Единый социальный налог всех доходов

Единый социальный налог всех доходов

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
— к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
— ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
— выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Версия для печати
К списку документов

Электронная библиотека

С 1 января 2001 г. основным источником формирования доходов внебюджетных фондов является единый социальный налог, заменивший обязательные отчисления от фонда оплаты труда работающих. Так, в 2003 г. средства ЕСН, включая средства, поступающие из федерального бюджета, должны были сформировать более 91,7 % доходов Пенсионного фонда России и 97,3 % доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования. База для начисления ЕСН существенно не изменилась по сравнению с ранее применявшейся для начисления страховых взносов, но отказ от отчислений страховых взносов и переход к уплате ЕСН привел к значительным изменениям в порядке финансового обеспечения деятельности государственных внебюджетных фондов.

Ранее действовавшая система исчисления и уплаты обязательных платежей во внебюджетные фонды предполагала наличие отдельных четырех самостоятельных нормативных баз (по числу действовавших до 1 января 2001 г. фондов), наличие четырех самостоятельных фискальных органов. На практике это приводило к тому, что формирование налоговых баз для отчислений в разные фонды могло отличаться в некоторых деталях, нормативные документы по вопросам социального страхования нуждались в длительном согласовании, но это не исключало противоречий, а налогоплательщики и банки подвергались контролю со стороны представителей всех четырех фондов. В то же время налоговая инспекция при контроле за налогом на прибыль и другими налогами, предполагающем проверку правильности формирования затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг, также проверяла правильность и своевременность исполнения обязательств плательщиками страховых взносов.

Таким образом, необходимость унификации налоговой базы, упорядочения системы контроля за платежами в государственные внебюджетные фонды привела к введению ЕСН, в составе которого были консолидированы взносы в три фонда – Пенсионный, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования (с 1 января 2001 г. отчисления в Государственный фонд занятости отменены в связи с упразднением этого фонда и созданием Государственной службы занятости, финансируемой из федерального бюджета).

Придание отчислениям статуса налога повлекло ряд последствий правового и организационного порядка. Порядок исчисления и уплаты ЕСН стал регламентироваться гл. 24 НК РФ /8/, а все функции по контролю за правильностью исчисления, своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды были возложены, соответственно, на налоговые органы, поэтому взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам во внебюджетные фонды, которые образовались по состоянию на 1 января 2001 г., было также закреплено за налоговыми органами, что обеспечивает непрерывность контроля. Исключение составляют страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые с конца 1990-х годов стали производиться по признаку отраслевой принадлежности работающих, основанному на разных степенях риска в разных отраслях народного хозяйства. Эти взносы не включаются в состав ЕСН, поэтому контроль за ними оставлен за Фондом социального страхования.

Читайте так же:  14 арбитражный апелляционный суд официальный сайт

В то же время следует отметить, что ЕСН имеет специфику, поскольку в отличие от обычных налогов, в отношении которых действует принцип безэквивалентности и безвозмездности, ЕСН находится под воздействием этого принципа только до наступления страхового случая. Если при уплате обычных налогов государство не несет конкретных обязательств по отношению к отдельному налогоплательщику, то при уплате ЕСН это положение сохраняется только до момента наступления страхового случая, после чего государство обязано осуществить соответствующее страховое обеспечение.

Статья 235 НК РФ /8/ устанавливает две группы плательщиков ЕСН:

1) лица, которые производят выплаты наемным работникам (организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели и адвокаты.

В том случае, если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, он должен уплачивать ЕСН по каждому отдельно взятому основанию. Например, индивидуальный предприниматель с начала регистрации работал один, в этом случае он уплачивал ЕСН с собственных доходов от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Но затем он нанял работника по трудовому договору; с этого времени индивидуальный предприниматель должен уплачивать ЕСН как с тех выплат, которые он производит в пользу работника,

так и с собственных доходов. В соответствии со ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации «О нотариате» нотариусы имеют право нанимать и увольнять работников. Следовательно, они могут быть работодателями. Определения для целей налогообложения таких понятий, как «организация», «индивидуальный предприниматель» и «физическое лицо», приведены в ст. 11 НК РФ /8/. В соответствии с этой статьей, например, под индивидуальными предпринимателями понимаются не только собственно предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и частные охранники, детективы, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Общим условием признания каких-либо лиц налогоплательщиками по первому основанию, т.е. производящими выплаты физическими лицами, является сам факт выплаты физическими лицами.

Условием признания плательщиками индивидуальных предпринимателей и адвокатов является наличие доходов от осуществляемой ими деятельности, т.е. от предпринимательской или иной профессиональной деятельности (за вычетом расходов, связанных с извлечением доходов).

Для каждой из двух категорий налогоплательщиков ЕСН Налоговый кодекс устанавливает отдельный объект налогообложения.

Для налогоплательщиков первой группы объектом налогообложения по ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, которые начисляются налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, по авторским договорам. Предметом этих договоров не могут быть имущественные права; им является выполнение работ, оказание услуг. Независимо от формы, в которой произведены выплаты и вознаграждения, они не признаются объектом налогообложения, если они не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (для организаций) или налогу на доходы физических лиц (для физических лиц).

Налоговая база лиц, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. Законодательством при исчислении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, при этом выплаты учитываются:

1) независимо от формы (денежной, натуральной, комбинированной);

2) при полной или частичной оплате товаров, работ, услуг, имущественных и иных прав;

3) независимо от того, производится ли выплата в пользу работника или членов его семьи;

4) включая оплату коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения, оплату страховых взносов по договорам добровольного страхования.

Лица, осуществляющие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Налоговая база для индивидуальных предпринимателей, адвокатов определяется как сумма их доходов, полученных в денежной или в натуральной формах от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, которые связаны с их извлечением.

Налоговая база при получении доходов в натуральной форме определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты. Стоимость данных товаров (работ, тарифов) определяется с учетом положений ст. 40 НК РФ /7/. При государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) их стоимость исчисляется исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров, работ и услуг включаются НДС, акцизы (для подакцизных товаров).

Статья 238 гл. 24 «Единый социальный налог» /7/ содержит перечень сумм, не подлежащих налогообложению, которые делятся на две группы:

1) не включаемые в полном объеме;

2) не включаемые частично, в ограниченных размерах.

Не подлежат налогообложению в полном объеме суммы государственных пособий различных видов, единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием, другими чрезвычайными обстоятельствами, терактами, в связи со смертью члена семьи, и другие подобные выплаты, не связанные с исполнением трудовых обязанностей. Не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, которые финансируются за счет средств бюджетов, если эти выплаты не превышают 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.

В соответствии со ст. 56 НК РФ /7/ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые налогоплательщикам отдельных категорий преимущества по

сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог полностью или частично.

Законодательством предусмотрено предоставление налоговых льгот по ЕСН для обеих категорий налогоплательщиков, установленных ст. 235 НК РФ /8/.

Для лиц, осуществляющих выплаты физическим лицам, предусмотрено несколько случаев освобождения от уплаты ЕСН.

1) организации любых организационно-правовых форм – с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп;

2) следующие категории работодателей – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

· общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, и их местные отделения;

· организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет менее 25 %;

· учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

В целях поддержки отечественной науки и государственной системы образования установлена также льгота в виде полного освобождения от уплаты ЕСН выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов, предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам, аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений российских фондов поддержки образования и науки.

Единый социальный налог является первым налогом в современной российской налоговой системе, шкала ставок которого является регрессивной, т.е. с увеличением суммы доходов, включаемых в налоговую базу по ЕСН, понижается уровень его ставки. Таким построением шкалы налогообложения сделаны попытки стимулировать

декларирование средних и высоких доходов, их легализацию и, соответственно, налогообложение. Изменения в пенсионном законодательстве должны подкрепить стимулирующее воздействие регрессивной шкалы ЕСН.

Налоговым тарифом по ЕСН признается календарный год, установлено также три отчетных периода: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Статьей 241 НК РФ /8/ для налогоплательщиков разных категорий установлены разные шкалы ставок.

Например, для лиц, производящих выплаты физическим лицам (кроме работодателей-налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, работодателей организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам на этой территории, родовых семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования), максимальная суммарная величина отчислений по ЕСН при налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года составляет при этом 26 % (табл. 4.2).

Таблица 4.2 Единый социальный налог: система налогообложения.

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Ставка и расчет единого социального налога в 2019 году

Единый социальный налог (ЕСН) – это понятие, применяемое в налогообложении. За его счет реализуется право сотрудников на бесплатную помощь в определенных медицинских организациях. Также он позволяет работникам рассчитывать на государственную пенсию и социальные выплаты.

Налог зачисляется при помощи как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Есть вероятность, что подобный вид налогообложения будет возвращен этом году.

Кто должен делать отчисления по единому социальному налогу

Налогоплательщиками являются все, кто имеет работу.


Всех, кто обязан платить социальный налог, принято делить на две группы:

  1. Все лица, которые осуществляют выплаты физическим лицам, индивидуальные предприниматели, разного рода организации и предприятия, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
  2. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой.

Что является объектом налогообложения

Объекты обложения по единому социальному налогу немного отличаются у налогоплательщиков первой и второй подгруппы.

Для тех лиц, которые относятся к первой группе, объектом обложения будут служить все выплаты, производимые физическим лицам по разным договорам (и по трудовым, и по всем видам гражданско-правовых).

Для лиц, относящихся ко второй группе, объектом обложения будут считаться все виды доходов от работы после вычета определённых расходов.

Ставка социального налога, пример расчета

В 2019 году ставка ЕСН не изменилась, осталась на уровне прошлого (2018) года.

Она складывается из трёх видов взносов:

  • отчисления в Пенсионный фонд, которые составляют 22%;
  • отчисления в Страховой фонд, которые составляют 2,9%;
  • отчисления в Фонд медицинского страхования, которые составляют 5,1%.

У индивидуальных предпринимателей (ИП) немного иная система расчета.

Отчисления в страховые фонды являются необязательными и добровольными. Все эти взносы у индивидуального предпринимателя прямо пропорциональны минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Так, отчисления в Пенсионный фонд будут составлять 26% от МРОТ за год: 12 * 26% * МРОТ. Аналогичным образом рассчитываются отчисления в фонд медицинского страхования, только с учетом ставки 5,1%.

Все взносы индивидуального предпринимателя зависят ещё и от его годового дохода. Если он превышает порог в триста тысяч рублей, то ко всем отчислениям прибавляется один процент от той суммы, которая превышает названный лимит.

Но размер взносов тоже имеет определённую границу. Так, максимальный размер отчислений в Пенсионный фонд в 2016 году составляет сумму чуть менее 155000 рублей.

Размер ставки социального налога может изменяться в зависимости от суммы начислений. То есть, он может быть уменьшен при достижении определённого лимита.

Ежегодно этот лимит изменяется. Не стал исключением и 2018 год. Такие ставки ЕСН изменились, они различны для взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования.

Пенсионный фонд: при начислениях менее 796 тысяч рублей ставка ЕСН составляет 22%, при начислениях более 796 тысяч рублей ставка ЕСН уменьшается до 10%.

Фонд социального страхования: при начислениях менее 718 рублей ставка 2,9%, более 718 тысяч рублей – 0%.

О возвращении единого социального налога можно узнать из видео.

Единый социальный налог: последние новости, изменения в 2019 году

В соответствии с бюджетным законом страны и изменениями в Налоговом Кодексе РФ в 2019 году происходят определенные поправки, связанные с уплатой ЕСН:

    1. Увеличено количество предприятий, имеющих право на электронную отчетность.
    2. При отчислении взносов по единому социальному налогу теперь запрещено округлять суммы в любую сторону.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

    1. В нормативные акты, касающиеся налогообложения, добавлены новые пункты.
      Законодательно зафиксирован максимальный показатель для начислений выплат в ПФР (Пенсионный фонд).Таких ограничений пока нет для фонда медицинского страхования.
    2. Есть изменения, связанные со страховыми отчислениями при увольнении работника.
      Теперь страховыми взносами не облагаются только суммы, которые меньше трёх среднемесячных заработков, а также выплаты командировочных расходов.Но последние расходы в обязательном порядке должны быть документально подтверждены.
    3. Те работодатели, которые устраивают в свои организации лиц, являющихся иностранными гражданами, теперь обязаны оплачивать взносы на цели пенсионного страхования.
      Исключением является лишь привлечение специалистов высокого класса из-за рубежа.
    4. В случае возникновения каких-либо проблем или форс-мажорных ситуаций теперь вполне реально заявить об отсрочке платежей по единому социальному налогу или их рассрочке.
      Это возможно при необоснованной задержке финансирования, для предприятий сезонного характера и при обстоятельствах, не зависящих от работодателя – форс-мажорах (техногенные катастрофы, природные катаклизмы, военные операции и прочее).Вопрос об отсрочке или рассрочке отчислений решается после подачи заявления установленного образца в соответствующие организации (фонд социального страхования, фонд медицинского страхования или пенсионный фонд).
      А уже там будет принято определённое решение.

О налоге на продажу квартиры можно узнать на нашем сайте.

О стоимости патента для ИП в 2019 году в статье. Виды патентов, образец заявления, способы оплаты.

О налоговых каникулах для ООО здесь.

  1. Внесены изменения, которые связаны с проверками организации надзорными предприятиями.
    Сроки проверки могут быть увеличены с четырёх месяцев до полугода при наличии серьёзных на то оснований.К таким основаниям относятся следующие: документально зафиксированные факты нарушений, требующие срочной проверки и принятия срочных мер; проверка предприятий, у которых филиалы расположены в разных субъектах Российской Федерации; отсутствие затребованных при проверке документов или их неточность; отсутствие страховых отчислений в установленный срок; задержка проверки по форс-мажорным обстоятельствам.

Подобные изменения всегда принимаются законодательными органами в конце финансового года, чтобы запланировать финансовую работу в следующем году (отчетном периоде).

О едином социальном налоге подробно рассказывается в видео.

5.2 ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог (ЕСН) в Российской Федерации начали взимать с 1 января 2001 г. в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (в ред. от 24 июля 2002 г.). Переход к взиманию единого социального налога стал результатом работы по совершенствованию сбора страховых взносов во внебюджетные фонды социальной направленности и контроля за их поступлением.

Читайте так же:  Оформить гараж пермь

Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. ЕСН имеет целевую направленность, но его характерной чертой является безвозмездность. Взимание этого налога не предполагает предоставления эквивалентного по объему социального обеспечения налогоплательщикам или третьим лицам.

Налогоплательщиками ЕСН признаются:

  • лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
  • индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Категории налогоплательщиков различаются основаниями, по которым исчисляют и уплачивают налог. Для первой категории налогоплательщиков таким основанием являются выплаты, производимые ими физическим лицам, а для второй – получаемые самими налогоплательщиками доходы. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанных в законе, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию. Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, применяют с 1 января 2005 г. базовую ставку 26% при налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 280 000 руб. (табл. 5.1).

Для индивидуальных предпринимателей базовая ставка – 10% при налоговой базе нарастающим итогом с начала года до 280 000 руб. (табл. 5.2). Для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяется базовая ставка 20% (табл. 5.3). Для адвокатов установлена базовая ставка 8% при такой же налоговой базе нарастающим итогом с начала года (табл. 5.4).
вставить таблицу

Объектами налогообложения ЕСН являются:

  • для организаций и индивидуальных предпринимателей – выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам;
  • для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, – выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц;
  • для индивидуальных предпринимателей и адвокатов – доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащих налогообложению по закону) независимо от формы, в которой осуществляются данные выплаты: полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) – исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров – и соответствующая сумма акцизов.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Не подлежат налогообложению:

  1. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
  2. Все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных со следующими факторами:
  • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
  • возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
  • трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
  • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании;
  • Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
    • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
    • членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками – финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации;
  • Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства. Настоящая норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой;
  • Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
  • Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • Суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;
  • Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в выборный орган местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемых непосредственно гражданами, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний;
  • Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
  • Стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;
  • Выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты в денежной и натуральной формах производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в год;
  • Выплаты в натуральной форме товарами собственного производства – сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей – в размере до 1 000 рублей (включительно) в расчете на одно физическое лицо – работника за календарный месяц.
  • Не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований:
    • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
    • суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
    • В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации) не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

    Налоговые льготы, предоставляемые по уплате ЕСН, носят ярко выраженный социальный характер. Так, от уплаты налога освобождаются:

    1. Организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;
    2. Следующие категории налогоплательщиков-работодателей – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника:
    • общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;
    • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;
    • учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов;
  • Налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода;
  • Российские фонды поддержки образования и науки – с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

    Действительно, единым социальным налогом не облагаются первые 100 000 руб., начисленные в течение года каждому из инвалидов, с которыми фирма заключила трудовой договор. А чтобы рассчитать сумму ЕСН, который нужно уплатить в федеральный бюджет, если доход инвалида превысил 100 000 руб., воспользуемся следующей формулой:
    ЕСНфб = ЕСНп – ПВп – ЕСНлг + ПВлг ,
    где ЕСНфб – соцналог, подлежащий уплате в федеральный бюджет;
    ЕСНп и ПВп – соцналог, зачисляемый в федеральный бюджет, и пенсионные взносы, начисленные на всю зарплату работника соответственно;
    ЕСНлг и ПВлг – соцналог, зачисляемый в федеральный бюджет, и пенсионные взносы, приходящиеся на льготируемую часть зарплаты – 100 000 руб. соответственно.

    Такая методика приведена в решении ВАС РФ от 4 июня 2004 г. №4091/04.

    Подставим в эту формулу данные. Сумма ЕСН, которую нужно перечислить в федеральный бюджет с дохода сотрудника, будет такой:
    (28 000 руб. + 20 000 руб. x 15,8%) – (14 000 руб. + 20 000 руб. x 7,9%)
    – (100 000 руб. x 28%) + (100 000 руб. x 14%) = 1580 руб.

    Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Авансовые платежи по ЕСН уплачивают ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца исходя из величины начисленных выплат. Налоговую базу определяют отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Исчисляется сумма ЕСН налогоплательщиками отдельно по каждому фонду и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. С 2002 г. отчисления в Пенсионный фонд РФ заменены отчислениями в федеральный бюджет. ЕСН начисляется по соответствующим ставкам в зависимости от величины выплаченных доходов и от вида предприятия-налогоплательщика. Шкалы ставок ЕСН построены по принципу регрессного исчисления и уплаты налога: чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже ставка налога и соответственно сумма налога.

    Читайте так же:  Требования lineage 2 high five

    Теперь допустим, что зарплата одного инвалида – 35 000 руб., другого – 115 000 руб. У последнего появляется облагаемая база по ЕСН, и значит, можно использовать пенсионный вычет. Из решения ВАС РФ от 27 октября 2004 г. №4115/04 следует, что вычет положен не на всю сумму, а только на ту, с которой взят ЕСН, т.е. на 15 000 руб. (115 000 – 100 000). Поэтому первоначальный федеральный соцналог равен 93 000 руб. ((450 000 руб. + 15 000 руб.) x 20%), исключаемые из него взносы – 65 100 руб. ((450 000 руб. + 15 000 руб.) x 14%) и итоговый ЕСН – 27 900 руб. (93000 – 65100).

    Если же зарплата какого-то из инвалидов перешагнет за 280 000 рублей, то к ней станет применяться регрессивная шкала. Допустим, доход инвалида – 310 000 руб., тогда первые 100 000 вообще не облагаются ЕСН, со 180 000 руб. (280 000 – 100 000) федеральный налог берется по ставке 20% и еще с 30 000 руб. (310 000 – 100 000 – 180 000) – по ставке 7,9%. Следовательно, первоначальный налог составляет 38 370 руб. (180 000 x 20% + 30 000 руб. х 7,9%). Затем определяются взносы в ПФР: все – 40 850 руб. (280 000 руб. х 14% + 30 000 руб. x 5,5%) и посчитанные с суммы, превышающей 100 000 руб., – 26 850 руб. (180 000 руб. x 14% + 30 000 руб. x 5,5%). Последняя сумма вычитается из налога, и мы узнаем тот ЕСН, что вносится в бюджет РФ, – 11 520 руб. (38370 – 26850).

    Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и в каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Установлены следующие базовые ставки в части, подлежащей зачислению в Федеральный бюджет, при исчислении и уплате единого социального налога:

    • 20% – для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);
    • 15,8% – для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
    • 7,3% – для индивидуальных предпринимателей;
    • 5,3% – для адвокатов.

    Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

    В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных – для налогоплательщиков – физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

    Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

    Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику.

    Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

    Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:

    1. Начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
    2. Использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
    3. Направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
    4. Расходов, подлежащих зачету;
    5. Уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

    Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Налоговые органы обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления органами Пенсионного фонда Российской Федерации обязательного пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну. Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения и документы в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в отношении застрахованных лиц. Органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют в налоговые органы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

    Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации. Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм налога, относящегося к ним, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    В 2005 г. часть ЕСН, предназначенная для финансирования выплат из Пенсионного фонда РФ для всех работодателей, делится на единый социальный налог, уплачиваемый в федеральный бюджет, и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. При этом сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет, будет уменьшаться на сумму начисленных за расчетный период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Для доходов до 280 000 руб. ставка налога составляет 14%.

    Она составит 30 000 руб. (150 000 руб. х 20 %).

    Исчисляем сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

    150 000 руб. х 14% = 21 000 руб.

    Уменьшаем сумму ЕСН на сумму страховых взносов в ПФР:

    30 000 руб. – 21 000 руб. = 9 000 руб.

    Исчисляем сумму ЕСН, приходящуюся на сумму льготы, по ставке 20 %:

    50 000 руб. х 20 % = 10 000 руб.

    Исчисляем сумму страховых взносов, приходящихся на льготируемые суммы:

    50 000 руб. х 14% = 7000 руб.

    Уменьшаем сумму ЕСН, исчисленную в п. 4 нашего расчета, на сумму страховых взносов инвалидов:

    10 000 руб. – 7000 руб. = 3000 руб.

  • Сумму ЕСН, исчисленную в п. 3 расчета, уменьшаем на сумму ЕСН, вычисленную в п. 6 нашего расчета:
  • 9 000 руб. – 3000 руб. = 6 000 руб.
    Итого: 6 000 руб. – это сумма ЕСН, подлежащая уплате в бюджет, а 21 000 руб. – сумма страховых взносов в ПФР, начисленная с выплат всем работникам.

    На всех застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета открыты лицевые счета, на которые зачисляются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников. Лицевые счета состоят из двух частей: страховой и накопительной.

    Страховая часть трудовой пенсии учитывается на индивидуальном лицевом счете с учетом индексации, а сведения о пенсионных накоплениях – в специальной части лицевого счета. Накопления состоят из страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, и доходов от инвестирования этих средств. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

    В бухгалтерском учете ООО «Весна» 31 января 2005 г. бухгалтер сделал следующие записи:
    Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты с федеральным бюджетом по ЕСН»
    – 6 000 руб. (30 000 руб. x 20%) – начислен единый социальный налог, уплачиваемый в федеральный бюджет;
    Дебет 69 субсчет «Расчеты с федеральным бюджетом по ЕСН» Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по финансированию страховой части трудовой пенсии»
    – 4 200 руб. (30 000 руб. x 14%) – начислены страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии Соловьева А.Н.

    Целевым источником финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Виды и структура трудовой пенсии определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой, страховой, накопительной. Базовая часть трудовой пенсии финансируется за счет части сумм ЕСН, подлежащей зачислению в федеральный бюджет.

    Еще статьи:

    • Приказ 786 фкко НЕСООТВЕТСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КЛАССИФИКАЦИОННОГО КАТАЛОГА ОТХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Опасные свойства и их комбинации ФККО не соответствуют федеральному закону №49-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их […]
    • Вредный стаж монтер пути ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ 20 августа 2012 Ответы на вопросы читателя «Пенсионера», касающиеся назначения пенсий за работу во вредных и тяжелых условиях труда работникам железнодорожного транспорта. Леонид Петраков (город Екатеринбург) спрашивает: «Будет ли мне […]
    • Приказ минфина 26н от 3 Приказ минфина 26н от 3 Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 2001 г. N 2689 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30.03.01 N 26н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" ПБУ 6/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н,от […]
    • Приказ мпр рф 868 от 18122002 Приказ МПР РФ от 18 декабря 2002 г. N 868 "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами" Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 18 декабря 2002 г. N 868"Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами" В целях […]
    • Учебные пособия по землеустройству Регион РФ: Алтайский край Год публикации: 2007 Библиографическая ссылка:: Татаринцев Л.М. Основы рационального природопользования: основы землеустройства: учебное пособие; в 3 ч. / Л.М. Татаринцев. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. - Ч. II. 111 с. Для того, чтобы оценить ресурс, […]
    • Налог на прибыль 24 как рассчитывается Налог на прибыль 24 как рассчитывается Текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) По этой строке отражается сумма налога на прибыль, сформированная по данным налогового учета за отчетный (налоговый) период и отраженная в бухгалтерском учете на счете 68. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР […]