Белая растаможка это

«Серые схемы» и работа по-белому

Когда выгодна честность?

К сожалению, реалии отечественного бизнеса таковы, что большинство участников ВЭД считают «серую» схему

НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ АКСИОМ таможенного оформления наиболее оптимальной и выгодной. Несмотря на то, что в случае возникновения у таможни претензий при таком «формате» отношений отстоять свой груз в большинстве случаев будет просто невозможно.

С одной стороны, применение подобных приемов позволяет уменьшить таможенные платежи путем замены инвойсов на границе, изменения кода ТН ВЭД. С другой — использование «серой» схемы обычно подразумевает вступление импортера в своего рода сговор с руководством таможенного поста. Как правило, сам этот пост бывает прекрасно осведомлен о «цвете» оформляемой партии, но, будучи в доле, закрывает глаза не только на замену документов, по которым производится оформление, но и на более мелкие огрехи, которые практически всегда встречаются при импортной поставке (особенно если она осуществляется первый раз).

Импортер, проводящий оформление по «серой» схеме, автоматически лишается головной боли: проверки документов перед отгрузкой и согласований с поставщиком на предмет соответствия требованиям российской таможни. Также он застрахован от затягивания сроков оформления из-за предоставления неверно заполненных бумаг, что в конечном счете может вылиться в простой машины или дополнительные расходы по хранению груза на СВХ. Сотрудники поста же сами заинтересованы в том, чтобы побыстрее избавиться от подобной машины. Поэтому документы «серых» импортеров прогоняются без очереди, зачастую в обход «белых» участников ВЭД.

«Серая» схема таможенного оформления позволяет экономить:

деньги на: 1) таможенных платежах и пошлинах; 2) оплате грамотного специалиста по ВЭД; 3) дополнительных расходах, связанных с выгрузкой и хранением на СВХ; 4) простое автомашины и проч.;

время на: 1) «прорабатывании» поставки; 2) согласовании вида и перечня документов с таможенными органами, транспортными компаниями, поставщиками; 3) самой процедуре таможенного оформления.

Надо заметить, что таможенные посты за «серые» поставки берутся охотно, а вот заставить их растаможить правильно оформленный груз по «белой» схеме иногда составляет большого труда. Особенно если поставка имеет некую «изюминку», требующую хорошего знания таможенного законодательства, и несколько отличается от привычной для таможенников схемы. Мне известен случай, когда таможенный пост откровенно вынуждал «чистую» компанию проходить таможню «всерую», так как поставка была сопряжена с некоторыми сложностями. Пришлось фирме задействовать собственные связи на самом высоком уровне вплоть до МВД, чтобы партию все-таки приняли к оформлению.

КУРС НА «ВЫБЕЛИВАНИЕ»

Казалось бы, «белая» схема таможенного оформления является безнадежной утопией, этаким арифмометром от логистики на фоне более быстрой и дешевой «серой». Однако многие фирмы на протяжении долгих лет успешно работают по честной схеме и не собираются от этого отходить. Более того, в настоящее время многие участники ВЭД, практиковавшие таможню «всерую», взяли курс на «выбеливание» своих компаний. Причем произошло это задолго до общеизвестных перестановок в ФТС, очередного скандала с фирмой «Три кита» и намеков на то, что наша таможня собирается обмениваться со своими европейскими и азиатскими коллегами информацией о грузах, перемещаемых в таможенном режиме.

Выбеливать свои фирмы коммерсанты стали еще раньше, причем по сугубо экономическим причинам. Многих на «выход из сумрака» подвигло введение системы управления рисками, сводки контрольных показателей и, как следствие, корректировки таможенной стоимости. Дело в том, что брокер, берущийся за таможенное оформление груза, как правило, соглашается оформить данный товар без замены кода по стоимости «дна» плюс пара центов. (Контрольные показатели называются «дном таможенного оформления», так как ошибочно трактуются большинством логистов и таможенников как стоимость, ниже которой оценивать товар запрещено. Поэтому большинство брокеров готовы растаможить товар по цене «дна таможенного оформления» + 1 или 2 цента на килограмм.) Правда, при этом он может предложить «поиграть» с весом.

В том случае, если реальная цена товара ниже имеющихся контрольных данных, использование схемы с занижением цены становится абсолютно бессмысленным. Кроме того, подмененные документы лишают импортера даже призрачной надежды подтвердить цену контракта. Здесь очевидна вся выгода использования «белой» таможни. Однако подтверждение цены контракта, как известно, является делом довольно хлопотным. Не последнюю роль в нем играет репутация компании. Поэтому желание оформлять груз из группы риска по цене контракта приводит к необходимости пропустить «вбелую» еще некоторые грузы, что в конечном счете означает приличный процент «выбеливания» компании.

«Белая» таможня может оказаться для вашей компании более выгодной и удобной, так как:

при полной оплате таможенных сборов можно сэкономить на стоимости услуг таможенного брокера (при оформлении «серого» товара брокер берет деньги не только за свои услуги, но и за риск);

при правильном оформлении товаросопроводительных документов можно сэкономить на непредвиденных расходах в пути;

упростится таможенное оформление;

статус добросовестного импортера крайне полезен, а долголетняя репутация «белой» фирмы даст шанс получить освобождение от рисков совершенно бесплатно;

вы получите большую стабильность;

наконец, для самого логиста работать «вбелую» просто интереснее

Следующим фактором в пользу честной работы с таможней является стоимость услуг брокера. Естественно, что брокер, занимающийся растаможиванием грузов «всерую», берет за свои услуги больше. Ведь в первую очередь он рискует деньгами, потому что в случае чего будет пытаться откупиться, а во вторую — собственной свободой, так как за намеренное занижение таможенных платежей группой лиц полагается не самый маленький срок. Чаще услуги по «серому» оформлению оказывают логистические компании, предоставляющие и транспорт, так как им легче осуществлять замену счетов. В то же время «белые» логистические компании, занимающиеся международными перевозками и предлагающие сервис по таможенному оформлению в пакете с транспортом, выставляют вполне адекватные цены на брокерские услуги. Калькуляция показывает, что в некоторых случаях экономия на таможенных платежах дает меньшую прибыль, чем экономия на стоимости услуг таможенного брокера.

Сложившийся имидж добросовестного поставщика через некоторое время начинает работать на него. К предоставляемым им документам относятся уже с большим доверием, их проверяют не так тщательно, и на небольшую оплошность таможня может «закрыть глаза» и довольствоваться объяснительным письмом, не задерживая оформление и не требуя ворох бумаг, заверенных верховными инстанциями. Это означает ускорение оформления и отсутствие необходимости давать взятки.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что у каждого таможенного поста есть свой план и свои показатели, которые портить не хочется. Поэтому «белый» импортер с хорошими документами на посту — желанный гость и в этот, и в последующие разы. В этом случае также есть шанс, что брокер при таможенном посте (если используются услуги оного) отнесется к импортеру по-родственному.

При экономическом обосновании выбора того или иного способа работы с таможней просчитайте затраты на все статьи расходов, включая риск брокера, зарплаты рискующих сотрудников, дополнительные поборы и проч. Даже если импортер является адептом «серой» таможни, у него обязательно найдутся поставки, в которых выгоднее будет растаможить товар по «белой» схеме, особенно если в штате брокера имеются люди, умеющие доказывать цену контракта.

РИСКИ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ СЕРОГО ЦВЕТА

«Серое» оформление чревато нестабильностью. Как бы ни был распространен «серый» импорт и до какого бы совершенства ни были доведены все его схемы, всегда есть риск, что дело сорвется: оборвутся нужные связи, выйдет новое постановление, «закручивающее гайки» еще сильнее и делающее растаможивание груза по желаемой цене невозможным. В этом случае «белая» схема сравнима с самой длинной дорожкой в телеигре «Умники и умницы» — по времени затратнее, но надежнее. Ситуация, когда разом отменяются Конституция, Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе, а на дружественный таможенный пост приходит новый человек, который категорически настаивает на том, чтобы вы провезли груз контрабандой или под видом зеленого горошка, представляется менее возможной, чем обратная.

Стабильность же является залогом успешного бизнеса. Переплатив чуть больше при «белом» оформлении, но получив свой груз вовремя безо всяких сложностей, коммерсант имеет все шансы сэкономить больше, нежели тот, кто вез «зеленый горошек» тайными тропами, пережидал «в кустах» проверку на дружественном посту, растерял за это время половину клиентов и выяснил, что растаможить товар по оговоренной стоимости нельзя по причине вышедшего вчера нового постановления. «Белый» груз не привязан к конкретному посту и конкретному брокеру — появляется большее пространство для маневров и снижения затрат легальными путями.

Вдобавок, «серая» схема априори подразумевает, что документы на груз не в порядке. Обычно это касается не только замененных инвойсов с измененной ценой, весом и кодами. «Уйти в сумрак» дешевле, чем выяснять, как заполнить кипу документов должным образом. Поэтому небрежное отношение к оформлению товаросопроводительных документов чревато дополнительными поборами на пути следования: за отсутствие правильно заполненных деклараций, сертификатов и необходимых бумаг надо платить. В противном случае вы рискуете получить счет за простой машины, которая ненадолго «пропадет» в странах Балтии или попадет под конвой сил МВД Республики Беларусь.

С этой точки зрения подготовка к таможенному оформлению по «белой» схеме позволяет импортеру отправить груз с необходимыми документами, что минимизирует простои на таможенных переходах и сводит на нет попытку поборов со стороны недобросовестных представителей власти. Готовность представить необходимые оригинальные документы и разъяснения делают вашу компанию и ваши грузы абсолютно неинтересными для «оборотней» на таможне. После нескольких попыток остановить груз и придраться таможенники, получившие квалифицированный отпор, теряют к грузам такой компании всякий интерес и могут начать пропускать их уже без дополнительных остановок и осмотров. Это как раз тот случай, когда в конечном счете имидж начинает работать на самого участника ВЭД.

Отсутствие должного числа специалистов по таможенному оформлению и ВЭД приводит к ложному убеждению в том, что «белая» таможня — дело очень сложное, путаное и подчас невозможное. Такое мнение распространено среди импортеров, которые по роду своих занятий и не должны разбираться во всех тонкостях таможни и держать под подушкой Таможенный кодекс, поскольку нанимают для этого «специалистов». А эти «специалисты» выбирают «серые» схемы, уже руководствуясь исключительно своими интересами.

Читайте так же:  Можно ли купить долю в доме на материнский капитал у родителей

К следующей причине неверия можно отнести убеждение, что «все так делают, и ничего им за то не бывает». Но, как известно, все когда-то бывает в первый раз, и статьи 327 УК, 194 УК и 19.23 КоАП никто не отменял, поэтому стоит изначально калькулировать, стоит ли выигрыш в 50 евро с машины нескольких лет свободы.

Также наивно полагать, что работа через «серого» брокера гарантирует, что о вашей «серости» никто никогда не узнает. Как правило, все такие импортеры и схемы известны, причем не только в логистической среде.

Так почему же «серая» таможня так распространена? Во-первых, до сих пор силен миф о том, что «белая» всегда будет дороже. Причем эксплуатируют этот миф и те, кто прекрасно осведомлен, что «выбеливание» компании может принести положительные в финансовом отношении результаты. Вспоминается случай, рассказанный коллегой. После того как он вывел владельца крупной компании на «белую» схему, тот долго удивлялся, почему же они так долго работали по-другому. Оказалось, что специалист по ВЭД сидел на откатах от брокеров, специализирующихся на «серой» таможне.

Во-вторых, «серую» и «белую» схемы можно сравнить с получением водительских прав за взятку и по-честному. В первом случае вроде бы все проще, но эта простота обязательно скажется на дороге, где правила нужно применять уже не для сдачи экзамена.

«Серая» таможня не подразумевает особой логистической квалификации: достаточно владеть программой Photoshop, уметь заводить нужные связи и пользоваться ими. Остальное за вас в нужное время сделают нужные люди. «Белая» таможня требует определенной квалификации как сотрудников самой компании-импортера, так и брокера. К сожалению, настоящих профессионалов в деле таможенного оформления, разбирающихся в соответствующем законодательстве и умеющих легально минимизировать таможенные платежи, очень немного.

Я как-то столкнулась с ситуацией, когда знаний и квалификации таможенного брокера не хватало для успешного оформления груза по «белой» схеме и сотрудник предлагал различные «серые» варианты, попутно объясняя, почему нельзя никак иначе. Причем делал это так убедительно что, не прочитай я перед сном Закон о таможенном тарифе и пару официальных писем ФТС, сама искренне уверилась бы в том, что сделать это можно только «всерую» Источник: Логистик и система, 09.2006

Белая растаможка это

ВЭД для чайников

Существует множество вариантов оформления импорта (ввоза) товаров на территорию Российской Федерации. Вариантов абсолютно легальных и не очень, логистическим сообществом придумано предостаточно. О данных бело-серо-черных вариантах и пойдет речь в этой статье.

Внешнеэкономическая деятельность практически любого предприятия в России это неизбежность и реалии сегодняшнего дня. Так или иначе, из-за импортозависимости экономики страны практически перед каждой коммерческой организацией рано или поздно встает проблема выбора модели ведения импортных операций и взаимоотношений с таможенными органами. Постоянное изменение правил игры, законов и понятий приводят к тому, что мелкий и средний предприниматель фактически не успевает за ними, ибо все эти изменения направлены исключительно на усложнения таможенного оформления с целью прибрать финансовые потоки к рукам околотаможенных структур.

Из основных моделей внешнеэкономической деятельности и взаимоотношений с таможенными органами можно выделить несколько наиболее распространенных:

— «под контракт брокера» с различной цветовой гаммой.

Первая, но, увы, не основная модель – белая «в лоб», описанная в ТК РФ (а теперь еще и в ТК ТС). Это когда участник ВЭД «сам с усам», т.е. сам готовит декларацию, сам ее подает, и все остальное сопровождение на таможне тоже делает сам. В реальности практически не используется, за исключением особо крупных предприятий, имеющих возможность содержать целый штат брокеров (как правило, бывших сотрудников таможни) в отделе таможенного оформления или могущих влиять на таможенных чиновников через верхушки власти. Сами контролирующие чиновники при этом остаются как бы ни у дел, карман их не наполняется, и противостоят они этому «беспределу» любыми доступными им способами. А способов законодательство им предоставило в достаточном количестве. Такие крупные организации и их штат квалифицированных сотрудников в рекомендациях для чайников не нуждаются, а посему подробно останавливаться на этой белой модели «в лоб» не будем.

Далее следует довольно распространенная тоже белая модель, когда участник ВЭД привлекает себе в помощь по договору об оказании услуг стороннего декларанта или брокера, для подготовки таможенной декларации и остального комплекта документов*, необходимых для совершения таможенной очистки импорта или экспорта и ее сопровождении. Данную модель также следует разделить на две параллели.

*Приказ ФТС от 25 апреля 2007 г. N 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом»

Первая часть – подача декларации в таможенный орган «за печатью брокера». К сожалению, деклараций «за печатью брокера» подается все меньше и меньше и обусловлено это как всеобщей тенденцией в государстве российском направленной на нивелирование ответственности посредника, так и действиями самого государства направленными на ужесточение условий бизнеса для лиц, не являющихся особо приближенными к верхушке таможенной власти. Такими барьерами в первую очередь являются обязательное наличие у брокера лицензии (организация-брокер должна быть включена в реестр* таможенных брокеров) и наличие собственного обеспечения в 50.000.000 руб., или банковской гарантии уполномоченного в ФТС банка на эту сумму. Теоретически возможна замена банковской гарантии на гарантию страховой организации, и тоже уполномоченной ФТС, но на практике этого нет, как нет (за очень редким исключением) и брокеров с собственным обеспечением. Следовательно, стоимость банковской гарантии впоследствии закладывается в цену услуг брокера, которая включает в себя непосредственно вознаграждение самого брокера и гонорар местного таможенника за беспрепятственное оформление. В конечном итоге общая сумма может достигать не одну тысячу долларов за одну ГТД и зависит от декларируемого товара, конъюнктуры, действующих профилей рисков или форс-мажорных обстоятельств в лице высших эшелонов власти.

*Приказ ФТС от 10 октября 2007 г. N 1257 «Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения реестра таможенных брокеров (представителей)»

Вторая часть – подача декларации в таможенный орган «за печатью декларанта». Это наиболее распространенный вариант, но, увы, только для продвинутых пользователей. Как правило, в данном случае брокер становится уже так называемым брокером, то есть консультантом, который фактически не несет никакой ответственности. В его функции входит только формальное заполнение (набить) таможенной декларации на которую потом сам участник ВЭД ставит свою печать и подпись и которую он обязан перед этим проверить. А вот с проверкой как раз и заключаются сложности для дилетантов. Ибо все процедура настолько усложнена и запутана, что порой элементарная ошибка в одной цифре кода товарной номенклатуры (ТН ВЭД ТС), или элементарная опечатка в количестве или весе товара может повлечь серьезные последствия для самого декларанта, вплоть до административной ответственности за недостоверное декларирование, предусмотренное статьей 16.1 КоАП РФ. При этом сам так называемый консультант по таможенным вопросам остается с точки зрения закона не причем, а декларант должен еще и оплатить ему за оказанные услуги. Известны случаи, когда консультанты намеренно подставляют своих клиентов, так как их к этому вынуждают сотрудники таможенного поста, на котором в данный момент имеется «задолженность по отчетности» за раскрываемость подобных административных преступлений. Известны случаи, когда консультанты намеренно подставляют своих клиентов, с целью вымогательства за закрытие дела об административном правонарушении. Справедливости ради нужно отметить, что такие случаи единичны, но и сбрасывать со счетов их тоже не следует, и к выбору консультанта нужно подходить обстоятельно.

И в первой и во второй части данной «белой» модели импортер (экспортер) является полноправным участником внешнеэкономической деятельности с присущей данной области ответственностью перед контролирующими органами, в том числе и перед органами валютного контроля.

Особое внимание следует уделить модели «под контракт брокера» с различными цветовыми оттенками. Особое внимание, так как это наиболее распространенная схема для малых и средних предприятий в сложившейся действительности, но при этом в данной непрозрачной модели взаимоотношений есть большое количество подводных камней. Общим тут является то, что импортер фактически не является таковым и вообще он не участник ВЭД. Свои торговые взаимоотношения с иностранным поставщиком товаров (сырья, комплектующих, готовой продукции) он фактически передает на полный аутсорсинг некоему посреднику. По сложившейся традиции такого посредника называют «экспедитором», хотя с точки зрения закона он таковым не является. Этот посредник-экспедитор, как правило, выполняет все функции по оплате товара, его доставке на территорию Российской Федерации, таможенной очистке для внутреннего потребления, вводом этого товара в оборот на территории РФ и доставке на указанный склад. При более подробном рассмотрении схема выглядит следующим образом:

Российская организация ООО «Некое», заинтересованная в приобретении иностранного товара находит поставщика и заключает с ним предварительные договоренности о сроках, количестве, качестве и цене поставки. Затем ООО «Некое» с «Экспедитором» в лице ООО «Помойка» заключает договор купли-продажи, но уже по цене, которая включает в себя цену иностранного поставщика, стоимость доставки, сумму таможенных платежей, цену таможенного оформления и вознаграждение за услуги самого «экспедитора». В этот момент к сделке подключается «экспедитор», который через ООО «Своя фирма», зарегистрированной где-нибудь в офшорах, приобретает у названного поставщика на указанных условиях нужный товар. С этой фирмой у «экспедитора» уже имеется рамочный внешнеторговый контракт, как правило, работающий уже не первый год, и в который путем дополнительного соглашения вносится нужная клиенту номенклатура. На этом этапе происходит окраска поставки в нужные оттенки от белого до черного. Так, например если добавить еще одну фирму прокладку на территории, например ЕС, то можно поменять инвойсную стоимость и тем самым снизить размер таможенных платежей. Если в документах заменить наименование и код товара ТН ВЭД ТС, например, с компьютерных комплектующих на зеленый горошек, то поставка будет уже почти черного цвета. Но и это еще не предел, так как в принципе возможна фиктивная пропажа товара уже на территории РФ и таким образом данный товар вообще не будет фигурировать в таможенной статистике и таможенных платежей не будет, следовательно, чистая контрабанда. И все эти раскраски происходят без ведома клиента. Российская организация ООО «Некое» получает свой товар на территории РФ от ООО «Помойка» по стандартному комплекту документов (ТОРГ-12 и счет-фактура) к которому иногда добавляют копию ГТД, которая частенько не имеет оригинала.

Читайте так же:  Восстановление стаж

Справедливости ради стоит отметить, что хотя официальное понятие транспортно-экспедиционная деятельность насчитывает всего несколько десятков лет, но подобная схема существует уже не одно столетие. Красочно и поэтично она была описана еще в Венецианском купце* в середине XVI в., вот только прокладок и помоек там не было и не могло быть.

*«Венецианский купец» (англ. The Merchant of Venice , Уильям Шекспир.

Казалось бы, какая разница законопослушному хозяйствующему субъекту, каким образом, или какими путями приходит к нему товар, какого цвета была растаможка? На самом деле это ключевой вопрос ответственности экспедитора перед клиентом. В позапрошлом веке крупная американская фирма-экспедитор Данзас* использовала схему с договором купли-продажи, как важное конкурентное преимущество – демонстрация своей реальной ответственности за груз для завоевания европейского рынка. По условию договора с Данзас, если груз по каким-либо причинам был утрачен или получал повреждения в пути, то клиенту нужно было только лишь сделать повторное подтверждение своего заказа, либо отказаться. Причем и в том и в другом случае ему полагалась еще небольшая компенсация за задержку и причиненные неудобства. Никаких рисков по доставке американских товаров в Европу у клиентов этого экспедитора не было. Для сравнения обычная доставка товара морским перевозчиком в те времена осуществлялась на условиях простого товарищества, и морской перевозчик фактически не нес ответственности за груз в случае его порчи или утраты. А распределение убытков по общей аварии (диспаша**) до сих пор производится на всех участников перевозки.

*Данзас (Danzas) США

**ДИСПАША (фр. dispache, от лат. dispacciare освободить, выправить).

С тех давних пор прошло более ста лет, и работа российского экспедитора приобрела национальные особенности страны неблагоприятной для бизнеса. Созданные российскими чиновниками таможенные законы и правила позволяют лицам особо приближенным к таможенным структурам ловить рыбку в мутной воде. Теоретически все условия договора купли-продажи достаточно четко и прозрачно прописаны в законе*, но эти самые национальные особенности делают его абсолютно неработоспособным.

*Гражданский кодекс РФ часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ Раздел IV. Отдельные виды обязательств. Глава 30. Купля-продажа

Какие же риски поджидают неопытного или наивного «импортера» при использовании схемы «ввоз под контракт брокера»?

Первое и самое важное, что стоит отметить, это то что ООО «Некое» может не получить свой товар и потерять свою частичную предоплату, а без предоплаты никто сейчас не работает и как правило она составляет от 10% до 50%. Как уже говорилось ООО «Некое» по договору должно получить свой товар на территории РФ от ООО «Помойка», а если не получит? На то она и помойка что ее нет ни для налоргов, ни для кредиторов. Но и обойтись без нее тоже проблематично, ибо на нее вешается те самые неуплаченные налоги от разницы в цене после таможенного оформления (ввода в оборот на территории РФ) и цене в договоре купли-продажи, заключенным ООО «Некое». Но предположим, товар все-таки полностью оплачен и благополучно получен.

Далее следует уточнить, какого цвета была растаможка. Спрашивать про это напрямую у экспедитора бесполезно, но проверить не сложно, достаточно просто пробить номер ГТД указанный в счет-фактуре от ООО «Помойка». Сделать это может любой специалист по таможенным вопросам. И опять предположим, что код ТН ВЭД ТС не сильно отличается от реального, или заявленная в ГТД стоимость элитного товара, не такая как у ширпотреба. Как-нибудь и это пережить можно, авось пронесет и проверки* не будет.

*Приказ ФТС от 25 августа 2009 г. N 1560 «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств»

Следующим пунктом идет сертификация ввозимого товара. ООО «Некое» должно получить копию сертификата, заверенную ООО «Помойка», если товар содержится в едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, или в перечне** продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов. Вероятность того что это будет копия реального сертификата 50/50, либо будет, либо не будет, причем второе более вероятно. Останавливаться подробно на теме сертификации не позволяет формат статьи, можно только сказать, что сертифекалии чувствуют себя нормально. Однако стоит напомнить, что согласно п.2 ст.19.19*** реализация продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

*Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Обязательной сертификации подлежит: туалетная бумага, изделия чулочно-носочные, электроэнергия и т.д. и т.п.

**Их много, для каждого регламента свой перечень, а по некоторым позициям дважды. Например, Приказ Минпромторга РФ от 27 апреля 2010 г. N 329 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Республики Казахстан, являющейся государством — участником таможенного союза» согласно которому с 1 июля 2010 г. подтверждению соответствия подлежат домашние тапочки, одежда, фрукты, овощи и т.д.

***Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

И последний крупный камешек, на который стоит обратить особое внимание, это то, что у нашего ООО «Некое» фактически нет возможности предъявить претензию по качеству товара иностранному поставщику. Нет по самой простой причине – отсутствие каких-либо правоотношений, ибо внешнеэкономический контракт* и сама поставка осуществлялась через ООО «Своя фирма» и право предъявлять претензии продавцу есть только у этого общества.

* Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (CISG) (Вена, 1980 г.)

Конечно, можно сказать, что все так живут, и в государстве РФия выживает только тот, кто может спрятать свой бизнес от этого государства, но не пора ли спросить с этого государства – доколе?

«Белая» и «серая» схема. Насколько выгодно быть честным?

Каждый коммерсант, при необходимости транспортировки груза через границу РФ, задумывается над одним важным вопросом. Как поступить? Пожертвовать время, нервы и финансы на обычную систему провоза груза, назовем ее «белая», или пойти в обход и оплатить услуги «своего знакомого» на таможне. Уверены, что многие, без раздумий, предпочтут вариант No 2, заметив, что «все так делают, по-другому никак». Но давайте разберемся, действительно ли выгодны компаниям, так называемые, серые «схемы» или это миф.

Мнимые плюсы «серой» схемы

При использовании недобросовестной схемы оформления есть возможность сократить затраты на:

1) пошлинах и иных таможенных сборах;

2) услугах профессионала по ВЭД или таможенного брокера;

1) разработку экономичной схемы поставки;

2) процедуру растаможивания;

Импортер, который выбирает «серую» схему, скорее всего, находится в более выигрышном положении, нежели честный участник ВЭД. Например, в случае предоставления неверно оформленных документов, обычный импортер может нарваться на дополнительные расходы за простой машины или хранение груза, а это, надо сказать, совсем недешево. Бывает, что «серых» поставщиков пропускают вперед прогоняются без очереди, иногда даже раньше честных коммерсантов.

Великое множество участников ВЭД предпочитают «серую» растаможку, так как находят ее наиболее быстрой и выгодной, зачастую забывая о том, что, если случится сбой «налаженной схемы», договориться будет просто нереально.

По мнению Анны Кошман, директора по продажам ООО «Мультисервисная платежная система», существуют неоспоримые плюсы «белой схемы»:

1) при самостоятельной оплате таможенных пошлин, вы легко сможете сократить расходы на услуги брокера (услуги «серых» служб стоят значительно дороже, ведь присутствуют риски);

2) можно легко упростить процедуру таможенного оформления путем правильного заполнения документов на товар;

3) не стоит забывать и о репутации. Честный импортер со временем пользуется большим доверием со стороны таможенных служб. Зачастую, добросовестного поставщика проверяют уже не настолько тщательно, как ранее, следовательно, пропадает необходимость вручения «презента».

4) экономия средств на услуги «серого специалиста». Честный брокер не рискует ни деньгами, ни свободой.

5) для «белого» груза существует намного больше пространства для оптимизации затрат, он не имеет привязки к конкретному таможенному посту.

6) не стоит забывать статьи 327 УК, 194 УК и 19.23 КоАП, ведь свобода дороже.

7) Оформление документов по «серому» очень нестабильно. Зачастую присутствует риск, что поставка не «выгорит»: подведут нужные связи, в ФТС выйдет новое постановление и т.д. В таком случае «белая» растаможка определенно более надежная.

Почему-то существует миф, что честная схема импорта — это дорого и долго. Многие компании и таможенные брокеры, зачастую, не хотят заморачиваться, ведь «белое» оформление документов требует определенной компетенции от участника ВЭД. На сегодняшний день, квалифицированных сотрудников, способных легально оптимизировать таможенные затраты, увы, не так уж много, но они есть и готовы без труда подобрать честную и экономичную схему таможенного оформления товаров.

Растаможка товара из Китая: 3 основных этапа

После привоза товара в страну предпринимателю придется столкнуться с таможней. Гарантия ее успешного прохождения — правильно заполненная декларация и своевременная уплата всех необходимых пошлин и платежей. Какие риски существуют и на что следует обратить внимание?

Читайте так же:  Лицензия на продажу сотовых телефонов

Для подачи декларации необходимо определить код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) товара, заполнить декларацию, а также предоставить всю разрешительную документацию. Последняя зависит от того, какой именно товар растаможивается. В большинстве случаев достаточно обычного сертификата соответствия (если вы везете не детские, не медицинские товары, не продукты и не «сложные товары», которые должны пройти обязательную сертификацию).

Как платить? Сначала оплачивается таможенная пошлина, затем — НДС, потом — таможенный сбор. Если вы подакцизная компания, то ко всему вышеперечисленному придется прибавить еще и акцизный сбор.

Этап 1 — Декларация

Передвижение всех грузов международной торговли регулируется различными договоренностями. Например, в ООН есть специальный протокол, согласно которому большинство стран мира договорились классифицировать товар. В России эта классификация называется ТН ВЭД — Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Чтобы растаможить товар и ввести его в обращение на территории Таможенного союза (на 01.02.2015 в ТС входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения), необходимо, прежде всего, определить так называемый код ТН ВЭД.

Собственный код ТН ВЭД присваивается любому продукту, товару или изделию. Он устроен «от общего к частному»: сначала идет группа, потом — подгруппы, потом — те или иные классификации, и в конце — собственно товары. Товары распределяются по правилу: чем сложнее изделие, тем к более высокой группе оно относится. Если вы импортируете два вида товаров — ручку и пенал, то весь товар будет ввозиться и растаможиваться по классификации пенала, потому что он — технически более сложное изделие, чем ручка. Присвоением ТН ВЭД могут заниматься специально обученные люди. Вы можете иметь такого человека в штате или обратиться к таможенным брокерам или транспортным компаниям, которые осуществляют международные поставки «под ключ».

Некоторые начинающие бизнесмены пытаются на первых порах делать это самостоятельно. Первое время им это удается делать, но рано или поздно они натыкаются на грабли.

Я бы не советовал экспериментировать с кодами ТН ВЭД. Есть товары, которые кодируются неоднозначно, и в этих случаях предпринимателю может грозить административная и уголовная ответственность.

Если вы закодируете товар неправильно и подадите такую декларацию, а таможня установит это постфактум (таможня имеет право проверять товар в течение 3-х лет после выпуска декларации), вас могут обвинить в перевозке через границу незадекларированного товара, то есть контрабанды. А наказание контрабандистам предусмотрено и в Административном, и в Уголовном кодексе.

Этап 2 — Растаможка

Для всех стран Таможенного союза требования растаможки одинаковы. Формально для прохождения таможни достаточно подать правильно оформленную декларацию, приложить определенный комплект документов, которые требуются для груза, и ждать решения таможенного органа.

Плюс многолетнего опыта международной торговли в том, что ты можешь подавать декларации заранее, заранее согласовывать те или иные спорные позиции. Ведь иногда таможенники сами не знают, как правильно задекларировать тот или иной товар. И на этот случай у них есть своя внутренняя система, которая называется СУР — система управления рисками. Эта система в конечном счете и решает, что нужно сделать с декларацией и товаром. В некоторых случаях можно сразу выпустить товар в свободное обращение, в других — произвести досмотр или запросить дополнительные документы, проверить компанию на офшоры и пр. Это то, что делают таможенники, руководствуясь внутренними нормативными правилами таможни. По идее, эти правила тоже должны быть едины, но иногда на разных таможнях они отличаются. И таможни порой с одним и тем же товаром поступают по-разному, потому что по-разному трактуют эти правила.

Есть таможни специализированные и есть таможни общего профиля. В числе специализированных, например, акцизный пост, где проходят все акцизные товары. Или таможни, которые специализируются на определенных товарах: продуктах питания или цветах. Потому что цветы таможить 2-3 дня — непростительная роскошь, они могут просто завянуть.

«Плохие» и «хорошие» таможенные посты — это посты, с которыми у вас сложились «плохие» или «хорошие» отношения.

Большинство таможенных постов находятся на границах России. Но есть исключения: Рязанская таможня, Московская таможня, например. Ты можешь выбрать любую таможню, в зависимости от логистики. Можешь выбрать Владивостокскую таможню, а затем везти товар в Москву, можешь выбрать таможню в Брянске, а потом везти товар на Ямал. Но поскольку разные таможни, как я уже говорил, по-разному трактуют те или иные нормативы, то растаможка на одной таможне может стоить в разы дороже, чем на другой. Это вызвано тем, что существует понятие «профиль риска», который у каждой таможни отличается. Если товар, который вы заявляете таможне, стоит дешевле, чем «профиль риска» по нему, то таможня задаст безумное количество вопросов — почему вы ввозите этот товар дешевле. Например, если вы везете 3 ящика ручек стоимостью 1 руб. 20 копеек, то это нормально, а если вы везете контейнер ручек стоимостью 1 руб. (ниже «профиля риска»), то это таможню может насторожить.

На каждый товар есть нетарифное регулирование — сбор документов для получения определенной сертификации для каждого товара. Например, все детские товары, которые ввозятся на территорию РФ, должны быть сертифицированы специальным образом. Для этого в большинстве случаев в специальные сертификационные органы надо предоставлять образцы товаров — чтобы получить сертификат, что товар безопасен для использования детьми. Однако часто ты можешь получить сертификат без предоставления товара, без тестирования товара. Например, на основе фотографий.

У нас был случай, когда контрабандой посчитали блокноты. Они простояли на таможне четыре месяца. Причина — низкая стоимость. У нас на тот момент был крупный долгосрочный контракт с компанией из Китая, поэтому нам сделали большую скидку на эти блокноты. А на таможне сказали, что эти блокноты так дешево стоить не могут. Чтобы вызволить партию товара, пришлось собирать кучу документов, поднимать электронную переписку с представителями китайской компании и показывать письма, в которых было прописано, что мы купили эти блокноты именно по той цене, какую заявили на таможне.

Был и другой случай. Мы растаможивали промышленный котел через Санкт-Петербург. Котел был более 7 метров высотой и весил несколько тонн. Но на таможне нам сказали: «Ребята, по данным нашего кода, ваш котел на самом деле стоит в два раза дороже, чем вы заявили. Поэтому мы предлагаем вам заплатить в два раза больше таможенных пошлин». А «в два раза» означало сотни тысяч долларов. Мы начали выяснять, почему так произошло, и выяснили: раньше через эту таможню провозили какой-то котел с определенной стоимостью. И на основе этих данных таможенники рассматривают и остальные котлы. Мы же тоже заявили по ТН ВЭД наш котел как котел, но тот котел весил 5 килограмм. Соответственно, в пересчете, сравнивая стоимость 5-килограммового котла и нашего, получается, что наш будет стоить в разы дешевле. И мы очень долго с этим разбирались, предоставили огромное количество документов и решили этот вопрос в досудебном порядке в нашу пользу.

Этап 3 — Оплата пошлин

Таможенные сборы можно разделить на три большие части. Если мы не платим акциз, то с остальных товаров платится пошлина (в России на 95% товаров это от 0 до 20% от стоимости контракта), НДС (0%, 10% или 18%) и собственно таможенный сбор — это маленькая величина, не превышающая 0,5% от стоимости контракта.

Если брать по максимуму, то формально сбор должен составлять не более 45% стоимости контракта. Но в реальности на таможне придется оставить больше денег, потому что существуют специфические пошлины, которые платятся не от стоимости контракта, а за определенную единицу измерения товара. Есть пошлины, которые платятся за объем двигателя, так растаможиваются все автомобили. Есть пошлины за килограммы, так растаможиваются текстиль или мебель. Поэтому зачастую разница между ценой на фабрике и ценой в странах Таможенного союза достигает не менее 70%, а в некоторых случаях может быть и вовсе 200% (ротанговая мебель из Индонезии или недорогой холодильник из Китая).

Константин Бушуев, сооснователь компании Xiao Long Group, эксперт по бизнесу с Китаем

Еще статьи:

  • Отказываемся с вами заключить договор сопровождения Эксклюзивный договор, особенности Сейчас не редко встречаются ситуации, когда сделка с недвижимостью оспаривается и признается недействительной. В основном это происходит из-за жульнических поступков преступных элементов, при неграмотном подходе к проведению сделки и так далее. Именно […]
  • Адвокат марк ханиф Свобода стоит 240 тысяч Деньги на залог для Ассанжа приходится собирать “всем миром” 15.12.2010 в 20:31, просмотров: 2813 Основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж по-прежнему находится в тюрьме на юге Лондона, хотя во вторник магистратский суд Вестминстера принял решение о его […]
  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Информ патент ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ" 191040, г Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 87 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 18-Н ОФИС 521 Основной род деятельности ООО "АИС ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ": Деятельность по предоставлению прочих […]
  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Договор подряда тесты Бесплатные тесты с ответами Гражданское право. Тест 9 1. Предметом договора подряда является трудовая деятельность подрядчика выполнение определенной работы с получением конкретного материального результата научные исследования производство сельскохозяйственной продукции действия […]