Договор на транспортировку воды и сточных вод

Договор на транспортировку воды и сточных вод

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Внимание! С 1 января 2016 года к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании указания Банка России от 11.12.2015 N 3894-У с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату.

ТИПОВОЙ ДОГОВОР
по транспортировке сточных вод

(место заключения договора)

именуемое в дальнейшем организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в лице

(должность, фамилия, имя, отчество)

действующего на основании

(положение, устав, доверенность — указать нужное)

с одной стороны, и

именуемое в дальнейшем транзитной организацией, в лице

(должность, фамилия, имя, отчество)

действующего на основании

(положение, устав, доверенность — указать нужное)

с другой стороны, именуемые в дальнейшем сторонами, заключили настоящий договор о нижеследующем:

I. Предмет договора

I. Предмет договора

1. По настоящему договору транзитная организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — нормативы допустимых сбросов абонентов), лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на сбросы), нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями законодательства Российской Федерации и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.

2. Границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и транзитной организации определяются в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по форме согласно приложению N 1.

3. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, приведенный в приложении N 1 к настоящему договору, подлежит подписанию при заключении настоящего договора и является его неотъемлемой частью.

Местом исполнения обязательств по договору является

II. Сроки транспортировки и режим приема (отведения) сточных вод

4. Дата начала транспортировки сточных вод — «__»________20__г.

5. Сведения о режиме приема сточных вод (максимальный расход сточных вод (часовой, секундный) приводятся по форме согласно приложению N 3.

III. Тарифы, сроки и порядок оплаты по договору

6. Оплата по настоящему договору осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства по тарифам на транспортировку сточных вод, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

7. Расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу.

8. Транзитная организация не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным, представляет организации водопроводно-канализационного хозяйства оформленный в 2 экземплярах акт об оказании услуг по транспортировке сточных вод за расчетный период, содержащий данные об объеме отведенных вод за расчетный период, а также счет-фактуру.

9. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения от транзитной организации акта об оказании услуг по транспортировке сточных вод рассмотреть, подписать представленный акт и направить один экземпляр этого акта транзитной организации или в тот же срок направить транзитной организации мотивированный отказ от подписания акта с указанием недостатков и сроков их устранения.

10. В случае направления транзитной организации мотивированного отказа сторонами составляется двусторонний акт с перечнем недостатков и сроков их устранения.

11. В случае если организация водопроводно-канализационного хозяйства по истечении 5 рабочих дней со дня получения от транзитной организации акта об оказании услуг по транспортировке сточных вод не направила транзитной организации подписанный акт об оказании услуг по транспортировке сточных вод или мотивированный отказ от его подписания, акт об оказании услуг по транспортировке сточных вод считается подписанным обеими сторонами.

12. Оплата по настоящему договору осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета, выставленного транзитной организацией, путем перечисления денежных средств на расчетный счет при наличии подписанного акта об оказании услуг по транспортировке сточных вод и счета-фактуры.

IV. Права и обязанности сторон

13. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана:

а) обеспечивать прием сточных вод из канализационных сетей транзитной организации на границе эксплуатационной ответственности сетей канализации в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями законодательства Российской Федерации;

б) производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящим договором;

в) уведомлять транзитную организацию, а также третьих лиц, перечень которых определен законодательством Российской Федерации, о временном прекращении или ограничении приема сточных вод в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим договором и нормативными правовыми актами;

г) при возникновении аварийных ситуаций на канализационных сетях транзитной организации направлять уполномоченного представителя для фиксирования факта аварии.

14. Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право:

а) контролировать техническое состояние канализационных сетей и иного оборудования транзитной организации, используемых для исполнения обязательств по настоящему договору;

б) осуществлять контроль за правильностью учета транзитной организацией объемов сточных вод (в случае если точка подключения абонентов организации водопроводно-канализационного хозяйства находится на сетях транзитной организации, в настоящий пункт типового договора включается условие о праве организации водопроводно-канализационного хозяйства контролировать правильность предоставленных транзитной организацией сведений об объемах водоотведения абонентов);

в) беспрепятственного доступа к канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета сточных вод в случаях и порядке, которые предусмотрены разделом VI настоящего договора;

г) осуществлять контроль за составом и свойствами сточных вод транзитной организации путем выполнения лабораторных анализов проб сточных вод, отбираемых из канализационных сетей транзитной организации в контрольных канализационных колодцах и иных местах отбора проб в любое время.

15. Транзитная организация обязана:

а) качественно и бесперебойно оказывать услуги по транспортировке сточных вод по принадлежащей транзитной организации канализационной сети в пределах границ эксплуатационной ответственности;

б) обеспечивать техническое состояние и функционирование канализационных сетей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, не допускать вытекания сточных вод из сетей и сооружений канализации. Сведения о составе и сроках проведения регламентных технических работ, обязательных для проведения транзитной организацией, приводятся по форме согласно приложению N 4;

в) соблюдать установленный режим водоотведения, не допускать сброс в централизованную систему водоотведения веществ, сброс которых запрещен, а также обеспечивать соблюдение нормативов по объему сточных вод, нормативов водоотведения по составу сточных вод, нормативов допустимых сбросов абонентов и требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований;

г) не реже одного раза в квартал осуществлять контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства результаты такого контроля;

д) обеспечивать учет сточных вод в соответствии с порядком, установленным в разделе V настоящего договора, и требованиями законодательства Российской Федерации;

е) установить приборы учета сточных вод на границах раздела эксплуатационной ответственности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

ж) обеспечить представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации беспрепятственный доступ к канализационным сетям, приборам учета (узлам учета) и местам отбора проб сточных вод, принадлежащим транзитной организации на праве собственности или на ином законном основании и (или) находящимся в границах ее эксплуатационной ответственности, в случаях и порядке, которые предусмотрены разделом VI настоящего договора;

з) уведомлять в порядке, предусмотренном разделом IX настоящего договора, организацию водопроводно-канализационного хозяйства, а также третьих лиц, перечень которых определен законодательством Российской Федерации, о временном ограничении или прекращении транспортировки сточных вод с указанием сроков ограничения или прекращения транспортировки сточных вод, причин и принимаемых мер;

Читайте так же:  Внеплановая ревизия приказ

и) при возникновении аварийных ситуаций на канализационных сетях транзитной организации принимать меры к устранению аварии и уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства не позднее ____ с момента возникновения аварийной ситуации. После устранения аварии транзитная организация обязана сообщить об этом организации водопроводно-канализационного хозяйства в течение_______________;

к) при аварийном залповом и запрещенном сбросе загрязняющих и токсичных веществ в централизованную систему водоотведения немедленно уведомить об этом организацию водопроводно-канализационного хозяйства.

16. Транзитная организация имеет право:

а) получать от организации водопроводно-канализационного хозяйства информацию о результатах контроля состава и свойств сточных вод, осуществляемого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в отношении лиц, отведение сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, принадлежащих транзитной организации;

б) осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод, в том числе параллельный отбор проб, принимать участие в отборе проб сточных вод, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе у абонентов организации водопроводно-канализационного хозяйства;

в) требовать от организации водопроводно-канализационного хозяйства оплаты услуг по транспортировке сточных вод.

Договор на транспортировку сточных вод

Водоотведение включает в себя не только слив нечистот из помещения. Это целый комплекс канализационных коммуникаций, который охватывает отток сточных, их транспортировка на очистные сооружения и дальнейшее очищение.

Заключение договора на транспортировку сточных вод

Такой тип договора – это объемный документ, который включает в себя большое количество элементов. В него входят такие блоки:

  • Предмет договора;
  • Сроки отведения сточных вод;
  • Порядок уплаты по договору;
  • Права и обязанности сторон;
  • Порядок учета водоотведения;
  • Порядок обеспечения доступа к элементам коммуникации;
  • Контроль состава сточных вод;
  • Контроль за соблюдением нормативов количества загрязняющих веществ;
  • Порядок временного прекращения предоставления услуги;
  • Ответственность сторон;
  • Форс-мажор;
  • Действие договора;
  • Прочее.

Из всего вышеперечисленного видно, что договор на транспортировку сточных вод – это нормативный акт, который требует серьезного подхода к составлению и имеет большое количество разнообразных нюансов.

Как рассчитать тариф на водоотведение

Расчет тарифа на водоотведение также требует к себе серьезного отношения при составлении. Рассчитать тариф на водоотведение можно, следуя таким пунктам:

  • Сумму оплаты можно рассчитать путем умножения установленных тарифов по оплате коммунальных услуг на объем израсходованных ресурсов;
  • Объем принято рассчитывать исходя из показаний приборов учета или среднему показателю, установленному местной администрацией.

Расчет водоотведения можно получить путем сложения двух цифр:

  • Произведение потребленной холодной воды с установленным тарифом на водоотведение;
  • Произведение потребленной горячей воды с тарифом на водоотведение.

Сумма этих двух произведений будет составлять объем оплаты за транспортировку сточных вод. Стоит отметить, что в многоэтажных домах тариф за водоотведение рассчитывается исходя из показаний общедомового прибора учета.

Что такое дифференциация тарифов

Договор на транспортировку сточных вод включает в себя два типа дифференциации тарифов на воду (на снабжение водой и её утилизацию). В данной статье будет рассматриваться дифференцирование тарифов второго типа. Дифференциация тарифов на водоотведение рассчитывается исходя из следующих показателей:

  • Наличие нескольких систем водоотведения;
  • Учет категориальных показателей сточных вод, которые делятся на осадочные сточные воды, сточные воды от зарегистрированных потребителей, сточные воды, которые отводятся от других потребителей.

Также существует экономическая планка, без учета которой запрещается устанавливать тарифы на водоотведение. Она формируется соответствующими специализированными институтами.

Договор на транспортировку воды и сточных вод

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 ноября 2014 г. № 26623-ГБ/04

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу разъяснения отдельных положений Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 (далее — Правила № 644), и в пределах компетенции сообщает следующее.

Согласно пункту 6 Типового договора водоснабжения и пункту 8 Типового договора водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 645, в договорах по транспортировке должен быть указан соответствующий установленный тариф на транспортировку.

При этом в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). При этом условия публичного договора, не соответствующие требованиям, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, ничтожны.

С учетом изложенного невключение в договор условий, содержащихся в соответствующих утвержденных типовых договорах, является неправомерным и может служить основанием для признания такого договора недействительным.

В соответствии с подпунктом «м» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоры водоснабжения, водоотведения, договоры о подключении (технологическом присоединении), или реестр таких договоров — в случае если такие договоры утверждаются по единой форме, в том числе в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору.

С учетом вышеизложенных норм Минстрой России полагает, что при обращении транзитной организации с заявлением об установлении тарифа на транспортировку на первый период регулирования обязательное приложение к заявлению копии договора (договоров) по транспортировке воды (сточных вод) не требуется. При обращениях с заявлением об установлении тарифа на второй и последующий периоды регулирования копии действующих на момент обращения договоров по транспортировке к заявлению прикладываются. Одновременно сообщаем, что информация об объемах воды (сточных вод), которые будут транспортироваться по сетям транзитной организации, может быть подтверждена соответствующей гарантирующей организацией.

Согласно части 4 статьи 12 Федерального закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416-ФЗ) гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Одновременно с этим в соответствии с частью 5 статьи 12 Закона № 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Также в соответствии с пунктом 46 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 (далее — Правила № 644), заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.

В соответствии с частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Таким образом в случае, если гарантирующая организация либо транзитная организация при наличии установленного тарифа на транспортировку без обоснованных причин отказываются заключить договор по транспортировке воды и (или) сточных вод, но при этом фактически транспортировка осуществляется, возможно обращение другой стороны в суд с иском о понуждении к заключению соответствующего договора.

Дополнительно отмечаем, что согласно части 3 статьи 11 Закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Читайте так же:  Образец заявления на пьющего соседа

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 80 Правил № 644 ранее действовавшие договоры водоснабжения и (или) водоотведения считаются расторгнутыми со дня вступления в силу соответствующих договоров с гарантирующей организацией.

Заместитель директора Департамента
жилищно-коммунального хозяйства,
энергосбережения и повышения
энергетической эффективности

Об особенностях заключения договоров холодного водоснабжения и водоотведения

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 24.11.2014 № 26623-ГБ/04 разъяснены особенности заключения договоров холодного водоснабжения и водоотведения.

В частности, сообщается со ссылкой на Типовой договор холодного водоснабжения и Типовой договор водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645, что в договорах по транспортировке должен быть указан соответствующий установленный тариф на транспортировку.

Невключение в договор условий, содержащихся в соответствующих утвержденных типовых договорах, является неправомерным и может служить основанием для признания такого договора недействительным.

Заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение или водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.

В случае, если гарантирующая организация либо транзитная организация при наличии установленного тарифа на транспортировку без обоснованных причин отказываются заключить договор по транспортировке воды или сточных вод, но при этом фактически транспортировка осуществляется, возможно обращение другой стороны в суд с иском о понуждении к заключению соответствующего договора.

Также разъяснено, что при обращении транзитной организации с заявлением об установлении тарифа на транспортировку на первый период регулирования не требуется обязательное приложение к заявлению копии договора (договоров) по транспортировке воды (сточных вод). При обращениях с заявлением об установлении тарифа на второй и последующий периоды регулирования к заявлению должны быть приложены копии действующих на момент обращения договоров по транспортировке.

Контракт по водоснабжению и водоотведению

Здравствуйте! Хотелось бы услышать мнение и выслушать точку зрения грамотных людей. Работаю ревизором, проводя документальную ревизию, столкнулся с такой ситуацией. Организация «№1», являющейся заказчиком с одной стороны и организация «№2» именуемой исполнителем в дальнейшем заключают контракт, предметом которого становится обеспечение водой и организация водоотведения сточных вод из организации «№1». Так же организация «№1» заключает контракт с организацией «№3», которая обязуется принимать от организации «№1» сброшенные через участок владельца смежной канализационной сети (организации «№2») сточные воды в систему канализации города от границ балансовой принадлежности сетей организации «№2» и оказывать услуги по транспортировки сточных вод до очистных сооружений.

Вопрос: должны ли возлагаться обязанности на организацию «№1» по транспортировке сточных вод до очистных сооружений ( нужно ли было заключать контракт с организацией «№3») или этим должна была заниматься организация «№2», которая должна была сама заниматься транспортировкой сточных вод и сама должна была заключать контракт с организацией «№3» ? Как привязать свое решение к ФЗ 416 (водоснабжение и водоотведение). Ревизия проводится в организации «№1». Заранее большое спасибо.

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 822 вопроса .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Информации, прямо скажем, недостаточно, но скажу, что вижу из приведенных условий.

Очевидно, что Организация №1 в понимании 416-ФЗ является абонентом, поэтому в соответствии со ст.2 данного закона на проверяемую организацию возложена обязанность по заключению договора водоснабжения и договора водоотведения или единый договора холодного водоснабжения и водоотведения (это при условии, что тепловой пункт расположен в здании и в целях горячего водоснабжения заключается договор теплоснабжения, хотя для вопроса это не суть как важно).

Согласно п.1 ст.14 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект.

Таким образом, исходя из приведенных Вами предметов договоров, между О1 и О3 заключен именно договор водоотведения. Вот только почему некая О3 осуществляет прием и транспортировку сточных вод посредством канализационной сети города? Она является эксплуатирующей организацией в отношении данной сети?

В отношении договора между О1 и О2 есть вопросы, я согласен. При формальной трактовке п.1 ст.13, п.1 ст.14, п.1 ст.15 416-ФЗ договор, предметом которого является исключительно обеспечение водой и транспортировка сточных вод до границы балансовой принадлежности О2 и О3, не может считаться ни одним из приводимых в указанных статьях договоров.

Наиболее очевидный вывод: О1 должны была заключить на 2, 3 договора:

— между О1 и О2 — на водоснабжение по п.8 ч.1 ст.93 44-ФЗ (если речь о данном законе, поскольку по 223-ФЗ без положения о закупках нельзя сказать ничего);

— между О1 и О2 — на транспортировку сточных вод;

— между О2 и О3 — на водоотведение.

Этот вывод применим только в одном случае — если О2 осуществляет транспортировку исключительно от О1, поскольку по договору с О3 необходимо обеспечить учет качества сточных вод. Провести такой учет при транспортировке О2 сточных вод от нескольких абонентов нереально.

Если абонентов несколько, то применим приведенный вами вариант — заключение договора между О2 и О3 на дальнейшее водоотведение. В любом случае, схема непрозрачна, особенно с учетом того, что условия приведены частично.

Если Вас интересует мое мнение, то причиной возникновения такой ситуации является нежелание О2 заниматься решением вопроса. В такой ситуации О1 вынуждена работать по существующей схеме.

Выход: при незаинтересованности О2 в правильном решении вопроса «понять и простить» и инициировать проверку О2 в целях выявления очевидных нарушений (если по договору водоотведения фактически не осуществляется водоотведение).

Проблемы организаций ВКХ, не являющихся гарантирующими организациями

С проблемами применения нового законодательства, регулирующего вопросы водоснабжения и водоотведения, сталкиваются не только абоненты, но и, зачастую, организации ВКХ. В соответствии с положениями Федерального закона № 416-ФЗ [1] в случае, когда отдельные объекты централизованной системы водоотведения (далее – ЦСВ) принадлежат разным организациям, последние обязаны обеспечить водоотведение абонентов путем заключения договоров как с присоединенными к ним абонентами, так и между собой. При этом положения данного Федерального закона влекут проблемы и риски для организаций ВКХ, не являющихся гарантирующими организациями.

Согласно общим положениям Федерального закона № 416-ФЗ [1] ЦСВ является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, т.е. для приема, транспортировки и очистки сточных вод.

Сточные воды ЦСВ – это сточные воды, принимаемые от абонентов в ЦСВ, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

В свою очередь, организациями, осуществляющими водоотведение (далее – организации ВКХ), признаются юридические лица, осуществляющие эксплуатацию ЦСВ, отдельных объектов таких систем.

Т.е. на одной ЦСВ может находиться несколько организаций ВКХ, осуществляющих эксплуатацию отдельных компонентов ЦСВ (в т.ч. канализационной сети, очистных сооружений).

Ранее Правилами № 167 [2] было предусмотрено наличие таких субъектов, как субабоненты – ими признавались лица, которые не были присоединены непосредственно к сетям организации ВКХ, а сбрасывали сточные воды в канализацию через сети абонентов организаций ВКХ.

В настоящее время такого понятия как «субабонент» не предусмотрено, бывшие субабоненты стали абонентами, а место выпуска их сточных вод в канализационные сети стало местом выпуска в ЦСВ.

Фактически из Федерального закона № 416-ФЗ [1] следует, что если абонент организации ВКХ позволяет сторонней организации подключиться к своим канализационным сетям – такой абонент сам становится организацией ВКХ для вновь подключившейся организации.

Следует отметить, что правовое положение организаций ВКХ, эксплуатирующих отдельные объекты ЦСВ, не является одинаковым, поскольку одна из них признается гарантирующей организацией.

Гарантирующей организацией признается организация ВКХ, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к ЦСВ.

При этом гарантирующая организация в целях обеспечения бесперебойного водоотведения сточных вод абонентов заключает договоры со всеми остальными организациями ВКХ, эксплуатирующими отдельные компоненты ЦСВ.

Таким образом, при наличии гарантирующей организации остальные организации ВКХ не заключают договоры ни с абонентами, ни между собой – все договоры заключаются только с гарантирующей организацией (рис.1)

Оплата услуг организаций ВКХ, эксплуатирующих отдельные объекты ЦСВ, осуществляется гарантирующей организацией по тарифам, определяемым согласно положениям главы 6 Федерального закона № 416-ФЗ [1] и принятых во исполнение нее подзаконных нормативных правовых актов.

Эксплуатация ЦСВ может осуществляться также в отсутствие гарантирующей организации – либо при использовании ливневых ЦСВ, для которых гарантирующая организация не определяется, либо в случае, когда гарантирующая организация еще не определена – тогда договорные отношения выстраиваются по цепочке – абонент заключает договор водоотведения с организацией ВКХ, к которой он подключен, данная организация ВКХ заключает договор на оказание услуг по обеспечению водоотведения (в том числе, по транспортировке, очистке сточных вод) со следующей организацией ВКХ и т.д. Таким образом, каждый абонент заключает договор водоотведения с той организацией ВКХ, к которой он непосредственно присоединен, а не с одной единственной организацией ВКХ (гарантирующей организацией) (рис.2).

Читайте так же:  Приказ ответственного за электрохозяйство в обслуживании

Принципиальным вопросом, характерным для обеих вышеприведенных ситуаций, является то, что организация ВКХ, передающая принятые от абонентов сточные воды другой организации ВКХ и (или) осуществляющая их очистку, не является по отношению к данной организации ВКХ абонентом, а только транспортировщиком сточных вод и (или) организацией, осуществляющей очистку сточных вод, т.к. абонентами являются лица, объекты которых подключены к ЦСВ (ч.5 ст.7 Федерального закона № 416-ФЗ [1]).

Следовательно, транспортировщик сточных вод от иных абонентов по принадлежащим ему канализационным сетям ЦСВ сам будет являться абонентом, только если сбрасывает сточные воды через собственный выпуск в данную канализационную сеть и только в отношении своих сточных вод.

Федеральным законом № 416-ФЗ [1] предусмотрены различные виды договоров, заключаемых между организациями ВКХ: по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и иные виды, перечень которых открыт, при этом специальные требования установлены Федеральным законом № 416-ФЗ [1] в статье 17 только к договору по транспортировке сточных вод. Иные виды договоров заключаются исключительно в соответствии с гражданским законодательством.

При этом, как следует из ч.1 ст.17 данного Федерального закона [1], по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация ВКХ) обязуется принимать сточные воды и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.

Содержание указанной нормы таково, что в соответствии с ней могут быть заключены договоры по транспортировке сточных вод только в тех случаях, когда гарантирующая организация (иная организация ВКХ) принимает от транспортировщика сточные воды абонентов (рис.3).

Если же транспортировщик принимает от гарантирующей организации сточные воды абонентов для транспортировки по принадлежащим ей сетям, то такая транспортировка предметом договора, предусмотренного в ст.17 Федерального закона № 416-ФЗ [1], не охватывается, поскольку гарантирующая организация не является принимающей сточные воды стороной (рис.4).

Кроме того, в отсутствие гарантирующей организации договор водоотведения абонент заключает непосредственно с организацией ВКХ-транспортировщиком, к сетям которой абонент присоединен, соответственно, оплата услуг транспортировщика осуществляется самим абонентом в составе платы за водоотведение в целом.

В свою очередь, такой транспортировщик, далее заключая договор с последующей организацией ВКХ, принимающей сточные воды, оплачивает ее услуги за счет средств, полученных от абонента (рис.5).

Однако по смыслу Федерального закона № 416-ФЗ [1] организация ВКХ, не являющаяся гарантирующей организацией, заключает договор по транспортировке сточных вод с транспортировщиком и оплачивает его услуги по тарифу (рис.6).

В данной ситуации не понятно, как и зачем может быть заключен договор по транспортировке сточных вод в том виде, который предусмотрен в ч.1 ст.17 Федерального закона № 416-ФЗ [1], согласно которому принимающая сточные воды от транспортировщика организация ВКХ обязана оплатить (за счет каких средств?) услуги транспортировщика. При этом услуги транспортировщика фактически оплачиваются дважды – за счет абонента и за счет организации ВКХ, принимающей сточные воды абонента.

Однако самым проблемным вопросом в ситуации, когда эксплуатацию объектов ЦСВ осуществляют несколько организаций ВКХ, является обеспечение интересов организации ВКХ, являющейся непосредственным водопользователем, обязанной соблюдать природоохранные требования, в том числе условия НДС, лимитов на сбросы, и сбрасывающей все сточные воды ЦСВ через принадлежащей ей выпуск.

Вплоть до 01 января 2015 года, когда вступят в силу положения о том, что отдельные абоненты, осуществляющие отведение в ЦСВ более 200 м3 сточных вод среднесуточно, обязаны осуществлять сброс в соответствии с установленными НДС либо лимитами на сбросы, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, возмещать вред водному объекту при несоблюдении НДС или лимитов на сбросы в части сброса своих сточных вод через ЦСВ, организация ВКХ-водопользователь несет все риски, связанные с несоблюдением требований природоохранного законодательства, включая выплату административных штрафов, повышенной платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда водным объектам. После 01 января 2015 г. вышеуказанные абоненты данные риски будут нести самостоятельно, в части сброса собственных сточных вод.

Организация ВКХ наделяется статусом гарантирующей организации, если к канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций ВКХ (ч.2 ст.12 Федерального закона № 416-ФЗ [1]).

В случае, когда организация ВКХ-водопользователь определена как гарантирующая организация, заключающая договоры водоотведения с каждым из абонентов ЦСВ, независимо от того, сколько между данными абонентами и водопользователем организаций ВКХ-посредников, гарантирующая организация может защитить свои интересы, в том числе, приостановив, ограничив или прекратив водоотведение от конкретного абонента, не соблюдающего установленные требования к водоотведению, или предпринять иные меры, предусмотренные договором водоотведения и действующим законодательством для правоотношений «организация ВКХ – абонент» (рис.7).

Когда гарантирующая организация принимает сточные воды от всех или большинства абонентов и передает их для очистки и сброса организации ВКХ-водопользователю, у последней правоотношений «организация ВКХ – абонент» не возникает.

Соответственно, все нормы Федерального закона № 416-ФЗ [1] и принятых в его исполнение подзаконных актов, определяющих возможности по контролю за абонентом со стороны организации ВКХ, применения мер воздействия в случае несоблюдения абонентом установленных требований вплоть до приостановления, ограничения либо прекращения водоотведения, в данном случае не применимы (рис.8).

Кроме того, применение в данном случае организацией ВКХ-водопользователем мер по приостановлению, ограничению либо прекращению водоотведения неизбежно затронет интересы всех абонентов, чьи сточные воды передаются гарантирующей организацией, а также повлечет несоблюдение принципа охраны здоровья населения и улучшения качества его жизни путем обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения, заложенного в Федеральном законе № 416-ФЗ [1].

В данной ситуации обеспечить соблюдение интересов организации ВКХ-водопользователя возможно только в рамках заключаемого между гарантирующей организацией (или иной организацией ВКХ, принимающей сточные воды от абонентов) и организацией ВКХ-водопользователем договора.

Соответственно перед юристами встает непростая задача в грамотном составлении такого договора, максимально обеспечивающем интересы организации-водопользователя.

В такой договор должны быть включены условия, направленные на соблюдение требований к качеству сточных вод, поступающих от абонентов к организации ВКХ-водопользователю, в том числе, предотвращение рисков, связанных с несоблюдением установленных такой организации ВКХ НДС/лимитов на сбросы. Плата, перечисляемая организации ВКХ-водопользователю по договору, должна компенсировать расходы и финансовые риски последней, связанные с приемом сточных вод абонентов для отведения в водный объект.

При этом условия, включаемые в договор между организацией ВКХ-водопользователем и организацией ВКХ, принимающей сточные воды абонентов в ЦСВ, не должны содержать более жестких требований, чем требования, предъявляемые в соответствии с действующим законодательством непосредственно к абонентам.

1. Федеральный закон от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 411-ФЗ).

2. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167.

Еще статьи:

  • Типовой договор водоснабжения с населением Заключение договоров холодного водоснабжения и водоотведения Для надлежащего заключения договора на холодное водоснабжение и водоотведение следует предоставить заявление с приложением документов, предусмотренных пунктами 16 и 17 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», […]
  • Пакет документов на регистрацию товарного знака Перечень необходимых документов для подачи заявки на товарный знак Заявление о регистрации товарного знака Количество экземпляров - 3 (двухсторонних). Внимание. Правом на подачу заявки на регистрацию обладает юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое […]
  • Бух фин отчетность учебники Бух фин отчетность учебники Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие/СоколовЯ.В., 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9776-0334-8 - Режим доступа: […]
  • Договор купли-продажи транспортного средства 2019 пример Договор купли-продажи транспортного средства 2019 пример Покупая автомобиль на рынке или в автосалоне вы можете заключить договор купли-продажи у местных "юристов" заплатив за него определённую сумму, обычно это не большие деньги, от 200 до 1000 рублей. Но можете не платить за заключение […]
  • Образец договор займа вещей Скачать в Word Договор займа образец В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег […]
  • Какие льготы для инвалидов водителей Какие льготы для инвалидов водителей МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Парковка для инвалидов — как оформить парковочное разрешение? Парковка автомобилей, особенно в больших городах, в последние несколько лет […]