Менеджер библиотеки требования к профессии и личности

Менеджер библиотеки требования к профессии и личности

Вы спросили — мы ответили

Вопрос № 64 от Юлии получен 1 сентября 2011 года

Требования к личности библиотечного менеджера.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, литературу, либо ссылки на тему: «Библиотечный менеджер: требования к личности». Необходима любая информация, будь то традиционные источники, либо электронные ресурсы.

Заранее, огромное СПАСИБО. 🙂

Добрый день!
Попробуйте использовать эти публикации:

  1. Авраева, Ю. Кто в доме хозяин? [Текст] / Ю. Авраева // Библиополе. — 2009. — N 9. — С. 10-13.
  2. Авраева, Ю. Б. Культурная образованность — новая парадигма личности руководителя библиотеки [Электронный ресурс] / Ю. Б. Авраева // Конференции «Библиотечное дело» / Московский государственный университет культуры и искусств. — М., [б. г.]. — Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2000/5s/5s_p2.htm, свободный.
  3. Авраева, Ю. Б. Слагаемые управленческого успеха [Текст] / Ю. Б. Авраева // Научные и технические библиотеки. — 2005. — N 8. — С. 60-65 ; То же [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека ГПНТБ России. — М. 2011. — Режим доступа: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2005&num=8&art=8, свободный.
  4. Арзуханов, А. С. Талант лидера — ключ к успеху коллектива [Текст] / А. С. Арзуханов // Библиотека. — 2002. — N 8. — С. 48-52.
  5. Бабарыкин, Ю. А. Менеджер библиотеки как профессиональный руководитель [Электронный ресурс] / Бабарыкин Ю. А., Суслова И. М. // Конференции «Библиотечное дело» / Московский государственный университет культуры и искусств. — М., [б. г.]. — Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2000/5s/5s_p5.htm, свободный.
  6. Багрова, И. Ю. Библиотечно-информационная профессия за рубежом: современное состояние, проблемы, перспективы [Текст] : аналит. обзор отеч. и зарубеж. англоязыч. л-ры 2006-2008 гг / Багрова И. Ю. // Библиотечное дело мира: сб. аналит. и справ. материалов / РГБ ; [сост. В. В. Качалина]. — М., 2010. — С. 124-153 ; То же [Электронный ресурс] // Методобъединение : виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью / Российская государственная библиотека для молодёжи. — М., 2008-2011. — Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/navigator/recommended/lib_science.php, свободный.
  7. Валиуллина, Н. Р. Библиотека: найм персонала [Текст] : науч.-практ. пособие/ Н. Р. Валиуллина. — М. : Либерея-Бибинформ, 2010. — 128 с.
  8. Гениева, Е. Ю. Что значит быть хорошим менеджером, или Теория концентрических кругов [Текст] / Е. Ю. Гениева // Библиотека. — 1995. — N 9. — С. 16-19.
  9. Деревянко, Е. Каким должен быть директор библиотеки [Текст] / Е. Деревянко // Библиотековедение. — 1999. — N 4/6. — С. 142-143.
  10. Жадько, Н. В. Информационная культура библиотечного менеджера [Текст] / Н. В. Жадько // Научные и технические библиотеки. — 1993. — N 12. — С. 3-11.
  11. Захарова, С. П. Менеджер информационных ресурсов — библиотечный специалист нового уровня [Текст] / C. П. Захарова // Динамика систем, механизмов и машин / Омский госудирственный технический университет [и др.]. — Омск, 2007. — Кн. 4 : материалы VI Междунар. науч.-техн. конф., посвящ. 65-летию ОмГТУ, 13-15 нояб. 2007 г. — С. 359-362 ; То же [Электронный ресурс] // Научная библиотека ОмГТУ. — Режим доступа: http://lib.omgtu.ru/Data/Pages/356/Zaharova.doc, свободный.
  12. Инночкин, В. Знакомьтесь : библиоменеджер [Текст] / Вячеслав Инночкин // Библиотека. — 2006. — N 9. — С. 44-45.
  13. Качанова, Е. Ю. Руководитель библиотеки и библиотечный менеджер: изменение слов или представлений [Текст] / Е. Ю. Качанова // Непрерывное библиотечное образование / ред.: Жадько Н. В. и др. — М., 2001. — N 3/4. — С. 35-48.
  14. Козлова, А. А. Методы и принципы управления сферой культуры [Текст] / А. А. Козлова // Культура: управление, экономика, право. — 2004. — N 2. — С. 8-11.
  15. Козырева, Е. Требования к личности руководителя [Электронный ресурс] / Козырева Елена, Вершинина Светлана // Омский гос. ун-т в дополнительных страницах / ОмГУ. — [Омск, 1996-2010]. — Режим доступа: http://www.univer.omsk.su/omsk/bibstuds/libboss/work5.htm, свободный.
  16. Кротова, Н. Психологическая структура личности молодого менеджера социально-культурной сферы: диагностика профессиональной и психологической пригодности: [Текст] / Н. В. Кротова // Культура: управление, экономика, право. — 2003. — N 2. — С. 20-28.
  17. Кузоро, К. А. Менеджмент и маркетинг библиотечно-информационной деятельности : опыт исследования в отечественном библиотековедении [Текст] / К. А. Кузоро // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2011. — N 2. — С. 70-80 ; То же [Электронный ресурс] // Научная библиотека Национального исследовательского Томского государственного университета. — Томск, 1997-2011. — Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/kult/02/image/02-070.pdf, свободный.
  18. Маркова, В. Н. Диагностика управленческих навыков библиотечных менеджеров [Текст] / Маркова В. Н., Чернышева Е. А. // Научные и технические библиотеки. — 2005. — N 8. — С. 66-72 ; То же [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека ГПНТБ России. — М. 2011. — Режим доступа : http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2005&num=8&art=9 , свободный.
  19. Отставнова, И. В. Роль библиотечного менеджера в системе управления библиотекой [Текст] / Ирина Владимировна Отставнова // Книжная индустрия. — 2009. — N 1 (янв.-февр.) ; То же [Электронный ресурс] // Университетская библиотека online / Директмедиа Паблишинг. — [М.], 2006-2011. — Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/industry_of_books.php?nid=12, свободный. (2-я статья на странице).
  20. Перкис, В. Г. Менеджер библиотеки [Текст] / В. Г. Перкис // Научные и технические библиотеки. — 1998. — N 5. — C. 43-47 ; То же [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека ГПНТБ России. — М. 2011. — Режим доступа: http://library.gpntb.ru/, свободный.
  21. Поуэлл, Р. Р. Качества, желательные для директора крупной научной библиотеки Ассоциации научных библиотек [Электронный ресурс] / Поуэлл Р. Р., Хернон П., Янг А. П. // Конференции «Библиотечное дело» / Московский государственный университет культуры и искусств. — М., [б. г.]. — Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2001/6s/s6_p40.html, свободный. — Язык англ.
  22. Профиль библиотечного менеджера: тесты компетентности [Текст] : учеб.-метод. пособие / Самар. гос. акад. культуры и искусств ; Л. Н. Голенок [и др.]. — Самара : [б. и.], 2008. — 111 с.
  23. Рыщанова, У. Имидж и культура руководителя [Текст] : современный взгляд / У. Рыщанова // Библиотека. — 2008. — N 11. — С. 52-54.
  24. Сукиасян, Э. Р. Библиотечный менеджер в США [Текст] / Э. Р. Сукиасян // Библиотековедение. — 1995. — N 6. — С. 113-120.
  25. Сукиасян, Э. Р. Кому и где готовить руководителей? [Текст] : коммент. к ст. И. М. Сусловой / Э. Р. Сукиасян // Научные и технические библиотеки. — 2003. — N 12. — С. 93-96 ; То же [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека ГПНТБ России. — М. 2011. — Режим доступа: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2003&num=12&art=10, свободный.
  26. Сукиасян, Э. Р. Паспорт профессии библиотекаря в США [Текст] / Э. Р. Сукиасян // Библиотековедение. — 2004. — N 5. — С. 90-100.
  27. Суслова, И. М. Библиотечный менеджер: требования к личности [Текст] / И. М. Суслова // Научные и технические библиотеки. — 1993. — N 7. — С. 32-43.
  28. Суслова, И. М. Менеджер библиотеки [Текст] : требования к профессии и личности : учеб. пособие для вузов и колледжей / Суслова И.М. — 2 изд., дораб. и доп. — М. : Профиздат : Изд-во МГУКИ, 2003. — 136 с. — (Современная библиотека).
  29. Суслова, И. М. Организация обучения библиоменеджеров [Текст] / И. М. Суслова // Научные и технические библиотеки. — 2003. — N 12. — С. 87-92 ; То же [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека ГПНТБ России. — М. 2011. — Режим доступа: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2003&num=12&art=9, свободный

С уважением,
информационно-библиографическая служба ЦГБДЮ г. Новоуральска
E-mail: [email protected]

Спасибо за вопросы. Будем рады помочь Вам снова.

Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности

В связи с постоянно изменяющимися требованиями к библиотечному руководителю и методам работы, можно выделить работы Качановой Е.Ю. (31.32,33,34,35). В ее работах рассматриваются основные понятия инновационной деятельности библиотек, характеризуются этапы инновационных процессов, технология изучения, управления инновационной деятельностью и о роли руководителя в инновационной работе современных библиотек.

Таким образом, анализируя отечественный документально-информационный поток, по теме «Библиотечный менеджер: требования к профессии и личности», можно сказать следующее: не смотря на созданную достаточно обширную базу данных по вопросам управления современной библиотекой, этот вопрос остается актуальным и требует дальнейшего изучения.

1.2. Требования к профессии

В условии демократии и рыночных отношений к библиотечным профессиям, как и любым другим, предъявляются определенные требования – библиотечная профессия не может существовать отдельно от окружающего ее мира. Меняется техническое оснащение библиотек, меняются взгляды и понятия, меняются традиционные устои. Поэтому и библиотечная профессия претерпевает изменения – приходят новые специалисты, умеющие обращаться с новой техникой, внедряющие инновационные технологии и методы в свою работу. Меняется парадигма управления коллективом, для таких изменений необходим поиск новых подходов к профессии и управлению. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает теория и практика современного менеджмента.

1.2.1. Профессия и библиотеки России в XXI веке.

В наше время информация стала основной движущей силой общества, что заставляет вносить значительные изменения в развитие библиотечного дела. Современный библиотекарь должен уметь прогнозировать и уметь эффективно работать в команде, быстро адаптироваться к изменениям, обладать инновационным мышлением.

Читайте так же:  Что надо чтобы получить паспорт

В XXI веке библиотеки являются не просто местом хранения и пользования документами, но и социальным институтом, не менее важным, чем другие учреждения и в какой-то степени гораздо более важным. В связи с все более усиливающейся интеграцией библиотечного дела с другими науками, сферами информационной деятельности, библиотечная профессия приобретает особую социальную значимость и содержание. От состояния библиотечного дела зависит уровень развития нации, страны, человечества. Библиотеки организуют хранение и пользование документами и информацией. В условиях возрастающей информатизации общества библиотечная профессия приобретает особую социальную значимость и новое содержание. Современный библиотечный специалист в наше время обладает глубокими знаниями в различных областях гуманитарных, экономических, естественнонаучных дисциплин. А также имеет навыки профессиональной работы с источниками информации, новыми технологиями в библиотечной среде, развитой коммуникативной культурой, стремлением к творческой деятельности.

Библиотечная деятельность (ее информационные ресурсы и технологии) изменяются, и это не может не отразиться на библиотекаре. Профессия библиотекаря в настоящее время претерпевает изменения. В ней резко усиливается библиографическая составляющая, библиотекарь все более становится информационным брокером. Иными словами в информационном обществе его медитативная функция (посредник между документом и пользователем) видоизменяется, сущность же ее не только полностью сохраняется, но и получает гораздо большие возможности для проявления (8).

Раньше библиотекари имели дело с документами на бумажных носителях. Сейчас все изменилось – приходится работать с аудио – и видеоматериалами, дискетами, электронными изданиями, Интернетом. Одним словом, научно-технический прогресс не обошел стороной библиотеки и поэтому, современный библиотекарь обязан владеть соответствующими техническими средствами.

Появляются новые библиотечные профессии, такие, как библиотекарь-технолог, администратор баз данных, менеджер информационных систем, маркетолог, социолог, исследователь.

Менеджер информационных ресурсов – новая грань библиотечной профессии. Цель деятельности менеджера информационных ресурсов – организация работы библиотеки или другого информационного учреждения. Основные задачи профессиональной деятельности специалиста – стратегическое, тактическое и оперативное управление персоналом, структурными подразделениями библиотечно-информационного учреждения и организация основных направлений библиотечно-информационной работы (информационно-библиотечного обслуживания, комплектования и организации фондов, библиографической деятельностью библиотек и др. (8).

Информационные технологии, применяемые сегодня в библиотеках, открывают широкие возможности для деятельности менеджеров. «Областью их профессиональной компетенции как дипломированных специалистов высшей квалификации является теория и практика управления библиотечно-информационной деятельностью» (9). Менеджер должен свободно ориентироваться в печатных и электронных ИР. Для этого необходимо знать особенности ИР федерального уровня, понимать, как формируются ИР отраслей и регионов.

Современный библиотечный менеджер обладает обширными знаниями в различных областях науки, при этом он сочетает эти знания с навыками профессиональной работы с источниками информации, технологией процессов, высокой коммуникативной культурой, творчеством. Во многом успех деятельности библиотеки будет зависеть от того, какими качествами обладает руководитель. Руководитель библиотеки в наше время должен мыслить глобально, уметь решительно действовать, находить рациональные пути выхода из сложившихся ситуаций. Все это не значит, что руководитель не должен развиваться, что у него узкая специфика — руководить коллективом по какому-то определенному шаблону. В его деятельности есть место для творчества, для саморазвития, для самореализации. И современный руководитель не должен пренебрегать этим в угоду своим амбициям. Иначе жизнь все расставит по своим местам. Закоснелый в своем мирке руководитель не будет иметь уважения у своих подчиненных, выпадет из ритма жизни и, соответственно, потеряет у пользователей своего региона престиж и сама библиотека.

Поэтому современный руководитель библиотеки несет большую ответственность перед своими подчиненными и перед читателями — какой будет библиотека в его регионе, и каким будет мнение о библиотечной системе в целом у пользователей. Будет ли профессия «умирающей» или жизнеспособной, зависит от ее представителей, от ученых, от желания общества видеть эту профессию среди других.

И во многом, какой будет библиотека, как плодотворно она будет работать, зависит от руководителя, от его профессионализма.

1.2.2. Управление библиотекой. Функции менеджера. Управление коллективом.

По своему содержанию управленческая деятельность – это деятельность, связанная с организацией, координацией и контролем деятельности других людей. Она подчинена целям общего дела и поэтому управление как способ обеспечения наиболее целесообразной деятельности библиотек является необходимостью и общей закономерностью библиотечного дела. Любые проблемы не могут быть решаемы без управления. В свою очередь, управление может стать мощной движущей силой библиотечного развития, если в библиотечном деле будут накоплены достаточные научные знания, и они будут применяться на практике.

Мы считаем, что если рассматривать наработки ученых в области управления, то будет неправильным считать отрицание предшествующего опыта работы в библиотечном управлении и внедрение методов только библиотечного менеджмента. Только системный подход к процессам формирования и развития базирующейся на новой информационной технологии (НИТ) библиотечной системы должен стать основой управления библиотечным делом в современном обществе.

Управление библиотекой – это деятельность, направленная на обеспечение функционирования библиотеки, повышение эффективности ее работы и развитие в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.

Новая модель управления позволяет развивать управленческую деятельность по планированию стратегии, определению перспектив развития библиотеки, изучению факторов, влияющих на ее развитие, эффективное управление коллективом. А для решения этих непростых задач нужен руководитель, который сможет их выполнить.

Понятие «менеджер библиотеки», казавшееся поначалу непривычным, стало в последнее время все более часто и с уважением применяться в определении руководителя библиотеки. Так чем же они занимаются?

Анри Фойоль говорит о том, что менеджер – это плановик, организатор, координатор, контролер. Следовательно, можно сказать, что содержание управленческой деятельности менеджера библиотеки составляет совокупность функций.

Наиболее часто называют такие функции:

 Планирование – это обозначение целей библиотеки и действий ее сотрудников для достижения этих целей. В процессе планирования оценивается состояние библиотеки, выявляются сильные и слабые стороны; уровень развития библиотеки, учитываются сильные и слабые стороны.

Планирование – это непрерывный процесс, который требует корректировки в течение всего года.

 Организация – библиотечная деятельность требует порядка и систематизации, впрочем, как и любая другая деятельность. Поэтому следует четко обозначить разделение труда различных отделов и структур библиотеки, создать иерархию уровней управления или структуру. Определить, кто конкретно будет выполнять ту или иную работу (определить делегирование полномочий).

 Координация – это объединение всех видов библиотечной деятельности в рамках организационной структуры. Благодаря координации элементам организационных структур (отделам, секторам, группам, сотрудникам) придается необходимый статус, а ресурсы приводятся в соответствие с целями, достижению которых они служат. Координация и организация позволяют менеджеру использовать ресурсы в соответствии с поставленными целями.(51)

 Мотивация – это создание моральных и материальных стимулов для того, чтобы сотрудники выполняли делегируемые им полномочия в соответствии с поставленными задачами и целями. Определение мотивации значительно расширил современный менеджмент. Мотивация трактуется, как результат сложной совокупности человеческих потребностей (физиологических, социальных, власти, самовыражения, уважения и т.д.), которые постоянно меняются. Руководителю необходимо установить эти потребности и обеспечить их реализацию.

Существуют различные способы мотивации: побудительный (убеждение, внушение, информирование); принудительный (основывается на власти и угрозе неудовлетворения потребностей работников; стимулирование – воздействие на работника с помощью благ-стимулов… (43)

 Контроль выполняет важную задачу, обеспечивая выполнение поставленных целей. Он направлен на то, чтобы выявить и отреагировать на ошибки при выполнении поставленных целей.

 Принятие решений – это умственная, творческая черта характера управленческого труда, когда руководитель, анализируя ситуацию, выбирает оптимальное и наиболее приемлемое решение.

 Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между руководителем и подчиненным. А также созданием каналов обратной связи, связями с общественностью, неформальными связями. Процесс обмена информацией предоставляет средства для выработки и исполнения управленческих решений

Многие полагают, что труд руководителя ненамного отличается от труда других работников, что не является верным. Если работнику какого-нибудь сектора достаточно хорошо изучить свою работу и этого будет достаточно для исполнения своих обязанностей (так как они повторяются изо дня в день), то руководителю не приходится наедятся на постоянство. Управленческий труд весьма переменчив – по периодам, непредсказуемости, продолжительности. Много времени тратится на улаживание конфликтов, проблем, составлению отчетов, разъяснению заданий, контактам с общественностью.

Выполняя межличностные, информационные, организационные роли, менеджер выступает в разных качествах: официального главы, лидера трудового коллектива, связующего звена межличностных отношений, потребителя и распространителя информации, инициатора и координатора действий. (51)

Управлять коллективом – непростая задача. Библиотечный коллектив является разновидностью социальной группы и характеризуется совместной общественно необходимой деятельностью, разделением функций между членами коллектива, обменом информацией, наличием межличностных отношений профессионального, коммуникативного, личностного характера. Каждый библиотечный коллектив имеет свою структуру, свои специфические признаки формирования, развития.

Поэтому важно максимально рационально исползовать возможности определенного сотрудника в определенном направлении. Профессионально- квалификационное разделение труда основывается на распределении обязанностей и разграничении ответственности между работниками с учетом занимаемой должности, степень сложности поручаемых работ, необходимой для этого квалификации в целях обеспечения максимально возможного их соответствия. Один из важнейших принципов разделения труда служащих – недопущение их загрузки работами или операциями, которые могут быть выполнены менее квалифицированными работниками. Для регулирования распределения труда создаются должностные инструкции, в которых четко определяется, какие обязанности должен выполнять данный сотрудник в соответствии со своими профессиональными качествами, умениями, навыками, образованием.

Читайте так же:  Договор юридических услуг представительство в суде

Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, предполагающего и самостоятельность, и ответственность и инициативность, а с другой, самоуправление коллектива, для него руководителю необходимо мыслить и действовать творчески, умножая свои интеллектуальные за счет коллективных сил подчиненных (36).

О вопросах управления коллективом говорится в работах Н.В. Збаровской (26), Л.С. Ежовой (21), Э.Р. Сукиасяна (50), И.М. Сусловой (51), А.Н. Ванеева (12) и Н.И.

Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности

Управленческий труд в библиотеке и функции менеджера

Наша жизнь не стоит на месте. Она меняется каждый день. В современных условиях открытого демократического общества и предпринимательской деятельности в нашей стране возникла необходимость в изменении стратегии управления во всех организациях. В связи со сложившейся ситуацией необходим поиск новых подходов к управлению. Чтобы организации легко адаптировались к современной обстановке в мире, большинство руководителей в стратегии управлении организацией используют теорию и практику современного менеджмента.

Библиотека — неотъемлемая часть современного общества. Поэтому она тоже проявила активный интерес к менеджменту. У библиотеки появляется новая потребность — это потребность в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем управления современной библиотекой. Специфика решаемых задач предопределила особую роль для руководителя библиотеки. Это менеджер профессионал, обладающий специальными знаниями, навыками, умениями в области управленческой деятельности.

В настоящее время понятие «менеджер» завоевало прочные позиции в библиотечной среде. Все большее и больше библиотек пополняется молодыми энергичными менеджерами.

Чтобы руководитель мог выполнять функции центральной фигуры системы управления библиотекой, он должен соответствовать определенным требованиям. Все они фиксируются в «Тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников культуры Российской Федерации».

Эти требования специального профессионального образования для руководителей библиотек и их структурных подразделений являются очень важными, так как, к сожалению, даже среди библиотечных специалистов мало хороших руководителей. А очень многие из них считают, что для руководителя библиотеки и специальное библиотечное образование совсем необязательно.

Но это же совсем не так! Для развития навыков и умений руководителя библиотеки разрабатываются специальные программы, основанные на тщательном анализе и планировании подготовки руководящих кадров. Посредством оценки результатов деятельности библиотека должна, прежде всего, определить уровень реализации управленческих способностей в практике руководства. Затем следует установить, какие способности и навыки требуются на различных уровнях руководящих должностей.

Всё это позволяет начальству библиотеки выяснить, кто из руководителей обладает наиболее подходящей квалификацией для занятия тех или иных должностей, кто нуждается в обучении и переподготовки. В соответствии с этим разрабатывается график подготовки конкретных лиц, намечаемых к возможному продвижению по службе (резерв на выдвижение) или переводу на другие должности.

Система отбора и подготовки кадров библиотеки может включать пять этапов:

1 Этап — руководители библиотеки и сотрудники кадровых служб проводят подбор студентов из вузов культуры, наиболее способных и склонных к руководящей работе.

2 Этап — молодые специалисты проходят стажировку в библиотеке и начальный курс обучения, связанный с подробным ознакомлением её работы. На этой основе проводится первичный отбор библиотечных специалистов для зачисления в резерв выдвижения на руководящие должности.

3 Этап — работа с библиотечными руководителями низового звена и резервом на выдвижение. В число мероприятий входит обучение на курсах повышения квалификации, замещение руководителей библиотеки в качестве дублеров. После анализа результатов проводится вторичный отбор. Сотрудники, успешно прошедшие его, выдвигаются на вакантные руководящие должности.

4 Этап — работа с руководителями библиотеки среднего звена. Она строится по индивидуальным планам. Как правило, это программы обучения основным менеджмента, маркетинга, деловым взаимоотношениям, экономике, юриспруденции.

5 Этап — проводится самый сложный и тонкий процесс, где происходит назначение руководителей библиотеки на высшие посты. Одна из главных трудностей — многокритериальность выбора. Так как руководитель должен соответствовать многим качествам.

Руководитель высшего звена должен хорошо знать библиотечное дело в целом, особенности организации библиотечных процессов в конкретной библиотеке, иметь опыт работы в функциональных отделах и обладать хорошей квалификацией.

Под квалификацией библиотечного специалиста понимается его способность выполнять работу различной степени сложности. А эта способность в свою очередь складывается из знаний и умений специалиста. О знаниях и умения судят, чаще всего, по уровню образования и по опыту работы. Но фактические знания и умения могут отличаться от тех, которые зарегистрированы в документах. Умения же зависят от деловых и личностных качеств руководителя, некоторых черт его характера. Поэтому квалификация не является однажды измеренным уровнем знаний и умений.

Существуют и квалифицированные характеристики, которые определяют требования к руководителям библиотек и их прямые обязанности. Перечень должностных обязанностей разрабатывается непосредственно в библиотеке в виде должностных инструкций. Текст этих инструкций состоит из следующих разделов:

— Условия оплаты труда;

Должностная инструкция может использоваться как самостоятельный документ или как приложение к трудовому договору.

В отличие от квалификационных характеристик, где отсутствуют требования к личным качествам руководителей, разрабатываются профессиограммы. Они отражают требования, которые необходимы для выполнения функциональных обязанностей в конкретной должности.

Профессиография — это описание профессии или специальности с точки зрения требований, предъявляемых человеку. Результатом профессиографии является профессиограмма — описание системы требований, предъявляемых к человеку определенной специальности, профессии.

Общая комплексная оценка руководителей библиотек может базироваться на оценке:

— личности (деловых и профессиональных качеств);

— качества трудовой деятельности;

— эффективности и результатов труда коллектива, то есть непосредственно управленческого воздействия руководителя.

Менеджер библиотеки требования к профессии и личности

В последнее десятилетие понятие “менеджер библиотеки”, казавшееся поначалу непривычным и надуманным, стало использоваться в профессиональной терминологии библиотечного дела гораздо чаще и уважительнее. Достаточно сказать, что все больше и больше библиотек пополняется специалистами, получившими в профильных высших учебных заведениях престижную менеджерскую квалификацию.

Время не стоит на месте. У библиотеки появляются новые задачи. Специфика их решения предназначает особую роль для руководителя библиотеки. Сегодня руководитель библиотеки — это профессионал-менеджер, достигший такого уровня мастерства, компетентности, морально-личностных качеств, который позволяет ему вносить активный вклад в развитие, как библиотеки, так и общества в целом.

Ответственность в делах, умение рисковать, принимать решение в нетрадиционных ситуациях, чувствительность к инновациям, умение управлять конфликтами, стремление к самосовершенствованию, высокая работоспособность, устойчивость к стрессам, общее позитивное отношение к жизни – это не просто перечень требований к современному менеджеру, отличающий его от руководителя прежней формации. Это продиктованная объективными условиями жизнедеятельности библиотеки и обоснованная в менеджменте совокупность качеств, позволяющая руководителю обеспечить библиотеке достойное существование и развитие.

При всей очевидности этого положения роль руководителя в системе управления, его профессиональные и личностные качества, способы их обретения являются предметом постоянных дискуссий. Часть директоров, успокоенная востребованностью и сравнительной стабильностью библиотеки, уходят от современных проблем и предпочитают традиционные формы управления. Тем самым они лишают библиотечную деятельность отличной перспективы.

Другая половина, наоборот, стремится осовременить библиотеку, поэтому хаотично внедряют те методы западного менеджмента, которые противоречат принципам библиотечного обслуживания в России, что тоже в корне неверно.

Образ менеджера как профессионала, обладающего специальными знаниями в области управления, создается и поддерживается в менеджменте всей системой обучения, разнообразнейших научных исследований, разветвленных информационных сетей, диверсифицированных деловых и консультационных услуг.

Сегодня профессионализм как основа управления признает во всех концепциях менеджмента. Более того, несмотря на существенную специфику развития и применения менеджмента в национальном масштабе, менеджер-профессионал является категорией высшего порядка, обусловливающий международный характер менеджмента. Признается, что подготовка и формирование менеджеров в разных странах очень сблизились и по существу, и по методам организации обучения, особенно в последние два десятилетия. Менеджмент как профессия становится поистине интернациональным.

В связи с актуальностью и уже необходимостью профессии менеджер, она, как было уже сказано, закрепилась и в библиотеке. Менеджер библиотеки – моя будущая профессия. Она мне интересна, и я считаю её перспективной. В связи с инновацией, которая проникла почти во все библиотеки, возникает необходимость рассмотреть следующие вопросы:

— Нужны ли определенные качества личности, для того чтобы быть менеджером библиотеки?

— Какие требования предъявляются к современному менеджеру библиотеке?

— Что же предполагает работа менеджера?

Цель моей дипломной работы – постараться ответить на все эти вопросы и раскрыть профессиональные качества и характеристики, которые необходимы менеджеру библиотеки.

Менеджер библиотеки требования к профессии и личности

Актуальность исследования. Сегодня перед библиотеками России стоит много задач: это и качественное и доступное обслуживание читателей, выживание в непростых условиях рынка, применение новых методов и форм работы. И все эти задачи невозможно решить без решения проблем управления библиотекой. Управление библиотекой предполагает эффективное и планомерное использование всех технических, экономических, организационных, технологических и социальных возможностей для достижения целей деятельности библиотеки. Сложные условия современного мира, приводит к возрастанию роли управления. Действия руководителя не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Мы отказываемся от командно-бюрократических принципов управления и ищем новые пути решения проблемы. Сегодня библиотека – это открытая система, которая не только научилась конкурировать с различными учреждениями образования и культуры, но и сотрудничает с ними, достигая при этом свои конкретные цели – более полное удовлетворение читательских интересов. Современная библиотека – это не только книжное хранилище и пропагандист книги, но и проводник в мире информационных ресурсов. Формируется новый имидж библиотеки и формируется новый корпус управленческих кадров. Руководители с одной стороны должны решать задачи сохранения традиций, а с другой — обеспечивать высокий уровень обслуживания , разнообразие этих услуг, знание читательских потребностей и их удовлетворение в современных рамках управленческих моделей. А это невозможно без данных моделей, разработанных менеджментом. Объект исследования: управленческая деятельность менеджера. Предмет исследования: требования, предъявляемые к профессии и личности библиотечного менеджера. Цель работы: выявление проблем управления библиотекой и определение путей их решения. Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач: 1) проанализировать состояние и основные направления управления библиотечным персоналом в наше время 2) определить сущность и значение руководителя в новых условиях; 3) изучить опыт работы в управлении библиотек на примере библиотеки г. Братска, Иркутской области; 4) разработать практические рекомендации по совершенствованию управления. Методы, применяемые к решению данных задач: • анкетирование руководящего состава библиотек; • анкетирование сотрудников библиотек; •изучение и обобщение опыта работы в России; • изучение работ российских библиотековедов по данному вопросу. Базой выявления источников явились документы, каталоги и картотеки библиотек г. Братска, Иркутской области. В курсовой работе использовались также материалы из специальных периодических изданий: «Научно-технические библиотеки», «Библиотековедение», «Библиотека», «Библиополе», «Вестник ДВГНБ», «Управление персоналом». В специальной литературе уделяется внимание положению, в котором приходится работать современным руководителям и библиотекам. Публикуется много работ, учебно-практических пособий по управлению библиотекой таких авторов, как: Джерелиевская И.К., Жданько Н.В., Фенелонов Е.А., Ванеев А.Н. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав теоретического и практического характера, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Читайте так же:  Орион 100 к возврат

В результате исследования можно сделать выводы, что «успешная библиотечная карьера зависит от трех вещей – характера, специальных знаний и опыта». Эти слова принадлежат знаменитому американскому библиотекарю Мелвилю Дьюи. И поэтому библиотечный менеджер в наше время полностью должен подходить под данный критерий. Руководитель может поддерживать сложившиеся в организации ценности профессиональной деятельности (принципы функционирования) или способствовать их изменению. Его личностные качества, его поведение не должно пугать работников. Руководитель должен располагать к открытости, с уважением относиться к сотрудникам и способствовать их профессиональному росту. Библиотечное дело, как и любая другая система, столкнулась с кризисом систем управления, который выражается в разрыве классической теории с реальной практикой. Поэтому в рамках концепции библиотечного менеджмента разработаны принципы стратегического управления, позволяющего библиотеке справляться с проблемами, реагировать на изменения во внешней среде, достигать своих целей в долгосрочной перспективе. Пришла новая парадигма управления, ориентированная на предвидение изменений, гибкость, экстренность управленческих решений на основе инициативы, творчества В наше время экономических и социальных изменений во многом от руководителя зависит, будет ли библиотека успешно выживать среди огромной конкуренции на рынке предоставления информационных услуг. От его позитивного мышления зависит, насколько успешно будут происходить инновационные процессы в библиотеке. На основе проведенного исследования выявлено, что успешная деятельность руководителя – это творческий процесс, где важны не только знания общих основ теории управления, специальные знания, но и социально-психологические качества руководителя, помогающие более эффективно управлять библиотекой. Талант руководителя заключается в сочетании своих способностей, приоритетными из которых являются дар общения, умение создавать условия для раскрытия потенциала работников библиотеки. Подводя итог, можно сказать, что менеджер – «это яркая личность, с четко определенным кругом задач, носитель инновационного типа организационной культуры, способный позитивно мыслить и управлять, настроенный на достижение результата и знающий, как это сделать. (клюев) В рамках данной курсовой работы было проведено исследование, которое позволило выявить следующие закономерности современного библиотечного руководителя: • это человек, облеченный властью, руководящий определенным количеством людей; • это лидер, ведущий за собой коллектив, используя при этом свой профессионализм; • это дипломат, который устанавливает контакты с различными организациями, сообществами, предприятиями; • это педагог, обладающими высокими нравственными качествами, умеющий преодолевать конфликты; • это инноватор, умеющий внедрить в производство новые методы и технологии; • это человек, умеющий с пользой организовать свое рабочее время; • это человек, обладающий высокими знаниями, способностями, уровнем культуры, решительностью, рассудительностью, быть образцом для окружающих его людей. На основе данных исследования курсовой работы, руководителю конкретной библиотеки даны практические рекомендации по организации своей управленческой деятельности. Для обеспечения скоординированной деятельности библиотекой нужны компетентные, умные профессионалы, настойчивые и смелые руководители. Они мыслят глобально, действуют в соответствии со спецификой работы, ориентируются на международные стандарты эффективного управления.

1. Авраева, Ю. Как стать хорошим руководителем. / Ю. Авраева // Библиотека. – 2001. — № 7. – С. 8 – 10. 2. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря. / Г.А Алтухова. – М.: МГУКИ, 2002. – 104 с. 3. Андреева, Н. Е. Персонал-стратегия. Эффективное кадровое планирование в библиотеке. / Н. Е. Андреева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. — № 4. – С. 70 – 89. 4. Басовский, Л.Е. Маркетинг: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 219 с. – (Серия «Высшее образование»). 5. Библиотеки России на пороге XXI века: цифры и факты: сб. статист. И аналитич. материалов о состоянии библиотечной сферы. – М.: Либерея, 2002. – 224 с. 6. Библиотечный коллектив: формирование и управление: учеб. Пособие / Сост. А.Н. Ванеев, Н.И. Мошкина и др. – СПб, 1996. – 58 с. 7. Ванеев, А.Н. Проблемы управления в библиотеках / А.Н. Ванеев. – Проблемы управления в библиотеках // Библиотека. – 2006. — № 6. – С. 24 – 28. 8. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский. – М.: Гардарика, 2003. – 416 с. 9. Гениева, Е.Ю. Что значит быть хорошим менеджером или теория геоцентрических кругов / Е.Ю. Гениева // Библиотека. – 1995. — № 9. – С. 16 – 19. 10. Жданько, Н.В. Информационная культура библиотечного менеджера / Н.В. Жданько // Науч. и техн. б-ки. – 2003. — № 12. – С.3 – 11. 11. Качанова, Е.Ю. Особенности подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности в ХГИИК: оценка современной ситуации // Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства ДВ. – Хабаровск: ХГИИК, 2006. – С. 67 – 74. 12. Качанова, Е.Ю. Руководитель библиотеки и библиотечный менеджер: изменение слов или представлений / Е.Ю. Качанова Непрерывное библиотечное образование. – 2001. — № 3-4. – С. 35 – 48. 13. Толканюк, Н.А. Инновационные процессы в библиотечном деле. Теория и методика: автореф. дис. / Н.А. Толканюк. – М.: МГУК, 2009. – 16 с. 14. Управление библиотекой: учеб. пособ. – СПб.: Профессия, 2002. – 302 с. – (Библиотека). 15. Управление персоналом в современных условиях: учеб. пособ. / Под ред. А.К. Казанцева. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 199 – 214.

Еще статьи:

  • Знание адвоката Путь адвоката – с чего он начинается? 31 мая адвокатское сообщество отмечает свой профессиональный праздник – День российской адвокатуры (резолюция № 4 Второго Всероссийского съезда адвокатов от 8 апреля 2005 г.). Именно в этот день 15 лет назад был принят Федеральный закон от 31 мая […]
  • Учебные пособия по землеустройству Регион РФ: Алтайский край Год публикации: 2007 Библиографическая ссылка:: Татаринцев Л.М. Основы рационального природопользования: основы землеустройства: учебное пособие; в 3 ч. / Л.М. Татаринцев. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. - Ч. II. 111 с. Для того, чтобы оценить ресурс, […]
  • Приказ о перегрузе грузовых машин Постановление Правительства РФ от 9 января 2014 г. № 12 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить […]
  • Приказ 950 2005 Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950"Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного […]
  • Срок исковой давности неустойка каско Истечении срока исковой давности по каско Из представленных материалов следует, что исковое заявление о взыскании страхового возмещения было подписано представителем истца Истца 4 августа 2011 года, а подано в Замоскворецкий районный суд г. Москвы 4 октября 2011 г., то есть уже по […]
  • 122 приказ фскн 122 приказ фскн 1. Внести в Типовое положение о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации, утвержденное […]