Как оформить детский уголок в библиотеке

Как оформить детский уголок в библиотеке

Неля Жамалетдинова,
главный библиотекарь инновационно-методической службы МОБ,
Светлана Данченко,
главный библиотекарь детской библиотеки № 29 им. А.П. Гайдара МОБ, Екатеринбург
[email protected]

Работая в детской библиотеке, мы, к сожалению, часто видим, что детей не радует книга. Возникает вопрос: почему иногда уже первая в жизни ребенка книжка не вызывает у него интереса? Ответ прост: потому что в первое время он еще не понимает прелесть чтения.
Если, читая книгу малышу, родители испытывают и не скрывают свои положительные эмоции, то у него складывается отношение к чтению, как к удовольствию. А если взрослые находят возможность вместе с ребенком посещать библиотеку, где поиск книги на стеллажах, разговор с библиотекарем, сама обстановка — особый торжественный ритуал, то маленький человек станет большим читателем.
В библиотеке сама среда организована так, чтобы развить у ребенка не просто любовь к книге, а творческое отношение к чтению.
Организуя пространство детского чтения, екатеринбургские муниципальные библиотеки следуют принципам доступности и наглядности (притягательности) информации и фонда. Создаваемая библиотекарями «многоуровневая» модель максимально учитывает интересы, запросы и возможности всех детей и взрослых (родителей, педагогов). Каждая возрастная группа занимает свой уровень — определенную зону пространства. При этом зонирование не имеет «жестких» границ, и каждый читатель при желании может не только наблюдать за происходящим на всей территории библиотеки, но и свободно переходить с уровня на уровень.
Построение среды, таким образом, не означает разностилевой подход к оформлению зон. Каждый элемент включается в единый комплекс библиотеки — согласуется по форме и содержанию.

Положительному восприятию образа библиотеки в целом уже в момент знакомства способствует «приглашающая» информационная зона. Информационный стенд обязательно выполняется в едином стилевом решении. Все материалы, представляемые на нем, доступны и актуальны, т.е. содержат только необходимые оперативные сведения.
В детской библиотеке № 29 им. А. П. Гайдара вся информация на данном стенде располагается на трех уровнях (в том числе с учетом роста читателей разного возраста):

  • верхний — информация для старшеклассников, родителей, педагогов (сведения о Муниципальном объединении библиотек Екатеринбурга), режим работы библиотеки, биография и малоизвестные факты из жизни А. П. Гайдара;
  • средний — информация интересная для всех категорий читателей (обращения к различным категориям читателей, путеводитель по библиотеке, 10 фактов из жизни библиотеки, 10 причин, по которым стоит ходить в библиотеку);
  • нижний — информация для учеников младшего и среднего звена школы (красочная реклама книг и чтения, библиотечная декларация прав ребенка, правила пользования библиотекой, сведения о клубах, кружках и секциях района).

Подобное расположение информации на стенде, где у каждого есть «свое» (сведения представленные с учетом его возможностей, способностей, интересов), и в тоже время имеется что-то «общее» (материал, адресованный и доступный всем), поможет понять посетителю, что здесь к нему отнесутся с уважением, что все в этих стенах для него.
Стоит отметить, что при сохранении единого стилевого решения в оформлении стенда в целом — шрифт, цветовая гамма, внутреннее расположение материала, каждый уровень имеет свои особенности в сочетании декоративных элементов, оформлении заголовков и обращений к читателям.

Наш опыт работы показал, что правильно организованный свободный доступ к фонду и четко выстроенная информационная среда абонемента играет положительную роль в развитии читательского интереса ребенка и без давления инициирует процесс самостоятельного чтения. Оптимально пространство детского абонемента, на наш взгляд, должно строиться в соответствии с возрастными особенностями и типологией чтения (досуговое, обязательное /по школьной программе/ и познавательное чтение).
В библиотеке Гайдара абонемент занимает два зала. Литература в них представлена в соответствии с типологией чтения: книги «для души» собраны в «Зале эмоционального чтения», а литература в помощь школьной программе — «Зале рационального чтения».

Зал эмоционально чтения.
На входе в зал посетители сразу обращают внимание на небольшой информационный стенд, где помещены новости о работе абонемента, объявления о проводящихся акциях, условия конкурсов и викторин, другая интересная для читателей информация. Например, библиотечная акция «МолодцЫ» (или МЫ), в рамках которой мы с гордостью делимся достижениями читателей библиотеки.
Самый уютный и близкий к читателю уголок (недалеко от входа) «принадлежит» самым маленьким детям. Он называется «Первый класс и дошколята, эти книги вам, ребята».

Понимая особую важность раннего возраста в развитии интереса к чтению и книги, библиотекари обращаются к малышам:
Многоуважаемые дошкольники и первоклассники!
Вы давно живёте на свете и много знаете. Вы много умеете: бегать и прыгать, петь и танцевать, смотреть и слушать и многое-многое другое Но вы только начинаете читать и писать. Мы рады, что вы хотите стать умными и находчивыми, узнать много интересного. Смелее берите в руки любую из этих книг и отправляйтесь в волшебное путешествие по её страницам Вы станете первооткрывателями книжных миров! Удачи!
Жанровая расстановка книг на этих стеллажах наиболее близка и понятна малышам. Заголовки оформлены ярко и красочно, сформулированы просто и понятно: «РЕБЯТАМ О РЕБЯТАХ», «РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ», «ДЕТЯМ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ» (журналы для малышей), «СТИХИ-КРОШКИ», «ЗАПОВЕДНИК СКАЗОК».
Книжный ряд дополняют иллюстрации сделанные руками юных читателей, игрушки. Каждую неделю проводятся игры, простые по содержанию, но привлекающие внимание своей яркой, броской игровой стилистикой.
Напротив стеллажей для малышей организован уголок для родителей «Мы и наши дети» — литература по воспитанию и развитию личности ребёнка, книги для совместного семейного чтения: «КАК ВЫРАСТИТЬ ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА», «КАК ВОСПИТАТЬ РЕБЁНКА», «КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ», «КАК СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ УВЛЕЧЕНИЕМ», «КАК РАЗВИТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА». Здесь же на полках размещаются папки с материалами, отвечающими на наиболее популярные вопросы родителей. Например, в папке «ПОДСКАЗКИ-СОВЕТЫ ПРО ТО И ПРО ЭТО: пособие для неопытного взрослого» помещены советы специалистов, работающих с детьми, взятые из книг по педагогике и психологии, из периодических изданий.
В этом уголке есть удобные места для чтения и ожидания, а само место расположения зоны для родителей выбрано неслучайно: ребенок и взрослый должны обязательно видеть друг друга.

Следующий уровень — книги для ребят 7 — 10 лет под общим названием «Книги для взрослых младшего возраста».
Вся художественная литература здесь расставлена в едином алфавитном порядке, научно-познавательная — по темам: «ЭТИ КНИГИ ЗНАЮТ ВСЁ», «НАУКИ О ПРИРОДЕ», «ТЕХНИКА», «ИСТОРИЯ», «МИР ПРЕКРАСНОГО».
Для читателей постоянно оформляются экспресс-выставки, проводятся викторины, конкурсы. От традиционных: вопрос-ответ, до новых игр-путешествий с использованием фотографий, картинок.
Литература для детей среднего школьного возраста, у которых, как правило, читательские предпочтения уже сформированы, расставлена по жанровому признаку. В организации пространства этой зоны принимали участие юные читатели. Именно они определили круг тем, которые необходимо выделить, помогли библиотекарям придумать название разделов и полочных выставок: «ИСТОРИИ ИЗ ИСТОРИИ», «ПРИКЛЮЧЕНИЯ», «ФАНТАСТИКА» и «ДЕТЕКТИВЫ». При расстановке учитывались интересы мальчиков и девочек — поэтому на стеллажах выделялось традиционно мальчишечье и девичье чтение.

Все внутриполочные выставки абонемента сопровождаются викторинами, играми, тестами.
Ещё одна зона в этом зале предназначена для подростков — «госТИНая для ТИНэджеров» — место, где тинэйджеры могут чувствовать себя комфортно и свободно. Здесь созданы соответствующие условия — кроме стеллажей с книгами, здесь достаточно места, чтобы посидеть с друзьями, полистать книги и журналы, ответить на вопросы конкурсов и анкет, оставить свои пожелания.
Оформление, выбор языка общения этой читательской территории соответствует тинэйджерской аудитории, для чего использованы идеи молодёжных журналов и телепередач. Центральное место в «госТИНой» занимает экспресс-информация, выполненная в виде доски объявлений:
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Обменяем призы на правильные ответы к вопросам викторин и конкурсов
или
Отдадим в хорошие Детские руки сроком на две недели увлекательные, яркие книги.

Здесь же вниманию старших школьников представлены права читателя, сформулированные французским писателем и преподавателем Даниелем Пеннаком.
Каждый имеет право

  1. Не читать!
  2. Не дочитывать до конца!
  3. Читать, где попало!
  4. Читать, что попало!
  5. Молчать о прочитанном!
Читайте так же:  Как подать на алименты чебоксары

Личные рекомендации по чтению всегда вызывали интерес у читателей этого возраста, поэтому в подростковой зоне библиотеки им. А.П. Гайдара много выставок-рекомендаций: «БиблиотЕкаРИ советуют проЧИТАТЬ» (списки любимых книг библиотекарей); ЗА!мечательные книги (стараемся найти отзывы о любимых книгах детства известных людей и рассказать об этом своим читателям); «увЛЕЧЕНИЕ для всех и каждого или АПТЕКА для души» (эмоциональная, душевная сторона чтения, библиотерапия).

Рядом на стеллаже «Уральские малаХИТЫ» представлены лучшие книги уральских писателей, журнальные заметки о знаменитых земляках прошлого и о современных звёздах спорта, эстрады, кино.
«иноСТРАННАЯ литература» — зарубежная литература в стиле «фэнтези», так популярные сегодня среди подростков.
«Читатель-испытатель» — это своеобразная выставка-презентация самых популярных, самых спорных, самых новых, или наоборот — незаслуженно забытых книг. Помимо представления и знакомства с предложенной книгой, читателям предлагается поделиться впечатлениями, ответив на вопросы:

  1. Что в книге самое интересное?
  2. Что не понравилось больше всего?
  3. Оцени книгу одним словом.

Ещё одна суперпопулярная тема — ужастики — представлена на полке: «УЖАСно интересные книги».
«КАЛЕНДАРЬ, КАЛЕНДУРЬ» — выставка-игра, где листки с датами настоящими и шуточными оформлены в виде отрывных листков календаря. Ежемесячно экспозиция выставки полностью обновляется. В те дни, которые в нашем календаре заявлены праздничными, библиотекарь знакомит посетителей с датой, проводит небольшие развлекательные мероприятия. Отдельная полка посвящена писателям-юбилярам. Достаточно традиционная форма выставочной работы, позволяющая привлечь внимание читателей к интересной личности с помощью интересных фактов, викторин.

Хочется рассказать подробнее об одной из общебиблиотечных акций под названием «Я ВЫБИРАЮ ЧТЕНИЕ». Цель данного мероприятия — повысить престиж чтения, отметить лучших читателей библиотеки, повысить степень активности детей и взрослых, наметить ориентиры для начинающих читателей. С другой стороны, это своего рода «бенефис» лучших читателей библиотеки. По результатам наблюдений и анализа формуляров ежемесячно выбирается лучший читатель библиотеки. Как правило, такие читатели разносторонне развиты, легко идут на контакт, с удовольствием высказывают своё мнение о чтении, рассказывают о любимых книгах. Эти высказывания, а также фотография читателя с любимой книгой в руках оформляются в виде рекламного листа и помещаются на стенде, ведь как гласит народная мудрость «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Эта акция вызывает огромный интерес посетителей, многие из которых, стремясь стать участниками, становятся активными читателями библиотеки, участниками мероприятий, помощниками библиотекаря.

Зал рационального чтения
Как уже говорилось раньше, в этом зале отобраны издания, направленные на удовлетворение информационных потребностей школьника. Расстановка книг здесь представляет собой сочетание отраслевого и тематического принципов. Оформление, цветовая гамма, язык общения отличается большей строгостью, академичностью.
Практически в самом центре зала расположен несущий столб, использующийся как указатель. Со всех сторон расположены стрелки, помогающие ориентироваться в этой части фонда.
Именно в этом зале созданы тематические краеведческие полки «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД», «РОДНОЙ КРАЙ», где собраны материалы по истории, географии, экологии, экономике края.
В центре зала создана удобная рабочая зона для просмотра познавательной литературы и периодики, для более обдуманного выбора литературы. Здесь же можно познакомиться с полезной информацией и расслабиться, знакомясь с необычными энциклопедиями, которые мы составили вместе с читателями — это «СЛОВАРЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ» (подростковый сленг) и «НАБОР ЮНОГО ИНТЕЛЕКТУАЛА» (новые слова, которые подростки слышат с экранов ТV, читают на страницах журналов, но не знают их смысла).

Другая идея раскрытия фонда абонемента представлена и в библиотеке № 19 им. А. П. Чехова. В многоуровневой модели выделены три возрастных уровня: для дошкольников и младших школьников, учащихся среднего звена школы, старшеклассников. Эти уровни представляют единый комплекс и связаны между собой переходными (общими) зонами. Каждая зона включает в себя несколько разделов, объединенных одной идеей и оформленных в одном стиле.
Уголок досугового чтения для маленьких читателей — «Книжная карусель для малышей» — самая красочная зона абонемента для детей.

Ее хозяин — Веселый Кролик — приглашает детей на две удивительно интересные прогулки. Первая прогулка — по «Парку сказок» («Родник старины глубокой» — народные сказки, «Аллея великих сказочников» — произведения писателей разных стран мира для детей, «Аттракцион новых сказок» — новинки детской литературы«); вторая — по «Зоопарку на полке» (рассказы и сказки о животных). Сам форма прогулки выбрана неслучайно. Дети до 10 лет — кинестетики — для них важно не простое созерцание, а движение и манипулирование. По этой же причине в данной зоне богатый предметный ряда. Игрушки не только оживляют интерьер, но и помогают детям прийти к чтению через знакомый и любимый вид деятельности — игру. На полках, среди книг, малышей ждут сюрпризы — веселые литературные игры. Одна из них «Старая сказка на новый лад» предлагает читателям отгадать по кратким пересказам в стиле детектива, ужастика или фантастического рассказа, о каких известных сказочных произведениях идет речь.
Рядом с «Книжной каруселью для малышей» — «Книжная карусель для родителей». На ней выставлены популярные книги по детской психологии и педагогике («Мамина школа») и художественная литература, которую в детстве читало не одно поколение родителей («Книжки маминого детства»). Такое расположение зоны для родителей удобно как для детей, так и для взрослых — при свободном выборе книг малыш видит своих родных, в любой момент может обратиться к ним за советом или помощью, а родители в свою очередь наблюдают за ребенком.
Для учеников 5 — 8 классов зона досугового чтения названа «Остров Азарта, Задора, Игры, Смекалки» (ОАЗИС).

Она представлена следующими разделами: «Остров любви и надежды цветет» (романы для мальчиков и девочек), «Азарт приключений в дорогу зовет» (приключения), «Задор боевой к победе ведет» (фэнтези), «Игра фантазера мечтой наградит» (фантастика), «Смекалкой читатель свой страх победит» (детективы). Если сложить первые буквы названий разделов, также получиться слово «оазис», которое отражает идею всей зоны — чтение с упоением и наслаждением.
На этом острове дети также могут поиграть с книгой: «Аукцион литературных пар», «Загадки в темноте», «Их надо знать в лицо».
По-соседству с «Островом Азарта, Задора, Игры, Смекалки» располагается зона «праздничных» выставок. Как правило, здесь представлены игровые выставки, посвященные памятным литературным датам.
Зона познавательного чтения — «Клуб первооткрывателей» — общая для учеников начальной школы и среднего звена. В ней ребенок найдет справочную литературу и издания по интересующим его отраслям знаний.
Переходной (общей) территорией для детей от 11 до 17 лет стали две зоны — «Классика Чеховки» (литература, рекомендованная для прочтения в рамках школьной программы) и «Terra TINcognita» (издания, посвященные актуальным проблемам жизни подростков, их досугу).

«Terra TINcognita» — универсальная по содержанию система, в каждом разделе которой представляется литература как для досугового, так и для познавательного чтения. Здесь подросток найдет ответы на многие интересующие его вопросы. В путешествии по «земле тинэйджеров» гидом для него становится TIN-Мышонок. Он знает, где находится «Твой Источник Нирваны» (увлечения), как раскрыть «Тайны Интересных Незнакомок» (все для девушек), как узнать «Ты лИ Настоящий мужчина?» (все для юношей), как вести себя, когда «Ты Идешь На дискотеку» (этикет дискотек, тусовок, свиданий и т.д.). В названии каждого раздела данного комплекса читается слово «ТИН».
Каждая из представленных зон детского абонемента является, с одной стороны, самостоятельным комплексом, адресованным определенной возрастной группе читателей, с другой стороны, все вместе они организуют единое информационно-активное пространство, доступное всем читателям. Это позволяет детям безболезненно «переходить» с одного возрастного уровня на другой, самостоятельно решая, когда надо сделать этот шаг.

Среда читального зала детской библиотеки — особая система, выстраиваемая не только с учетом возрастных особенностей детей, но и с учетом многофункциональности помещения (место для индивидуальных занятий и досуга учащихся, проведения массовых мероприятий и уроков по библиотечным развивающим программам).
В детской библиотеке им. А.П. Гайдара пространство читального зала разделено на 5 зон в соответствии с функциональной нагрузкой: зона командного чтения, зона информационной службы библиотеки, зона академического чтения, зона комфортного чтения, выставочная зона.
Зоны командного чтения и информационной службы находятся у самого входа в зал, и представляют собой «учебный» комплекс. Здесь дети самостоятельно или с помощью библиотекаря находят необходимую для подготовки домашнего задания, доклада или реферата литературу.
Зона академического чтения — территория поддержки образования. Она располагается в центре зала. В этой зоне проводятся занятия по следующим программам: «Детское чтение для сердца и разума» (программа литературного развития учащихся начальных классов); «Основы информационной культуры» (программа воспитания информационной культуры ребенка).

Читайте так же:  Экспертиза двигателей внутреннего сгорания

Выставочная зона занимает одно из центральных мест, просматривается из любой точки зала и выполняет функцию раскрытия фондов. Оформление данной зоны планируется в расчете на читателей разных возрастов. Одновременно под одним заголовком в одном стиле оформляются экспозиции для дошколят и старших школьников. При этом, как и на информационном стенде, используется принцип многоуровневого освоения пространства, когда литература для малышей располагается ниже книг для ребят старшего возраста.

Зона комфортного чтения, или рекреационная зона, расположена в глубине зала и представляет собой уютный уголок, оформленный в стиле детской комнаты. В этом уголке детей ждут детские журналы, веселые игры (тесты, анкеты, викторины), игрушки. Зону комфортного чтения данного читального зала можно также назвать творческой площадкой для юных читателей. Здесь ребята знакомятся с произведениями ровесников и представляют свои стихи, сказки, иллюстрации к книгам и даже книжки-самоделки.

Пространство некоторых детских библиотек Муниципального объединения (наличие дополнительных залов или комнат) позволяет вынести зону творческого литературного развития детей за границы читального зала или абонемента.
Такая автономная зона творческого развития — «Территория талантов» — есть в детской библиотеке № 3. Ее назначение библиотекари определяют так: создание условий для развития и реализации творческого потенциала юных читателей.

В зале проходят мастер-классы, творческие лаборатории лауреатов городского фестиваля литературно-художественного творчества «Дебют», встречи с писателями, выставки творческих работ читателей «Грани наших талантов», выставки из коллекций читателей. В 2007 году здесь с огромным успехом прошла выставка «Сказочное свинство» — коллекция хрюшек — игрушек, статуэток, предметов быта, посвященная году свиньи.

Как бы не было мало или велико пространство детской библиотеки, оно все должно быть посвящено ребенку — его интересам, его заботам. Если малышу уютно в библиотеке, он придет сюда не раз, он будет читать!

В статье использованы идеи и разработки: Белопашенцевой О. В., Смольниковой Ю. П., Кононовой Е. К., Климович О. И., Рымарюк Л. А.

наверх

Как создать детский уголок в детской библиотеке: рекомендации, обмен опытом

По мнению библиотекарей, начиная приблизительно с 2005 года, наблюдается подъем посещаемости общественных библиотек. Все больше людей записываются как постоянные читатели. Какие требования предъявляет время к оформлению и обустройству библиотек, особенно для юных читателей, что такое детский уголок в детской библиотеке и как его создать? Узнаем, что нового появилось в организации ведущих детских библиотек страны и за рубежом.

Портрет читателей нового времени

Многим современным учреждениям данного профиля удается сломать стереотипы о том, что в библиотеке скучно, и кроме пыли и недовольных библиотекарш искать там нечего.

На самом деле, вопреки эпохе популяризации электронных книг, все больше читателей тянутся к бумажным изданиям, идут в читальные залы, коротают свободное вечернее или ночное время в библиотеке. И это не удивительно, ведь все больше людей с рабочих окраин идут в библиотеку. Что же их привлекает? Во-первых — это удовольствие от общения с такими же читателями. Во-вторых, удовольствие бесплатное. В-третьих, развитие интеллектуального уровня еще никому не мешало.

Особое внимание читателей заслуживает детский уголок в детской библиотеке. Ведь наиболее частые нынче посетители — это родители с детьми. Ребенок читает книжечку, а родители идут в клуб по интересам, тут же в библиотеке.

Конечно, не во всех учреждениях есть одновременно залы для взрослых и детей. Но, к примеру, оформить особенный, сказочный или просто нестандартный и креативный уголок для привлечения детей можно даже в маленькой библиотеке. На фото — детский уголок в библиотеке, оформление читального зала с организацией игровой зоны, места для прослушивания музыки или чтения.

Дети — главные хозяева библиотек

В детских библиотеках, конечно, главные посетители — дети. Время их пребывания в стенах этого учреждения можно превратить в интересное и зрелищное мероприятие. Некоторые библиотеки устраивают небольшие импровизированные театральные подмостки с еженедельным показом коротких сказок, спектаклей или представлением новинок и поступлений, наиболее интересных и нужных.

Как оформить детский уголок в библиотеке? Общего порядка не существует, и это, пожалуй, плюс, ведь есть простор для фантазии, творчества. Однако чаще всего организовывают уголок эмоционального и рационального чтения. Эмоциональная зона включает наиболее интересные книги, ребенок может сразу и почитать, и выбрать книгу для домашнего чтения. Уголок рационального чтения не обойдется без изданий, включенных в школьную программу, в их число входит и дополнительная литература для углубленного изучения предметов школьного курса.

На фото вы видите вариант того, как устроить детский уголок в детской библиотеке.

Многоуровневый порядок

Особенно востребована многоуровневая модель детских библиотек. Когда пространство для чтения организуют по следующим принципам:

  • доступность книг;
  • наглядность оформленных стендов и уголков;
  • оригинально организованное пространство для обеспечения информативности и заинтересованности.

Для каждой возрастной группы детского уголка в детской библиотеке выделяется определенная зона, но при этом без «жестких границ», чтобы читатель мог свободно менять уровни, если захочет.

При этом для самых маленьких рекомендуются ознакомительные экскурсии в библиотеки. Во время них читателям показывают, как оформлен читательский билет, как выдают книги, сколько времени требуется на их прочтение, когда и в каком виде нужно сдавать их обратно.

В библиотеках, устроенных с учетом различных читательских интересов, всегда полно посетителей. На фото вы видите пример удачного зонирования, которое позволяет интересно провести время в детской библиотеке не только детям, но и взрослым.

Единое библиотечное пространство, или как устроены библиотеки в Финляндии

Говоря о многоуровневом пространстве и свободном переходе читателей из одного уровня в другой, нельзя не вспомнить о том, что читатели приходят в детскую библиотеку по разным причинам:

  • Кто-то хочет с пользой провести время с ребенком.
  • Другие ищут учебники школьной программы.
  • Родители приходят с детьми в детскую библиотеку перед отпуском, чтобы найти почитать что-то для себя и ребенка.

Можно посоветовать организовывать в таких случаях футуристическое дерево, на котором «растут» готовые наборы в пакетах для чтения в дороге, отпуске, дома.

На фото библиотечное дерево с готовыми наборами книг.

Пожалуй, каждой библиотеке под силу собрать такое деревце или полку для обмена книгами. Эта тенденция становится очень популярной в последнее время. Вы приносите свою книгу (детектив, любовный роман, детскую литературу), оставляете ее на библиотечной полке безвозмездно, а в обмен берете то, что нравится и свободно для чтения, оставлено другими читателями. Своеобразное братство книгочеев.

Главное для детской библиотеки сегодня — не остаться в стороне от читателя, ведь за чтением будущее.

Детская библиотека: 4 способа сделать оригинальный уголок своими руками

Несмотря на популярность электронных книг и огромное количество фильмов, традиционные бумажные книги, видимо, еще долго будут нашими любимыми спутниками. Что же касается детских книжек, — разве монитор или телевизор могут заменить чудные возможности — подержать сказку в руках, дорисовать на ней что-то свое или перелистывать картинки в отсутствие мамы?!

Именно поэтому мы продолжаем покупать для малышей и даже школьников бумажные книги, которые (в отличие от дисков и файлов) требуют гораздо больше места для хранения.

На свете существует немало способов разместить книги в детской комнате или даже — в общей комнате (если у вас — однокомнатная квартира). Но в этом выпуске мы решили взглянуть на вопрос иначе — с позиции фантазии.

Почему? Если вы хотя бы однажды интересовались, как поддерживать порядок, знаете: лучший способ — устраивать удобные места хранения вещей, там, где они используются. А превосходный способ научить ребенка порядку — превратить скучное занятие в игру.

Именно поэтому места, где будут храниться детские книги, должны быть не менее привлекательными, чем уголки для игрушек. Кстати, если вам интересно, как найти место для хранения детских игрушек, читайте наш сериал об этом.

Но вернемся к идеям хранения детских книг. Действительно яркие и оригинальные фабричные предметы подчас стоят недешево, к тому же их не так просто купить на российском рынке. Выход — сделать их своими руками: сэкономить, проявить фантазию и вложить тепло своих рук.

Дополнительные идеи о создании небольших мест для хранения детских книг и игрушек смотрите в нашем мастер-классе, как сделать детский стеллаж из полок своими руками.

В этом выпуске мы собрали 4 способа сделать оригинальные уголки для хранения детских книг, выберите, что вам подойдет оптимально, прочитайте подробные руководства и посмотрите все шаги на картинках. Приятного творчества!

Читайте так же:  Периодические пособия в социальном обеспечении

угловые полки для детских книг своими руками:

Всем нам знакома досада, что пустые углы пропадают зря. Особенно, если комната невелика по размерам. Такие угловые полки для хранения книг и мелочей в детской (или общей) комнате — отличное решение, справляющееся с этой проблемой.

Вам потребуется: 2 куска фанеры 60х60 см (для 4 полок), декоративный деревянный профиль, белая краска (возможно, цветная, в тон стен), клей для дерева, а также — инструменты, показанные на фото.

50 идей, как обустроить в комнате детский уголок

Как взрослые, так и дети нуждаются в личном пространстве. А собственная комната или свой отдельный детский уголок после трех лет просто необходимы. Именно с этого возраста ребенок начинает ощущать себя самостоятельным индивидом.

Детский уголок – это место, где малыш может заниматься, делать уроки, играть. Его организуют с учетом пола, возраста, индивидуальности и потребностей ребенка.

Создавать детские уголки можно не только в квартире или дома, но и на даче, приусадебном участке.

Видео о том, как оформить уголок для самых маленьких.

Как правильно выбрать место в комнате?

Место для ребенка в общей комнате обычно организуется с помощью зонирования.

Выбирая место, нужно учесть несколько факторов. Вот самые основные:

  1. Хорошая освещенность.
  2. Место должно периодически проветриваться. Желательно использовать климатический комплекс, который не только обеспечит помещение чистым воздухом, но и увлажнит его.
  3. Безопасность места для ребенка с учетом его пребывания без надзора взрослых.

Совет: зонировать площадь можно при помощи ярких обоев и функциональной мебели.

Цвет обоев может как сочетаться с интерьером общей комнаты, так и отличаться от него, если малыш хочет отдельное, непохожее на общую комнату пространство. Разделение комнаты можно организовать при помощи стеллажа, этажерки, штор, мебели или гипсокартона .

Нужно помнить, что раскладная мебель, кроватки- трансформеры и кроватки-чердаки, откидные столы, полки – всё это незаменимые предметы оптимизации пространства и решения ряда функциональных проблем.

Виды уголков для ребенка

Различают уголки для дошкольников и школьников. Также их можно условно разделить для девочек и для мальчиков (разделение условно, так как можно создать оформление в нейтральном стиле, который подойдет как девочке, так и мальчику).

Зону, предназначенную для мальчиков, можно украсить обоями голубого или синего цвета. Хорошо будут смотреться тематические обои: морская тематика, машинки, роботы и т. д., яркие тематические картинки, рисунки или элементы декора.

Традиционные цвета интерьера для девочки – розовые, бежевые, белые, оранжевые.

Оформляя уголок для девочки, желательно позаботиться о наличии зеркала, а также о некоторых элементах «кокетливого дизайна»: бабочках, цветах и т. д. Шторки-бусы, балдахины не только украсят место, но и послужат перегородкой.

В комнате для девочки, как и в комнате для мальчика, можно оформить зоны по интересам и увлечениям. Многие малышки любят подражать маме и играть в домохозяйку — почему бы не устроить импровизированную кухню в игровой зоне ребенка?

Если маленькая хозяйка любит помогать маме с домашними делами, можно организовать в ее зоне собственную плиту с кухонными принадлежностями или даже целый кухонный гарнитур.

Можно оформить целую детскую на маленькой площади. Кровать-домик, кухонный гарнитур и столик – всё, что нужно для проведения активного отдыха, занятий и здорового спокойного сна.

Уголок дошкольника

Место дошкольника отличается игровой направленностью. Его личное пространство должно соответствовать его увлечениям, характеру и интересам, оно должно быть ярким, красочным, функциональным и безопасным.

Детская зона дошкольника должна включать места для хранения игрушек, проведения игр и развивающих занятий.

1. Спортивный уголок

Для обеспечения физической активности растущего ребенка целесообразно приобрести спортивный уголок. Его с легкостью можно организовать своими руками. Качели, турники, веревочная лестница, гимнастические кольца, шведская стенка – всё это неизменные атрибуты спортивной детской площадки в просторной квартире или доме.

Спортивное сооружение может быть как в виде целого комплекса, так и в виде отдельного атрибута.

2. Игровой уголок

Главный вид активности дошкольника – игровая деятельность. Следовательно, оформляя площадь малыша, необходимо уделить отдельное внимание зоне, которая предназначена для игр и развлечений.

3. Уголок для двоих

Для малогабаритных однокомнатных квартир идеальным решением в вопросе обустройства детского угла станет кровать-чердак. Эта многофункциональная кровать является одновременно и спальным местом, и игровой площадкой, которую можно оформить в соответствии с интересами и возрастом ребенка. Если детей двое, нижний ярус днем может превращаться в игровую зону, а ночью использовать как спальное место.

Двухъярусная кровать — также отличное решение, если детей двое. Нижний ярус можно использовать как для игр, так и для занятий.

Совет: в целях оптимизации пространства можно использовать общие столы со стендами, доской или наборами для рисования на стене.

Детям понравится такой столик, даже если у них разные интересы — например, если один увлекается рисованием, а другой любит лепить из пластилина. Полки на стенах помогут сэкономить пространство и сохранять порядок и чистоту.

Главная деятельность школьника – учебная. Следовательно, зона формируется для обеспечения максимально комфортного пространства для выполнения домашних заданий. У школьника должен быть удобный стол, полки или шкафы, куда бы он смог убрать учебники и тетради после занятий.

Оформляя уголок для школьника, лучше всего выделить часть для его увлечений: музыкальных, спортивных, творческих и т. д.

В целях экономии пространства можно использовать готовые комплексные гарнитуры или модели- трансформеры . Продолжают оставаться актуальными кровати- трансформеры , модели-чердаки и кровати-столы, где спальное место прячется под столешницу, освобождая пространство для занятий.

Оформляем своими руками

Декорирование всего уголка можно осуществить самостоятельно. Здесь пригодятся этажерки с коробками, стеллажи с любимыми игрушками, обучающие коврики, полки с книгами и практически любые подручные средства (цветная бумага, картон, старые журналы и др.).

Соорудив нехитрую конструкцию, можно создать для ребенка целую спортивную площадку. Всё, что вам понадобится – это шведская стенка и веревочные конструкции (сетки, качели и гимнастические кольца с канатами). Их при желании также можно смастерить самостоятельно, имея навыки работы с деревом.

Можно создать целый дворец для маленького принца или принцессы, любимую зону гонщика или кокетки, поклонника роботов или любительницы кукол.

Совет: хорошая идея — украсить стену познавательными или обучающими плакатами.

Обучить малыша правилам дорожного движения поможет самодельный макет с машинками и дорожными знаками.

Личное пространство малыша оформляется с первых дней его жизни. Оно должно не только стимулировать развитие самостоятельности малыша, но и обеспечивать комфорт и уют. Самые маленькие, имея свою зону, получают возможность спокойно уединиться, помечтать, поиграть, а дети школьного возраста могут сосредоточиться на учёбе и меньше отвлекаться.

Вдохновите нас — поделитесь материалом с друзьями в соцсетях:

Еще статьи:

  • Приказ 624н и 255 фз Приказ 624н и 255 фз Горячая линия телефоны справочных: ДГП 105 ( кор.805) +7(499)731-70-49 Филиал 1( кор.1513) +7(499)717-59-83Филиал 2( кор.348) +7(499)735-04-86 Филиал 3 ( кор. 225 А) +7(499)735-73-26 Выдача листков нетрудоспособности Выписка из приказа […]
  • Приказ о спсч Приказ МЧС России от 29 июля 2014 г. № 392 “О внесении изменений в Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденный приказом МЧС России от 5.05.2008 № 240” Внести […]
  • Приказ 109 минздрава туберкулез Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 июня 2017 г. N 297 "О признании утратившим силу подпункта 1.6 пункта 1 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 г. N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" Признать […]
  • Иск ознакомиться ответчик Как узнать суть иска до начала судебного заседания? Получила уведомительную телеграмму на свое имя о дне назначения суда. Истец не я. Каким образом я могу узнать суть иска до начала судебного заседания? Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть […]
  • Приказ мз тропикамид Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении измененийв постановление Правительства Российской Федерацииот 29 декабря 2007 г. № 964" (подготовлен Минздравом России 20.07.2018) Досье на проект Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые изменения, […]
  • Образец приказ о назначении контрактного управляющего по 44-фз образец Образец приказ о назначении контрактного управляющего по 44-фз образец муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя общеобразовательная школа» ПРИКАЗ от 29 марта 2014 года № 35 О назначении ответственного за осуществление закупок (контрактного […]