Федеральный закон 256-фз о безопасности объектов

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ
«О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»

С изменениями и дополнениями от:

2 июля 2013 г., 20 апреля, 14 октября 2014 г., 9 марта, 3, 6 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

21 июля 2011 года

Принят Закон о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он направлен на их защиту от актов незаконного вмешательства.

В законе определены общие принципы обеспечения безопасности, полномочия органов власти, права, обязанности и ответственность владельцев объектов ТЭК. Требования к обеспечению безопасности дифференцируют исходя из важности объекта, степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Для этого проводится категорирование объектов.

Для них введены паспорта безопасности. В последних отражаются характеристика и категория объекта, возможные последствия в случае совершения акта незаконного вмешательства, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности. Там же приводится план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.

Закон устанавливает требования к персоналу служб обеспечения безопасности. Владельцы объектов высокой категории опасности обязаны страховать свою ответственность за причинение вреда в результате теракта или диверсии. Запрещено передавать такие объекты (их части) в аренду для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным органом госвласти.

Особое внимание уделяется безопасности линейных объектов и систем газоснабжения.

Финансируются указанные мероприятия за счет владельцев объектов ТЭК.

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу

Статьи 7, 10, 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 26 июля 2011 г. N 161, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4604

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 75-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ

«О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Обеспечение требований ФЗ №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»

Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от 21 июля 2011 года накладывает ряд обязательств субъектов (законных владельцев объектов) топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК).

К таким объектам относятся объекты:

  • электроэнергетики;
  • нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической;
  • газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности.

а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

ФЗ №256-ФЗ регламентирует требования к обеспечению безопасности информационных систем объектов ТЭК (статья 11). В рамках этих требований, субъекты ТЭК должны создать и обеспечить функционирование системы защиты информации и информационно-телекоммуникационных сетей от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и иных неправомерных действий на своих объектах.

ЗАО «ДиалогНаука» предлагает следующие услуги по обеспечению требований ФЗ №256-ФЗ:

1. Проведение обследования информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) объектов ТЭК

Целями обследования являются:

  • изучение объекта защиты и сбор исходных данных для определения необходимых мер по защите информации;
  • определение текущего уровня защищенности систем;
  • оценка возможных последствий реализации угроз информационной безопасности.

При обследовании осуществляется сбор информации и изучение защищаемого объекта, действующих процессов и используемых систем. На основе собранной информации выполняется:

  • анализ технологических и бизнес-процессов;
  • идентификация и (при необходимости) классификация ценных активов;
  • определение и анализ уязвимостей;
  • анализ и оценка рисков информационной безопасности информационных систем и АСУ ТП объекта ТЭК;
  • моделирование угроз информационной безопасности;
  • моделирование нарушителя информационной безопасности;
  • определение уровня значимости (для АСУ ТП);
  • определение целевого уровня защищенности системы;
  • разработка рекомендаций/требований по обеспечению мер защиты информации.

2. Проектирование системы защиты информации, информационно-телекоммуникационных сетей и АСУ ТП объектов ТЭК

Проектирование систем защиты выполняется на основе результатов моделирования угроз информационной безопасности. В зависимости от рассматриваемых угроз, при проектировании системы защиты реализуются меры безопасности, направленные на:

  • идентификацию и аутентификацию, управление доступом;
  • ограничение программной среды;
  • защиту машинных носителей информации;
  • регистрацию событий безопасности;
  • антивирусную защиту;
  • обнаружение (предотвращение) вторжений;
  • контроль (анализ) защищенности информации;
  • целостность и контроль целостности системы и информации;
  • доступность технических средств и информации;
  • защиту среды виртуализации;
  • защиту технических средств и оборудования;
  • защиту системы и ее компонентов;
  • безопасную разработку прикладного и специального программного обеспечения разработчиком;
  • управление обновлениями программного обеспечения;
  • планирование мероприятий по обеспечению защиты информации;
  • обеспечение действий в нештатных (непредвиденных) ситуациях;
  • информирование и обучение пользователей;
  • анализ угроз безопасности информации и рисков от их реализации;
  • выявление инцидентов и реагирование на них (управление инцидентами);
  • управление конфигурацией информационной системы и ее системы защиты;
    и другие.

При проектировании системы защиты информации так же разрабатывается комплект организационно-распорядительной документации (далее ОРД), обеспечивающий реализацию организационных мер защиты и поддержку следующих процессов:

  • предоставление и управления доступом;
  • контроль защищенности системы;
  • управление инцидентами;
  • резервирование;
  • управление конфигурациями;
  • управление непрерывностью;
  • информирование и обучение пользователей по вопросам ИБ;
  • планирование и регламентирование действий в нештатных ситуациях;
    и другие

При проектировании систем защиты АСУ ТП так же учитываются и реализуются требования Приказа ФСТЭК России №31 от 14 марта 2014 г. «Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды».

Подробнее ознакомиться с услугами по защите АСУ ТП можно по ссылке.

3. Ввод в действие системы (средств) защиты информации, информационно-телекоммуникационных сетей и АСУ ТП

ЗАО «ДиалогНаука» осуществляет работы по внедрению системы или отдельных средств защиты. Работы проводятся опытными квалифицированными специалистами, обладающих сертификатами соответствующих компаний-разработчиков.

4. Сопровождение систем защиты информации, информационно-телекоммуникационных сетей и АСУ ТП объектов ТЭК

  • консультации по базовой установке, штатной работе и обновлению средств защиты;
  • проведение периодического контроля, оценки рисков и моделирования угроз информационной безопасности, пересмотра политик безопасности и мер обеспечения информационной безопасности, пересмотр и доработка ОРД;
  • проведение работ по масштабированию или модернизации систем защиты;
  • проведение работ по адаптации систем защиты под изменения в бизнес- или технологических процессах объекта ТЭК.

5. Инструментальный контроль защищенности и тесты на проникновение

Наша компания осуществляет работы по проведению инструментального контроля защищенности с использованием специализированных средств, позволяющих не только выявить существующие в системе уязвимости, но и построить подробную карту угроз информационной безопасности и определить практически реализуемые вектора сетевых атак на систему. Так же, специализированные средства позволяют идентифицировать, визуализировать и приоритезировать риски информационной безопасности, снижая тем самым вероятность влияние человеческого фактора при проведении оценки и анализа рисков.

Читайте так же:  Сдать годовую отчетность ооо

Так же специалисты ЗАО «ДиалогНаука» выполняют тесты на проникновения (penetration testing), позволяющие получить адекватную оценку уровня защищенности на основе смоделированных в реальных условиях атак на защищаемые системы или отдельные активы.

Подробнее с услугами в области тестирования на проникновения можно ознакомиться по ссылке.

ФЗ-256 «О безопасности объектов ТЭК» с изменениями

Федеральный закон 256 ФЗ регламентирует соблюдение предписаний по безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Определяются правовые и организационные аспекты в данной сфере с учетом противодействия несанкционированному вмешательству в сопутствующие системы.

Предписываются полномочия федеральных и региональных органов власти, а также права и обязанности физических и юридических лиц. Действие ФЗ 256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» не распространяется на атомную энергетику.

Общие положения Федерального закона 256

Федеральный закон 256 ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» принят Госдумой 6 июля 2011. В силу документ вступил 25 октября того же года, отдельные положения стали действующими с 1 января 2012.

С момента подписания документ дорабатывался и оптимизировался. Вносимые изменения направлены на актуализацию документа с общей правовой базой законодательства РФ. Определенные поправки ориентированы на устранение неточностей и двоякого толкования. Последние коррективы в редакцию Закона об охране ТЭК были внесены 6 июля 2016.

Документ не имеет разделения на главы. Статьи Закона о безопасности объектов ТЭК представлены общим списком и ориентированы на решение следующих вопросов:

  • определение цели принятия и предмета регулирования;
  • установление значений и понятий, используемых законодательством в данной сфере;
  • предписание целей и задач в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
  • принципы, на которых основывается действие данного закона;
  • классификация объектов, ориентированная на выявление необходимых мер по обеспечению их безопасности;
  • порядок соблюдения и обеспечения охраны топливно-энергетического комплекса и требования к ней;
  • составление и оформление паспорта по охране ТЭК;
  • организация системы физической защиты и ведомственная охрана;
  • требования, предъявляемые к персоналу;
  • обеспечение защиты информационных систем;
  • права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса;
  • определение ответственности за нарушение предписаний закона, а также за причинение ущерба посредством несанкционированного вмешательства;
  • страхование ответственности на случай террористических угроз;
  • финансирование мер, предпринимаемых для обеспечения безопасности объектов ТЭК.

Для углубленного изучения данного закона следует обратить внимание на его принципы:

  • соблюдение законности и порядка;
  • соблюдение интересов личности, общества, государства и баланса между ними;
  • взаимная ответственность субъектов защиты и их взаимодействие с органами власти;
  • непрерывность в обеспечении охраны ТЭК;
  • взаимодействие с международными системами безопасности;
  • обеспечение антитеррористической защиты.

По закону 256 ФЗ категорирование объектов ТЭК осуществляется по следующим показателям:

  • уровень критической важности для всей инфраструктуры и жизнеобеспечения системы;
  • потенциальные экономические и социальные последствия аварии с учетом ее масштабов;
  • наличие критических элементов и потенциально важных участков для общей безопасности объектов ТЭК;
  • уровень уязвимости.

Согласно указанным критериям закон выделяет объекты высокой, средней и низкой опасности. Соответственно присвоенным категориям предпринимаются и меры, направленные на сохранность и безопасность указанных элементов ТЭК.

К закону также прилагается форма паспорта, оформляемая в отношении топливно-энергетического комплекса. Предписывается утвержденный образец, в который вносится информация о категоризации, степени важности, уязвимости и требуемой защиты.

Изменения, внесенные в ФЗ «О безопасности объектов ТЭК»

Последние поправки в Закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» были внесены 6 июля 2016. По ним скорректирована редакция следующих положений:

  • в пункте 7 части 2 статьи 3 и части 4 статьи 6 формулировка о государственном надзоре дополнена уточнением о федеральном уровне контроля;
  • в части 3 статьи 6, в ч 4 ст 9, в статье 10 и в п 2 части 1 ст 12 слова «внутренних дел» заменены формулировкой «вневедомственной охраны»;
  • в приложении слова «органами внутренних дел» заменены на «войсками национальной гвардии Российской Федерации».

Скачать Федеральный закон 256 ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» можно по ссылке. Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Закон будет востребован для должностных лиц, занятых в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК. Также редакция данного правового акта может использоваться юристами для изучения законодательства или для использования его предписаний в своей практике.

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

2) антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса — состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта;

3) безопасность объектов топливно-энергетического комплекса — состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства;

4) инженерно-технические средства охраны — технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса или выявления несанкционированных действий в отношении объекта топливно-энергетического комплекса;

5) критически важные объекты топливно-энергетического комплекса — объекты топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения;

6) критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса — потенциально опасные элементы (участки) объекта топливно-энергетического комплекса, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта топливно-энергетического комплекса, его повреждению или к аварии на объекте топливно-энергетического комплекса;

7) линейные объекты топливно-энергетического комплекса — система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов;

8) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

9) объекты топливно-энергетического комплекса (далее также — объекты) — объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;

10) охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса — здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса — документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта;

12) потенциально опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса — объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями;

13) субъекты топливно-энергетического комплекса — физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса;

14) требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса — правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 3. Цели и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

Читайте так же:  Какой налог взимается при продажи квартиры

2. Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз;

3) категорирование объектов топливно-энергетического комплекса;

4) разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

5) разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса;

6) подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

7) осуществление контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

8) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 4. Принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Основными принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:

2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

3) взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

5) интеграция в международные системы безопасности;

6) взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

7) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 5. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса

1. Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования учитываются:

1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса;

2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса;

3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;

4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса;

5) наличие на объекте уязвимых мест.

2. С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса:

1) объекты высокой категории опасности;

2) объекты средней категории опасности;

3) объекты низкой категории опасности.

3. Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

5. По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

2. В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.

3. Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, и (или) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определяемым Президентом Российской Федерации (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Статья 7. Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

2. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, не могут передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения, их части, входящие в состав объектов топливно-энергетического комплекса, а также земельные участки, на которых размещены эти объекты, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок согласования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Субъекты топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса обязаны предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.

Статья 8. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса

1. Субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

2. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.

3. В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.

4. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.

5. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.

6. Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

7. Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса

1. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

2. Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:

1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса;

2) своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.

3. Обеспечение физической защиты строящегося объекта топливно-энергетического комплекса, который после ввода в эксплуатацию будет отнесен к объектам высокой категории опасности, должно осуществляться на стадии строительства.

4. Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

Статья 10. Требования к персоналу, обеспечивающему безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

1. На работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, не принимаются лица:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;

2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет.

2. Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Читайте так же:  Как оформить конверт на конкурс

Статья 11. Обеспечение безопасности информационных систем объектов топливно-энергетического комплекса

1. В целях обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса субъекты топливно-энергетического комплекса создают на этих объектах системы защиты информации и информационно-телекоммуникационных сетей от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и иных неправомерных действий и обеспечивают функционирование таких систем. Создание таких систем предусматривает планирование и реализацию комплекса технических и организационных мер, обеспечивающих в том числе антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

2. Информация о системах, указанных в части 1 настоящей статьи, является информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами. Указанная информация вносится в паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 12. Права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право:

1) в установленном порядке получать от уполномоченного федерального органа исполнительной власти информацию в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

2) вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

3) привлекать для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса подразделения и (или) организации, указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, имеющие право приобретать и использовать гражданское, служебное огнестрельное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также специальные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, направленные на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

2. Субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны:

1) незамедлительно информировать в порядке, установленном органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса;

2) выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченного федерального органа исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;

3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения;

4) осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций;

5) обеспечивать готовность объектов топливно-энергетического комплекса к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.

3. Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Нарушение должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, субъектами топливно-энергетического комплекса, организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, иными организациями, а также гражданами требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Ответственность за причинение вреда в результате совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса

Гражданско-правовую ответственность за причинение вреда физическим и юридическим лицам, а также государству в результате совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса несет субъект топливно-энергетического комплекса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Страхование ответственности за причинение вреда в результате террористического акта на объекте топливно-энергетического комплекса

Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате аварии на объекте топливно-энергетического комплекса, возникшей в связи с террористическим актом или диверсией.

Статья 16. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

1. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса.

2. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса за счет иных источников средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Особенности обеспечения безопасности объектов системы газоснабжения, линейных объектов топливно-энергетического комплекса

1. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами системы газоснабжения, и организации, эксплуатирующие такие объекты, кроме мер, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязаны обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций на таких объектах.

2. Субъект топливно-энергетического комплекса, владеющий на праве собственности или ином законном праве объектом системы газоснабжения, и организация, эксплуатирующая такой объект, обеспечивают его готовность к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.

3. Требования обеспечения безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса с учетом их особенностей определяются органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму.

Статья 18. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Статьи 7, 10, 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года.

Еще статьи:

  • Федеральный закон о бухучёте от 6 декабря 2011 г 402-фз Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая […]
  • Закон 74 фз водный кодекс Водный кодекс (ВК РФ) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 4 декабря 2006 г., 19 июня 2007 г., 14, 23 июля 2008 г., 24 июля, 27 декабря 2009 г., 28 декабря 2010 г., 11, 18, 19, 21 июля, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г., 25 июня, 28 […]
  • Приказ о дек Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 1502н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при воспалительных заболеваниях половых органов" Приказ, Министерство здравоохранения Российской Федерации, 24 декабря 2012, № […]
  • Приказ мвд россии 161 о проведении служебных проверок Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161"Об утверждении Порядка […]
  • Закон рф о защите прав потребителей ст 27-31 Закон "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 […]
  • Закон о защите прав ребенка в рф Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 20 июля 2000 […]