Федеральный закон счетная палата

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ
«О Счетной палате Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

7 мая, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 4 ноября 2014 г., 5, 27 октября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 7 февраля 2017 г.

Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
5 апреля 2013 года
N 41-ФЗ

Принят новый Закон о Счетной палате России.

Ей придается статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля). Непосредственное осуществление такого аудита возложено на инспекторов Счетной палаты.

Установлен новый порядок выдвижения кандидатов на замещение должностей Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов. Пополнился список ограничений, налагаемых на указанных лиц.

Значительно расширены полномочия и самой Счетной палаты.

Так, она готовит предложения по формированию системы ключевых национальных показателей (индикаторов), определяющих уровень и качество социально-экономического развития России, занимается аудитом в сфере госзакупок, анализирует эффективность внутреннего аудита объектов внешнего государственного аудита (контроля). Кроме того, ведомство наделено полномочиями по обеспечению мер по противодействию коррупции.

Значительное место в деятельности Счетной палаты отведено современным видам аудита, таким как финансовый, стратегический, аудит эффективности и др. Предусматриваются следующие методы контроля. Это проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг.

О результатах контрольных мероприятий Счетная палата обязана информировать обе палаты Федерального Собрания РФ. При наличии составов преступлений соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы. При этом последние обязаны предоставлять Счетной палате информацию о ходе их рассмотрения и принятых решениях.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2013 г., в «Российской газете» от 10 апреля 2013 г. N 77, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1649

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 октября 2015 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 14. Полномочия Счетной палаты

Статья 14. Полномочия Счетной палаты

1. Счетная палата обладает следующими полномочиями:

1) осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности;

2) направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;

3) получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 341-ФЗ пункт 4 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

4) предоставляет федеральным органам исполнительной власти рекомендации по составу и порядку формирования данных при создании и модернизации ими федеральных государственных информационных систем в целях обеспечения выполнения государственных функций и (или) предоставления государственных услуг, а также получает необходимый Счетной палате для осуществления внешнего государственного аудита (контроля) постоянный доступ к таким системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

5) запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);

6) привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 11-ФЗ в пункт 7 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности, а также по обращениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации дает заключения о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации требованиям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

8) организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

9) оказывает контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 341-ФЗ пункт 10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

10) осуществляет подготовку рекомендаций по формированию системы целевых показателей для разработки документов стратегического планирования Российской Федерации, а также по их составу и количественным значениям;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 октября 2015 г. N 291-ФЗ часть 1 статьи 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10.1

10.1) осуществляет информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве;

Читайте так же:  Требования к фрезерованию

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Создание, реорганизация и ликвидация научных и иных учреждений (организаций), необходимых для обеспечения деятельности Счетной палаты, осуществляются по решению Председателя Счетной палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой стандартами внешнего государственного аудита (контроля).

4. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.

5. Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля). При проведении финансового аудита (контроля) в пределах компетенции Счетной палаты осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

См. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 103 «Финансовый аудит (контроль)», утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 25 декабря 2017 г. N 14ПК

6. Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач развития Российской Федерации и осуществления возложенных на нее функций.

См. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 104 «Аудит эффективности», утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30 ноября 2016 г. N 4ПК

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 341-ФЗ часть 7 статьи 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

7. Стратегический аудит применяется в целях оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных документами стратегического планирования Российской Федерации.

8. Аудит государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ) применяется для оценки качества их формирования и реализации в части:

1) соответствия хода и результатов их реализации заданным требованиям;

2) обоснованности и соблюдения графиков выполнения отдельных этапов работ и сведений о ресурсном обеспечении;

3) соотношения результатов с затраченными федеральными ресурсами.

9. Оценка федеральных инновационных проектов, имеющих высокорисковый характер, осуществляется на основе анализа эффективности реализации совокупности проектов, обладающих схожими целями и характеристиками.

10. Аудит государственных и международных инвестиционных проектов проводится в целях оценки обоснованности объемов и сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций), а также оценки результатов действий и эффективности вложений федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты.

11. Аудит федеральных информационных систем и проектов проводится с учетом требований соответствующих международных стандартов и стандартов Российской Федерации.

12. Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля), проводится в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

41 ФЗ «О счетной палате Российской Федерации»

Счетная палата представляет собой учреждение, созданное для осуществления государственного контроля и аудита на территории Российской Федерации. Данное учреждение является высшим государственным надзорным органом. Регламентирует деятельность Счетной палаты Федеральный Закон № 41.

Описание федерального закона 41

Федеральный Закон «О Счетной палате Российской Федерации» был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года. Члены Совета Федерации одобрили документ 27 марта того же года. В законную силу вступил ФЗ 5 апреля 2013 года.

Рассматриваемый закон регламентирует отношения Счетной палаты при проведении аудита бюджетных сфер (государственного, федерального) c другими ресурсами. Данные отношения направлены на обеспечение и поддержание безопасности государства, а также на социально-экономическое развитие.

Принят настоящий законодательный акт с целью создания парламентского контроля с помощью формирования Счетной палаты, в компетенции которой обеспечить конституционное право населения по средствам проведения действий по государственному контролю.

Правовую основу существования Счетной палаты составляют законодательные акты:

  • настоящий ФЗ № 41;
  • конституция России;
  • принципы и нормы международного права.

Данное учреждение проводит государственный контроль (аудит) только в соответствии со специальными стандартами, установленными законами. Все проводимые действия для осуществления контроля проводятся в соответствии с принципами:

  • законности;
  • эффективности;
  • объективности;
  • независимости;
  • открытости;
  • гласности.

Согласно положениям 5 статьи 41 Закона, в качестве задач Счетной палаты выступают:

  • контроль за финансовыми средствами федерального бюджета и внебюджетных фондов, особое внимание направлено на эффективное и рациональное использование денежных средств;
  • контроль за результатами достижения специальных целей, направленных на социальное и экономическое развитие России;
  • контроль за следованием текстам нормативных актов, также надзор за процессом формирования и распределения финансовых средств;
  • разработка предложений, направленных на устранение недочетов, выявленных при надзоре за распределением денежных средств;
  • пункт 5 утратил свою законную силу в ноябре 2014 года (последняя редакция рассматриваемого закона приходится на 7 февраля 2017 года);
  • проведение процедуры оценивания предоставления налоговых льгот для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из средств федерального бюджета;
  • проверка достоверной информации, указанной в отчетах от главных администраторов федерального бюджетного фонда;
  • осуществление надзора за передвижением денежных средств государственных бюджетов в Центральном Банке России и в иных кредитных учреждениях;
  • проведение комплекса мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией.

Деятельность Счетной палаты основана на соблюдении всех вышеуказанных задач и иных действий, описанных в других нормативных актах.

Скачать закон РФ о Счетной палате

Согласно положениям настоящего 41 Федерального Закона в составе Счетной палаты входит множество должностей. Главными из них являются:

  • Председатель данного государственного органа;
  • Заместитель Председателя Счетной палаты;
  • Аудиторы, осуществляющие проведение проверок;
  • Аппарат данного учреждения.

Главной руководящей должностью в данном государственном учреждении является Председатель. Члены Государственной Думы выбирают человека на данную должность на срок 6 лет, принятое решение должно соответствовать решению Президента России. Согласно положениям настоящего закона, на должности Председателя человек не может задержаться более чем на два срока (12 лет). По закону, сотрудники Госдумы вправе снять с рассматриваемой должности человека, при возникновении следующих ситуаций:

  • Человек, занимающий данный пост, нарушил законодательные нормы;
  • Председатель лично хочет уйти в отставку, предоставив при этом соответствующее заявление;
  • Глава счетной палаты признан судебной инстанцией недееспособным;
  • Утрата доверия, согласно положениям Федерального Закона № 273.

Снятие с должности происходит при решении большинства членов Государственной Думы.

Чтобы узнать какими полномочиями обладает Председатель, что входит в компетенцию Заместителя и аудиторов, необходимо изучить полный текст настоящего закона. Скачать последнюю редакцию настоящего Федерального Закона «О Счетной палате Российской Федерации» можно по ссылке.

Изменения в ФЗ 41 о Счетной палате

Последняя редакция рассматриваемого законодательного акта приходится на 7 февраля 2017 года. Однако, все принятые нововведения вступили в законную силу только 28 июня 2017. Редакции подверглась 10 статья 41 ФЗ.

Статья 10

Положения настоящей статьи гласят о запрете Председателю его Заместителю и аудиторам осуществлять некоторые виды деятельности:

  • совмещать работу в Счетной палате с работой в государственных учреждениях и местного самоуправления;
  • работать в сфере предпринимательства лично или через доверенных лиц;
  • принимать участие в хозяйствующих субъектах;
  • работать в какой-то оплачиваемой деятельности, за исключением — научной, преподавательской, творческой;
  • представлять третьи лица в органах государственной власти;
  • предоставлять служебную информацию во внеслужебных целях;
  • претендовать на получение гонораров за публикации и выступления по занимаемой должности;
  • получать материальную помощь в связи с выполнением своих прямых должностных обязанностей;
  • выезжать за границу России за счет финансирования юридических и физических лиц;
  • работать в управлении, попечительских и наблюдательных советах;
  • принимать участие в политических партиях;
  • иметь счета и вклады в соответствии с Федеральным Законом № 79. В последней редакции настоящего 41 закона была добавлена ссылка на 79 ФЗ;
  • в обязанности сотрудников Счетной палаты входит неукоснительное указание своих доходов и расходов.
Читайте так же:  Приказ о проведении общего родительского собрания доу

При несоблюдении вышеуказанных пунктов настоящего закона, работников Счетной палаты могут снять с должности и привлечь к ответственности.

Статья 13 ФЗ о Счетной палате

Положения настоящей статьи указывают какие функции выполняет Счетная палата для осуществления своей деятельности:

  • проведение контроля в области бюджетов России;
  • анализировать законодательные акты, касающиеся принятия бюджетов;
  • проверка годовых отчетов глав бюджетов;
  • проведение надзора за исполнением федерального бюджета;
  • проводить оценивание факторов, влияющих на цели достижения экономического и социального развития.

При последней редакции в 13 статью изменения, дополнения и поправки не вносились.

Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона № 278888-7 «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

Зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 23 апреля 2001 года Эл № 77-4479). Зарегистрирован в Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации (свидетельство от 27 сентября 2007 года № 11238).

При использовании материалов, размещенных на Web-сайте Счетной палаты Российской Федерации, ссылка на источник обязательна.

Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ ст 33 (ред. от 07.02.2017)

Статья 33. Планирование работы Счетной палаты

1. Счетная палата организует свою работу на основе основных направлений деятельности Счетной палаты, годовых планов, планов научно-исследовательских работ для нужд Счетной палаты, которые формируются исходя из необходимости обеспечения выполнения ее задач, функций и полномочий.

2. Планирование деятельности Счетной палаты осуществляется в целях содействия реализации документов стратегического планирования Российской Федерации.

3. Планирование должно обеспечивать сбалансированность и комплексность мероприятий стратегического аудита, аудита эффективности и финансового аудита (контроля), а также учитывать взаимосвязь достижения целей стратегического аудита на основе результатов мероприятий аудита эффективности, основанных на данных финансового аудита (контроля).

4. Реализация планов Счетной палаты должна учитывать последовательность оценки результатов финансового аудита (контроля), аудита эффективности и стратегического аудита.

5. Планирование осуществляется с учетом разрабатываемых Счетной палатой стандартов и методических документов.

6. Обязательному рассмотрению при формировании планов работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, проводимые на основании обращений или поручений Президента Российской Федерации, постановлений Совета Федерации и постановлений Государственной Думы, а также по обращениям не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы в отношении объектов аудита (контроля), предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, на основании решений Коллегии Счетной палаты подлежат включению в годовой план работы Счетной палаты.

8. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, не включенные в годовой план работы Счетной палаты, не проводятся.

Счетная палата РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 мая Госдума проголосовала за постановление о назначении Алексея Кудрина на должность председателя Счетной палаты (СП) России.

Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному собранию РФ.

В XVII веке, в царствование Алексея Михайловича, был образован Счетный приказ — временный орган, который создавался на период очередной ревизии. В XVIII веке при Правительствующем Сенате функционировала Ближняя канцелярия, выполнявшая, в частности, полномочия по финансовому контролю, и Ревизион-контора, заведовавшая государственными счетами и производившая суд над лицами, обвиненными в финансовых злоупотреблениях.

В XIX веке функции финансового контроля были разделены между министром финансов, государственным казначеем и государственным контролером (должность учреждена в 1810 году). Государственный контроль осуществлял ревизию финансовой отчетности государственных и общественных учреждений. Основополагающими принципами деятельности госконтроля являлись самостоятельность и независимость от других министерств и ведомств. Одним из первых государственных контролеров был Алексей Хитрово, который занимал пост около 27 лет (1827-1854) — рекордный срок службы в должности руководителя госконтроля.

После прихода к власти большевиков в 1917 году работа по созданию системы госконтроля была поручена Иосифу Сталину (Джугашвили). В стране был образован Народный комиссариат государственного контроля (с 1920 года — Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции), осуществлявший проверку финансовой деятельности госучреждений. Наркомат также имел право пересматривать штаты госорганизаций, производить расследование и предавать суду должностных лиц, налагать арест на имущество.

В 1923 году наркомат был объединен с контрольным органом компартии — Центральной контрольной комиссией РКП (б) в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР. В конце 1920-х — 1930-х годах его основной функцией стал контроль за выполнением пятилетних производственных планов, а также чистки советских учреждений от лиц непролетарского происхождения и дореволюционной интеллигенции.

В 1934 году Наркомат рабоче-крестьянской инспекции был разделен на две комиссии — советского контроля при Совете народных комиссаров СССР и партийного контроля при Центральном комитете ВКП(б). Однако в 1940 году контрольное ведомство было восстановлено: на базе комиссии советского контроля при СНК учрежден Наркомат государственного контроля СССР (в 1946 году преобразован в одноименное министерство). В 1957 году главным контрольным органом стала Комиссия советского контроля при Совете министров СССР (в 1961-1962 годах — Комиссия государственного контроля СССР).

В 1962-1965 годах в период реформирования центральных органов госуправления, которое осуществлял первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, функции госконтроля осуществлял Комитет партийно-государственного контроля при ЦК КПСС и Совмине СССР. В 1965 году в Советском Союзе был принят закон » О народном контроле в СССР» и создан Комитет народного контроля при Совмине СССР. В его задачу входило «оказание помощи партийным и государственным органам в систематической проверке фактического исполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями». С принятием конституции СССР 1977 года Комитет народного контроля перешел в двойное подчинение — Верховному совету и Совмину СССР.

В мае 1991 года Верховный Совет СССР принял закон о высшем органе финансово-экономического контроля — Контрольной палате СССР, которая получила право контроля за эффективным и производительным использованием госбюджета во всех без исключения органах государственной власти и управления. Однако уже в декабре 1991 года в процессе ликвидации органов госуправления СССР палата была упразднена.

В России с 1992 по 1994 года действовал Контрольно-бюджетный комитет при Верховном совете республики. В декабре 1994 года он был ликвидирован в связи с подготовкой к принятию федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».

Формирование Счетной палаты РФ началось после принятия конституции 1993 года. Процесс создания нового государственного института занял более года. 11 января 1995 года был принят федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», который вступил в силу 14 января того же года. Первое организационное заседание коллегии палаты состоялось 12 апреля 1995 года.

12 апреля 2013 года вступил в силу ныне действующий федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 года.

Задачи и полномочия Счетной палаты

Счетная палата осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, определяет достоверность бюджетной отчетности, оценивает эффективность предоставления налоговых льгот и бюджетных кредитов. Она проводит аудит состояния госдолга (внутреннего и внешнего), долга иностранных государств и юридических лиц перед РФ, госпрограмм, достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ, экспертизу проектов федеральных законов, международных договоров, документов стратегического планирования и др.

Контрольные полномочия распространяются на все государственные органы, учреждения, предприятия, банки, негосударственные пенсионные фонды и страховые медицинские организации, а также юридические и физические лица — производители товаров, работ и услуг, которые заключили договоры, предусматривающие использование средств федерального бюджета.

Счетная палата выполняет поручения Федерального собрания РФ, но формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти. В рамках своих задач она обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий парламента.

Читайте так же:  Как рассчитать налог на недвижимость по кадастровой стоимости в 2019 году

Счетная палата информирует органы власти и общество о результатах своей деятельности, предоставляет сведения средствам массовой информации. Ежегодно ведомство отчитывается перед Советом Федерации и Госдумой, ежеквартально предоставляет оперативный доклад парламенту о ходе исполнения федерального бюджета. По результатам проверок, при наличии состава преступления, палата передает соответствующие материалы в правоохранительные органы, которые обязаны информировать ведомство о ходе рассмотрения переданных им материалов.

Руководство, аудиторы

Членами Счетной палаты являются ее председатель, заместитель председателя и 12 аудиторов. Одно и то же лицо не может занимать указанные должности более двух сроков подряд.

Председателем, заместителем председателя и аудитором Счетной палаты может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области госуправления, госконтроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. При назначении на должность руководство и аудиторы палаты обязаны приостановить свое членство в политической партии на период исполнения своих полномочий.

Председателя палаты и шесть аудиторов назначает сроком на шесть лет Госдума, заместителя председателя и еще шесть аудиторов — Совет Федерации.

Кандидатуры на должность председателя палаты — не менее трех — вносятся советом Думы по представлению фракций на рассмотрение президенту. Президент может внести в Госдуму одну из предложенных кандидатур или представить иного кандидата. Постановление о назначении председателя Счетной палаты принимается депутатами большинством голосов от общего числа парламентариев. Решение о досрочном освобождении от должности председателя палаты оформляется постановлением Госдумы по представлению президента.

Кандидатуры заместителя Счетной палаты — также не менее трех — вносит на рассмотрение президенту совет палаты Совета Федерации по предложению комитетов. Глава государства выбирает одну кандидатуру или предлагает своего кандидата и представляет его в верхнюю палату парламента. Постановление о назначении заместителя председателя палаты принимается сенаторами большинством голосов.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности ведомства.

Требования к членам Счетной палаты

Члены Счетной палаты не вправе входить в органы госвласти и местного самоуправления, заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами. Они не могут получать гонорары за свои выступления или публикации, получать вознаграждения, не предусмотренные законом РФ, иностранные звания и награды (кроме спортивных и научных), входить в органы иностранных некоммерческих неправительственных организаций, иметь счета в иностранных банках, расположенных за рубежом (это требование распространяется и на членов их семей) и др.

Аудиторы не должны состоять в родственных отношениях с руководителями государства, правительства, парламента, высших судебных органов, а также администрации президента. Кроме того, родственные отношения не должны связывать членов Счетной палаты между собой.

Председатель, заместитель председателя, аудиторы палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального собрания, которая их назначила на должность. Уголовное дело в отношении них может быть возбуждено только председателем Следственного комитета РФ. Инспектор палаты не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия коллегии ведомства.

Структура и органы

В структуру Счетной палаты входят ее коллегия и аппарат. Коллегия состоит из председателя палаты, его заместителя, 12 аудиторов и руководителя аппарата (с правом совещательного голоса). В заседаниях коллегии могут принимать участие председатели комитетов и комиссий обеих палат Федерального собрания, члены правительства, а также иные лица по решению главы Счетной палаты.

В аппарат Счетной палаты входят инспекторы и иные сотрудники ведомства. Структура аппарата включает в себя 10 департаментов (экономического анализа, внешних связей, управления делами и др.).

По данным Росстата, в 2017 году численность сотрудников Счетной палаты составляла 1 тыс. 17 человек, их среднемесячная зарплата — 181 тыс. руб.

В 2002 году был создан Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты (НИИ СП) для научной работы в области разработки и внедрения передовых методов и технологий контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности. В 2014 году он реорганизован в Федеральный центр информатизации. С 1 января 2018 года носит название Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты.

В 2016 году из федерального бюджета на обеспечение работы Счетной палаты было выделено 3,6 млрд руб., в 2017 году — 3,9 млрд руб. Запланированный бюджет ведомства на 2018 года составляет 3,8 млрд руб.

По итогам 2017 года, Счетной палатой было выявлено более 6,5 тыс. нарушений на общую сумму 1,9 трлн руб. Из них 2,3 тыс. на сумму более 118,7 млрд руб. были выявлены при осуществлении госзакупок, более 2 тыс. на сумму 599 млрд руб. — при формировании и исполнении бюджетов, 586 на сумму 813,5 млрд руб. — при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности. В бюджетную систему РФ возвращено 18,8 млрд руб. (в 2016 году — 8,8 млрд руб.).

Инспекторами Счетной палаты возбуждено 389 дел об административных правонарушениях. К началу 2018 года из них судами было рассмотрено 267 дел, к административной ответственности привлечено 130 должностных и юридических лиц, которым назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 23,4 млн руб. (в 2016 году привлечено к административной ответственности 110 должностных и юридических лиц, судами назначено административных штрафов на сумму 33,6 млн руб.).

В правоохранительные органы направлено 124 материала контрольных проверок, из которых 84 — в Генпрокуратуру, 21 — в ФСБ, 13 — в Следственный комитет, шесть — в МВД. Прокуратурой внесено 169 представлений, заявлено 44 судебных иска, в доход федерального бюджета возмещено 13 млн руб., в отношении должностных лиц возбуждено 109 дел об административных правонарушениях. Органами предварительного следствия возбуждено 20 уголовных дел, в том числе по фактам злоупотреблений при строительстве инфраструктуры космодрома Восточный, нецелевого расходования средств сотрудниками Сочинского национального парка и др.

Счетной палатой в 2017 году была проведена экспертиза более 1,7 тыс. проектов правовых актов, 179 — государственных и федеральных целевых программ, 17 — международных договоров.

В 2018 году палата запустит новый общественные сервис, который позволит гражданам предоставлять информацию об определенных видах деятельности организаций государственного сектора. Так, граждане получат возможность напрямую влиять на включение в план проверок Счетной палаты определенных организаций.

Еще статьи:

  • Федеральный закон о бухучёте от 6 декабря 2011 г 402-фз Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая […]
  • 342 приказ мвд увольнение Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ"О службе в органах внутренних […]
  • Федеральный закон 38-фз о рекламе от 13 марта 2006 г Федеральный закон "О рекламе" Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ"О рекламе" С изменениями и дополнениями от: 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 27 октября 2008 г., 7 мая, 27 сентября, 17, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 27 июля, 28 […]
  • Приказ 75 министерства здравоохранения Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 февраля 2017 г. N 75 "О внесении изменений в Методику прогнозирования поступлений доходов федерального бюджета, администрируемых Министерством здравоохранения Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Статья 5 федеральный закон о техническом регулировании Федеральный закон "О техническом регулировании" Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ"О техническом регулировании" С изменениями и дополнениями от: 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г., 28 сентября 2010 г., 21 июля, […]
  • Приказ минобрнауки 2019 г 1259 Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программамвысшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного […]