Конституционный суд рф основы организации и полномочия

Основы организации Конституционного Суда РФ и его полномочия

Главная > Курсовая работа >Государство и право

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

на тему «Основы организации Конституционного Суда РФ и его полномочия»

Студентка группы 11ЮПВ

I. Конституционный Суд РФ- судебный орган конституционного 5

1.1 Законодательство о Конституционном Суде РФ 11

II. Основы организации Конституционного Суда РФ 13

2.1 Гарантии деятельности Конституционного Суда РФ 21

III. Полномочия Конституционного Суда РФ 25

3.1 Состав, порядок образования, срок полномочий и принципы деятельности

Конституционного Суда РФ 35

Библиографический список 39

Актуальность темы исследования, как нам представляется, обусловлена также ее слабой разработанностью в аспекте происходящих перемен, связанных со становлением гражданского общества, в условиях демократизации во всем мире.

Цели работы ориентирована на комплексное исследование полномочий Конституционного суда и тенденций их развития для формулирования теоретических положений и практических предложений по повышению эффективности работы Конституционного суда в новых условиях.

Для достижения указанной цели были поставлены соответствующие задачи по исследованию следующих вопросов:

-Конституционный Суд РФ- судебный орган конституционного

— Основы организации Конституционного Суда РФ

— Полномочия Конституционного Суда РФ

— Состав, порядок образования, срок полномочий и принципы деятельности Конституционного Суда РФ

— Законодательство о Конституционном Суде РФ

Работа выполнена с применением различных методов исследования, в том числе формально-логического, системного, аналитического, сравнительно-правового и иных методов научного познания.

Объект исследования- общественные отношения. Предметом исследования является основы организации Конституционного Суда РФ и его полномочия.

В работе использовалась практика работы Конституционного суда. Теоретической базой данного исследования являются труды российских правоведов (Басангов Д.А., Бондарь Н.С., Гаджиев Г.А., Муратова Н.Г., Кушнир Г.А., Захаров В.В., Витрука Н.В.).

Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной курсовой работы, являются законодательные акты Российской Федерации – Конституция России 1993 г., Федеральный Конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г., некоторые постановления Конституционного Суда РФ.

Курсовая работа состоит из трех глав и трех параграфов. В первой главе описывается правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации. Во второй главе основы организации Конституционного Суда Российской Федерации. И в третьей главе раскрывается полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

I. Конституционный Суд РФ- судебный орган конституционного контроля

Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля. Конституционный Суд в нашей стране в его нынешнем виде появился в 1994 г. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г., федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде в РФ» был принят 21 июля 1994 г., т.е. практически спустя полгода после Конституции РФ, а федеральный конституционный закон «О судебной системе в РФ», был принят 31 декабря 1996 г.

Причиной принятия федерального конституционного закона, определяющего правовое положение Конституционного Суда, послужило:

Во-первых, сама Конституция РФ предусматривает, что деятельность Конституционного Суда должна регулироваться именно Федеральным конституционным законом, а не просто федеральным законом. Для принятия или внесения изменения в любой федеральный конституционный закон необходимо получить его одобрение не менее, чем 2/3 от голосов Федерального собрания РФ, в которое входят Государственная Дума РФ и Совет Федерации (нижняя и верхняя палаты парламента). Таким образом, принятие именно в форме (федерального конституционного закона) правового акта, регулирующего деятельность (правовой статус Конституционного Суда РФ), объясняется тем, что такую форму законодательного акта очень трудно изменить, что придает законодательную стабильность основных положений деятельности Конституционного Суда РФ.

Во-вторых, причина такого скорейшего принятия федерального конституционного закона «О Конституционном Суде в РФ» заключается в той политической ситуации, которая существовала в стране на тот период времени.

Россия, проводя демократические преобразования, стала первой на территории СССР страной, учредившей в декабре 1990 г. специализированный орган судебного конституционного контроля, внеся изменения в ст. 119 Конституции РСФСР. 12 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР», в октябре 1991 г. избран его первый состав. 1

В период с 1992 г. до 1993 г. деятельность Конституционного Суда РФ внесла значительный вклад в становление конституционного правосудия в нашей стране, хотя реакция общественности была неоднозначна. Учитывая ситуацию острой конфронтации между органами законодательной и исполнительной власти, Конституционный Суд РФ оказался вовлеченным в водоворот политических страстей. Все эти факторы привели к приостановлению деятельности Конституционного Суда РФ осенью 1993 г.

В процессе подготовки проекта новой Конституции обсуждались иные организационно-правовые формы осуществления конституционного правосудия, например возможность создания конституционной коллегии в составе Верховного Суда РФ, возложение конституционно-контрольной функции на Верховный Суд РФ в целом (такая модель действует в США); возможность образования Высшего судебного присутствия как своеобразной надстройки над Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами. Последний пример является абсолютным нововведением в мировой практике. Некоторые из внесенных предложений, которые бы вели к понижению значения Конституционного Суда РФ и передаче его функций каким-другим структурам, объяснялись реакцией общественности на политические обстоятельства, предшествующие этому периоду.

Конституция России 1993 г. сохранила Конституционный Суд как самостоятельный институт власти, хотя и внесла изменения в его компетенцию. Однако на момент вынесения Конституции РФ на всенародное голосование между авторами – составителями проекта не было единого мнения по поводу точной характеристики Конституционного Суда. Этот пробел в Конституции восполнил федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ», который на основе ст. 128 Конституции РФ установил полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда. 2

Статья 165 Конституции, которая действовала ранее, давала Конституционному Суду чрезвычайно широкую характеристику. Она характеризовала его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя. Статья 1 федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» дает более четкое определение Конституционного Суда РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда РФ:

– правовой статус – судебный орган;

– функция – осуществление конституционного контроля;

– главные принципы деятельности – самостоятельное и независимое осуществление судебной власти;

– процессуальная форма деятельности – конституционное судопроизводство.

Таким образом, Конституция РФ дала Конституционному Суду РФ особые полномочия, которые значительно отличают его от других судебных органов власти.

Являясь специальным органом судебной власти, Конституционный Суд РФ, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции РФ и баланса властей, выступает еще и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается его двуединая правовая природа. По сравнению с предшествующим законом о Конституционном Суде и действовавшей ранее Конституцией федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде» не использует термин «высший» при определении Конституционного Суда.

И он действительно не является высшим органом в том понимании, что он не возглавляет какую-либо систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ и не является для судебной системы надзорной, кассационной либо апелляционной инстанцией.

Однако не следует упускать из вида и то обстоятельство, что Конституционный Суд РФ все же можно назвать высшим органом в том смысле, что он занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в стране, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только Конституцией РФ как вершиной правовой системы и федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде». В силу такого особого статуса Конституционного Суда из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ определена непосредственно и развернуто в Конституции РФ.

Конституционное судопроизводство – это процессуальная форма деятельности конституционных судов, которые применяют и интерпретируют конституционные нормы и решают различные юридические дела, относящиеся к их компетенции. Результат конституционного судопроизводства – устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта либо договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции РФ. Конституционное судопроизводство – это регламентированная федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» и законодательными актами субъектов РФ о конституционных (уставных) судах деятельность конституционных судов по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными этим судам правомочиями. 3

В отличие от других высших государственных структур, например Федерального Собрания, Президента, полномочия Конституционного Суда как органа не ограничены каким-либо сроком, что обеспечивает его большую самостоятельность, независимость во взаимоотношениях с законодательной и исполнительной ветвями власти. Этим же целям служит принцип несменяемости конституционных судей в течение срока, на который они назначены. Срок полномочий судьи Конституционного Суда неоднократно изменялся законодателем. В настоящее время установлено, что полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком, но предельный возраст пребывания в этой должности – 70 лет. Это последнее изменение сроков полномочий внесено в федеральный конституционный закон о Конституционном Суде в апреле 2005 г. В течение указанного периода полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным ФКЗ о Конституционном Суде.

Читайте так же:  Оформить кредитную карту в восточном экспрессе

Полномочия и основы организации Конституционного Суда РФ.

По представлению Президента РФ 19 судей назначает Совет Федерации. Подбор кандидатов начинается с проведения работы по подготовке предложений по нескольким кандидатурам. Это право имеют члены Совета Федерации, депутаты государственной Думы, представительные органы субъектов Федерации, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийское юридическое сообщество, юридические научные и учебные заведения, Министерство юстиции РФ, всероссийский съезд судей.

Внесенное Президентом РФ представление должно быть рассмотрено в 14-тидневный срок. Обсуждение кандидатур в Совете Федерации детально регламентируется Регламентом Совета Федерации от 06.02.96 г. Решение принимается индивидуально по каждой из предложенной кандидатур. Назначенным считается тот, кто больше наберет голосов по тайному голосованию. Назначенный судья принимает присягу под руководством Председателя Совета Федерации.

Деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется по четырем направлениям:

1. Разрешение ( по запросам определенных в Конституции должностных лиц и органов) дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по ограниченному кругу вопросов( См.: п. «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), а также договоров, заключаемых органами государственной власти РФ или субъектов Федерации и не вступившие в силу международных договоров России.

2. Разрешение споров о компетентности между органами государственной власти России и её субъектов.

3. Проверка (по жалобам граждан и запросам судов) конституционности законов, применяемых или подлежащих применению при разбирательстве конкретных судебных дел.

4. Толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации).

На Конституционный Суд Российской Федерации возлагаются следующие функции:

а) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

б) участие в совершенствовании законодательства путем реализации права законодательной инициативы;

в) вправе решать и другие вопросы, связанные с выполнением основных полномочий (приостанавливать или прекращать полномочия своих судей, прекращать отставку судьи Конституционного Суда РФ, утверждать Регламент или его корректировать, привлекать к ответственности лиц, не соблюдающих решения и отказывающиеся выполнять требования Конституции РФ).

Базовые принципы организации и деятельности Конституционного Суда РФ во многом сходны с принципами судов общей юрисдикции (независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон). Но здесь имеются и особенности. Так, нет принципа законности, так как Конституционный Суд РФ руководствуется только двумя законами: Конституцией РФ и федеральным конституционным законом « О Конституционном Суде РФ». Не упомянуты среди принципов организации и деятельности- принцип презумпции невиновности, обеспечения права подозреваемого обвиняемого и подсудимого на защиту, участие представителей народа в отправлении правосудия, обеспечении права гражданина на судебную защиту, осуществление правосудия только судом.

И это вполне объяснимо: Конституционный Суд РФ не вершит правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. У него другая задача — конституционный контроль. Здесь нет обвиняемых, подсудимых и их защитников, нет истцов и ответчиков, их представителей. Гражданин может оказаться лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу, рассмотренному в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ.

На сей счет в юридической литературе имеется достаточно много суждений, на сей счет иного плана. Так, например, профессор Н. Громов и доцент Е. Колесников говорят: «нормы гражданского и уголовного судопроизводства содержат понятие существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда. Имеют ли правовое значение нарушения правил судопроизводства Конституционным Судом? Законодательство не дает ответа. Доказательства, полученные с нарушением процессуальной формы, ничтожны для правоприменителя. Категорическое суждение на этот счет закреплено в Конституции РФ, которая определяет, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушениями федерального закона. Однако в Законе «О Конституционном Суде РФ» данная форма не отражена». Этот закон не знает и процессуальных санкций за нарушение процедурных правил. Он обходит молчанием вопросы обжалования нарушений установленного порядка судопроизводства, в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам. Среди принципов отсутствуют необходимые принципы законности и презумпции истинности решения суда и т.д.

Особенность Конституционного Суда РФ состоит также в реализации принципа коллегиальности (здесь не участвуют представители народа), иначе действует и принцип гласности, она ограничена по весьма широким основаниям (например, охраны любой тайны). Дела рассматриваются на заседаниях суда лишь в коллегиальном составе: в пленарном заседании или заседаниях палат.

В пленарном заседании участвуют все судьи (заседание правомочно при наличии 2/3 судей):

— о соответствии Конституции РФ, конституций республик и уставов иных субъектов Федерации;

— о толковании Конституции РФ;

— о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

— о посланиях Конституционного Суда РФ;

— о выступлении с законодательной инициативой;

— об избрании Председателя, его заместителей и судьи-секретаря;

— о формировании персонального состава палат суда;

— об утверждении Регламента Конституционного Суда и внесении в него изменений;

— об установлении очередности рассмотрения дел в пленарном заседании и распределении дел между палатами;

— о приостановлении или прекращении полномочий судьи, а также о досрочном освобождении от должности Председателя Суда, его заместителя или судьи-секретаря. Остальные дела рассматриваются на заседании палат: 1-я= 10 судей, и 2-я= 9 судей.

При этом, существует предписание: председатель суда и его заместитель не могут входить в состав одной палаты.

Права судьи Конституционного Суда РФ:

— вправе предварительно знакомиться со всеми материалами,

— задавать вопросы сторонам, экспертам, свидетелям,

— излагать свою позицию,

— имеет право решающего голоса. От участия в заседании он может быть освобожден в случаях, четко указанных в законе.

Участники (стороны: заявители (органы, лица), органы и лица, издавшие акт). Они имеют право отстаивать свою позицию.

В судебных заседаниях могут участвовать первые лица государства.

Председательствующий во время заседания принимает меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; представляет слово судьям и участникам процесса. Может прерывать их выступления, если они отходят от существа рассматриваемого дела, либо лишать слова.

Лица, нарушающие порядок в заседании и не подчиняющиеся распоряжениям председательствующего (по решению суда) – подвергаются штрафу до 10 минимальных месячных размеров оплаты труда.

Председатель Конституционного Суда РФ должен:

— руководить подготовкой пленарных заседаний, созывать их и председательствовать на них;

— вносить на обсуждение вопросы, которые должны рассматриваться и разрешаться в Пленарных заседаниях и заседаниях палат;

— представлять Конституционный Суд в отношениях с государственными и общественными органами, а также по уполномочию суда выступать с заявлением от его имени;

— осуществлять общее руководство аппаратом суда, представлять на утверждение пленарного заседания суда кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб суда, а также Положение о Секретариате и штатное расписание;

— осуществлять другие полномочия в соответствии с законом «О Конституционном Суде РФ» и его Регламентом.

Судья-секретарь суда несет ответственность за надлежащее решение ряда вопросов, связанных с организационным обеспечением деятельности суда в целом, а именно:

— непосредственно руководит работой аппарата суда;

— обеспечивает подготовку и проведение заседаний суда в организационном порядке;

— доводит до сведения органов, организаций и лиц принятые решения и информирует суд об их исполнении;

— организует информационное обеспечение судей;

— выполняет другую работу по внутренней деятельности суда.

Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение суда.

Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в суд обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений суда. В его состав входят отделы, сектора, группы. Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются на пленарном заседании по представлению Председателя суда. Председатель суда руководит работой секретариата и судьей-секретарем.

В составе аппарата Конституционного Суда РФ впервые был возрожден институт судебных приставов, на которых возлагается поддержание порядка в заседаниях суда. Их требования о соблюдении правил, установленных для посетителей, обязательны.

Читайте так же:  Налог на доход облигации

При Конституционном Суде РФ образуется научно-консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его персональный состав и положение о нем утверждается судом. Основная задача данного совета — обсуждение сложных проблем, возникающих перед Судом и дача рекомендаций.

Конституционный Суд РФ издает «Вестник Конституционного Суда РФ», в котором публикуются решения, принимаемые этим судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и иные материалы.

§ 2. Решения Конституционного Суда РФ: их виды, содержание,

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 53 ; Нарушение авторских прав

Конституционный суд рф основы организации и полномочия

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

1. Основы организации Конституционного Суда Российской Федерации и его полномочия

Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Судебный конституционный контроль — важный элемент системы разделения властей.

Основными принципами деятельности судей являются: независимость, несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.

В соответствии со ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» законодатель закрепляет полномочия Конституционного Суда Российской Федерации .

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, из- данных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному веде- нию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Феде- рации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

дает толкование Конституции Российской Федерации;

дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепила четко ограниченный перечень субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд с запросами по разрешению дел о соответствии этих актов Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации;

в) между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Важным полномочием обладает Конституционный Суд Российской Федерации в области защиты прав и свобод граждан. Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом толкования Конституции Российской Федерации, которое он дает по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

На пленарных заседаниях может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда. Вместе с тем в законе установлено, что Конституционный Суд исключительно в пленарных заседаниях:

Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституциям республик и уставам субъектов Российской Федерации.

Дает толкование Конституции Российской Федерации.

3. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Принимает послания Конституционного Суда.

Решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные в его ведение и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях.

В заседаниях палат Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральным законам, нормативным актам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) законам и иным нормативным актам субъектов Российской Федерации, изданным по вопросам, относящимся к ве- дению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Фе- дерации и ее субъектов;

в) договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договорам между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступившим в законную силу международным договорам Российской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституцион- ность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

§ 1. Основы организации Конституционного Суда Российской Федерации и его полномочия

Конституция Российской Федерации, устанавливая судебную систему Российской Федерации, закрепляет, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Судебный конституционный контроль- важный элемент системы разделения властей. В некоторых государствах конституционный контроль возложен на общую судебную систему (США, Канада, Япония и др.). Другие страны (Австрия, ФРГ, Италия и др.) в этих целях создали конституционные суды. В СССР до конца 80-х гг. идея судебного конституционного контроля отвергалась ввиду отсутствия конституционного принципа разделения властей.

В 1988 г. был создан Комитет Конституционного надзора СССР, который являлся скорее парламентским, чем судебным органом. Он имел ограниченную компетенцию, был наделен правом лишь приостанавливать, а не отменять признанные им неконституционными правовые акты, за исключением актов, нарушающих основные права и свободы человека.

В декабре 1990 г. в Российской Федерации был учрежден Конституционный Суд как специализированный орган судебного конституционного контроля. Порядок его формирования и компетенция регламентировались Законом Российской Федерации о Конституционном Суде от 12 июля 1991 г.

В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г., установившей в ст. 125 новые положения, регламентирующие организацию и основы полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, в июле 1994 г. был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»1. В декабре 2001 г. был принят

Глава 8. Конституционный Суд Российской Федерации

Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»» (№4-ФКЗ от 15 декабря 2001 г.). Данным Законом были внесены значительные изменения и дополнения в нормы, устанавливающие механизм реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации, а также уточнены некоторые вопросы, связанные со, статусом судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации1. Судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст пребывания в должности — 70 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается.

Читайте так же:  Лицензия на перевозки грузов в рб

Основными принципами деятельности судей являются: независимость, несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации установлены ст. 125 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Закона о Конституционном Суде. К их числу относятся прежде всего полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституция Российской Федерации закрепила четкий ограниченный перечень субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд с запросами по разрешению дел о соответствии этих актов Конституции Российской Федерации. Это: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации

СЗРФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

О требованиях к судьям см. § 2 гл. 10.

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Об ограничении перечня субъектов свидетельствует тот факт, что по ранее действовавшему закону этим правом были наделены партии и общественные организации и каждый депутат.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Важным полномочием обладает Конституционный Суд Российской Федерации в области защиты прав и свобод граждан. Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом толкования Конституции Российской Федерации, которое он дает по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд осуществляет полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами; он может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст.

В целях недопущения втягивания Конституционного Суда в политическую борьбу и разграничения сферы его деятельности с деятельностью других судов в законодательстве закрепляются положения, ограничивающие компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации. Так, ст. 3 Закона о Конституционном Суде устанавливает, что Конституцион-

Глаеа 8. Конституционный Суд Российской Федерации

ный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Значительным изменением в структурной организации Конституционного Суда (согласно Закону о Конституционном Суде 1994 г.) стало создание в нем двух палат, включающих десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой установлен Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель и заместитель Председателя не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. На заседаниях палат председательство-вание осуществляется судьями поочередно.

На пленарных заседаниях может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда. Вместе с тем в законе установлено, что Конституционный Суд исключительно в пленарных заседаниях:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации;

2) дает толкование Конституции Российской Федерации;

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает послания Конституционного Суда;

5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

На пленарных заседаниях Конституционный Суд решает также организационные вопросы: избирает Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря; формирует персональные составы палат; принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

Закон устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению в заседаниях палат. В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. ^

В заседаниях палат Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Феде-Рации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

Раздел II Судебная система Российской Федерации

Глава 8 Конституционный Суд Российской Федерации

б) законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти федерации и ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в законную силу международных договоров Российской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Закон о Конституционном Суде устанавливает полномочия выборных должностных лиц суда.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации: руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями; по уполномочию суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом суда; представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей секретариата Конституционного Суда и других подразделений аппарата, а также Положение о секретариате и штатное расписание аппарата; издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации: осуществляет непосредственное руководство работой аппарата суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые судом и информирует Конституционный Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей и др.

Еще статьи:

  • Отказываемся с вами заключить договор сопровождения Эксклюзивный договор, особенности Сейчас не редко встречаются ситуации, когда сделка с недвижимостью оспаривается и признается недействительной. В основном это происходит из-за жульнических поступков преступных элементов, при неграмотном подходе к проведению сделки и так далее. Именно […]
  • Адвокат марк ханиф Свобода стоит 240 тысяч Деньги на залог для Ассанжа приходится собирать “всем миром” 15.12.2010 в 20:31, просмотров: 2813 Основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж по-прежнему находится в тюрьме на юге Лондона, хотя во вторник магистратский суд Вестминстера принял решение о его […]
  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Информ патент ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ" 191040, г Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 87 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 18-Н ОФИС 521 Основной род деятельности ООО "АИС ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ": Деятельность по предоставлению прочих […]
  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Договор подряда тесты Бесплатные тесты с ответами Гражданское право. Тест 9 1. Предметом договора подряда является трудовая деятельность подрядчика выполнение определенной работы с получением конкретного материального результата научные исследования производство сельскохозяйственной продукции действия […]