Льготы летчиков

«Аэрофлот» усилит социальную поддержку пилотов

Сегодня у аэрофлотовских пилотов самая высокая в отрасли зарплата. Например, командир воздушного судна в месяц имеет возможность зарабатывать до 500 тысяч рублей. А соцпакет пилотов может служить образцом для большинства компаний мира. У пилотов «Аэрофлота» самый большой отпуск в гражданской авиации – 70 дней (в европейских компаниях – 28). А еще — санаторно-курортное лечение, корпоративные билеты, по которым могут летать не только сотрудники компании, но и члены их семьи.

Компания оплачивает все дни прохождения обязательных медицинских обследований в размере средней заработной платы. Если пилот вынужден уволиться из-за профзаболевания, то он получает единовременную выплату в размере от 20 до 100% среднегодового заработка, страховые выплаты на случай возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, в сумме от 5000 до 15000 долларов.

Эти и многие другие льготы закреплены в коллективном договоре «Аэрофлота». Расходы авиакомпании на реализацию всех привилегий составляют ежегодно более 3 млрд. рублей. Их большая часть уходит на социальную поддержку летного состава. Несмотря на сложную ситуацию в отечественной экономике, в октябре 2014 года действие коллективного договора было продлено до 1 декабря 2017 года, а весь перечень социальных льгот и гарантий — сохранен.

Более того, менеджмент «Аэрофлота» принял решение дополнительно увеличить расходы на социальные программы для пилотов. В 2015 году средства на реализацию действующих социальных программ для летного состава увеличатся на 27,3% по сравнению с 2014 годом. Компания явно заинтересована в ценных кадрах. И это при том, что гражданская авиация все еще переживает не самые простые времена.

Не случайно после снятия запрета на работу иностранцев в российских экипажах конкурс соискателей из европейских авиакомпаний на должность командира воздушного судна «Аэрофлота» превысил 10 человек на место. На поток заявлений не повлияло даже ослабление курса рубля.

СПРАВКА

В рейтинге социально ответственных российских компаний, который составило Агентство политических и экономических коммуникаций в январе 2015 года, «Аэрофлот» вошел в топ-10 компаний с высоким уровнем социальной ответственности.

В 2014 году он впервые попал в десятку самых привлекательных работодателей для выпускников российских вузов по версии крупнейшей российской компании по трудоустройству молодых специалистов FutureToday.

Максим Шевченко извинился перед петербуржцами, за то, что нецензурно обозвал город

В эфире «Радио «Комсомольская правда» кандидат в губернаторы Северной столицы объяснил свои слова

Милонов и Лолита поспорили о политике и сексе: Почему артистов травят из-за их убеждений

Депутат и певица встретились в прямом эфире на Радио «Комсомольская правда» [видеотрансляция с 21.05 мск.]

Чудом выжившего после взрыва в Магнитогорске Ваню Фокина выпишут из больницы 14 февраля

Как и обещали медики, свой первый день рождения Ваня Фокин отметит дома [видео]

Директора приморской школы, в которой прошла лекция от «братков», оштрафовали на 30 тысяч рублей

Под санкции попал и начальник управления образования в Михайловском районе — он получил выговор

Из-за оттепели и снегопада коммунальные службы Москвы перешли на особый режим работы

По прогнозам синоптиков в столице может выпасть треть месячной нормы осадков

Каждому читателю «Комсомолки» — украшение в подарок!

Приятные сюрпризы от любимой газеты пришлись по душе москвичам

Жителей Кемеровской области шокировал «черный снег»

Видео с черным снегом появилось в социальных сетях

Чаепитие по-советски: От сливочной помадки до вафельного торта

Любимые традиции детства, которые мы вспоминаем с ностальгией

Мошенники зарабатывают на отключении аналогового ТВ

За бесплатный переход на цифровое вещание предлагают заплатить

Братья-близнецы из Курска повторяют подвиги «охотников за приведениями»

Андрей и Сергей Шевелевы фиксируют на видео и фото странные явления

Неравнодушные ростовчане собрали деньги бабушке, продававшей подснежники у супермаркета

За два дня волонтеры собрали женщине денег, чтобы купить продукты и мебель

Маленькая победоносная война: военные уничтожили оползень на Бурее в Хабаровском крае

Всего на месте его схода произвели 11 мощнейших взрывов сотен тонн тротила [фото, видео]

Милонов о визите в женское кафе: «Феминизм в Петербурге умер»

Депутат Госдумы не попал в кофейню, куда пускают по половому признаку

А в Подмосковье водится медведь: Корреспонденты «КП» изучили новое издание Красной книги Московской области

Начальник управления природопользования Министерства экологии Подмосковья Даниил Титов рассказал в эфире Радио «Комсомольская правда» об экологической обстановке в регионе

Старые монеты: cколько стоит мелочь в вашей копилке

Наверное, в каждой квартире есть ненужные старые монеты. Советуем перетряхнуть их — это настоящий клад

«Даша пошла на поиски мамы!»: полицейский подхватил у самой земли 6-летнюю девочку, выпавшую со второго этажа

Плачущего ребенка успокаивали всем 10-этажным домом в Армавире и параллельно искали ее мать

С приветом от Елизаветы

Школьник из Орска пишет письма известным людям и собрал больше 100 автографов знаменитостей! А на днях ему пришла весточка от королевы Великобритании

У девочки с потерей памяти, которую нашли 15 лет назад, может быть пятеро братьев и сестер

«Комсомолка» выяснила новые уникальные данные о Юле, которые могут помочь разыскать ее семью [Эксклюзив «КП»]

Геннадий Онищенко: Без паники! Закрытые школы и детсады — не показатель эпидемии. Но беречься надо

Экс-главсанврач России и первый зампред Комитета Госдумы по науке и образованию — в эфире Радио «Комсомольская правда» — о том, как не заболеть гриппом и ОРЗ

Как не купить «плавленый продукт» вместо «плавленого сыра»: рекомендации Роскачества

Выбираем полезный и вкусный плавленый сыр, на что обратить внимание при покупке

Краснодарец арендовал на сутки трамвай и возил пассажиров бесплатно

Он потратил на это 50 096 рублей

Докажи, что живая: жительницу Братска по ошибке записали в покойники, перепутав ее с умершей тезкой

Женщина с ужасом узнала, что «мертва», когда заблокировали ее банковскую карту

«Хочется уже выдохнуть»: суд закрыл дело против школьника-хакера, который подделывал оценки в электронном дневнике

Владимир Жоглик теперь может взыскать с государства компенсацию морального вреда: 2,5 года его таскали на допросы из-за детской шалости [видео]

Бойцы клубов для мигрантов мечтают быть Хабибами, а становятся бандитами

Корреспонденты «КП» разбирались в новой тенденции — в Москве растет число «секций», где приезжие учатся боям без правил

Возрастная категория сайта 18+

Льготы летчиков-чернобыльцев не дают покоя ФСБ

Самарское УФСБ преследует бывших летчиков-чернобыльцев, обвиняя в присвоении льгот и требуя вернуть деньги государству. Под следствием сейчас 48 пенсионеров, им грозит штраф в миллион рублей и несколько лет условно по статье «Мошенничество». Правозащитники уверены: ФСБ хочет сэкономить бюджетные средства на льготах «чернобыльцам» и сделать карьеру своим сотрудникам.

Полеты над зоной отчуждения

Летом 1986 года самарцы Михаил Курдюков и Александр Кириченко работали в лётном отряде ракетно-космического предприятия «Прогресс». Доставляли разные грузы с завода в города Советского Союза. В том числе летали и в Украину. Михаил Курдюков был бортоператором самолета АН-26. В июне 1986 года руководство завода «Прогресс» несколько раз направляло этот грузовой борт в Украину, где 26 апреля произошла авария на Чернобыльской АЭС. Экипаж приземлялся не в Припяти или Чернобыле, но с радиацией познакомился близко, рассказывает Михаил Курдюков:

– Мы летали в Борисполь, Жуляны и Святошино. В каждом аэропорту встречали рой гражданских самолетов. Нам нужно было дозаправиться, чтобы лететь обратно, а керосина не было. Договаривались с военным аэропортом «Овруч»: они нас заправляют, а мы эвакуируем местных жителей. В Овруче нас обычно ждали женщины с детьми. Они собирали всё, что могли унести из дома. Этим скарбом и загружали самолет. В Куйбышеве нас встречал специальный пост по контролю за степенью зараженности лиц, пребывающих из районов аварии на ЧАЭС. Всех проверяли на радиацию, самолет дважды мыли. Из Овруча в 1986 году мы летали по маршруту Курск – Волгоград – Самара, Брянск – Волгоград – Самара и Белгород – Волгоград – Самара. Если посмотреть на доклад ООН 2008 года, мы пролетали как раз через зону отчуждения ЧАЭС.

Другой работник летного отряда завода «Прогресс» Александр Кириченко на тех «чернобыльских рейсах» 1986 года был вторым пилотом:

– Прямого приказа эвакуировать людей у нас не было. Но все летчики знают другой приказ – Министерства гражданской авиации СССР от 1985 года «Об утверждении и введении в действие наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР». В нем есть пункт «Обязанности, права и ответственность членов экипажа воздушного судна». По нему в обязанности гражданского летчика входило помогать людям, попавшим в опасность, терпящим или потерпевшим бедствие. Не забрать людей мы не могли. Не прилететь в Овруч на дозаправку – тоже. Иначе упали бы где-то между Воронежем и Волгоградом, – вспоминает пенсионер.

Руководитель Самарской областной общественной организации «Союз ветеранов Чернобыля» Альбина Петрова говорит, что Кириченко и Курдюков по праву считаются чернобыльцами. Общественница ссылается на закон о социальной защите:

– К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС, относятся не только те, кого специально командировали в «зону отчуждения». Но и те, кто эвакуировал население в 1986–1987 годы. Это 13-я статья закона. А в 14-й статье указано, что они должны получать льготы не ниже семикратной суммы от минимального размера оплаты труда.

Через несколько лет после полетов над зоной отчуждения Кириченко и Курдюкову диагностировали болезни, несовместимые с работой пилота. Из-за этого им пришлось оставить службу и «Прогресс».

Читайте так же:  Единовременное пособие за постановку на учет в ранние сроки 2019

Разоблачение по доносу

Когда спустя время зашла речь про льготы для работавших в Чернобыле, среди состава авиаотряда «Прогресса» тех лет появились «прилипалы». Они незаконно оформили себе чернобыльские льготы. Но самарское УФСБ тогда про это не знало. Тайное стало явным, когда на «Прогрессе» поссорились два летчика, которые над Чернобылем даже не пролетали, вспоминает Михаил Курдюков:

– В 1988 году на «Прогресс» обычным летчиком устроился Евгений Крысько, а в 1995 году командиром летного отряда завода стал Олег Шахаров. В 1997 году вышел приказ о присвоении льгот ликвидаторам аварии на ЧАЭС. Документы о присвоении статуса подписывал Шахаров. Через него прошли и реально участвовавшие в ликвидации последствий аварии, и, как Крысько, «прилипшие» к награде. Конечно, Шахаров знал, кто есть кто на самом деле. Но молчал. Так продолжалось до 2015 года, когда Крысько и Шахаров поссорились. К этому моменту они стали большими начальниками и не поделили свое присутствие на заводе.

Шахаров на тот момент был руководителем летно-испытательного комплекса. Крысько – замкомандира компании по организации летной работы.

– Крысько уволил с завода сына Шахарова, – рассказывает Курдюков. – Потом уволили самого Шахарова. В ответ Шахаров – бывший военный летчик, донес друзьям из ФСБ, что Крысько получил чернобыльские льготы незаконно. Сотрудники ФСБ задержали Крысько, который во время допроса рассказал им, что таких «прилипал» в Самаре больше 100 человек. Ликвидаторы с «Прогресса» сразу стали для ФСБ большой поляной с яблоками.

В 2016 году сотрудники областного УФСБ обвинили в мошенничестве двенадцать бывших «прогрессовских» летчиков, в 1997 году официально получивших статус ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС. В рамках расследования этого дела за Михаилом Курдюковым из ФСБ пришли в октябре 2017 года.

– Меня задерживали как особо опасного террориста. А потом целый день допрашивали в разных отделах самарского УФСБ, – вспоминает Курдюков. – В шесть утра к моему дому подъехали три черных машины. Оттуда вышли несколько мужчин в черных пальто. Они зашли ко мне домой и вежливо предупредили, что сейчас будут обыскивать квартиру. После обыска меня повезли на проспект Кирова, 58 (там расположен отдел управления ФСБ по городу Самаре. – РС). Я просидел там несколько часов. Потом увезли на улицу Пионерскую (адрес управления ФСБ по Самарской области. – РС). Я дождался своего адвоката, и меня начали допрашивать. Было видно, что следователи нервничали и не понимали, что с нами делать. А я сидел и боялся, что сейчас бутылку мне вставят.

Михаила Курдюкова выпустили только вечером. А спустя 20 дней эфэсбэшники пришли к Александру Кириченко. Его допрос тоже длился целый день. Кириченко рассказал, что сотрудники ФСБ почему-то посчитали его самым опасным из всех самарских летчиков-чернобыльцев: в октябре 2017 года суд по ходатайству УФСБ заключил Кириченко под домашний арест на четыре месяца.

В марте 2018 года старший следователь УФСБ по Самарской области Николай Громчев возбудил против Александра Кириченко уголовное дело, обвинив в мошенничестве при получении выплат и подделке документов. В апреле такое же дело УФСБ завело на Михаила Курдюкова. По версии следствия, летчики не пролетали над в 30-километровой «зоной отчуждения» ЧАЭС и эвакуировали людей, нарушая приказ.

Смерти после судов

Михаил Курдюков судится с ФСБ с начала лета 2018 года: первое заседание по его делу прошло 1 июня, последнее запланировано 18 декабря. Кроме возврата выплат, сторона обвинения требует суд приговорить пенсионера к трем годам условно. Судебные процессы идут сурово, рассказал Курдюков:

– Все наши с адвокатом доводы отметают. Судья отклоняет любые наши вопросы. Зато утверждения стороны обвинения заслушивают полностью. Нам говорят: если вы не сбрасывали мешки в реактор, значит не ликвидаторы; если бы вы летели над зоной отчуждения, вас бы сбили, потому что территория охранялась.

В управлении ФСБ по Самарской области отказались комментировать Радио Свобода уголовные дела против летчиков-чернобыльцев. В свою очередь следственный отдел УФСБ настаивает: более пятидесяти действующих и бывших сотрудников самарских заводов «Прогресс», «Кузнецов», «Салют» и «Авиакор» с подложными документами ликвидаторов аварии на ЧАЭС незаконно получали льготы.

За последние два года с подачи самарского УФСБ судебные повестки получили уже 48 ликвидаторов. Из них 32 чернобыльца «признали» вину, сотрудничая со следствием. 16 – добровольно возместили ущерб в досудебном порядке. Против десяти человек судебные производства продолжаются. Всего на «Прогрессе» было 150 летчиков-чернобыльцев.

По словам Александра Кириченко, все, кого сейчас судят, – реальные ликвидаторы. В этом деле был только один мошенник – Евгений Крысько. Его уже осудили.

Михаил Курдюков знаком со многими летчиками из «списка ФСБ». Как минимум пятеро не выдержали стресса и умерли вскоре после обвинительного приговора в их адрес. Валентин Носов умер после суда в 2016 году, Николай Козлов – в 2017-м, Владимир Свяченко, Анатолий Никифоров и Альберт Зайцев – в 2018-м. Им назначали условные сроки и требовали возместить «ущерб» государству.

Правозащитница, экс-глава организации «Голос-Поволжье» Людмила Кузьмина считает, что сотрудники ФСБ занялись делом чернобыльцев, чтобы путем запугивания сделать себе карьеру на пенсионерах. В начале декабря она рассказала об этом процессе на своей странице в Facebook.

– ФСБ не должны заниматься мошенниками. Это в компетенции МВД. Но ФСБ целенаправленно вели дело, потому что здесь большое количество людей. На массовости обвинений сотрудники ФСБ делают себе показатели и карьеру. Вот где наша общая трагедия, а не только чернобыльцев. Трагедия, что нет у нас с вами суда, а тайная организация ФСБ не имеет границ компетенции, границ распространения своего влияния на человека. Так завтра придут к любому из нас, – считает Кузьмина. – ФСБ – структура особенная. Тем более в нашей стране. К ней отношение как к некой секретной, страшной, сакральной и всемогущей организации. Люди были перепуганы, многие совсем не в силах сопротивляться в связи со здоровьем, многие молчали и молчат до сих пор.

Михаилу Курдюкову приговор вынесут 18 декабря. У Александра Кириченко 11 декабря состоится очередное судебное заседание.

Профессия «пилот»

Вдохновившись героической биографией французского писателя Антуана-де-Сент-Экзюпери, можно навеки заразиться мечтой о карьере летчика. Воплотить мечту в жизнь — осуществимый замысел.

Возможно, очень многие в детстве мечтали о профессии пилота – хотелось управлять пассажирским, торгово-грузовым, военным или даже небольшим частным двухместным самолетом. Но реалии, конечно, не настолько безоблачны, как нам это представляется в детстве.

Летать, как птицы, люди возжелали очень давно. В античной Греции было создано немало мифов о совершении полетов человеком. До сих пор многие уверены, что особенно просветленные индийские йоги и тибетские монахи способны левитировать, т.е. подниматься в воздух без каких-либо летательных аппаратов. Ну и, разумеется, в сказках и легендах многих народов есть летающие персонажи: русская Баба-Яга, европейские ведьмы на метлах, восточные пери. Величайший итальянский ученый Леонардо да Винчи разрабатывал проект создания искусственных крыльев, при помощи которых мог бы летать любой человек.

Позже от этой идеи он отказался и принялся разрабатывать конструкцию летательного аппарата, который по описанию очень напоминает первые аэропланы. Родоначальниками же профессии «пилот» можно считать братьев Монгольфье, совершивших первый удачный полет на воздушном шаре. А вот первыми летчиками в современном смысле этого слова следует назвать братьев Райт, которые после десятилетий испытаний и расчетов в 1903 году совершили дебютный в истории человечества полет на самолете.

Описание и характеристика профессии

Пилот, за исключением водителей-автогонщиков, которых тоже так называют, – человек, управляющий летательным аппаратом любого назначения. Профессия эта более чем ответственная: часто возникают ситуации, в которых летчик не имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит слишком многое — целостность груза, самого авиатранспортного средства, жизнь пассажиров и членов экипажа. Она также считается одной из наиболее технически сложных, поскольку пилот должен держать под контролем показания огромного множества приборов и, ориентируясь на них, принимать решения. При этом ему необходимо координировать свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других летательных аппаратов, находящихся поблизости.

В составе экипажа, как правило, есть два пилота – командир и помощник. В случае непредвиденных обстоятельств второй пилот должен быть готов полностью взять на себя функцию управления самолетом.

Помощник, как и командир, должен знать все об устройстве самолета, его поведении в любых условиях и правилах ТБ при его эксплуатации. Непосредственно перед рейсом летчик внимательно изучает маршрут предстоящего полета, советуется со специалистами, проверяет результаты ТО, настраивает работу средств радиосвязи.

Как и в любой профессии, в профессии пилота имеются плюсы и минусы. Официальное трудоустройство, высокая зарплата, хорошая социальная защищенность, досрочный выход на пенсию – это не все преимущества профессии. Она позволяет осуществить детские мечты о путешествиях. Вы гарантировано увидите множество стран. У пилотов, совершающих международные рейсы, обычно есть время на то, чтобы прогуляться по городу, ознакомиться с достопримечательностями, хорошо отдохнуть. Отдых – отдельный плюс: авиакомпании скрупулезно контролируют физическое и моральное состояние своих пилотов, ведь для того чтобы принимать правильные решения, летчик должен чувствовать себя безупречно.

Список минусов невелик, но они существенны:

  1. Во-первых, пилоты крайне редко бывают дома. В этом смысле они как моряки дальнего плавания.
  2. Во-вторых, постоянное эмоциональное напряжение: контролировать столь огромный и сложный аппарат, держать в уме множество цифр и данных, осознавая, что у тебя в салоне находятся пассажиры, жизни которых в твоих руках – это требует больших умственных усилий. Поэтому летчикам приходится чаще многих других людей проходить всесторонние медицинские обследования, в том числе общаться с психиатрами.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

В РФ стать профессиональным летчиком можно, получив образование в летном училище или одном из следующих вузов:

  1. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (УГАвСП). Срок обучения не менее 5 лет.
  2. Ульяновский институт гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИ ГА), известный также как Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Срок обучения – четыре года.
Читайте так же:  Пособие на ребенка до 16 лет в челябинске

Для поступления понадобятся результаты ЕГЭ по физике, профильной математике и русскому языку. Кроме того, абитуриенты сдают нормативы по физподготовке.

Специальности, которые дают право быть летчиком:

  • испытание летательных аппаратов,
  • эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения,
  • системы управления летательными аппаратами,
  • применение авиационных комплексов и летная эксплуатация,
  • аэронавигация.

Однако стать пилотом не так просто. Основной документ, который дает право на управлением самолетом, – не диплом вуза, а летное свидетельство. Профильное образование – только первый этап его получения. Далее понадобится сдать теоретические и практические экзамены, пройти медкомиссию и налетать как минимум 150 часов.

Профессиональные обязанности

Основными обязанностями командира воздушного судна являются:

  • Организация подготовки экипажа к полету;
  • Обеспечение безопасности полета;
  • Осуществление полета в сложных метеоусловиях, при отказах автоматической системы и в других нестандартных ситуациях;
  • Контроль уровня топлива;
  • Анализ метеорологической и орнитологической обстановки;
  • Пресечение действий пассажиров, угрожающих безопасности на борту;
  • Заполнение документации;
  • Разбор полета с членами экипажа.

Обязанности второго пилота:

  • Подготовка к полету;
  • Подбор и изучение полетной документации;
  • Изучение плана полета, информирование о нем экипажа;
  • Проверка пилотажно-навигационного оборудования;
  • Выполнение полета с использованием автоматических систем;
  • Выполнение обязанностей штурмана в случае отсутствия такового.

Профессия пилота подойдет не любому человеку, а лишь обладающему следующими качествами:

  • железной выдержкой, умением держать себя в руках, не впадать в панику в любых ситуациях;
  • холодным, ясным рассудком, склонностью к аналитическому мышлению;
  • высоким интеллектом и хорошей памятью;
  • безупречным здоровьем, стопроцентным зрением и цветоразличением;
  • внимательностью, педантичностью, рационализмом.

Принципиально важны острота зрения, глубинный глазомер, способность длительное время выполнять монотонные действия, эмоциональная устойчивость, аккуратность.

Также не допускается наличие судимости за умышленные преступления и административных наказаний за употребление наркотических веществ.

Заработная плата

Летчики в любой стране получают очень хорошо. В США, в компании Delta Air Lines – 212 долларов в час при обязательном налете в 65 часов. В РФ на порядок меньше, но по нашим меркам тоже прекрасно. Пилоты компании «Аэрофлот» чистыми, без учета бонусов и премий, зарабатывают 290 000 рублей в месяц при обязательном налете в 85 часов. При сверхнормированном налете зарплата летчика значительно возрастает. Так, за 90 часов летчикам «Аэрофлота» начисляют уже 340 000 рублей.

Как построить карьеру

Что касается карьеры, судьба пилота гарантирована практически любому выпускнику соответствующего ВУЗа. Правда, сразу в серьезную компанию молодого летчика вряд ли не возьмут, так как налет часов у него будет минимальным. Наработать опыт можно в небольших фирмах, на коммерческих маршрутах и в легкой авиации. Пройдет не более двух лет, и можно будет претендовать на должность командира воздушного судна. В дальнейшем откроется довольно много возможностей продвижения по карьерной лестницы: от должности главного пилота до руководителя структурного подразделения авиакомпании.

Перспективы профессии

В нашей стране транспорт как отрасль экономики долгое время находился в полуразрушенном состоянии. Его восстановление требует все новых кадров, поэтому у профессии пилота хорошие перспективы.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия «Летчик» ваше призвание — не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию, в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты, пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию «Карьерный вектор» .

Профессия «пилот»

Вдохновившись героической биографией французского писателя Антуана-де-Сент-Экзюпери, можно навеки заразиться мечтой о карьере летчика. Воплотить мечту в жизнь — осуществимый замысел.

Возможно, очень многие в детстве мечтали о профессии пилота – хотелось управлять пассажирским, торгово-грузовым, военным или даже небольшим частным двухместным самолетом. Но реалии, конечно, не настолько безоблачны, как нам это представляется в детстве.

Летать, как птицы, люди возжелали очень давно. В античной Греции было создано немало мифов о совершении полетов человеком. До сих пор многие уверены, что особенно просветленные индийские йоги и тибетские монахи способны левитировать, т.е. подниматься в воздух без каких-либо летательных аппаратов. Ну и, разумеется, в сказках и легендах многих народов есть летающие персонажи: русская Баба-Яга, европейские ведьмы на метлах, восточные пери. Величайший итальянский ученый Леонардо да Винчи разрабатывал проект создания искусственных крыльев, при помощи которых мог бы летать любой человек.

Позже от этой идеи он отказался и принялся разрабатывать конструкцию летательного аппарата, который по описанию очень напоминает первые аэропланы. Родоначальниками же профессии «пилот» можно считать братьев Монгольфье, совершивших первый удачный полет на воздушном шаре. А вот первыми летчиками в современном смысле этого слова следует назвать братьев Райт, которые после десятилетий испытаний и расчетов в 1903 году совершили дебютный в истории человечества полет на самолете.

Описание и характеристика профессии

Пилот, за исключением водителей-автогонщиков, которых тоже так называют, – человек, управляющий летательным аппаратом любого назначения. Профессия эта более чем ответственная: часто возникают ситуации, в которых летчик не имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит слишком многое — целостность груза, самого авиатранспортного средства, жизнь пассажиров и членов экипажа. Она также считается одной из наиболее технически сложных, поскольку пилот должен держать под контролем показания огромного множества приборов и, ориентируясь на них, принимать решения. При этом ему необходимо координировать свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других летательных аппаратов, находящихся поблизости.

В составе экипажа, как правило, есть два пилота – командир и помощник. В случае непредвиденных обстоятельств второй пилот должен быть готов полностью взять на себя функцию управления самолетом.

Помощник, как и командир, должен знать все об устройстве самолета, его поведении в любых условиях и правилах ТБ при его эксплуатации. Непосредственно перед рейсом летчик внимательно изучает маршрут предстоящего полета, советуется со специалистами, проверяет результаты ТО, настраивает работу средств радиосвязи.

Как и в любой профессии, в профессии пилота имеются плюсы и минусы. Официальное трудоустройство, высокая зарплата, хорошая социальная защищенность, досрочный выход на пенсию – это не все преимущества профессии. Она позволяет осуществить детские мечты о путешествиях. Вы гарантировано увидите множество стран. У пилотов, совершающих международные рейсы, обычно есть время на то, чтобы прогуляться по городу, ознакомиться с достопримечательностями, хорошо отдохнуть. Отдых – отдельный плюс: авиакомпании скрупулезно контролируют физическое и моральное состояние своих пилотов, ведь для того чтобы принимать правильные решения, летчик должен чувствовать себя безупречно.

Список минусов невелик, но они существенны:

  1. Во-первых, пилоты крайне редко бывают дома. В этом смысле они как моряки дальнего плавания.
  2. Во-вторых, постоянное эмоциональное напряжение: контролировать столь огромный и сложный аппарат, держать в уме множество цифр и данных, осознавая, что у тебя в салоне находятся пассажиры, жизни которых в твоих руках – это требует больших умственных усилий. Поэтому летчикам приходится чаще многих других людей проходить всесторонние медицинские обследования, в том числе общаться с психиатрами.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

В РФ стать профессиональным летчиком можно, получив образование в летном училище или одном из следующих вузов:

  1. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (УГАвСП). Срок обучения не менее 5 лет.
  2. Ульяновский институт гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИ ГА), известный также как Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Срок обучения – четыре года.

Для поступления понадобятся результаты ЕГЭ по физике, профильной математике и русскому языку. Кроме того, абитуриенты сдают нормативы по физподготовке.

Специальности, которые дают право быть летчиком:

  • испытание летательных аппаратов,
  • эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения,
  • системы управления летательными аппаратами,
  • применение авиационных комплексов и летная эксплуатация,
  • аэронавигация.

Однако стать пилотом не так просто. Основной документ, который дает право на управлением самолетом, – не диплом вуза, а летное свидетельство. Профильное образование – только первый этап его получения. Далее понадобится сдать теоретические и практические экзамены, пройти медкомиссию и налетать как минимум 150 часов.

Профессиональные обязанности

Основными обязанностями командира воздушного судна являются:

  • Организация подготовки экипажа к полету;
  • Обеспечение безопасности полета;
  • Осуществление полета в сложных метеоусловиях, при отказах автоматической системы и в других нестандартных ситуациях;
  • Контроль уровня топлива;
  • Анализ метеорологической и орнитологической обстановки;
  • Пресечение действий пассажиров, угрожающих безопасности на борту;
  • Заполнение документации;
  • Разбор полета с членами экипажа.

Обязанности второго пилота:

  • Подготовка к полету;
  • Подбор и изучение полетной документации;
  • Изучение плана полета, информирование о нем экипажа;
  • Проверка пилотажно-навигационного оборудования;
  • Выполнение полета с использованием автоматических систем;
  • Выполнение обязанностей штурмана в случае отсутствия такового.

Профессия пилота подойдет не любому человеку, а лишь обладающему следующими качествами:

  • железной выдержкой, умением держать себя в руках, не впадать в панику в любых ситуациях;
  • холодным, ясным рассудком, склонностью к аналитическому мышлению;
  • высоким интеллектом и хорошей памятью;
  • безупречным здоровьем, стопроцентным зрением и цветоразличением;
  • внимательностью, педантичностью, рационализмом.

Принципиально важны острота зрения, глубинный глазомер, способность длительное время выполнять монотонные действия, эмоциональная устойчивость, аккуратность.

Также не допускается наличие судимости за умышленные преступления и административных наказаний за употребление наркотических веществ.

Заработная плата

Летчики в любой стране получают очень хорошо. В США, в компании Delta Air Lines – 212 долларов в час при обязательном налете в 65 часов. В РФ на порядок меньше, но по нашим меркам тоже прекрасно. Пилоты компании «Аэрофлот» чистыми, без учета бонусов и премий, зарабатывают 290 000 рублей в месяц при обязательном налете в 85 часов. При сверхнормированном налете зарплата летчика значительно возрастает. Так, за 90 часов летчикам «Аэрофлота» начисляют уже 340 000 рублей.

Как построить карьеру

Что касается карьеры, судьба пилота гарантирована практически любому выпускнику соответствующего ВУЗа. Правда, сразу в серьезную компанию молодого летчика вряд ли не возьмут, так как налет часов у него будет минимальным. Наработать опыт можно в небольших фирмах, на коммерческих маршрутах и в легкой авиации. Пройдет не более двух лет, и можно будет претендовать на должность командира воздушного судна. В дальнейшем откроется довольно много возможностей продвижения по карьерной лестницы: от должности главного пилота до руководителя структурного подразделения авиакомпании.

Читайте так же:  Исправления в журнале кассира-операциониста штраф

Перспективы профессии

В нашей стране транспорт как отрасль экономики долгое время находился в полуразрушенном состоянии. Его восстановление требует все новых кадров, поэтому у профессии пилота хорошие перспективы.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия «Летчик» ваше призвание — не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию, в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты, пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию «Карьерный вектор» .

Профессия «пилот»

Вдохновившись героической биографией французского писателя Антуана-де-Сент-Экзюпери, можно навеки заразиться мечтой о карьере летчика. Воплотить мечту в жизнь — осуществимый замысел.

Возможно, очень многие в детстве мечтали о профессии пилота – хотелось управлять пассажирским, торгово-грузовым, военным или даже небольшим частным двухместным самолетом. Но реалии, конечно, не настолько безоблачны, как нам это представляется в детстве.

Летать, как птицы, люди возжелали очень давно. В античной Греции было создано немало мифов о совершении полетов человеком. До сих пор многие уверены, что особенно просветленные индийские йоги и тибетские монахи способны левитировать, т.е. подниматься в воздух без каких-либо летательных аппаратов. Ну и, разумеется, в сказках и легендах многих народов есть летающие персонажи: русская Баба-Яга, европейские ведьмы на метлах, восточные пери. Величайший итальянский ученый Леонардо да Винчи разрабатывал проект создания искусственных крыльев, при помощи которых мог бы летать любой человек.

Позже от этой идеи он отказался и принялся разрабатывать конструкцию летательного аппарата, который по описанию очень напоминает первые аэропланы. Родоначальниками же профессии «пилот» можно считать братьев Монгольфье, совершивших первый удачный полет на воздушном шаре. А вот первыми летчиками в современном смысле этого слова следует назвать братьев Райт, которые после десятилетий испытаний и расчетов в 1903 году совершили дебютный в истории человечества полет на самолете.

Описание и характеристика профессии

Пилот, за исключением водителей-автогонщиков, которых тоже так называют, – человек, управляющий летательным аппаратом любого назначения. Профессия эта более чем ответственная: часто возникают ситуации, в которых летчик не имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит слишком многое — целостность груза, самого авиатранспортного средства, жизнь пассажиров и членов экипажа. Она также считается одной из наиболее технически сложных, поскольку пилот должен держать под контролем показания огромного множества приборов и, ориентируясь на них, принимать решения. При этом ему необходимо координировать свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других летательных аппаратов, находящихся поблизости.

В составе экипажа, как правило, есть два пилота – командир и помощник. В случае непредвиденных обстоятельств второй пилот должен быть готов полностью взять на себя функцию управления самолетом.

Помощник, как и командир, должен знать все об устройстве самолета, его поведении в любых условиях и правилах ТБ при его эксплуатации. Непосредственно перед рейсом летчик внимательно изучает маршрут предстоящего полета, советуется со специалистами, проверяет результаты ТО, настраивает работу средств радиосвязи.

Как и в любой профессии, в профессии пилота имеются плюсы и минусы. Официальное трудоустройство, высокая зарплата, хорошая социальная защищенность, досрочный выход на пенсию – это не все преимущества профессии. Она позволяет осуществить детские мечты о путешествиях. Вы гарантировано увидите множество стран. У пилотов, совершающих международные рейсы, обычно есть время на то, чтобы прогуляться по городу, ознакомиться с достопримечательностями, хорошо отдохнуть. Отдых – отдельный плюс: авиакомпании скрупулезно контролируют физическое и моральное состояние своих пилотов, ведь для того чтобы принимать правильные решения, летчик должен чувствовать себя безупречно.

Список минусов невелик, но они существенны:

  1. Во-первых, пилоты крайне редко бывают дома. В этом смысле они как моряки дальнего плавания.
  2. Во-вторых, постоянное эмоциональное напряжение: контролировать столь огромный и сложный аппарат, держать в уме множество цифр и данных, осознавая, что у тебя в салоне находятся пассажиры, жизни которых в твоих руках – это требует больших умственных усилий. Поэтому летчикам приходится чаще многих других людей проходить всесторонние медицинские обследования, в том числе общаться с психиатрами.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

В РФ стать профессиональным летчиком можно, получив образование в летном училище или одном из следующих вузов:

  1. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (УГАвСП). Срок обучения не менее 5 лет.
  2. Ульяновский институт гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИ ГА), известный также как Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Срок обучения – четыре года.

Для поступления понадобятся результаты ЕГЭ по физике, профильной математике и русскому языку. Кроме того, абитуриенты сдают нормативы по физподготовке.

Специальности, которые дают право быть летчиком:

  • испытание летательных аппаратов,
  • эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения,
  • системы управления летательными аппаратами,
  • применение авиационных комплексов и летная эксплуатация,
  • аэронавигация.

Однако стать пилотом не так просто. Основной документ, который дает право на управлением самолетом, – не диплом вуза, а летное свидетельство. Профильное образование – только первый этап его получения. Далее понадобится сдать теоретические и практические экзамены, пройти медкомиссию и налетать как минимум 150 часов.

Профессиональные обязанности

Основными обязанностями командира воздушного судна являются:

  • Организация подготовки экипажа к полету;
  • Обеспечение безопасности полета;
  • Осуществление полета в сложных метеоусловиях, при отказах автоматической системы и в других нестандартных ситуациях;
  • Контроль уровня топлива;
  • Анализ метеорологической и орнитологической обстановки;
  • Пресечение действий пассажиров, угрожающих безопасности на борту;
  • Заполнение документации;
  • Разбор полета с членами экипажа.

Обязанности второго пилота:

  • Подготовка к полету;
  • Подбор и изучение полетной документации;
  • Изучение плана полета, информирование о нем экипажа;
  • Проверка пилотажно-навигационного оборудования;
  • Выполнение полета с использованием автоматических систем;
  • Выполнение обязанностей штурмана в случае отсутствия такового.

Профессия пилота подойдет не любому человеку, а лишь обладающему следующими качествами:

  • железной выдержкой, умением держать себя в руках, не впадать в панику в любых ситуациях;
  • холодным, ясным рассудком, склонностью к аналитическому мышлению;
  • высоким интеллектом и хорошей памятью;
  • безупречным здоровьем, стопроцентным зрением и цветоразличением;
  • внимательностью, педантичностью, рационализмом.

Принципиально важны острота зрения, глубинный глазомер, способность длительное время выполнять монотонные действия, эмоциональная устойчивость, аккуратность.

Также не допускается наличие судимости за умышленные преступления и административных наказаний за употребление наркотических веществ.

Заработная плата

Летчики в любой стране получают очень хорошо. В США, в компании Delta Air Lines – 212 долларов в час при обязательном налете в 65 часов. В РФ на порядок меньше, но по нашим меркам тоже прекрасно. Пилоты компании «Аэрофлот» чистыми, без учета бонусов и премий, зарабатывают 290 000 рублей в месяц при обязательном налете в 85 часов. При сверхнормированном налете зарплата летчика значительно возрастает. Так, за 90 часов летчикам «Аэрофлота» начисляют уже 340 000 рублей.

Как построить карьеру

Что касается карьеры, судьба пилота гарантирована практически любому выпускнику соответствующего ВУЗа. Правда, сразу в серьезную компанию молодого летчика вряд ли не возьмут, так как налет часов у него будет минимальным. Наработать опыт можно в небольших фирмах, на коммерческих маршрутах и в легкой авиации. Пройдет не более двух лет, и можно будет претендовать на должность командира воздушного судна. В дальнейшем откроется довольно много возможностей продвижения по карьерной лестницы: от должности главного пилота до руководителя структурного подразделения авиакомпании.

Перспективы профессии

В нашей стране транспорт как отрасль экономики долгое время находился в полуразрушенном состоянии. Его восстановление требует все новых кадров, поэтому у профессии пилота хорошие перспективы.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия «Летчик» ваше призвание — не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию, в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты, пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию «Карьерный вектор» .

Еще статьи:

  • Залог кредита пермь Кредит под залог векселя за 24 часа До 70% от рыночной стоимости Без финансовой отчетности Досрочное погашение с перерасчетом Сумма до 3 500 000 руб. Ставка от 3% до 4% в месяц До 70% от рыночной стоимости Без финансовой отчетности Досрочное погашение с перерасчетом Сумма до 3 500 […]
  • Договор каско от ресо КАСКО от страховой компании Ресо-Гарантия РЕСО-Гарантия – универсальная страховая организация, представляющая полный спектр услуг, включая относящееся к числу приоритетных автострахование (ОСАГО, КАСКО). Общие сведения о компании Компания СПАО «РЕСО-Гарантия», действующая на основании […]
  • Транспортный налог в санкт-петербурге 2019 льготы Транспортный налог в 2019 году в Москве: изменения Мы уже писали об изменении транспортного налога в 2017 году в целом по России. А как обстоят дела в столице? Ведь Москва всегда имела особенный статус, и налогообложение здесь не является исключением. О том, как изменится налог на […]
  • Банкротство форема кухни Покупатели "Форема Кухни" могут остаться без мебели - компания на грани банкротства 15:31, 21.07.2015 // Росбалт, Москва МОСКВА, 21 июля. Крупный подмосковный производитель и продавец кухонной мебели "Форема Кухни", работающий на рынке более 20 лет, оказался на грани […]
  • Федеральный закон 99 от 01092019 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 5 мая 2014 […]
  • Возврат денег за подарочную карту Можно ли вернуть деньги за подарочный сертификат? На день рождения мне подарили сертификат в магазин косметики. Срок действия сертификата 1 месяц. Я не успела в течение этого времени сходить в магазин. Хотела попросить обратно деньги, но магазин говорит, что теперь сертификат сгорел. […]