Квалификационные требования социальный работник рф

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

В целях оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)», предусмотренных приказом Минтруда России от 18 января 2013 года N 21 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения.

Приложение: на 4 листах.

Рекомендации
для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

Социальный работник

Должностные обязанности. Выявляет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке; информирует их о видах услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. Осуществляет социальный патронаж (социальное сопровождение) обслуживаемой категории населения, в том числе: обеспечивает доставку на дом продуктов питания, горячих обедов, медикаментов по рецептам врача, промышленных товаров первой необходимости и других необходимых товаров; помогает поддержанию обслуживаемыми личной гигиены; оказывает помощь в приготовлении пищи; производит оплату коммунальных услуг и других услуг; оказывает содействие в уборке помещений. Сдает вещи в ремонт, химчистку, прачечную. Организует ремонт жилого помещения. Осуществляет обработку приусадебного участка. Организует обеспечение обслуживаемых топливом. Оказывает содействие в получении консультативно-информационных и правовых услуг, в том числе, по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат. Проводит разъяснительную работу по обеспечению безопасности обслуживаемых клиентов. Осуществляет проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий. Оказывает содействие в проведении медико-социальной экспертизы, оформлении ИПР, в получении технических средств реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий. Оказывает содействие в предоставлении услуг «Социального такси» или другими транспортными службами. Обеспечивает качество предоставляемых социальных услуг. Оказывает первичную медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов. Оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения, посещает их при помещении в больницу. Имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Вызывает врача на дом. Оказывает содействие в поддержании контактов с родными, близкими. Помогает в написании писем и заявлений, в ознакомлении с печатными изданиями. Обеспечивает в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, органами занятости, полицией и др. Организует оказание ритуальных услуг. Оказывает платные социальные услуги.

Соблюдает правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией, правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности. Обеспечивает конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений об обслуживаемых клиентах.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, на территории которого находится учреждение социального обслуживания, в котором работает социальный работник, и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов социальной защиты населения, основные положения законодательства об охране здоровья граждан, основные положения трудового законодательства, основные положения пенсионного законодательства, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов; порядок установления групп, причин и сроков инвалидности; нормативные правовые акты, регламентирующие организацию социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, современные формы и методы социального обслуживания на дому; нормативные правовые акты, регламентирующие организации ведения домашнего хозяйства, санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; основные приемы и методы оказания неотложной доврачебной помощи; основы психологии лиц старшего возраста; основы психологии профессионального общения, правила этики поведения; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и пожарной безопасности; теорию и практику работы на компьютере.

Требования к квалификации:

начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Специалист по социальной работе

Должностные обязанности. Выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории.

Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

Обзор документа

Приведены рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций соцобслуживания населения.

Они предназначены для разработки планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 гг.)».

Рекомендации касаются соцработников и специалистов по социальной работе. Указаны их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Требования к специалисту по социальной работе

Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и так далее, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и так далее, организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.[13]

Аналогичные функции описывает Л. Б. Ребристова. По ее мнению, специалист по социальной работе ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь и тому подобное) в социальных службах, организациях и учреждениях и так далее; оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и подобным группам населения; организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и так далее; проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы; участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению; ведет воспитательную деятельность в социальных службах, среднеспециальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).[14] Следовательно, специалист по социальной работе является значимым субъектом социального обслуживания различных групп населения, который принимает активное участие в полном или частичном устранении их различных трудных жизненных ситуаций.

Профессиональная группа специалистов по социальной работе образована людьми, которые постоянно заняты на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи, нуждающимся в ней, лицам и группам или с управлением в сфере социальной работы; имеют определенный минимум профессиональной подготовки в области социальной работы, то есть прошли обучение в учреждениях высшего профессионального образования по профилю социальной работы либо накопили необходимые знания, умения и навыки непосредственно в практической деятельности; идентифицируют себя в качестве специалистов по социальной работе, то есть усвоили основные профессиональные ценности, нормы, роли и реализуют их в профессиональной и повседневной жизни.[15] Данные требования являются первоначальными и значимыми для допуска специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности.

О. А. Гурина утверждает, что профессиональная группа специалистов по социальной работе отличается неоднородностью и включает в себя две категории работников разных уровней.[16]

Во-первых, управленцы – работники системы социальной защиты населения Российской Федерации, осуществляющие функции организации и администрирования. Можно выделить три уровня управления в сфере социальной работы: федеральный, региональный и локальный. Федеральный уровень – это управленцы высшего звена (руководители министерств и ведомств системы социальной защиты населения федерального уровня, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации; начальники отделов и специалисты указанных организаций). В региональный уровень входят управленцы среднего звена (руководители региональных и муниципальных органов управления системой социальной защиты населения; отделений Пенсионного фонда России в субъектах Российской Федерации, городских и районных управлений Пенсионного Фонда России; региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; начальники отделов и специалисты указанных организаций). И, наконец, локальный (организационный) уровень составляют управленцы низшего звена (руководители социальных служб, входящих в систему социальной защиты населения, и их структурных подразделений).

Во-вторых, практики – специалисты по социальной работе контактного уровня, осуществляющие непосредственное взаимодействие с клиентами по поводу предупреждения или преодоления трудных жизненных ситуаций. Эта категория специалистов по социальной работе подразделяется по отраслевому признаку: специалисты по социальной работе учреждений системы социальной защиты населения (комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких и престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; бюро медико-социальной экспертизы; центры занятости и другие); специалисты по социальной работе учреждений здравоохранения (дома ребенка, психиатрические больницы, наркологические диспансеры и так далее); специалисты по социальной работе образовательных учреждений (детские дома, дома-интернаты, специальные образовательные учреждения и другие); специалисты по социальной работе правоохранительных органов (подразделения по делам несовершеннолетних, ювенальные суды, исправительные учреждения и другие); специалисты по социальной работе, служащие в вооруженных силах; специалисты по социальной работе на предприятиях, в организациях и учреждениях (отделы социального развития).

Читайте так же:  Подать заявление в загс снилс

В современный период главная задача специалистов по социальной работе – научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы.

Специфика социальной работы заключается в том, что при решении стоящих перед ней проблем она органически вплетается во все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, прямо и косвенно затрагивает все стороны общества. Выявление этих проблем, их решение осуществляется, прежде всего, через установление и поддержание контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами (клиентами), нуждающимися в помощи, защите, поддержке, что требует, в свою очередь, высокого развития у специалистов по социальной работе интерсоциальных способностей (социально-перцептивных, интерактивных, коммуникативных) для эффективного выполнения своих профессиональных функций.[17] Содержание социальной работы состоит в регулировании правовых, экономических отношений человека с обществом и оказании ему помощи и поддержки в преодолении возникших проблем (бедность, безработица, наркомания, правонарушения).

Современный специалист по социальной работе – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанная с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно нравственно-гуманистическую; организационно-управленческую; информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую); аналитико-прогностическую; организационно-методическую; регуляционно-профилактическую; социоинтегративную и другие. [18] Такие требования, предъявляемые к специалистам социальной сферы, также существенны, так как одним из главных направлений деятельности специалиста по социальной работе является работа с человеком, в основе которой лежит общение, прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Специалист социальной сферы должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, в их числе социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации; эмоциональные и психологические проблемы; нужда и бедность; алкоголизм и наркомания; насилие и дискриминация; национальные проблемы и миграция; преступление и правонарушение; безработица и профессиональная адаптация; жилищная проблема; опекунство, попечительство, усыновление; родительская жестокость и другие. [19] В связи этим профессия специалиста по социальной работе и его мастерство остро востребованы. Следовательно, необходим специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний, в основные трудовые операции которого входит: сбор и анализ информации о личности; диагностика микросреды; прогноз дальнейшего развития и социализации личности; профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды; организационно-коммуникативная педагогизация среды; охранно-правовая защита; образовательно-воспитательные задачи; составление и ведение документации; работа с педагогическим коллективом.[20] Данная группа требований относится именно к минимуму профессиональных знаний, навыков и умений, полученных специалистом в учебном заведении.

В своей практике специалист по социальной работе выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он – посредник в контексте: «человек – семья – общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине. Одновременно специалист по социальной работе – защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи. Также, специалист по социальной работе должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме. Одновременно он и социальный терапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.

Специалисты по социальной работе осуществляют сегодня свою профессиональную деятельность в разнообразных условиях, которые определяются факторами религии, этничности, культуры, языка, социального статуса, состава семьи и жизненного стиля клиентов, взаимодействуя с индивидами и семьями, чьи жизненные шансы могут быть ограничены вследствие бедности, слабого здоровья, дискриминации и инвалидности.

Таким образом, требования к специалисту по социальной работе в реальной практике следующие: быть постоянно занятым на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи лицам и группам, находящимся в трудной жизненной ситуации, иметь профессиональную подготовку в области социальной работы, идентифицировать себя в качестве специалиста по социальной работе. Квалификационным справочником специалист по социальной работе наделяется разнообразными должностными обязанностями. Специалисты по социальной работе могут входить в следующие категории работников: управленцы высшего и среднего звена и практики. Они трудятся в самых разных сферах общественной жизни. Главная задача специалистов по социальной работе – научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают. Одним из главных направлений деятельности специалиста по социальной работе является работа с человеком, защита его прав и интересов, а также прав каждой семьи. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек – семья – общество».

Для соотношения особенностей подготовки специалистов по социальной работе в ВУЗе с требованиями, предъявляемыми к нему в профессиональной деятельности, в следующем параграфе будет рассмотрено применение специалистом по социальной работе теоретических и практических знаний в самостоятельной работе с клиентом.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 30.10.95 N 294 «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПО ДОЛЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, УЧАСТВУЮЩИЙ В ОКАЗАНИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Занимается повышением уровня социальной адаптации пациентов, формированием у них ответственности за свое социальное поведение, разработкой мероприятий по их социальной защите и поддержке. Разрабатывает систему социальной реабилитации пациентов, получающих помощь в учреждении, их трудового и бытового устройства. Определяет формы работы по улучшению социального функционирования пациентов в различных социальных группах (семья, школа, неформальмые группы, производственный коллектив и др.). Вырабатывает совместно с врачом индивидуальные планы социальной реабилитации пациентов. Организует и осуществляет совместно с социальными работниками, врачами, психологами мероприятия по созданию терапевтической среды, терапевтических сообществ пациентов, групп по интересам, проведению клубной работы. Осуществляет индивидуальную и групповую работу с пациентами, направленную на улучшение их социальной адаптации, проводит тренинг коммуникативных навыков. Организует мероприятия по социально-правовой защите пациентов. Организует взаимодействие учреждения с государственными, общественными и частными организациями, в т.ч. оказывающими социальную помощь, средствами массовой информации и населением с целью формирования адекватного отношения к лицам, страдающим психическими расстройствами. Осуществляет консультативную и организационно-методическую помощь социальным работникам учреждения, должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к специалисту, владеть современными методами социальной работы и иметь сертификаты на право их использования, участвовать в разработке новых технологий социальной работы, в работе по освоению передового опыта социальных работников в учреждении.

Декларацию прав и свобод человека, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Кодекс законов о труде Российской Федерации, социологию, организацию социальной помощи и социальной защиты населения, социальную психологию, психологию труда, методы создания безопасных условий труда, психогигиену, психопрофилактику, основы врачебно-социальной экспертизы и трудового устройства лиц, страдающих психическими расстройствами, в том числе инвалидов, этику и деонтологию.

Должен быть хорошо ориентирован в основах дефектологии, психопатологии, профпатологии, профориентации, профессионального обучения и переобучения, трудовой терапии и терапии занятостью.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда

9 разряд: высшее образование по социальной работе, без предъявлений требований к стажу работы, должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к специалисту по социальной работе.

10 разряд: высшее образование по социальной работе, стаж работы в должности специалиста по социальной работе 9 разряда не менее 2 лет.

11 разряд: высшее образование по социальной работе, стаж работы в должности специалиста по социальной работе 10 разряда не менее 3 лет.

12 разряд: высшее образование по социальной работе, стаж работы в должности специалиста по социальной работе 11 разряда не менее 2 лет.

Заместитель начальника планово-финансового управления
Н.Б.ТУРАНОВА

Начальник Управления кадров
А.И.ТОРОПЦЕВ

Приложение 4
к Приказу Минздравмедпрома РФ
от 30 октября 1995 г.
N 294

Профстандарт: 03.002

Социальный работник

Социальный работник

Профессиональный стандарт
Социальный работник
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 677н)

I. Общие сведения

Предоставление социальных услуг клиентам организации социального

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Предоставление гражданину, признанному находящимся в трудной жизненной ситуации, частично или полностью утратившему способность к самообслуживанию, социального обслуживания в целях нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей

Отнесение к видам экономической деятельности:

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Предоставление социальных услуг клиентам организации социального обслуживания

Оказание социально-бытовых услуг клиентам организации социального обслуживания

Оказание социально-медицинских услуг клиентам организации социального обслуживания

Оказание социально-психологических услуг клиентам организации социального обслуживания

Оказание социально-правовых услуг клиентам организации социального обслуживания

Оказание социально-экономических услуг клиентам организации социального обслуживания

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

услуг клиентам организации

Происхождение обобщенной трудовой функции

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование — программы подготовки рабочих, служащих либо среднее общее образование и профессиональная подготовка (стажировка) на рабочем месте Прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи*(3)

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Прохождение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

3.1.1. Трудовая функция

Оказание социально-бытовых услуг клиентам организации социального обслуживания

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Выявление лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальном обслуживании

Приобретение за счет средств клиента и доставка на дом продуктов питания, в том числе горячих обедов

Читайте так же:  Пенсия ребёнок инвалид 2012

Помощь в приготовлении пищи из продуктов клиента

Приобретение за счет средств клиента и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости

Доставка воды (для клиентов, проживающих в помещениях без централизованного водоснабжения)

Растопка печи, доставка топлива от места хранения к печи

Содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления (оформление заявки и иных необходимых документов)

Сдача за счет средств клиента его вещей в стирку, химчистку, ремонт, получение их и доставка клиенту

Содействие в организации устранения неисправностей и ремонта жилых помещений (вызов сантехника, электрика и других необходимых работников, поиск исполнителей и помощь в заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение соответствующих работ)

Организация уборки жилых помещений за счет средств клиента, в том числе с привлечением иных лиц (служб)

Помощь в оплате жилья и коммунальных услуг (заполнение квитанций, оплата услуг за счет средств клиента через кредитные организации, организации жилищно-коммунального хозяйства, расчетно-кассовые центры)

Оказание содействия в получении услуги «социальное такси»

Содействие в приобретении товаров и услуг в организациях торговли, коммунально-бытового обслуживания, транспорта, связи и других организациях, оказывающих услуги населению (оформление заявок, содействие в осуществлении доставки к месту проживания, при необходимости в рабочее время сопровождение клиента в указанные организации)

Помощь в написании и прочтении писем

Содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами (приобретение их за счет средств клиента и доставка на дом, заполнение квитанций на подписку)

Содействие в посещении кино, театров, выставок и других культурных мероприятий (по просьбе клиента информирование о предстоящих культурных мероприятиях, приобретение за счет средств клиента билетов, при необходимости в рабочее время сопровождение клиента при посещении культурных мероприятий)

Организация за счет средств клиента работы на приусадебном участке, в том числе с привлечением иных лиц или служб (поиск исполнителей и помощь в заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение соответствующих работ, привлечение волонтеров, спонсоров)

Содействие в направлении клиента в стационарные учреждения социального обслуживания, помощь в оформлении необходимых документов

Содействие в организации ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или невозможности самостоятельного решения указанной задачи родственниками по состоянию здоровья)

Готовить основные блюда

Организовывать приобретение и доставку товаров первой необходимости (воды, продуктов, топлива и др.)

Проводить уборку жилых помещений, в том числе с помощью специальных моющих и подручных средств

Осуществлять эксплуатацию печи (закладку и розжиг топлива, вынос золы и др.)

Снимать показания счетчиков электро-, газо- и водоснабжения, заполнять квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг

Взаимодействовать с организациями, предоставляющими услуги населению по стирке, ремонту, химчистке вещей, уборке помещений, ремонту жилых помещений и др.

Оформлять необходимую документацию по направлениям своей деятельности

Использовать в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, в том числе интернет-ресурсы

Основы законодательства федерального и регионального уровня, основные положения нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания населения, включая административные регламенты, национальные и государственные стандарты социального обслуживания населения

Элементарные правила приготовления пищи

Организация и принципы ведения домашнего хозяйства

Правила ухода за престарелыми и инвалидами в домашних условиях

Основы психологии лиц старшего возраста и инвалидов

Основы этики в социальной работе (кодекс профессиональной этики)

Обеспечение конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о клиенте

Соблюдение требований этического кодекса социального работника

3.1.2. Трудовая функция

Оказание социально-медицинских услуг клиентам организации социального обслуживания

Происхождение трудовой функции

Содействие в оказании клиенту медицинской помощи (сопровождение клиента в медицинские организации, взаимодействие с лечащим врачом клиента, доставка анализов и др.)

Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы (сопровождение в бюро медико-социальной экспертизы)

Содействие в обеспечении клиента по заключению врачей лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (приобретение за счет средств клиента либо по льготному рецепту и доставка на дом, в том числе в составе мобильных бригад социального обслуживания)

Содействие в проведении реабилитационных мероприятий, в том числе на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)

Содействие в предоставлении реабилитационных услуг, в обеспечении техническими средствами реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия

Наблюдение за состоянием здоровья клиента, измерение температуры, артериального давления

Оказание при необходимости первой помощи до оказания медицинской помощи, вызов на дом врача либо скорой медицинской помощи

Оказание помощи в оформлении документов для госпитализации клиента, сопровождение клиента в стационарные медицинские учреждения для госпитализации и посещение его в этих учреждениях

Содействие в выполнении медицинских процедур по назначению врача (вызов соответствующего специалиста для выполнения медицинских процедур, накладывание горчичников, компрессов, закапывание капель), наблюдение за своевременным приемом лекарственных препаратов, назначенных врачом

Содействие поддержанию личной гигиены, при необходимости выполнение санитарно-гигиенических процедуры (обтирание, обмывание больного, вынос судна, мытье лежачего больного в ванне полностью, мытье головы, стрижка ногтей, стрижка волос, бритье, смена постельного и нательного белья, кормление ослабленных больных)

Содействие в консультировании родственников клиента и приобретении ими практических навыков ухода за престарелыми и инвалидами

Измерять температуру тела, артериальное давление

Оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи

Выполнять медицинские процедуры по назначению врача (накладывать компресс и горчичники, закапывать капли)

Выполнять санитарно-гигиенические процедуры

Основные положения нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение медико-социальной экспертизы, обеспечение техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами

Правила ухода за престарелыми и инвалидами в домашних условиях

Правила оказания доврачебной помощи

Правила выполнения медицинских процедур по назначению врача

Обеспечение конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о клиенте

Соблюдение требований этического кодекса социального работника

3.3.3. Трудовая функция

Оказание социально-психологических услуг клиентам организации социального обслуживания

Какие требования к квалификации специалиста по социальной работе?

Вопрос-ответ по теме

Каким должно быть образование у специалиста по социальной работе профильным или любым высшим или средним профессиональным если учитывать профстандарт? Пример: работник имеет высшее образование, специальность учитель физики, должен ли он пройти переподготовку?

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

Что принято и вступило в силу в этом месяце.

В стандарте не указано на то, что образование должно быть профильным. То есть это может быть любое высшее образование. И, следую указанной выше формулировке, в таком случае переподготовка не нужна.

При этом отметим, что требования к образованию в данном стандарте сформулированы не совсем корректно.

Так, согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, — в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, — в области кадастровой деятельности.

Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов. (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам») http://www.1kadry.ru/?utm_source=www.kdelo.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/99/499032387/XA00LUO2M6/?step=47

Популярные вопросы

То есть ситуация, когда гражданин получает доп. образование по программе профессиональной переподготовке при отсутствии высшего и (или) среднего профессионального образования в принципе невозможна.

В связи с чем, а также во избежание возможных претензий проверяющих органов, повышения профессионального уровня, грамотности самого работника мы все же настоятельно рекомендуем отправить сотрудника на переподготовку в соответствие с профилем деятельности.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от применяемых сегодня ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.

Читайте так же:  Как оформить систему налогообложения

Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.

В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:

  • формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
  • организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
  • тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б», «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в таблице.

Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:

  • план разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р;
  • план-график подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах, утвержденный приказом Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 565.

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу [email protected] (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

На это указывает пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения приведены на сайте Минтруда России.

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов

До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих квалификационных справочников утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.

В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в таблице. Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.

После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

Еще статьи:

  • Закон о защите прав ребенка в рф Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 20 июля 2000 […]
  • Федеральный закон об ао 208-фз Федеральный закон "Об АО" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 […]
  • Федеральный закон о информационных системах Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о защите информации" С изменениями и дополнениями […]
  • Приказ о дек Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 1502н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при воспалительных заболеваниях половых органов" Приказ, Министерство здравоохранения Российской Федерации, 24 декабря 2012, № […]
  • Закон 74 фз водный кодекс Водный кодекс (ВК РФ) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 4 декабря 2006 г., 19 июня 2007 г., 14, 23 июля 2008 г., 24 июля, 27 декабря 2009 г., 28 декабря 2010 г., 11, 18, 19, 21 июля, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г., 25 июня, 28 […]
  • Правонарушение длящееся во времени Длящееся административное правонарушение Подборка наиболее важных документов по запросу Длящееся административное правонарушение (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Длящееся административное правонарушение Документ […]