Льготы для сотрудников аэропорта

Приходите работать в систему аэрофлота

Если вы имеете хорошую специальность, владеете своей профессией и любите ее, но пока не нашли работодателя, обратите внимание на существующие сегодня вакансии на работу в аэропорт Домодедово. Эта структура постоянно развивается, расширяет свои подразделения, и соответственно, нуждается в молодых и энергичных специалистах. При этом должности в «Домодедово» предлагаются самые разные. Свободные вакансии есть и в технической сфере, и в финансовой, и в делопроизводственной, и в аналитической. Аэропорту сегодня нужны специалисты-хозяйственники, операторы ПК, специалисты по персоналу, логистике, таможенному трансферу, авиационных ГСМ и многим другим областям. Широкий перечень свободных вакансий позволяет выбрать наиболее интересное для себя занятие в одном из крупнейших аэропортов страны, хорошо оплачиваемое и способствующее постоянному карьерному росту. В системе авиалиний огромное значение придают теоретической базе. Служащие и специалисты аэропорта постоянно повышают уровень своей квалификации, проходят дополнительные курсы, корпоративное обучение. Программа «Приток» позволяет приобщиться к воздушной профессии еще на скамье учебного заведения – вуза или колледжа.

Кем можно работать в аэропорту «Домодедово»

Аэропорт – это не только взлетные полосы, воздушные лайнеры, билетные кассы и диспетчеры. В системе аэрофлота задействовано множество сопутствующих сервисных служб, в которых требуются специалисты различного профиля. Вот только некоторые свободные вакансии в «Домодедово»:

  • специалист по логистике
  • грузчик-кассир
  • специалист по обработке багажа
  • специалист по информационному обмену
  • лаборант
  • инженер по ГСМ
  • моторист
  • водитель-испытатель
  • оператор заправочной станции
  • специалист по оформлению технической документации
  • электрогазосварщик
  • супервайзер
  • специалист по ведению договоров
  • специалист по учету корпоративного имущества
  • инспектор по досмотру багажа
  • кинолог
  • психолог-профайлер
  • бармен
  • мясник
  • буфетчик-кассир
  • бригадир досмотра воздушного судна
  • горничная гостиницы —

и многие другие должности. Условия работы в аэропорту предполагают различные ведомственные льготы сотрудникам. Например, путевки для детей в оздоровительные учреждения, льготные условия парковки и питания, корпоративное обучение.

Как поступить на работу в аэропорт

Если у вас есть специальность, востребованная в многогранной и многоотраслевой системе воздушного сообщения, попробуйте подать заявку на получение работы. Это сделать совсем просто, если воспользоваться услугами удаленного сервиса на сайте компании. Все ваши данные нужно поместить в анкету кандидата, опубликованную на ресурсе. Список должностей, на которые можно подать заявку, вы найдете в специальном «Справочнике должностей». О каждой должности подробно изложена необходимая информация: требования к кандидату, условия приема на работу, функциональные обязанности, льготы и оплата. Все договоры о приеме на работу заключаются в соответствии с ТК РФ. Резюме можно отправить в отдел по работе с персоналом по факсу или электронной почте. После того как информация будет изучена менеджерами «Домодедово», вас могут пригласить на собеседование, и вы получите шанс устроиться на работу в престижное и интересное место.

Льготы для сотрудников аэропорта

На этой позиции работодатели хотят видеть девушек со знанием разговорного английского языка и образованием не ниже среднего. Иногда требуется опыт работы с кассовым аппаратом и знание принципов выкладки товара, но можно устроиться и без опыта работы, главное — быть доброжелательной, уметь общаться с клиентами.

В обязанности входит консультирование покупателей, способность продавать и умение подавать информацию о товаре.

График работы, как правило, 2 через 2, с 8 до 20 часов, с ночными сменами.

Заработная плата варьируется от 30 до 45 тысяч рублей, могут быть премии и подарки от компаний, поставляющих продукцию в магазины.

Мойщики, уборщики, грузчики, заправщики

Получить рабочее место в аэропорту не очень сложно, главное — иметь желание работать физически и среднее образование. Как правило, рабочий день на таких позициях длится 10–12 часов. Грузчикам часто предлагают работать вахтовым методом 15/15.

Грузчики нужны для разгрузки багажа, уборщики — для работы на территории аэропорта, в здании и на взлётной полосе, мойщики должны мыть салон самолета и его наружную часть, заправщики заправляют воздушные суда топливом.

Работодатели предлагают стабильную заработную плату, дружный коллектив, возможности для роста и занятия спортом, льготные программы кредитования и собственное медицинское обслуживание.

Медицинский персонал разных категорий всегда востребован, аэропорт — не исключение.

Врачам общей практики необходимо иметь диплом высшего учебного заведения и опыт работы от года.

В обязанности входит работа в с персоналом аэропорта в режиме 8-часового рабочего дня и пятидневной недели.

Заработная плата до 35 тысяч рублей в месяц, из бонусов — корпоративный транспорт до места работы, бесплатные путевки в лагеря для детей и оплата детского сада.

Для медицинских сестер условия работы примерно такие же, только заработная плата до 19 тысяч рублей, а образование можно иметь средне-специальное .

Санитарки также нужны поликлиникам аэропортов. В их обязанности входит уборка помещений, подготовка растворов и инструментов для врачей и медсестер. Заработная плата — до 13 тысяч рублей.

Аэропорты также предлагают вакансии для врачей наркологов и врачей скорой помощи, которым предстоит работать с пассажирами и гостями аэровокзала.

После того как в сентябре 2014 года произошло сразу два несчастных случая во время и после посадки, столичные аэропорты решились на изменения и набрали бригады врачей скорой помощи. От них требуется терпение, внимательность, коммуникабельность, опыт работы от трёх лет, и, конечно же, стрессоустойчивость.

Повар, кондитер, работники кухни

Во многих аэропортах есть свои цеха по приготовлению горячего и холодного питания, которое потом раздается пассажирам на борту самолета.

Помимо опытных кондитеров и поваров, требуются комплектовщики. Они собирают еду в наборы. Нужны мойщики посуды, маркировщики и грузчики-водители , которые помогают при разгрузке еды и на складе.

Повара в аэропорты требуются универсальные, то есть умеющие готовить как салаты, так и вторые блюда, а также напитки. Заработная плата на должности повара в среднем составляет 35 тысяч рублей.

Правоохранители

Одни из самых привлекательных вакансий в аэропортах — позиции, связанные с военной службой.

Ведь даже проверяющему паспорта на пограничном контроле предоставляются льготы в виде 4-х разового бесплатного питания, а также компенсации при аренде жилья, курсы профессиональной подготовки, сменный график с двумя выходными и заработные платы от 30 тысяч рублей. Чтобы получить место контролера, нужно быть не старше 30 лет, иметь среднее образование, хорошее здоровье, не иметь судимостей и двойного гражданства.

Можно также устроиться на сержантские и офицерские позиции. Для этого нужно быть не старше 35 лет, иметь среднее образование, а высшее будет преимуществом. Здесь возможно работать в отделах уголовного розыска, кинологической службе, следственном отделении. Заработная плата — от 35 до 50 тысяч плюс премии. Сотрудники могу рассчитывать на соцпакет, льготы, а также возможность бесплатно получить высшее образование в вузах системы МВД РФ.

Безопасность на земле и в небе

Ни один аэропорт не обходится без службы безопасности. Здесь нужны самые разнообразные специалисты: от тех, кто досматривает багаж и пассажиров до инженера противопожарных система и грамотного айтишника.

Специалистам службы безопасности некоторых аэропортов даже выплачивают заработную плату во время обучения. Подготовка длится три месяца, после чего следует месяц практики. При этом специалист уже должен иметь двухлетний опыт работы и законченное высшее образование.

От инженера противопожарной безопасности также ждут опыта работы и профильного технического образования. Ему предстоит заниматься поиском подрядчиков, наблюдением за выполняемыми работами и всем, что может включать в себя понятие обеспечения безопасности. Помимо льгот кандидата ждет заработная плата до 70 тысяч рублей.

Менеджмент, маркетинг, PR, HR

Хорошие управленцы пользуются большим спросом в аэропортах. Еще больше ценят не просто менеджеров всего и вся, а узких специалистов, как то — начальник подгруппы процессного инжиниринга, начальник бизнес-тренеров , руководитель подразделения по работе с посольствами, общественными организациями, органами власти, конфессиями, главный архитектор проектов, специалист по управлению туристическими продуктами, бизнес-аналитик или главный маркетолог.

Всех волнует конкуренция на рынке, возможности продвижения платных услуг на территории аэропортов, анализ своей коммерческой деятельности. Поэтому в аэропортах всегда есть большая служба маркетинга.

Тоже самое касается анализа бизнес-процессов , происходящих в компании. Для этого требуются начальники службы инжиниринга, которые эту систему смогут наладить.

Без внимания не останутся начальники отдела кадров и подразделения бизнес-тренеров . От них требуется опыт педагогической работы и способность разрабатывать учебные программы, заточенные на определенный отдел аэропорта.

Многим аэропортам нужны специалисты, способные налаживать связи, в том числе и с чиновниками, представителями посольств и дипломатических миссий. Все они летают часто, как правило, платежеспособны, а значит, могли бы стать одними из постоянных гостей аэропорта. Таким специалистам необходим английский язык, любой дополнительный будет плюсом на собеседовании, опыт работы от 3 до 6 лет, налаженная база контактов.

Архитекторы и прорабы тоже очень востребованы на аэровокзалах. Стройка на многих из них практически не прекращается. Поэтому в цене опытные планировщики, визуализаторы, прорабы с командой строителей.

Пять редких профессий в аэропорту

Мастер газодымозащиты

Этому человеку предстоит ремонтировать и заряжать дыхательные аппараты сжатого воздуха, а также заботиться о пожарно-техническом снаряжении.

Кабельщик-спайщик

Здесь нужно средне-специальное электротехническое образование, которое поможет разделывать низковольтные и высоковольтные кабели, монтировать кабельные муфты и концевые заделки, выявлять поврежденные места в изоляции.

Человеку, с казалось бы, отжившей профессией предстоит формировать библиотечный фонд, отслеживать выход новых изданий по тематике предприятия, закупать и регистрировать литературу, подписывать сотрудников на СМИ.

Это человек, который умеет работать с медью; ему нужно выполнять самые разные технологические операции при ремонте и обслуживании транспорта. По сути — это слесарь.

Читайте так же:  Федеральный закон о многодетных семьях на 2019 год

Специалист по орнитологическому обеспечению полетов

Самая необычная, интересная и очень ответственная должность в аэропорту. Ему нужно следить за тем, чтобы птицы не собирались на аэродроме и близлежащих территориях, а также наблюдать за пернатыми и их миграциями и фиксировать это. Вести статистику столкновений птиц с самолетами. Уметь обращаться с оружием и пиротехникой для отпугивания, а также кормить, ухаживать и лечить патрульных птиц. Этих птиц специально обучают для того, чтобы они отпугивали случайно залетевших гостей и спасали их от столкновения с воздушными суднами. Кстати, орнитологическая служба в «Домодедово» существует с 80-х годов прошлого века.

«Аэрофлот» предоставил своим сотрудникам уникальные условия труда

Но все эти трудности не помешали «Аэрофлоту» в очередной раз подтвердить высочайший уровень социальной защиты своих сотрудников и уникальные для авиакомпаний условия труда.

Согласно коллективному договору, под которым поставили свои подписи руководство российского национального авиаперевозчика и Единый представительный орган работников «Аэрофлота», на 2014-2017 год в полном объеме сохраняются все те льготы и социальные обязательства, которые полагались работникам авиакомпании в последние годы. Среди них – отпуск продолжительностью 42 дня, санаторно-курортное и медицинское обеспечение, негосударственные пенсии, льготные авиабилеты для членов семей и многое другое. Эксперты отмечают, что условий, предоставляемых своим сотрудникам «Аэрофлотом», нет больше ни в одной авиакомпании мира.

Так, например, летный состав крупнейшей российской авиакомпании может рассчитывать на отпуск продолжительностью 70 дней. В большинстве европейских перевозчиков отпуск пилотов почти в три раза короче и составляет не больше 28 дней. Между рейсами сотрудники «Аэрофлота» отдыхают в гостиницах класса не ниже трех звезд, а поправить свое здоровье могут как в российских санаториях, так и на курортах популярных туристических регионов — Словакии , Израиля , Турции и Объединенных Арабских Эмиратов.

«У нас летчики – одна из самых высокооплачиваемых категорий работников в стране. Командир воздушного судна получает заработную плату, сопоставимую с зарплатой вице-президентов банков и госкомпаний, — констатирует директор компании «Инфомост» Борис Рыбак. — И если в «Аэрофлоте» летчиков несколько тысяч, то вице-президентов банков примерно 20. Они ведут хорошую жизнь, у них длинный отпуск, хорошие зарплаты, но мы им доверяем свою жизнь, так что это вполне оправданно. Никто в «Аэрофлоте» экономить на летчиках и экипажах не собирается, они сами свои права хорошо отстаивают, и администрация трезво оценивает ситуацию».

Впервые такой договор между «Аэрофлотом» и его сотрудниками был подписан еще до начала глобального экономического кризиса, в 2005 году. И вот уже почти десять лет руководство авиакомпании неизменно исполняет свои обязательства, по достоинству оцененные не только российскими пилотами, но и иностранными летчиками, с недавних пор получившими возможность работать в отечественных авиакомпаниях. По информации компании, свои резюме прислали ей около 800 иностранных пилотов.

Как признаются в «Аэрофлоте», забота о трудовом коллективе обходится недешево. «До сих пор расходы авиакомпании на реализацию всех этих привилегий составляли ежегодно более 3 млрд рублей», — говорится в опубликованном компанией пресс-релизе. В нынешней непростой ситуации, когда доллар уверенно дорожает, а платежеспособный спрос на авиаперелеты заметно сократился, столь серьезные расходы могут не лучшим образом повлиять на конкурентоспособность компании. Однако пока «Аэрофлот», как мы видим, не собирается отказываться от заботы о сотрудниках.

«Это не популизм, а шаг, который диктуется благополучным бизнесом, когда у компании есть на это средства. Это благородный шаг — социальное беспокойство о своих работниках, поддержание их здоровья. А здоровье работников – это здоровье компании. Здоровые пилоты – это сила», — отметил председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов .

Необходимо отдать должное профсоюзу, который еще в 2005 году смог обеспечить как своим членам, так и всем остальным работникам «Аэрофлота» такие условия. Включение в коллективный договор многочисленных и достаточно затратных льгот стало результатом длительных переговоров между работодателем и крупнейшей на тот момент профсоюзной организацией авиакомпании — Первичной профсоюзной организацией (ППО).

В 2014 году вместо ППО договор от лица трудового коллектива подписывала новая организация — Единый представительный орган работников «Аэрофлота». Дело в том, что за последние годы основной российский перевозчик заметно увеличился в размерах, включив в себя несколько новых компаний, в результате чего ППО перестал контролировать свыше 50% сотрудников. А согласно закону, вести переговоры с руководством работодателя могут только те профсоюзные организации, которые объединяют более половины численности персонала. Так что профсоюзным активистам пришлось заняться созданием такого легитимного переговорщика, которым и стал Единый представительный орган.

А что же другие профсоюзы, которых в «Аэрофлоте» в общей сложности насчитывается восемь штук? К сожалению, многие из них вместо реальной борьбы за интересы трудящихся заняты лишь охотой на отчисления из Фонда оплаты труда, предназначенные на поддержку профсоюзного движения. Что же касается их требований к работодателю, то они более чем неоднозначны. Так, самый агрессивный из аэрофлотовских профсоюзов – ШПЛС (Шереметьевский профсоюз летного состава) – прославился недавно громкой криминальной историей, за которую его руководители были заключены под стражу.

Что касается работы над коллективным договором, то у ШПЛС имелся свой, нестандартный подход к этому важнейшему документу. «Шереметьевцы» выдвигали поистине невероятные требования вроде включения в договор пунктов, регламентирующих температуру воды в кране и высоту потолков в гостиницах, где отдыхают пилоты. Они же предлагали прописать обязательное наличие шелкового постельного белья и штор из натуральных материалов, выдавая это за настоящую заботу о летчиках.

При этом тогда лидерам ШПЛС ничего не стоило обвинить своих коллег из реально работающего профсоюза ППО в сговоре с администрацией авиаперевозчика и даже назвать его «карманным профсоюзом руководства «Аэрофлота». Тот факт, что трехмиллиардные издержки очевидным образом не могут быть продавлены «карманным» профсоюзом, их не беспокоил – ведь в борьбе за финансовые потоки все средства хороши.

Но вернемся к договору. В него, кроме уже перечисленных пунктов, вошли, например, обеспечение сотрудников служебным автотранспортом, льготные цены на автостоянки в аэропортах, оплата обязательных медобследований, выплаты при увольнении и страховка от вреда здоровью. Сегодня 18 тысяч работников «Аэрофлота» могут чувствовать себя надежно защищенными благодаря солидной зарплате, внушительному соцпакету и активной деятельности профсоюзов. Не случайно в этом году авиакомпания вошла в топ-10 самых привлекательных работодателей для выпускников российских вузов по версии крупнейшей российской кадровой компании Future Today.

На каждое бревно — электронное клеймо: Матвиенко предложила Медведеву запретить вывоз леса за границу

Глава Совфеда заявила, что лесные богатства страны распродаются за пять копеек, а заодно пожаловалась на плохое качество воды в бутылках

Что запрещено сотрудникам «Аэрофлота» — по словам источников «Медузы»

Есть в офисе, курить и долго болеть.

16 ноября 2018 года в сети появилось фото внутреннего документа «Аэрофлота»: в нём компания запретила сотрудникам использовать смартфоны и другие устройства с камерами в рабочее время. В «Аэрофлоте» подтвердили существование приказа.

«Медуза» нашла сотрудников «Аэрофлота» и рассказала, какие ещё запреты действуют в компании. По их словам, в авиакомпании запрещено:

  • пользоваться любыми устройствами, которые записывают фото, видео и аудио;
  • есть в офисе. Пилот Владимир, работающий в Шереметьево, рассказал, что столовую для лётного отряда закрыли, поэтому сотрудникам приходится ездить обедать в аэропорт — по ценам для пассажиров;

Как нам есть запретили? Кто-то из крупных руководителей зашел как-то в офис в обеденный перерыв, почувствовали запах еды. Им это не понравилось. Моментально запретили обед на территории офисов. Никаких микроволновок, чайников. Кто-то просто шаурмой питается напротив аэродрома. Кто-то с собой в машине привозит и в машине же ест.

  • ходить не в корпоративной одежде;
  • выходить покурить.

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов (который опубликовал фото запрета смартфонов) рассказал, что по коллективному договору сотрудники «Аэрофлота» могут получать бесплатные билеты.

По его словам, компания планирует лишать бесплатных билетов сотрудников Шереметьевского профсоюза за нелояльность. Об этом также слышал пилот «Аэрофлота» Сергей.

Бортпроводница Ольга рассказала, что билетов лишают за длительные отпуска и больничные, а также за декретные отпуска, которые длятся больше года.

Лишают билетов не только за нелояльность. Людям, которые находятся в декрете больше года, в длительном отпуске или на длительном больничном, автоматически выносится приказ о дисциплинарном нарушении. Их лишают льготных билетов. Я в их числе. Я сижу с ребенком. Я уже нарушила интересы работодателя.

Все члены неугодных профсоюзов автоматически попадают под категорию нелояльных к ПАО «Аэрофлот». Мне и премию не выдали, хотя были должны. Сказали: выйди из профсоюза, тогда подумаем. Я сказала: принципиально не выйду.

Вечные пассажиры «Шереметьево»: «Стираем в туалетах, едим в столовой для сотрудников»

Десятки людей годами живут в главном аэропорту Москвы — он стал для них домом со всеми удобствами.

«Дожидаясь своего рейса, пассажир мог, не покидая аэровокзала, купить все необходимое, снять комнату в гостинице или койку, сходить в турецкую баню с массажистом, постричься, отутюжить костюм, вычистить ботинки и даже умереть и быть похороненным фирмой «Бюро святого духа», которая имеет свое отделение на нижнем этаже» — почти полвека назад Артур Хейли так описывал воздушную гавань в романе «Аэропорт».

В современных реалиях количество услуг, предлагаемых клиентам, существенно увеличилось. В частности, сегодня в российских аэропортах можно помолиться в часовне, получить перед полетом психологическую экспресс-помощь в случае аэрофобии и многое другое.

Воздушные гавани спроектированы таким образом, чтобы пассажир чувствовал себя здесь желанным гостем. Этим и пользуются люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. На территории аэропорта «Шереметьево» они образовали мини-город со своими законами и правилами. Как в любом поселении, здесь можно встретить самых разных людей: от опустившихся бомжей до трудолюбивых подростков, честно зарабатывающих себе на жизнь. Представители первой категории доставляют немало хлопот как пассажирам, так и сотрудникам. Вторые просто сливаются с толпой пассажиров: и не определишь на глаз, что этот человек «завис» здесь надолго. Сделать ни с теми ни с другими ничего нельзя: нет такого закона, который запретил бы гражданам России находиться в аэропорту столько времени, сколько им захочется.

Читайте так же:  Экспертиза по холодному оружию образец

«Тратить деньги на квартиру — это геморрой»

Мы приехали в аэропорт ночным экспрессом, чтобы лично увидеть тех, кто облюбовал терминалы для ПМЖ. В 11 часов вечера взору открывается обычная, в общем-то, картина: люди с чемоданами томятся на сиденьях в ожидании рейсов. Кто-то уткнулся в телефон, кто-то читает, кто-то спит. Но когда приглядываешься к спящим, становится ясно, что улетать они явно никуда не собираются. Многие из них лежат босые, укрытые одеялами. Внизу стоят домашние тапки, все добро спрятано в пакеты и уложено в тележку: такое ни в багаж не сдашь, ни в ручную кладь не возьмешь.

Неподалеку от тех, кто видит десятый сон, сидит молодой парень. Он одет в молодежную одежду, смотрит на смартфоне аниме. Тут же спит его мама. Эта пара — известные в аэропорту персонажи. Дарья и Костя живут здесь с конца 2014 года, оба граждане России, но приехали из Казахстана. Постоянной прописки у них нет. Тогда, три года назад, немолодая женщина обосновалась с мальчиком в аэровокзале в надежде привлечь внимание властей. Она надеялась, что чиновники помогут ей с пропиской и положенными по здоровью льготами. Однако из затеи ничего не вышло. И семья зависла в «Шереметьево» на годы. Потихоньку привыкли. Сейчас Косте 18 лет, иного дома для себя он не представляет. Притом что имеет постоянный заработок и, в принципе, мог бы арендовать себе жилье.

— Тратить деньги на квартиру — это геморрой, — объясняет юноша. — Все, что нужно для жизни, есть в аэропорту.

Правда, уточняет, что в преддверии зимы наплыв «жильцов» такой, что становится тесно. Зато летом чувствуешь себя вполне комфортно: всегда тепло, есть горячая вода, можно найти закуток и скрыться от посторонних глаз.

Если не знать подробностей, складывается впечатление, что Костя ведет жизнь обычного парня. Встречается с друзьями, сутками играет в компьютерные игры, смотрит фильмы, подрабатывает. В его профиле в соцсетях куча селфи в зеркале туалетов. И его, и маму знает в лицо каждый сотрудник. Семья ведет себя прилично, паспорта РФ всегда при них, поэтому их никто не трогает и не прогоняет. Вот только об учебе пришлось забыть: парень доучился только до 8-го класса.

Костя нашел неплохую работу прямо в аэропорту. Он увлекся компьютерными играми, и ему удалось неофициально устроиться администратором в интернет-центр. Смена длилась сутки без перерыва, платили за нее 1500 рублей. Этих денег подростку вполне хватало на жизнь. Там же у него появились близкие друзья, с которыми он общается и по сей день. Правда, полгода назад интернет-точку закрыли. Тогда юноша устроился на упаковку багажа, где и работает последние полгода. За три года жизни он успел изучить «Шереметьево» вдоль и поперек.

— На втором этаже отсека, где аэроэкспресс, есть столовая, там дешево и сотрудникам делают скидки, — рассказывает Костя. — Я прихожу туда к 5–6 утра, завтраки там просто обалденные.

Душ по доступной цене есть на втором этаже небесного причала. Для стирки местные жители облюбовали недорогую прачечную на Автозаводской. Семья даже умудряется откладывать деньги и ездить в отпуск. За последний год мама и сын посетили Чечню, Сочи и Краснодар. Костя признается, и там они не снимали жилье, а жили на вокзалах. Но всегда возвращались в Москву, в родное «Шереметьево».

— Трудно, наверное, так долго жить в аэропорту? Нравится тебе здесь?

— Да нет, я привык. Особых чувств к этому месту не испытываю, но самолеты тут классные.

Дни юноши похожи один на другой. Он просыпается, ездит в гипермаркет за дешевой едой, встречается с друзьями в торговом комплексе. Потом возвращается в аэропорт и просто сидит с мамой в зале ожидания. Он может не спать сутками — привычка, выработанная за время работы в интернет-кафе. Кстати, Костя уверен, что его призвание — быть программистом, разрабатывать компьютерные игры. В будущем он надеется осуществить свою мечту.

Уточняю — в каком городе он хотел бы жить, если бы у него был выбор?

— Я бы выбрал не город, а горы. Сибирь или Тибет. Там, где нет людей, я от них очень устал. Особенно от людей в Москве, здесь все думают только о деньгах, мне их не понять.

С другими жильцами терминала Костя старается не общаться. Главное правило — не хочешь проблем, не лезь ни к кому с расспросами и не занимай «чужое» место. Жители аэропорта давно поделили территорию на зоны, на которые запрещено ходить чужакам. Кто-то даже отгораживает себе тележками «комнаты». Происходит это негласно.

— Просто люди выбирают себе места и сидят на них в течение нескольких дней. Все местные сразу понимают: человек это место «забивает».

«Заметьте, никто из сотрудников на этих креслах никогда не сидит»

История Кости и его мамы — скорее исключение из правил. Куда больше беспокойства пассажирам и сотрудникам доставляет другая категория жильцов аэропорта — бездомные маргиналы. После того как бродяг погнали со столичных вокзалов, они обнаружили гораздо более удобное место для проживания: воздушную гавань. Сарафанное радио сработало очень быстро: сегодня количество людей, регулярно проживающих на территории аэропорта, достигает нескольких сотен. Аэропорт «преображается» с наступлением ночи: словно нагулявшиеся подростки, в гавань прибывают на последних автобусах кучки бродяг.

Из отзывов, опубликованных в Интернете о «Шереметьево»:

«В ожидании утреннего рейса сели с подругой в терминале D на третьем этаже. Откуда ни возьмись после часа ночи сюда же завалились бомжи, человек сорок. Все разулись и легли спать. Тухляк стоял на весь этаж, честно — сдохнуть можно. Наш сосед снял кофту и начал весь чесаться, мы с подругой перешли дальше. Он это понял, нашел нас и стал плевать нам на волосы и орать: «Я хочу, чтобы вы тоже чесались!» Мы в мороз ушли на улицу. »

«Ночевать во все терминалы аэропорта съезжаются около 200 людей разного сорта. Ночью они устраиваются прямо на диванах дневного кафетерия и по всему периметру зала ожидания. Недавно была нешуточная драка, которая началась с того, что все бросались едой. Большинство из них имеют смартфоны и планшеты, до того как лечь спать, они смотрят фильмы или чем-то заняты в Интернете».

— Увы, именно так все и есть, — подтверждает увиденное пассажирами один из сотрудников аэровокзала. — Превратили главный аэропорт страны в настоящий бомжатник. И сделать с этим по закону ничего нельзя. Ведь терминалы считаются общедоступным общественным местом. Любой человек имеет право здесь находиться, если у него есть паспорт и он более или менее прилично себя ведет.

По его словам, то, что происходит в воздушной гавани сейчас, — это, можно сказать, цветочки. Еще три месяца назад бездомных было такое количество, что женщины-служащие искали защиты у охраны и местных таксистов. Драки, кражи, публичные ссоры были обычным явлением. Полиции удалось выпроводить наиболее буйных, а оставшимся объяснить: хотите здесь находиться — ведите себя подобающе.

— У нас тут такие концерты были, мы за голову хватались! — вспоминает таксист, работающий в одном из терминалов. — Муж с женой бомжевали, как напивались — он ее сразу начинал ремнем лупить. Мы их растаскиваем, они снова сцепляются. Она вопит «Полиция!» — полиция прибегает и мужика задерживает. За те пятнадцать минут, что его допрашивают, жене становится его жалко, и она отказывается писать заявление. Его отпускают. Он тут же снова за ремень: мол, гадина такая, ментов на меня натравила. И все по кругу начинается. Месяца два эта свистопляска продолжалась. Потом они исчезли.

Сотрудники утверждают: на бездомных жалуются все. Главная претензия не только к вызывающему поведению, но и к антисанитарии, которую разводят вокруг себя бродяги. Хотя встречаются среди них и чистоплотные граждане. Они стирают в туалетах исподнее, а потом развешивают бюстгальтеры и панталоны сушиться на тележках. За ночь белье успевает высохнуть. Но таких чистюль мало.

Главное убежище для бездомных — зал прилетов терминала F. Рейсов из этого терминала не так много, ночью между полетами многочасовой перерыв. Поэтому жители мини-городка спокойно осваивают территорию, пассажиров все равно почти нет.

— Заметьте, никто из нас никогда не сядет на те кресла, — показывает служащий небесного причала в сторону рядов около окна. Днем там обитает не меньше двадцати бродяг, ночью пространство превращается в гигантскую спальню. — Просто мы знаем, что на них творится ночью. Мы лучше постоим на своих двоих, в окошко посмотрим. У всех семьи, дети, мало ли что подцепишь. Там же надо после каждого с порошком сиденья отмывать. А днем пассажиры спокойно садятся с детьми, не зная, кто здесь до них был. Потом чесаться начнут и не поймут ведь даже, с чего все началось.

— Может, эти люди и не болеют?

— Конечно, хочется надеяться, что они не заразны. Но сами подумайте, вероятность этого велика. Когда их последний раз на туберкулез проверяли? Когда они вшей выводили? Они же все чешутся, многие кашляют! Здесь вопрос не столько в брезгливости или отсутствии сострадания к ближнему, а в элементарной гигиене. Не должно быть такого. Аэропорт не должен быть ночлежкой.

Читайте так же:  Заявление об исполнении обязанностей временно отсутствующего работника

Утром на работу, вечером — в аэропорт

Не все из живущих в аэропорту — бездомные. Среди них есть те, кто имеет жилплощадь, но предпочитает ее сдавать, чтобы обеспечить себе средства на пропитание. Также здесь скрываются люди, попавшие в криминальные истории, которым нужно где-то перекантоваться. Кто-то вышел из тюрьмы, а родственники не пустили на порог. Большая часть никому не рассказывают истинные причины того, почему им пришлось поселиться в аэровокзале.

Утром аэрожильцы переодеваются из домашних тапочек в уличную обувь и разъезжаются по своим делам. Представители московского «дна» направляются в ближайший гипермаркет в Химках, где можно незаметно поесть в залах, а в кассе для отвода глаз «пробить» батон хлеба. Многие люди работают на подмосковных стройках, метут улицы, раздают листовки.

Но уезжают не все. Есть здесь и те, кому некуда идти.

— Живет у нас один полный мужчина, к которому мы все очень хорошо относимся, — рассказывают сотрудники аэропорта. — Он не особо распространяется о том, что именно с ним случилось. Но жить ему явно негде, кроме как у нас. Видим мы его очень и очень давно. Что примечательно, он вообще не пьет, ни разу не дал нам повода его в чем-то обвинить. Всегда вежлив, не мусорит, сидит и занимается своими делами, ночью спит.

Отыскать мужчину, о котором идет речь, оказалось несложно. Днем на первом этаже терминала F почти нет реальных пассажиров. Зато на креслах вдоль окна с удобствами расположились маргиналы. Среди них — мужчина средних лет. Он смотрит видео на «золотом» «Айфоне», на тележке, которая стоит рядом, — чистые сумки, да и сам он выглядит вполне презентабельно. Жителя аэропорта в нем выдают незначительные детали. На телеге стоят не чемоданы, а матерчатые сумки из шведского мебельного магазина. А сам мужчина сидит спина к спине к другому бродяге. Настоящие пассажиры вряд ли бы осмелились на такое соседство.

— Извините, а вы рейс ждете? — спрашиваю у мужчины.

— Только что прилетели?

— Живу. Не беспокойтесь, девушка, у меня все хорошо, я не нуждаюсь в помощи, — скороговоркой выдает мужчина и вставляет наушники обратно в уши.

Так же, как и от помощи, обитатель терминала, который представился Алексеем, отказался от предложенного чая: «Вы очень добры, но чаем я и сам могу вас напоить». Он вкратце рассказал, что живет в аэропорту очень давно, все документы у него на руках, деньги ему не нужны. Человек-загадка, призрак «Шереметьево». Или агент МВД, который патрулирует территорию под прикрытием.

Наверняка каждый из вас слышал объявления с напоминаниями о том, что на вокзалах и аэропортах нужно следить за своими вещами, рюкзак снимать с плеч, не оставлять сумки без присмотра и пр. На все эти предосторожности жители терминалов не обращают никакого внимания. Люди оставляют вещи в тележках и преспокойно отправляются с полотенцем на плечах умываться и бриться в туалет. Никто на их имущество и не посягает. Ужинать и завтракать они ходят в секретную столовую для персонала на 4-м этаже. На самом деле этот статус не совсем соответствует действительности — изначально там и правда кормили только служащих, но уже давно столовая открыта для всех. Просто нужно знать, где ее искать. По сравнению с фирменными кафе и ресторанами цены здесь удивляют дешевизной. Суп стоит 70 рублей, горячее блюдо — 120–140, салаты — по 60 рублей. Неудивительно, что местные жители облюбовали это место для харчеваний.

«Пытаешься выгнать — бегут к бесплатному телефону звонить в прокуратуру»

Час наблюдений — и становится ясно, что маргиналы действительно стараются соблюдать правила хорошего тона. Правда, это не всегда получается. Тихий послеобеденный сон в терминале прерывает вопль одного из проснувшихся. Мужчине захотелось попеть. Не успел он нестройным голосом вывести «но утки уже летят высоко. », как к нему уже мчались коллеги по цеху. «Придурок, чего орешь! На улицу захотел?». Товарища утихомирили. А неподалеку разыгрывалась уже другая сцена. Пара возлюбленных решила предаться любовным утехам прямо на креслах. На замечания соседей они не реагировали. Остановило их только появление стражей порядка: после короткого разговора парочка расцепилась и отсела друг от друга на пионерское расстояние.

К слову, раньше за подобное поведение нарушителя порядка мигом бы забрали в отделение. Сейчас же проводят профилактические беседы. Почему так происходит? Блюстители закона уверяют, что бездомные стали более продвинутые во всем, что касается их прав. Стоит только пригрозить — сыплют статьями Конституции и законов РФ. И действительно, закон на их стороне.

— Бомжи ведь знаете, какие умные теперь — в законах разбираются лучше нас с вами, — разводят руками служители аэропорта. — Только тронь его — сразу идет писать заявление о неправомерных действиях. Да и смысла их трогать нет никакого, ничего, кроме болячки, с них не поимеешь.

Не простаивает и стационарный телефон, установленный в аэропорту специально для того, чтобы пассажиры могли сообщить в прокуратуру о превышении полномочий. Бездомные прекрасно знают, куда им нужно звонить и что говорить — и регулярно пользуются этим правом. А с наступлением холодов к ним и вовсе стараются лишний раз не подходить. Выгонишь человека на улицу или не пустишь внутрь — а он отморозит себе конечность. Расхлебывать последствия будут все причастные.

Что интересно, от столь массового наплыва поселенцев страдает только «Шереметьево». Эксперты связывают это с тем, что в гавани много (даже слишком) терминалов и входов-выходов: «Аэропорт просто «дырявый», вот люди и лезут со всех щелей». К примеру, в «Домодедово» проблему вечных пассажиров решили радикально. Когда несколько лет назад в аэропорт приехали с пожитками бывшие обитатели вокзалов, с ними тоже провели профилактическую беседу — но короткую. У всех «откатали пальчики», сфотографировали и разослали ориентировки по всем четырем входам в авиаузел. Сейчас дежурящие на входе сотрудники службы авиационной безопасности и полицейские специфический контингент знают в лицо и в здание аэропорта попросту не пропускают. «Незаконно!» — скажете вы. И будете правы. Но домодедовские бомжи качать права не стали, а, судя по всему, просто переехали в «Шереметьево».

Однако, выгнав бездомных на улицу и из «Шереметьево», едва ли мы глобально решим проблему. Людям все равно придется где-то искать приют. Они рассредоточатся по подъездам, переходам, предбанникам магазинов — и все равно вызовут недовольство у граждан. На мой взгляд, если «вечные пассажиры» хотят жить в воздушной гавани, они должны соблюдать определенные нормы, принятые в обществе. Содержать одежду в чистоте, проходить профилактические медицинские осмотры. Может быть, это поможет им поддерживать себя в минимальном тонусе? Потому что драки, нахождение в пьяном виде, чрезмерное оголение и вызывающее поведение — это уже дает сотрудникам полиции право на задержание. А пока аэропорт является приютом для стольких людей, персоналу приходится применять по отношению к ним методы Макаренко. Мало кому это по нраву, и их можно понять.

Впрочем, сотрудники аэровокзала уверены, что мириться с неприятным соседством им осталось недолго. Скоро начнется чемпионат мира по футболу, и ходят слухи, что всех неугодных как минимум на месяц выгонят за пределы воздушных ворот без лишних церемоний. Все ради того, чтобы не шокировать иностранцев. Хотя в новинку ли это гостям столицы? Даже в парижском «Шарль-де-Голль» пассажиры страдают от агрессивных клошаров. А берлинские власти готовы приспособить под временный зимний приют часть исторического аэропорта «Темпельхоф», который не используется по назначению с 2008 года. Так что едва ли вид бродяги, спящего босиком в «Шереметьево», произведет на европейского фаната такое уж шокирующее впечатление.

Еще статьи:

  • Военная пенсия по потере кормильца кому положена Пенсия по потере кормильца военнослужащего в 2019 году Членам семей военных, погибших или умерших вследствие выполнения долга, государство оказывает материальную поддержку. Пенсия по случаю потери кормильца военнослужащего — это отдельный вид господдержки, выплачиваемый из средств […]
  • Приказ на освобождение от должности Приказ на освобождение от должности ШКОЛА ВОЛШЕБСТВА И МАГИИ ХОГВАРТС СИРИУСА об освобождении должности заведующего учебной частью в Хогвартсе Сириуса На основании п. 4.3 раздела IV Устава Хогвартса Сириуса на voldemort.ru, а также на основании преамбулы Правил Хогвартса Сириуса на […]
  • Разрешение на временное проживание документ Разрешение на временное проживание Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на временное проживание (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Разрешение на временное проживание Документ доступен: с 20 до 24 ч. […]
  • Если полис осаго заключен до 1 октября С 1 октября полисы ОСАГО будут продаваться только на бланках нового образца Сегодня завершается переходный период по замене бланков полисов ОСАГО и будут заключены последние договоры на старых бланках. Начиная с завтрашнего дня – с 1 октября – полисы ОСАГО станут оформляться только на […]
  • Временная регистрация иностранных граждан по месту работы Регистрация иностранных сотрудников по месту работы: временная регистрация мигрантов по юридическому адресу работодателя Регистрация гражданина по месту работы – это первичная постановка иностранных сотрудников на миграционный учет в ГУВМ МВД по юридическому адресу работодателя и […]
  • Летние нормы списания гсм приказ Рекомендованные нормы расхода топлива на 2019 год Норма расхода топлива – это величина, которая отражает среднюю потребность в бензине, газе или солярке для различных видов автотранспорта на конкретный километраж (как правило, отталкиваясь от расчета литров горючего на 100 км […]