Государственная собственность и государственный сектор

Государственная собственность и государственный сектор

Государственный сектор — важный объективно необходимый элемент структуры современного общества. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.
Фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства служит государственный сектор. Государственное предпринимательство, государственное потребление, ускоряют накопление капитала, способствуют оздоровлению отраслей, находящихся в кризисном состоянии, укреплению позиций страны на мировых рынках. Государство содержит значительную часть производственной и социальной инфраструктуры, служащей материальной базой устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства.
Масштабы государственного сектора зависят от конкретных экономических и исторических условий, состояния общества и других факторов. В настоящее время государственный сектор широко представлен в странах с рыночной экономикой, и частное производство является там далеко не всеобъемлющим. При этом приватизация и национализация рассматриваются как равнозначные факторы повышения эффективности использования собственности и чередуются в зависимости от складывающихся конкретных условий. В США, Англии, других развитых странах правительства никогда не выпускали из своих рук контроль за государственной собственностью, источниками ее приумножения.
Государственный сектор оказывает воздействие на экономику, прежде всего, по следующим направлениям.
— ростом государственных вложений, способствующих расширению масштабов производства и емкости ролика.
— развитием хозяйственной, в том числе предпринимательской деятельности предприятий, находящихся под государственным контролем.
О доле государственного сектора можно судить по показателю государственных расходов по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП).
В 1997 г. доля государственных расходов по отношению к ВВП в ряде стран составляла,%:

Некоторые страны периодически проводят кампании по разгосударствлению предприятий. Так, с начала 1980-х годов в Великобритании правительством М. Тэтчер подобные меры осуществлялись. Однако за 10 лет показатель государственных расходов по отношению к ВВП уменьшился лишь на один пункт. В США, наоборот, в период «Нового курса» Ф. Рузвельта государственная собственность увеличилась за счет государственного строительства (введения общественных работ), но многие построенные предприятия впоследствии были проданы частным лицам или законсервированы.
Государственное предпринимательство осуществляется прежде всего в сферах, в которых требуются крупные инвестиции или не допускается по каким-либо мотивам частное предпринимательство. Оно занимает прочные позиции в отраслях связи, транспорта, энергетики, металлургии, о чем свидетельствуют следующие данные (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Доля государственных предприятий в производстве, %

С экономической точки зрения форма собственности на средства производства теряет свою актуальность по мере того, как право принятия хозяйственных решений отделяется от права собственности. Эффективность использования ресурсов не зависит от формы собственности на предприятие, если им управляет наемный менеджер, которому безразлично, кто его контролирует — государственный орган или наблюдательный совет акционерного общества. Форма собственности не мешает менеджеру лучше управлять, а государство располагает не меньшими возможностями стимулировать его эффективный труд. Считается, что в государственном секторе меньше стимулов снижения издержек, так как частному предприятию угрожает банкротство, а государство спасает финансовой поддержкой свое предприятие. Однако в действительности банкротство корпораций на Западе такое же редкое явление, как и государственных предприятий; а убыточным может оказаться в одинаковой степени как государственное, так и частное предприятие.
Конституцией РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся:
• федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
• федеральные — транспорт, пути сообщения, связь, информация;
• оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств;
• деятельность в космосе;
• федеральные банки;
• денежная эмиссия.
Природопользование (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами), общие вопросы образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы местного значения.
Разграничение государственной собственности на федеральную, субъектов РФ и муниципальную собственность позволяет разделить функции федеральных, региональных и местных органов по управлению природными ресурсами, капиталом, финансовыми средствами. Государственные объекты относятся к тому или иному уровню собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, какова ведомственная подчиненность предприятий.
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения владеют государственным имуществом с согласия Мингосимущества РФ. Федеральные органы исполнительной власти могут создать, реорганизовать, ликвидировать подведомственные им учреждения, если реализация такого решения осуществляется в пределах выделенных им бюджетных ассигнований и штатной численности.
Принципы формирования, распоряжения и управления муниципальной собственностью устанавливаются законодательством субъектов РФ. В муниципальную собственность передаются объекты, полученные при разграничении, государственной собственности и созданные или приобретенные за счет бюджета субъекта РФ, внебюджетных и валютных фондов или в результате хозяйственной деятельности предприятий собственности субъекта РФ, а также по иным основаниям.
Мингосимущество РФ имеет право получать от министерств, ведомств, предприятий, организаций необходимую информацию по вопросам, касающимся пользования и распоряжения собственностью РФ. Местные органы власти обязаны предоставлять соответствующему комитету по управлению имуществом всю информацию по объектам федеральной, региональной и муниципальной собственности, расположенным на подведомственной им территории.
На объекты государственной собственности ведется реестр, держателем которого являются Мингосимущество РФ и комитеты по управлению имуществом соответствующего уровня. Все министерства и ведомства, местные органы власти и управления обязаны представлять данные держателям реестра с необходимой периодичностью или по запросам. Организационные и технические решения Мингосимущества РФ по вопросам ведения реестра обязательны для всех предприятий и организаций, представляющих данные для реестра. Пользователями реестра собственности являются органы государственного управления, территориальные фонды имущества, предприятия и организации, отечественные и иностранные инвесторы, участники аукционов и конкурсов.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляет государственную казну Российской федерации или субъекта РФ.
К государственному сектору относят акционерные общества, в которых контрольные пакеты голосующих акций находятся в собственности государства, а также государственные предприятия, государственные учреждения. Соответственно формируется и план развития государственного сектора по названным хозяйствующим субъектам. Показатели плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений определяются федеральными законами о госпредприятиях.
В план развития государственного сектора включаются:
• программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;
• предельная штатная численность государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетных средств);
• план предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);
• план получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;
• программа повышения эффективности использования федеральной собственности.
Органы государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора экономики.
Экономическую структуру государственного сектора образуют предприятия материального производства, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. К ним относятся в первую очередь предприятия топливно-энергетического комплекса, основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней, по производству алкогольной продукции.;

СТРУКТУРА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В условиях глобализации и возрастания угроз национальной безопасности особое место занимает государственный сектор экономики. В рыночной экономике госсектор активно используется как средство регулирования для достижения многих государственных социально-экономических целей, в том числе для обеспечения стабильного развития важных стратегических отраслей народного хозяйства. В связи с этим актуальной становится задача формирования сильного и эффективного государственного сектора страны для поддержания производства общественных благ и предоставления государственных услуг, обеспечения устойчивого развития отраслей народного хозяйства и улучшения качества жизни населения в целом.

В статье рассмотрены понятие и сущность государственного сектора, определена его роль в развитии экономики и страны в целом. Проведено сравнение понятий государственный сектор и государственная собственность. Представлена структура государственного сектора, включающая сектор государственного управления и сектор государственных корпораций и организаций. Рассмотрено понятие государственной корпорации как неотъемлемого элемента государственного сектора. Приведены статистические показатели и общие параметры развития государственного сектора российской экономики. Проведенный анализ позволил выявить тенденцию к сокращению числа предприятий государственного и муниципального сектора, с одной стороны, и снижение темпов приватизации – с другой. Среди перспективных направлений развития госсектора российской экономики выделены создание вертикально- интегрированных структур, головная организация которых находится под контролем государства, и поддержка государственно-частного партнерства. Дальнейшее функционирование предприятий государственного и муниципального сектора по-прежнему связано с решением важных вопросов определения масштабов, границ, а также оценки эффективности госсектора.

Ключевые слова: государство, государственный сектор, государственная корпорация, приватизация, государственно-частное партнерство.

Неотъемлемым и необходимым элементом структуры экономики современного общества является государственный сектор. Роль государства в экономике неразрывно связана с местом государственного сектора и необходимостью обеспечения таких потребностей населения, которые частный бизнес, подчиненный интересам получения прибыли, не способен удовлетворить.

Государственный сектор выступает в роли гаранта сохранения национального богатства, являясь залогом устойчивого развития и стабильности, способствует экономическому росту.

Государственное предпринимательство способствует накоплению капитала, обеспечивает оздоровление отраслей хозяйства и укрепляет позиции страны на мировом рынке. Значительная часть производственной и социальной инфраструктуры находится в собственности государства и выступает в роли материальной базы устойчивого развития.

Как показывает опыт развитых стран, государственный сектор экономики является органичной частью общественного воспроизводства, решая следующие задачи:
– стимулирование экономического роста;
– осуществление прогрессивной структурной перестройки;
– обновление технико-технологической базы;
– регулирование занятости;
– поддержка экспорта и т. д.

Госсектор выступает стимулятором развития фундаментальной науки, приоритетных отраслей хозяйствования, таких как технологии в сфере окружающей среды, био- и нано- технологии и др.

С деятельностью госсектора связано в том числе и обеспечение в обществе высокой политической, социально-экономической стабильности [4, с. 20].

Прежде всего, необходимо сказать, что никакого унифицированного подхода к определению и вычленению госсектора в самостоятельное понятие не существует. Здесь есть разночтения, которые имеют целевую и национальную специфику.

При определении сущности госсектора, как правило, исходят из того, что он является главной составной частью национальной экономики. Отличительной чертой государственного сектора экономики является возможность государства осуществлять прямое и оперативное управление хозяйствующими субъектами, входящими в его состав. Само же управление хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики реализовывается государственными органами власти с помощью своих представителей, которые участвуют в вырабатывании стратегии и тактики деятельности предприятий госсектора.

Так, под государственным сектором экономики понимают совокупность всех предприятий и организаций, которые находятся в собственности государства, а их финансирование осуществляется из государственного бюджета. Помимо этого, существуют и другие определения данного понятия.

Государственный сектор – это та часть экономики, которая не контролируется физическими лицами, добровольными организациями или частными компаниями. Государственный сектор, таким образом, включает правительства всех уровней – центральные, региональные и местные органы власти; государственные фирмы и квазиавтономные неправительственные организации [5].

Неоднозначность и многовариантность трактовки понятия госсектора может привести к ряду отрицательных последствий. Во-первых, могут возникнуть ошибки в нормативно-правовом обеспечении процесса функционирования госсектора, вследствие которых могут появиться различные юридические коллизии, способствующие сдерживанию эффективного развития госсектора экономики России. Во-вторых, отсутствие однозначного и конкретного определения государственного сектора не дает возможности четко определить его границы и количественный состав. Это может привести к невозможности сбора достоверной статистической информации о деятельности госсектора, что, в свою очередь, будет ограничивать дальнейшую возможность анализа и определения перспектив его функционирования и развития.

Государственный сектор экономики базируется на собственности, деятельность которой контролируется правительством. Некоторые экономисты подразумевают под государственной собственностью предприятия, которые принадлежат государству либо частично, либо полностью, а под понятием государственного сектора – вмешательственный объем государства в жизнь экономики. В рамках такого подхода рассматривается расширенная трактовка понятия государственного сектора, согласно которой он являет собой совокупность экономических ресурсов, находящихся в государственном распоряжении.

Другие экономисты считают, что государственная собственность – все материальное и нематериальное государственное имущество, находящееся в его распоряжении. А государственный сектор – система государственных учреждений и организаций, или комплекс хозяйственных объектов, которые частично или целиком принадлежат местным и центральным государственным органам [2].

Из данного анализа видно, что понятия «государственная собственность» и «государственный сектор» являются взаимопересекающимися, но они далеко не идентичны. В научных публикациях встречается более широкая трактовка понятия «государственный сектор», которая включает в себя (помимо систем хозяйствования, которые осуществляют экономическую деятельность) все уровни исполнительной и законодательной власти, которые занимаются регулированием и управлением экономики, а также включает обеспечивающую финансовую систему. В таком случае функции госсектора в экономике примерно равны государственным функциям по регулированию экономики.

Государственный сектор формируется из сектора государственного управления, который включает органы власти разных уровней и подведомственные им учреждения и государственных институциональных единиц, входящих в сектора нефинансовых и финансовых корпораций. Схематично представить структуру государственного сектора можно следующим образом (см. рисунок).

Как видно из рисунка, государственный сектор разделяется на сектор государственного управления и сектор государственных корпораций и организаций. В сектор государственного управления входят два типа институциональных единиц:
1. Органы государственной власти и управления всех уровней – министерства, ведомства, службы, агентства, а также государственные внебюджетные фонды и т. п.
2. Нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые государством (школы, больницы, организации культуры и т. п.).

Рисунок. Структура государственного сектора

Примечание. Составлено автором по: [3].

К нефинансовым корпорациям государства относят все нефинансовые корпорации- резиденты, которые находятся под контролем институциональных единиц сектора государственного управления. Это корпорации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг с целью продажи и получения прибыли. Слово «корпорация» подразумевает, что это юридические лица, субъекты формально разграниченные со своими владельцами. К этому сектору относят полные товарищества, ООО, ОАО, ЗАО, производственные кооперативы, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, фонды и т. д.
Финансовые государственные корпорации кроме денежно-кредитных представляют собой все финансовые корпорации-резиденты, контролируемые институциональными единицами сектора государственного управления, за исключением Центрального банка и других государственных депозитных корпораций. Главной функцией данных корпораций является оказание услуг финансового посредничества, включая услуги страхования и/или вспомогательные финансовые услуги. Среди финансовых корпораций выделяют следующие подсекторы: Центральный банк, коммерческие банки, финансово-кредитные учреждения (кредитные кооперативы, инвестиционные фонды и др.), страховые и пенсионные фонды [3].

Читайте так же:  Спор закрыт на алиэкспресс когда вернут деньги

Следует заметить, что в 2013 г. Правительством Российской Федерации был разработан проект Постановления «О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом», направленный на создание правовых условий для формирования современной системы мониторинга эффективности использования государственной собственности. Проектом Постановления был установлен перечень организационно-правовых форм, являющихся субъектами государственной собственности, включающий:
1) государственные унитарные предприятия, в том числе казенные;
2) государственные учреждения, в том числе: автономные, бюджетные и казенные;
3) хозяйственные общества, в уставном капитале которых есть акции (доли), находящиеся в государственной собственности;
4) акционерные общества, в отношении которых Российская Федерация обладает специальным правом на участие в управлении [8, с. 99].

В процессе изучения госсектора большой интерес вызывает деятельность особых организационно-правовых организаций – государственных корпораций, обладающих специальным статусом и сочетающих в себе черты государственного и частного секторов.

Так, федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон), где был установлен новый вид некоммерческой организации – государственная корпорация. В соответствии со статьей 7.1 данного нормативного акта государственной корпорацией является не имеющая членства некоммерческая организация, которая утверждается РФ на основе имущественного взноса и создается для реализации управленческих, социальных или других общественно полезных функций.

Государственная корпорация учреждается особым образом, а именно путем издания специального федерального закона, выполняющего функции учредительного документа.

Получаемая по результатам деятельности корпорации прибыль может быть направлена исключительно на достижение установленных целей. Формирование имущества государственных корпораций происходит на основе имущественного взноса РФ, а также доходов, получаемых от своей деятельности, добровольных имущественных взносов и пожертвований, за счет других законных поступлений, и является собственностью корпорации [7, с. 52].

Особый правовой статус государственных корпораций выражается в ряде положений, определяемых действующим законодательством. Это значительно более малый контроль со стороны органов государственной власти, невысокие требования к раскрытию информации о своей деятельности, нераспростаранение на их деятельность закона о несостоятельности (банкротстве). Законодательный статус госкорпораций дает им возможность представлять интересы государства, а также выступать учредителем различных ГЧП. Госкорпорации, в отличие от ФГУПов, могут привлекать не только государственные, но и частные инвестиции. По существу каждая госкорпорация представляет собой отраслевую инвестиционную компанию, стимулирующую инновационную активность, которая создает совместные организационные структуры, в том числе и государственно-частные, в последующем занимаясь их кредитованием и направлением инвестиций в инновационную деятельность, поощряемую государством.

По представленным в таблице показателям видно, что в период с 2005 по 2014 г. наблюдается тенденция постепенного уменьшения числа предприятий государственного сектора. Однако и число приватизированных государственных и муниципальных предприятий снизилось в период с 2000 г. до настоящего времени, что говорит о снижении передачи государственной собственности частному бизнесу. Данное обстоятельство может помочь сохранить государственный сектор и не допустить его дальнейшего сокращения.

Среди общих параметров развития госсектора экономики России отметим:
– объемы реализации продукции десяти самых крупных государственных корпораций составляют более 20 % ВВП страны;
– среди десяти наиболее крупных российских компаний по объемам производства шесть находятся в собственности государства;
– около 8 % бюджета страны формирует ПАО «Газпром», 50 % акций которого принадлежат государству;
– доля государственного сектора в экономике страны оценивается на уровне не менее 50 % ВВП.

Сегодня все крупные компании государства условно разделены на несколько групп предприятий, которые монопольно контролируют определенные виды деятельности:
– инфраструктурно-транспортные (РЖД, «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Госкорпорация по организации воздушного движения»);
– коммуникационные («Связьинвест», «Почта России», ФАПСИ, собственные системы связи Минобороны РФ, «Газпрома», РЖД);
– энергетические («ЕЭС России», «Росэнергоатом», ТВЭЛ);
– добыча и экспорт сырья («Роснефть», алмазная монополия «АЛРОСА», «Газпром»).

Таблица

Государственный сектор российской экономики по отдельным показателям

Примечание. Составлено автором по: [6].

Одним из перспектив развития госсектора является создание вертикально-интегрированных структур, головная организация которых находится под контролем государства. Так как эти структуры не имеют законодательного запрещения формировать сеть дочерних обществ, находящихся под контролем частного капитала, это широко осуществляется на практике. Как считают ряд экономистов, преобладание участия государства в головной организации достаточно для того, чтобы и вся компания находилась под государственным контролем. Однако в подобных структурах, несмотря на формальное соответствие законодательству, может возникать естественный конфликт интересов, способных вызвать целую серию легальных и полулегальных схем увода корпорации из-под государственного контроля. Поэтому, такой симбиоз может являться неэффективным и от него (в случае целесообразности оставления корпорации под государственным контролем) следовало бы отказаться.

В нормативных документах, отражающих в той или иной мере вопросы управления госсектором, приватизация рассматривается в качестве основного инструмента регулирования его состава и структуры. При этом считается, что государственный сектор в его современном виде по-прежнему следует сокращать, оставляя за государством лишь ключевые предприятия (с точки зрения обороны, социальной политики и т. д.). Одной из важнейших и перспективных задач является оптимизация состава и структуры госсектора, а вопрос определения его размеров и соотношения внутренних компонентов является центральным. Приватизация представляет собой лишь один из возможных способов изменения масштабов госсектора, альтернативой которому может служить национализация, то есть выкуп государством предприятий или пакетов акций у частных владельцев. По ряду объективных причин данный метод в настоящее время не применяется, однако его использование принципиально возможно и в ряде случаев теоретически оправдано.

Встроенным блоком механизма управления предприятиями государственного сектора должен стать механизм, который позволит избежать субъективизма при принятии решения о приватизации, национализации, реструктуризации или ликвидации конкретного объекта. Это необходимо для сохранения стратегически важных объектов в составе госсектора и избегания опасности оставления их без гарантий бюджетной финансовой помощи.

Развитие и расширение масштаба деятельности государственного сектора экономики, а также повышение эффективности его предприятий являются приоритетными задачами. Перспективным представляется в границах госсектора экономики оставить естественные монополии и предприятия монопольного типа, крупное производство и предприятия, функционирующие для обеспечения стратегических функций государства, так как это позволит обеспечить стабильность и рост экономики в долгосрочном периоде. В состав предприятий государственного сектора должны входить такие отрасли, которые не способны объективно существовать исключительно на принципах рынка, как, например, образование, здравоохранение, социальная сфера. Кроме того, это могут быть также предприятия отраслей, характеризующихся высоким уровнем риска, и предприятия, сфера деятельности которых имеет общенациональное значение, рыночный механизм в которых недостаточно эффективен.

Другим направлением развития государственного сектора можно назвать государственно-частное партнерство, направленное на эффективное взаимодействие бизнеса и власти. В России данная форма сотрудничества государства и частных компаний активно развивается начиная с 2004 года. К российским инструментам и институтам ГЧП можно отнести Инвестиционный фонд РФ, особые экономические зоны, концессионные соглашения, Российскую венчурную компанию, федеральные целевые программы России, Федеральную адресную инвестиционную программу России, региональные фонды развития, а также государственные корпорации. Данные инструменты и институты предоставляют бизнесу определенные возможности для расширения своей деятельности, а российской экономике позволяет развивать приоритетные отрасли [1, с. 129].

В настоящее время происходит активное развитие отношений государства и частного бизнеса в направлении проникновения капитала в сферу государственной собственности. Идеальным для благоприятного развития экономики может стать рынок с присутствием компаний, активно работающих в инновационной сфере, где функционируют финансовые институты и осуществляется взаимодействие бизнеса и государства. Это направление, согласно Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., соответствует задачам развития не только отдельных отраслей, но и в целом экономики страны.

Наиболее успешными направлениями партнерства государства и бизнеса являются поставки товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд, формирование и использование инфраструктурных объектов на базе концессионных соглашений между органами власти и частными структурами, а также организация совместных предприятий в приоритетных отраслях экономики. При реализации различных форм и методов ГЧП возможно использование совокупных преимуществ взаимодействия государственных и частных структур без глубоких социальных перемен и потрясений.

Таким образом, сегодня в нашей стране складывается ситуация, когда встают задачи, требующие быстрого решения, а частный сектор зачастую оказывается недостаточно способным их решить. Поэтому необходимо проводить работу по регулированию масштабов государственного и частного секторов экономики, развивать проекты государственно-частного партнерства.

Государственный сектор экономики является системно структурированным множеством взаимосвязанных элементов, которые выполняют определенные функции в интересах достижения целей, установленных государством. Государственное регулирование позволяет выполнить данные функции, и является составным элементом системы организации функционирования рыночной экономики на современном этапе ее развития. Государственный сектор, являясь определяющим и необходимым звеном для всей страны, обязан обеспечивать нормальное функционирование национального хозяйства в целом, не допускать сбоев, сглаживать цикличность развития рыночной экономики. Иными словами, сильного государства не может быть без сильного и эффективного государственного сектора экономики.

ПРИМЕЧАНИЕ
1 Работа выполнена в рамках гранта РГНФ и Администрации Волгоградской области № 15-12-34002 «Повышение результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления».

1. Горобняк, А. А. Перспективы развития государственно-частного партнерства в России / А. А. Горобняк, Г. А. Сызранцев // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – № 4. – С. 128-131.
2. Государственный сектор экономики. Электронный портал «Банки и финансы». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://autofinances. m/ekonomika/196-gosudarstvennyj-sektor-ekommiki. html, свободный. – Загл. с экрана.
3. Государственный сектор экономики. Электронный портал «Управление финансами». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://geoims. com/ekonomicheskie-funkcii-gosudarstva/ gosudarstvennyj-sektor-ekonomiki, свободный. – Загл. с экрана.
4. Мартышов, Е. П. Актуальность формирования государственного сектора экономики, адекватного современным вызовам / Е. П. Мартышов // Российское предпринимательство. – 2008. – № 7. – С. 19-23.
5. Понятие государственного сектора. Электронный словарь «Академик». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/econ_dict/20786, свободный. – Загл. с экрана.
6. Российский статистический ежегодник «Россия в цифрах», 2015 год. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b15_11/Main.htm, свободный. – Загл. с экрана.
7. Смирнова, О. С. Государственные корпорации как современный институт развития экономики России / О. С. Смирнова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9. – 2013. – Вып. 11. – С. 51-53.
8. Цыренова, Е. Д. Современное состояние и проблемы определения государственного сектора экономики России / Е. Д. Цыренова // Вестник ВСГУТУ – 2014. – № 4 (49). – С. 98-104.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. “Экономика. Экология. 2016. № 1 (34)

Государственная собственность и государственный сектор

Социальное рыночное хозяйство

Доля государственного сектора

Примечание – Источник [8]

Стратегия государственного регулирования экономики направлена сегодня на постепенное сокращение прямого вмешательства государства при усилении косвенного воздействия. Размеры поддержки отраслей, производственных комплексов и предприятий за счет средств бюджетов разных уровней крайне малы, при этом происходит переход от бюджетного финансирования крупных программ к поддержке отдельных эффективно работающих компаний. Представляется, однако, что поспешный уход государства из определенных сфер деятельности является преждевременным, а масштабы и формы, в которых оно продолжает осуществлять контроль в тех сегментах экономики, где еще сохраняет свое присутствие, далеко не всегда можно считать адекватными. В рамках госсектора следует, на наш взгляд, говорить о необходимости возрастания государственного влияния.

К факторам, обусловливающим масштабы и способы государственного регулирования экономики, относятся ее разгосударствление, формирование многоукладной структуры, демонтаж системы директивного планового управления и резкое снижение возможностей прямого государственного вмешательства в работу предприятий. [8].

В заключение следует подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка, видоизменение, исправление рыночного механизма, а создание условий его свободного функционирования. Также в наилучшем случае экономика страны должна быть смешанной, в которой происходящее взаимодействие государства и рыночных сил способствует выполнению сложных экономических проблем.

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Государственная собственность и государственный сектор: масштабы, динамика, перспективы

Государственная собственность свойственна всем экономическим системам, различается только её величина и роль в экономике. Государственная собственность —это сложная экономическая категория, соединяющую в себе совокупность экономических, правовых, социальных, технико-экономических отношений по поводу присвоения и отчуждения экономических благ. Государство должно располагать имуществом и доходами для осуществления своих функций. Развитие государственного сектора осуществлялось за счет государственных инвестиций.

В большинстве развитых стран именно государственный сектор является авангардным элементом экономи­ки в проведении политики, направленной на повышение конкурентоспособно­сти инноваций, технологий и производств, увеличения покупательной способ­ности и в целом благосостояния населения этих стран. Кроме того, в каждом государстве имеются нужды безопасности и социальные проблемы, с которыми рынок самостоятельно справиться не может. Поэтому акту­альным вопросом для России является оптимальное государственное регулирование экономики, и преж­де всего – деятельности государственного сектора.

В России выбрана североамериканская модель государственного сектора. Для нее характерен государственный сектор спе­циализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обо­роне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансиро­вания. Государственный сектор остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микро­биологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Модернизация системы управления госпредприятиями осуществляется по следующим направлениям:

— создание четко взаимодействующей структуры органов управления госпредприятиями;

— заключение органами госуправления контрактов с выбранными на конкурсной основе руководителями госпредприятий на доверительное управление или привлечение также на конкурсной основе независимых профессиональных управляющих;

— участие руководителей в прибыли и собственности предприятия;

— резервирование в величине акций доли, выделяемой трудовому коллективу.

Государство берет на себя:

• финансирование строительства капиталоемких объектов,

• осуществляет инвестиции в те отрасли и сферы хозяйства, которые не предоставляют коммерческого интереса для частного капитала.

Размер и доля госсобственности, степень охвата ею сфер экономики определяются в каждой отдельной стране:

• социально-экономической целесообразностью, местом страны в мирохозяйственных связях,

Читайте так же:  Налог на дороги для грузовиков

• историко-культурными традициями, особенностями формирования народного хозяйства.

Определить оптимальный объем госсобственности достаточно трудно. Диапазон составляющих государственного сектора очень велик: от чисто государственных предприятий до смешанных, от финансов центрального правительства до финансов органов местного самоуправления, от прямого владения правительством предприятиями, производственными фирмами (то есть государственная предпринимательская деятельность) до чисто правовых способов воздействия на частные фирмы, от сугубо национальных до международных организаций и финансов. Роль предпринимательской деятельности государства определяется в доле госсобственности в национальном богатстве страны и в действующих производственных активах. Поэтому сочетание методов –

• прямого государственного управления предприятиями госсектора;

• косвенного регулирования деятельности рынков;

• управление государством своим пакетом, в т.ч. контрольным, в смешанных государственно-частных структурах;

• регулирования частного бизнеса с помощью правовых норм, финансовой, денежно-кредитной промышленной политики –

позволяет государству реализовать свои функции как собственника и предпринимателя, регулятора социально-экономических процессов, создающего условия для работы рыночного механизма

Принципы управления госсобственностью:

— соответствие организационных звеньев задачам определенной политики

— обеспечение эффективного взаимодействия центральных региональных органов

— отделение функций госуправления от хозяйственных с учетом изменения форм собственности

— исключение дублирования функций управления

— формирование системы обратной связи для корректировки негативных последствий

— контроль за действием уполномоченных госорганов.

В рамках госсобственности выделяются (по функционально-управленческому признаку):

— государственные унитарные предприятия, в том числе казенные( оперативное управление) и коммерческие( хозяйственные ведения)

— АО со сто процентным госкапиталом

— АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или «золотая акция».

Приоритетные сферы развития госсобственности, представляющие нижнюю и верхнюю ее границы:

• природные ресурсы и инфраструктура,

• наука и искусство,

Масштабная приватизация предприятий государственной и муниципальной собственности привела к многократному сокращению государственного сектора и к значительному уменьшению его роли в экономике страны, но усиление роли государства в экономике в последние годы, кризисная национализация расширяют сферу госсобственности

Поскольку в условиях кризиса, когда критическое финансовое положение так называемых градообразующих предприятий может привести к серьезным негативным последствиям для целых регионов, более активное участие государства в капиталах крупных компаний становится одной из мер по стабилизации ситуации. Это требует в сфере управления госсобственностью решения следующих задач:

— повышения эффективности управления предприятиями госсектора;

— ускорения процессов акционирования государственных унитарных предприятий;

— приватизации предприятий, которые не предназначены длявыполнения функций в сфере национальной безопасности.

Государственные корпорации — один из немногочисленных новых инструментов государственной политики, появившихся в последние годы. Тенденции развития госкорпораций в эконо­мических и политических дискуссиях, с одной стороны, и в реаль­ной государственной политике, с другой, резко различались. Большинство экспертов относились к ГК как минимум настороженно. В экономической политике с момента своего создания ГК стали востребованным инструментом.

Государственная корпорация некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций. Имущество является собственностью ГК, которая создается для достижения определенных целей.

Вместе с тем госкорпорации являются оригинальным российским изобретением, практически не встречающимся в мире. По определению подконтрольными обществу они не являются, их деятельность регулируется специальной нормативно-правовой базой. В определенном смысле ГК представляет собой аналог исполнительного органа корпорации или ком­пании, которая управляет принадлежащими государству активами. С 2004 года созданы:

— Агентство по страхованию вкладов,

-Фонд содействия развитию ЖКХ,

По целям создания и методам их достижения эти ГК можно разделить на следующие группы:

—финансовые институты развития («Роснано» и Внешэкономбанк);

—агенты (распорядители ресурсов) правительства — Фонд содействия реформированию ЖКХ, Олимпстрой», Агентство по страхованию вкладов (АСВ);

Госкорпорация —это особая организационно-правовая форма предприятий, каждая создается по специальному ФЗ, а живет по собственному уставу. В отличие от ОАО ГК не может быть признана банкротом и не обязана публиковать обязательную для ОАО отчетность. В отличие от государственных унитарных предприятий (ГУПов) ГК выведены из-под контроля госорганов, их деятельностью руководят наблюдательные советы из высших чиновников, раз в год отчитываются перед правительством. Другие федеральные органы не вправе вмешиваться в деятельность госкорпораций. Предпринимательская деятельность ГК должна служить достижению целей и соответствовать им. Прибыль подлежит направлению исключительно на достижение целей.

Общая черта ГК — их наделение значительным объемом ресурсов. Большинство созданных корпораций были сформированы за счет крупного имущественного взноса Российской Федерации. Структура этого взноса (пакеты акций, имущественные комплексы, денежные средства и т. п.) для каждой госкорпорации индивидуальна. Однако он представляет лишь одну из разновидностей передаваемых ГК ресурсов. Наряду с финансовыми ресурсами некоторым ГК пере­даются права управления принадлежащими государству активами, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти

Масштабы государственных расходов на деятельность ГК в системе государст­венных финансов достаточно велики. Так, помимо принадлежащих государству активов, на финансирование деятельности госкорпораций в 2007—2008 гг. было выделено около 6—7% общей суммы консолидированного бюджета. Заметна роль ГК в отдельных сферах деятельности и отраслях экономики. Так, Фонд ЖКХ — важный инвестор в развитие жилищно-коммунальной сферы России. В 2008 г. на программы капитального ремонта и переселения израсходовано около 46 млрд руб., еще 27 млрд руб. привлечено в качестве софинансирования, что составляет около 4% (а с учетом софинансирования — 6%) суммарных расходов на строительство в России. ГК «Ростехнологии» переданы пакеты акций более 400 акционерных обществ (часть — более трети — после акцио­нирования ФГУП).

Имущественный взнос Российской Федерации в Фонд обязательного страхования вкладов составил 6,9 млрд. руб. Еще 200 млрд. руб. Агентство по страхованию вкладов получило на санацию банков. В уставный капитал Внешэкономбанка — 180 млрд. руб. и недавно еще 100 млрд. руб.

Взнос в «Олимпстрой» до 2014 г. — 170,8 млрд. руб.

«Роснано» — в уставный капитал 130 млрд. руб.

Фонд ЖКХ — 240 млрд. руб.

Госкорпорация — это инструмент государственной политики в тех областях, где нужно проводить большие изменения, реформы. Как юридическое лицо, у нее появляется больше возможностей для маневра ресурсами, гораздо выше скорость принятия решений там, где надо продвинуть дело вперед. Госкорпорация призвана не подменять и не ограничивать частный капитал, а создать максимально благоприятные условия для развития инвестиционных возможностей, привлекательных для частного капитала. Это один из государственных инструментов по преодолению утечки капитала из страны, по созданию условий для возвращения накопленных средств, в том числе из дальнего зарубежья.

Главное в работе госкорпорации — это система управления рисками, корректирующаяся в соответствии с развитием госкорпорации, единая ценовая и рисковая политика. Но ГК не имеют аналогов в мире. Президент поручил прокуратуре разобраться, насколько эффективно ГК распоряжаются бюджетными средствами и готов обсуждать тему их упразднения. Особое внимание будет уделено «вопросам, касающимся целевого характера и эффективности использования переданного им государством имущества, финансовых средств, а также соответствия деятельности государственных корпораций целям, сформулированным в федеральных законах об их создании».

В кризисных условиях обостряется вопрос о переоценке орга­низационных форм, используемых для координации экономической деятельности. Это относится и к частным корпорациям, и тем более к компаниям с государственным участием. В то же время экспертное сообщество еще до наступления кризиса было озабочено перспектива­ми ГК. По мнению президентского Совета ГК нужно преобразовать в хозяйствующие общества со 100-процентным госучастием (например, «Роснано», «Ростехнологии»), органы публичной власти («Росатом») или фонды (Фонд содействия реформированию ЖКХ).

Создание каждой ГК регламентиро­вано отдельным законом, имеющих несколько общих характеристик:

—деятельность каждой ГК регламентируется в индивидуальном
порядке, что в значительной мере выводит их за пределы законодательного поля;

—ГК выступают некоммерческими организациями, получающими средства из государственного бюджета (за исключением ГК «Ростехнологии») для выполнения сформулированного правительством РФ набора функций;

—средства, передаваемые ГК, в соответствии с законом о ее создании становятся имуществом ГК, а не государственной собствен­ностью;

—банкротство ГК возможно только в случае, если это предусмотрено соответствующим законом о ее создании, и в определенном им режиме;

—внутренние регламенты ГК (которые могли бы служить экви­валентом внутренней системы корпоративного управления) принятыми законами не предусмотрены (за исключением «Росатома»);

—законы не содержат указаний на возможные санкции в от­ношении руководства ГК за невыполнение поставленных задач. При этом и задачи, и их выполнение не оцениваются по формализованной процедуре;

—хотя предусмотрен относительно непродолжительный срок функционирования отдельных ГК, в соответствующих законах не проясняются вопросы реорганизации и ликвидации государственных корпораций (за исключением Фонда ЖКХ).

Такой набор базовых норм позволяет оценить как высокие рис­ки использования ресурсов ГК в своих корыстных целях либо их менеджерами, либо представителями курирующих органов власти. Так в 2008 г. административно-хозяйственные расходы Фонда содействия реформированию ЖКХ, в которой трудятся не больше 100 чел., превысили 340 млн. руб., в т.ч. денежное содержание аппарата — 235 млн. руб., только на бонусы членам правления корпорации по итогам года ушло 55 млн. руб. Руководитель Фонда получил премию 16,5 млн. руб. — больше годового дохода президента и председателя правительства. ГК не подчиняются действию закона о госзакупках и вольны решать — проводить аукционы или нет. Между тем обязательная конкурсная процедура для госучреждений позволяет экономить на госзаказе 7-8 % бюджетных средств — в 2009г. это 260 миллиардов руб. Потенциальная экономия госкорпораций сопоставима с такими же цифрами.

3.Проекты модернизации и функции государства.

Модернизация государства — это формирование, развитие и распространение современных экономических, политических, социальных институтов, институциональных практик, а также современной структуры государства. В качестве целей модернизации определены:

— создание высокотехнологичной и конкурентоспособной экономики;

— создание современных экономических институтов, способствующих развитию предпринимательской активности и трудовой мотивации граждан;

— формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

— обеспечение высокого уровня экономической свободы и политической безопасности;

— интеграция экономики страны в систему мирохозяйственных связей;

— повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов.

Т.е. основной целью модернизации государства является создание открытой и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей благосостояние граждан и достойные позиции страны в мировом хозяйстве Достижение этих целей обеспечивается следующими ключевыми инструментами:

— обеспечение гарантий прав собственности;

— обеспечение равных и справедливых условий конкуренции;

— снятие административных барьеров;

— ответственная бюджетная и денежная политика.

Предпосылки модернизации государства:

• государство в экономике присутствует всегда, выполняя особо важную роль, оно не должно уйти вовсе;

• выполнение особо важных функций государством;

• выбор приоритетных направлений реформирования;

• выбор оптимального уровня участия государства в экономике;

Безусловно развивающийся финансово-экономический кризис осложняет и тормозит развитие экономики России по модернизационному сценарию. Согласно гипотезе об инновационной паузе, нынешний кризис возник в сочетании двух факторов. Первый: существенное снижение эффективности потока технологических инноваций, вызванное тем что действующие технологии широкого применения — компьютеры и интернет уже исчерпали свои возможности как мотора экономического роста, а новые запоздали. Второй фактор: формирование безоглядной веры в непрерывный технологический прогресс, поддерживаемой длительным предшествующим периодом быстрого развития и биржевыми механизмами. Гипотеза об инновационной паузе позволяет объяснить не периодические подъемы и спады, а лишь редкие глобальные кризисы, объясняет все основные особенности нынешнего кризиса и фактически обобщает другие его концепции

В связи с кризисом стратегия модернизации становится еще более актуальной. В качестве ее основных элементов выделяются:

• Заимствование западных технологий (развивающаяся страна имеет возможность заимствовать уже созданные институты, технологии и методы хозяйствования в развитых странах).

• Увеличение абсорбционной способности страны (умение распознавать ценность новой внешней информации).

• Сбалансированная политика открытости (рациональный выбор степени и характера открытости, обеспечивающей конкурентоспособность экономики).

• Ориентация на внутренний рынок (расширение внутреннего рынка и повышение производительности труда).

• Переосмысление роли золотовалютных резервов.

• Повышение эффективности банковской системы.

• Самоограничение элиты и меры налоговой политики (введение прогрессивного налога на доходы и имущество физлиц, увеличение налога с продаж предметов роскоши).

• Создание и поддержка проектов, а не фирм: система интерактивного управления ростом (межотраслевые проекты модернизации).

Инновационная пауза предоставляет новые возможности для сокращения отставания от передовых стран, поскольку Запад вынужден искать новые технологии, а страны с трансформационной экономикой могут использовать его прошлые достижения. Для этого нужно повысить норму сбережений, сформировать более эффективный механизм кредитования производства, увеличить абсорбционную способность страны и, самое важное, создать новый институт – систему интерактивного управления ростом, основанную на взаимодействии государства, ассоциаций бизнеса и общества.

Стратегия модернизации также должна включать меры по повышению эффективности органов государственного управления и борьбе с коррупцией. Существенные успехи в этом направлении могут быть достигнуты лишь в долгосрочном периоде. Но как показывает опыт разных стран, даже при высокой коррупции возможен быстрый экономический рост, который сам по себе служит мощным фактором укрепления институтов.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием в повышении уровня жизни населения, развитии экономики, становлении гражданского общества, борьбе с организованной преступностью. Разрастание коррупции в России является серьезным препятствием для привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность

Основные цели противодействия коррупции и теневой экономике:

— повышение эффективности и компетентности власти в государственном управлении, авторитета власти внутри и вне страны;

— увеличение инвестиционных и иных экономических рейтингов России;

— снижение экономических издержек, оздоровление экономики;

— стимулирование рыночного прогресса (добросовестной конкуренции);

— оздоровление социально-психологического состояния населения, достижение более справедливого распределения национальных ресурсов.

Для эффективного противодействия коррупции необходимо масштабное проведение антикоррупционной политики, охватывающее все контуры коррупции, все наиболее опасные виды ее проявления, с использованием всех сбалансированных между собой методов борьбы. Эти задачи призвана решить Концепция государственной политики противодействия коррупции и теневой экономики, утверждаемая указом Президента РФ и содержащая подробную программу ее выполнения. Несомненно, роль государства на стадии модернизации усиливается по сравнению с периодом рыночных реформ, хотя бы потому, что рыночные механизмы и частный бизнес далеко не всегда могут без поддержки государства выиграть борьбу за конкурентоспособность, стартуя с низких позиций.

Читайте так же:  Справка яйца глист срок действия

Традиционно роль государства в экономике измеряется отношением госрасходов к ВВП. В последней четверти XIX века во всех западных странах рост экономики сопровождался опережающим ростом госрасходов. В развитых странах с демократическими политическими системами, всеобщим избирательным правом и преобладающим средним классом выработаны надежные методы социального регулирования через образование, СМИ, массовую культуру. Нет нужды в чрезмерном участии государства в поддержании порядка. Факторы, которые с конца XIX в. вели к росту госрасходов, в значительной мере исчерпаны

Выделяются два основных проекта модернизации:

— модернизация сверху – инициативы исходят от государства, от политиков и бюрократического аппарата;

— модернизация снизу – инициативы и финансирование преимущественно исходят от бизнеса, госорганы создают условия для деловой активности и поддерживают те или иные проекты.

За государством должны остаться основные функции

1. Формирование законодательства, обеспечение законности и правопорядка.

При модернизации сверху должно быть обеспечено исполнение исходящих сверху решений, власть сконцентрирована, возможно принуждение помимо закона. При этом бюрократическая волокита, произвол и коррупция неизбежны. При модернизации снизу эта функция является одной из главных. Верховенство закона, независимость суда предают уверенность предпринимателям и гражданам, что государство заботится об их правах.

2. Оборона, защита от внешних угроз.

Эта функция инвариантна, при модернизации сверху повышается значимость силовых структур, при модернизации снизу: цели – только борьба с внешней угрозой и терроризмом.

3. Обеспечение макроэкономической стабильности.

Данная функция также инвариантна, но она важнее при модернизации снизу, т.к. необходима как условие деловой активности и доверия (полномочия государства ограничены, низкая инфляция, валютная стабильность). При модернизации сверху полезна, если не мешает социальному спокойствию.

4. Осуществление институциональных изменений и необходимых реформ

При модернизации сверху авторитет власти позволяет обходиться без более или менее совершенных институтов, особенно важных, когда экономические агенты действуют самостоятельно. Вместе с тем реформы связаны с политическими рисками, к которым авторитарная власть чувствительна, поэтому при прочном своем положении она не станет их проводить. При модернизации снизу проведение реформ необходимо для выращивания продуктивных институтов и ценностей. В общем, это трудное дело, но оно составляет стержень модернизации государства и оно крайне важно для формирования институтов, характерных для модернизации снизу.

5. Содействие развитию экономики

Эти функции в постиндустриальной экономике обычно связаны с непопулярными реформами, поэтому их нередко относят к 4 функции: при модернизации сверху полезны для поддержания стабильности, а при модернизации снизу – необходимый фактор человеческого развития.

6. Публичные услуги, социальные гарантии, экологическая безопасность

Модернизация сверху предполагает, прежде всего, определение национальных приоритетов на высших уровнях власти и крупные государственные капиталовложения в приоритетные сектора, предоставление им субсидий и привилегий, обеспечивающих их ускоренное развитие. Но она чревата высокими рисками из-за неопределенности и быстрой смены приоритетов при длительных сроках реализации проектов госинвестиций. Для модернизации снизу повышение роли государства тоже необходимо, но оно должно быть направлено, прежде всего, на совершенствование рыночных механизмов. Это, во-первых, проведение антимонопольной политики, во-вторых, развитие полной системы рынков, регулирование их функционирования, в-третьих, формирование системы информации, обеспечение прозрачности работы бизнеса и всех публичных учреждений. Прямые государственные инвестиций, субсидии и привилегии не исключаются, но они должны быть жестко лимитированными и направляться только в достаточно бесспорные проекты. Например, важнейшие направления – поддержка инноваций и венчурного инновационного бизнеса, поддержка отечественного авиастроения, вложения в науку и образование.

7.Устранение «провалов» рынка.

Эта функция часто пересекается с предыдущей, но их следует разделять, т.к. борьбой с «провалами» рынка нередко мотивируются расширенные полномочия государства по текущему контролю за экономическими процессами. Характерный пример – повышение импортных пошлин на подержанные иномарки в расчете на то, что россияне будут покупать больше отечественных автомобилей. В итоге больше покупать их не стали, но предпочли новые иномарки, пусть и более дорогие.

8. Устранение «провалов» государства

Кроме теории «провалов» рынка выделяют теорию «провалов» государства. Если имеются провалы рынка, то предполагается потенциальная возможность государства по их устранению. Но государство также пользуется несовершенной информацией, оно часто не способно полностью предвидеть итоги собственных действий. Кроме того, гораздо чаще за решениями госорганов стоят чьи-то интересы (бизнеса, бюрократии). В результате последствия бывают более негативными, чем наблюдаемые несовершенства рынка. Только на примере нашей страны можно составить перечень провалов государства, самый грандиозный из которых – провал социалистической плановой экономики.

9. Государственное предпринимательство

При модернизации сверху госпредпринимательство необходимо в силу недоверия к бизнесу и рыночным силам. При модернизации снизу госорганизации используются только там, где они непосредственно необходимы или имеют преимущества перед частными.

В последние годы реального усиления роли государства в модернизации экономики не произошло. Но зато растет госсектор, приоритет получает государственное предпринимательство. Необходимо скорректировать экономическую политику, преодолеть ее противоречивость и перейти от модернизации сверху к модернизации снизу. Выделяются следующие типы модернизации государства:

— эндогенная, осуществляемая преимущественно эволюционным путем на основе собственных культурных традиций;

— эндогенно-экзогенная, «отраженная», «модернизация вдогонку», основным фактором выступают контакты «отставших» стран с «модернизационным» ядром, но осуществляемая на собственной основе;

— экзогенная модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемая на основе заимствований.

Особенности российской модернизации государства:

1. Процесс политической модернизации в России — это эндогенно-экзогенный тип модернизации.

2. Поскольку цель — формирование сильной в экономическом, политическом, военном, научном и иных отношениях страны при росте благосостояния ее населения, то модернизация предполагает комплексное обновление общества

3. Преимущество отсталости — позволяет использовать технологические и институциональные инновации развитых стран для более быстрого решения модернизационных задач

4. Неравномерность развития отдельных секторов — по некоторым параметрам сближение происходит быстрее (например, военный потенциал), а по другим – сохраняется сильное отставание (производительность труда).

5. Неустойчивость — откат назад происходил не только из-за кризисов в самой России, чаще отрыв начинал увеличиваться из-за ускорения развития передовых стран на новом технологическом витке и отсутствия у России заранее подготовленных ресурсов для очередного рывка.

6. Модернизация в России всегда происходила через разрушительные кризисы.

7. Российская модернизация по природе своей циклична. Переход от одной фазы модернизации к другой, как правило, сопровождается социальными потрясениями и даже катастрофами, которые характеризуются ломкой основных социальных институтов, регулирующих поведение экономических субъектов. После периода отката попытки решения проблем модернизации возобновляются с применением обновленных инструментов.

политика, успешная в прошлом, продолжает использоваться на этапе, для которого она непригодна,

— ошибка преждевременного переключения – когда правительство пытается применить методы и инструменты, эффективные лишь для более поздних стадий.

В Японии и странах ЮВА в качестве инструмента социального контроля выступали сетевые структуры — формы взаимоконтроля бизнеса и государства, синтезирующие в себе рыночные, административные и традиционные, и даже теневые механизмы взаимодействия. Сетевые структуры выступали в качестве точек роста, локомотивов экономики. Важным интегрирующим моментом таких сетей является создание на паритетных началах (государства и бизнеса) производственной, рыночной и социальной инфраструктуры. Именно единая инфраструктура позволяет аккумулировать в рамках единого бизнес-проекта наиболее эффективные производственные ресурсы. Единая сетевая инфраструктура централизует финансовые потоки и снижает риски и трансакционные издержки, повышает эффективность использования государственных дотаций и инвестиций. В сетевых структурах значительно выше эффект межотраслевого мультипликатора, что позволяет бизнесу накапливать значительные прибыли и направлять их на развитие социальных программ и приоритетных направлений экономики. Традиционные патриархальные отношения и корпоративная этика выступают в качестве механизмов контроля таких бизнес-структур. Единая инфраструктура и социальный контроль выступают в качестве ведущих инструментов, заставляющих предпринимателей выбирать долгосрочную стратегию, ориентированную на устойчивый рост.

Логика развития российской экономики показывает, что такая сетевая модель модернизации, скорее всего, будет приоритетной в нашей стране. Но создание эффективных сетевых структур невозможно без развития инфраструктуры и социального контроля, которые недостаточно развиты в большинстве российских регионов. Создание инфраструктуры требует значительных первоначальных инвестиций. Дотационный характер региональных бюджетов и низкая рентабельность или нежелание большинства крупных предприятий брать на себя решение этих проблем тормозит создание эффективных сетевых структур. В современных условиях становление центров современной модернизации, опирающейся на нормальную инфраструктуру, может быть решено за счет создания небольших зон сбалансированного экономического роста — модельных территорий. Комплексный характер развития модельной территории позволит обеспечить развитие инфраструктуры, снизить риски, начать реальную модернизацию производства и структурную перестройку. Реализация этой программы на небольшой территории позволяет выбрать оптимальные механизмы социального контроля и обеспечить необходимую для модернизации и создания современной инфраструктуры концентрацию ресурсов.

В 1992-2003 годах в России проводилась либеральная экономическая политика. Государство концентрировало внимание на рыночных реформах и макроэкономической стабилизации. Роль государства на нынешней стадии модернизации должна быть повышена по сравнению с тем периодом. Но действия государства зависят от того, какой путь избран для модернизации – модернизация сверху (инициативы исходят от государства) или модернизация снизу (инициативы и финансирование по преимуществу исходят от бизнеса, а госорганы создают условия для деловой активности).

В последние три года реального усиления роли государства в модернизации экономики не произошло. Экономическая политика колеблется между альтернативными проектами модернизации, все больше склоняясь к центристскому варианту. Государство не достигло заметных успехов в основной функции «ночного сторожа», в утверждении верховенства закона. Очевидна тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Институциональные реформы большей частью заморожены. При этом содействие развитию экономики, полезным структурным сдвигам осуществляется в недостаточных масштабах, в частности, в силу недостатков государственного аппарата. Но зато растет госсектор, приоритет получает государственное предпринимательство. За это время, по самым скромным оценкам, государство приобрело активов примерно на 35-40 млрд. долл., включая «Юганскнефтегаз», «Сибнефть», «Силовые машины». Необходимо скорректировать экономическую политику, преодолеть ее противоречивость и перейти к проекту модернизации снизу.

6. Рыночная институционализация российской экономики: от импорта институтов к их выращиванию.

Опыт рыночной трансформации постсоциалистических экономик подтвердил первоочередную значимость институциональных преобразований. И если в сфере создания формальных институтов российские реформы осуществлялись в форме шокового либерального варианта на основе их импорта, то заимствование неформальных институтов предпринимательской этики, цивилизованного поведения домохозяйств, рыночной культуры государственных чиновников и др. невозможно, необходимо их постепенное формирование, выращивание. Кроме того, возвращение России после кризиса на траекторию устойчивого экономического роста требует институциональной модернизации ряда сфер, прежде всего, поворота экономики к решению отложенных почти на два десятилетия социальных проблем российского общества.

Рыночная институционализация экономики — это процесс становления формальных институтов, ограничивающих поведение экономических субъектов, и комплементарных к ним добровольных неформальных соглашений, «правил игры», стереотипов поведения, традиций ведения деловой практики, контрактных отношений. Если в сфере создания формальных институтов российские реформы осуществлялись в форме шокового либерального варианта на основе их импорта, то заимствование неформальных институтов невозможно, необходимо их постепенное формирование, выращивание. В силу этого институциональное проектирование выступает в качестве важнейшего инструмента усиления роли государства

Основное противоречие либерально-рыночного варианта институционализации российской экономики состоит в том, что интеграция России в глобализированное экономическое пространство предполагает гомогенность институциональных образований, однако массовый и скоротечный импорт рыночных институтов, осуществленный «сверху», привел к институциональным разрывам экономического поля, усилению склонности как бизнеса, так и государства к оппортунистическому поведению. Этим определяется необходимость реализации государственно регулируемого варианта рыночной институционализации на основе модернизации сложившихся формальных институтов и легализации неформальных в процессе целенаправленного институционального проектирования.

Неопределенность выступает в качестве системной характеристики либерально-рыночной институционализации, изменяющей стратегию поведения отечественного предпринимательства в сторону роста его склонности к неформальным контрактам и оппортунизму. Российская модель эндогенного оппортунизма бизнеса оказывает деформирующее воздействие на институциональную структуру рынка, проявляя особый вид демонстрационной неопределенности − неопределенности рассогласования, что увеличивает трансформационные риски национальной экономики в условиях глобализации.

Механизм институционального проектирования формальных государственных институтов, основанный на принципах этапной полноты проекта, достаточного разнообразия стимулов, максимальной защищенности от оппортунистического поведения, представляет собой целенаправленную деятельность государства по упорядочению взаимоотношений бизнеса, власти и гражданского общества, преодолению атомизированного состояния экономики, локализации ее неопределенности. Он обеспечивает компенсацию негативного эффекта неравновесности институционального рынка, проявляющегося в расширении сферы действия неформальной институционализации на начальных этапах рыночной трансформации, детерминировавшей персонализацию экономических отношений, дуализм норм, высокий уровень неопределенности, многообразие институциональных ловушек и др.

Институциональное проектирование — это деятельность, направленная на разработку моделей экономических институтов, сознательно и целенаправленно внедряемых в хозяйственное массовое поведение.

Таким образом, формирующийся в России механизм взаимодействия государства и бизнеса включает принципы, инструменты и институты, обеспечивающие консолидацию усилий государства и частного капитала на институциональной основе соответствующих государственных программ развития приоритетных отраслей, депрессивных регионов, реализации инфраструктурных и общенациональных проектов.

Еще статьи:

  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Договор подряда тесты Бесплатные тесты с ответами Гражданское право. Тест 9 1. Предметом договора подряда является трудовая деятельность подрядчика выполнение определенной работы с получением конкретного материального результата научные исследования производство сельскохозяйственной продукции действия […]
  • Информ патент ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ" 191040, г Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 87 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 18-Н ОФИС 521 Основной род деятельности ООО "АИС ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ": Деятельность по предоставлению прочих […]
  • Повар требования и обязанности Должностная инструкция повара 4-го разряда ______________________________ (инициалы, фамилия) (наименование организации, ______________________ предприятия и т.п., его (директор или иное организационно-правовая форма) должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную […]
  • Таможенный союз экспертиза Глава 53 Таможенная экспертиза, назначаемая таможенными органами Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его […]
  • По каким дням выплачивается пособие по безработице По каким дням выплачивается пособие по безработице Версия сайта для слабовидящих Обычная версия сайта В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ : 1950 руб./мес. - мин. 10400 руб./мес. - макс. для граждан предпенсионного возраста 14 664 руб./мес.-макс. условия выплаты пособия по безработице ПОСОБИЕ ПО […]