Как оформить кассовый лимит

Лимит кассы: соблюдать или отказаться

Из статьи Вы узнаете:

1. Кто имеет право не соблюдать лимит кассы и как правильно воспользоваться этим правом.

2. В каком порядке рассчитывается лимит остатка наличных денежных средств.

3.Как документально оформить установление лимита кассы.

Лимит кассы, или лимит остатка наличных денежных средств в кассе, многим бухгалтерам осложняет жизнь, особенно, если в штате нет кассира. Ведь нужно быть все время «на чеку»: если вдруг образовался излишек, откладывать свои дела и везти его в банк. Поэтому отмена с 1 июня 2014 года обязательного соблюдения лимита кассы для некоторых категорий экономических субъектов была воспринята ими как глоток свежего воздуха. И очень многие организации и практически все ИП поспешили воспользоваться этим правом на безлимитное хранение налички в кассе. Однако, как показывают результаты проверок кассовой дисциплины налоговыми органами, реализовать свое право на отказ от кассового лимита нужно грамотно: просто «сказать» об этом, процитировав соответствующий пункт порядка ведения кассовых операций, недостаточно. О том, кто должен соблюдать лимит кассы, а кто вправе обойтись без него, а также о том, как правильно установить предельный размер остатка наличных в кассе и как отказаться от его установления – разберемся в этой статье.

Для чего нужен лимит кассы

Порядок установления лимита остатка наличных денег в настоящее время регулируется Указанием Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Этот документ вступил в силу с 1 июня 2014 года, до этого момента действовал другой порядок ведения кассовых операций – установленный Положением Банка России от 12.10.2011 года № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации».

В соответствии с Указанием Банка России № 3210-У, лимит остатка наличных денег представляет собой максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня. Сумма денег, превышающая установленный лимит, в обязательном порядке должна храниться на банковских счетах. Хранение в кассе «сверхлимитных» денежных сумм допускается лишь в определенные дни (абз. 8 п. 2 Указания Банка России № 3210-У):

  • предназначенные для выплат заработной платы, выплат, включенных в фонд заработной платы, стипендий, выплат социального характера – не более пяти рабочих дней, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты (абз. 1 пп. 6.5 п. 6 Указания Банка России № 3210-У);
  • выходные дни – в случае ведения кассовых операций в эти дни;
  • нерабочие праздничные дни – в случае ведения кассовых операций в эти дни.

В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита влечет административную ответственность в виде штрафа (ст. 15.1 КоАП РФ):

  • от 4 тысяч рублей до 5 тысяч рублей — для должностных лиц и ИП;
  • от 40 тысяч рублей до 50 тысяч рублей — для юридических лиц.

Действующим порядком ведения кассовых операций в РФ предусмотрено право отказаться от установления лимита остатка наличных денег для следующих категорий экономических субъектов (абз. 10 п. 2 Указания Банка России № 3210-У):

  • юридические лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства;
  • индивидуальные предприниматели, независимо от применяемой системы налогообложения.

! Обратите внимание: Для того чтобы воспользоваться правом не устанавливать лимит кассы, организациям не требуется регистрация в специальных реестрах субъектов малого предпринимательства (в регионах, где такие реестры ведутся) – такого требования в Указании Банка России № 3210-У нет. Достаточно лишь фактического соответствия критериям, установленным для субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):

  • средняя численность работников за предыдущий календарный год – не более 100 человек;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предыдущий календарный год – не более 800 млн руб. (постановление Правительства РФ от 13.07.15 № 702). Указанное значение применяется с 25 июля 2015 года, до этого дня предельное значение выручки составляло 400 млн. руб.
  • доля участия в уставном капитале других юридических лиц, которые не являются субъектами малого или среднего предпринимательства, составляет не более 25%;
  • суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале юридического лица не превышает 25%.

Индивидуальные предприниматели и малые предприятия могут отказаться от установления лимита остатка наличных денег и хранить в кассе неограниченную сумму наличной выручки с 1 июня 2015 года. Организации, которые приобрели статус субъекта малого предпринимательства после 1 июня 2015 года, получают право отказаться от лимита кассы, начиная со дня приобретения такого статуса. Например, выручка организации за 2014 год составила 500 млн. руб., все остальные критерии отнесения к СМП были соблюдены. Таким образом, с 25 июля 2015 (когда предельное значение выручки для СМП было повышено с 400 млн. руб. до 800 млн. руб.) организация приобрела статус СМП и, соответственно, право отказаться от лимита кассы.

Для того чтобы реализовать свое право отказаться от установления лимита остатка наличных денег, необходимо:

  • отменить действующий ранее приказ об установлении лимита остатка наличных денег;
  • издать приказ, согласно которому с определенной даты лимит остатка наличных денег не устанавливается.

! Обратите внимание: Если приведенный выше приказ отсутствует, то при проведении проверки кассовой дисциплины проверяющие могут либо принять за установленный лимит остатка наличных денег лимит, утвержденный приказом до 01.06.2014, либо, что еще хуже, посчитать, что лимит не установлен. В последнем случае лимит остатка наличных принимается равным нулю, то есть любая сумма денежных средств в кассе будет рассматриваться как «сверхлимитная».

Установление и расчет лимита остатка наличных денег

Организации, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, обязаны установить лимит остатка наличных в кассе. Если такой лимит не установлен, он принимается равным нулю. Кроме того, установить лимит кассы могут по своей инициативе и малые предприятия и ИП (например, в целях обеспечения внутреннего контроля и сохранности наличных денежных средств). В этом случае нужно иметь в виду, что если лимит остатка наличных установлен (есть соответствующий приказ), то организация (ИП) обязана его соблюдать, то есть сверхлимитную наличность сдавать в банк. В противном случае ей грозит административная ответственность.

Лимит остатка наличных в кассе устанавливается распоряжением руководителя (ИП), согласовывать с банком или с налоговой его не нужно. При этом, как говорилось ранее, лимит, установленный до 1 июня 2014 года безопаснее отменить и утвердить новый лимит, ссылающийся на действующий порядок ведения кассовых операций в РФ. В распоряжении необходимо прописать сумму лимита, дату, с которой он вводится в действие. Кроме того в распоряжении или в приложении к нему нужно раскрыть порядок расчета суммы лимита.

Действующий порядок ведения кассовых операций предусматривает два варианта расчета лимита остатка наличных денежных средств (Приложение к Указанию Банка России от 11.03.2014 № 3210-У):

  • по объему поступлений наличных денежных средств;
  • по объему выдачи наличных денежных средств.
  1. Расчет лимита по объему поступлений наличных денежных средств (для организаций (ИП), у которых есть наличная выручка)

Как избежать превышение лимита кассы при поступлении незапланированной суммы в конце дня?

В федеральном государственном бюджетном учреждении здравоохранения (ФГБУЗ) приём наличных денежных средств от пациентов за оплату услуг с применением контрольно-кассовой техники осуществляют менеджеры регистрационно-договорного отдела (РДО), после чего денежные средства сдаются в кассу учреждения, приходуются кассиром и сдаются в банк через инкассацию. Менеджеры регистрационно-договорного отдела находятся в отдельном помещении. Рабочий день РДО заканчивается позже, чем рабочий день кассира, кроме того, РДО работает с одним выходным днем, из-за чего приход вечерней выручки в кассу осуществляется утром следующего дня, приход субботней выручки – утром понедельника. Обязательно ли оприходование денежных средств, поступивших от пациентов в день оформления расчетов через онлайн-кассу?
В связи с особенностями работы учреждения сложно прогнозировать сумму денежных средств, поступивших в качестве оплаты от пациентов. Будет ли превышением лимита накопление наличных денежных средств в конце дня в случае поступления большой незапланированной денежной суммы, когда инкассация в банке уже прошла?

Порядок применения контрольно-кассовой техники и порядок ведения кассовых операций в настоящее время регулируются:
– Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” (далее – Закон № 54-ФЗ). Что касается постановления Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций”, то Минфин России в письме от 04.04.2017 № 03-01-15/19821 разъяснил, что данное постановление не подлежит обязательному применению (смотрите также письма Минфина России от 16.09.2016 № 03-01-15/54413, ФНС России от 26.09.2016 № ЕД-4-20/[email protected]). При этом ФНС России уточняет, что данные разъяснения касаются организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на новый порядок применения контрольно-кассовой техники, предусмотренный Законом № 54-ФЗ. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104 (далее – Типовые правила), также не подлежат обязательному применению (письмо Минфина России от 01.06.2017 № 03-01-15/34152);
– Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У “О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства” (далее – Указание № 3210-У).

При этом:
– Законом № 54-ФЗ определены правила применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 1 Закона № 54-ФЗ),
– Указанием № 3210-У установлен порядок ведения кассовых операций с наличными деньгами (п. 1 Указания № 3210-У).

Обязанности пользователей (организаций или индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ при осуществлении расчетов) и правила применения ККТ установлены статьями 1.2 и 5 Закона № 54-ФЗ. В частности, в обязанности пользователя входят, в том числе, обеспечение передачи в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы (п. 6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Читайте так же:  Приказ 657 от 221015

Отметим, что порядок оформления денежных средств, полученных в результате расчетов с применением ККТ, сдачи свободных денежных средств на банковский счет юридического лица и соблюдения лимита остатка наличных денег Законом № 54-ФЗ не установлены. При этом в связи с изменениями, внесенными в Закон № 54-ФЗ, были также изменены и Указания № 3210-У (Указание Банка России от 19.06.2017 № 4416-У). Однако, несмотря на обязанность пользователя передачи в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы, установленную Законом № 54-ФЗ, порядок ведения кассовых операций, в том числе в части требования об оформлении дневной выручки и сдачи свободных денежных средств в банк, не изменился.

Кроме того, нормами КоАП РФ установлены разные виды нарушений:
– за неприменение ККТ – ст. 14.5 КоАП РФ
и
– за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций – ст. 15.1 КоАП РФ.

В соответствии с п. 4.6 Указания № 3210-У поступающие в кассу наличные деньги и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004. При этом в конце рабочего дня кассир сверяет фактическую сумму наличных денег в кассе с данными кассовых документов, суммой остатка наличных денег, отраженного в кассовой книге, и заверяет записи в кассовой книге подписью.

Таким образом, исходя из п. 4.6 Указания № 3210-У предполагается, что кассовая книга оформляется каждый рабочий день и поступающие в кассу наличные деньги и выдаваемые из кассы наличные деньги учитываются в кассовой книге также каждый рабочий день.

При этом кассовые документы могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных абзацем двадцать седьмым ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ (п. 4.1 Указания № 3210-У).

Из анализа указанных положений следует, что установленный Указанием № 3210-У порядок работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций предусматривает ежедневное оприходование в кассу полученных денежных средств, на сумму, отраженную в фискальных данных ККТ.

Под оприходованием в кассу денежной наличности понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день поступления (в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу) и внести в тот же день в кассовую книгу записи о поступивших денежных средствах, невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций.

Таким образом, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности есть несоблюдение совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу наличности в день ее поступления в кассовой книге предприятия.

Указание № 3210-У не предусматривают другие условия учета наличных денежных средств, в связи с чем невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления является неоприходованием этих денежных средств.

Отметим, что ст. 15.1 КоАП РФ не расшифровывается понятие “неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности”, однако, как следует из судебной практики, под этим понимается несоблюдение совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе касающихся полного отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.10.2010 № Ф07-11377/2010), или попросту наличие денежных средств, не учтенных и не поступивших в кассу (постановления ФАС Поволжского округа от 04.10.2010 по делу № А12-8886/2010, ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2006 № А56-44277/2005).

Как указал суд в постановлении Шестого ААС от 17.02.2015 № 06АП-100/15 со ссылкой на Указания № 3210-У, “налогоплательщик обязан организовать надлежащий учет всех операций с наличными денежными средствами. _ несвоевременное оприходование обществом наличных денежных средств в кассу повлекло накопление фактически находящихся в операционной кассе. Не отражение в кассовой книге полученной обществом выручки в тот же день свидетельствует о неоприходовании в кассу предприятия денежной наличности, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ”.

Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, понимается неотражение или неполное отражение в кассовой книге фактических сумм выручки, полученных с применением ККТ (письмо УФНС России по г. Москве от 29.06.2007 № 22-12/61982).

Некоторые суды указывают на такую цель неоприходования выручки, как сокрытие ее от налогообложения. Так, в постановлении Девятого ААС от 18.06.2013 № 09АП-14607/2013-АК указано, что “объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, состоит в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, под которым следует понимать отсутствие либо искажение учета поступивших или не поступивших в кассу наличных денежных средств (части денежных средств), следствием которого является сокрытие таких денежных средств от налогообложения” (смотрите также постановление Тринадцатого ААС от 28.04.2011 № 13АП-4872/11).

При этом суды также учитывают наличие фактической возможности своевременного полного оприходования денежной наличности. Дело в том, что в силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Иными словами, ситуация, когда оприходовать наличные денежные средства в кассу организации в день их получения и пробития чека ККМ не представляется возможными, и выручка сдается в главную кассу на следующий день, организация не может быть привлечена к административной ответственности за неоприходование в кассу денежной наличности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 27.02.2006 № 09-24/14618). Косвенно данная позиция подтверждается и письмом УФНС России по г. Москве от 24.06.2005 № 09-24/44872.

Аналогичный вывод сделан и в постановлении Тринадцатого ААС от 28.04.2011 № 13АП-4872/11, в котором суд учел, что “согласно режиму работы центральная касса общества работает до 16.00, выходные дни – суббота и воскресенье; магазин и столовая заканчивают работу в 17.00, выходной день – воскресенье. В связи с разницей в рабочем графике у общества отсутствует возможность осуществлять сбор выручки в конце рабочего дня. … Налоговым органом, в нарушение ст. 1.5 КоАП РФ не исследовались данные обстоятельства, а также реальная возможность оприходования денежных средств в день получения выручки с учетом места осуществления обществом торговой деятельности и режима работы бухгалтерии общества”.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2010 № Ф07-2502/2010 по делу № А56-30298/2009 суд учел то “обстоятельство, что торговые точки сдавали в кассу денежные средства, полученные после инкассации, на следующий день в полном объеме, что видно из расчетов”. Отметим, что в данном деле налоговый орган предоставил доказательства, что денежные средства, оставшиеся в контрольно-кассовой машине на конец рабочего дня магазина, не были оприходованы в полном объеме на следующий день (в связи с тем, что часть выручки была направлена на выплату заработной платы работникам магазина без ее оприходования в центральную кассу вообще). В связи с этим суд пришел к выводу о неоприходовании организацией выручки, однако посчитал возможным применить ст. 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.10.2010 № Ф07-2502/2010 по делу № А56-30298/2009).

В постановлении Девятого ААС от 18.06.2013 № 09АП-14607/2013-АК по делу № А40-118690/12 рассмотрена ситуация, когда выручка была получена и отражена по Z-отчету, а оприходована в кассу (отражена в кассовой книге) только на следующий день, поскольку операционная касса работала до 24.00, а администрация – до 19.00. Суд указал, что в этом случае можно говорить только о несвоевременности оформления кассовых операций, но не о неоприходовании наличности, следовательно, не образуется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (смотрите также постановления Шестого ААС от 03.03.2014 № 06АП-473/14, Второго ААС от 12.12.2013 № 02АП-9451/13 по делу № А82-7314/2013).

Обращаем внимание, что порядок сдачи и оприходования выручки обязательно должен быть отражен в учетной политике с указанием графиков работы операционных касс, главной кассы и других подразделений бухгалтерии.

Однако некоторые суды занимают формальную позицию, при которой оприходование выручки не в день ее получения является основанием для привлечения организации к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ (смотрите постановления Пятнадцатого ААС от 20.10.2015 № 15АП-16679, Четырнадцатого ААС от 09.09.2014 № 14АП-5759/14). Отметим, что во втором примере суд рассматривал ситуацию, когда выручка сдавалась в центральную кассу не на следующий день, а спустя два дня, и организация не смогла предоставить объективные доказательства отсутствия возможности сдачи выручки ежедневно.

В постановлении Третьего ААС от 11.08.2015 № 03АП-3892/15 суд указал следующее “несовпадение режима работы, установленного в торговой точке и бухгалтера, отвечающего за внесение записей в кассовую книгу, не является обстоятельством, исключающим возможность соблюдения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций. Исходя из особенностей своей производственной деятельности заявитель должен обеспечить такую организацию работы (графики работы кассиров и бухгалтерии), чтобы дневная выручка оприходовалась в тот же день в бухгалтерии” (смотрите также постановления Четырнадцатого ААС от 10.07.2015 по делу № А13-3285/2015, от 29.06.2015 № 14АП-4326/15, от 23.12.2016 № 14АП-9655/16).

Отметим, что в вышеуказанных примерах судебных решений суд рассматривал факты неоприходования выручки подразделением юридического лица, которое находилось по адресу, отличающемуся от адреса нахождения бухгалтерии и центральной кассы. При этом Указанием № 3210-У предусмотрен особый порядок оприходования выручки для обособленных подразделений, устанавливаемый юридическим лицом самостоятельно (п. 4.6 Указания № 3210-У).

При этом для целей Указания № 3210-У обособленным подразделением признается подразделению юридического лица, по месту нахождения которого оборудовано обособленное рабочее место (рабочие места) (абзац четвертый п. 2 Указания № 3210-У). Отметим, что для целей соблюдения требований Указаний № 3210-У отсутствие у подразделения отдельного банковского счета и (или) статуса филиала или представительства юридического лица не влияет на признание его обособленным подразделением с соответствующими обязанностями по соблюдению порядка ведения кассовых операций (постановление Пятнадцатого ААС от 28.06.2016 № 15АП-6594/16, письмо ФНС РФ от 05.06.2013 № АС-4-2/10250, постановление Двадцать первого ААС от 15.03.2017 № 21АП-315/17).

Читайте так же:  Жалоба поликлинику в москве

В соответствии с п. 5.3 Указаний № 3210-У прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом. При этом обособленное подразделение должно вести свою кассовую книгу (письмо ФНС РФ от 05.06.2013 № АС-4-2/10250) (Подробнее смотрите в ответе службы Правового консалтинга на Вопрос: В организации действуют две кассы. Вторая касса установлена в обособленном подразделении, которое находится за пределами города. В кассу вносятся денежные средства, полученные от покупателей аптеки, а также возвращаемые подотчётными лицами, которые до этого получили денежные средства в основной кассе организации. Денежные средства второй кассы в основном выдаются под отчёт. Кассир передает информацию для заполнения кассовой книги из обособленного подразделения в головное подразделение. Кассу разбили на субсчета – 50.01 и 50.04, кассовая книга – общая. Нумерация документов ведется общая. Есть ли нарушение правил ведения кассовых операций в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)).

Таким образом, в случае, если структурное подразделение учреждения, осуществляющее расчеты с применением ККТ, признается обособленным подразделением, то порядок сдачи наличной выручки в центральную кассу может быть установлен учреждением самостоятельно, в частности с учетом различных режимов рабочего дня подразделения и центральной кассы. При этом отражение в кассовой книге подразделения в конце рабочего дня денежных средств, полученных менеджерами регистрационно-договорного отдела в результате осуществления расчетов с пациентами в течение дня с применением ККТ, будет являться оприходованием денежных средств для целей исполнения требований Указания № 3210-У.

Что касается лимита остатка денежных средств, сообщаем следующее. В соответствии с п. 2 Указания № 3210-У лимитом остатка наличных денег (далее – Лимит) является максимально допустимая сумма наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня.

Юридическое лицо хранит денежные средства сверх установленного Лимита на банковских счетах в банках. При этом Указанием № 3210-У предусмотрен закрытый перечень случаев, когда допускается превышение Лимита. Так, накопление наличных денег в кассе сверх установленного Лимита допускается:
– в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплат социального характера (далее – другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты,
– а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.

В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается (абзацы 7-9 п. 2 Указания № 3210-У).

В силу п. 2 Указания № 3210-У юридическое лицо самостоятельно устанавливает Лимит, издавая при этом соответствующий распорядительный документ. При этом размер Лимита определяется в соответствии с приложением к Указанию № 3210-У, исходя из характера деятельности учреждения с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.

При определении лимита наличных денежных средств необходимо учитывать местонахождение, организационную структуру, специфику деятельности юридического лица (например сезонность работы, режим рабочего времени) (в соответствии с приложением к Указанию № 3210-У).

Таким образом, в случае осуществления в конце рабочего дня расчетов менеджерами регистрационно-договорного отдела с пациентом на большую сумму возможно превышение Лимита. Мы не обнаружили примеров судебной практики или разъяснений в отношении ситуации, когда после проведения инкассации, осуществляемой в порядке, установленном договором с обслуживающим банком или иной организацией, в кассу юридического лица поступает большая сумма денежных средств в виде незапланированной оплаты от покупателей. Формально в рассматриваемой ситуации существует риск признания наличия у учреждения нарушения, выразившегося в накоплении на конец рабочего дня в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, что влечет применение штрафных санкций, установленных частью 1 ст. 15.1 КоАП.

В соответствии с частью 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях” предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 ст. 26.2 КоАП РФ. В п. 16.1 указанного Постановления Пленум ВАС РФ разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 ГК РФ характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих (постановление Третьего ААС от 29.03.2016 № 03АП-803/16).

Анализ судебной практики показывает, что суды могут принимать во внимание предъявленные юридическим лицом доказательства невозможности соблюдения Указания № 3210-У в силу обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, что с учетом положений части 2 ст. 2.1 КоАП РФ может приниматься как свидетельство об отсутствии его вины.

Как правило, суд устанавливает обстоятельства, подтверждающие, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (постановление Четвертого ААС от 26.02.2016 № 04АП-157/16, Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России от 08.06.2016 № 309-АД16-5686).

Ответ подготовил: Ткач Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Обращаем внимание медицинских учреждений на то, что с 1 июля 2017 года пациент может потребовать электронный больничный

Порядок расчета лимита кассы

ЛИМИТ КАССЫ как рассчитать

С 01.06.2014 года действует новый порядок ведения кассовых операций согласно Указания ЦБ РФ от 01 июня 2014 г. № 3210-У. Он рекомендует пример расчета лимита остатка. На примере дан расчёт кассового остатка лимита.

Порядок ведения кассовых операций распространяется на:

Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

Лимит кассы ИП и малое предприятие может не устанавливать . Т.е. хранить любое количество денег в кассе.

Лимит остатка наличных денег

Для ведения кассовых операций организация устанавливает лимит остатка наличных денег (далее — лимит кассы)

Лимит остатка наличных денег это — максимально допустимая сумма наличных денег, которая может храниться в кассе на конец рабочего дня.

Обособленное подразделение (филиал, представительство), у которого открыт банковский счет, также устанавливает лимит кассы.

Платежные агенты обязаны вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным в рамках деятельности платежного агента и формировать отдельные ПКО на эти средства. Эти деньги не учитываются при расчете лимита кассы и должны полностью сдаваться в банк в день их получения, иначе они будут расцениваться как сверхлимитные со всеми вытекающими последствиями.

Подразделению юридического лица (обособленное подразделение), по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места), сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается в порядке, предусмотренном настоящим Указанием для юридического лица.

Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям.

Когда допускается накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита:

  • В дни выплат заработной платы, стипендий, и выплат социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты,
  • В выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций.

Руководитель организация издает распорядительный документ (например, приказ о лимите кассы руководителя) об установленном кассовом лимите организации.

Экземпляр приказа кассового лимита, распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется юридическим лицом обособленному подразделению в порядке, установленном юридическим лицом.

За банками сохраняются полномочия по контролю за соблюдением кассовой дисциплины, в том числе, за превышением лимита кассы. Это следует из пункта 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории российской федерации от 05.01.98 № 14-П.

Банки по-прежнему должны проверять своих клиентов не реже одного раза в два года.

Лимит кассы. Формулы для расчета лимита кассы

Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (вновь созданное юридическое лицо, — ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги).

Лимит кассы необходимо определять по одной из двух формул.

1 . Если организация получает наличную выручку

L — лимит остатка наличных денег в рублях;

V — объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях (юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги с учетом наличных денег, принятых за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги обособленными подразделениями, за исключением случая, предусмотренного в абзаце четвертом пункта 2 настоящего Указания);

P — расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);

Nc — период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы. Nc определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

Читайте так же:  Сумма пособия по безработице в 2019 году составляет

Например, при сдаче наличных денег в банк один раз в три дня Nc равен трем рабочим дням. При определении Nc могут учитываться местонахождение, организационная структура, специфика деятельности юридического лица (например, сезонность работы, режим рабочего времени).

2 . При отсутствии поступлений наличных денег

Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем выдач наличных денег (вновь созданное юридическое лицо — ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.

L — лимит остатка наличных денег в рублях;

R — объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях (юридическим лицом, в состав которого входят обособленные подразделения, при определении объема выдач наличных денег учитываются наличные деньги, хранящиеся в этих обособленных подразделениях, за исключением случая, предусмотренного в абзаце четвертом пункта 2 настоящего Указания);

Р — расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем выдач наличных денег в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов выдач наличных денег, а также динамика объемов выдач наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);

Nn — период времени между днями получения по денежному чеку в банке юридическим лицом наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы Nn определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

При расчете лимита кассы можно округлять, использовать
правила математического округления

Кассовый лимит определяется по одной из формул, предусмотренных положением ЦБ РФ от 12.03.14 № 3210-У. Если сумма получилась в неполных рублях, то как следует поступить дальше? Обязательно ли округлить данное значение в меньшую сторону? Нет, не обязательно.

Согласно положению № 3210-У лимит остатка наличных денег в кассе определяется в рублях. То есть полученное в результате вычислений значение лимита необходимо привести к полным рублям. Для округления лимита остатка наличных денег до рубля могут применяться правила математического округления. Таким образом, не во всех случаях округление приведет к уменьшению значения лимита.

К тому же при соблюдении лимита кассы часто возникают многочисленные вопросы по кассовой дисциплине, которые Вы можете почитать в теме «Касса — вопросы, ответы, ситуации».

Как пересчитать лимит по кассе

У всех компаний, кроме малых, осталась обязанность соблюдать лимит. Не изменились и формулы для его расчета. Но зато теперь у предприятий есть выбор — считать лимит исходя из наличной выручки или исходя из наличных расходов (п. 2 Указания № 3210-У). Другими словами, компания, у которой есть наличные поступления, может взять для расчета формулу, привязанную к сумме наличных трат. Притом что раньше воспользоваться ею могли только компании, у которых вообще не было наличной выручки.

Получается, вы можете посчитать предельную сумму наличных по двум формулам, выбрать более выгодный вариант и утвердить новый повышенный лимит. Так, если наличная выручка в компании незначительна, выгоднее установить лимит исходя из суммы расходов, а не доходов.

В то же время для компаний, у которых нет наличных поступлений, новый порядок ничего не меняет. Ведь эти организации в любом случае не смогут воспользоваться формулой, привязанной к доходам.

Устанавливать лимит кассы нужно в рублях без копеек. В этой части правила не поменялись. Но по каким правилам округлять итоговую сумму, если она получилась в рублях и копейках, новое Указание умалчивает. Поэтому остается ориентироваться на разъяснения ФНС России по старому кассовому порядку. Из них следует, что округлять лимит нужно по правилам математики (письмо ФНС России от 6 марта 2014 г. № ЕД-4-2/[email protected]). То есть сумму меньше 50 копеек нужно отбросить, а сумму в 50 копеек и больше округлить до рубля. Рекомендации по округлению приведены выше.

Новый лимит кассы компания вправе утвердить на любой период, не обязательно на год и выпустить приказ о лимите кассы. Либо можно не указывать срок, в течение которого действует лимит. Тогда не понадобится отслеживать сроки действия лимита наличных денег в кассе и периодически его переутверждать.

Если вы решили пересчитать лимит по более выгодной формуле, приложите к новому приказу приложение с расшифровкой расчета. Тогда на проверке не понадобится вспоминать, откуда взялась итоговая сумма лимита, и доказывать налоговикам, что его рассчитали без ошибок.

Как рассчитать лимит остатка денежных средств в кассе вновь созданной организации

Если организация создана недавно, то лимит определяйте по формуле исходя из ожидаемой наличной выручки, а при ее отсутствии – ожидаемого объема выдачи наличных денег. Такой порядок следует из пунктов 1 и 2 приложения к указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Пример 1: Как посчитать лимит кассы при наличии выручки

Для расчета лимита компания выбрала период с 27 января по 14 апреля 2014 года (55 рабочих дней). Право самостоятельно выбрать период для расчета лимита дает Указание № 3210-У. За этот период наличная выручка — 287 500 руб. Затраты, оплаченные подотчетниками, и другие наличные расходы (кроме зарплаты) составляют 550 700 руб. Компания сдает выручку в банк каждые три дня.

Размер лимита исходя из наличной выручки равен :

Сумма лимита исходя из наличных расходов составила:

В данном случае компании выгоднее установить лимит на основании наличных расходов.

Пример 2: Как рассчитать лимит кассы при отсутствии выручки

Расчетный период, за который определяется лимит кассового остатка, можно взять произвольный. Это может быть период:

  • который предшествует проведению расчета (например, расчет лимита на III квартал производите на основе данных за II квартал текущего года);
  • в котором поступление наличных денег было максимальным (например, расчет производите исходя из данных IV квартала предыдущего года, в котором были максимальные поступления выручки);
  • аналогичный за предыдущие годы (например, расчет лимита на III квартал 2014 года производите на основании показателей III квартала 2013 года).

В расчетный период включите все дни работы, но не более 92 рабочих дней. Если в выходные и нерабочие праздничные дни предприниматель или организация работает, то для расчета лимита эти дни также включите в расчетный период. (пункт 2 приложения к указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.)

Получившееся значение лимита можно округлить до полных рублей (письма Банка России от 24 сентября 2012 г. № 36-3/1876, ФНС России от 6 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4116).

ООО «Газпромметалл» закупает металл у населения. Наличные деньги снимаются со счета в банке раз в три дня. Расчет лимита кассового остатка производится на основе данных бухучета за январь, февраль, март предыдущего года.

В фирме установлена пятидневная рабочая неделя. Следовательно, расчетный период составляет 56 рабочих дней (15 дн. + 19 дн. + 22 дн.).

Оборот по кредиту счета 50 «Касса» без учета выплат сотрудникам составил 2 800 000 руб.:

  • в январе – 960 000 руб.;
  • в феврале – 800 000 руб.;
  • в марте – 1 040 000 руб.

Допустимый лимит остатка наличных денег в кассе: 150 000 руб. (2 800 000 руб. : 56 дн. × 3 дн.).

Срок действия лимита остатка в кассе

Указание N 3210-У не содержит срока, на который должен быть установлен лимит остатка наличных денежных средств в кассе, а также случаи его изменения.

По мнению специалистов Банка России, изложенному в Письме от 15.01.2012 г. N 36-3/25, лимит остатка наличных денежных средств может быть пересмотрен по мере необходимости, например, в случае изменения поступлений наличных денежных средств за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или в случае изменения объема выдачи наличных денег.

  1. Учет КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ и кассовая ДИСЦИПЛИНА
    Даются разъяснения про кассовые операции и кассовую дисциплину в 2019. Описан учет денежных средств в кассе, ведение и заполнение кассовой книги для ИП. Дан расчет остатка, образец и возможность скачать бланк лимита кассы и приказ.
  2. ПРИХОДНЫЙ и РАСХОДНЫЙ кассовый ОРДЕР бланк скачать
    Дан пример оформления, заполнения, образец, а также бланк приходного и расходного кассового ордера, приходник и расходник можно скачать бесплатно.
  3. КАССА — ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ, СИТУАЦИИ
    Наличные, лимит кассы, кассовая дисциплина — все эти вопросы и приведенные в этой теме ответы, где приведены все возможные ситуации при кассовых операциях.

Еще статьи:

  • Приказ мо рф 388 от 10062019 о комиссиях Противодействие коррупции Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от « » апреля 2016 г. № ____ ПЕРЕЧЕНЬ изменений, вносимых в приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2014 г. № 388 1. В преамбуле приказа: после слов «ст. 6961» дополнить словами «; 2014, […]
  • Приказ годовой по отпускам Приказ об утверждении графика отпусков - образец (2019) Безошибочно составить график отпусков можно с помощью нашей видеоинструкции: График отпусков на год: нюансы оформления Ст. 123 ТК РФ обязывает работодателя до начала очередного календарного года утверждать составленный график […]
  • Детские пособия добавили Индексация пособий с 1 февраля 2018 года Детские пособия в России, установленные законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», с 1 февраля 2018 года проиндексированы на 2.5% в соответствии с постановлением Правительства от 26.01.2018 г. № 74. Это повышение затронет […]
  • Компенсация за непосещение садика Компенсация за детский сад Компенсации за детский сад в регионах: Алименты на ребенка: понятие, размер, порядок уплаты Компенсация за детский сад, если в ДОУ нет места для ребенка Достаточно часто приходится слышать вопрос: "Прочитала в интернете, что по достижению 1,5 лет ребенка, […]
  • Наследование по завещанию или дарение Завещание или дарение - что лучше Достаточно часто нам задают вопрос: Что лучше - завещание или дарение для того, чтобы переоформить квартиру, дом или другое недвижимое имущество? Для ответа на этот вопрос сначала надо понять - что представляет собой завещание и что такое […]
  • Шитье это просто пособие от бурда Новогодние скидки на приложение Burda «Шитьё — это просто» 14 декабря 2015 Специальное предложение действует с 14 декабря по 10 января. В этот период вы можете приобрести приложение Burda « Шитьё — это просто» с большой скидкой. С 14 декабря 2015 по 10 января 2016 цены на […]