Единый налог по новому а социальный взнос

Единый налог и ЕСВ — 2018: что изменится

Проект бюджета Украины на 2018 год уже обнародован. И хотя он еще не утвержден, заложенные в документе социальные стандарты вряд ли изменятся. «Минфин» посчитал, сколько и каких налогов нужно будет заплатить единщикам в 2018 году.

Ставки единого налога в 2018 году

В проекте бюджета на 2018 год с 1 января предусмотрен прожиточный минимум для трудоспособных лиц на уровне 1762 грн, а минимальная зарплата (МЗП) – 3723 грн. Эти показатели важны, поскольку именно на их базе рассчитывается сумма единого налога.

Ставки единого налога установлены п. 293.1 НКУ:

– для первой группы плательщиков единого налога — в процентах (фиксированные ставки) к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года (1762 грн);

– для второй группыв процентах (фиксированные ставки) к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (3723 грн);

третьей группыв процентах к доходу (процентные ставки).

То есть фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами для физических лиц – предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, из расчета на календарный месяц (п. 293.2 НКУ):

для первой группы плательщиков единого налога – в пределах до 10% размера прожиточного минимума (то есть в 2018 году ставка единого налога будет не более 176,20 грн (1762 грн х 10%));

для второй группы плательщиков единого налога – в пределах до 20% размера минимальной заработной платы (до 744,60 грн (3723 х 20%)).

Ставки единого налога для четвертой группы установлены:

– для пашни, сенокосов и пастбищ (кроме пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, а также сельскохозяйственных угодий, находящихся в условиях закрытого грунта) размер ставок налога с одного гектара будет устанавливаться на уровне 0,95;

– для пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, – 0,57;

– для многолетних насаждений (кроме многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях) – 0,57;

– для многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, – 0,19;

– для земель водного фонда ставка останется на уровне 2,43;

– для сельскохозяйственных угодий, находящихся в условиях закрытого грунта, – 6,33.

Единый социальный взнос

Размер минимального страхового взноса, как и ранее, будет зависеть от размера минимальной заработной платы (на 2018 год — 3723 грн).

То есть минимальный страховой взнос с 01.01.2018 г. будет составлять – 819,06 грн (3723 х 22%). А это означает, что с 1 января 2018 года, налоговая нагрузка еще увеличится:

единщикам — работодателям придется не только пересмотреть оклады работников, но и осуществлять доплату по ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса (819,06 грн) при начислении зарплаты и других выплат работникам;

• увеличится и нагрузка на физических лиц – предпринимателей (ФОП), ведь со следующего года минимальная ежемесячная сумма ЕСВ «за себя» для них вырастет почти на 120 грн ежемесячно (в 2017 году эта сума составляла 704 грн).

Соответственно, можем посчитать, что минимальная сумма единого социального взноса (ЕСВ), которую нужно будет заплатить плательщикам единого налога в 2018 году9828,72 грн (обязательная ежемесячная сумма ЕСВ 819,06 грн х на 12 месяцев).

Все четыре группы, а также критерии пребывания на едином налоге остаются в 2018 году неизменными.

• Налогоплательщик не может быть плательщиком единого налога первой – третьей групп, если на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога у него есть налоговый долг. Исключение — безнадежный налоговый долг, возникший вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) (пп. 291.5.8 НКУ).

То есть в случае подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты госрегистрации для вновь созданного субъекта хозяйствования наличие налогового долга по любому другому налогу станет препятствием для получения статуса плательщика единого налога;

• при расчете общего количества наемных лиц у плательщика единого налога – физического лица не нужно учитывать работников, призванных на военную службу во время мобилизации, на особый период (пп. 291.4.1 НКУ);

• не могут быть плательщиками единого налога четвертой группы субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность по производству подакцизных товаров, кроме исключений указанных в пп. 291.51.2 НКУ.

Единый социальный взнос (ЕСВ) в Украине

Единый социальный взнос как объединенные страховые социальные взносы был введен, начиная с 1 января 2011 года со вступлением в силу соответствующего Закона Украины №2464-VI.

Введение такой меры было направлено на сокращение количества отдельных отчислений: Пенсионный, Фонд соцстрахования, страхования от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Еще несколько лет назад плательщики единого социального взноса (ЕСВ) производили отчисления по установленному тарифу, который установлен в зависимости от профессионального и отраслевого риска, к которому относится предприятие или предприниматель.

Несмотря на то, что с момента введения в действие закона об ЕСВ прошло несколько лет, у плательщиков ЕСВ остаются вопросы касательно процедуры расчета, оплаты, администрирования ЕСВ. В статье приводятся основные сведения о законодательной базе в части ЕСВ, порядок уплаты и начисления взноса, дается информация о формировании реестра плательщиков, об особенностях начисления взноса для пенсионеров и предпринимателей, а также другая важная и полезная информация.

Единый социальный взнос: основные сведения

Понятие единого социального взноса введено после того, как 8 июля 2010 года был принят закон, называемый среди бухгалтеров, руководителей предприятий, да и самими налоговиками, как Закон 2464. Принятие закона было обусловлено оптимизацией системы социального страхования в части консолидации начисления, оплаты и распределения средств, поступающих на счета действующих в то время фондов.

Кроме цели сделать облегчить работу бухгалтера и консолидировать деятельность фондов в части распределения взносов на социальное и пенсионное страхование, внедрение единого социального взноса должно было наполнить бюджет Пенсионного фонда и решить (частично или полностью) пенсионное обеспечение украинских граждан.

Еще одной важной целью внедрения ЕСВ был вывод национальной экономики «из тени»: разработчики закона приводили аргументы о том, что необходимость осуществлять пенсионные накопления каждым работающим как залог обеспеченной старости, будет стимулировать работодателей прекратить пагубную практику выплаты заработной платы в конвертах.

При внедрении ЕСВ учитывался опыт европейских стран, но с момента принятия закона 2464 было принято множество поправок, что доказывает отсутствие его доскональности. К тому же, размер ставок для ЕСВ оказался довольно высоким и привел к избыточной нагрузке на фонд оплаты труда большинства предприятий.

С полным текстом закона можно ознакомиться, пройдя по ссылке http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2464-17

ЕСВ: кто должен платить?

Оплату ЕСВ осуществляют предприятия или организации, которые выступают в роли работодателей и являются участниками системы социального страхования. Работодателем может выступать и предприниматель, который в своей деятельности использует труд наемных работников, или предприниматель (физическое лицо), который обеспечивает себя работой самостоятельно.

В перечень плательщиков также входят женщины, находящиеся в декретном отпуске, военнослужащие, творческие, научные работники дипломатические ведомства и ряд других. Детальный перечень плательщиков ЕСВ приводится в разделе 2 статья 4 закона 2464.

Не являются плательщиками ЕСВ пенсионеры или люди, которые получают пенсию по инвалидности, поскольку их доход состоит из пенсионных выплат, которые сформированы из средств социального/пенсионного страхования. Впрочем, пенсионер становится плательщиком ЕСВ, если кроме пенсии он получает еще какие-либо доходы. Другими словами, если пенсионер работает, занимается предпринимательством или другой деятельностью, с которой взимается ЕСВ.

В 2019 году начисление единого взноса «спящим» предпринимателям по аналогии с прошлым годом остается в силе. Т.е. ФЛП, декларирующие отсутствие какого-либо дохода, будут также платить единый взнос.

Размеры минимального единого взноса для частных предпринимателей, грн.

В таблице представлена динамика изменения ЕСВ с 2011 года по текущее время. Также, для наглядности приведены показатели минимальной заработной платы.

Важно! С 1 января 2018 года для ФЛП 1 группы уплата единого соц взноса в размере 50% ставки отменена, и платить ЕСВ нужно наравне с остальными группами. Смотрите в таблице выше.

Реестр плательщиков ЕСВ

В рамках реализации фискальной политики Украины плательщики единого взноса становятся на учет путем внесения сведений в реестр страховщиков. Не следует отождествлять реестр страховщиков и застрахованных лиц. Это две составляющие государственного реестра. Снятие с учета и исключение из реестра ЕСВ проходит после проведения проверки о полноте уплаты единого взноса и других необходимых процедур.

Читайте так же:  Рождественского 4 приставы

Плательщики ЕСВ обязаны:

  • Производить расчет и оплату ЕСВ, своевременно и в полном объеме
  • Вести учет ЕСВ в требуемом виде (форме)
  • Допускать представителей контролирующих органов для осуществления проверки правильности расчета и полноты уплаты ЕСВ
  • В определенные сроки подавать отчетность по ЕСВ
  • Предоставлять застрахованному информативные сведения об уплаченных взносах (по требованию и без дополнительной оплаты)
  • Подавать в составе отчета по ЕСВ сведения о принятых на работу лицах, у которых отсутствует свидетельство застрахованного лица

Закон 2464, наряду с другой важной информацией, прописывает праваплательщиков ЕСВ, которые могут:

  • Получать в налоговом органе и пенсионном фонде информацию относительно расчета и/или оплаты единого взноса
  • Обращаться в ПФ и орган доходов и сборов с заявлением о смене условий расчета взноса, если статус плательщика был изменен
  • Защищать свои интересы в установленной законодательством форме

Стоит отметить, что Закон с момента его принятия подвергался неоднократным изменениям и дополнениям. По этой причине бухгалтерам и руководителям предприятий следует знакомиться с оригиналом документа, дабы исключить в своей работе ошибки. Особенно это касается перечня видов доходов, которые не включены в базу единого соцвзноса.

Забегая наперед, отметим, что в Правительстве ведется работа над тем, чтобы привести базу для расчета НДФЛ и ЕСВ к «общему знаменателю». Несомненно, это важный шаг на пути оптимизации администрирования налогов и сборов.

ЕСВ: от чего зависит размер единого социального взноса

Единый социальный взнос – это установленная в процентах часть фонда оплаты труда, для некоторых категорий – от дохода. Первоначальный вариант расчета и оплаты ЕСВ заключался в установлении определенного класса профессионального риска в соответствии с отраслевой классификацией. Размер отчислений находился в границах от 36,76% до 49.7%. Каждому плательщику присваивался свой класс риска, в соответствии с которым рассчитывался единый взнос.

Предприятия бюджетной сферы должны были платить ЕСВ в размере 36,3%, что являлось на тот момент наиболее низким тарифом.

Начиная с 2015 года, с целью легализации фонда оплаты труда был принят закон, согласно которому плательщикам можно было применять коэффициент 0,4 при условии выполнения ряда требований. Однако уже к концу 2015 года было принято решение о единой ставке 225.

Таким образом, в январе 2019 года min размер ЕСВ: 4173 грн х 22% = 918,06 грн на каждого работника. Если по каким-либо причинам результат ЕСВ получается ниже 918,06 грн, работодателю придется доначислить до указанного min.

Среди плательщиков взноса отдельно выделяются такая категория как инвалиды. Работодатели с зарплаты работающего инвалида начисляют 8,4% взноса и 5,5% составляет взнос общественных организаций инвалидов.

Размеры ЕСВ, которые начисляются в зависимости от видов доходов, представлены в таблице ниже:

Единый социальный взнос

Единый социальный взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (сокр. ЕСВ) — консолидированный страховой взнос в Украине, сбор которого осуществляется в системе общеобязательного государственного страхования в обязательном порядке и на регулярной основе.

Основные положения, определяющие порядок сбора ЕСВ, установлены Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» № 2464-VI от 08.07.2010 (вступил в силу с 01.01.2011).

Единый социальный взнос подлежит уплате в Пенсионный фонд Украины. Он заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора: пенсионный, «безработицу», соцстрах (больничные), «несчастный случай». Ставки ЕСВ дифференцировались в зависимости от вида плательщика, а также в зависимости от классов профессионального риска вида деятельности.

Следует отметить, что с 1 января 2015 работодатели обязаны уплачивать размер ЕСВ не меньше минимального (размер которого рассчитывается исходя из минимальной заработной платы), независимо от суммы начисленной заработной платы. При этом следует учесть, что в соответствии с пп.4 п.2 ст.41 Бюджетного кодекса до вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период минимальная заработная плата применяется в размерах и на условиях, действовавших в декабре предыдущего бюджетного периода.

Для физических лиц – предпринимателей минимальный ЕСВ до 2016 года составлял 34,7% от размера минимальной зарплаты.
С 01.01.2016 года ставка ЕСВ понижена до 22% (для всех категорий плательщиков).

Обращаем внимание, что с 01.01.2017 года для ФЛП (физических лиц – предпринимателей) — плательщиков единого налога 1-й группы — минимальный ЕСВ составил 352 грн. (в отличие от остальных категорий плательщиков).

Ставки единого налога и ЕСВ для предпринимателей в 2018 году

Один из вопросов, на которые мне приходится постоянно отвечать: “Какие ставки единого налога и ЕСВ для ФЛ-П будут в 2018 году?”

Чтобы упростить ответ на данный вопрос и дать полную информацию в наглядном виде, публикую этот пост, в котором я собрал информацию о ставках единого налога и ЕСВ, сроках их уплаты, способах и сроках подачи деклараций.

СТАВКИ НАЛОГОВ

В связи с увеличением с 1 января 2018 года минимальной зарплаты до 3 723 грн, а прожиточного минимума – до 1 762 грн, ставки и единого налога и ЕСВ, пусть и незначительно, но вырастут.
Но есть и неприятный момент, который касается плательщиков единого 1 группы: уплата ЕСВ в размере 50 % ставки в 2018 году для них отменена, так что с 1 января 2018 года платить единый социальный взнос им придется наравне с остальными предпринимателями.

Ставки единого налога для ФЛ-П в 2018 году для плательщиков:
1) первой группы (до 10 % от размера прожиточного минимума) – 176,20 грн в месяц;
2) второй группы (до 20 % от размера минимальной зарплаты) – 744,60 грн в месяц;
3) третьей группы единого налога:

– для неплательщиков НДС – 5 % от дохода;
– для плательщиков НДС – 3 % от дохода.
4) для четвертой группы (исключительно сельхозпроизводители) ставка налога устанавливается в зависимости от количества используемой земли.

Обращаю ваше внимание на то, что ставку единого налога для первой и второй групп устанавливают местные советы. И для отдельных видов деятельности (или в отдельных населенных пунктах) она может быть меньше максимального уровня.

Так, например, в Харькове c 1 марта 2017 года для плательщиков единого налога второй группы установлена ставка единого налога в размере 10 % от минимальной заработной платы – 372,30 грн.

Поэтому ставку единого налога лучше всего уточнить в вашем гор/пос/сельсовете.

При этом один из самых часто задаваемых вопросов звучит так: “Должны ли местные советы принимать решение о размерах ставки единого налога каждый год?”
Нет, не должны. Поэтому, если ваш гор/пос/сельсовет не принял новое решение о смене ставки единого налога в 2018 году, то продолжает действовать ставка, установленная в 2017-м.

Вместе с тем, если ваш гор/пос/сельсовет вообще никогда (точнее с 1 января 2011 года) не принимал решение о размере ставки единого налога, то для вас действует максимальная ставка, установленная налоговым кодексом (10 % от социальной льготы (или 176,20 грн) для первой группы и 20 % от минимальной заработной платы (или 744,60 грн) для второй группы плательщиков единого налога).

Однако, если ваш гор/пос/сельсовет установил ставку единого налога меньше максимального уровня (меньше 10 % для 1 группы или меньше 20 % для 2 группы плательщиков единого налога), вам не следует забывать, что согласно п. 293.7 ст. 293 Налогового кодекса, если вы осуществляете деятельность на территориях нескольких гор/пос/сельсоветов, то в таком случае платите единый налог все равно по ставке 20 %, независимо от того, какая ставка установлена вашим гор/пос/сельсоветом.

Например, у вас есть торговая точка (или цех) не только в Харькове, но и в другом населенном пункте. Для вас ставка по-прежнему – 20 % от минимальной заработной платы (744,60 грн), а не 10 %, как установлено Харьковским горсоветом.

Для предпринимателей на общей системе налогообложения:
– ставка НДФЛ в 2018 году – 18 % от суммы чистого дохода.

Если кто забыл, то чистый доход – это доход минус документально подтвержденные затраты.

Минимальный месячный размер (по желанию можно платить больше, но никто этого не делает) единого социального взноса (ЕСВ) в 2018 году для плательщиков:
– единого налога первой, второй и третьей групп – 819,06 грн;
– на общей системе налогообложения – 819,06 грн.

СРОКИ УПЛАТЫ

Предельные сроки уплаты единого налога для плательщиков:
1) первой и второй групп – ежемесячно авансом не позже 20 числа текущего месяца;
2) третьей группы единого налога за:
I квартал – 18 мая 2018 года;
II квартал – 17 августа 2018 года;
III квартал – 19 ноября 2018 года;
IV квартал – 19 февраля 2019 года.

Важно!
Обратите внимание, что для плательщиков единого налога первой и второй групп сроки уплаты единого налога НЕ переносятся. Таким образом, если срок уплаты (20-е число) попадает на выходной (нерабочий) день, единый налог необходимо уплатить в последний рабочий день перед 20 числом.

При этом имейте в виду: если вы оплачиваете налоги в вечернее время (после 16:00 – 17:00), то они будут зачислены в бюджет только на следующий день. Таким образом, чтобы избежать лишних споров с фискальными органами, старайтесь не дотягивать с уплатой единого налога до последнего дня, а если так случилось, то уплачивайте его хотя бы до обеда.

Вместе с тем при желании плательщики единого налога первой и второй групп могут оплатить единый налог наперед (на несколько месяцев или даже на год). Главное – не забыть потом об этом.

Читайте так же:  Госпошлина по приватизации квартиры

Плательщик единого налога третьей группы, при желании тоже может перечислять единый при каждом поступлении денег, а не ждать конца квартала, накапливая/собирая сумму налога на расчетном счету (собственно лично я так и делаю).

Предельные сроки уплаты ЕСВ для всех ФЛ-П – независимо от системы налогообложения (включая общую систему):
– за 1-й квартал – 19 апреля 2018 года;
– за 2-й квартал – 19 июля 2018 года;
– за 3-й квартал – 19 октября 2018 года;
– за 4-й квартал – 21 января 2019 года.

Опять-таки, при желании ЕСВ можно оплачивать и помесячно (по 819,06 грн) или авансом на год вперед (9 828,72 грн).

СРОКИ ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИЙ

Предельные сроки подачи декларации по единому налогу для плательщиков:
1) первой и второй групп один раз в год, за 2018 год – не позднее 1 марта 2019 года;
2) третьей группы за:
I квартал – 10 мая 2018 года;
полугодие – 9 августа 2018 года;
9 месяцев – 9 ноября 2018 года;
год – 11 февраля 2019 года.

Предельный срок подачи декларации о доходах за 2018 год для ФЛ-П на общей системе – 11 февраля 2019 года.

Отчет по ЕСВ подается всеми ФЛ-П один раз в год, за 2018 год – не позднее 9 февраля 2019 года.

Все отчеты можно подавать как принеся их непосредственно в налоговую, так и отправив в электронном виде или по почте.

Если отчет в налоговую вместо вас принес кто-то другой, у него должна быть от вас как от ФЛ-П нотариальная доверенность.
В случае отсутствия доверенности инспектор имеет полное право эту декларацию не принять.

Для подачи декларации в электронном виде необходимо получить электронную цифровую подпись (ЭЦП). Это можно сделать бесплатно в налоговой.
Для этого вам понадобятся копии и оригиналы паспорта и идентификационного кода, а также флешка.

Если вы отправляете декларацию по почте, то это нужно сделать не позднее, чем за пять календарных дней до предельного срока подачи декларации, а отчет по ЕСВ необходимо отправить не позднее, чем за десять календарных дней до предельного срока подачи.

Отправлять при этом нужно через Укрпочту, ценным письмом, с описью вложений и с уведомлением о доставке.
Имейте в виду, что такие письма не приносят по адресу. Получателю приходит уведомление – и сотрудник налоговой должен пойти и получить письмо на почте.

Если вы переживаете за доставку вашего письма с отчетом, тогда отправляйте его (через Укрпочту) ценным, с описью, уведомлением и курьерской доставкой.
Да, у Укрпочты есть такая услуга, как «курьерская доставка», – в этом случае письмо принесут прямо в налоговую (имейте в виду, что при заказе услуги курьерской доставки у вас при отправке спросят телефон получателя, так что не поленитесь и найдите телефон своей налоговой на сайте ДФС Украины).

Единый налог и единый социальный взнос в Украине

Единый налог и единый социальный взнос

Оптимальная налоговая политика является одним из главных методов построения эффективной системы рыночной экономики. Свое влияние на деятельность субъектов хозяйствования она осуществляет путем установления сбалансированного уровня налоговой нагрузки. Значительная налоговая нагрузка приведет к уменьшению прибыльности деятельности налогоплательщиков, уклонению от уплаты налогов и сборов, закрытию имеющихся субъектов хозяйствования и отказа от создания новых, а также, что сейчас есть одной из наиболее острых и ключевых проблем для украинской экономики, вывода бизнеса «в тень».

Около половины всех сумм налогов и сборов, которые платят предприниматели на разных системах налогообложения, приходится на вклады по социальному страхованию как самого предпринимателя, так и за его наемных работников.

Сегодня существует потребность в более детальном исследовании эффективности налогообложения деятельности предпринимателей ЕСВ с целью построения такой системы налогообложения, при которой налоговая нагрузка не была бы чрезмерной, а размер уплачиваемых взносов был справедливым и достаточным для осуществления социальной защиты плательщиков сбора.

Единый налог и единый социальный взнос – предмет рассмотрения в нашей статье.

Единый налог и единый социальный взнос. Понятие «ЕСВ»

В соответствии со ст. 4 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса

на общеобязательное государственное социальное страхование» физические лица-предприниматели являются плательщиками единого взноса как за своих наемных работников (если такие работники есть), так и за себя как за субъектов хозяйствования.

Уплату ЕСВ обязаны проводить как физические лица-предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, так и те, которые осуществляют свою деятельность на общей системе.

Единый налог и единый социальный взнос. Уплата ЕСВ

Взносы по ЕСВ являются главным источником наполнения Пенсионного фонда Украины. Анализируя состояние Пенсионного фонда за последние годы, можно сделать вывод о невозможности выполнения им своих обязательств по выплате пенсий только за счет полученных взносов по социальному страхованию.

Оценивая в целом систему налогообложения социальным взносом предпринимателей, стоит отметить ее несовершенство и неэффективность. Рост налоговой нагрузки не дал ожидаемых результатов в виде наполнения Пенсионного фонда. Произошло уменьшение количества предпринимателей, сокращение количества официально оформленных работников путем перевода их на работу по договорам гражданско-правового характера или вообще на работу без официального оформления, «тенизация» деятельности.

Мы рассмотрели тандем – единый налог и единый социальный взнос. Если Вам нужна помощь в оформлении отчетности и по иным вопросам, обращайтесь к специалистам.

Новый налог на зарплаты: как украинцы будут платить ЕСВ и поможет ли он наполнить Пенсионный фонд

В Украине сейчас около 12 миллионов пенсионеров. Дефицит Пенсионного фонда составляет 39,3%. Необходимые суммы изымают из госбюджета, что бьет по украинской экономике. Эксперты подсчитали, что в следующем году на пенсии дополнительно пойдет треть доходов госбюджета. А в 2019 нас еще ждет рост соцвыплат. С 1 января увеличат пенсии военным, а с 1 марта пересчитают выплаты из-за роста зарплаты и инфляции.

Ситуация была бы проще, если бы не огромные суммы, которые ежегодно уходят на обслуживание внешнего долга. Чтобы выплатить пенсии, Украине придется либо снизить финансирование армии, либо расходы на медицину и образование, которые и так невелики. Поэтому главный финансовый источник видят в Едином социальном взносе.

Правительство 14 ноября утвердило законопроект об изменении шкалы Единого социального взноса и теперь предстоит его рассмотрение в Верховной Раде. Дополнительное налогообложение, предусмотренное этим законом, должно покрыть часть дефицита бюджета, привести к детенизации зарплат и защитить права наемных работников.

Массовая минималка

На предприятиях активно используют различные схемы уклонения от уплаты налогов. Среди прочих — доплата «в конверте», которой грешат, по данным министра соцполитики Андрея Ревы, около 20,3 тысяч предприятий. Они официально начисляют сотрудникам только «минималку». По документам ее получает 3,8 миллиона работников, устроенных в частном секторе, и 800 тысяч — в бюджетных организациях.

Официальным минимумом ограничивается даже зарплата руководства предприятий. По Украине это 84,2 тысяч руководителей, а в столице их 20,3 тысяч. Причем за два года тенденция только ухудшилась: руководителей, которые получают зарплаты в 4 тысячи гривен, стало в два раза больше.

Можно ли “дать по рукам” тем, кто начисляет только минималки? Безусловно, нет. Формально требования государства выполняются. Сначала нужно доказать, что предприниматели массово получают зарплаты “в конвертах”. А для этого нужно сравнить расходы с зарплатами. Нужно проверять, нет ли у человека скрытых доходов, которые позволили бы ему жить не по официальным средствам. Но драгоценного времени на это нет, ведь ситуация с пенсиями критична. Денег не хватает уже сейчас.

Новый законопроект решает эту проблему. Согласно ему, руководители предприятий должны уплачивать ЕСВ исходя из зарплаты в размере, как минимум, двух минималок. Например, в следующем году минималка будет установлена на уровне 4200 гривен в месяц. Если даже руководитель будет получать эту сумму, ЕСВ он заплатит все равно с 8400 гривен.

В законе прописано, что размер зарплаты должен учитывать квалификацию сотрудника, степень его ответственности, условия, в которых он трудится, его профессионально-деловые качества. Таким образом, будут оценивать, правильную ли зарплату получает работник, не занизили ли ему выплаты. Заниматься этим будут проверяющие. Если зарплата меньше необходимого, они могут потребовать доплаты ЕСВ.

Рева считает, что эта норма поможет «влить» в бюджет дополнительные 3,4 миллиарда. Но все зависит от проверяющих, если они ответственно подойдут к работе, денег можно получить намного больше.

Миллионные зарплаты

По действующим правилам, если вы получаете больше 56 тысяч гривен в месяц, база налогообложения для вас не меняется. Это максимальная база начисления ЕСВ. Говоря простым языком, не важно, 57 тысяч или несколько миллионов — вы платите в казну одинаковую сумму, а именно 12 286 гривен.

Максимальную базу начисления ЕСВ используют, чтобы призвать больше фирм отказаться от оплаты в конвертах. Но с этой нормой связана еще одна схема, которая приводит к тенизации зарплат.

Руководители часто оформляют зарплаты с шестью нулями на подставных людей. Так государству платят намного меньше денег, чем, если бы с каждой средней зарплаты ЕСВ оплачивали отдельно. Огромный оклад может получать не просто подставное лицо, а сотрудник с инвалидностью — тогда ставка ЕСВ еще и становится льготной и составляет от 5 до 8%.

Читайте так же:  Получение квартиры в дарение

В таких схемах фигурируют тысячи людей с инвалидностью. Деньги, которые получает подставной человек, делят на других сотрудников, которым официально платят “минималку”. Сегодня в Украине максимальную базу начисления ЕСВ превысили уже почти 51 тысяча частников и 6,3 тысяч бюджетников.

“Чтобы прикрыть эту схему и отбелить фонд зарплат, в Украине пытались снизить ЕСВ. Размер взносов уменьшили в 2016 году. Но помогло это только частично. Снижение налогов серьезно повлияло бы на тенизацию только если бы ставки опустились так сильно, что на пенсии не хватило бы. Не помогли и огромные штрафы за неуплату налогов. Любые попытки улучшить социальные стандарты убивает инфляция и девальвация национальной валюты”, — считает экономист Алексей Кущ.

Поэтому правительство решило обратиться к другим средствам.

Как работает регрессивная шкала

Сегодня ставка Единого социального взноса составляет 22%. Законопроектом отменяется максимальный предел начисления ЕСВ и вводится так называемая регрессивная шкала.

Если зарплата меньше 105 тысяч гривен, вы платите ЕСВ в 22%. С ростом суммы зарплаты будет снижаться ставка. Если сотрудник получает от 105 до 260 тысяч гривен, нужно заплатить уже не 22, а 20% ЕСВ. Если от 260 до 559 — то 17%. От 559 до 745 — 15%. С суммы от 745 до 1 000 000 в казну нужно отдать уже только десятую часть зарплаты. А с более высоких зарплат придется выложить 5%. Таким образом, с 1 000 000 нужно будет заплатить уже не 12 тысяч гривен, а 50.

Дополнительный ЕСВ за некоторых работников

Законопроект предлагает новшества и для работников вредных производств.

Сейчас они могут выйти на пенсию досрочно, а расходы за время до наступления пенсионного возраста лежат на предпринимателе. Вот только предприятия закрываются, и оплачивать пенсии просто некому. Новым законопроектом правительство предлагает для вредных производств не возмещение пенсий, а повышения ЕСВ за работников.

Предприятия сверху к ставке доплатят еще от 7 и до 15% ЕСВ, в зависимости от условий труда. С прежними долгами предлагают рассчитаться в срок до 60 месяцев.

Прежде всего, эта норма коснется шахтеров и спасателей. Ее предложили профсоюзы, и вряд ли норма вызовет серьезное сопротивление у бизнеса.

Наказание за неуплату

Сейчас уплату Единого социального взноса контролирует Государственная фискальная служба. Новым законопроектом фискалам предлагают оставить под своим контролем только отчетность по ЕСВ. А уже анализировать, правильно ли установили сотрудникам предприятий зарплаты, будет Пенсионный фонд. Он же будет проверять правила начисления ЕСВ.

Для выявления нарушителей упорядочат реестр плательщиков ЕСВ и внесут подозрительных лиц в «черный список».

Впервые хотят ввести уголовную ответственность за невыплату социального взноса. Раньше ее можно было понести лишь за невыплату зарплаты. Нарушителю светит штраф от 210 тысяч гривен и до 4 миллионов. Возможны исправительные работы или лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.

За долги по уплате ЕСВ предпринимателей будут лишать регистрации. А физлиц не выпустят за границу, лишат права водить авто и охотиться.

Сколько получит государство

Увеличение максимальной базы начисления ЕСВ должно добавить в казну еще 2,8 миллиарда гривен, а введение регрессивной шкалы — 3,3 миллиарда. Если выдвинут более серьезные требования к руководителям, то получится собрать еще несколько миллиардов. По оценкам правительства, это должно дать примерно столько же, сколько регрессивная шкала. В общей сложности можно получить около 10 миллиардов гривен. Но до сотен миллиардов, которые изымают из госказны для Пенсионного фонда, конечно, еще далеко.

Тем не менее, у экономистов есть сомнения на этот счет — действительно ли это поможет наполнить госбюджет. Большинство плательщиков ЕСВ делают отчисления с минималки, и только четверть — с больших окладов. Вполне может быть, что правительство не сможет серьезно нарастить налоговые сборы, но вызовет негатив из-за налогового давления. С другой стороны, даже 10 миллиардов могли бы стать хорошей подушкой безопасности для бюджета.

Удар по бизнесу

Если законопроект примут, налог на доходы физлиц не изменится, останется на уровне 18%. Изменения ощутят те, чья зарплата больше 60 тысяч гривен в месяц. Но в украинском бизнесе редко кто официально получает такие суммы. Белые выплаты в нашей стране — это, прежде всего, иностранные фирмы и госпредприятия. Так что пострадают именно они.

Экономисты считают, что этот законопроект — серьезная проблема для бизнеса. Ведь со следующего года и так вырастет минимальная зарплата, и таким образом увеличится налоговая нагрузка на работодателей.

Его коллега Евгений Любович согласен, что изменения негативны для бизнеса.

“Для экономически неактивных предприятий и тех, кто только начал деятельность, увеличиваем базу налогообложения. Нечего пытаться начинать новый бизнес и консервировать существующий в ожидании лучших времен. Лучше просто ликвидируйся. Если есть спор с налоговой по ЕСВ хоть на копейку, то нельзя ездить за рубеж, охотиться или водить машину. Трудоустроил человека с инвалидностью, адаптировал для него рабочее место и платил льготную ставку ЕСВ — нет, плати по полной. Государство пытается в очередной раз наставить неожиданных капканов и продолжить управление экономикой по принципу «кто не спрятался, я не виноват», продолжая удивляться, чего это все попрятались”.

Александр Охрименко считает, что не все так плохо, и инициатива может сработать.

“Это сработало в США и это может помочь наполнить бюджет у нас. Пока сложно предугадать, каким будет эффект, ведь у нас все на практике часто все не так, как в теории”, — сказал экономист.

Читайте также — ЛЬГОТА ИЛИ СУБСИДИЯ: КАК МАКСИМАЛЬНО СЭКОНОМИТЬ НА ОПЛАТЕ КОММУНАЛКИ

Что можно было бы сделать

Алексей Кущ считает, что законопроект позитивен, а общество пока не понимает важности уплаты ЕСВ.

“Речь идет о социальной ответственности, которую наши граждане воспринимают по-разному. Вы даете милостыню нищим и покупаете продукты у бабушек на базарах, но эффект от уплаченного ЕСВ был бы намного выше”.

Экономист убежден, что необходимо изменить взгляды граждан на налогообложение.

“Общество позитивно среагировало бы, если бы усилили налогообложение «бонусов», которые начисляют в госпредприятиях. На Западе за премии, начисленные на предприятии, можно отдать государству до половины «бонуса”. С введением такой практики в Украине, те, кто получает миллионные премии, могли бы отдать в виде налогов государству 50-70%. Сейчас же наши “элиты” вовсю заполняют дивидендами свои электронные декларации”.

Он добавил, что ситуацию с теневыми зарплатами могло бы исправить введение прогрессивной шкалы подоходного налога. То есть для физлиц налоги на средние и маленькие зарплаты нужно уменьшить. Для тех, кто получает среднюю зарплату, уплата 18% значительней, чем удержание тех же 18% с миллиона. Это работает в Канаде, где ставка налогообложения, включая все налоги, от 15 до 33%. Но, чем выше доход, тем выше процент.

Пока работодатели не выплачивают реальные зарплаты сотрудникам, пенсионеры получают небольшие выплаты, которых не хватает на жизнь. Способ увечить поступления в Пенсионный фонд, который предлагают новым законопроектом — не самый совершенный, ведь он душит бизнес. Его эффективность под сомнением, ведь суммы, которую можно с его помощью привлечь, явно недостаточно. Но иного способа убить теневые зарплаты в правительстве пока что просто не видят.

Еще статьи:

  • Договор на оказание услуг по продвижению товара Договор на оказание услуг по продвижению товара Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен. В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам […]
  • Сети связи требования Приказ 97 Требования к построению телефонной сети связи общего пользования Министерство информационных технологий и СВЯЗИ Российской Федерации ПРИКАЗ от 8 августа 2005 г. № 97 Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования (с изменениями от 21 […]
  • Бух фин отчетность учебники Бух фин отчетность учебники Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие/СоколовЯ.В., 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9776-0334-8 - Режим доступа: […]
  • Регистрация опекуна по месту опекаемого Может ли опекун прописаться в квартиру опекаемого Может ли опекун мать прописаться к опекаемому в муниципальную квартиру. Здравствуйте, уважаемый Сергей! Во-первых, согласно статьи 32 Гражданского кодекса РФ, опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными […]
  • Госпошлина за ликвидацию ооо в 2019 году Оплата государственной пошлины за прекращение деятельности ИП Чтобы закрыть ИП вам необходимо оплатить государственную пошлину. В 2019 году размер госпошлины за закрытие ИП составляет 160 рублей. Ниже представлена подробная инструкция для оплаты госпошлины через сайт ФНС. Примечание: с 1 […]
  • Нотариус войковская без выходных Нотариус Войковская. Ближайшие нотариусы к станции метро Войковская Рядом со станцией метро Войковская нашей системой найдено 21 нотариус в радиусе 3 километров. Ниже приведена таблица с найдеными нотариусами, а ниже таблицы - интерактивная карта, на которой отмечена станция метро […]