Государственная экспертиза сметной документации на текущий ремонт

Оглавление:

По какому виду расходов необходимо оплачивать работы по государственной экспертизе (проведение проверки достоверности определения сметной стоимости) документации (смет, проектных работ, составленных для проведения капитального ремонта объектов недвижимости)? Зависит ли от формулировки предмета договора применение КВР расходов (например, КВР 244 «Государственная экспертиза достоверности определения сметной стоимости», КВР 243 «Государственная экспертиза достоверности определения сметной стоимости в целях проведения капитального ремонта объекта»)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства по проектной документации могут быть отражены с применением элемента видов расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
Основным критерием для целей отнесения расходов к конкретной статье расходов является их целенаправленность, которая должна найти свое отражение в предмете и содержании заключаемого договора (контракта).

Обоснование вывода:
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться, прежде всего исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом контракта (договора). Перечень и правила применения кодов видов расходов для всех учреждений государственного сектора едины и приведены в пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н.
Понятие «сметная стоимость строительства» определено в п. 30 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ). Сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства — это сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
В соответствии с п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ смета является частью проектной документации. Более того, на основании изменений, внесенных в ГрК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ, смета является обязательным разделом проектной документации в случае, если финансирование работ осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ.
При этом нормами постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» установлена обязанность проведения проверки достоверности определения сметной стоимости в случаях, если капитальный ремонт объекта планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
В свою очередь, проектная документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта (ст. 51 ГрК РФ). Она представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 ГрК РФ). Другими словами, проектно-сметная документация неразрывно связана с процессом капитального ремонта.
В соответствии с нормами Указаний N 65н с применением элемента видов расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы РФ на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений по капитальному ремонту. Предоставление разъяснений по вопросам отнесения работ к капитальному ремонту (в части ремонта объектов недвижимости) относится к компетенции Минстроя России, за которым закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (смотрите п.п. 5.4.65, 6.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038).
Во избежание разногласий с контролирующими органами еще на этапе принятия решения о заключении договора (контракта) на оплату строительных работ необходимо корректно квалифицировать их в целях обоснованного применения того или иного вида расходов.
Расходы на проведение проверки достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства — это неотъемлемая часть расходов на капитальный ремонт, так как они являются обязательными в силу действующего законодательства. Поэтому, исходя из назначения, такие расходы могут быть отражены по коду видов расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
В свою очередь, по элементу 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» отражаются расходы бюджетов и учреждений на закупку товаров, работ, услуг, не отнесенные согласно Указаниям N 65н к иным элементам видов расходов. Соответственно, работы, которые не могут быть отнесены к капитальному ремонту (реконструкции), отражаются с применением кода видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в качестве расходов на текущий ремонт.
Отметим, что судебные органы придерживаются аналогичной точки зрения в отношении рассматриваемой ситуации (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2015 N Ф04-23315/15 по делу N А67-7469/2014, определение Верховного Суда РФ от 18.01.2016 N 304-КГ15-17603).
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что основным критерием для определения расходов при отнесении к конкретной статье расходов является их целенаправленность. При этом содержание договора (контракта) должно соответствовать цели и предмету заключаемого договора (контракта), расхождений в экономическом смысле быть не должно. Неоднозначное толкование данного документа может вызвать претензии со стороны проверяющих.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Подгруппа видов расходов 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Капитальный ремонт: Правительство определило виды и объемы работ

29 июня 2017 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 года № 712 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Новое постановление закрепляет порядок проведения проверки достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетной системы.

Куда вносятся изменения

Постановление вносит изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и от 18 мая 2009 года № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов», а также в положения, утвержденные этими постановлениями.

1. В связи с неоднозначным толкованием положений законодательства о градостроительной деятельности о соотношении работ, выполняемых в рамках проведения текущего и капитального ремонтов объектов капитального строительства, постановлением устанавливается конкретный перечень случаев с указанием характерных признаков работ, выполняемых при проведении капитального ремонта, на основании которых определяется необходимость проведения проверки достоверности определения сметной стоимости таких работ.
В действующей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствует понятие «текущего ремонта объектов», а понятие «капитальный ремонт» допускает выполнение ремонта отдельных строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением несущих строительных конструкций). В связи с этим при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства выполняются различные виды ремонтных работ, состав которых по содержанию не всегда относится к работам по капитальному ремонту.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 369-ФЗ закреплена необходимость проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, которые финансируются с привлечением средств бюджетной системы более чем на 50 процентов. Таким образом, возникла необходимость определить виды и объемы работ, в отношении которых будет проводиться такая проверка.

Читайте так же:  Приказ мчс 506 4112004

2. Уточняются основание и последовательность проведения процедур в случаях, когда проведение проверки достоверности определения сметной стоимости и экспертизы проектной документации объекта капитального строительства осуществляется одновременно. В том числе установлено, что проверка достоверности определения сметной стоимости проводится после подготовки положительного заключения экспертизы проектной документации.

3. Уточнен порядок представления заявления и документов для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости в случае одновременности проведения такой проверки и экспертизы проектной документации.

4. Также постановление вносит редакционное уточнение предмета проверки сметной стоимости.

5. Снято ограничение срока передачи полномочий органам государственной власти города Москвы по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверке достоверности определения сметной стоимости строительства.

Экспертиза сметной документации в строительстве: заказал — работай спокойно

Проведение экспертизы сметной документации может выявить неточность расчетов, завышение или занижение стоимости материалов и сроков проведения работ, нецелевые расходы и другие недостатки, искажающие конечную стоимость.

Стоимость проведения экспертизы может зависеть от объекта проверки, срочности, наличия определенных документов по строительному проекту.

Проведение экспертизы сметной документации лучше доверить независимому специалисту, чтобы минимизировать риск личной заинтересованности в деятельности компании.

Экспертиза сметы до начала строительства позволит оценить перспективы капиталовложения и минимизировать риски.

Перед прохождением государственной экспертизы можно воспользоваться услугами независимых аудиторов. Это позволит своевременно откорректировать ошибки в документации, снизить риск получения отрицательного заключения, а также сократить сроки проверки.

Ни для кого не секрет, сколько досудебных и судебных споров возникает между застройщиком (техническим заказчиком) и подрядчиком из-за разногласий в расчетах, а также к каким финансовым и временным издержкам приводит некорректно составленная смета. Заказчику строительства избежать подобных проблем и сэкономить деньги еще до начала реализации проекта помогает независимая экспертиза сметной документации. О целях этой процедуры, ее методах и правилах проведения, а также возможном экономическом эффекте, который дает обращение к профессиональным экспертам, — читайте в нашем обзоре.

В каких случаях нужна экспертиза сметной документации

Проектно-сметная документация представляет собой комплект документов в графической и текстовой формах, включающий расчеты необходимых затрат. Сметную документацию, разработанную на стадии «проектная документация» (ПД), т.е. без чертежей, называют объектным и локальным сметным расчетом. Если сметная документация подготовлена на базе рабочих чертежей, — на стадии «рабочая документация» (РД), — она носит название локальной и объектной сметы.

При выполнении работ возможна ситуация, что первоначальных инвестиций на реализацию проекта недостаточно. Это может указывать на то, что смета была составлена некорректно. В других случаях суммы могут быть намеренно преувеличены исполнителем в расчете на то, что заказчик не обладает специальными знаниями, не в состоянии провести анализ проектно-сметной документации и выявить недостоверные показатели. Завышенными могут оказаться затраты на транспорт, оплату труда, коэффициенты для пересчета текущих цен, другие накладные расходы. Все это приводит к финансовым потерям со стороны заказчика. Подобные ситуации нередко заканчиваются длительными судебными разбирательствами.

Поэтому проведение экспертизы проектной документации в строительстве — важный этап, который всегда предшествует началу строительных работ. Согласно Градостроительному кодексу РФ экспертизе подлежит документация на объекты капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки этой документации. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проект и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу. Для ряда объектов исследование не обязательно. Это частные жилые и многоквартирные дома, объекты с количеством этажей не больше двух, площадью не более 1500 м², а также некоторые другие здания и сооружения простых конструкций.

Негосударственную экспертизу проектно-сметной документации проводят для оценки экономической обоснованности проекта, социальной значимости планируемой постройки, степени соответствия нормам градостроительного регламента и т.д. Предмет проведения исследования оговаривается заранее и вносится в договор между заказчиком и аккредитованной организацией, которая будет проводить экспертизу.

Подготовленный отчет позволяет достоверно выяснить следующее:

  • являются ли представленные подрядчиком цены на строительно-монтажные работы и материалы завышенными или соответствуют рыночным;
  • действительно ли для данного объекта необходимо проведение всего комплекса работ, указанного подрядчиком в смете;
  • найдется ли применение технике, указанной в проекте, и в каких объемах;
  • насколько правомерно использование тех или иных коэффициентов;
  • верно ли выполнены расчеты;
  • правильно ли определены сроки;
  • не является ли итоговый объем финансирования завышенным;
  • насколько экономически привлекательным является проект;
  • соответствует ли проектная документация нормативным требованиям и др.

В ситуации, когда заказчик строительства обязан предоставить проектно-сметную документацию государственному эксперту, он вправе предварительно заказать проведение негосударственной экспертизы строительных смет. Она поможет исправить неточности в смете, повысить шанс быстрого прохождения государственной экспертизы и снизить риск возврата документов на доработку.

Исследование проектно-сметной документации можно разделить на два блока: экспертиза проектной документации и исследование сметы на строительство. Ошибки, допущенные при проектировании, могут обернуться невозможностью сдачи объекта в эксплуатацию, неточности и просчеты — неправильным выбором схемы финансирования и крупным перерасходам.

В корректности сметной документации заинтересованы, прежде всего, заказчик строительства или реконструкции либо инвестор, желающие избежать необоснованных и непредвиденных трат, реализовать экономически эффективный проект. Экспертиза может быть интересна и исполнителю, который желает получить полную и гарантированную оплату за выполненные работы. Грамотное проведение экспертизы сметной документации позволяет всем участникам строительства застраховать себя от угроз финансового и технического характера, которые могут возникнуть при реализации проекта.

Кто проводит экспертизу

Для проведения экспертизы негосударственным организациям необходима аккредитация, физическим лицам — аттестация. Претендовать на получение аттестата могут специалисты с высшим образованием и стажем работы в сфере подготовки проектной документации не менее 5 лет, обладающие расширенными знаниями в области градостроительной деятельности и технического регулирования в части проектирования, строительства и эксплуатации объектов. Полный перечень требований представлен в статье 49.1 ГрК РФ.

Статья 50 ГрК РФ содержит требования к юридическим лицам, претендующим на получение аккредитации. В штате такой организации должно быть не менее пяти аттестованных работников. Необходим разработанный регламент проведения экспертизы, официальный сайт в интернете и т.д. Наличие аккредитации подтверждает свидетельство, выданное соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

С 1 апреля 2012 года ГрК РФ установил юридическое и правовое равенство между экспертными заключениями государственной и негосударственной экспертизы проектной документации — за исключением тех объектов, для которых обязательна только государственная экспертиза. Застройщик или заказчик вправе выбрать для прохождения экспертизы проектно-сметной документации независимый экспертный центр или доверить оценку государственному (муниципальному) экспертному органу.

Критерии, объекты и методы экспертизы

Проведение экспертизы проектно-сметной документации в строительстве включает в себя следующие процедуры:

  • оценка соответствия характера и объема работ, указанных в смете, проекту;
  • оценка обоснованности стоимости заявленных работ среднерыночным показателям в период проведения строительства;
  • проверка необходимости проведения заявленных в смете работ;
  • сверка фактически выполненных работ с актами о приемке формы КС-2;
  • расчет объемов, оставшихся до окончания строительства;
  • расчет количества машин и ресурсов, которые необходимы для завершения работ;
  • пересчет итоговой стоимости возведения (реконструкции) объекта с учетом результатов экспертизы;
  • разработка рекомендаций по улучшению проектных и расчетных операций.

Перечень документов, который потребуется для проведения экспертизы:

  • документация по всем разделам проекта;
  • задание на проектирование;
  • технико-экономическое обоснование проекта;
  • отчет о результатах инженерных изысканий на участке под строительство;
  • генеральный план проекта, технологическая, электротехническая часть, автоматизация процесса и др.

От заявителя также может потребоваться документ, позволяющий ему действовать от имени инвестора, застройщика, технического заказчика. Экспертиза проводится на основе изучения представленных отчетов и планов.

Порядок проведения экспертизы сметной документации

Экспертиза сметной стоимости предполагает прохождение нескольких этапов:

  1. Оценка капитальных вложений. Объем капитальных вложений в строительство или реконструкцию рассчитывают путем анализа сметной стоимости проекта. В рамках капитальных вложений можно выделить несколько групп: строительно-монтажные работы, покупка производственного оборудования и пр.
  2. Анализ прямых затрат. Эта величина напрямую связана с объемом строительно-монтажных работ, указанных в сметной документации. Прямые затраты — это основная статья расходов на строительство. Сюда входят покупка материалов, оплата труда рабочих и специалистов, расходы на использование техники и т.п.
  3. Анализ накладных расходов. К этой группе относятся затраты на административно-хозяйственную деятельность строительного предприятия, организацию строительных работ, обеспечение условий для работы, косвенные расходы (уплата процентов по банковским кредитам, расходы на рекламу и т.п.).
Читайте так же:  Зимняя резина с 1 декабря 2019 обязательна штраф

Важный этап экспертизы — это определение себестоимости строительной продукции. Себестоимость указывает на эффективность строительного производства в целом, позволяет контролировать объемы текущих затрат на выполнение работ и оценивать результаты финансовой деятельности предприятия. Себестоимость может быть сметной (рассчитанной исходя из нормативов трудовых и материальных ресурсов и их стоимости) и фактической (все затраты на строительство, включая штрафы, пени и т.п.). Разница между сметной стоимостью и фактической — это реальная прибыль строительной организации.

Заключение эксперта

По итогам проведения экспертизы выдается заключение, оформленное в установленном порядке. Оно может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение клиент получает, если проектная документация соответствует строительным нормативам, а выявленные недочеты оперативно и полностью устранены (в срок, не превышающий период проведения экспертизы). В случае, если замечаний много и внести изменения в проект до завершения экспертных работ не представляется возможным, заказчику выдают отрицательное заключение.

Однако такой категоричности придерживаются, преимущественно, государственные организации. При проведении негосударственной экспертизы клиенту, как правило, предлагают заключить дополнительный договор о продлении срока исследования на то время, которое требуется для устранения недочетов. Отсутствие законодательных ограничений по срокам и ценам позволяет коммерческим организациям быть лояльными, предлагать клиентам максимально комфортные для них условия.

Длительность процедуры

Законодательством установлен стандартный срок прохождения экспертизы проектно-сметной документации — не более 30 дней. Государственные органы придерживаются именно такой схемы.

При обращении в негосударственную организацию через 7–10 дней после получения документов эксперт выставит замечания. Если неточности и ошибки оперативно устранены, уже через 15 дней клиент может получить готовое заключение. Также срок может быть сокращен при наличии в штате большого количества экспертов и при острой необходимости быстрого проведения исследования. Изменения возможны и в обратную сторону: при исследовании сметы на объект повышенной сложности или большом объеме работ продолжительность экспертизы может быть увеличена. Все особые условия прописываются в договоре и обговариваются с заказчиком перед подписанием документа.

Стоимость услуг экспертизы сметной документации

Для государственной экспертизы стоимость определяется алгоритмом, установленным в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы». Негосударственные организации устанавливают цену индивидуально. На ее величину влияют следующие факторы:

  • предмет исследования;
  • площадь будущего объекта;
  • уникальность строения и сложность;
  • стоимость проектно-изыскательских работ;
  • срочность составления экспертного заключения.

Следует отметить, что работа экспертов оплачивается вне зависимости от характера итогового заключения. На практике проведение негосударственной экспертизы проектно-сметной документации оказывается на 15–20% дешевле, чем запрашивают государственные органы.

Подводя итог, можно отметить, что негосударственная экспертиза обладает целым перечнем преимуществ. Частные центры более мобильны, лишены бюрократических барьеров и жесткой административной регламентации, ориентированы, прежде всего, на удобство клиента. Короче и сроки выполнения работ. Замечания по проектной документации эксперт выставляет по ходу всей экспертизы, в то время как госорган представляет отчет после завершения проверки, лишая заказчика права оперативно внести изменения. При негосударственной экспертизе с клиентом общается персональный менеджер. В государственной структуре любое разъяснение требует официального запроса.

Как выбрать экспертную организацию

Еще одна важная особенность негосударственных экспертных организаций — возможность повышать качество экспертизы проектов, привлекая к работе аттестованных экспертов высокого профессионального уровня, специалистов-практиков с большим опытом работы. Подробнее о том, как налажена работа в негосударственных экспертных центрах, рассказал директор департамента сопровождения строительства и проектов КСК групп Виктор Конкин:

«Услугами независимых экспертов в настоящее время предпочитает пользоваться все большее количество заказчиков. Клиенты ценят собственное время и предпочитают услышать, прежде всего, не итоговое мнение эксперта, а рекомендации по улучшению проектной документации, обоснованные замечания специалистов, являющихся профессионалами в своем деле. Эксперты КСК групп проводят полный анализ заявленных показателей и выявляют их достоверность. В большинстве случаев это позволяет сократить расходы на строительство еще до его начала. Мы устраняем ошибки в выборе коэффициентов, доказываем необоснованность установления подрядчиком слишком высоких цен на материалы, оспариваем сроки работ. Все процедуры проходят в соответствии с установленным порядком. По результатам экспертизы мы готовим заключение и помогаем клиенту корректно и быстро исправить выявленные в смете недочеты».

P.S. КСК групп — аудиторско-консалтинговая компания, работающая с частным бизнесом. Помимо строительного аудита, основными направлениями деятельности являются: юридический, налоговый и стратегический консалтинг, финансовый аудит, оценочная деятельность. В этих сегментах компания на протяжении нескольких лет удерживается в десятке лучших по России.

Тех­ни­чес­кая экс­пер­ти­за стро­и­тель­ных смет, ис­пол­ни­тель­ной и от­чет­ной до­ку­мен­та­ции, — суть стро­и­тель­но­го ауди­та. Это не фор­маль­ность, не­об­хо­ди­мая толь­ко кон­тро­ли­ру­ю­щим ор­га­нам. Бла­го­да­ря не­за­ви­си­мо­му стро­и­тель­но­му ауди­ту за­каз­чик мо­жет ре­шить за­да­чу вы­бо­ра бла­го­на­деж­но­го под­ряд­чи­ка, за­яв­ля­ю­ще­го спра­вед­ли­вые це­ны на свои услу­ги, из­бе­жать до­пол­ни­тель­ных фи­нан­со­вых и вре­мен­ных за­трат на пе­ре­дел­ку не­ка­чест­вен­но вы­пол­нен­ных ра­бот, а так­же опла­ты «фан­том­ных» услуг и ма­те­ри­а­лов, ко­то­рые ни­ког­да не бу­дут за­куп­ле­ны.

Экспертиза сметы на текущий ремонт (по 44 ФЗ)

От профессионализма и добросовестности людей, составляющих строительные сметы, зависит не только общая стоимость реализуемого проекта, но еще и то, насколько постройка будет безопасной. Именно поэтому, чтобы убедиться в качестве проектирования и обоснованности цены планируемых действий, многими заказывается экспертиза смет.

Зачем она нужна?

Вполне естественно, что доверять процедуру проверки сметы подрядчику, по сути, бессмысленно, так как сегодня, к сожалению, без труда можно натолкнуться на таких специалистов, которые не заинтересованы в правильном оформлении различных бумаг. Нередко случаются даже случаи мошенничества, когда застройщик старается искусственно растянуть сроки возведения какой-либо постройки, а также завышает реальную стоимость аренды техники и различных материалов. Случаются и простые человеческие ошибки, которые могут являться причиной невнимательности.

Именно поэтому, чтобы вам не пришлось из-за подобных вещей терять собственные деньги или получать некачественный объект, лучше всего, чтобы предварительно была проведена экспертиза сметы квалифицированными специалистами.

В чем ее преимущества?

На сегодняшний день такая услуга пользуется особенно широким распространением в случае проведения различных тендеров или каких-нибудь конкурсов, так как здесь риски связаны уже не с тем, что соискатель может пытаться завышать реальную стоимость объекта, а наоборот, с попытками ее занижения. Некоторые настолько стараются выиграть тендеры для получения крупных заказов, что предлагают построить объект за нереально малые суммы средств, а в итоге оказывается, что на самом деле у компании-победителя просто нет возможности реализовать первоначальный план. Бывает и так, что заказчиком не была проведена экспертиза смет, а исполнитель начинает экономить так, что в итоге конструкция имеет крайне низкое качество.

Помимо этого, услуга пользуется популярностью и у частных заказчиков, так как никто не хочет быть обманутым или страдать из-за чьих-то ошибок. При этом нередко такая проверка позволяет сэкономить средств больше, чем приходится тратить на ее проведение.

Что лучше выбрать?

В наше время экспертиза смет проводится государственными или частными структурами. В основном государство занимается такими процедурами только в том случае, если какой-то объект строится с привлечением бюджетных средств, а также если речь идет об обеспечении безопасности и обороны нашей страны. Помимо этого, государственная экспертиза смет может потребоваться и в том случае, если требуется проверка документации по каким-нибудь технически сложным или уникальным объектам. В общей сумме, можно привести около двадцати различных причин, по которым в проведении проверки сметы могут привлекаться услуги таких специалистов, но в любом случае их проводят только в процессе стадии планирования строительных работ, в то время как коммерческие структуры работают с объектами, находящимися на любых этапах строительства.

Если же говорить о непосредственных задачах, то государственная экспертиза сметы по 44-ФЗ требуется для того, чтобы определить степень безопасности проектируемой конструкции. За счет проведения такого мероприятия специалисты определяют, насколько будущая постройка соответствует действующим требованиям технического регламента. Негосударственная процедура проводится абсолютно независимыми компаниями, и в основном здесь может проводиться даже не экспертиза сметы по 44-Ф3, а стандартная проверка документов на предмет экономической обоснованности проекта и отдельных трат по нему.

Кто проводит такую работу?

В компаниях, которые достаточно давно ведут свою деятельность на данном рынке, проведением подобных проверок в основном занимаются профессиональные инженеры-сметчики, имеющие соответствующую квалификацию и многолетний стаж работы. В основном экспертиза строительных смет в малоэтажном строительстве или каком-нибудь другом осуществляется по специальной программе, которая предусматривает разделение сметной стоимости на несколько частей, включая стоимость материалов, затраты, необходимые для оплаты работы сотрудников, арендованной техники и еще множество других особенностей. После этого специалист тщательно проверяет все эти пункты на предмет возможного мошенничества или каких-то элементарных ошибок. В преимущественном большинстве случаев современными специалистами проводится экспертиза сметы в «ГРАНД-смете» и других аналогичных программах.

Читайте так же:  Размер пособия по опекунству ребенка

Как она проводится?

В основном процедура проверки является одинаковой для всех случаев.

В первую очередь устанавливается точный перечень задач, которые будет решать экспертиза сметы на текущий ремонт или строительство. После этого составляется определенный пакет документации, необходимой для проведения анализа, причем здесь важно передать специалистам максимально возможное количество документации, относящейся к возводимому объекту.

Далее определяется приблизительный срок работы, который будет непосредственно зависеть от общего количества предоставленной документации, а также масштабности реализуемого объекта. При этом сразу стоит отметить, что эти факторы также зачастую являются определяющими в уточнении стоимости проводимых работ, а их продолжительность всегда обсуждается предварительно со специалистом. В преимущественном большинстве случаев итоговая экспертиза сметы (пример/образец выше) проводится в срок от недели до двух месяцев, на протяжении которых аналитики занимаются подготовкой отчета о достоверности или недостоверности различных параметров в предоставленных документах.

Как обманывают заказчиков?

Перед проведением строительства компания занимается составлением различных сметных расчетов, то есть оценивает точную стоимость проводимых работ. В преимущественном большинстве случаев строительные организации в зависимости от поставленных целей стараются занижать или, наоборот, завышать стоимость различных материалов и работ, чтобы обеспечить себе дополнительную прибыль. При этом намеренное и, что более важно, искусственное изменение стоимости проводится еще в процессе составления сметы, то есть когда заказчик старается выбрать из нескольких компаний ту, которая является более предпочтительной для проведения различных работ.

В процессе выполнения строительства нередко оказывается, что заказчику пришлось потратить гораздо больше, чем это предполагалось первоначально. Сметы были составлены неточно или неправильно, что вылилось в конечном итоге в серьезную потерю денежных средств, что, естественно, никому не будет приятно.

Часто случаются такие ситуации, когда неправильно составленные сметы являются ошибкой строителей, а иногда речь идет о намеренном укрытии каких-либо недочетов. Так или иначе, единственным, кто будет рассчитываться за подобные ошибки, является заказчик, несущий реальные финансовые затраты.

Мошенничество подрядчиков

Ежемесячно подрядчиками предоставляется акт выполненных работ для того, чтобы заказчик оплатил выполненный объем. Наверное, каждый человек, который не слишком сильно разбирается в различных тонкостях строительства, не будет способен проверить полностью все, поэтому приходится просто верить тому, что написали строители.

К примеру, многие предпочитают не включать в смету определенные виды работ, но при этом ставят заказчика уже перед фактом после их выполнения, заставляя его, соответственно, их оплачивать, чего он на самом деле делать не обязан.

Как ошибаются заказчики?

Многие люди считают, что экспертиза смет на строительство с федеральным бюджетом или частными инвестициями требует серьезных финансовых вложений, так как сама по себе является дорогостоящей. Практика же показывает, что в действительности подобное мнение является абсолютно ошибочным, так как за счет проведения профессиональной проверки сметной документации удается обеспечить экономию до 30% денежных средств, которые могли бы потребоваться для строительства данного объекта.

При этом стоит отметить, что в преимущественном большинстве случаев цена на услуги экспертов колеблется в районе 1-3% от общей суммы проекта.

Что могут найти?

Среди ошибок, которые наиболее часто встречаются в неправильно составленных сметах, можно выделить повышение трудозатрат, расходов для аренды транспорта, а также другие похожие статьи. Нередко специалистам удается обнаружить также закупку слишком дорогих материалов или какого-нибудь оборудования. Если же говорить о реальных ошибках, то чаще всего они заключаются в процессе составления накладных расходов или неправильно использованных коэффициентах.

В процессе проведения проверки часто специалистам приходится не только работать со сметной документацией, но еще и самостоятельно посещать объект. Довольно часто это требуется для того, чтобы оценить, насколько реальный объем услуг, предоставленных подрядчиком, соответствует перечню, указанному в документации.

При проверке корректности установленных расценок экспертиза строительных смет и сметной документации проверяется по нескольким факторам. В первую очередь специалист определяет, насколько указанные цены соответствуют рыночной стоимости, а также уточняет, не противоречат ли они параметрам, рекомендуемым действующим законодательством и нормативными требованиями. Для проведения такой проверки используется огромное множество специализированных нормативных баз, включая ТЕР, ТСН, ФЕР, СБЦ и многие другие.

Также, когда проводится экспертиза сметы на строительство индивидуального жилого дома или любого другого единичного объекта, берется в учет и тот факт, что сметные нормы периодически принято утверждать едиными для всех норм, а иногда они устанавливаются для каждого региона отдельно. В конечном итоге специалистами составляется заключение, в котором крайне подробно описываются ошибки, найденные при проверке документации, а также указываются рекомендации касательно их устранения.

Таким образом, специалисты чаще всего сталкиваются с:

  • неправильной формулировкой накладных расходов;
  • завышенными транспортными расходами;
  • некорректным подбором аналогичных объектов;
  • ошибка коэффициента, пересчитывающего все в текущую стоимость;
  • завышенными сроками проведения работ;
  • повышенными трудовыми затратами.

Все это приводит к значительному росту расходов, ведь даже незначительные ошибки в коэффициентах приводят к значительному перерасходу денежных средств.

Сколько это стоит?

Практически каждая компания, которой проводится экспертиза сметы (КОСГУ или вопросы частного характера – не имеет разницы), зачастую не указывает заранее каких-то конкретных цифр в плане стоимости. Предлагается разве что предварительно заполнить форму технического задания, в которой приблизительно описывается рассматриваемый объект, и только потом уже после проведения ее проверки специалисты могут определиться с конкретными цифрами. Использование такой технологии предельно понятно, потому что каждый объект отличается множеством индивидуальных особенностей, и по этой причине смета по нему также является абсолютно уникальной, в связи с чем назвать заранее точную и полную стоимость просто невозможно.

Некоторые эксперты считают, что цена, по которой будет проведена экспертиза сметы на текущий ремонт по 44-ФЗ, должна оговариваться только в индивидуальном порядке. На конечную сумму оказывает влияние срочность выполнения всех работ, количество привлекаемых экспертов, объем документов, представленных для проведения анализа, а также количество и сложность поставленных задач. В некоторых случаях для проведения экспертизы и вовсе требуется использование специального оборудования, что тоже сказывается на стоимости проведенных работ, а, помимо всего прочего, в критерии входит удаленность объекта, первичность или вторичность проверки и масса других параметров.

Единственное, что можно отметить – многие компании указывают примерную стоимость на проверку стоимости отдельных видов работ, объектов и множества других элементов, по которым можно примерно представить цену общей процедуры. Основываясь на этой информации, каждый человек уже может самостоятельно свериться с предоставленной ему сметой и обозначить примерную сумму, в которую ему обойдется экспертиза сметы по 44-ФЗ.

Еще статьи:

  • Бух фин отчетность учебники Бух фин отчетность учебники Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие/СоколовЯ.В., 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9776-0334-8 - Режим доступа: […]
  • Приказ фсин россии от 05062019 512 Инвентарь для колоний и СИЗО: правозащитники обсудили приказ ФСИН России № 512 Москва, Комитет за гражданские права, 11 апреля 2018 года Общественная экспертиза приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 27 июля 2006 г. N 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и […]
  • Нужна ли лицензия на торговлю мебелью Глава III. Виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (ст. 17) Глава III. Виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками […]
  • Наследование по завещанию завещательный отказ Наследование по завещанию завещательный отказ Глава 12. Особенности наследования некоторых недвижимых объектов § 1. Особенности наследования жилых помещений Глава 17. Оплата оформления наследственных прав § 1. Государственная пошлина Часть II. Образцы документов 2. Примерные образцы […]
  • Трудовая пенсия инвалидам 3 группы в 2019 году Размер пенсии по инвалидности 3 группы с 1 апреля 2019 года К данной группе относятся люди с проблемами со здоровьем, которые стали причиной физических ограничений и возможной потери работы. В законодательстве Российской Федерации говорится о том, что инвалиды III группы могут […]
  • Наследование четвертой группы крови Наследование четвертой группы крови В наследовании групп крови есть несколько очевидных закономерностей: 1. Если хоть у одного родителя группа крови I(0), в таком браке не может родиться ребёнок с IV(AB) группой крови, вне зависимости от группы второго родителя. 2. Если у обоих родителей […]