Фискальные полномочия это

ФНС: функции и полномочия

ФНС (расшифровка – Федеральная налоговая служба) – это федеральный орган исполнительной власти. К функциям ФНС относятся (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506):

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • контроль и надзор за производством и оборотом табачной продукции;
  • контроль и надзор за применением ККТ;
  • функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

О полномочиях ФНС расскажем в нашей консультации.

На 2017-2021 гг. Службой (ФНС) разработана Стратегическая карта ведомства, включающая в себя цели, задачи и необходимые мероприятия для их достижения.

К задачам ФНС на ближайшие 5 лет отнесены, в частности, следующие:

  • противодействие уклонению от уплаты налогов и страховых взносов;
  • обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами и развитие системы досудебного урегулирования споров;
  • сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности (отчетности по страховым взносам) налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов);
  • расширение спектра сервисных услуг и повышение качества обслуживания;
  • совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи;
  • сближение налогового и бухгалтерского учетов;
  • развитие информационной открытости.

Полномочия налоговых органов – это совокупность их прав и обязанностей, предусмотренных ст.ст. 31-32 НК РФ. Полномочия ФНС представлены в разделе II Положения о ФНС (утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506), где указаны, в частности, следующие полномочия ФНС:

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК и иными федеральными законами. Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (налогового преступления), обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Каждому уровню административно-территориального деления РФ соответствуют определенные звенья системы налоговых органов: — на федеральном уровне — Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России), которому подчинены:

— Межрегиональные инспекции МНС по федеральным округам;

— специализированные межрегиональные инспекции МНС;

— организации в ведении МНС;

— управления МНС по субъектам РФ; — на региональном уровне (уровне субъектов РФ) — управления МНС России по субъектам РФ, которым подчинены:

— инспекции МНС межрайонного уровня;

— налоговые органы местного уровня; — на местном уровне (уровне муниципальных образований внутри субъектов РФ):

— инспекции МНС России по районам в городах;

— инспекции МНС по районам;

— инспекции МНС по городам без районного деления. Налоговые органы на региональном и муниципальном уровнях являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое «НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ» в других словарях:

Налоговые органы — (англ. tax bodies) по законодательству РФ о налогах и сборах Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) и его подразделения (ст. 30 НК РФ*). В случаях, предусмотренных НК РФ … Энциклопедия права

Налоговые органы — налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. В случаях, предусмотренных НК России, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ — по законодательству РФ Государственная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные подразделения в РФ … Юридический словарь

налоговые органы — по законодательству РФ Государственная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные подразделения в РФ. * * * (англ. tax bodies) по законодательству РФ о налогах и сборах Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) и его… … Большой юридический словарь

Налоговые органы — 1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации… … Официальная терминология

Налоговые органы — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации (ст. 9 НК РФ) … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Налоговые органы — это единая централизованная система органов, возглавляемых Федеральной налоговой службой РФ, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджетную систему. Федеральная… … Большой юридический словарь

Налоговые органы Российской Федерации — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в субъектах РФ; и (в оговоренных случаях) таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. См. также: Государственная налоговая служба Финансовый словарь… … Финансовый словарь

Документы, представляемые в налоговые органы в целях освобождения от налогообложения НДС товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации — ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ В ЦЕЛЯХ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), РЕАЛИЗУЕМЫХ В РАМКАХ ОКАЗАНИЯ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: контракт (копии контракта) налогоплательщика с… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Налоговые документы — налоговые декларации (расчеты) и иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, а также бухгалтерская отчетность, представленные налогоплательщиками в налоговые органы Российской Федерации. Источник: Приказ ФНС… … Официальная терминология

Органы фискального контроля. Статьи по предмету Финансовое право

ОРГАНЫ ФИСКАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

А.В. ЩЕПОТЬЕВ, А.Б. РОЖОК

Практически во всех странах имеются субъекты, которые стремятся снизить налоговую нагрузку путем искажения данных отчетности и неуплаты налогов (сборов), и нередко в деятельности налогоплательщиков возникают ошибки, приводящие к занижению налоговых платежей. Именно для этого существуют соответствующие органы, выполняющие фискальные функции, осуществляющие налоговый контроль.

Основным налоговым органом, осуществляющим налоговый контроль, является Федеральная налоговая служба, однако в соответствии с п. 4 ст. 30 НК РФ налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Фискальная функция подразумевает сбор, получение денежных средств в пользу государства, в государственный бюджет [1]. Такими полномочиями наделены и другие государственные органы при осуществлении своей прямой деятельности в порядке взаимодействия. Рассмотрим такие органы подробнее.

Служба судебных приставов

Основной задачей службы судебных приставов (далее — ССП) является обеспечение исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц [2]. В связи с этим ССП осуществляет взаимодействие с множеством органов, осуществляющих контроль. Налоговый контроль ССП осуществляет, взаимодействуя с Федеральной налоговой службой (налоговый орган).
Налоговый орган, вынесший постановление о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента — организации) в соответствии с п. 2.2 Приказа МНС России N ВГ-3-10/265 и Минюста России N 215 от 25 июля 2000 г. «Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов», направляет его в службу судебных приставов сопроводительным письмом.
Судебные приставы-исполнители обращают взыскание на имущество должника, которое состоит из ареста (описи) имущества, его изъятия и принудительной реализации.
Арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях — одновременно с его вручением.
При принятии решения о наложении ареста на имущество должника судебный пристав-исполнитель не позднее трех дней до даты наложения ареста уведомляет налоговый орган, направивший постановление о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента — организации), о предстоящем аресте имущества должника.
Далее происходит реализация арестованного имущества должника.
Судебный пристав-исполнитель в 7-дневный срок со дня поступления взысканных денежных сумм на депозитный счет подразделения службы судебных приставов перечисляет необходимые суммы, полученные в ходе исполнения постановления налогового органа, на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, указанные в расшифровке задолженности налогоплательщика в разрезе налогов (сборов), пеней, с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации, направленной налоговым органом вместе с постановлением о взыскании налога .
———————————
Приказ Минюста России N 289, МНС России N БГ-3-29/619 от 13 ноября 2003 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации».

Федеральное агентство связи

Организации, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность в сфере оказания услуг связи (операторы связи) в сети связи общего пользования, обязаны производить отчисления в резерв универсального обслуживания (фонд универсального обслуживания).
Оператор связи — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Следует отметить, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством РФ.
Оператор универсального обслуживания — оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого в порядке, предусмотренном комментируемым Законом, возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи.
Сеть связи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, в том числе сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания [3].
Средства этого резерва универсального обслуживания формируются и расходуются исключительно на цели, предусмотренные ст. 59 Закона о связи, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи, а именно Федеральным агентством связи, которое является главным распорядителем перечисленных операторами связи денежных средств [4].
Статьей 60 Закона о связи установлено, что базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
Оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания .
———————————
Приказ Минкомсвязи России от 16 сентября 2008 г. N 41 «Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (ред. от 4 мая 2010 г.).

Читайте так же:  Гражданско-правовой договор страхования образец

Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2%.
Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая процентная доля доходов.
Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
В случае если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) .
———————————
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (ред. от 29 июня 2010 г.).

Данный платеж не содержится в перечне налогов и сборов, однако поступает в доход федерального бюджета. В связи с этим Федеральное агентство связи, которое является федеральным органом исполнительной власти в области связи и осуществляет контроль обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, можно отнести к органам, осуществляющим фискальную функцию.

Юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляют платежи за вредное воздействие на окружающую природную среду: за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр и почвы; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду .
———————————
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 27 декабря 2009 г.).

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации .
———————————
Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (ред. от 14 июня 2001 г., с изм. от 14 мая 2009 г.).

Статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб., на юридические лица — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. .
———————————
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.) (ред. от 27 июля 2010 г.).

Федеральная налоговая служба Российской Федерации и орган Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды осуществляют взаимодействие, по которому территориальные природоохранные органы:
осуществляют совместно с инспекциями контроль за своевременностью и правильностью перечисления предприятиями платы за загрязнение окружающей среды в экологические фонды и в федеральный бюджет Российской Федерации;
информируют инспекции о согласовании объемов платежей, зачисленных в счет освоенных предприятием средств на выполнение природоохранных мероприятий, после проведения установленных законодательством отчислений в федеральный бюджет и Федеральный экологический фонд Российской Федерации;
сообщают инспекциям обо всех выявленных случаях представления предприятиями недостоверных сведений о фактических объемах сбросов, выбросов, размещении отходов загрязняющих веществ;
направляют в инспекции информацию о выявленных случаях нецелевого использования средств экологических фондов;
сообщают инспекциям о предприятиях и организациях, которым выданы свидетельства об отсутствии у них выбросов, сбросов загрязняющих веществ и других видов вредного воздействия на окружающую среду;
оказывают в пределах своей компетенции содействие инспекциям по другим вопросам их деятельности.
Территориальные налоговые инспекции:
предоставляют территориальным природоохранным органам возможность пользоваться информацией (за исключением сведений, не подлежащих разглашению в соответствии с действующим законодательством) о предприятиях, систематически нарушающих порядок внесения обязательных платежей за загрязнение окружающей среды;
осуществляют контроль за правильным и своевременным исчислением и поступлением платежей в экологические фонды, включая Федеральный экологический фонд Российской Федерации, консолидированных в бюджет, с привлечением в необходимых случаях территориальных природоохранных органов. При обнаружении фактов несвоевременного перечисления платежей в экологические фонды или их неуплаты сообщают об этом в органы охраны природы;
оказывают в пределах своей компетенции содействие органам Госкомэкологии России по другим вопросам их деятельности.
Государственные налоговые инспекции и территориальные органы Госкомэкологии России могут составлять дополнительные соглашения, регламентирующие их совместную деятельность и не противоречащие настоящему порядку и действующему законодательству .
———————————
Приказ Госкомэкологии России от 4 февраля 1998 г. N 64, Госналогслужбы России от 5 февраля 1998 г. N АП-3-04/19 «Об усилении взаимодействия государственных налоговых органов и государственных природоохранных органов».

Контроль за своевременностью и правильностью перечисления предприятиями платы за загрязнение окружающей среды в экологические фонды и в федеральный бюджет Российской Федерации ведется налоговыми органами с территориальными природоохранными органами, а именно с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Ростехнадзор наделен полномочиями администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду. Вопросами контроля правильности исчисления экологического платежа, полноты и своевременности его уплаты, возврата переплаты, ошибочно перечисленной суммы, начисления штрафов и пеней ведает Ростехнадзор [5].

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий .
———————————
Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ред. от 5 апреля 2010 г.).

Между Счетной палатой РФ и Федеральной налоговой службой заключено Соглашение, по которому Счетная палата РФ при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов и сборов, иных нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, требующих принятия по ним мер со стороны Федеральной налоговой службы в соответствии с ее полномочиями, направляет в Федеральную налоговую службу материалы по итогам контрольных мероприятий;
материалы по итогам контрольных мероприятий Счетной палаты РФ, направляемые в Федеральную налоговую службу, должны содержать информацию о фактах нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с оценкой выявленного ущерба, возражениях руководителей и (или) иных ответственных должностных лиц проверенных предприятий, организаций и учреждений по актам проверок;
при необходимости в Федеральную налоговую службу направляются копии документов по результатам контрольных мероприятий (отчетов, актов проверок с возражениями и замечаниями по ним руководителей и (или) других ответственных должностных лиц проверенных предприятий, организаций и учреждений, первичных документов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах);
сообщение о выявленных фактах нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может быть направлено без приложения отчета, если на момент направления сообщения контрольное мероприятие не было завершено, при этом требуется принятие безотлагательных мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
направленные Счетной палатой РФ материалы рассматриваются, и о принятом решении Федеральная налоговая служба уведомляет Счетную палату РФ не позднее месяца со дня их получения;
о результатах проверок, проведенных налоговыми органами по материалам Счетной палаты РФ, Федеральная налоговая служба информирует Счетную палату РФ в месячный срок после их завершения .
———————————
Письмо ФНС России от 19 апреля 2006 г. N ШС-6-12/[email protected] «О направлении Соглашения между Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной налоговой службой».

Читайте так же:  Служебная записка на выходные дни

Таким образом, организации, использующие средства федерального бюджета, подпадают под налоговый контроль и со стороны Счетной палаты, которая при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов и сборов направляет в Федеральную налоговую службу информацию, подтверждающую данный факт.

Кредитные организации (банки) помимо систематических проверок соблюдения предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций , в том числе соблюдения лимита остатка кассы (вместе со сроком сдачи выручки) [6], осуществляют контроль согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 17 июля 2009 г.).
———————————
Письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. N 18 «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» (ред. от 26 февраля 1996 г.).

Кредитная организация обязана представить в уполномоченный орган сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма .
———————————
Положение о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. ЦБ РФ 20 декабря 2002 г. N 207-П) (ред. от 17 августа 2004 г., с изм. от 29 августа 2008 г.).

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитные организации выдают справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений, а также справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации, Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве .
———————————
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 23 июля 2010 г.).

Таким образом, кредитные организации не только осуществляют контроль за денежными средствами клиентов, но и содействуют органам, осуществляющим фискальные функции налогового контроля.
В свою очередь, банковский надзор осуществляет Банк России. Он не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций (кроме случаев, предусмотренных законодательством). Регулирующие и надзорные функции Банка России выполняются через постоянно действующий орган — Комитет банковского надзора. Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности. Банковский надзор — постоянный контроль со стороны государственных органов за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по ней. Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России может запрашивать и получать нужную информацию у федеральных органов исполнительной власти, у юридических лиц.
Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, применяет санкции в отношении нарушителей. Он может отозвать у кредитной организации лицензию на выполнение банковских операций [7].
Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности. Согласно статистическим данным количество действующих банков в России продолжает сокращаться [8].
Налоговым органам предоставляется право контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России .
———————————
Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 17 июля 2009 г.).

Контроль того, как кредитные организации проводят платежи в бюджет — свои и своих клиентов, — одна из задач налоговых органов. Для сбора и обобщения такой информации они используют электронную систему проведения мониторинга, по результатам которого выбираются кредитные организации, где будут проводиться налоговые проверки. Формируются планы-графики плановых проверок, но при выявлении многочисленных нарушений для банка могут быть назначены внеплановые мероприятия налогового контроля. Органы ФНС России собирают и анализируют всю информацию — и ту, что имеется в информационных ресурсах налоговых органов, и полученную из Банка России, Федерального казначейства и других внешних источников. Банк России регулярно направляет в органы ФНС России сведения о состоянии российских банков, в том числе о приостановлении операций по перечислению платежей в бюджет и возникновении картотеки неоплаченных бюджетных платежей. Информация собирается также в ходе проводимой налоговыми органами контрольной работы [9].

Иные органы и учреждения,
способствующие налоговому контролю

Помимо вышеприведенных органов фискального контроля, за отдельными органами и организациями законодательно закреплены функции, связанные с фискальным контролем в налоговой деятельности. Например, в ст. 85 «Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц» НК РФ приведен перечень органов, учреждений, организаций и должностных лиц, которые обязаны содействовать налоговому контролю, т.е. наделены определенными фискальными полномочиями. В качестве примера можно привести: органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности; адвокатские палаты субъектов Российской Федерации; органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти); органы опеки и попечительства и др.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что при большом количестве органов, осуществляющих фискальные функции налогового контроля, главным контролирующим органом в сфере налогов и сборов является Федеральная налоговая служба РФ.
Перечисленные органы, осуществляющие функции налогового контроля, для налогоплательщиков далеко не исчерпывающие. Многочисленные проверки контролирующих органов, безусловно, «кошмарят бизнес». Так, только на федеральном уровне в системе исполнительной власти действуют 28 различных органов, имеющих полномочия в сфере контроля и надзора. Каждый год они проводят более миллиона контрольных мероприятий, нередко дублируя друг друга и сталкиваясь на одной и той же «поляне» [10].
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Бюджетном послании Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. «О бюджетной политике в 2010 — 2012 годах» отметил, что бизнес должен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать — умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться.

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
2. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / Под ред. Е.Н. Сидоренко. М.: Статут, 1999.
3. Терещенко Л.К. Комментарий к Федеральному закону «О связи» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005.
4. Плюсы и минусы универсального обслуживания // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. 2006. N 6.
5. Плата за негативное воздействие на окружающую среду // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. 2006. N 7.
6. Банк на страже кассовой дисциплины (как банки проверяют кассовые документы организаций и что будет за нарушения) // Главная книга. 2010. N 17.
7. Классификация видов финансового контроля // Современный бухучет. 2009. N 2.
8. Марьян Г.В., Неретин М.С. Акты контрольно-надзорной деятельности в банковской системе // Административное и муниципальное право. 2009. N 10.
9. Камалиев Т., Андреев А., Еремин М. Налоговые проверки банков — крупнейших налогоплательщиков // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2010. N 6.
10. Степашин С. Аудит государственного масштаба // Российская газета. 2009. N 4827.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

ККТ-проверки: новые полномочия ФНС

С появлением требований по использованию онлайн-касс у налоговых органов появились новые полномочия в части проведения кассовых проверок. Так, например, теперь к их компетенции относится контрольная закупка. Об этих и других «проверочных» новшествах 54-ФЗ журналу Главкнига рассказала Юлия Куковская, Управление оперативного контроля ФНС РФ.

Юлия Александровна, в Законе № 54-ФЗ появились новые формы кассовых проверок. Поясните, пожалуйста, вкратце, что они из себя представляют.

Читайте так же:  Осаго на лада приора

— Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ происходит в следующих формах: мониторинг, удаленная проверка, наблюдение, контрольная закупка, проверка полноты учета выручки.

Мониторинг — это проведение контроля за расчетами через онлайн-ККТ с помощью автоматизированной информационной системы ФНС, анализ поступающих фискальных данных.

Удаленная проверка — это проверка применения ККТ, полноты учета выручки в организациях (у ИП), проверка деятельности операторов фискальных данных по месту нахождения налоговых органов на основе имеющейся информации, а также запрос необходимых пояснений, справок, сведений и документов.

Наблюдение — визуальный контроль проверяющих за применением ККТ при продаже товаров (оказании услуг, проведении работ) покупателям (клиентам) с привлечением свидетелей, понятых.

Контрольная закупка — проводится для проверки оформления и/или выдачи (направления) кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих оплату. Закупку проводят путем приобретения товаров (работ, услуг), их оплаты, совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных и/или электронных денег.

Получается, что проверка полноты учета выручки — это только удаленная проверка?

— Не обязательно. Полнота учета выручки может проверяться и по месту нахождения организации (ИП), и удаленно — по месту нахождения налоговых органов (на основании имеющихся документов, сведений, информации, данных).

От чего зависит, придет ли инспектор в офис организации или проверка будет происходить в инспекции?

— В большинстве случаев это зависит от вменяемого нарушения и наличия доказательственной базы. Приведу пример: неприменение ККТ и отсутствие в кассовом чеке обязательного реквизита. В первом случае для доказывания нарушения требуется провести контрольную закупку либо привлечь свидетеля или понятых. А это возможно только при проверке на месте совершения правонарушения. Во втором случае проверка может быть проведена как в ИФНС (ведь при использовании онлайн-кассы неправильный чек имеется в распоряжении налогового органа), так и на территории пользователя ККТ (в большинстве случаев при применении ККТ в автономном режиме).

Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен происходить через кабинет ККТ. А если кассовая проверка проводится по месту нахождения компании (ИП), то как проверяющие должны запрашивать кассовые документы? В какие сроки компании (ИП) обязаны представить эти документы (можно ли это сделать на следующий день)? Ведь для представления ответа через кабинет ККТ у пользователей есть 3 рабочих дня с момента поступления запроса.

— Указанная норма Закона № 54-ФЗ не распространяется на случай кассовой проверки по месту нахождения организации (ИП). Перечень случаев для документооборота через кабинет ККТ установлен Приказом ФНС от 29.05.2017 № ММВ-7-20/[email protected], в котором сказано, что информация и документы могут быть представлены не только через кабинет ККТ, но и на бумажном носителе.

Сроки и порядок запроса налоговым органом документов (информации), а также сроки и порядок представления налогоплательщиками документов (информации) устанавливаются административным регламентом, который сейчас находится в процессе разработки.

Могут ли налоговики проконтролировать применение ККТ, а также проверить кассовые документы при проведении обычной выездной налоговой проверки?

— Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Тогда как применение ККТ не относится к налоговому законодательству. Поэтому проконтролировать применение ККТ в рамках выездной налоговой проверки налоговые органы не могут.

Вместе с тем это не означает, что при проведении выездной налоговой проверки не могут быть запрошены кассовые документы.

А могут ли при контрольной закупке, кроме выдачи чеков, проверить наличие кассовой книги и других кассовых документов?

— Да, могут проверить любые документы, относящиеся к кассовой дисциплине, в том числе КУДиР и др. Иных ограничений законодательством о применении ККТ не предусмотрено.

А как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

— Отбор претендентов для проведения кассовых проверок основан на риск-ориентированном подходе. То есть с помощью разработанных налоговыми органами алгоритмов происходит автоматический анализ поступающих в налоговые органы сведений, в том числе фискальных данных, сообщений (жалоб) от покупателей, информации от других органов госвласти и т. д.

При этом следует отметить, что в настоящее время в целях поэтапного перехода на онлайн-ККТ налоговыми органами проводится очень мало проверок, поскольку акцент с контрольного направления сместился на информационно-разъяснительный.

Может ли компания сама оценить риск проверки? Например, если данные через онлайн-ККТ поступают непостоянно — это повод для проверки?

— Риск проверки зависит от самих компаний (ИП) и их деятельности. К примеру, если организация периодически не пробивает и не выдает кассовые чеки покупателям, то высока вероятность того, что один из покупателей (клиентов) на это пожалуется. И в результате налоговый орган может инициировать проверку.

Что касается второго вопроса, то это не всегда повод для проверки. Например, развозная торговля часто ведется в местностях, где имеются перебои в работе Интернета. Поэтому характер деятельности также учитывается при риск-ориентированном подходе при отборе кандидатов для проверки.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с примечанием к ст. 14.5 КоАП компания (ИП) может быть освобождена от ответственности при соблюдении определенных условий.

Должны ли налоговые органы заранее ставить в известность компанию (ИП) о начале кассовой проверки?

— Нет, не должны. Это не предусмотрено законодательством РФ, в том числе Законом № 54-ФЗ. К примеру, на кассовую проверку не распространяется Закон о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля, где предусмотрено обязательное предупреждение о дате начала проверки не позднее чем за 3 рабочих дня.

Могут ли проводить проверку при отсутствии руководителя компании?

— Контрольная закупка (проверка полноты учета выручки) может проводиться как в присутствии, так при отсутствии руководителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя. Налоговый инспектор должен:
— ознакомить с поручением на проведение проверки того работника, который работает с наличными, и получить его подпись об ознакомлении;
— сделать в поручении (акте проверки, протоколе) отметку об отсутствии директора (ИП);
— само поручение (акт проверки, протокол) отправить в адрес организации (ИП) по почте.

Кстати, оспорить в суде штраф из-за того, что проверку начали в отсутствие директора (ИП), обычно не удается. Общий смысл судебных решений таков: достаточно, чтобы директор (ИП) или законный представитель был ознакомлен с актом проверки и присутствовал при подписании протокола либо был надлежащим образом извещен о месте и времени его подписания. Тогда права организаций (ИП) не нарушены, так как у них есть возможность представить свои объяснения и возражения.

Если же директор (ИП) присутствует, но отказывается ставить подпись в поручении, инспекторы должны в нем сделать отметку об этом.

Как часто могут проводиться кассовые проверки? Ограничена ли их периодичность законом?

— Никаких ограничений по частоте проведения проверок по соблюдению законодательства о применении ККТ не существует.

А продолжительность кассовой проверки также не ограничена?

— Регламенты проведения проверок № 132н и № 133н устанавливают следующие сроки:
— по проверкам ККТ — 5 рабочих дней с даты выписки поручения до дня составления акта по результатам проверки;
— по проверкам полноты учета выручки — 20 рабочих дней с даты предъявления поручения до дня составления акта по результатам проверки.

Однако оговорюсь, что эти регламенты составлены в соответствии со старым порядком применения ККТ и будут изменены в соответствии с новым порядком. А пока этого не произошло, следует руководствоваться вышеназванными сроками.

Какой период времени охватывает проверка?

— Год, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о применении ККТ составляет 1 год.

Если у организации есть несколько торговых точек, то в поручении на проверку должны быть перечислены все эти точки. Правомерно ли составление одного акта проверки по двум торговым точкам одного юрлица?

— Если у юрлица проверяются две торговые точки, расположенные по разным адресам, то должно быть два поручения на проверку, а значит, проводятся две проверки. И соответственно, по каждому адресу оформляется свой акт проверки.

Узнать больше о привлечении к административной ответственности за неприменение или нарушение в применении ККТ, а также о том, как оспаривать такое привлечение к ответственности по ст.14.5 КоАП РФ вы можете на вебинаре, который Мерката.Умная касса проводит 12 апреля 2018 года. Узнать больше о вебинаре и зарегистрироваться можно здесь. Участие бесплатное.

Подпись
Пресс-служба Меркаты

Еще статьи:

  • Земельный налог геленджик 2019 Земельный налог: изменения-2019 С 01.01.2019 в земельном налоге произойдут следующие изменения: В порядке перерасчета налога «физикам»: независимо от оснований перерасчет проводиться не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ). В […]
  • Пояснительная записка к камеральной проверке Пояснительная записка в налоговую Пояснительная записка в налоговую Похожие публикации По всем полученным налоговым декларациям и расчетам ИФНС проводит камеральную проверку, в ходе которой может запросить у налогоплательщика необходимые пояснения по предоставленной отчетности (п. 3 ст. […]
  • Таможенная пошлина на кукурузу кукуруза КОД ТН ВЭД Какие коды ТН ВЭД могут подходить под вашу продукцию (кукуруза) для импорта или экспорта. Как сэкономить при ввозе товара (кукуруза) При импорте правильно подобранный код ТН ВЭД кукуруза позволяет сэкономить 1 до 18% (не платя за пошлину). Какие разрешительные […]
  • Заявление о снятии ип с налоговой Как закрыть ИП самостоятельно в 2019 году: подробная пошаговая инструкция Данная пошаговая инструкция подробно описывает процедуру закрытия ИП. С ее помощью вы получите наиболее полное представление о том, как закрыть ИП в 2019 году, а также сэкономите свое время на поиск необходимой […]
  • Договор аренды квартиры нужно ли заверять нотариусом Нотариальное заверение договоров аренды Вы решили снять квартиру или арендовать помещение для осуществления предпринимательской деятельности? Считаете, что заключения соответствующего договора будет достаточно? Думаете, что документ, составленный в простой письменной форме, поможет Вам […]
  • Приказ на ежегодный отпуск на 28 дней Как оформить ежегодный отпуск – пошаговый алгоритм Каждый работник имеет право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, а отдельные категории работников также на дополнительные оплачиваемые отпуска. Процедура предоставления отпусков регулируется Трудовым кодексом РФ, а значит, […]