Иск к кадастровой палате о внесении изменений

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-394/14

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2014 г. по делу N 33-394/14

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.
судей областного суда Мариной Ж.В.
Маклашова В.И.
при секретаре А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой Е.А. 11 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе руководителя Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Брянской области Л.И.А. на решение Брянского районного суда Брянской области от 06 ноября 2013 года по делу по иску М.Ю.И. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Брянской области, ОАО «Снежка», администрации г. Брянска об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости,

Судьи
областного суда
Ж.В.МАРИНА
В.И.МАКЛАШОВ

Дело № не определено

г. Сочи (Дата обезличена) года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края

председательствующий судья Ефанов В.А.

при секретаре Касаеве Б.М.

рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Папазян С.А. к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об устранении препятствий в оформлении земельного участка, внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости о ранее учтенном земельном участке,

Папазян С.А. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, в котором просит суд обязать ответчика произвести уточнение в межевом плане местоположения границ земельного участка с кадастровым номером (Номер обезличен) по прохождению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером (Номер обезличен); и обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата по КК Сочинский филиал внести изменения в сведения о земельном участке с декларативным кадастровым номером (Номер обезличен), площадью 700 кв.м., в части указания площади и прохождения границ, признав площадь 141063 кв.м. земельного участка декларативной, ликвидировав сведения о прохождении границ, выполнив для этого все необходимые действия технического характера и поставить на кадастровый учет земельный участок, площадью 700 кв.м. категория земель — земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: (. ).

В предварительном судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений КК просил суд оставить исковое заявление без рассмотрения, так как истицей не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, то есть истица не обратилась в департамент имущественных отношений КК.

Представитель Папазян С.А. разрешение данного вопроса оставила на усмотрение суда.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости оставления искового заявления без рассмотрения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.

Как установлено из искового заявления Папазян С.А. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, в котором просит суд обязать ответчика произвести уточнение в межевом плане местоположения границ земельного участка с кадастровым номером (Номер обезличен) по прохождению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером (Номер обезличен); и обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата по КК Сочинский филиал внести изменения в сведения о земельном участке с декларативным кадастровым номером (Номер обезличен), площадью 700 кв.м., в части указания площади и прохождения границ, признав площадь 141063 кв.м. земельного участка декларативной, ликвидировав сведения о прохождении границ, выполнив для этого все необходимые действия технического характера и поставить на кадастровый учет земельный участок, площадью 700 кв.м. категория земель — земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: (. ).

Порядок внесения изменений в характеристики земельных участков определен ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости».

В соответствии со ст. 26 указанного закона, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок, является преобразуемым объектом недвижимости) орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее — решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

При этом решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств ((в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным) и рекомендации по устранению данных причин.

Поэтому при выявлении пересечения или иного не соответствия границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление с границами другого земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, орган кадастрового учета должен:

1.Проверить наличие технической ошибки в ГКН относительно местоположения границ земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен ранее путем проверки соответствия сведений о местоположении границ земельных участков, содержащихся в ГКН, сведениям в документах, на основании которых они внесены.

При выявлении технической ошибки в ГКН исправления выполняются в соответствии с письмом Роснедвижимости «О направлении разъяснений» от (Дата обезличена) (Номер обезличен).

2. При отсутствии технической ошибки в ГКН орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка (далее — решение о приостановлении) с указанием информации о возможном наличии кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельных участков.

В решении от (Дата обезличена) (Номер обезличен) о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю сообщило заявителю о возможном наличии кадастровой ошибки.

Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона (Номер обезличен) кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, то для исправления необходимо получить письменное заявление собственника объекта недвижимости.

При наличии заявления от собственника объекта недвижимости об исправлении кадастровой ошибки и документов, содержащих сведения в объеме необходимом для внесения данных исправлений, орган кадастрового учета принимает решение об устранении такой ошибки, с учетом требований части 5 статьи 28 Закона (Номер обезличен) и письма Роснедвижимости « О подготовке документов для целей обеспечения ведения государственного кадастра недвижимости» от (Дата обезличена) (Номер обезличен). Заверенная копия решения направляется заинтересованным лицам в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

В случае несогласия собственника объекта недвижимости на внесение изменений, в сведениях которого допущена кадастровая ошибка или иной причины невозможности получения письменного заявления, орган кадастрового учета инициирует обращение в суд для решения вопроса о внесении данных изменений в сведения ГКН с приложением необходимых для принятия такого решения документов.

Таким образом, до подачи соответствующего заявления собственнику земельного участка, кадастровый учет которого осуществлен ранее, истцу следовало обратиться с заявлением о необходимости корректировки границ земельного участка в адрес собственника участка для рассмотрения последним вопроса о наличии кадастровой ошибки и принятия решения о ее исправлении.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от (Дата обезличена) (Номер обезличен) полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, делегированы департаменту имущественных отношений Краснодарского края.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.

Как следует из искового заявления, основанием для обращения в суд с настоящим иском послужило решение от (Дата обезличена) (Номер обезличен), в котором указано о на наличие кадастровой ошибки по причине наложения принадлежащего заявителю земельного участка с условным кадастровым номером (Номер обезличен) на земельный участок с кадастровым номером (Номер обезличен), находящимся в собственности Краснодарского края.

Доказательств обращения в департамент с документальным подтверждением (соответствующим заключением) наличия кадастровой ошибки и заявлением о ее исправлении в досудебном порядке в период с (Дата обезличена), либо принятия мер по обжалованию решений соответствующих органов по причине несогласия с наличием указанной ошибки не представлено.

При таких обстоятельствах Суд считает возможным исковое заявление оставить без рассмотрения.

Исковое заявление Папазян С.А. к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об устранении препятствий в оформлении земельного участка, внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости о ранее учтенном земельном участке, оставить без рассмотрения.

Разъяснить истице, что после устранения обстоятельств послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, она вправе вновь обратиться в суд.

Определение в 10 дней может быть обжаловано в краевой суд через райсуд.

Верховный суд объяснил, как оспорить отказ в постановке на кадастровый учет

Верховный суд опубликовал обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета. В нем ВС проанализировал и дал разъяснения по 33 делам данной категории.

В обзоре ВС отмечает, что обобщил практику по спорам, касающимся отказа в осуществлении кадастрового учета, которые подлежат рассмотрению по правилам КАС и главы 24 АПК, для «обеспечения единообразного подхода к разрешению СОЮ и арбитражными судами дел о применении отдельных положений закона «О государственном кадастре недвижимости».

Что можно считать объектом недвижимости?

Так, разбирая одно из дел, Верховный суд подчеркивает, что действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, который не является объектом недвижимости. Бизнесмен оспаривал в арбитраже отказ в постановке на кадастровый учет «навеса для ожидания транспорта». По его словам, он получил участок земли именно для возведения этого объекта, который имеет прочную связь с землей, а демонтировать его без ущерба назначению невозможно (т.е., согласно ст. 130 ГК, является объектом недвижимости). Однако суды установили, что навес представляет собой конструкцию, которая крепится на бетонную площадку болтами, обеспечивающими лишь временную связь с ней. Демонтаж либо перемещение объекта (его частей) не нанесут ущерб всей конструкции (остановочно-торговому комплексу), и она сможет после этого использования по назначению, указали суды, отклонив иск (п. 1 обзора).

Кроме того, анализируя другое дело, ВС отметил, что к объектам недвижимости нельзя отнести и асфальтобетонное покрытие (п. 2 обзора). А недострой, по мнению Верховного суда, можно поставить на кадастровый учет лишь в том случае, если степень выполнения работ позволяет идентифицировать его как самостоятельный объект недвижимости. В качестве примера приводится дело, где бизнесмен требовал зарегистрировать в качестве недвижимости три сваи, вбитые в землю, но получил отказ от судов всех инстанций (п. 3). При этом здание (помещение), которое ставят на учет должно быть обособленным и изолированным, то есть, не являться пристройкой к другому зданию или его частью, огражденной, например, строительными конструкциями (п. 4).

Читайте так же:  Налог на прибыль какой налог местный

А часть жилого дома может быть поставлена на учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной, указал ВС и привел в пример следующее дело. Т. отказали в кадастровом учете части одноэтажного жилого дома, тогда он пошел оспаривать это решение в суд. В ходе разбирательства выяснилось, что ранее дом был в долевой собственности Т. и А., однако впоследствии по решению суда Т. выделили отдельный блок из трех комнат, кухни, коридора, уборной и кладовки, который имел отдельный выход, систему отопления и индивидуальные коммуникации. Суд удовлетворил требования заявителя, поскольку жилой дом состоит из двух блоков, являющихся изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования (п. 5 обзора).

Тонкости постановки на учет комнат в квартире

Также ВС разъясняет, в каких случаях возможно поставить на кадастровый учет в качестве единого объекта несколько комнат в коммунальной квартире. Заявителям не должны отказывать в регистрации, если такие комнаты являются смежными и изолированы от других помещений. То есть, имеют «общую» стену, один вход, и из одной можно пройти в другую. При этом, если такие помещения разделены местами общего пользования, регистрировать их как один объект недвижимости нельзя.

Регистрация частей объектов недвижимости

Зарегистрировать право на часть объекта недвижимости можно, если проведена госрегистрация ограничения (обременения) вещного права, в связи с установлением которого эта часть образована. В качестве примера приводится обращение потребительского кооператива, которому отказали в регистрации права собственности на кладовые, поскольку те располагались на участке, находящемся в муниципальной собственности. Вместе с тем выяснилось, что часть земли под помещениями кооператив арендовал у муниципалитета. Суд решил: раз на части участка есть обременение, находящаяся на нем постройка может быть зарегистрирована как отдельный объект.

При этом кадастровый учет частей объектов недвижимости (например, части переданного в пользование помещения, крыши или стены здания), осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав. При этом внесение в кадастр соответствующих сведений в указанных целях не является отражением факта образования нового самостоятельного объекта недвижимости. Учет части переданного в пользование объекта недвижимости — право, но не обязанность собственника или арендатора, напоминает ВС.

Проблемы с кадастровым учетом после перепланировки

«Кадастровый учет изменений помещения, касающихся также и характеристик всего здания, без внесения изменений в сведения о здании недопустим», — отмечает ВС и иллюстрирует это следующим примером. Компания-собственник нежилого помещения, расположенного на первом этаже здания, сделала к нему пристройку. Затем она подала в орган кадастрового учета заявление об учете перепланировки, приложив к нему техплан помещения. Однако фирма получила отказ, так как проведенная ею реконструкция изменила конфигурацию и границы всего здания, чей план с учетом изменений у нее и запросили. Тогда организация обратилась в арбитраж, пояснив, что принадлежащее ей помещение прошло учет как самостоятельный объект, и изменение его характеристик не влечет изменение данных кадастрового учета всего здания. Однако суд отказал в удовлетворении ее иска, указав, что работы по реконструкции помещения «очевидно повлекли изменение характеристик всего здания», элементом которого является данное помещение (п. 10 обзора).

ВС анализирует еще одно дело, затрагивающее вопросы кадастрового учета после перепланировки. Департамент подал заявление «об осуществлении кадастрового учета изменений жилого помещения», однако получил отказ. Орган кадастрового учета указал заявителю на отсутствие документов, подтверждающих согласование перепланировки. Считая отказ незаконным, департамент обратился в суд, сославшись на то, что предоставленный им техплан содержал все необходимые сведения об изменениях в объекте недвижимости. Первая инстанция и апелляция встали на сторону заявителя, указав, что ст. 22 закона о кадастре не предусматривает предоставление решения о согласовании перепланировки в качестве документа, необходимого для кадастрового учета.

Однако окружной арбитраж отказал в удовлетворении заявления, напомнив, что переустройство жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления (ст. 26 ЖК). Завершение перепланировки подтверждается актом приемочной комиссии, который направляется в орган кадастрового учета. Однако, согласно материалам дела, последний не получал акта приемочной комиссии. В ответе на межведомственный запрос сказано, что соответствующих документов попросту не имеется. Собственник жилья, который провел самовольную перепланировку, несет предусмотренную законодательством ответственность и обязан привести помещение в прежнее состояние (ч. 3 ст. 29 ЖК), напомнил ВС (п. 11 обзора).

Кадастровый учет земельных участков

Также Верховный суд осветил некоторые спорные моменты, связанные с кадастровым учетом земли. Так, например, невозможно поставить на учет земельный участок, если истек срок действия схемы его расположения. Некий М. обратился в местную администрацию с заявлением о предоставлении безвозмездно в собственность земельного участка, на котором долгое время был расположен его огород. И все бы ничего, но схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории оказалась «просроченной», поэтому суды посчитали отказ в постановке на учет обоснованным.

Невозможно поставить на учет выделенную в натуре долю земельного участка, сформированного для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и принадлежащего на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в данном доме. ВС указал, что это будет считаться нарушением запрета, установленного пп. 1 ч. 4 ст. 37 ЖК. Также правомерен отказ в постановке на учет участка, если его размеры не соответствуют тем, что указаны в градостроительных регламентах (входят в правила землепользования и застройки, а в отношении земельных участков), Земельном кодексе или других федеральных законах (в случаях, если на земли не распространяется действие градостроительных регламентов). Так, например, нельзя образовать участок в 400 кв. м для ведения подсобного хозяйства, если в градостроительном регламенте населенного пункта, где тот расположен, указано, что его минимальный размер должен составлять 800 кв.м.

При этом, если вы не регистрируете землю «с нуля», а лишь проводите кадастровое уточнение границ, увеличение ее площади не должно превышать предельный минимальный размер земельного участка, а если он не установлен – 10% от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого участка. Отсутствие обоснования увеличения площади земельного участка не должно стать помехой в осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку такого основания для отказа не содержится в ст. 27 закона о кадастре.

Оповещение заинтересованных лиц

«Круг лиц, с которыми производится согласование местоположения границ земельного участка, определяется на момент совершения кадастровых работ», — указывает в обзоре ВС и разбирает следующее дело. Кадастровый инженер А. направил в орган кадастрового учета межевой план, подготовленный в связи с уточнением границ и площади участка, занятого автодорогой общего пользования. Однако инженер получил отказ, так как не согласовал план с С. — арендатором смежных участков. Это решение А. оспорил в суде, который установил, что право аренды С. на указанные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано позже даты проведения кадастровых работ. До С. их арендатором был Р., с которым А. согласовал уточненные границы. В связи с этим суд признал решение органа кадастрового учета незаконным (п. 20 обзора). ВС, анализируя другое дело, также отметил, что если в государственном кадастре недвижимости есть адреса лиц, заинтересованных в согласовании границ земельного участка, каждого из них нужно индивидуально оповестить о собрании, где будет проводится такое согласование.

Если сведения носят временный характер

Если сведения о земельном участке, которые вносят в госкадастр недвижимости не имеют временного характера, то снять его с кадастрового учета можно только после преобразования или в других случаях, прямо предусмотренных законом. Так, например, администрация представила предпринимателю землю для строительства ТЦ, а когда оно было окончено, попросила снять участок с кадастрового учета. Суды отказали муниципалитету, так как сведения, представленные в реестр не были временными, и никаких действий с участком не производилось.

Напомнил ВС и о том, что если договор аренды земельного участка не подлежит регистрации, на его основании нельзя изменить статус сведений государственного кадастра недвижимости об участке с временного на учтенный или продлить срок действия временного характера таких данных. Временные сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости самим органом кадастрового учета по истечении срока, установленного Законом о кадастре, если не осуществлена государственная регистрация права или аренды. К временным сведениям относятся и данные о постановке на учет земельного участка, образованного из земель, право собственности на которые не разграничено. Не носят временного характера сведения о ранее учтенных земельных участках. Приостановление аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений, которые носят временный характер, может применяться судом в качестве обеспечительной меры.

Отмена решений о регистрации

Если суд счел незаконными действия органа кадастрового учета, требование о снятии спорного земельного участка с учета подлежит удовлетворению, если для этого нет препятствий (например, наличие межевого спора, спора об исправлении кадастровой ошибки), отмечает ВС. Компания оспорила в суде решение госоргана о постановке на кадастровый учет нескольких участков. Она указала, что является арендатором участка, из которого путем несанкционировнного раздела вычленили спорные участки. Из-за такого раздела организация не может эксплуатировать принадлежащие ей объекты недвижимости. Однако суд первой инстанции отклонил ее заявление, подчеркнув, что доступ к недвижимости может быть организован через другие земельные участки. Апелляция и кассация это решение отменили, сославшись на заключение землеустроительной экспертизы. Она установила, что раздел исходного участка сделал невозможной эксплуатацию расположенных на нем двух объектов недвижимости, принадлежащих компании. А сформированные участки не достаточны для эксплуатации зданий (п. 28 обзора).

В другом деле ВС подчеркнул, что если объект недвижимости находится в долевой собственности, то его кадастровый учет осуществляется на основании заявления всех собственников. В случаях, когда хотя бы один из них не согласен, в постановке на учет должны отказать.

Арендатор государственной или муниципальной земли сроком больше, чем на пять лет, вправе самостоятельно внести в госреестр сведения об изменениях такого участка, отмечает ВС. А орган госвласти, осуществляющий полномочия собственника, может обратиться с заявлением о внесении таких изменений относительно участка, находящегося в силу закона в собственности РФ, даже если госрегистрация права собственности не проводилась.

Кроме того, ВС подчеркивает, что «внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости не допускается, если сведения о таком объекте уже содержатся в государственном кадастре недвижимости» (п. 3 ч. 17 ст. 45 Закона о кадастре). В качестве примера приводится следующее дело. Орган кадастрового учета отказал А. во внесении сведений об участке в связи с тем, что в государственном кадастре недвижимости он уже был учтен. А. оспорил это решение в суде, который установил, что данный участок обременен договором аренды с одной из компаний. В сентябре 2011 года по ее заявлению госорган исправил ошибку в кадастровых сведениях о категории земель, к которой отнесен спорный участок, указав категорию «земли лесного фонда». В феврале прошлого года также по заявлению организации в кадастр недвижимости внесли сведения о местоположении участка, а также сведения о его арендаторе. А. обратился в орган кадастрового учета позднее, в мае 2015 года. С учетом этого суд оклонил его иск (п. 33 обзора).

Читайте так же:  Приказ по узи беременных

Внесение изменений в ГКН и борьба с приостановками Кадастровой палаты. Что делать если не ставят на кадастровый учет?

Внесение изменений в Государственный кадастр

Самостоятельно собственники не могут внести изменения в ГКН. Кадастровый инженер формирует пакет документов, с помощью которых происходит постановка на кадастровый учет, либо внесение изменений в уже существующий кадастровый номер. В зависимости от объекта формируется соответствующий пакет. Это либо технический план, либо межевой план, либо акт осмотра земельного участка, акт обследования, либо карта-план, либо заключение кадастрового инженера. С помощью всех этих документов кадастровый инженер дальше сможет ставить на кадастровый учет объект либо вносить изменения. Не смотря на соблюдение всех этих требований Кадастровая палата очень часто возвращает документы на доработку или же полностью отказывает в дальнейших действиях по внесению изменений в имеющиеся объекты. Давайте разбираться по каким причинам происходят возвраты документов, и как их избежать.

Самые распространенные ситуации приостановок в ГКН — это постановка на кадастровый учет нежилого строения, постановка на кадастровый учет жилого строения, уточнение границ земельного участка, внесение изменений в части площади, кадастровая ошибка и техническая ошибка. Приостановки могут быть связаны со зданием, с земельным участком и с квартирой. Как правило, технические ошибки со зданием: это жилой дом, квартира и так далее. В работу инженеров ГКИ Недкадастр входит помощь с приостановками в кадастровой палате. Мы решаем эти вопросы. Нельзя сказать, что происходит это в кратчайшие сроки, но гарантию мы даем. Конечно же, лучше сначала предварительно проанализировать конкретную ситуацию.

А знали ли вы, что. если у объекта недвижимости меняется собственник и происходит его перерегистрация, обращаться в госкадастр для внесения изменений, касающихся данных о новом владельце, не нужно. Эта информация будет внесена автоматически в ходе межведомственного обмена. Собственнику остается всего лишь заказать выписку с обновленными данными.

Процедура внесения изменений нужна, прежде всего, самому собственнику. Последствия несерьезного отношения к этому всегда неприятны. Если на протяжении определенного времени фактические характеристики объекта отличались от зафиксированных в ГКН, налог исчислялся неверно. После обнаружения этого факта его могут пересчитать и обязать собственника уплатить недоимку. Законом также предусмотрено накладывание штрафа. Любые юридические действия над объектом, фактическое состояние которого отличается от реального, затрудняются, иногда становятся невозможными. Ситуацию в любом случае придется решать, а это потребует времени, которое часто играет не на руку собственнику. Иногда невнесение изменений может обернуться для собственника разрывом важных для него договоренностей.

Приостановки по внесению сведений в ГКН

Вся недвижимость: Есть несколько случаев, когда во внесении изменений заявителю откажут на 100%. При этом ему обязаны в письменном виде направить мотивированный отказ. Если заявитель не согласен с подобной позицией, он имеет право оспорить данное решение в судебном порядке. Однако чаще отказ предполагает повторное обращение, после устранения неточностей. Оснований, чтобы отказать заявителю много, и они могут быть весьма существенны. Например, заявителем оказалось неуполномоченное лицо или его полномочия были оформлены неправомерным образом. Пакет поданных документов неполный, либо же оформлены они неверно, допущены ошибки, которыми, согласно закону, пренебречь нельзя. Есть и довольно неприятная для заявителя причина. Она подразумевает, что внесение изменений в кадастр невозможно, так как подобные действия будут расценены как нарушение российского законодательства.

Нередки ситуации, при которых объект недвижимости снимают и тут же снова ставят на учет. Вероятность такого развития событий велика, если процедура охватывает несколько объектов или изменения носят глобальный характер. Если при сдаче объекта обнаружилось, что на определенную квадратуру увеличилась его площадь, то процедура ничем не отягчается. Просьбу собственника о внесении изменений удовлетворяют в обусловленные законодательством сроки. Но есть и другая ситуация. К зданию достроили еще одну часть, которая служит магазином, котельной, продолжением здания и т.п. В этом случае целесообразно старую постройку с учета не снимать, а новую поставить через оформление реконструкции.

Приостановки по внесению сведений в ГКН о квартире

По квартирам: внесение изменений в части площади (после перепланировки). Собственник квартиры получает приостановку, когда изменилась площадь или появились перегородки. Почему Кадастровая палата приостановила решение по внесению изменений? Причин очень много, это даже могут быть банальные опечатки, например, префикс с суффиксом не сошелся. Причины от технической до механической. Когда при регистрации изменений в кадастр попадают неверные, ошибочные данные по вине специалиста или, как перенесенные из неверно оформленных исходных документов, то ошибка подлежит исправлению и инициатором этого может выступить любое заинтересованное лицо, кадастровый орган или суд. Уполномоченный орган о выявленной ошибке выносит решение и она должна быть устранена в течении 5 дней.

Какие сведения вносятся в ГКН по земельным участкам

По отношению к земельным участкам причинами для совершения таких действий являются: изменение кадастровой стоимости, конфигурации и/или площади, наименования объекта, адреса или местоположения, появление на участке или исчезновение на нем водного объекта, любых природных насаждений, смена категории земель или вида разрешенного использования, возникновение у владельца участка ограничений права собственности. Наиболее частой причиной обращения становятся изменения конфигурации и площади (раздел участков, объединение, перераспределение и т. д.), которые выявляются при оформлении дачных участков. Изменение категории земель — еще один частый повод обращения к кадастровому инженеру. Право перевести с/х надел в участок под строительство для многих семей становится хорошей возможностью поправить свои жилищные условия.

Какие сведения вносятся в ГКН по квартирам домам и зданиям

Касаемо сооружений, зданий и помещений в кадастр обращаются, если поменялись технические характеристики объекта: его этажность, конфигурация, площадь, для строительства наружных стен применен отличный от зафиксированного материала. Также необходимо отобразить изменение адреса (или первичное присвоение), местоположения, наименования, назначения здания, степень его готовности. Чаще изменения возникают после завершения строительных работ, ведь ряд сделок, например, договора переуступки или долевого участия, фиксируются в Росреестре еще до появления недвижимости как таковой. После завершения работ необходимо внести корректировки. Это обязательная для выполнения процедура.

Порядок первичной регистрации и внесения изменений в ГКН

А знали ли вы, что. многофункциональные центры не всегда работают по принципу «единого окна». МФЦ старается выступать полноправным посредником между гражданами и некоторыми учреждениями. Их сотрудники получают документы от заявителей под расписку и передают их в органы Росреестра. Явиться можно лично, переслать документы почтой или в электронном виде через сайт соответствующих учреждений.

Собственник или лицо, уполномоченное им, обращается в органы Росреестра, в МФЦ или к кадастровому инженеру. Обращения в ГКН по любым изменениям оформляются только документально. Все случаи индивидуальные, поэтому стандартного алгоритма действий на первом этапе нет. Для получения информации о том, какие нужны документы, лучше предварительно получить информацию у кадастровых инженеров ГКИ Недкадастр. К примеру, если собственник решил сменить назначение земельного участка, чтобы это зафиксировать в кадастре, нужно администрации района (по месту нахождения объекта) получить документ, регламентирующий такие действия. Следующим шагом будет получение выписки из ГКН, с целью убедиться, что нынешнее хозяйственное и правовое состояние участка не соответствует данным о нем, содержащимся в базе данных.

Первый вариант: обращаетесь кадастровым инженерам, можете к нашим, или любым другим. Инженер за вас формирует пакет документов и гарантировано вносит изменения в Кадастр. Человек не тратит время и получает возможность непосредственного общения со специалистом.

Второй вариант: Отправка любым способом документов требует нотариального заверения, а, если документы пересылаются через интернет, то необходим образец электронной подписи. Человек получает возможность непосредственного общения со специалистом, принимающим документы. В случае если при оформлении допущены какие-то ошибки, их можно устранить и специалист обязан рассказать как это сделать. Оптимальным вариантом для собственника является запись на консультацию к специалисту заранее. В деле должны быть три типа документов: те, которые удостоверяют личность собственника или уполномоченного лица, кадастровые (технический или межевой план), решения, распоряжения, соглашения местных органов самоуправления. Но для каждой конкретной ситуации окончательный их перечень может быть разным.

Первым в пакете документов идет Заявление установленного образца. Готовить его заблаговременно (если человек отвозит документы самостоятельно) не нужно. При сдаче ему предоставят бланк и специалист кадастра поможет правильно написать заявление. Если документы отсылаются каким-либо другим способом, образец можно взять в соответствующем разделе на сайте Росреестра. Заявление достаточно написать в единственном экземпляре и обязательно его подписать. Желательно указать свои контактные данные, чтобы при обнаружении каких-то несоответствий кадастровый специалист мог напрямую связаться с заявителем для уточнения деталей. Подлинник паспорта гражданина РФ, а для доверенного лица еще и доверенность, заверить которую нужно у нотариуса, предъявляется представителю Кадастра при подаче документов и только. В дело подшиваются исключительно копии этих документов.

Главным в деле является документ о собственности на объект. Но нередко бывают случаи, когда он по тем или иным причинам отсутствует, утерян или устарел. Не стоит отчаиваться. В этом случае прeдoстaвляются документы, на основании которых можно сделать вывод о причинах и условиях, на основе которых собственность возникла. Это может быть договор купли-продажи, техпаспорт, акт о введении в эксплуатацию. В дело также подшиваются копии, но подлинник документа обязателен для предъявления. Иначе в приеме заявления откажут.

Следующий важный документ подтверждает изменения. Ситуации могут быть разными. Поэтому для каждого конкретного случая потребуется соответствующий документ. Самые распространенные межевой план, акты или распоряжения о переводе земель или изменении назначения здания, техплан, подтверждение нового адреса. Объектом для регистрации изменений выступают земельные участки и объекты капитального строительства. В первом случае внесению изменений сопутствует составление нового межевого плана. Для зданий и сооружений необходимо будет подготовить технический план. Но есть и другие типы изменений, которые не предполагают получения данных документов.

Если меняется назначение здания, в подтверждение законности такого действия заявитель обязан предоставить решение об этом соответствующего государственного или местного органа власти. Аналогичная ситуация с переводом земель. Собственник должен предъявить решение государственных или полномочных к таким действиям местных органов власти. Если менялись границы участка, его площадь и конфигурация, собственнику, чтобы зарегистрировать изменения, нужно предоставить в Кадастр изготовленный с учетом изменений межевой план. Если обновлялись параметры здания: этажность, материал отделки наружных стен, конфигурация и площадь постройки, предоставляется новый технический план, хотя в деле наряду с ним оставляют старый. Если менялся адрес, предоставляется постановление соответствующего муниципального органа. Аналогичные документы нужны, если менялся вид пользования земельным участком. В этом случае также могут потребовать справку из отдела архитектуры.

Читайте так же:  Заместитель прокурора ростовской области клименко

В подтверждение поступления документов в орган госкадастра, его работник выдает собственнику или уполномоченному лицу расписку с перечислением полученных, датой их поступления, а также ориентировочное число, когда собственник может явиться в кадастр для получения обновленной выписки.

Процедура не предусматривает внесения госпошлины, согласно закону изменения вносятся бесплатно. Небольшая сумма, которую просят внести, является платой за бланки документов. В дату, указанную в расписке, собственник или уполномоченное лицо, с удостоверяющими личность документами являются в территориальное отделение госкадастра или МФЦ. И получают выписку, содержащую обновленные сведение об объекте. После ее получения процедуру считают завершенной.

Срок внесения изменений в ГКН

Срок, в который работники Кадастра обязаны внести изменения, не превышает 18 дней. Если документы подавались через МФЦ, то к этому сроку нужно добавить 2-3 дня — столько потребуется, чтобы передать документы из одного учреждения в другое. Если изменения касаются адреса или местоположения объекта, их вносят за 3-5 дней. Сроки регулируются ФЗ-221. Возможно ускорение сроков, но у наших кадастровых инженеров это оплачивается дополнительно.

Оспаривание кадастровой оценки: нюансы процедуры

Руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Почти на протяжении года в России действует новый порядок оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; далее – Закон № 135-ФЗ).

Рассмотрим некоторые нюансы, встречающиеся собственникам и арендаторам объектов недвижимости на этом пути.

Напомню, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 11-13 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем (физическим или юридическим лицом), а после 15 сентября 2015 года – административным истцом в судебном порядке.

Причем для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абз. 3 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Однако для юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде возможно только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в течение месяца с даты его поступления (абз. 37 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Необходимо помнить, что при обращении в комиссию к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости следует приложить:

  • кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет (абз. 18-23 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

На этапе сбора необходимых документов наибольшее внимание следует уделить подготовке заключения оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости и положительного заключения саморегулируемой организации (СРО) оценщиков, членом которой является оценщик, в соответствии этого заключения требованиям закона, стандартам и правилам оценки.

Во-первых, не следует забывать, что оценка рыночной стоимости должна производиться на дату проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в субъекте. Если рыночная стоимость будет оценена по состоянию на ненадлежащую дату, комиссия и суд непременно откажут в удовлетворении вашего заявления (абз. 4 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Во-вторых, по новым требованиям одного отчета об оценке недостаточно, теперь требуется еще заключение СРО оценщиков, одобряющее методику и результаты оценки, полученные оценщиком. К сожалению, не все экспертные организации могут представить такое заключение. Либо СРО еще не готовы одобрять отчеты своих членов-оценщиков, либо отчеты не так хороши. Но, как показывает практика, в такой услуге экспертные организации могут вам отказать. Поэтому, прежде чем заказывать отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в экспертной организации, удостоверьтесь, что она обладает возможностью получить положительное заключение на свой отчет в СРО оценщиков.

В июне 2015 года комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при столичном управлении Росреестра, было рассмотрено 152 заявления об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, из которых 58 заявлений (38%) были удовлетворены и 94 заявления (62%) отклонены.

Причиной отклонения стало несоответствие отчетов об оценке предъявляемым к ним требованиям. Например, комиссией было установлено, что оценщики неправильно оформляют отчеты, не используют обязательные методы оценки или не обосновывают отказ от применения тех или иных оценочных подходов, неправильно подбирают объекты-аналоги, не прикладывают фото с осмотров объектов недвижимости, применяют метод массовой оценки, не учитывают требуемые корректировки или не правильно их рассчитывают. Одним словом, главные риски при обращении за пересмотром кадастровой стоимости в комиссию связаны с качеством заключения оценщика.

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено комиссией, то следующим шагом для юридического лица должно стать обращение в суд. Добавлю, что изначально иски об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной рассматривались арбитражными судами. После внесения изменений в законодательство такие иски стали подведомственны судам общей юрисдикции (п. 15 ст. 20 КАС РФ). Однако этот механизм оспаривания кадастровой стоимости показал свою неэффективность, и профессиональные юристы нашли следующий выход из положения. Получив отказ в пересмотре кадастровой стоимости в комиссии при Росреестре, юристы обращались в суд, но не с иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, а с иском о признании незаконным решения государственного органа, что является самостоятельным способом защиты нарушенного права. Соответственно, в случаях если объект недвижимости принадлежит юридическому лицу, данные споры подсудны уже не судам общей юрисдикции, а арбитражным судам. Этот способ был избран неслучайно, а связи с тем, что арбитражные суды в подобных вопросах давно зарекомендовали себя как более компетентные.

В суде заявителю предстоит добиваться назначения судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, так как, скорее всего, комиссия признала отчет заявителя несоответствующим требованиям закона. Раньше суды противились этому и отказывали истцам в ходатайстве о назначении по делу судебной экспертизы. Но кассационный суд разъяснил, что суды первой инстанции не рассматривают спор по существу и предписал назначать судебные экспертизы (постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 апреля 2015 г. по делу № А40-115938/2014).

Также, соблюдая досудебный порядок, можно обратиться в областной суд субъекта с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, но в этом случае за результат никто поручиться не может. Судебная практика по таким делам по-прежнему противоречивая – ВС РФ завален апелляционными жалобами, как от налогоплательщиков, так и от государственных органов.

Когда, наконец, заявитель получил положительное решение комиссии или суда, и в отношении объекта недвижимости установлена новая кадастровая стоимость в размере рыночной, кадастровая палата субъекта обязана внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости. Эти сведения в дальнейшем будут запрашиваться налоговым органом при проверке налоговых деклараций заявителя.

На этом этапе также не обходится без некоторых сложностей. В соответствии с нормами закона сведения о кадастровой стоимости, измененные по решению комиссии или суда, применяются для целей налогообложения, начиная с года подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Поэтому если год подачи заявления и год вступления решения в законную силу разнятся, то предстоит еще процедура доказывания налоговому органу, что кадастровая стоимость за предыдущий год (год подачи заявления) равна рыночной в соответствии с решением комиссии или суда.

Налоговые органы могут отказать в возврате/зачете излишне уплаченной суммы налога, поскольку данные в государственном кадастре недвижимости за предыдущий год отражают устаревшую кадастровую стоимость. Судебная практика по таким спорам еще не сформировалась.

В конце марта ФНС России разъяснила в своем письме, что если изменения в части установления кадастровой стоимости равной рыночной стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в течение 2014 года на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр, то есть с 1 января 2015 года. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 году и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 году, то новая кадастровая стоимость должна применяться также с 1 января 2015 года (письмо ФНС России от 27 марта 2015 г. № БС-4-11/5013).

Таким образом, приняв поправки в нормативные акты, законодатель не урегулировал слаженное функционирование нового механизма использования привилегий налогоплательщиков, связанных с изменением кадастровой стоимости.

Еще статьи:

  • Отп банк финансовая отчетность Мы в социальных сетях Private banking © 2019 АО «ОТП Банк» Дополнительная информация: +7 495 775-4-775, 8 800 100-55-55 Генеральная лицензия Банка России №2766 от 27.11.2014 г. Список лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк Критерии (признаки) отнесения […]
  • 464 приказ мон 2019 Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования и […]
  • Приказ министерства образования и науки рф от 28052019 594 Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 июля 2015 г. № 722 “О предоставлении права ведения реестра примерных основных образовательных программ в части образовательных программ среднего профессионального образования” В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона от 29 […]
  • Приказ 1122 н от 17122010 минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими […]
  • Приказ министерства образования и науки рф 1259 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" (с […]
  • Федеральный закон об обеспечении единства измерений его структура Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ"Об обеспечении единства измерений" С изменениями и дополнениями от: 18 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 2 декабря 2013 […]