Договор перевозки морским транспортом образец

Оглавление:

Договор морской перевозки

Виды договоров морской перевозки

Договор морской перевозки – это услуга транспортировки грузов или пассажиров морским транспортом.

В соответствии с положениями Кодекса торгового мореплавания договоры морской перевозки дифференцируются в зависимости от способа загрузки судна. Таким образом, выделяются два основных вида договоров, в которых:

  • имеется условие чартера, то есть предоставления под груз всего судна, какой либо его части или специализированных помещений морского транспортного средства;
  • не имеется условий о чартере.

По договорам, не подразумевающим чартерные условия, перевозчик самостоятельно определяет способ распределения и технические условия транспортирования груза, принятого от грузоотправителя.

Существуют также несколько производных от основных видов договоров, таких как time-charter или demise-charter.

Для договора морской перевозки предусмотрена простая письменная форма. По своей юридической сути договор морской перевозки обладает признаками договора присоединения, в силу которого грузоотправитель либо принимает условия, предлагаемые ему морским перевозчиком, либо подыскивает более удобные для себя варианты.

В силу характера условий присоединения договор может быть заменен коносаментом, то есть морским вариантом накладной, выдаваемой перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта приема груза.

И коносаменты, и собственно договоры предельно отработаны, их форма является унифицированной и подчиненной правилам морских интернациональных перевозок.

Форма этих документов изготовляется типографским способом, что обеспечивает единообразное соблюдение правил морских международных перевозок.

Ответственность перевозчика по договору морской перевозки груза

Если договор грузоперевозки не будет предусматривать условия ограничения ответственности, то перевозчик будет нести ее в полном объеме как за утрату груза, так и за его повреждение.

Договоры грузоперевозок морским транспортом имеют такую большую историю и настолько отработаны, что практически любой договор коносамента или чартера включает в себя условия «исключенных рисков».

Так, условиями для освобождения морского перевозчика от ответственности будут:

  1. опасные ситуации и непредвиденные происшествия не только в морских, но и в любых судоходных водах;
  2. возгорания на судне, не вызванные действиями или бездействием перевозчика;
  3. военные конфликты и волнения населения;
  4. дефекты груза, характеристики груза, его усушка или утруска и т.д.

Для освобождения от ответственности по вышеперечисленным обстоятельствам перевозчику потребуется доказать, что имели место именно эти события или хотя бы одно из них.

В силу требований ст. 160 Кодекса торгового мореплавания, морской перевозчик несет ответственность за:

  • утрату груза. При утрате груза он обязан возместить его стоимость и возвратить фрахт, не входящий в цену груза. При утрате грузоотправления с заявленной ценой стоимость возмещения будет равна заявленной стоимости;
  • нанесение повреждений грузу. В этом случае он обязан возместить сумму, равную нанесенному ущербу, и возвратить фрахт, не входящий в цену груза.

Договор морской перевозки пассажиров и багажа

Правила перевозки пассажиров морских транспортом регламентируются, в первую очередь, Кодексом Торгового мореплавания РФ, который, в свою очередь, дублирует основные условия Афинской Конвенции 1974 года.

В соответствии со ст. 177 Кодекса торгового мореплавания РФ договор морской перевозки пассажиров является соглашением между перевозчиком и пассажиром, в соответствии с которым перевозчик принимает на себя обязательство доставить пассажира (и его багаж) в место назначения, определенное по маршруту морского судна.

Пассажир по тому же договору обязуется оплатить проезд как за себя лично, так и за провозимый им багаж. В качестве пассажира будет выступать также лицо, сопровождающее груз при условии оплаты только провоза груза.

Любой договор перевозки пассажиров или груза, не соответствующий правилам главы 9 Кодекса торгового мореплавания, признаются ничтожными.

Кодекс торгового мореплавания РФ не обязывает пассажира и перевозчика заключать договор в его буквальном смысле.

Так, ст. 179 КТМ РФ устанавливает, что свидетельством договора с перевозчиком могут выступать билеты на проезд и квитанции на сдачу груза или багажа. Это свидетельствует о том, что договор морской перевозки пассажиров содержит в себе все признаки договора присоединения, в силу которых перевозчик диктует набор услуг, к которым пассажир может либо присоединиться, либо отказаться от поездки.

Это значит, что любые договорные опции морского проезда пассажир может выбрать лишь из списка, предложенного перевозчиком. Например, может выбрать каюту люкс или каюту эконом.

Форма пассажирского билета, а равно содержание квитанции о сдаче багажа могут варьироваться в зависимости от типа морского судна. Билеты и квитанции на международные рейсы заполняются более детально, в отличие от рейсов каботажных.

Перевозка багажа

Статья 180 Кодекса торгового мореплавания РФ определяет багаж как любой предмет (в том числе и автомобиль), транспортировка которых осуществляется в силу договора пассажирской перевозки одновременно с пассажиром.

Имеется и небольшое реверсное право, когда договорное право пассажира происходит из договора транспортировки груза. Так, будет считаться пассажиром лицо, сопровождающее груз, хотя с ним договор перевозки пассажира не заключался.

Та же статья 180 КТМ РФ устанавливает определение каютного груза (являющегося эквивалентом ручной клади по договорам авиаперевозок). Так, каютным грузом будет считаться багаж, находящийся в каюте пассажира под его личным присмотром и в его личном пользовании.

Ответственность перевозчика

Ответственность перевозчика распространяется на период времени, равный нахождению пассажира на морском судне и времени перевозки пассажира от берега до судна и обратно.

Исключается из времени нахождения на судне время нахождения пассажира на причале и в морском порту.

Ответственность перевозчика за багаж действует в том же временном диапазоне, а окончание ответственности за багаж наступает при вручении багажа пассажиру в момент окончания поездки.

Прекращение договора

Договор перевозки пассажира морским транспортом может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и по единоличной инициативе пассажира или перевозчика.

Пассажир может отказаться от поездки морским транспортом:

  • до отхода морского судна из порта;
  • в любом из морских портов, в которых маршрутом судна предусмотрена остановка для высадки и посадки пассажиров.

При отказе от рейса пассажир имеет право на возврат всей суммы, внесенной в оплату перевозки, в случае, если отказ от поездки был вызван болезнью, а также, если отказ был совершен не менее чем за 30 дней до отплытия.

Не будет возвращена сумма в случае, если пассажир отказался от поездки менее чем 30 дней до отплытия и отказ не был вызван уважительными причинами.

Перевозчик имеет право расторгнуть договор перевозки пассажира в случаях:

  1. военных конфликтов и любых военных действий, создающих угрозу захвата судна в зоне, через которые проходит маршрут судна;
  2. блокады портов отправления и прибытия;
  3. разрушения судна, технической неисправности судна и его непригодности к эксплуатации. Непригодность судна должна быть установлена компетентной комиссией;
  4. экспроприации судна для нужд государства;
  5. задержания и блокирования судна в любом из портов.

Изменение маршрута и задержание отплытия судна из любого из портов возможно по инициативе перевозчика, когда это обусловлено необходимостью уйти из зоны повышенного риска, связанного, например, со вспышками инфекционных заболеваний, неблагоприятными санитарными условиями и другими объективными причинами.

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Составление договора перевозки груза морским транспортом

Сегодня осуществление перевозки морским транспортом – чрезвычайно востребованная услуга. При этом важно помнить о необходимости заключения договора между заказчиком и доставщиком. Данное соглашение имеет большое количество самых разных особенностей – по возможности стоит изучить образец и все юридические нюансы.

Между кем заключается

Рассматриваемого типа договор (на доставку грузов морским транспортом) должен заключаться в обязательном порядке. В противном случае возможно возникновение различных сложностей. В первую очередь это касается именно проблем с контролирующими государственными органами.

Отсутствие соответствующим образом составленного договора может послужить причиной наложения различных штрафов. Нередко, таким образом, реализуются коррупционные схемы.

Сторонами договора, права и обязанности которых прописываются в данном документе, являются:

  • транспортная компания – которая непосредственно занимается доставкой груза;
  • заказчик – владелец груза или же посредник, отвечающий за его перевозку.
Читайте так же:  Как платить госпошлину в суд рб

Транспортная компания всегда является юридическим лицом. Причем она может как быть резидентом РФ, так и не являться таковым.

В качестве заказчика может выступать:

  • индивидуальный предприниматель;
  • организация (юридическое лицо);
  • физическое лицо.

Почти во всех случаях используется стандартная форма договора. Подтверждением согласия со всеми отображенными в них условиями является наличие подписи с расшифровкой ответственного лица. В отдельных случаях обязательно проставляется печать организации.

Самым важным разделом в соглашении данного типа является именно условия доставки. Необходимо ознакомиться с ним в первую очередь.

В данном разделе обычно отображаются следующие данные:

  • полное наименование судна, которое будет использоваться для перевозки конкретного груза;
  • од и вид самого груза;
  • место его погрузки;
  • место назначения – куда будет осуществлена доставка;
  • сроки осуществления транспортировки;
  • сроки подачи судна под загрузку;
  • дата выдачи груза в порту назначения;
  • маршрут, по которому будет осуществляться транспортировка;
  • различные дополнительные условия, оговорки.

Подписывая договор, стороны соглашаются с обозначенными выше условиями. При этом не допускается внесение каких-либо изменений в данный договор уже после его подписания в одностороннем порядке.

Реализовать подобную процедуру необходимо будет только в случае наличия согласия обеих сторон.

Права и обязанности сторон

Не менее важным разделом документа является «права и обязанности сторон». В нем отражаются все обязанности, выполнение которых заказчиком и самими доставщиком строго обязательно.

Важно помнить, что при наличии действительно серьезных нарушений могут быть назначены различные санкции. Вплоть до расторжения договора в одностороннем порядке.

Чаще всего рассматриваемого типа раздел включает в себя следующее:

  • перевозчик обязан:
    • заблаговременно проверить состояние судна для осуществления доставки груза вовремя, снарядить его должным образом и укомплектовать;
    • оповестить получателя доступным способом о месте загрузки груза – если она будет проводиться не в обычном порту, а в ином месте;
    • хранение, обработка и поддержание в должном состоянии должны осуществляться в соответствии с установленными договоров условиями;
    • в случае наличия необходимости специального отношения к рассматриваемому типу грузу необходимо будет в обязательном порядке соблюдать их;
    • транспортировка обязательно должна осуществляться маршрутом, который указан в соглашении.
  • отправитель, в свою очередь, обязан следующее:
    • обозначить безопасный порт для осуществления погрузки транспортируемого груза;
    • выбран должен быть порт, в который судно сможет подойти без каких-либо существенных затруднений.

Ответственность

Особым разделом рассматриваемого типа договора является пункт «Ответственность». В соответствии с ним как заказчик, так и доставщик обязаны приложить все усилия для выполнения всех условий договора.

Чаще всего включаются следующие пункты ответственности перевозчика:

  • перевозчик не понесет ответственности за повреждение груза, которое возникло по причине следующих факторов:
    • непреодолимой силы;
    • случайностей/опасностей, которые имеют место на море;
    • имела место необходимость спасения людей;
    • пожар – если он возник не по вине перевозчика;
    • если имели место какие-либо распоряжения властей, береговой охраны;
    • военные действия, природные катаклизмы и народные волнения, митинги;
    • действие/бездействие отправителя/получателя;
    • скрытых недостатков или же брака груза;
    • различных иных факторов, которые возникли не по вине перевозчика.
  • ответственность отправителя:
    • ответственность обязан будет возместить перевозчику все убытки – если не сможет доказать, что возникли они не по его вине.

Ответственность самого перевозчика связана с большим количеством самых разных нюансов.

К наиболее существенным можно будет отнести следующее:

  • просрочкой признается ситуация, когда установленный в договоре срок по какой-то причине был просрочен;
  • груз может считаться утраченным если лицо, которое уполномочено забрать его в порту отгрузки, не явилось за ним в течение более чем 30 дней;
  • перевозчик отвечает за сохранность груза, его доставку с момента поступления его на борт и до самого момента выгрузки в порту ответственному лицу.

Также в обязанности перевозчика могут входить различные иные моменты. Например, хранение и обслуживание груза с момента отгрузки и до самого момента принятия груза ответственным лицом.

Важно помнить о том, что раздел «ответственность» может включать в себя достаточно обширный перечень самых разных пунктов. Со всеми ними лучше всего ознакомиться заблаговременно.

Грузовые авиаперевозки из Казахстана показаны здесь.

Образец договора перевозки грузов морским транспортом

Рассматриваемого типа документ имеет свои особенности составления. Важно помнить, что все его разделы не должны нарушать законодательство Российской Федерации, а также стран, в которые осуществляется доставка.

Если же нарушение имеет место быть, то договор может быть признан частично не действительным или же полностью ничтожным.

При возможности стоит ознакомиться с образцом договора перевозки грузов морским транспортом. Это позволит заказчику, ознакамливающимся с соответствующим соглашением, уделить внимание наиболее важным факторам.

Необходимо лишь использоваться в качестве источника максимально достоверные ресурсы, хорошо себя зарекомендовавшие.

Например, многие транспортные компании размещают на своих официальных сайтах всю транспортную документацию. В том числе и образцы договоров на перевозку.

Договор рассматриваемого типа в обязательном порядке включает в себя следующие разделы:

  • полное наименование компании;
  • номер договора;
  • место заключения соглашения;
  • дата составления договора;
  • Ф.И.О. ответственных лиц (заказчика, транспортной компании);
  • ссылка на законодательные нормы – ст. №787 ГК РФ, гл. VIII Кодекса торгового мореплавания РФ;
  • формулируется цель заключения договора;
  • обозначаются условия перевозки;
  • оплата фрахта, а также иные выплаты;
  • перечень прав и обязанностей различных сторон;
  • прекращение обязательств – по договору морской перевозки грузов;
  • ответственность перевозчика, фрахтователя и грузоотправителя;
  • процедура разрешения различных споров, возникающих на основании выполнения/невыполнения условий договора;
  • обозначается дата вступления договора в силу;
  • юридические лица, подписи сторон.

Отдельное внимание необходимо уделить реквизитам сторон. Их перечень включает в себя следующее:

Важно помнить, что стандартной, установленной законодательством формы рассматриваемый документ попросту не имеет.

Именно в этом и заключается главная сложность его составления. Так как требуется обязательно соблюдать все обозначенные в законодательных актах моменты.

Возможно ли изменение условий договора морской перевозки после его заключения
Нередко в процессе осуществления перевозки рассматриваемого типа возникает необходимость внесения правок в договор. Процедура данная вполне законна и возможна.

Но при этом должны быть обязательно соблюдены два важных условия:

  • наличие согласия сразу обеих сторон – не допускается внесения любых право при отсутствии согласия;
  • все правки, изменения должны соответствовать действующему законодательству.

В случае выполнения обоих обозначенных выше условий необходимо будет обязательно составить специальное дополнительное соглашение.

Это необходимо на случай возникновения различного рода разногласий. Дополнительное соглашение должно максимально подробно освещать все вносимые изменения в договор.

Особенности заключения международного документа

Нередко возникает необходимость транспортировки морским транспортом грузом между странами. В таком случае также обязательно заключается договор.

Имеются следующие нюансы процедуры:

  • важно включить в соглашение перечень дополнительных документов;
  • требуется наличие заверенной копии договора на языке страны, через территорию которой будет осуществляться перевозка;
  • договор должен соответствовать международным законодательным нормам.

Составление договора перевозки груза морским транспортом – ответственное действие. Важно избегать возникновения любых недоразумений.

Какие предметы запрещены к перевозке воздушным транспортом в ручной клади, смотрите на странице.

Порядок перевозки оружия и боеприпасов воздушным транспортом узнайте из этой информации.

Видео: Что указывается в договоре о перевозке груза

Договор морской перевозки грузов

Согласно действующему российскому законодательству, транспортировка товаров морским транспортом должна осуществляться на основании договора морской перевозки грузов. Стороны контракта именуются Перевозчик и Заказчик. Заключая договор, Перевозчик принимает на себя обязательства по доставке груза, полученного от отправителя, в порт назначения и последующей передаче получателю.

Заказчиком (фрахтователем) может выступать отправитель или получатель груза, а также третья сторона. Стоимость фрахта и порядок оплаты транспортных услуг оговариваются отдельным пунктом договора. В зависимости от особенностей груза и специфики транспортировки, договор морской перевозки грузов может быть заключен с условием предоставления под загрузку судна полностью или частично, либо без такового условия. Форма составления договора — письменная, соглашение имеет юридическую силу, если документ подписан обеими сторонами.

Образец договора морской грузоперевозки доступен для скачивания на нашем сайте.

Договор перевозки груза — существенные условия, образец

Договор на перевозку груза (образец)

Транспортировка груза должна быть произведена на основании договора перевозки груза (п. 1 ст. 784 ч. 2 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее закон № 14-ФЗ)). В зависимости от типа выбранного для осуществления перевозки транспорта (автомобильный, авиационный, железнодорожный, морской и т. д.) общие условия предоставления такой услуги, а также особенности содержания и оформления договора регламентируются специальными транспортными уставами и кодексами, законами и правилами (п. 2 с. 784 закона № 14-ФЗ).

Субъектами договора перевозки груза выступают:

  • перевозчик – несет обязательство доставить вверенные ему вещи или материальные ценности в назначенное место и передать их управомоченному лицу;
  • отправитель – обязуется своевременно оплатить заказанное перемещение груза (п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ).

Если груз перевозит коммерческая организация, обязанная на основании норм действующего законодательства производить транспортировку груза по обращению всякого гражданина или юрлица, то такое перемещение груза считается перевозкой транспортом общего пользования, который является публичным (п.п. 1, 2 ст. 789 закона № 14-ФЗ).

Читайте так же:  Госпошлина при подаче искового заявления на алименты

Договор перевозки грузов является возмездным, что следует из его определения, содержащегося в п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ. Также уставы отдельных видов транспорта включают условия о необходимости со стороны перевозчика предоставить для ознакомления грузоотправителю по требованию последнего тарифы на осуществляемые услуги (например, п. 15 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок…», утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

Образец рассматриваемого договора можно скачать по ссылке:

Чем подтверждается заключение договора перевозки груза

Договор перевозки груза признается реальным, т. к. фактически он может считаться заключенным в момент принятия к исполнению перевозчиком заказа или заявки от отправителя (например, п. 6 «Правил перевозок груза автотранспортом», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Факт заключения договора перевозки груза удостоверяется выдачей транспортной накладной или иной документации в соответствии с транспортным законодательством (п. 2 ст. 785 закона № 14-ФЗ).

Транспортными уставами или кодексами может быть регламентирована выдача таких документов:

  • для железнодорожных доставок грузов – транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ);
  • для автомобильных перевозок – транспортная накладная (п. 1 ст. 8 ФЗ «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ);
  • для речной перевозки – транспортная накладная или коносамент (п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ);
  • для морской перевозки – чартер, коносамент или иные документы, установленные законодательством (п. 2 ст. 117 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ);
  • для воздушной перевозки – грузовая или почтовая накладная (ст. 105 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ).

Оформление и содержание указанных документов определено соответствующими транспортными уставами или кодексами.

Существенные условия договора перевозки

На основе анализа положений гражданского и транспортного законодательства, а также существующей судебной практики к существенным условиям договора перевозки груза можно отнести следующие:

  1. Предмет договора. Включение данного пункта в содержание любого соглашения регламентировано ст. 432 закона № 14-ФЗ. Предметом договора перевозкигруза является оказание транспортных услуг по доставке в указанный пункт вверенных одной стороне (перевозчику) грузов с последующей их передачей конкретному лицу, имеющему полномочия на получение таких грузов. Вторая сторона (грузоотправитель) обязуется произвести оплату такой услуги (п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ). Предмет договора не будет считаться установленным, а сам договор перевозки груза – заключенным, без указания:
  • характеристик груза (наименование, количество, вес, размер, объем, параметры упаковки/тары и т. д.);
  • даты и времени отправления и доставки грузов;
  • пунктов отправления и назначения (например, решение АС Кемеровской обл. по делу от 04.12.2009 № А27-16638/ 2009).
  1. Срок перевозки.
  2. Сумма провозной платы.
  3. Порядок и условия произведения расчетов между сторонами (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 № Ф04-4550/2008 [8671-А70-9]) и т. д.

Судебная практика не имеет общего мнения относительно включения в договор в качестве существенных условий сведений, перечисленных в пп. 2–4 приведённого выше списка.

Например, часть судей считает, что неоговоренные соглашением параметры могут быть установлены с учетом положений законодательства (например, срок доставки грузов автотранспортом – в соответствии с п. 63 Правил перевозок грузов автотранспортом).

Договор об организации перевозок

В ситуациях необходимости реализации грузоперевозок в систематическом режиме перевозчик и грузовладелец могут заключать соглашения об организации перевозок. Такие договоры обычно носят долгосрочный характер.

По договору об организации перевозок:

  • перевозчик обязан принять в установленные сроки грузы определенного объема для перевозки;
  • грузовладелец – своевременно предоставлять такие грузы (абз. 2 ст. 798 закона № 14-ФЗ).

Договором об организации грузоперевозок должны быть оговорены следующие параметры:

  • объемы предоставляемых грузов;
  • сроки предъявления грузов к перевозке;
  • порядок проведения расчетов между сторонами соглашения;
  • иные условия предоставления транспорта и предъявления грузов (п. 2. ст. 798 закона № 14-ФЗ).

Договор об организации грузоперевозок обычно служит не только для установления постоянных деловых отношений между контрагентами, но и для оптимизации самого процесса грузоперевозок и сопутствующего документооборота.

Например, при наличии договора об организации перевозок договор перевозки груза может быть заключен посредством принятия перевозчиком заявки от грузоотправителя (п. 5 ст. 8 Устава автотранспорта).

Условия транспортировки грузов, принятые сторонами при подписании договора об организации грузоперевозок, принимаются по умолчанию для договора о перевозке грузов, заключенного на отдельный рейс, если иное не предусмотрено таким договором (п. 2 ст. 68 закона № 24-ФЗ).

Ответственность перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей

За ненадлежащее исполнение обязательств, а также за их неисполнении стороны договора перевозки несут ответственность в соответствии с гражданским и транспортным законодательством, а также правилами, установленными соглашением сторон (п. 1 ст. 793 закона № 14-ФЗ).

Согласование условий об уменьшении или полном исключении предусмотренной законодательством ответственности, произведенное перевозчиком и грузовладельцем, считается по общему правилу недействительным (п. 2 ст. 793 закона № 14-ФЗ, ст. 37 Устава автотранспорта).

Перевозчик грузов может быть привлечен к ответственности:

  • за непредоставление транспорта в соответствии с принятыми заявкой или заказом условиями договора (п. 1 ст. 794 закона № 14-ФЗ);
  • за порчу или утерю вверенного груза, случившуюся после принятия его для транспортировки и до передачи грузополучателю (п. 1 ст. 796 закона № 14-ФЗ). По данному основанию профессиональный перевозчик несет ответственность вне зависимости от наличия его вины (см. п. 1 Обзора судебной практики ВС РФ от 20.12.2017).

Грузоотправитель может быть привлечен к ответственности за непредъявление груза или неиспользование поданных перевозчиком средств транспорта (п. 1 ст. 794 закона № 14-ФЗ).

Отдельными транспортными уставами и кодексами, а также договором могут быть установлены и другие условия возникновения ответственности сторон соглашения – например, неуказание в транспортной накладной особых комментариев о мерах предосторожности, необходимых при транспортировке груза, и т. д. (п. 3 ст. 35 Устава автотранспорта).

Поэтому включение пункта об ответственности в типовой договор перевозки грузов необязательно.

Итак, договор перевозки груза заключается между перевозчиком и грузоотправителем, факт заключения такого соглашения подтверждается путем составления транспортной накладной или иного документа, предусмотренного законодательством.

Существенным условием договора о грузоперевозке является подробное описание предмета договора. Сюда же можно отнести характеристики груза, описание маршрута, указание пунктов отправления и назначения, даты и время погрузки и разгрузки, параметры нанимаемого транспорта и др. параметры, позволяющие максимально точно обозначить предмет соглашения.

Договор морской перевозки пассажира и багажа

По договору морской перевозки перевозчик обязуется доставить пассажира и его багаж в пункт назначения в определенный срок. Пассажир, в свою очередь, обязуется уплатить установленную за проезд и доставку багажа плату (п.1 ст. 177 КТМ РФ).

Предмет договора морской перевозки пассажира

Предметом договора морской перевозки пассажира и его багажа является транспортировка пассажира, его багажа и ручной клади в пункт назначения. Исполнитель обязуется не только доставить клиента из одной точки в другую, но и обеспечить нормальные условия поездки и сохранность поклажи. Транспортировка осуществляется судном, под которым понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Перевозчик в случае наличия у пассажира вещей (багажа) обязан доставить в пункт назначения эти вещи (багаж) в целости и сохранности. Существуют два вида багажа: обычный и каютный. Клиент вправе объявить ценность своего багажа как общую для всех сданных мест багажа, так и для каждого места в отдельности за отдельную плату. Сведения о сумме объявленной ценности багажа вносятся в багажную квитанцию и в договор на морскую перевозку. Каютным багажом является багаж, который находится в каюте пассажира либо иным образом находится в его владении, под его охраной или контролем.

Стороны договора морской перевозки

Сторонами соглашения являются перевозчик и пассажир. Перевозчик – лицо, которое заключило или от имени которого заключен договор перевозки морским транспортом, независимо от того, осуществляется перевозка пассажира перевозчиком или фактическим перевозчиком (п.2 ст.177 КТМ РФ). Фактический перевозчик – лицо, которое, являясь собственником судна или использующим судно на ином законном основании лицом, фактически осуществляет транспортировку пассажира. В отношении перевозки пассажира, осуществляемой фактическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия или бездействие фактического перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий) (ст.187 КТМ).

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров морским транспортом подлежат обязательному лицензированию Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Лицензия на осуществление такой деятельности предоставляется на 5 лет.

Пассажиром является любое лицо, которое путешествует на судне по договору морской перевозки или с согласия перевозчика в целях сопровождения автомашины или животных по соглашению о транспортировке груза (п.3 ст.177 КТМ РФ).

Как заключить договор морской перевозки: образец

Заключение договора морской перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача багажа – багажной квитанцией (ст. 179 КТМ РФ). Для организованных групп пассажиров, следующих в одном направлении, может быть выписан один билет (или один отдельный билет на каждую из групп, следующих в каютах определенной категории) с указанием фамилий и имен членов группы, следующих по этому билету.

Читайте так же:  Приказ 390 постановления правительства

Содержание билета для проезда на морских судах каботажных линий составляет совокупность всех существенных условий договора морской перевозки пассажира.

Необходимо упомянуть, что в соответствии со ст.188 КТМ РФ при перевозке пассажира морским транспортом перевозчик не отвечает за утрату и повреждение денег, ценных бумаг, золота, изделий из серебра, драгоценностей, украшений, произведений искусства или других ценностей, если только такие ценности не были сданы на хранение перевозчику, который согласился сохранять их в целости.

Условия договора морской перевозки

Существенными условиями соглашения являются:

  • предмет;
  • размер провозной платы;
  • срок транспортировки;
  • порт отправления и порт назначения;
  • название морского судна, дата и время его отхода, номер каюты и места;
  • дата приобретения билета;
  • иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п.1 ст.432 ГК РФ).

Дополнительными условиями в образце договора морской перевозки пассажира являются:

  • объявление ценности багажа;
  • сдача ценных вещей (золота, картин) для хранения;
  • оказание дополнительных услуг;
  • основания расторжения договора;
  • ответственность сторон;
  • иные условия в соответствии с КТМ РФ.

Соглашения фрахтования, транспортной экспедиции, доставки грузов ищите в разделе «Договоры перевозки».

Образец договора перевозки грузов

Договор перевозки груза представляет собой весьма распространенное гражданско-правовое соглашение, предметом которого является доставка груза из пункта отправления в пункт назначения. В предлагаемом нами далее материале рассмотрены основные аспекты его составления.

Нормативно-правовое регулирование и понятие договора перевозки груза

Договор грузоперевозки подразумевает заключенное в письменной форме и подтвержденное документально соглашение, в силу которого одна из сторон (перевозчик) принимает на себя обязательства по доставке и передаче уполномоченному лицу предоставленного ему второй стороной (отправителем) груза в определенный пункт назначения, отправитель же, в свою очередь, обязуется такую доставку оплатить. Данное определение договора перевозки груза можно сформулировать исходя из норм ст. 785 ГК РФ.

Говоря о нормативно-правовом регулировании, необходимо отметить большое видовое разнообразие таких соглашений. Для определения нормативного акта, регулирующего отношения между сторонами, приоритетное значение имеет вид транспорта, которым осуществляется доставка.

Так, помимо основополагающего акта в области гражданского права (ГК РФ) правоотношения сторон перевозки могут регулироваться:

  • Кодексом торгового мореплавания;
  • Кодексом внутреннего водного транспорта;
  • Воздушным кодексом;
  • Уставом железнодорожного транспорта от 10.01.2003 № 18-ФЗ;
  • Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

Перечисленные нормативные акты осуществляют подробное регулирование правоотношений сторон и отражают особенности каждого вида перевозки, связанные с ее объектом, транспортом и средой, в которой транспорт находится в процессе транспортировки груза.

Кто может быть отправителем и грузоперевозчиком по договору на перевозку, заключенному с транспортной компанией?

Сторонами договора перевозки груза (грузоотправителем и перевозчиком) могут быть как физические, так и юридические лица. При этом договор не является посредническим, то есть предполагается, что грузоперевозчик осуществляет перевозку силами имеющегося у него в собственности или на праве аренды транспорта.

К грузоотправителю закон не предъявляет никаких требований, тогда как с перевозчиком ситуация чуть более сложная. Кроме очевидной необходимости в наличии водительского удостоверения у лица, непосредственно осуществляющего автоперевозку, компания-перевозчик должна иметь лицензию на ведение такой деятельности в случаях, предусмотренных законом.

Список видов грузоперевозок, требующих лицензии, приведен в ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, согласно которой к лицензируемым отнесены перевозки:

  • опасных грузов внутренним водным или морским транспортом;
  • производимые не для собственных нужд перевозчика на воздушном транспорте;
  • опасных грузов посредством железнодорожного транспорта;
  • отходов I–IV классов опасности любым видом транспорта.

Отдельно стоит отметить, что перевозке обычно сопутствуют и погрузочно-разгрузочные работы, для выполнения которых в отношении опасных грузов на железнодорожном и водном транспорте (будь то морской или речной) требуется дополнительная лицензия.

Что обязуется сделать перевозчик и отправитель по договору, каковы права сторон?

Права и обязанности сторон договора перевозки груза устанавливаются действующим законодательством и текстом соглашения в рамках принципа свободы договора. Основные обязанности перевозчика при этом включают:

  • доставку груза из пункта отправления в пункт назначения;
  • предоставление заказчику достоверной информации о предстоящей перевозке и всех связанных с ней формальностях;
  • бережное отношение к грузу, заботу о его сохранности и (при необходимости) оговоренное в договоре перевозки груза обслуживание;
  • соблюдение сроков отправки, погрузки, разгрузки и доставки груза;
  • осуществление погрузки-разгрузки груза в соответствии с требованиями транспортных уставов, кодексов и иных нормативных актов;
  • передачу его управомоченному на приемку лицу (получателю).

Грузоотправитель, в свою очередь, обязан:

  • передать груз перевозчику в оговоренные сроки;
  • предоставить перевозчику всю значимую информацию о грузе и его характеристиках;
  • оплатить перевозку в соответствии с порядком и стоимостью, установленными вдоговоре перевозки груза.

Права сторон во многом зависят от нормативного регулирования отдельного вида перевозки и содержания заключенного соглашения. Так, согласно ст. 137 Кодекса торгового мореплавания, при заключении чартерного договора с полным или частичным бронированием судна фрахтователь вправе контролировать размещение груза на судне и удалять от него посторонних лиц. Перевозчик же, в свою очередь, нередко с целью соблюдения правил техники безопасности при осуществлении перевозок оставляет за собой право произвести досмотр переданного груза.

Какие сведения содержит заполненный договор перевозки грузов?

Единого образца договора перевозки груза не существует, т. к. он может оформляться целым рядом документов: чартерами, коносаментами, накладными. При этом его содержание варьируется в зависимости от вида договора грузоперевозки — а их российское законодательство насчитает множество.

Однако можно выделить элементы, актуальные для всех видов договора грузоперевозки:

  • реквизиты договора (номер, дата заключения);
  • наименования перевозчика и отправителя;
  • наименование получателя;
  • пункты отправления и назначения (если пунктов несколько, должны быть указаны все);
  • значимые сведения о грузе (род и количественные характеристики);
  • сроки отправления и доставки;
  • стоимость перевозки;
  • права, обязанности и ответственность сторон.
  • порядок оплаты.

Прекращение действия договора

Прекращаются договоры грузоперевозки в лучшем случае взаимным надлежащим исполнением обязательств сторонами. Однако не всегда все заканчивается так, как ожидалось: любая транспортировка предполагает привлечение источника повышенной опасности — транспортного средства. Кроме того, если речь идет о морской или воздушной перевозке, нельзя не учитывать особенности среды, в которой пребывает транспортное средство, риск возникновения опасных погодных явлений или крушения.

Действующее нормативное законодательство учитывает такие особенности при регулировании всех видов перевозок. Так, по п. 1 ст. 156 Кодекса торгового мореплавания возможно прекращение договора морской перевозки в случае военных действий или иной угрозы, создающей риск захвата судна, блокады портов и пр. Аналогичные условия содержит и ст. 29 Устава железнодорожного транспорта. Отказаться от перевозки отправитель может, как правило, в любой момент при условии выплаты компенсации, предусмотренной законодательством для каждого вида перевозок (если отказ произошел после оплаты — еще и с учетом уже проделанного пути).

Остается сделать вывод о том, что рассмотренный договор является одним из самых разнообразных по своему виду и содержанию гражданско-правовых соглашений. Прежде чем заключать такой контракт, стоит убедиться в наличии у перевозчика необходимых лицензий и объективной возможности выполнить обязательства по доставке. Образец договора о перевозке вы можете скачать на нашем сайте.

Еще статьи:

  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Военная пенсия по потере кормильца кому положена Пенсия по потере кормильца военнослужащего в 2019 году Членам семей военных, погибших или умерших вследствие выполнения долга, государство оказывает материальную поддержку. Пенсия по случаю потери кормильца военнослужащего — это отдельный вид господдержки, выплачиваемый из средств […]
  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Образец приказа о досрочном расторжении трудового договора Делопроизводство Досрочное расторжение трудового договора при сокращении штата В общем случае, физлицо не может быть уволено по волеизъявлению работодателя при сокращении штата до того, как истечет нормативный срок в два месяца, начинающий исчисляться с момента соответствующего […]
  • Сургут материнский капитал за второго ребенка Югорский семейный (материнский) капитал в Ханты-Мансийске и ХМАО - Югре в 2019 году Югорский семейный капитал в Ханты-Мансийске и ХМАО - Югре учрежден Законом ХМАО - Югры от 28.10.2011 N 100-оз "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе - […]
  • Временная регистрация иностранных граждан по месту работы Регистрация иностранных сотрудников по месту работы: временная регистрация мигрантов по юридическому адресу работодателя Регистрация гражданина по месту работы – это первичная постановка иностранных сотрудников на миграционный учет в ГУВМ МВД по юридическому адресу работодателя и […]