости, социальной политики, охраны окружающей среды.

Амстердамский договор предусматривает следующие новые положения:

а) осуществление в течение пятилетнего периода мер, обеспечивающих свободное передвижение граждан государств-членов в рамках ЕС;

б) обязательство государств-членов соблюдать принципы демократии, прав человека и приоритета законности;

в) активизацию социальной политики ЕС, защиту интересов потребителей;

г) формирование общей политики безопасности и обороны, чему должна способствовать интеграция ЕС и Западноевропейского союза;

д) расширение межправительственного сотрудничества в области борьбы с преступностью, терроризмом, торговлей людьми, наркобизнесом, коррупцией и контрабандой, расизмом и ксенофобией;

е) повышение роли Европарламента в принятии решений и формировании законодательства ЕС.

Центральное место среди положений Амстердамского договора занимают положения, направленные на создание пространства свободы, демократии и законности. Развитию демократических начал должны служить открытость и прозрачность принимаемых институтами и органами ЕС решений. Достижению этой цели призваны способствовать:

– изменения касательно порядка принятия нормативно-правовых актов ЕС:

1) уточняются и получают распространение две основные процедуры принятия решений, предусматривающие активное участие Европарламента в законодательном процессе – процедура сотрудничества (решение принимается Советом ЕС по инициативе Комиссии после обсуждения с Европарламентом) и процедура совместного принятия решений (решение принимается Советом ЕС совместно с Европарламентом);

2) расширяется перечень вопросов, по которым решения в Совете ЕС принимаются квалифицированным большинством;

– положения о возможности наложения санкций на государство – участника ЕС, допускающее серьезное неоднократное нарушение основополагающих начал построения и функционирования ЕС: Совет ЕС может принять решение о приостановлении в отношении государства-нарушителя некоторых прав, вытекающих из учредительных договоров;

– положения о коммунитаризации Шенгенских соглашений, т.

– уточнения принципов субсидиарности и пропорциональности.

Амстердамский договор вносит ряд изменений и уточнений в механизм осуществления совместной внешней политики и политики безопасности, детализирует порядок определения общих внешнеполитических принципов ориентации и выработки общей позиции принятия совместных решений и их реализации. Несколько расширяется участие Комиссии в осуществлении конкретных внешнеполитических решений. Предусматривается некоторая корректировка правового статуса аппарата, разрабатывающего и обеспечивающего исполнение решений во внешнеполитической сфере, в частности изменяются функции и полномочия Генерального секретаря Совета. Создается Политический комитет, объединяющий руководителей политических департаментов министерств и ведомств иностранных дел государств-участников. Наконец, учреждается пост Верховного представителя ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. И хотя Амстердамский договор не содержит детальной регламентации его полномочий, на практике Верховный представитель принимал активное участие в подготовке, формулировании и исполнении решений в области общей внешней политики и политики безопасности.

Таким образом, Амстердамский договор содержит принципиально важные положения, направленные на углубление и расширение сотрудничества государств-участников в рамках Европейских сообществ и Европейского союза. Вместе с тем в Амстердамском договоре не находится места институциональной реформе, необходимой в связи с грядущим расширением ЕС. В ходе работы над Амстердамским договором выявились серьезные разногласия между государствами-членами по вопросу реформирования институтов ЕС. Для их преодоления было решено созвать новую межправительственную конференцию, которой поручалось до вступления в ЕС новых членов[20] подготовить договор, изменяющий действовавшую институциональную структуру.

Амстердамский договор

Следующим этапом эволюции интеграционного процесса явился Амстердамский договор (октябрь 1997 г.), основные положения которого заключаются в следующем:

  • • ЕС был объявлен пространством свободы, безопасности, справедливости, и именно поэтому механизм Шенгенского «Соглашения о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах сообщества» был инкорпорирован в юридический и институциональный механизм союза. Вопросы внутренней безопасности остались в исключительном ведении национальных государств, Великобритания, Ирландия и Дания получили право не участвовать в новой системе;
  • • были установлены обязанности всех государств-членов строго соблюдать и охранять фундаментальные права человека, предотвращать любую дискриминацию; пострадавшие граждане имеют право на юридическую защиту со стороны Суда ЕС;
  • • значительно повышена роль Европейского Парламента (ЕП);
  • • развиты и уточнены принципы субсидиарности и траспарентности; провозглашено право каждого гражданина получать любую информацию от институтов ЕС;
  • • дана новая редакция положений, касающихся охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителя, сотрудничества правоохранительных органов, борьбы с мошенничеством и т.п.;
  • • более определенно сформированы сферы правосудия и полицейского сотрудничества по уголовным делам;
  • • введен пост Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

Конституционный акт

Первоначально ЕС намеревался принять единую конституцию, на разработку которой под председательством бывшего президента Франции ушло много лет. Но ее не удалось принять, так как референдум, проведенный во Франции и Нидерландах, не собрал необходимого большинства. Тогда была принята другая тактика: внести в действующие основные документы фундаментальные изменения и объявить их в своей совокупности единым конституционным актом ЕС. В 2007 г. в Лиссабоне был подписан Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества (Договор о реформе ЕС). Новый договор внес существенные изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор (1992 г.) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (1957 г.). В результате Договор о реформе перестал существовать как единый текст, все изменения сведены в три перечисленных выше основных документа, которые в своей совокупности стали рассматриваться как единый конституционный акт ЕС.

Европейский союз превратился в субъект права, т.е. отныне ЕС получил право заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырех случаях:

  • • если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС;
  • • если того требует достижение целей, означенных в договорах;
  • • если того требует юридически обязательный документ ЕС;
  • • если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их».

Государства-члены сохранили свое право заключать любой международный договор, но при условии, если он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции союза.

Причины и главные цели создания ЕВС

Идея создания единой валюты в Европе существовала издавна, со времен Средневековья. Однако с особой остротой этот вопрос встал после Второй мировой войны, которая нанесла серьезный удар по международной валютной системе. В середине XX в. впервые в современной истории Европа оказалась без мировой валюты: послевоенная Бреттон-Вудская модель международной валютной системы базировалась на долларе США, который еще в 1930-е гг. вытеснил с лидирующих позиций британский фунт стерлингов. В 1950 г. был создан Европейский платежный союз (ЕПС), в который вошли: ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, Австрия, Италия, Греция, Португалия и Турция. Впоследствии ЕПС был преобразован в Европейское валютное соглашение. В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), положивший начало европейской экономической интеграции.

Читайте так же:  Договор подряда перечень документов

В то же время первые реальные предпосылки полноценного валютного сотрудничества появились с подписанием 25 марта 1957 г. Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Экономическое объединение Европы всей логикой своего развития вело к необходимости наличия единых денежных знаков, и уже в 1962 г. Комиссия ЕЭС выдвинула для этих стран идею единой валюты.

В декабре 1969 г. на Европейском совете в Гааге впервые цель создания Европейского валютного союза была переведена в практическую плоскость. В октябре 1970 г. появился так называемый план «Венера», в котором была сформулирована концепция перехода к валютному союзу через необратимую взаимную конвертируемость национальных валют, полную либерализацию движения капиталов, установление твердых (неизменных) валютных курсов и замену национальных валют единой европейской валютой к 1980 г. Однако плану «Венера» не суждено было сбыться: препятствия возникли в сферах экономической политики, а также из-за разных представлений об основах экономической модели развития среди стран — членов ЕЭС.

В апреле 1975 г. была введена европейская расчетная единица — ЕРЕ (European unit of account — EUA), курс которой зависел уже не от доллара, а от рыночной стоимости составляющих ее европейских валют. Эта единица использовалась в межгосударственных расчетах и бюджете ЕЭС, в операциях Европейского инвестиционного банка.

В 1977 г. идея валютного союза была вновь реанимирована канцлером ФРГ Г. Шмидтом и президентом Франции В. Жискар д’Эстеном и поддержана тогдашним председателем Комиссии ЕС Р. Дженкинсоном. На сессии Европейского совета 5—6 декабря 1978 г. в Брюсселе было принято решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС). В итоге 13 марта 1979 г. появилась европейская расчетная валютная единица «экю» (European currency unit — ECU) и, лежащая на ее основе, Европейская валютная система (ЕВС). Важной положительной особенностью ЕВС было то, что она включала в свой состав все страны ЕЭС.

Основные цели, которые были поставлены Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) перед объединенным Европейским валютным союзом:

  • • обеспечение достижения экономической интеграции;
  • • создание зоны европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандарте;
  • • ограждение рынка от экспансии доллара;
  • • сближение экономических и финансовых политик стран — участниц ЕЭС.

Формирование и развитие Европейского союза — это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс продолжается и сегодня: ЕС постоянно расширяется — к концу первого десятилетия XXI в. к 15 членам сообщества добавились еще 12 государств; не исключено, что расширение ЕС будет иметь место и в дальнейшем. Растет и валютный союз европейских государств. И хотя не все члены ЕС перешли в настоящий момента на евро, многие собираются присоединиться к валютному союзу в ближайшее десятилетие.

Основным результатом образования Европейского союза стало создание для более чем 370 млн европейцев единого рынка, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие, как облегчение взаиморасчетов между странами-участ- ницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая могла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках.

Итак, с точки зрения исторической эволюции Европейского валютного союза (ЕВС), можно выделить семь этапов интеграции входящих в него государств:

  • • 1-й этап (1947—1957 гг.) — начало европейской экономической интеграции, учреждение Европейского платежного союза;
  • • 2-й этап (1957—1974 гг.) — создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС), план «Венера»;
  • • 3-й этап (1974—1985 гг.) — ввод первой европейской расчетной единицы — ЕРЕ (European unit of account — EUA), решение о создании Европейской валютной системы, появление европейской валютной единицы ЭКЮ (European currency unit — ECU);
  • • 4-й этап (1985—1992 гг.) — разработка и утверждение меморандума «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка»;
  • • 5-й этап (1992—1999 гг.) — подписание Маастрихтского договора, определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе, создание Европейского валютного института, разработка и реализация плана введения евро;
  • • 6-й этап (1999—2007 гг.) — введение евро в безналичный оборот, разработка и реализация плана присоединения к валютному союзу новых стран, создание зоны евро;
  • • 7-й этап (2008—2012 гг.) — кризис ЕС и евро, поиски выхода из тупика.

Подготовительный процесс по переводу множества национальных денежных единиц на единую обменную валюту был сопряжен с огромными трудностями, сложнейшим процессом, связанным с точными расчетами, созданием механизмов, обеспечивающих денежные ситуации в сотнях тысяч городов и населенных пунктов объединенной Европы. Это была, несомненно, уникальная, гигантская операция, опирающаяся на тщательные расчеты и опыт огромного числа европейских специалистов. Соблюдение пределов валютных курсов должно было обеспечиваться путем регулирования на валютных рынках посредством массы ресурсов ЭКЮ, предоставляемых в распоряжение стран — членов ЕС — после внесения в общий фонд 20% золотых и 20% остальных резервов, первоначально составлявших 25 млрд долл. США. В том случае, если отдельные страны оказывались не в состоянии сохранить свой валютный курс в рамках определенного диапазона, валютные курсы изменялись путем девальвации или ревальвации валют, а тем самым изменялась и главная норма ЭКЮ для отдельных валют. С момента создания ЭКЮ было проведено несколько таких изменений (например, марки ФРГ — в сторону повышения, франка Франции — в сторону понижения и т.д.).

Следует отметить, что одна из важных причин возникновения этой наднациональной валютной единицы состояла в том, что американский доллар, призванный в международной экономической и валютной сфере заменить золото, не представлялся надежным и универсальным средством, способным определять реальные стоимости в процессе обращения. Именно поэтому, по идее конструкторов новой валюты, эту роль в рамках ЕС должна была играть европейская валютная единица. Она должна была освободить ЕВС от возможных необратимых колебаний единственной, по существу, национальной, американской валюты и от доминирования политики одной страны, как это, собственно, вытекало из Бреттон-Вудской системы, базировавшейся на американском долларе. Таким образом, создавалась не простая денежная единица, а реально функционирующая валюта, на которой должна была основываться вся денежно-валютная система ЕС, позволяющая ей, по замыслу разработчиков, стать относительно независимой от американского доллара.

Еще статьи:

  • Приказ 1190 мвд Приказ МВД России от 10 октября 2013 г. N 830 "Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, группе) НЦБ Интерпола территориального органа МВД России на региональном уровне и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России" Приказ МВД России от 10 октября 2013 […]
  • Ликвидация лукойл-гарант Решение Арбитражного Суда г. Москвы от 27 сентября 2001 г. N А40-15139/01-65-94 Суд принял обоснованное решение о ликвидации ЗАО, поскольку сумма чистых активов общества-ответчика на протяжении трех последних лет имеет отрицательную величину, что является достаточным основанием для его […]
  • Часто болеющий ребенок льготы Часто болеющий ребенок льготы 11 июля 2011, 23:20 16 августа 2011 Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 6.2 Федерального закона Российской […]
  • Приказ мвд 569 подразделение по делам несовершеннолетних ПРИКАЗ МВД РФ от 26.05.2000 N 569 (ред. от 06.04.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ" Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при […]
  • Лицензия банка на работу с драгоценными металлами Лицензия банка на работу с драгоценными металлами ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 3 декабря 1996 года N 367 О порядке выдачи лицензии на осуществлениеопераций с драгоценными металлами (с изменениями на 30 ноября 2000 […]
  • Договор купли-продажи квартиры два продавца двум покупателям Договор купли – продажи квартиры* Город Москва, второе октября две тысячи одиннадцатого года Мы, гражданин РФ Иванов Иван Иванович , пол: мужской , год прождения: 03 апреля 1970 года , место рождения: город Москва , зарегистрированный по адресу: город Москва, Мичуринский проспект, дом 6, […]