Фгос начального общего образования требования к внеурочной деятельности

ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. Интернет-издание для учителя

Навигация по записям

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является преемником многих педагогических идей, реализованных с разной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах. Концепция ФГОС предписывает усилить воспитательную составляющую деятельности образовательных учреждений. Образовательный стандарт второго поколения ориентирует педагогические коллективы на расширение и совершенствование спектра образовательных услуг, разработку и внедрение новых образовательных и досуговых программ, призванных обеспечить инфраструктуру для социальной мобильности молодежи.

доктор педагогических наук,

главный научный сотрудник

ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства»

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

  • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
  • внеурочная деятельность».

Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения определенного спектра жизнедеятельности образовательного учреждения, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций.

Вместе с тем научный смысл и содержание этого понятия в разные эпохи менялись в зависимости от приоритетов, мировоззренческих установок организаторов системы образования, которые в свою очередь формировались под влиянием идеологических и культурных потребностей общества. Изначально в теории и практике отечественного образования доминировали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», которые трактовались в энциклопедических и справочных изданиях как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

В педагогических словарях и энциклопедиях, в исследованиях ученых-педагогов 1920–1970-х годов чаще всего встречался термин «внеклассная работа». Она рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха.

Внеклассная работа — это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.

В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа». Её основными задачами называются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении.

Ряд российских исследователей (И.Я. Лернер, Л.М. Румянцев и др.) придерживались термина «внеклассная деятельность» и рассматривали её как неотъемлемую составную часть единого целостного педагогического процесса, который представляет собой относительно закрытую воспитательную систему, основанную на единой целенаправленной, длительно действующей программе организации и развития школьного коллектива. По мнению этих авторов, в отличие от урочной деятельности внеклассная деятельность в силу своих сущностных особенностей не является обязательной, является формой целенаправленной организации свободного времени учащихся.

Традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в массовой школе складывался из уроков как обязательной его части и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями. Во внеурочной работе это были специально организуемые, руководимые педагогами-организаторами или учителями, организаторами воспитательной работы:

1. самостоятельные учебные занятия (как часть учебной деятельности), соединяющие выполнение текущих домашних заданий и факультативные занятия;
2. занятия по подготовке к самостоятельному чтению, письму, подготовке докладов и т.п.;
3. занятия творчеством в разных кружках, самодеятельных коллективах, агитбригадах, детским и юношеским спортом, туризмом;
4. работа в школьных трудовых бригадах, кооперативах и в других трудовых объединениях, работающих по заказам предприятий (и многие другие);
5. клубы и другие любительские объединения;
6. школьные и внешкольные праздники, фестивали, соревнования и т.п.

Отдельными формами внеурочной, внеклассной работы стали «организация продленного дня» и «самоуправление учащихся». Какова бы ни была форма, одной из общих обязанностей для педагогов и воспитателей была организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности.

Однако с 80-х годов прошлого столетия стало меняться содержание внеклассной деятельности, начался активный поиск новых подходов к ее организации, что привело не только смене терминов, сколько к ориентации на личность ребенка, на развитие его творческой активности. Эта тенденция получила развитие с введением ФГОС начального и основного общего образования и институализацией внеурочной деятельности как значимого направления деятельности образовательного учреждения.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6) образовательный стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового элемента — внеурочной деятельности. При этом, «союз» учебной и внеурочной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся, которая является составной частью примерных образовательных программ образовательного учреждения для начальной и средней школы.

Разработка и логика построения этой программы в образовательных учреждениях конкретизируются, концептуально и методически организуются на каждой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Фактически она включает в себя три преемственные подпрограммы воспитания и социализации школьников, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.

Стандарт, а соответственно и Программа воспитания и социализации, реализуют основные ценностные ориентиры, к которым относятся: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства. Эта система ценностей, представленная в Фундаментальном ядре содержания общего образования, должна быть реализована как через урочную, так и внеурочную деятельность.

Особое внимание в Программе уделяется духовно-нравственному развитию, которая опирается на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Данная программа представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, развития способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов. Духовно-нравственное развитие личности в границах общеобразовательной программы осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия ребенком ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, неотъемлемым компонентом которой является определенная система конфессиональных ценностей; российской нации; всего человечества.

Таким образом, Программа воспитания и социализации представляет собой интегрирующий документ, охватывающий осуществление духовно-нравственного развития и расширения ценностей, социально-нормативной сферы обучающихся в рамках отдельных учебных дисциплин, курсов, относящимся к инвариантной, вариативной частям учебного плана и во внеурочной деятельности. При этом как учебные программы, так и программы внеурочной деятельности должны включать в себя: описание ценностей, которые могут быть усвоены обучающимися в процессе образовательной (учебной) и внеурочной деятельности; характеристику основных компонентов содержания (предметного, межпредметного), форм учебной и внеурочной деятельности, раскрывающих данные ценности.

Согласно ФГОС, современное образовательное учреждение несет ответственность за результаты освоения основной образовательной программы учащимися, за формирование структуры этой программы и все необходимые условия ее реализации. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учреждение должно предусмотреть время, как на учебные курсы и их увеличение, так и на внеурочную деятельность, найдя оптимальные формы их организации в образовательном процессе, способ чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.

В материалах сопровождения ФГОС (в частности в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения) констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

В соответствии с приказом Минобрнауки № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», место внеурочной деятельности в образовательном процессе школы было скорректировано.

Отмечается также, что реализация основной образовательной программы начального общего и основного общего образования осуществляется самим образовательным учреждением, а при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта как в учебное время, так и в период каникул для организации отдыха детей и их оздоровления.

Читайте так же:  Трудовой кодекс рфотпуск без сохранения заработной платы

Можно заметить, что ФГОС не исключает дополнительное образование детей из контекста образования, но переносит его в положение ресурса, возможность использования (или не использования!) которого определяет каждая школа самостоятельно. Сторонники такого подхода не видят принципиальной разницы между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, полагая, что речь идет лишь о смене терминов. Но с этим трудно согласиться.

Необходимость «разведения» внеурочной деятельности и дополнительного образования детей связано с тем, что, имея много общего, эти две сферы обладают и значительными различиями.

Общими характеристиками внеурочной деятельности и дополнительного образования являются:

  • время реализации — вне или после обязательных учебных занятий и основных учебных программ;
  • формы организации (кружки, секции, клубы) и виды деятельности (художественная, спортивная, досуговая и др.);
  • связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

Характеристиками, различающими внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование являются:

1. основная организационная «единица» — («модуль») внеурочной деятельности — класс или группа одноклассников (хотя внеурочная деятельность может быть также организована и на уровне параллели классов и на общешкольном уровне); «единица» дополнительного образования детей — творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов;

2. кадры — внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы (на уровне школы); занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (инженер, эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми;

3. научно-методической основой деятельности классных руководителей, воспитателей является план работы, а у педагогов дополнительного образования — образовательная программа с полным комплектом структурных частей и продуманных специальных процедур их оценки и утверждения;

4. весьма существенным различием является то, что внеурочная деятельность ориентирована на школьников (обучающихся), а дополнительное образование — на детей, что наиболее отчетливо демонстрирует принципиальную несхожесть данных сфер. В первом случае остается взаимодействие между учителем и учениками, а во втором — между педагогом (мастером, тренером) и ребенком;

5. принципиальным является и такое отличие: если дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ребенку (или ребенку совместно с родителями), то внеурочная деятельность в целом организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный ими план (на уровне класса или школы); в этом случае степень свободы у ребенка значительно меньше: ему трудно отказаться о тех дел, в которых участвуют его одноклассники.

Сказанное не означает стремления доказать большую значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. Более того, необходимо их гармоничное соединение с основным образованием. Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное пространство в школе, и что наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка — спортсмена, художника, актера и значительно расширить круг общения.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : 3 комментария

Уважаемая Елена. Спасибо за грамотную,лаконичную, последовательную статью. Я перевела её для себя в сравнительную таблицу и стало ещё более понятно не только для меня, но и моих коллег. Удачи Вам и профессионального роста. С уажением, А.И. Козелкова

Согласна с уважаемой Ксенией!
И мне как педагогу-организатору в СПО интересно было прочесть такую актуальную статью, хоть и не совсем профильную по моей специфике работы. Мы, действительно, нуждаемся в таких компетентных статьях!
Сбиваюсь с ног в поисках новых и подробных публикациях и рекомендациях по разработке и внедрению новых образовательных и досуговых программ для работы с молодёжью в СПО.

С интересом прочла статью Е.Евладовой о внеурочной деятельности. Автор помогла разобраться в терминах :внеурочная деятельность и школьное дополнительное образование. Сейчас это актуально, ведь в школе надо создавать программы по различным видам творчества, социальной деятельности. До сих пор мне, как учителю и классному руководителю, не приходилось это делать. На эту тему надо больше публикаций. Спасибо!

Фгос начального общего образования требования к внеурочной деятельности

Уважаемые родители, педагоги, учащиеся!

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Подробнее узнать о ФГОС НОО можно на этой странице нашего сайта.

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Каковы особенности ФГОС начального общего образования?

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Что изучается с использованием ИКТ?

Что такое информационно-образовательная среда?

Что такое внеурочная деятельность, каковы её особенности?

Что такое Федеральный государственный стандарт

начального общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Каковы особенности ФГОС начального общего образования?

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования — основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый ФГОС начального общего образования вводится в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать:
— единство образовательного пространства Российской Федерации;
— преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Структура стандартов включает три группы требований:

— к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
— к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
— к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к структуре основной образовательной программы

начального общего образования


С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя следующие разделы:
— пояснительную записку;
— планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
— базисный учебный план образовательного учреждения;
— программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
— рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;
— программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
— программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
— программу коррекционной работы;
— систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Читайте так же:  Договор о поступлении в детский сад

Требования к условиям реализации основной образовательной программы

начального общего образования

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
— обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
— гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
— комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Реализация современных требований потребует от учителя начальной школы особого профессионализма: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен овладеть командной, совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр.

Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий — проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий. Указанные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации.

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

Стандарт выдвигает три группы требований: Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

— личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

— метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

— предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка г.о.Жуковский

Организация внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Вопрос

Ответ

Что понимается под внеурочной деятельностью?

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Какова основная цель внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Каковы основные задачи внеурочной деятельности?

Задачи внеурочной деятельности:

— обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

— оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

— улучшить условия для развития ребенка;

— учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

Какие нормативные документы регламентируют организацию внеурочной деятельности?

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
  • Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
  • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
Читайте так же:  Требования здоровья для пилотов гражданской авиации

Какие локальные акты ОУ обеспечивают реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО?

1. Устав образовательного учреждения.

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

3. Договор образовательного учреждения с родителями (законными

4. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).

5. Положение о группе продленного дня.

6. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.

7. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).

8. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.

9. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

10. Положение о публичном отчете.

Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:

11. Положение об учебном кабинете.

12. Положение о библиотеке.

Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Все ли обучающиеся должны посещать все занятия внеурочной деятельности?

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

Какова наполняемость групп ?

Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.».

Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности?

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию;

Какие существуют модели внеурочной деятельности?

Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

модель «школы полного дня»;

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних

ресурсов образовательного учреждения);

инновационно-образовательная модель.

Какие условия организации внеурочной деятельности должны учитываться в ОУ?

Научно-методическое обеспечение (Методический совет, ШМО, ПДС и т.д.)

Материально-техническое обеспечение (оснащенность учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т.д.)

Информационное обеспечение (наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет)

Внешние связи и партнерство (сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта, родителями)

Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС НОО?

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития

личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,

социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Какие существуют виды внеурочной деятельности?

Виды внеурочной деятельности :

  • Познавательная
  • Игровая
  • Трудовая (производственная) деятельность
  • Досугово-развлекательная деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
  • Проблемно-ценностное общение

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,

диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,

общественно полезные практики и других.

Аудиторных занятий не должно быть более 50%

Кто определяет формы организации внеурочной деятельности?

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом

образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Каковы основные результаты внеурочной деятельности?

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Каковы основные методы диагностики эффективности внеурочной деятельности?

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Объекты диагностики: личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога

Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование

Каковы требования к разработке рабочих программ внеурочной деятельности?

Рабочие программы по внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844).

Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ по внеурочной деятельности.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации внеурочной деятельности.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (детского объединения), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы:

— требования к уровню подготовки обучающихся;

— содержание рабочей программы;

— учебно-методические средства обучения.

Примечание: Законом Российской Федерации «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Данная структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.

Как производится учет занятости учащихся внеурочной деятельностью

Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения занятия, содержание. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

Еще статьи:

  • Займ под залог земли ижс Тел.: +7 (963) 641-85-85 Кредит под залог участка земли.Московская область Денежный заем под залог земельного участка ИЖС в Подмосковье Кредит под залог земли в Москве и Московской области Наиболее удобный способ получить в кредит крупную сумму денег для владельцев земельной […]
  • Для чего нужно ходатайство с работы Ходатайство с места работы Описанные причины не регулируются законодательно, поэтому можно сказать, что документ этот имеет условный характер. Его задача — убедить должностное лицо какого-либо учреждения в положительном поведении и характере человека, являющегося «главным героем» […]
  • Госпошлина за подачу на алименты в рб Госпошлина алименты Подборка наиболее важных документов по запросу Госпошлина алименты (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Госпошлина алименты Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Госпошлина алименты Документ доступен: в […]
  • Льготная пенсия для служащи Порядок и условия назначения пенсии госслужащим Социальная защита посредством предоставления пенсионного пособия гарантирована всем труженикам РФ без исключения. При этом, учитывая, что некоторые категории сотрудников заняты в специфических отраслях, имеющих особенности труда, связанных […]
  • Полис осаго рассчитать макс Калькулятор ОСАГО МАКС Калькулятор ОСАГО МАКС разработан для того, чтобы вы могли определить стоимость вашего полиса, прежде чем связываться со страховым агентом. Компания МАКС предлагает своим клиентам: Упрощенное оформление ДТП На основание ФЗ №40 с 1/3 - 2009 г. оформить ДТП можно и […]
  • Нпф лукойл гарант заявление Копии заявлений и образцы заполнения договоров и бланков Конечно же, чтобы оформить накопительную пенсию в НПФ Лукойл Гарант, необходимо подготовить заранее все документы, заполнить бланки, заявления и договора. Скачать необходимые бланки и договора, а также посмотреть образцы […]