Федеральный закон об обеспечении единства измерений его структура

Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ
«Об обеспечении единства измерений»

С изменениями и дополнениями от:

18 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 2 декабря 2013 г., 23 июня, 21 июля 2014 г., 13 июля 2015 г.

Принят Государственной Думой 11 июня 2008 года

Одобрен Советом Федерации 18 июня 2008 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Федеральный закон направлен на приведение законодательства РФ в сфере обеспечения единства измерений в соответствие с современными международными требованиями.

Основными новациями Федерального закона являются: сужение сферы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений; отмена лицензирования деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений; создание основанного на конкуренции рынка работ и услуг в области обеспечения единства измерений; выведение из сферы государственного регулирования игровых автоматов и других технических устройств с измерительными функциями, которые не относятся непосредственно к средствам измерений.

Полномочия по поверке средств измерений в целях утверждения их типа и аттестация методик (методов) проведения измерений передаются аккредитованным организациям. Аттестация поверителей упраздняется. Кроме того, в целях обеспечения открытости и доступности информации для всех заинтересованных лиц создается федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений.

Указанные меры позволят исключить избыточное вмешательство государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Кроме того, они будут способствовать международному признанию измерительных возможностей России и, как следствие, устранению технических барьеров для участия нашей страны в многосторонних торговых соглашениях.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 3 июля 2008 г. N 43-44, в «Российской газете» от 2 июля 2008 г. N 140, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 26 ст. 3021

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ

Изменения вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 347-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Структура Федерального закона «Об обеспечении единства измерений»

Ю. Е. Лукашов, к. т. н., главный научный сотрудник ФГУП «ВНИИМС»

Периодически законодательство в области обеспечения единства измерений подвергается большим или меньшим изменениям (достаточно напомнить, что даже в Федеральный закон № 102-ФЗ, за время его действия, изменения вносились 7 раз).

При подготовке к таким изменениям полезно ещё раз проанализировать особенности того или иного документа.

В данной статье сделана попытка схематически представить основные положения Федерального закона «Об обеспечении единства измерений и кратко прокомментировать их с целью выявить возможные пробелы, нарушения логики изложения и обозначить пути возможного совершенствования.

Но, прежде, чем перейти к рассмотрению структуры действующего закона «Об обеспечении единства измерений» сделаем несколько предварительных замечаний.

Во-первых, сравним цели закона, продекларированные в самом тексте документа: «1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу»;

и сравним их с определением понятия «законодательная метрология», приведенным в журнале «Советник метролога» № 1, 2016, с. 19: «законодательная метрология (в широком смысле) — раздел метрологии, предметом которого является установление, реализация и защита правовых, технических и технико-юридических норм, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении метрологической деятельности».

При этом, метрологическая деятельность определена, как деятельность, направленная на организацию выполнения измерений, обеспечение их единства и требуемой точности.

Можно сказать, что цели, отраженные в тексте Закона в целом удовлетворяют приведенным определениям. Соответствуют они и положениям МД № 1 МОЗМ «Элементы к закону о метрологии», где указано, что: «законодательная метрология включает четыре главных вида деятельности:

  • установление законодательных требований,
  • контроль/оценка соответствия товаров и видов деятельности, подвергаемых регулированию,
  • надзор за товарами и видами деятельности, подвергаемыми регулированию,
  • создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения прослеживаемости результатов измерений и средств измерений в регулируемой области».

Хотелось бы обратить внимание на то, что, по утверждению философского словаря, законы должны фиксировать уже сложившиеся отношения. В то время, как в Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений» в ряде случаев делаются попытки установить новые, ранее не существовавшие, а, следовательно, не отработанные на практике отношения. К числу подобных отношений можно отнести попытку установить порядок определения сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений путем формирования перечня областей, в которых осуществляются эти измерения или установления требований к системам и устройствам с измерительными функциями.

В подобных случаях велика вероятность возникновения трудно разрешимых проблем, которые сложно заранее предвидеть.

Логика Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» опирается на набор взаимосвязанных положений:

1) цели, задачи, сфера распространения:

2) объекты управления и требования к ним;

3) формы регулирования и их описание;

4) организационные формы регулирования. Попытаемся рассмотреть их последовательно.

На рисунке 1 представлены основные положения Закона. К ним отнесены:

— определение целей Закона;

— определение сферы его распространения, включая описание сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений;

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к проведению измерений, результатам измерений, единицам величин, эталонам единиц величин, средствам измерений, методам и методикам выполнения измерений, оценке соответствия данным требованиям и осуществлении деятельности в области обеспечения единства измерении;

разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к проведению измерений, результатам измерений, единицам величин, эталонам единиц величин, средствам измерений, методам и методикам выполнения измерений, оценке соответствия данным требованиям и осуществлении деятельности в области обеспечения единства измерений.

Настоящий Федеральный закон также определяет права, обязанности и ответственность участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

2. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к результатам которых установлены обязательные требования и проводимые при:

осуществлении деятельности в области здравоохранения;

осуществлении ветеринарной деятельности;

проведении работ по мониторингу и предоставлении информации о состоянии и загрязнении природной окружающей среды;

осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;

выполнении работ по обеспечению безопасности труда;

оптовой и розничной торговле;

осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых;

выполнении государственных учетных операций; выполнении почтовых операций и операций по учету объемов оказанных услуг связи и объемов трафика;

осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

осуществлении геодезической и картографической деятельности;

осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;

проведении банковских операций, налоговых и таможенных операций;

выполнении работ по оценке соответствия требованиям технических регламентов;

регистрации национальных и международных спортивных рекордов;

проведении измерений по поручению органов суда, прокуратуры, государственных органов исполнительной власти.

3. Обязательные требования к результатам измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. Особенности обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности государства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений могут применяться полностью или частично обязательные требования к результатам измерений, а также требования к результатам измерений международных, национальных стандартов, стандартов организаций и (или) требования договоров (контрактов).

Статья 4. Принципы обеспечения единства измерений

Обеспечение единства измерений осуществляется в соответствии с принципами:

применения на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях установленных единиц величин;

обеспечения прослеживаемости передачи размера единиц величин от государственного первичного эталона единиц величин к другим эталонам единиц величин и средствам измерений;

применения единой системы и правил обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

соответствия деятельности по обеспечению единства измерений уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

недопустимости ограничения конкуренции при проведении испытаний, поверке, калибровке средств измерений, а также аттестации методик выполнения измерений;

недопустимости внебюджетного финансирования государственного метрологического надзора;

гармонизации обязательных требований по обеспечению единства измерений и форм оценки соответствия данным требованиям с международными документами по метрологии;

открытости и доступности информации в области обеспечения единства измерений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений

1. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся предмета регулирования настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Если международным договором Российской Федерации в сфере обеспечения единства измерений установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

Глава 2. Средства и методы обеспечения единства измерений

Статья 6. Единицы величин

1. На территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях применяются единицы величин Международной системы единиц, принятые Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии.

Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин.

Наименования единиц величин, допущенных к применению на территории Российской Федерации, их обозначения, правила написания, а также правила их применения утверждает Правительство Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Мира 26 пермь нотариус

2. Характеристики и параметры продукции, поставляемой на экспорт, в том числе средств измерений, могут быть выражены в единицах величин, установленных в договоре (контракте), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Эталоны единиц величин

1. Совокупность государственных первичных эталонов единиц величин и вторичных эталонов единиц величин, являющихся основой обеспечения единства измерений, образуют эталонную базу Российской Федерации.

Перечень государственных первичных эталонов единиц величин, находящихся исключительно в федеральной собственности, утверждается Правительством Российской Федерации.

Государственные эталоны единиц величин, находящиеся в федеральной собственности, не подлежат приватизации.

2. Государственные первичные эталоны единиц величин используются в качестве исходных для воспроизведения и (или) хранения единиц величин с целью передачи их размеров всем рабочим эталонам единиц величин и средствам измерений данных величин на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях в соответствии с государственными (иерархическими) поверочными схемами.

Государственные первичные эталоны единиц величин и государственные поверочные (иерархические) схемы подлежат утверждению в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Сведения об утвержденных государственных первичных эталонах единиц величин и государственных поверочных (иерархических) схемах вносятся в реестр Государственных первичных эталонов единиц величин.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере метрологии, организует ведение реестра Государственных первичных эталонов единиц величин и предоставление сведений, содержащихся в этом реестре.

Государственные первичные эталоны единиц величин подлежат международным сличениям. Организации, хранящие государственные первичные эталоны единиц величин, несут ответственность за международные сличения этих эталонов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере метрологии, обеспечивает проведение международных сличений.

Порядок разработки, утверждения, хранения, применения, продажи и передачи государственных первичных эталонов единиц величин, порядок утверждения государственных поверочных (иерархических) схем, а также порядок ведения реестра Государственных первичных эталонов единиц величин и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

3. Как в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений должны применяться рабочие эталоны, для которых обеспечивается прослеживаемость передачи размера единицы величины от государственного первичного эталона, либо от национального эталона единицы величины другой страны в случае отсутствия соответствующих государственных эталонов единиц величин.

Статья 8. Средства измерений

1. К средствам измерений относятся меры, стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов, измерительные приборы, измерительные системы и комплексы, а также другие устройства, выполняющие измерительные функции.

Отнесение устройств, выполняющих измерительные функции, к средствам измерений проводится в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

2. На территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях при проведении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны применяться средства измерений, соответствующие требованиям технических регламентов и прошедшие оценку соответствия.

Требования к средствам измерений устанавливаются техническими регламентами с учетом установленных требований к результатам измерений.

В технических регламентах могут содержаться требования к составным частям средств измерений, в том числе к программному обеспечению, к эксплуатации средств измерений, а также правила оценки соответствия, в том числе правила оценки соответствия средств измерений изготавливаемых (поставляемых) в единичном экземпляре.

3. В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений оценка соответствия средств измерений (кроме стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов) может проводиться в следующих формах:

до выпуска средств измерений в обращение (при разработке и при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации средств измерений, предназначенных для выпуска в обращение) – в форме утверждения типа;

при выпуске средств измерений в обращение (при выпуске средств измерений из производства и при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации средств измерений, предназначенных для обращения на данной территории) – в форме подтверждения соответствия и первичной поверки;

после выпуска средств измерений из ремонта – в форме поверки;

при обращении на рынке, в том числе эксплуатации средств измерений – в формах поверки с соблюдением установленного интервала между поверками и государственного метрологического надзора.

В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений оценка соответствия стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов может проводиться в следующих формах:

до выпуска стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в обращение (при разработке и при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации стандартных образцов, предназначенных для выпуска в обращение) – в форме утверждения типа;

при выпуске стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в обращение (при выпуске стандартных образцов из производства и при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, предназначенных для обращения на данной территории) – в форме подтверждения соответствия.

Конкретные формы оценки соответствия (в том числе формы и схемы подтверждения соответствия) устанавливаются техническими регламентами с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов. Технические регламенты могут содержать правила оценки соответствия, предельные сроки оценки соответствия, требования к терминологии, маркировке средств измерений и правилам их нанесения, а также требования по обеспечению ограничения доступа к узлам регулировки внутренних элементов конструкции средств измерений и защите измерительной информации.

4. Утверждение типа средств измерений (кроме стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов) осуществляется на основании положительных результатов испытаний.

Утверждение типа стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляется на основании положительных результатов аттестации.

Испытания средств измерений (кроме стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов) или аттестацию стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях утверждения их типа проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке на проведение данных работ.

Порядок проведения испытаний средств измерений (кроме стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов) и порядок аттестации стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Утверждение типа средств измерений, в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному метрологическому надзору в сфере метрологии в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно- правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

При утверждении типа средств измерений (кроме стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов) устанавливается интервал между поверками и методика поверки данного типа средств измерений.

В течение срока действия документа об утверждении типа средств измерений интервал между поверками может быть изменен федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по государственному метрологическому надзору в сфере метрологии. Порядок установления и изменения интервала между поверками средств измерений утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Решение об утверждении типа средств измерений, в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, удостоверяется документом об утверждении типа.

Срок действия документа об утверждении типа определяется по результатам проведения испытаний средств измерений (кроме стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов) или аттестации стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

На каждый экземпляр средств измерений утвержденного типа, а также на сопроводительные эксплуатационные документы наносится знак утверждения типа.

Сведения об утвержденных типах средств измерений вносятся в Государственный реестр средств измерений.

Сведения об утвержденных типах стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов вносятся в Государственный реестр стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере метрологии, организует ведение Государственного реестра средств измерений и Государственного реестра стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, а также предоставление сведений, содержащихся в этих реестрах в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

5. Подтверждение соответствия средств измерений требованиям технических регламентов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

6. Поверку вторичных эталонов, исходных эталонов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных на проведение поверки средств измерений, а также отдельных видов средств измерений, имеющих наиболее важное значение для обеспечения единства измерений в целях защиты интересов граждан, обеспечения безопасности страны и ее экономических интересов, организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере метрологии. Перечень таких видов средств измерений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Поверку остальных средств измерений проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке на проведение поверки средств измерений.

Порядок проведения поверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Результаты поверки удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. В случаях, когда средство измерений не соответствует установленным требованиям, на него наносится знак непригодности.

Лица, осуществляющие поверку средств измерений, подлежат аттестации в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Аттестацию лиц, осуществляющих поверку средств измерений, проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному метрологическому надзору в сфере метрологии.

7. Вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений в добровольном порядке могут применяться как средства измерений утвержденных типов, так и средства измерений, сертифицированные в системах добровольной сертификации.

Добровольная сертификация средств измерений проводится в соответствии с законодательством о техническом регулировании.

Вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений могут применяться полностью или частично требования технических регламентов к средствам измерений, а также требования к средствам измерений международных, национальных стандартов, стандартов организаций и (или) требования договоров (контрактов).

В процессе эксплуатации средства измерений могут в добровольном порядке подлежать как поверке, так и калибровке.

В качестве основы для разработки порядка выполнения калибровочных работ полностью или частично может использоваться порядок, установленный международными, национальными стандартами, стандартами организаций.

Калибровка средств измерений проводится с использованием эталонов единиц величин, требования к которым установлены настоящим федеральным законом.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие калибровочные работы, в добровольном порядке могут быть аккредитованы.

Статья 9. Методики выполнения измерений

1. Требования к проведению измерений с применением аттестованных методик, а также требования к методикам выполнения измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Аттестация методик выполнения измерений проводится на соответствие установленным требованиям к результатам измерений и к методикам выполнения измерений.

Читайте так же:  Практикум по дошкольной педагогике пособие

Аттестацию методик выполнения измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке на выполнение работ по аттестации методик выполнения измерений.

Аттестация методики выполнения измерений удостоверяется документом об аттестации методики выполнения измерений.

Порядок аттестации методик выполнения измерений утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере метрологии организует ведение Государственного реестра аттестованных методик выполнения измерений и предоставление сведений, содержащихся в этом реестре в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные на выполнение работ по аттестации методик выполнения измерений, предоставляют сведения об аттестованных методиках выполнения измерений для внесения в Государственный реестр аттестованных методик выполнения измерений.

2. В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений методы измерений могут быть установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений в добровольном порядке могут применяться аттестованные методики выполнения измерений, стандартизованные методики выполнения измерений, методики выполнения измерений, сертифицированные в добровольном порядке, а также разработанные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В качестве основы для разработки методик выполнения измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично могут использоваться международные и национальные стандарты, а также стандарты организаций.

Добровольная сертификация методик выполнения измерений проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 10. Метрологическая экспертиза

1. Обязательной метрологической экспертизе подлежат проекты технических регламентов, других нормативных правовых актов, которые содержат или, в соответствии с предметом регулирования, должны содержать требования по обеспечению единства измерений.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере метрологии, организует проведение обязательной метрологической экспертизы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

2. Вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений в добровольном порядке может проводиться метрологическая экспертиза национальных стандартов, стандартов организаций, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов.

Метрологическая экспертиза может проводиться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также метрологическими службами и (или) иными структурными подразделениями юридических лиц в соответствии с порядком, установленным юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

В качестве основы для разработки порядка проведения метрологической экспертизы полностью или частично может использоваться порядок проведения обязательной метрологической экспертизы, международные, национальные стандарты и стандарты организаций.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие метрологическую экспертизу вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут быть аккредитованы в добровольном порядке.

Статья 11. Фасованные товары

1. Требования к количеству фасованного товара в упаковках при их расфасовке и продаже устанавливаются в технических регламентах.

В технических регламентах должны содержаться требования к указанию на упаковке номинального количества товара в упаковке, выраженного в установленных единицах величин, и пределу допускаемых отклонений количества товара в упаковке от номинального количества.

В технических регламентах также могут содержаться иные требования к правилам оценки соответствия, упаковке, маркировке и правилам ее нанесения.

2. Оценка соответствия данным требованиям проводится в форме государственного метрологического надзора.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие работы по расфасовке и продаже фасованных товаров в упаковках, обязаны уведомить в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках при расфасовке и продаже, о проведении работ по расфасовке товара в течение одного месяца с начала проведения работ.

Статья 12. Государственный метрологический надзор

1. Государственный метрологический надзор проводится в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений за:

применением установленных единиц величин;

соблюдением установленного порядка разработки, утверждения, хранения, применения, продажи и передачи государственных первичных эталонов единиц величин;

применением и состоянием средств измерений, соблюдением требований технических регламентов к средствам измерений и их эксплуатации;

наличием и применением аттестованных методик выполнения измерений;

количеством фасованного товара в упаковках при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический надзор проводят федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному метрологическому надзору в сфере метрологии, а также другие уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по государственному контролю (надзору) в установленной сфере деятельности.

Порядок проведения государственного метрологического надзора, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и распределение полномочий между ними устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обеспечения единства измерений

1. В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений аккредитация проводится на выполнение следующих работ:

испытания средств измерений в целях утверждения их типа;

аттестация стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях утверждения их типа;

подтверждение соответствия средств измерений;

поверка средств измерений;

аттестация методик выполнения измерений.

2. Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ по подтверждению соответствия средств измерений проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Аккредитацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение других работ, указанных в части 1 настоящей статьи, проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному метрологическому надзору в сфере метрологии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

открытости и доступности правил аккредитации;

компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и проведение испытаний средств измерений в целях утверждения их типа, подтверждение соответствия средств измерений, поверку средств измерений, аттестацию стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях утверждения их типа и аттестацию методик выполнения измерений;

недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Аккредитацию проводят органы по аккредитации, созданные юридическим лицом или несколькими юридическими лицами, и зарегистрированные в уведомительном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному метрологическому надзору в сфере метрологии.

Порядок регистрации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

В качестве основы для разработки положений органов по аккредитации полностью или частично могут быть использованы порядок аккредитации в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, установленный Правительством Российской Федерации, или международные, национальные стандарты в области аккредитации.

Глава 3. Организационные основы обеспечения единства измерений

Статья 14. Национальная система обеспечения единства измерений

1. Национальная система обеспечения единства измерений представляет совокупность правил выполнения работ по обеспечению единства измерений, ее участников и правил функционирования системы обеспечения единства измерений в целом.

2. Участниками национальной системы обеспечения единства измерений являются:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений;

совет при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере метрологии, а также подведомственные ему государственные метрологические институты и государственные метрологические центры;

Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли;

Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;

Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному метрологическому надзору в сфере метрологии, а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по государственному контролю (надзору) в установленной сфере деятельности;

метрологические службы, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обеспечения единства измерений.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений:

разрабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений;

организует разработку и реализацию программ развития средств и методов обеспечения единства измерений;

координирует проведение работ по обеспечению единства измерений, в том числе между федеральными органами исполнительной власти;

организует и осуществляет взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными (региональными) организациями по вопросам обеспечения единства измерений;

участвует в деятельности международных (региональных) организаций по вопросам обеспечения единства измерений, является официальным представителем Российской Федерации в международных (региональных) организациях.

4. При федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений создается совет, формируемый из представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, предпринимателей и общественных объединений.

Совет создается для рассмотрения организационных, научно-методических и практических вопросов в области обеспечения единства измерений.

Совет действует в соответствии с положением о совете, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере метрологии непосредственно осуществляет:

организацию ведения государственных реестров и предоставление сведений из этих реестров;

обеспечение проведения международных сличений государственных первичных эталонов единиц величин;

организацию и обеспечение проведения обязательной метрологической экспертизы;

обеспечение создания единой информационной системы и ведение Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений и предоставление информации, содержащейся в них;

выдачу заключений об отнесении устройств к средствам измерений;

руководство подведомственными организациями.

6. Государственные метрологические институты:

проводят фундаментальные и научно-прикладные исследования в области обеспечения единства измерений;

участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов в области обеспечения единства измерений;

разрабатывают проекты национальных стандартов в области обеспечения единства измерений;

осуществляют создание, разработку, хранение и применение государственных первичных эталонов единиц величин, находящихся в федеральной собственности;

проводят сличение государственных первичных эталонов единиц величин, находящихся в федеральной собственности, а также поверку вторичных эталонов и других рабочих эталонов, находящихся в федеральной собственности;

ведут государственные реестры в области обеспечения единства измерений и предоставляют сведения из этих реестров;

проводят обязательную метрологическую экспертизу.

7. Государственные метрологические центры осуществляют поверку исходных эталонов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных на проведение поверки средств измерений, а также отдельных видов средств измерений, утвержденных Правительством Российской Федерации.

8. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли.

9. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по разработке и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе их применения.

10. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе их применения.

Читайте так же:  Иван умирая оставил завещание

11. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному метрологическому надзору в сфере метрологии, а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по государственному контролю (надзору) в установленной сфере деятельности осуществляют полномочия, предусмотренные в главе 2 настоящего федерального закона.

Статья 15. Метрологические службы

1. Обеспечение единства измерений в области обороны и безопасности государства организуется и проводится создаваемыми в обязательном порядке метрологическими службами в данной области.

Положения о метрологических службах в области обороны и безопасности государства утверждаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Координацию деятельности по обеспечению единства измерений в области обороны и безопасности государства осуществляет федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны.

2. В необходимых случаях, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти могут создаваться метрологические службы для осуществления следующих функций:

разработка требований к результатам измерений в установленной сфере деятельности совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере метрологии;

определение основных направлений и разработки программ по метрологическому обеспечению в установленной сфере деятельности;

проведение анализа состояния метрологического обеспечения в установленной сфере деятельности;

координация и организация работы по выполнению обязательных требований в области обеспечения единства измерений в установленной сфере деятельности;

проведение обязательной метрологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

метрологический надзор в подведомственных организациях.

Положения о метрологических службах утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному метрологическому надзору в сфере метрологии, проводит надзор за деятельностью метрологических служб федеральных органов исполнительной власти в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.

3. Юридические лица, объединения юридических лиц могут в добровольном порядке создавать метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства измерений. Права и обязанности метрологических служб определяются их руководителями.

В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений ответственность за организацию работ по обеспечению единства измерений и за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений несут руководители юридических лиц и индивидуальные предприниматели.

Статья 16. Международное сотрудничество

В целях обеспечения единства измерений при осуществлении международного экономического и научно-технического сотрудничества Российская Федерация взаимодействует с международными и региональными организациями по метрологии.

Признание в Российской Федерации результатов оценки соответствия средств измерений и аккредитации на проведение работ в области обеспечения единства измерений, выполняемых иностранными юридическими лицами, а также зарубежных методик выполнения измерений, осуществляется на основании межгосударственных договоров.

Статья 17. Информация в области обеспечения единства измерений

1. В Российской Федерации создается и поддерживается в актуальном состоянии Федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений, который содержит нормативные правовые акты, национальные стандарты и рекомендательные документы по вопросам обеспечения единства измерений, международные документы, сведения о международных договорах Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, государственные реестры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

2. Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к информации, содержащейся в Федеральном информационном фонде в области обеспечения единства измерений, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

3. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда и единой информационной системы в области обеспечения единства измерений, а также порядок и условия предоставления сведений, содержащихся в них, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений

Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений

1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по государственному метрологическому надзору, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере метрологии, и подведомственные ему организации, а также их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае противоправных действий (бездействий), признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, указанные органы в течение месяца обязаны сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

2. Вред, причиненный юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов, указанных в части 1 настоящей статьи и признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

3. Сведения, составляющие государственную, коммерческую и (или) служебную тайну и полученные при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Глава 5. Финансирование и оплата работ по обеспечению единства измерений

Статья 19. Порядок финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области обеспечения единства измерений

1. За счет средств федерального бюджета финансируются расходы на:

разработку, совершенствование, хранение и применение государственных первичных эталонов единиц величин, находящихся в федеральной собственности;

фундаментальные исследования в области метрологии;

проведение работ, связанных с деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

содержание, приобретение и разработку оборудования, необходимого для оснащения государственных метрологических институтов и государственных метрологических центров;

разработку нормативных документов и проведение обязательной метрологической экспертизы;

проведение государственного метрологического надзора;

проведение сличений государственных первичных эталонов единиц величин, находящихся в федеральной собственности, с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин зарубежных стран;

уплату взносов Российской Федерации международным и региональным организациям по метрологии;

поверку вторичных и других рабочих эталонов, находящихся в федеральной собственности;

создание и ведение Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений;

проведение работ по аккредитации в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

проведение обязательной метрологической экспертизы.

Статья 20. Государственная пошлина и оплата метрологических работ и услуг

1. За выдачу документов на утверждение типа средств измерений, стандартных образцов состава свойств веществ и материалов и их переоформление, за выдачу аттестата лицам, осуществляющим поверку средств измерений, за рассмотрение заявления на аккредитацию в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выдачу документа об аккредитации и его переоформление уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Поверка исходных эталонов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных на проведение поверки средств измерений, а также отдельных видов средств измерений, утвержденных Правительством Российской Федерации, осуществляется за плату. Порядок оплаты работ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. Плата за проведение данных работ подлежит перечислению плательщиками данного платежа в доход федерального бюджета.

Глава 6. Заключительные и переходные положения

Статья 21. Переходные положения

1. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, предусмотренные настоящим федеральным законом, кроме технических регламентов, должны быть приняты в течение одного года со дня вступления в силу настоящего федерального закона.

Технические регламенты, предусмотренные настоящим федеральным законом, должны быть приняты в сроки, установленные законодательством о техническом регулировании.

2. До вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, действуют норативные правовые акты Правительства Российской Федерации, принятые во исполнение Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений», а также метрологические правила и нормы, утвержденные Госстандартом России в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Документы, выданные в соответствии с метрологическими правилами и нормами, указанными в части 2 настоящей статьи, сохраняют силу до окончания срока их действия.

Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствии с настоящим Федеральным законом

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 23, ст. 811).

2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Еще статьи:

  • Приказ министерства образования и науки рф 1259 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" (с […]
  • Статья 5 федеральный закон о техническом регулировании Федеральный закон "О техническом регулировании" Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ"О техническом регулировании" С изменениями и дополнениями от: 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г., 28 сентября 2010 г., 21 июля, […]
  • Приказ 255 1994 года Приказ Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255"О мерах […]
  • Федеральные требования по лыжным гонкам Проект Приказа Министерства спорта РФ "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "лыжные гонки" (подготовлен Минспортом России 24.10.2017) Досье на проект В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической […]
  • Федеральный закон о бухучёте от 6 декабря 2011 г 402-фз Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая […]
  • Приказ минобрнауки от 20082012 623 Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на […]