Леонид утесов ликвидация

Ликвидация маршалом Жуковым Г.К. бандитских группировок в послевоенной Одессе

Памятник человеку, который стал прототипом главного героя

В Одессе будет установлен памятник человеку, который стал прототипом главного героя нашумевшего российского сериала «Ликвидация» — начальника уголовного розыска Давида Гоцмана. Об этом во время визита в Одессу сообщил глава МВД Украины Юрий Луценко.

Скульптуру установят возле здания Главного регионального управления МВД на Еврейской, 12, уже в нынешнем году. Предполагается, что свое место она займет ко Дню милиции, который отмечается 20 декабря.

14-серийный телевизионный сериал «Ликвидация» режиссера Сергея Урсуляка повествует о работе одесского уголовного розыска в послевоенные годы. Роль Давида Гоцмана исполняет Владимир Машков. Считается, что этот запомнившийся зрителям образ очень «созвучен» с реальным человеком — Давидом Михайловичем Курляндом. Он приехал в Одессу в апреле 1944-го и через 4 года стал заместителем начальника УГРО. Как рассказал Юрий Луценко, в музее МВД имеются фотографии одесского розыскника, так что скульптурное изображение будет соответствовать оригиналу.

В одесском Музее милиции хранятся и воспоминания Давида Курлянда, написанные в конце восьмидесятых. В красной папке более 200 страниц. Здесь перечислены самые значимые дела, которые «настоящий Гоцман» расследовал с 1935 по 1963 год, работая в Узбекистане, в Харькове и Одессе. Написаны они по-разному: где по-канцелярски сухо, а где по-одесски, с юмором. Дневник — кладезь сюжетов для новых детективов, одни заголовки дел уже привлекают внимание:
«Оборотень», «И оружие не помогло», «Случайное задержание», «Неудавшаяся гастроль», «Задача с одним неизвестным», «Засада», «Импортный макинтош», «Яшка китайчик»…

В те времена, о которых рассказывает сериал «Ликвидация», Одесса была в числе городов так называемого «особого списка». Это определение означает, что бандитизм здесь «зашкаливал», а согласно тогдашнему законодательству, к лицам, заподозренным в бандитизме, можно было применять любые меры военного времени — вплоть до расстрела на месте в случае оказания сопротивления.

«Тяжело было всем службам УВД в освобожденном городе, — так писал Курлянд о послевоенной Одессе. — Преступники активно действовали, особенно дезертиры, которые, как правило, были вооружены. Они совершали разбойные нападения, похищали государственное и личное имущество. Преступники нередко оказывали вооруженное сопротивление, во время которого мы потеряли несколько оперативных работников. Мы работали, не жалея своего здоровья. Память о тех, кто погиб в схватке с преступниками, навсегда останется в наших сердцах. Как и у других сотрудников, у меня были неприятности по службе и дисциплинарные взыскания, но это никак не отражалось на добросовестном выполнении мною обязанностей».

В основу фильма легли реальные события. Летом 1946 года по приказу Сталина маршал Георгий Жуков был снят с поста Главнокомандующего Сухопутными войсками и отправлен на Украину командовать Одесским военным округом. В Одессе он с ходу взялся за наведение порядка.

Было проведено несколько громких операций. Одна из них, под названием «Маскарад», и легла в основу сценария.
— Приехал Жуков 4 июня 1946 года. Я его встречал на железнодорожном вокзале в качестве помощника военного коменданта станции «Одесса-главная». Жуков выглядел угрюмым, но статным и полным достоинства, — вспоминает одессит Евгений Горелюк, ныне спортивный журналист. — Сначала он поехал на Пролетарский бульвар (сейчас Французский бульвар. — Прим. ред.), где проживал, а потом в штаб военного округа на улице Островидова. А позже Жуков жил на улице Дворянской…

Режиссер Сергей Урсуляк не раз говорил, что все действия героев в «Ликвидации» выдуманы от начала до конца. Исключение — приезд маршала Жукова в Одессу и операция военной контрразведки по уничтожению бандитов. Действительно, в реальных воспоминаниях Давида Курлянда о событиях в Одессе в 1946-1948 годах нет практически ничего общего со сценарием «Ликвидации» — ни уголовных дел, показанных в фильме, ни людей, похожих на киногероев.

«Не принимать всерьез» историческую сторону сериала настоятельно рекомендует и известный одесский краевед Олег Губарь:
— Многие моменты ошибочны. Не существовало никаких «лесных братьев», с которыми состояли в сговоре бандиты Чекан и Академик, потому не могли они организовать восстание в Одессе. И вообще, откуда леса под Одессой, на Юге Украины? Возможно, строительные леса возле оперного театра имелись в виду? Конечно, не происходило и ареста «воров в законе» на концерте Леонида Утесова. Понимаете, даже не стоит об этом говорить, это же не документальное кино…

— Маршал Жуков действительно командовал Одесским военным округом. И секретная операция по «зачистке» Одессы от бандитов по его инициативе была проведена на самом деле, — говорит автор двухтомного романа «Ликвидация», написанного по мотивам сценария Алексея Пояркова Вячеслав Бондаренко. — Все остальное — вымысел, но вымысел очень правдоподобный — его сопровождают реальные исторические детали. Герои романа и фильма ходят по настоящим одесским улицам, ездят в трамваях и автомобилях, которые были в Одессе тех лет, болеют за настоящие футбольные команды, у них именно такие татуировки, какие носили в то время.

Сразу после выхода «Ликвидации» знатоки Одессы, всласть поругав все то, что одесситы могут поругать в «одесском фильме», снятом москвичами (а «ляпов» в нем действительно хватает!), выдвинули сразу несколько версий относительно того, кто именно может считаться прототипом Давида Гоцмана. Назывались имена Артема Кузьменко, заместителя начальника управления НКВД по Одесской области, оперативника Франка, сотрудника специального отряда по борьбе с бандитизмом Янкеля Флига, Виктора Павлова, который с 1944 года возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом…

— Никто из съемочной группы «Ликвидации» не интересовался воспоминаниями опера Давида Курлянда, — утверждает Василий Давиденко, директор народного Музея истории органов внутренних дел Одесской области. — Ни Машков, ни Урсуляк их не читали. Да и вряд ли они вообще знали о существовании Курлянда. Ведь то, что герой фильма Гоцман на него внешне похож, выяснилось только сейчас. По всей видимости, это случайное совпадение. А что до совпадения имен. так Давидов тогда в Одессе много было.

Тем не менее, сам Василий Давиденко в Гоцмане видит именно Давида Курлянда, с которым был знаком лично. Вспоминает, что Давид Михайлович много занимался милицейским музеем, экспонатами, тщательно собирал документы. Говорит, что Курлянд был на хорошем счету у коллег и начальства. Быстро принимал решения, умел попадать в цель. Но самое главное — был трудоголиком и обладал неимоверным сыщицким нюхом…

Родился Давид Курлянд в 1913 году, был младшим в семье, в начале двадцатых жил в детдоме (мать была не в силах прокормить троих детей). В УГРО пришел в 30 лет. Был женат. С женой и двумя детьми — сыном и дочерью — жил в коммунальной квартире в центре Одессы, на Соборной площади. Умер полтора десятка лет тому назад. Таковы скупые строчки биографии из личного дела…
— В 1946 году Курлянд работал начальником отдела уголовного розыска, потом его перевели на должность заместителя начальника УГРО, — вспоминал в интервью газете «Добрый вечер» ветеран милиции Владимир Олейниченко. — Был он человеком скромным, серьезным, культурным, непьющим и не позволял себе лишних эмоций. С ним легко было общаться. Помню смешной случай, когда нам пришлось говорить со Сталиным. Мы сидели в обеденный перерыв у начальника облуправления НКВД генерал-майора Юхимовича. Зазвонил телефон. Курлянд сказал: «Ну какой дурак звонит в обеденный перерыв!». Я взял трубку, оказалось — говорит Василий Сталин, он тогда был командующим воздушной армии, попросил найти одну одесситку, которая пропала во время оккупации Одессы… С 1958 года Давид Курлянд читал лекции в Одесской спецшколе милиции МВД СССР. В 1963 году был уволен в запас. Однако он ушел с обидой. Однажды позвонил Курлянду тогдашний начальник управления городской милиции и спросил: «Вы знаете, что ограбили Сбербанк?». Курлянд еще не владел информацией, и тогда ему грубо заявили: «Зачем вы тогда там сидите?». После этого он и положил заявление на стол.
С его уходом милиция многое потеряла…

Наверное, споры о том, кто из реальных исторических персонажей «больше похож» на Гоцмана, будут еще продолжаться. Так же, как и дискуссии на тему, насколько точно создатели сериала воплотили в своей работе Одессу (или свое представление о ней). Съемки сериала проходили в обычных одесских дворах, жилых квартирах и подъездах. Натуру и «гримировать» особой нужды не было: сегодняшние улицы Молдаванки или Слободки вполне сошли за «сразу после войны». А вот российским актерам для пущей убедительности пришлось брать уроки «одесского языка» (сценарист Алексей Поярков несколько месяцев провел в Одессе, специально ездил в общественном транспорте, консультировался с собирателями местного фольклора). Бывший киевлянин Сергей Маковецкий, сыгравший в «Ликвидации» роль экс-щипача Фимы, обращался за советом к своей жене — она родом из Одессы. Через месяц съемок с одесским акцентом заговорила вся киногруппа. «Кошмар! Когда мы вернемся домой, нам придется вновь учиться говорить по-московски», — ужасался режиссер Сергей Урсуляк, а Владимир Машков признался, что долго потом отучался «шокать». О своей работе над ролью Гоцмана он рассказал «Комсомольской правде»:
— Владимир, заполучить вас в кинофильм не так-то просто, чего уж говорить о сериале, пусть даже его снимает и очень хороший режиссер. Как вас удалось уговорить на эту роль?
— Во-первых, вы правы, режиссер замечательный! Я снимался в картине Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы», где сыграл небольшую роль, но этот открытый светлый фильм меня просто покорил. Так что поработать с таким режиссером еще раз — большая удача. Кроме того, я не отношусь к «Ликвидации» как к сериалу. Сценарий у этой истории уж больно хороший. А от хороших сценариев не отказываются.
— Очень многие сравнивают «Ликвидацию» с любимой нашим зрителем картиной «Место встречи изменить нельзя». А у вас не возникло такого дежавю, когда вам предложили эту роль?
— «Место встречи. » — фильм, на котором я вырос, и буду продолжать жить. На мой взгляд, это одна из самых блистательных картин. И если между «Ликвидацией» и фильмом Говорухина есть что-то схожее — это прекрасно. Тем не менее, колорит у этих картин все-таки разный.

— На семь месяцев съемок вы погрузились в послевоенную разруху Одессы. Как вам жилось в том времени?
— Замечательно! Я получил много новых эмоций, потому что на площадке работало только одних актеров 120 человек. Это был мощный обмен опытом. Мы снимали по 15-16 часов в день, и я настолько погрузился в эту историю, что буквально зажил той жизнью. Кроме того, в Одессе у меня живут друзья, и свободное время мы проводили вместе. Они мне показали город. Мы катались на лодке, загорали, просто гуляли. Одесситы нас очень поддерживали: и подкармливали, и утепляли, когда нужно, и давали кров во время дождя. Хотя они сами говорят: «Ушел, ушел дух Одессы», — но по моим ощущениям, он остался…

А герои «Ликвидации» тем временем уже «пошли в народ». В одном из телевизионных интервью телекомпании «РИАК» народный депутат Сергей Гриневецкий рассказал, что в пору недавней смены одесских губернаторов ему поступило предложение из столицы — вернуться в кресло главы облгосадминистрации. Его тогда спросили: «Каких полномочий хотелось бы?». Гриневецкий ответил, что его вполне устроили бы «полномочия маршала Жукова и — два Гоцмана рядом». Но, кажется, на том конце провода его не очень-то поняли…

«Ликвидация». 31 интересный факт о сериале+бонус

1. У Давида Гоцмана был реальный прототип — Давид Михайлович Курлянд. Он действительно был заместителем начальника Одесского уголовного розыска, вышел на пенсию в 1963 году, умер — в 1993. В основу сценария лёг его сильно переработанный дневник, хранящийся ныне в музее истории органов внутренних дел Одесской области. Родственники Курлянда сильно разошлись во мнениях об его образе в сериале: если внук Владимир счёл, что Машкову удалось «Удивительно точно передать характер деда», то сын, Анатолий Давидович, категорически заявил, что создатели фильма «Мало того что сюжет фильма „содрали“ с дневников моего отца, так ещё и его образ полностью исказили».

2. Андрей Краско, первоначально утверждённый на роль Фимы, начал сниматься в картине, но умер на съёмочной площадке. Вместо него роль доверили Сергею Маковецкому, отснятые сцены пересняли.

3. В день премьеры первых двух серий сериал собрал у экрана рекордное количество зрителей(по России доля составила 42,8 %, рейтинг — 13,8 %).
4. Главная музыкальная тема сериала частично позаимствована композитором Энри Лолашвили из 3-й части 3-й симфонии фа мажор (соч. 90) Брамса — Poco allegretto (также это было отмечено на премии Серебряная калоша.Эта же тема является ведущей в фильме Анатоля Литвака Любите ли вы Брамса? (1961). Также эта же тема оказалась практически без изменений еще в нескольких отечественных фильмах, например – в «Статском советнике».
5. В сериале приняли участие сразу пять актёров, игравших в фильме «Охота на пиранью». Это сам Владимир Машков (Гоцман), Александр Сирин (врач Арсенин), Александр Голубев (Тишак), Максим Дрозд (Толя Живчик) и Игорь Арташонов (Эва Радзакис).
Также приняли участие три актёра из комик-труппы «Маски-Шоу»: Олег Емцев (карточный шулер), Вадим Набоков (помощник Чусова) и Альберт Каспарянц (Рябов).
6. Внимательный зритель может счесть ошибкой упоминание фильма «Подвиг разведчика», который был снят в 1947 году, то есть на год позже времени действия сериала. Однако этот анахронизм допущен намеренно: первоначально планировалось включить в сериал отрывок из «Осады», но Сергей Урсуляк решил, что этого фильма большинство современных зрителей не смотрело и с ним не будет никаких чувственных ассоциаций, а «Подвиг разведчика» сразу затронет память, и заставил Алексея Пояркова подкорректировать сценарий. В кадре присутствует афиша ещё одной кинопремьеры 1947 года — фильма «Весна». На столе лежит коробка с фильмом «Полосатый рейс», который был снят значительно позже — в 1961 году.
7. Также намеренным анахронизмом является исполняемая Утёсовым на концерте песня «У Чёрного моря», которая в действительности была написана в 1951 году, в то время, как события фильма происходят в 1946. Первоначально в сценарии был «Одессит Мишка», но в итоге создатели фильма выбрали ту, которая «…лучше передает наше отношение к этому времени и эмоциональное состояние публики».
8. Анахронизмом является также название улиц, упоминаемых в фильме, после войны одесситы долго называли улицы старыми названиями, поэтому Гоцман никак не мог назвать Большую Арнаутскую улицей Чкалова.
9. Анахронизмом является табличка на здании, где служит Гоцман. На табличке написано «НКВД СССР — Управление милиции». 18 марта 1946 года все народные комиссариаты были преобразованы в министерства, следовательно должно было быть написано уже МВД СССР, поскольку действие происходит летом.
10. Двойным анахронизмом является «интендант Шамин» в 1943 году на Втором белорусском фронте. Воинские звания «интендант» были ликвидированы в 1942 году, а Второй белорусский фронт образован в 1944.
11. Жуков переведен в Одессу в июне 1946 года, а СМЕРШ упразднён в мае того же года. Можно предположить, что слово СМЕРШ употребляется по инерции. Возможно, мы имеем дело с ещё одним намеренным анахронизмом.

Читайте так же:  Доверенность росреестр регистрация договора аренды

12. Маршал Жуков в 1946 имел только три медали «Золотая Звезда» (в одном из эпизодов их четыре), четвёртую он получил лишь в 1957 году.
13. 50-летнего на момент событий в реальности Жукова в фильме сыграл 68-летний Владимир Меньшов.
14. На кабинете маршала Жукова на табличке искажено звание. Написано «Командующий военным округом Маршал СССР Г.К. Жуков». Звание Маршала Советского Союза до Маршала СССР никогда не сокращалось, тем более в официальных записях.
15. Массового ареста «воров в законе» на концерте Леонида Утёсова, а тем более их фальшивого расстрела, в реальности не было. Точно известно, что пойманных бандитских вожаков расстреляли в катакомбах (вместо первоначально предполагавшейся казни через повешение).
16. Действия УПА близ Одессы в 1946 году — художественный вымысел авторов сериала, не имеющий какой-либо связи с реальностью.
Вокруг Одессы никогда не было и не могло быть «лесных братьев», как в фильме, поскольку в радиусе 150 километров вокруг города отсутствуют леса. Хотя, как выяснилось позже, по замыслу режиссёра, боевики УПА должны были прибыть к Одессе на поезде, однако для этой сцены, судя по всему, не хватило экранного времени, и от неё пришлось отказаться.
17. Манера ходить с двумя пистолетами, возможно, была присуща американским полисменам, но её не было у советского уголовного розыска. В «Ликвидации» карманы оперов заполнены револьверами и ножами. Начальники уголовного розыска не ходили по городу с гранатой в кармане.
18. В сериале не заперты ворота зданий, посторонние люди спокойно приходят и уходят в любой двор ночью. На деле ворота после войны закрывались после 22:00 лично дворником, у которого были ключи. Чтобы попасть поздно домой, люди будили его: звонок от ворот был обычно проведён в его комнату.
19. Кречетов анализирует шахматную партию Ботвинник — Эйве (Гронинген, август-сентябрь 1946 г.), но на доске позиция, которая не встречалась в этой партии.
20. В фильме Жуков своей властью снимает с должности начальника Управления военной контрразведки и заменяет его другим человеком. В реальности же начальник УВК в 1946 г. входил в структуру МГБ и Жукову не подчинялся. С июля 1945 по январь 1949 гг. эту должность в Одесском военном округе занимал генерал-майор П. К. Прищепа. Таким образом, именно он может считаться прототипом полковника Чусова.
21. Одесский двор, в котором была комната Норы, — знаменитый в Одессе «Двор Ирода Великого». Там же снималась и комната Корейко — в известной экранизации «Золотого Теленка» — психолог (сосед Норы) живёт как раз в смежных комнатах с Корейко. Двор получил свое название ввиду того, что в этом доме располагался бордель — с контрацепцией в те времена было не очень, и акушерки, которые «обслуживали» девушек, сбрасывали последствия работы в старый колодец в углу двора. Когда Балка выходила из берегов — она поднимала содержимое колодца — вызывая ассоциации с пресловутым библейским «избиением младенцев». Двор удобен для работы киносъемочных групп отсутствием межбалконных переходов, что позволяло устанавливать краны.
22. Одновременно с этим сериалом в прокат вышел фильм «Три дня в Одессе» / «Александровский сад 2» с аналогичным сюжетом (операция Жукова по отстрелу «авторитетов», глубоко законспирированный в силовых структурах вражеский агент и пр.)
23. Одесский железнодорожный вокзал, куда приезжает Жуков и откуда уезжает Утесов, снимали в Николаеве. В Одессе вокзал настолько благоустроен, что для съемок картины он категорически не подходил.
24. Во время съемок актеров знаменитому говору обучал местный лингвист. А вот Сергей Маковецкий брал уроки у свое жены, бывшей одесситки. Владимир Машков шагнул еще дальше, и составил свой словарный запас жаргонных словечек общаясь с местными «авторитетами» на пенсии.

25. В конце 40-х годов УГРО находился по адресу: ул. Еврейская, 12. Сейчас там находится управление МВД Украины в Одесской области, поэтому для съемок пришлось искать другое здание. Его нашли на ул. Ланжероновской, рядом с киношной Ставкой Жукова, — жилой дом с крылечком, которое выходит на Ланжероновскую. Возле этого крылечка приделали официальную табличку УГРО.
26. Ставку Жукова снимали во Дворце моряков. С июня 1946 по февраль 1948 года ставка находилась в здании штаба Одесского военного округа. Это здание расположено недалеко от центра города, на улице Пироговской, возле Французского бульвара. Снимать кино в нем было нельзя, потому что это до сих пор режимный объект — штаб округа и поныне там. Поэтому решили «загримировать» под ставку Жукова здание Дворца моряков на Приморском бульваре.
27. В трех эпизодах фильма в кадре появляется старинный трамвайчик: герой Владимира Машкова гоняется на нем за бандитами. Это настоящий трамвай 1932 года выпуска. Киношники ездили за ним в Харьков.
28. Снимали фильм в сердце Молдаванки, на улице Колонтаевской, 21. Натуру переделывать почти не пришлось: разруха и серость двора очень даже устроили режиссера.
29. Сценарист сериала Алексей Поярков несколько месяцев знакомился с языком Одессы: ездил по городу на общественном транспорте и встречался с местными коллекционерами речи.
30. Сценарий фильма основывается на реальных событиях, происходивших в послевоенной Одессе, в том же самом месте.
31. Съемки сериала длились 7 месяцев.

А вот и обещанный бонус.
Очень смешные записи со съемок:)

Леонид утесов ликвидация

У Чёрного моря (OST «Ликвидация») (исполнитель: Леонид Утесов )

Видео к песне:

Войти в Tekstovoi.ru

Используйте ВКонтакте, Одноклассники или Facebook, чтобы связаться с друзьями и активизировать участников вашей социальной сети.

Войти через ВКонтакте Войти через Одноклассники Войти через Facebook Войти, используя логин и пароль на Tekstovoi.ru

Леонид Утесов: кто его играет в кино и на тв

Леонид Утесов: кто его играет в кино и на тв

С его именем связано много легенд . Колоритная личность, песенные хиты, роль в культовых «Веселых ребятах», бесчисленные романы — мимо такой биографии не могут пройти режиссеры теле- и кинопроектов. Вспомним, кто и как воплощал Леонида Утесова на экранах. Зрители старшего поколения знают замечательный мультфильм 1982 года режиссера Котеночкина «Старая пластинка». По сюжету на Землю высаживаются инопланетяне-меломаны, которые проникаются творчеством Леонида Утесова. На протяжении всего мультфильма звучат утесовские шлягеры: «Песня старого извозчика», «Сердце, тебе не хочется покоя», «Прекрасная маркиза», а на экране мелькает пожилой анимированный бровастый Леонид Осипович. В 2006 году в свет вышел сериал «Утесов. Песня длиною в жизнь». Судьба классика шансона была представлена наиподробнейшим образом. Леонида Утесова сыграли аж пять актеров — Богдан Бенюк (в зрелом возрасте), Марат Башаров (в молодости), Владимир Жеребцов (в юности), Кирилл Ивковский (Ледя-подросток), Владик Гончар (Ледя-малыш). Богдан Бенюк сыграл Утесова и в легендарном сериале «Ликвидация» (2007). Там Леонид Осипович предстает эпизодически, так сказать для воссоздания одесской атмосферы — концерты, кражи, прогулки по набережной…

В 2011 году Первый канал показал сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика» — вольную экранизацию рассказов Бабеля. Снова Одесса, снова криминальные круги и снова в эпизоде Леонид Утесов. По сюжету фильма, вор Мишка Япончик, влюбившись в свою Цилю, делает ей предложение, привлекая к этому музыкальное сопровождение — модного Леню Утесова. Его роль досталась популярному молодому актеру Павлу Прилучному. В 2014 году сериал был переделан в мюзикл «Однажды в Одессе», здесь роль Утесова сыграл уже Евгений Мишечкин.

Сейчас по Первому каналу идет сериал «Орлова и Александров». В фильме подробно описывается история создания ленты «Веселые ребята», и Утесов представлен здесь добродушным, скуповатым, предприимчивым, любвеобильным человеком. Его роль играет Николай Добрынин, который ради Утесова лег под нож! Актер сделал пластическую операцию, убрал мешки под глазами и подтянул веки, ведь он играл 37-летнего Утесова. Насколько получилась у Добрынина эта роль, судить вам, зрителям, но в соцсетях многие возмущаются неестественностью парика артиста…Леонида Утесова часто пародируют. На эстраде это делали Зиновий Гердт, Юрий Филимонов, Кира Смирнова, Геннадий Дудник, Виктор Чистяков, Андрей Миронов, Михаил Евдокимов.

Из свежих пародий запомнился образ, созданный Алексеем Чумаковым в шоу «Один в один»: певца не только искусно загримировали под очень пожилого Утесова, но он каким-то особенным вокальным приемом спел песню мастера, имитируя запись со старой патефонной пластинки. Член жюри — Геннадий Хазанов — был растроган до слез

А на ваш взгляд, кому удалось лучше всего воссоздать образ великого артиста?

Песня из сериала «ЛИКВИДАЦИЯ»

С 33 секунды до 1 минуты 12 секунды.
Поёт Наталья Рожкова.

Полностью песня здесь, с 1 минуты 18 секунды:

Музыка В. Сидорова, слова А. Д’Актиля.

У меня есть сердце, а у сердца песня,
а у песни — тайна, тайна эта — ты.

Пишу в 21:22.
Всё руководство правого сектора разбилось
в ДТП на Донбассе, все живы, но сильно покоцанные.

«ЛИКВИДАЦИЯ»
6 серия

Краткое содержание:
Маршал Жуков не мог не заметить стойкости и смелости Гоцмана. Дело об антисоветском заговоре закрывают, и Гоцмана отпускают. Давид становится свидетелем побега Мишки Карася из приюта, куда его он устраивал. Понимая, что Мишке в приюте лучше не станет, Гоцман принимает решение его усыновить. В город приезжает любимый всей Одессой Леонид Утёсов. На его выступление сходятся все: офицеры, мирные граждане и даже воры. Однако приезд Утесова являлся лишь частью операции, проводимой контрразведкой по приказу Жукова. Воров арестовывают, а между этим в Одессе возникают бандитские погромы, которые организовали люди Академика.

В основу сценария лёг хранящийся ныне в музее истории органов внутренних дел Одесской области дневник Давида Михайловича Курлянда, служившего заместителем начальника Одесского уголовного розыска в послевоенные годы (вышел на пенсию в 1963, умер — в 1993 году) и ставшего, таким образом, прототипом Давида Гоцмана. Родственники Курлянда сильно разошлись во мнениях об его образе в сериале: если внук Владимир счёл, что Машкову удалось «Удивительно точно передать характер деда», то сын, Анатолий Давидович, категорически заявил, что создатели фильма «Мало того что сюжет фильма «содрали» с дневников моего отца, так ещё и его образ полностью исказили».

Съёмочный период картины продолжался с июня по ноябрь 2006 года. В сериале приняли участие три актёра из комик-труппы «Маски-шоу»: Олег Емцев (карточный шулер), Вадим Набоков (помощник Чусова) и Альберт Каспарянц (Рябов). На роль Фимы полужида был первоначально утверждён Андрей Краско. С ним был уже снят целый ряд сцен, но 4 июля 2006 года на ночных съёмках актёр почувствовал себя плохо и умер в «Скорой помощи» по дороге в больницу. Продюсеры в Москве в течение полутора-двух часов решали, продолжать ли снимать «Ликвидацию» или останавливаться и уезжать из Одессы. Решено было продолжать съёмки; роль Фимы исполнил Сергей Маковецкий. Пришлось переснять ранее отснятые сцены с Фимой, но в фильме всё же осталась одна сцена с Андреем Краско — та, где убитый Фима лежит лицом вниз.

Главная музыкальная тема сериала частично позаимствована композитором Энри Лолашвили из 3-й части 3-й симфонии фа мажор (соч. 90) Брамса — Poco allegretto. Этот факт был отмечен на премии Серебряная калоша-2009 в номинации «Плагиат года»

В 2007 г. одновременно с фильмом появилась его новеллизация — двухтомный роман «Ликвидация», выпущенный московским издательством «Росмэн-Пресс». Его автор — белорусский писатель, историк и телеведущий Вячеслав Бондаренко. Из-за ошибки издательства первое издание романа вышло без упоминания имени автора, из-за чего некоторые читатели сочли автором книги автора сценария фильма Алексея Пояркова. В 2008 г. вышло второе издание романа, где ошибка была исправлена.

Роман создавался на основе литературного сценария фильма одновременно с его съёмками. Поэтому в книге сохранены многие линии, от которых режиссёр картины отказался в процессе съёмок. Например, в сценарии и романе Эмик гибнет, а в фильме — нет. Кроме того, в романе исправлены многие фактические ошибки сценария, затем перекочевавшие в фильм. В частности, исправлена ошибка с интендантом 2-го ранга, попавшем под суд на 2-м Белорусском фронте в 1943 году.

Многие сюжетные линии романа сочинены его автором и не имеют аналогов ни в сценарии, ни в фильме. Так, в книге подробно изложена история и мотивация поступков Кречетова, которая остаётся для зрителей сериала загадкой, и история семьи Гоцмана.

ПРОТОТИП ДАВИДА ГОЦМАНА

Нашумевший сериал режиссера Сергея Урсуляка «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 году, увлек миллионы зрителей захватывающим сюжетом и блестящей игрой актеров. Но главной причиной популярности фильма был харизматичный образ Давида Гоцмана, воплощенный на экране Владимиром Машковым.

У этого героя был реальный прототип — одессит Давид Курлянд, сотрудник уголовного розыска, гроза бандитов всех мастей.

Давид Михайлович (Менделевич) Курлянд родился в Одессе в 1913 г. Семья жила на Молдаванке на улице Садиковской, 37. Его отец, строитель-печник, умер, когда мальчику было 7 лет. Некоторое время ему пришлось жить в детдоме, пока старший брат-красноармеец не вернулся в Одессу и забрал его оттуда. Это было время Гражданской войны и разгула преступности. Детдомовские были знакомы с миром криминала не понаслышке, очевидно, еще в те времена Давид решил бороться с бандитами и защищать честных граждан.

Прежде чем стать сотрудником угрозыска, Давид Курлянд работал печником, сапожником, рабочим на фабрике. В Одесский уголовный розыск он попал по направлению комсомола. За несколько лет Давид прошел путь от помощника до старшего опера. Он раскрывал сложные дела одно за другим, тщательно планировал операции и не рисковал, как его экранный двойник, в одиночку отправляясь брать банду. Коллеги называли его «профессором по борьбе с бандитизмом», а уголовники — «одесским волкодавом».

С началом ВОВ Курлянд принимал участие в обороне Одессы в 1941 г., а затем в эвакуации боролся с бандитизмом в Узбекистане. Ведь среди эвакуированных были валютчики, бандиты, дезертиры, а в их поиске чутье никогда Курлянда не подводило. Ему было всего 28 лет, когда его назначили заместителем начальника управления уголовного розыска Узбекистана.

По возвращении у Курлянда работы было хоть отбавляй — послевоенную Одессу буквально накрыло волной преступности. Разруха, нищета, голод и доступность оружия способствовали обострению криминогенной обстановки. Нехватка продовольствия толкала людей на преступления. Часто убивали офицеров, вернувшихся с фронта, за оружие и продуктовые карточки. Вооруженные дезертиры совершали разбойные нападения, убивая целые семьи.

Но в городе все-таки удалось навести порядок. Заместитель начальника одесского уголовного розыска Давид Курлянд не давал спуску бандитам. По словам сына Курлянда Анатолия, «отца уважали и боялись, в том числе и бандиты. Фамилия Курлянд приводила в ужас преступников». Ему удалось ликвидировать известную банду «Черная кошка», состоящую из 19 рецидивистов, а также банды «Додж ¾» и «Одесский Тарзан».

После выхода на пенсию в 1963 г. Курлянд еще долго читал лекции в школе МВД, участвовал в создании музея истории одесской милиции, в котором теперь можно увидеть экспозицию, посвященную самому Курлянду. В 2008 г. у входа в здание одесского областного управления МВД был открыт памятник сотрудникам одесского послевоенного уголовного розыска, который в народе называют памятником Давиду Курлянду.

О том, как в послевоенной Одессе боролись с преступностью, Давид Курлянд рассказал в своих воспоминаниях. Именно этот документ и стал основой для создания сценария «Ликвидации». Фильм вышел на экраны в 2007 г., через 14 лет после смерти Давида Курлянда.

Родственники Курлянда сильно разошлись во мнениях о его образе в сериале: если внук Владимир счел, что Машкову удалось точно передать характер деда, то сын, Анатолий Давидович, заявил, что создатели фильма «мало того, что сюжет фильма «содрали» с дневников отца, так еще и его образ полностью исказили. Владимир Машков только внешне смахивает на отца, но отец был добрее».

Читайте так же:  Налог ханты-мансийск

информация с сайта www.pikabu.ru

ЛЕГЕНДА О ЛИКВИДАЦИИ КРИМИНАЛА В ОДЕССЕ

Легенда о ликвидации криминала в Одессе — легенда о том, как маршал Жуков буквально в считанные дни ликвидировал преступность в Одессе. Как всё происходило на самом деле, рассказали работники одесского уголовного розыска, которые ловили бандитов в 1946 году.

Существует мнение, что маршал Жуков пострадал за то, что любил приписывать себе больше побед, чем одержал на самом деле. Расследование показало, что автором легенды был сам Жуков.

В марте 1946 года Жуков был назначен Главнокомандующим сухопутными войсками. Почти сразу после назначения его обвинили в присвоении трофеев и преувеличении своих заслуг в деле разгрома Гитлера, с личной формулировкой И. Сталина «присваивал себе разработку операций, к которым не имел никакого отношения».

Летом 1946 года состоялось заседание Главного Военного Совета, на котором разбиралось дело маршала Жукова по материалам допроса Главного маршала авиации А.А. Новикова, арестованного органами госбезопасности. В июне 1946 было начато расследование по так называемому «трофейному делу».

Материалы расследования свидетельствовали о том, что Жуковым из Германии было вывезено значительное количество мебели, произведений искусства и другого трофейного имущества в своё личное пользование. Так, у Жукова было изъято 17 золотых часов и 3 украшенных драгоценными камнями, 15 золотых кулонов, свыше 4000 метров ткани, 323 меховых шкурки, 44 ковра и гобелена, 55 картин, 55 ящиков посуды, 20 охотничьих ружей и т. д. Имущество было вывезено из дворцов Германии.

Жуков писал по этому поводу в объяснительной записке на имя секретаря ЦК ВКП (б) Жданова: «…Я признаю себя очень виновным в том, что не сдал всё это ненужное мне барахло куда-либо на склад, надеясь на то, что оно никому не нужно. Я даю крепкую клятву большевика — не допускать подобных ошибок и глупостей. Я уверен, что я ещё нужен буду Родине, великому вождю т. Сталину и партии».

Жуков был снят с должности Главкома сухопутных войск и, согласно решению Военного Совета, назначен Командующим войсками Одесского округа.

Жуков тогда действительно командовал Одесским военным округом. Но какова была доля его, как руководителя, в разгроме криминала, и как всё это происходило на самом деле, не знает никто. Проблема преступности 30-х–40-х годов до сих пор остаётся тайной — одна из тщательно охраняемых государственных тайн.

Никакой информации о сводках и действиях маршала Жукова в «одесский» период нет даже в архивах КГБ. Одним словом, «борьба Жукова с одесскими ворами» не имеет ни единого документального подтверждения. Скорее всего эта история — всего лишь один из послевоенных мифов, который разносили по стране разъезжавшиеся по домам фронтовики.

Киногруппа под руководством Максима Файтельберга занялась исследованием этой темы, чтобы снять документальный фильм об операции, которой руководил Жуков. Они изучали вопросы одесской послевоенной преступности как отдельного явления, и фиксировали все этапы своего исследования на киноплёнку.

Документалисты столкнулись с проблемой засекреченности: все официальные обращения и в государственные архивы, и в ФСБ не дали никаких результатов. Тогда авторы фильма решили самостоятельно выяснить, что же происходило в городе в то время. Из документов, содержащихся в рассекреченной «Особой» папке Сталина, видно, что в 1946 году по всей стране было зафиксировано более 500 тысяч преступлений. Одесса в этих сводках никак не выделялась.

Однако легенда о ликвидации возникла не на пустом месте. Когда в 1946 году в Одессу прибыл маршал Жуков, молва тут же разнесла вполне логичный слух: если в город прислали самого маршала Победы, значит, дела здесь из рук вон плохи.

Действительно, война и послевоенная разруха спровоцировали в Одессе всплеск преступности. По словам одесского старожила, фронтовика, полковника в отставке Исая Бондарева, «это был период своего рода НЭПа, когда вся жизнь сосредоточилась на «Привозе», в коммерческих магазинах. Но эти магазины были доступны далеко не каждому одесситу. Для обычных рабочих булка хлеба стоила на рынке 100 рублей — это месячная заработная плата». Поэтому ночью город принадлежал вооружённым бандитам и грабителям.

По словам Михаила Ильченко, участника Парада Победы, персонального водителя Сталина, «как только сгущались сумерки, начинались грабежи. Люди уже не выходили на улицы. Одесса вымирала». Запуганные одесситы мечтали о герое, который взял бы на себя ответственность, переступил закон и разом, как в послереволюционные 20-е годы, перестрелял всех бандитов. Этим героем мог стать только маршал Жуков, который прибыл из Москвы по приказу Сталина.

Жуковский «Маскарад»

Многие знают, что в послевоенной Одессе проводилась операция по ликвидации преступности. Операция носила кодовое название — «Маскарад». Но подлинные её масштабы, участие Жукова, а главное — эффективность и результаты, сегодня вызывают у историков сомнения. Многие авторитетные исследователи делают вывод, что, скорее всего, она проходила больше на бумаге в виде мифических отчётов, чем в действительности.

«Думаю, Жуков сначала даже не знал, куда он попал. В Одессе все друг друга знают, всегда был определённый слой людей, которые держали руку на пульсе, контролировали все городские структуры сверху донизу. Можно было позвонить и сказать: «Моня, в чём дело? Давайте выпустим этого товарища». И его мгновенно выпускали», — рассказывает одесский историк и писатель Виктор Савченко, автор книги «Одесса масонская».

«Хотя статистика, которая представлялась в обком партии со стороны милиции, была явно занижена, всё равно уголовному розыску приходилось нелегко. Подчас за ночь совершалось до 70 ограблений. А всего в уголовном розыске работало 80 человек. Поэтому, когда приехал маршал Жуков, партийные органы обратились к нему с просьбой помочь в ликвидации преступности», — говорит режиссёр Максим Файтельберг.

И тут, по мнению сторонников операции «Маскарад», начались характерные для Жукова «перегибы». Возможно, им руководило желание выслужиться перед Сталиным, который отправил его в ссылку.

«Как только переодетые в гражданское офицеры Жукова замечали подозрительного, даже который просто подходил, чтобы попросить прикурить, они тут же открывали стрельбу на поражение. Им не нужны были аресты, они просто стреляли в людей, пока не отстреляли несколько сот человек за пару месяцев», — вспоминает Виктор Савченко.

Вот таков результат «блестящей» жуковской операции. К осени 1947 года Одесса была очищена от преступников.

Напоминаем, такова всего лишь одна из точек зрения и легенда, одним из авторов которой, похоже, был сам маршал Жуков.

На самом деле, правда до сих пор неизвестна. Бывший начальник политуправления МВД СССР генерал Зазулин утверждает, что уже на склоне дней Георгий Константинович не раз с гордостью рассказывал, как, будучи в Одессе, за одну ночь убрал всех главарей преступных групп, расхитителей и воров. Но о «маскараде» с расстрелами на месте маршал ни разу не упоминал нигде. Так же как и в своих знаменитых мемуарах.

С другой стороны, считается, что именно благодаря этим событиям в начале 70-х годов министр внутренних дел СССР Щёлоков наградил Жукова знаком «Заслуженный работник МВД СССР».

Заслуги Жукова не оправдали доверия Сталина

21 февраля 1947 года в Москве открылся пленум ЦК ВКП (б). На первом же заседании Жукова вывели из состава Центрального комитета партии. В тот же день он пишет письмо Сталину с просьбой принять и выслушать. Сталин не отвечает. Жуков пишет ещё одно письмо. Кается в ошибках, главная из которых, по словам самого маршала, — переоценка своей роли в боевых операциях и потеря чувства большевистской скромности.

Из письма Жукова Сталину: «На заседании высшего военного совета я дал Вам слово в кратчайший срок устранить допущенные мною ошибки, и я своё слово выполняю. Работаю в округе много и с большим желанием. Прошу Вас, товарищ Сталин, оказать мне полное доверие, я Ваше доверие оправдаю».

В такой ситуации Георгий Жуков вряд ли решился бы отдавать приказы о расстрелах на улицах мирной Одессы, как это делали большевики в двадцатых годах.

А вот что говорит отставной полковник милиции Исай Бондарев, который в 1946 году был направлен в военную комендатуру Одессы: «В комендантской роте никаких указаний маршала Жукова, чтобы расстреливать бандитов на месте, не было и не могло быть. Мы действительно сотрудничали с работниками милиции, проводили повальные обыски, много обследовали чердаков, подвалов, где оккупанты оставили оружие. Были на выездах в Одессе, проверяли входящий и выходящий транспорт и, конечно, вместе патрулировали».

Через несколько месяцев Исая Григорьевича перевели на работу в местную милицию. Его участок располагался в районе вокзала и был насыщен воровскими «малинами». Информация о том, что в городе кто-то уничтожает преступников, сюда непременно бы докатилась. Многочисленные бандитские трупы ведь не скроешь.

«По-моему, это выдумка, — говорит Бондарев. — Я ничего такого не слышал, не видел и не знал, и разговоров тогда таких не было, потому что, как бы там ни было, а какие-то отрывки разговоров и таких действий доходили бы до нас, работников милиции».

С другой стороны, маршал Жуков всё-таки мог участвовать в наведении порядка в Одессе. Вот по какой причине. Почти половина всех вооружённых грабежей, убийств и пьяных выходок со стрельбой в первые послевоенные годы приходилась на долю молодых фронтовиков и военнослужащих. Вчерашние фронтовики чувствовали себя героями-победителями, проливавшими за страну кровь.

Они вправе были рассчитывать на благодарность. Но разрушенная, нищая страна не в состоянии была дать им то, что они заслужили. Особенно тяжело приходилось тем, кто ушёл на войну со школьной скамьи. У них не было ни семьи, ни образования, ни профессии. Зато было привезённое с фронта оружие и умение убивать. Нежелание подчиняться гражданским законам и плохое снабжение делали людей в погонах чуть ли не самой криминализированной средой в те годы.

И Одесский военный округ не был исключением. Из докладной записки начальнику милиции Одессы и первому секретарю Ленинского райкома партии Одессы: «…прошу воздействовать на командиров частей, допускающих безобразие и уголовные преступления со стороны военнослужащих, так как это приняло уже массовый характер. Начальник 5 отдела милиции г. Одессы».

Подобные донесения с требованием воздействовать на военных поступают из всех одесских райотделов. Так что у руководства города были все основания обратиться к командующему округом маршалу Жукову.

В 1946 году от измученного преступниками населения во все инстанции идут гневные письма. Даже в избирательных бюллетенях люди пишут: «Требуем навести порядок. Доколе мы будем жить в страхе перед уголовниками». И снова, как в 30-е годы, издаются Указы, ужесточающие наказание. Органам МВД дано право решать судьбу задержанных, минуя суд. Улицы городов патрулируют вооружённые отряды.

«В правоохранительные структуры пришли фронтовики. Если речь шла о задержании какой-нибудь криминальной группы, то сначала стреляли, а потом говорили: «Стой, кто идёт». Для этого не надо было никакого Жукова. Да и не его это, не маршальское дело гонятся за преступниками. Он и так велик сам по себе», — рассказывает военный историк Николай Барбашин.

Осенью 1947 года в стране собрали новый урожай зерновых, и люди перестали умирать от голода. К 1948 году отменили карточки. Вскоре снизились и цены на продукты. Вчерашние фронтовики адаптировались к мирной жизни. Сыграли тут свою роль и жёсткие милицейские меры. Как бы там ни было, ситуация в стране стабилизировалась. Одесса не была исключением. Но город упорно продолжал связывать улучшение обстановки с одним именем: с Жуковым.

Тем временем Сталин решил нанести окончательный удар по авторитету прославленного маршала. К тому же два года ссылки в Одессе, с точки зрения вождя, были недостаточным наказанием за гордыню. 20 января 1948 года Политбюро обвиняет Жукова в присвоении трофейных ценностей. В постановлении сказано: «Жуков заслуживает исключения из партии и придания суду. В качестве наказания направить командовать более мелким военным округом». Так маршал Победы оказался в уральском изгнании.

Георгий Константинович Жуков — военачальник, Маршал Советского Союза с 1943 года, министр обороны (1955–1957). Единственный четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа» и множества других советских и иностранных орденов и медалей. Многие считают Г.К. Жукова выдающимся, наиболее известным полководцем Второй мировой войны, с чьим именем связано большинство громких побед в войне. После парада Победы был признан всенародно, как маршал Победы. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. В 1957 году исключён из состава ЦК партии, снят со всех постов в армии и в 1958 году отправлен в отставку.

По материалам фильма:
«Маршал Жуков против бандитов Одессы. Правда о «Ликвидации»»

МАРШАЛ И ОДЕССА

Полуисторическая быль. 1945 год. Сталин склоняется над картой: «Ну что ж, Польша и Украина теперь наши, советские, только как между ними границу провести? Если отталкиваться от истории, то там сам черт ногу сломает. А что по этому поводу думает товарищ Жуков?». Тот подходит к карте и опирается на нее своей рукой: «Я думаю вот так, товарищ Сталин». «Вот так» — с легкой руки прославленного советского маршала Георгия Жукова — и образовалась западная граница Украины.

Непосредственно свою судьбу прославленный советский маршал связал с Украиной, а именно с Одессой в 1946 году. Это были уже мирные, послевоенные годы, но этот период, как ни странно, потребовал от Георгия Константиновича не меньше жизненных сил, чем его личное участие в самых жарких, кровопролитных сражениях. Дело в том, что, как и Пушкин, Жуков прибыл в Одессу в ссылку…

1946 год — это пик популярности Жукова. Его имя — размашистой подписью под Актом о капитуляции фашистской Германии — уже вписано в историю. Более того, именно ему, Жукову, Верховный главнокомандующий поручает принять вместо себя Парад победы или, уж если быть более точным, Парад победителей, и тем самым поставить финальную точку в Великой Отечественной войне. Казалось, перед маршалом раскрывались радужные перспективы. Однако будь на месте Жукова более искушенный в политических комбинациях аппаратчик, он тут же задумался бы над этим. Ведь диктатура как политическая система подразумевает, что на ее верхушке остается только один. А Сталин ни делить, ни тем более уступать свою власть никому не собирался. Более того, Жуков и стоящие за ним генералы после войны превратились для него не только в опасных соперников, но и в ненужных свидетелей его простых человеческих слабостей, которые он никак не мог скрыть. Особенно в первые годы войны.

Пока шла война и генералы были нужны на фронтах, Сталин терпел, но сражения закончились, и необходимо было навести жесткий порядок, показать, кто в доме Хозяин. Первый звонок прозвучал еще в декабре 1945-го, когда Сталин послал проверить Жукова замглавы НКВД Виктора Абакумова. Жуков отправил его в Москву, не позволив арестовать офицеров.

По всем признакам приезд Виктора Абакумова в оккупированную Германию — вотчину Жукова — это «разведка боем» Сталина, и она дала результаты. Хозяин понял, что пока маршал в войсках, ему его не одолеть…

Вскоре был назначен новый министр внутренних дел, что по табели о рангах где-то даже выше маршальского звания Жукова. Им и стал Абакумов, которого маршал так неосмотрительно стращал гауптвахтой. Умел, что ни говори, Иосиф Виссарионович создавать политические противовесы. Апофеозом этого скрытого противостояния между ним и Жуковым как раз и стали организация и проведение Парада победы. Помните эти обошедшие весь мир кадры кинохроники? Под перезвон московских курантов Жуков как былинный богатырь, в золотом сиянии маршальских погон и многочисленных орденов и медалей, на белом скакуне несется по искрящемуся булыжнику Красной площади. Почему он, а не Сам? Отдав приказ проводить Парад победы ему, Хозяин поднимает Жукова на недосягаемую для когорты других полководцев высоту лишь для того, чтобы буквально через месяц с треском сбросить оттуда.

Читайте так же:  Приставы по клинскому району

У Жукова, как, впрочем, и у других генералов, после войны серьезно прогрессирует «звездная болезнь». Он позволяет себе такие вольности, которые раньше никогда не допускал. Вот конкретный пример. Сталин должен фотографироваться с генералами для снимка в центральную газету. Но его задержали какие-то дела. Официальную съемку перенесли. Вот тогда Жуков и предложил сфотографироваться без Верховного, на память, так сказать. А сам сел на ЕГО место. Тут же компрометирующую фотографию напечатали в газете и положили на стол Хозяину с соответствующими комментариями. Такого Сталин не прощал. А ведь были еще и другие примеры.

Однако мы хотим обратить внимание на то, что Жуков командовал не одним, а двумя Парадами победы. Причем историческая ценность первого куда выше второго. Сразу по окончании штурма Берлина Жуков принимал там, как его называли, «Парад на крови». Дело в том, что, готовя дорогу для прохождения войск, бульдозеры зарывали еще не высохшие лужи солдатской крови. У нас никто никогда открыто не говорил и тем более не писал об этом. По исторической закономерности, Парад победы должен был состояться в столице поверженной Германии, и участие в нем должны были принять не только советские войска, но и союзники. И он состоялся! Но, увы, ветер холодной войны между вчерашними братьями по оружию уже начал разводить их по разным окопам. Как утверждают очевидцы, наши бывшие союзники сделали все для того, чтобы если и не сорвать парад, то хотя бы принизить историческое значение этого события. Один факт. Жукова, принимающего парад в соответствии с тогдашним Уставом на коне, а не в автомобиле, как было принято у союзников, американские военные журналисты, делающие отчет о данном мероприятии, обозвали «циркачом», а сам парад — «балаганом»…

Тогда перевод этой статьи так и не попал на стол Жукову. Не нашлось желающих доложить ему о ней. Другое отношение, естественно, было к подготовке и проведению Парада победы в Москве. И именно он подвел черту под взаимоотношениями между Хозяином и маршалом. Суд над Жуковым состоялся 1 июня 1946 года на заседании Высшего военного Совета. Сталин пришел на него в довоенном френче.

По наблюдениям, он надевал его тогда, когда настроение у него было грозное. И гроза разразилась. На основании обвинений, как позже будет установлено, выбитых следствием из командующего ВВС генерала Александра Новикова (друга и боевого соратника Георгия Константиновича), его обвиняли в организации заговора с целью захвата власти. По делу уже были арестованы 75 человек. За Жукова вступились Василевский, Рокоссовский, Рыбалко. Особенно вдохновенным было выступление в защиту Жукова маршала Ивана Конева.

С исторической точки зрения, казалось бы, все ясно. В 1941 году Жуков спас Конева от неминуемого расстрела, когда немцы наголову разгромили Западный фронт, которым командовал Конев, и вплотную подошли к Москве. Конев своим выступлением как бы возвращал долг Жукову. Все логично, если не знать историю их взаимоотношений лет через 20 после тех событий. Буквально через несколько лет Жуков и Конев станут непримиримыми врагами. Поговаривали даже, что уже в пожилом возрасте они пытались выяснить отношения врукопашную, проще говоря, набить друг другу морду. Ну а пока Конев защищал Жукова как самого себя…

Существует несколько исторических версий спасения Жукова. По одной (щадящей) — Сталин сказал, что Жукову он «верит, и за годы войны узнал его, пожалуй, лучше, чем самого себя… но из Москвы ему придется уехать». По другой — Сталин походил по кабинету, подошел к Жукову. Тот поднялся, весь бледный — жуткий момент. Хозяин поднял руку, словно глаза хотел выцарапать, это обычно с ним бывало в момент сильнейшего раздражения, и зло произнес: «Все великие русские полководцы — Суворов, Кутузов, даже Скобелев были скромны. Вам же этих качеств не хватает. Ишь ты, Наполеон нашелся, один войну выиграл». И как пощечина: «Направить в Одессу, командующим!».

Надо ли говорить о том, в каком настроении прибыл в Одессу прославленный маршал. Да и толком прибыть в нее ему не дали.

Слух о том, что едет сам Жуков, облетел город мгновенно. Восторженная толпа начала собираться на вокзале. Об этом немедленно просигнализировали в Москву. Оттуда дали соответствующее указание. Жукова с поезда сняли, усадили в машину и вот так, скрываясь, окружными путями доставили к штабу. Не теряя ни минуты, маршал приступил к исполнению обязанностей командующего Краснознаменным Одесским округом. Сначала знакомство с руководством округа, затем с офицерами штаба. В актовый зал увидеть знаменитого Жукова набилось много народу. Секунда в секунду в назначенное время ординарцы закрыли двери. Тут же с другой стороны раздались возмущенные голоса опоздавших. «Не впускать, — распорядился Жуков, — надо на совещания являться вовремя, а не когда вздумается. А кто опоздает еще раз, отправлю в войска!»

Офицеры переглянулись, поняв, что с прибытием Жукова служба пойдет веселая. В Музее вооруженных сил бывшего Краснознаменного Одесского округа бережно сохраняется реликвия — стол, за которым работал маршал, причем это не просто стол, а реликвия того «веселого времени», с которым связана одна удивительная история. Маршал работал за столом, когда неожиданно заметил полковника, испуганно жмущегося у двери. «Ты кто?» — в бешенстве рявкнул прославленный маршал. «Прокурор Краснознаменного Одесского округа, — испуганно пролепетал полковник, — пришел представиться по случаю вхождения в должность». «А почему не постучался?» — прорычал Жуков. Полковника «заклинило». Скорее всего, он стучался, просто туговатый на ухо после контузии Жуков не расслышал. Но разве может полковник объяснить что-то маршалу. «По-пластунски к столу, марш! — приказал Жуков. — Будешь знать, как в следующий раз надо стучать в дверь командующего». И прокурор Краснознаменного Одесского округа пополз! А что было делать, ведь за столом сидел сам Жуков…

Иезуитство Сталина в выборе места ссылки Жукова заключалось в том, что штаб округа в Одессе был, но самих войск не было. Они дислоцировались в Румынии и Болгарии, и только начали возвращаться. Части надо было размещать, обустраивать, организовывать в них боевую подготовку, а это значит, надо было регулярно ходить на поклон к местным партийным царькам. А этого, как известно, Жуков не любил.

Но он бы не был собой, если и в такой ситуации не подмял бы всех и все под себя. В то время Одесса переживала пик бандитизма. Через порт шел огромный поток вывозимых из Европы грузов, город был наводнен оружием, ночью в его районах вспыхивали даже перестрелки. Жуков проблему бандитизма решил кроваво и беспощадно. По его приказанию всем военным было выдано оружие, в городе были введены патрули. Начальнику разведки Жуков приказал переодеть разведчиков в добротные трофейные костюмы, выдать увесистые чемоданы и приказал в таком виде патрулировать по самым темным одесским закоулкам. В случае нападения — стрелять без раздумий. Погибло много народу, но с бандитизмом в Одессе было покончено. Как бандитский мир Одессы признал авторитет нового «пахана», рассказывает такая легенда. У Жукова во время заседания в Оперном театре пропали именные часы. Он попросил начальника милиции разобраться. Каково было его удивление, когда в своем тщательно охраняемом доме он нашел свои часы и записку следующего содержания: «Дорогой, любимый наш маршал Жуков! Это сделали не мы, а ростовская шпана. У нас, одесских воров, что-то украсть у вас никогда не поднялась бы рука. Счастья, здоровья, наш боевой маршал».

…Устав реагировать на сигналы из Одессы об узурпации власти Жуковым, Сталин направил туда комиссию во главе с министром обороны Николаем Булганиным. Встречать своего начальника Жуков отказался, посчитав ниже своего маршальского достоинства козырять гражданскому, и поплатился за это. Больших недостатков в обучении войск комиссия не нашла, а вот чемоданы компромата на Жукова Сталину привезла. Маршал нажил много врагов не только в партруководстве, но и среди своих подчиненных. Одесса лежала еще в развалинах, а в Аркадии уже начали строиться многоэтажные дачи генералов и местной номенклатуры. Все дачи Жуков отберет и отдаст под детские дома. При нем в Одесском округе будет заведен ряд дел о хищении среди высших должностных лиц. Но был тогда в городе человек, который не боялся Жукова. На улице Мясоедовской в послевоенные годы находился номенклатурный магазин для генералов и маршалов Советского Союза. Продавали в нем, по нашим понятиям, обычный ширпотреб, а для времени послевоенной разрухи — несметные богатства.

Так вот швейцар этого магазина был единственным человеком в Одессе, который мог сидеть в присутствии Жукова. В послевоенной Одессе он был известной личностью: бывший личный конюх его императорского величества Николая ІІ, чудом избежал чекистских застенков. Знал ли о его прошлом Жуков? Очевидцы утверждают, что знал, поэтому и выделял. И свое отношение к расстрелу царской семьи Жуков тоже выскажет, правда, уже не в Одессе, а в Свердловске. На одном из партийных собраний к Жукову протиснется подвыпивший дедок, который представится знаменитым большевиком Ермаковым, участником расстрела царской семьи, и протянет руку для приветствия. Жуков демонстративно повернется к нему спиной. В то время и в той ситуации, когда Жуков с минуты на минуту ожидал ареста, когда в его приемной открыто стоял пулемет, согласитесь, этот жест мог стоить ему жизни.

С другой стороны, в течение всего полководческого пути Жукова сопровождают реки человеческой крови, тысячи изломанных человеческих судеб. Вот несколько армейских баек из жизни военачальника.

1941 год. Подмосковье. Зима. Жуков приезжает на передовую и требует силами батальона московского ополчения срочно захватить какую-то высоту. Атака не подготовлена. Нет артиллерии и танков. Атаковать немцев — это значит в полный рост идти на пулеметы. Но сказать об этом суровому Жукову никто не решается. Атака, естественно, захлебывается в самом начале. Немцы даже из пушек не стреляли. Положили пулеметным огнем наших в снег, не давая поднять голову. К вечеру от батальона остались лишь холмики снега. Жуков, так и не дождавшись итогов атаки, уехал к себе в штаб. Когда ему доложили, что весь батальон погиб, а его командир застрелился, он бросил в его адрес: «Слюнтяй…».

А вот еще одна байка о Жукове уже из его одесской биографии. Чабанка, полигон. Мелко моросит дождь. Все офицеры, включая командующего, тут же облачились в плащ-палатки. Лишь один полковник не сделал этого. Жуков тут же спросил: «Почему экипирован не по форме?». Полковник доложил, что по существующему положению о вещевом довольствии офицеров плащ-палатка выдается всем офицерам бесплатно, за исключением полковников, которые ее покупают за собственные деньги. И пояснил, что только на днях перевелся в Одессу и вынужден снимать жилье, кормить семью, а денег на все катастрофически не хватает. Жуков брезгливо поморщился и приказал начвещу: «Выдайте плащ-палатку». И добавил: «Товарищу ПОДПОЛКОВНИКУ…»

Но странное дело, слово «палач» к Жукову так и не пристало. А не произошло этого потому, что, несмотря на стальную броню, в груди у него все же билось большое человеческое сердце, хотя некоторые историки пытаются доказать, что это не так.

Вот пример. В одной части Жуков попросил показать, как живут офицеры, чем вызвал буквально шок у сопровождающих его лиц. Необычность данной просьбы могут понять только люди, жившие в те времена. Только что закончилась война, голод, разруха, с новой силой начинает раскручиваться механизм репрессий, человеческая жизнь не стоит и копейки, а тут… Жукова привели в офицерскую землянку. Там он застал жену офицера и спящего ребенка. Маршал спросил: «Почему не на работе?». Та ответила, что работы нет, а от голодной смерти спасает паек мужа. Жуков спросил, почему ребенок не в школе. Женщина говорит, что из-за постоянной сырости он болеет. Жуков сел на кровать и минут двадцать сидел так, положа руку на голову мальчика, затем, не попрощавшись, вышел. Когда вечером офицер пришел домой, не поверил, что в его землянке побывал сам Жуков. Но поверить в это пришлось. На следующий день прибыл ординарец маршала с тремя путевками в санаторий и небольшой суммой денег из фонда командующего.

Другой пример. К Жукову пришел начфин и сообщил, что по статье «Встреча делегаций» остались неизрасходованные деньги, и если их не истратить, они пропадут. Жуков хмыкнул: «Ящик коньяка и закуску для иностранцев я всегда найду. Лучше этими деньгами премируйте моих офицеров. Только не тех, что в тылу штаны просиживали, а тех, кто со мной на учениях были. Смори, я проверю». И ведь проверил!

…Покинул Жуков Одессу так же неожиданно, как в нее и приехал. После отъезда комиссии Булганина в кабинете маршала раздался звонок. Сталин: «Товарищ Жуков, мне докладывают, на одном из совещаний вы сказали, что Одесский округ так вам мал, что вы им занимаетесь до обеда, а после обеда своими личными делами». Жуков: «А кто это вам доложил, товарищ Сталин?». Сталин: «Неважно, вы отвечайте по существу вопроса». Жуков: «Говорил, товарищ Сталин». Тут в разговоре возникает чисто сталинская пауза, когда в прямом смысле решается твоя судьба; понять это могут лишь люди, жившие в то время. Сталин (после долгого молчания): «Хорошо, мы подберем вам округ в соответствии с вашим боевым опытом».

…Вот так Жуков попал в Новосибирский военный округ. Традиционной для русского человека, обладающего бунтарским духом, ссылки в Сибирь ему избежать не удалось…

Андрей ПИГАРЕВ, Новомир ЦАРИХИН
«Киевский ТелеграфЪ» 24 — 30 ноября 2006

Еще статьи:

  • Трудовой договор с водителем экспедитором Срочный трудовой договор с водителем-экспедитором г. _______________________ "__" _____________ 20__ г. (место заключения договора) (дата заключения договора) _______________________________________________________________________ (полное наименование организации, предприятия с указанием […]
  • Сколько составляет пошлина в суде Госпошлина за подачу искового заявления Ст.132 ГПК к документам, которые должны быть обязательно предъявлены вместе с иском, относит и квитанцию об оплате пошлины. При ее отсутствии суд, согласно 135 ГПК РФ, возвращает иск истцу для устранения этого недостатка. Правила уплаты […]
  • Список коллегий адвокатов Список коллегий 1. ФИЛИАЛ № 1 г. ЧЕЛЯБИНСК Адрес: 454091 Челябинск ул. Пушкина 73-7 Телефон: т. 65-76-62 2. ФИЛИАЛ № 2 г. ЧЕЛЯБИНСК Адрес: 454007 Челябинск пр-т Ленина 11 Телефон: 775-27-77 3. ФИЛИАЛ № 3 г. ЧЕЛЯБИНСК Адрес: 454092 Челябинск ул. Кирова 7-а, офис 407 4. ФИЛИАЛ № 4 […]
  • Ст219 ук рф судебная практика О судебной практике по рассмотрению уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере охраны трудовых прав граждан. И. С. Викторов, Э. Н. Жевлаков И. С. Викторов, заведующий научно-исследовательским сектором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре […]
  • Мировой суд ленинского р-н Мировой суд ленинского р-н Судебный участок №4 Ленинского судебного района г. Ростова-на-Дону Аппарат мирового судьи Попов Дмитрий Алексеевич ПОМОЩНИК МИРОВОГО СУДЬИ Водяная Карина Сетраковна СЕКРЕТАРЬ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ Павленко Станислав Александрович Пн - Чт: 9:00 - 18:00 Пт: […]
  • Какую отчетность надо сдавать при енвд Какую отчетность необходимо сдавать ООО на ЕНВД? Отчетность ООО на ЕНВД несколько отличается от отчетности фирм на общем режиме налогообложения. О том, какой вид отчетности ООО на ЕВНД следует подавать в контролирующие органы и в какие сроки, пойдет речь в данной статье. Какую отчетность […]