Методические пособия для детей с нарушением зрения

Оглавление:

Методическое пособие «Развитие осязательной чувствительности у детей с нарушением зрения»

В библиотечном фонде Центра медицинской профилактики появилось новое методическое пособие «Развитие осязательной чувствительности у детей с нарушением зрения»

В методическом пособии представлен опыт работы учителей-дефектологов Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида № 33» города Юрга, Кемеровской области.

Сборник раскрывает вопросы развития осязательной чувствительности у детей с нарушениями зрения. В нем представлены направления и методика работы по данной теме, приведены поэтапные алгоритмы осязательного обследования предметов, даны подробные конспекты по ознакомлению детей с различными материалами, их свойствами и качествами, рекомендации по оснащению предметно-развивающей среды.

Материал адресован учителям, логопедам, воспитателям, родителям, воспитывающим и обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие осязательной чувствительности у детей с нарушением зрения: из опыта работы Специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада IV вида № 33 (г. Юрга): методическое пособие / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Отд. орг. обслуживания инвалидов по зрению; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2013. – 40 с.; 21 см. – (В помощь реабилитологу).

Учебно-методическое пособие по теме:
Учебно-методическое пособие «Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит дидактические игры и упражнения, направленные на развитие цветовосприятия у младших дошкольников с нарушением зрения. Данное пособие предназначено для учителей — дефектологов, воспитателей, работающих с детьми с нарушениями зрения, а так же может быть использовано и родителями.

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13

компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

«Коррекционные дидактические игры и упражнения

на развитие цветовосприятия

у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

I квалификационной категории

Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия

у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

«Найди игрушку красного цвета».

Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов красного цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Формирование обобщающего понятия «цвет», введение этого понятия в описательную речь детей.

На столе педагога игрушки четырёх цветов спектра (красного, синего, жёлтого, зелёного). Одновременно каждый ребёнок получает по одной игрушке красного цвета. По заданию педагога дети подходят к столу и находят вторую игрушку красного цвета, называют игрушки и их цвет.

«Выложи по образцу»

Обучение выделению цвета, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, функционального назначения).

Педагог показывает детям карточки, на которых даны силуэтные изображения предметов красного цвета, предлагает выложить так же на индивидуальных фланелеграфах, выбрав из набора разноцветных силуэтов.

Упражнение в соотнесении объектов красного цвета. Упражнение в локализации красного цвета из

У педагога на столе 4 пары кубиков красного, жёлтого, синего, зелёного цветов. Педагог предлагает построить красивые одноцветные башенки, показывает, как это делать. Момент постройки обыгрывает: берёт сначала свой красный кубик, ставит на жёлтый и тут же выражает недовольство, переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем просит детей сделать то же самое. При необходимости оказывает помощь детям.

Упражнение в соотнесении объектов красного цвета. Упражнение в локализации красного цвета из

Педагог обращает внимание детей на кубики четырёх цветов спектра, расположенные на столе. Затем предлагает помочь зайчику, который приехал на грузовике, найти красные кубики. Дети кладут красные кубики в грузовик, называют их цвет.

«Найди цветок для бабочки»

Упражнение в различении цветов, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.

На фланелеграфе цветы и бабочки четырёх цветов спектра. Педагог предлагает спрятать бабочек на цветках так, чтобы их не было видно. Дети вместе с педагогом рассматривают цветки и бабочек, отмечают, что их цвет должен совпадать. Затем достают из конвертов бабочки и цветки и выполняют задание самостоятельно, В конце дети называют цвет бабочек и цветков.

При затруднении педагог сам подводит итог; »Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок, она спряталась, её не видно» и т. д.

Обучение выделению объектов красного цвета из ряда цветовых объектов малой насыщенности и высокой светлоты. Обучение соотнесению трёх оттенков красного цвета.

Дети рассматривают карточки с изображением вазы с цветами трёх оттенков красного цвета. Педагог обращает внимание на цвет и взаимное расположение цветков. Затем предлагает составить такой же букет на других карточках, приложив цветки к стебелькам, соблюдая порядок расположения цветков как на образце.

Обучение зрительному способу узнавания, выделения объектов жёлтого цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Упражнение в локализации объектов жёлтого цвета.

Педагог вносит кукол в жёлтых платьях, рассказывает, что куклы хотят украсить волосы жёлтыми бантами. Достаёт банты красного, синего, жёлтого, зелёного цветов и раскладывает их на столе. Дети по очереди подходят к столу, находят жёлтые банты, называют их цвет и наряжают кукол.

«Помоги Незнайке собрать букет»

Обучение зрительному способу узнавания, выделения объектов жёлтого цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Упражнение в локализации объектов жёлтого цвета.

Педагог показывает детям куклу Незнайку с большим букетом цветов красного, синего, жёлтого, зелёного цветов и предлагает составить букет только из жёлтых цветов. Дети по очереди выбирают из большого букета желтые цветы. Педагог обращает внимание на то, что у всех теперь букеты с цветами жёлтого цвета. Незнайка предлагает подарить букеты куклам в жёлтых платьях.

Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей. Развитие способности пользоваться образцом, сопоставлять с ним свою работу, находить ошибки.

Дети рассматривают образец башенки, анализируют величину, цвет, расположение составных частей. Затем выкладывают такую же, сверяют свою работу с образцом, называют цвет башенки.

«Прицепи к паровозику жёлтые вагончики»

Обучение зрительному способу узнавания, выделения объектов жёлтого цвета из ряда цветовых объектов малой насыщенности и высокой светлоты.

Дети рассматривают паровозик и вагончики, называют их цвет. Педагог предлагает прицепить к паровозику только жёлтые вагончики. Дети по очереди выполняют задание, отмечают, что и паровоз, и вагончики жёлтого цвета.

«Привяжи ленточки к шарикам».

Упражнение в подборе одинаковых цветов путём зрительного соотнесения с последующей проверкой, закрепление названий цветов.

Педагог вносит воздушные шары и ленточки красного, синего, жёлтого, зелёного цветов. Предлагает привязать к каждому шару ленточку такого же цвета. Дети получают шары, подбирают ленточку, а педагог помогает привязать их к шарам. Дети называю цвет своих шаров и ленточек.

Обучение соотнесению трёх оттенков красного и двух оттенков жёлтого цвета.

Дети рассматривают картинку, выполненную из деталей трёх оттенков красного и двух оттенков жёлтого цвета. Педагог обращает внимание на цвет и взаимное расположение деталей, предлагает составить такую же картинку, наложив силуэтные изображения на контурные.

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету.

На столе педагога макеты деревьев, на которых развешены силуэтные изображения яблок красного и жёлтого цветов. Педагог предлагает детям собрать жёлтые яблоки в одну корзину, а красные в другую. Дети по очереди выполняют задание» аргументируют свой ответ.

«Спрячь мышку от кошки»

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету.

На столе разложены 3-4 домика разных цветов и на некотором расстоянии вперемешку двери к ним. Появляется мышка. Она просит спрятать её от кошки. Педагог прячет мышку в один из домиков, предлагает найти дверь такого же цвета. Дети выполняют задание, выбирая дверь нужного цвета из предложенных. Игра повторяется несколько раз.

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету. Упражнение в соотнесении трёх оттенков красного и трёх оттенков жёлтого цветов.

Дети рассматривают узор, состоящий из половинок звёздочек трёх оттенков красного цвета и трёх оттенков жёлтого цвета. Педагог обращает внимание на цвет и взаимное расположение деталей, просит подобрать вторую половинку звёздочки такого же оттенка.

«Помоги кукле выбрать конфеты е синих обёртках»

Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов синего цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности.

На столе педагога конфеты в разноцветных обёртках. Педагог вносит куклу и говорит, что она пришла в магазин купить конфеты в синих обёртках, просит детей ей помочь. Дети подходят к столу и накладывают конфеты в вазу. Кукла благодарит детей и угощает их конфетами.

Обучение идентификации цвета.

У детей силуэтные изображения чашек и блюдец красного, синего, желтого, зелёного цветов. Педагог просит разложить на фланелеграфах блюдца, а затем подобрать к ним чашки таких же цветов. После выполнения задания отмечается точность идентификации цветов.

Формирование представлений о разных оттенках цвета по светлоте, их словесном обозначении; «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее».

Перед детьми две банки с водой. Педагог сообщает, что дети будут получать синюю воду разных оттенков. Затем показывает способ окраски воды. Берёт синюю краску, обращает внимание на то, что макать кисть нужно до половины, растворяет краску в воде, говорит, что получилась светло-синяя водичка. Затем обмакивает кисть полностью в краску, промывает, ещё раз набирает краску и снова промывает в той же баночке. Сообщает, что получилась тоже синяя вода, но уже тёмная. Педагог предлагает детям окрасить воду, последовательно диктует порядок действий. После выполнения задания светло-синяя вода сливается в одну большую банку, а тёмно-синяя в другую. Дети определяют, в какой банке вода светлее, в какой темнее.

Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов синего цвета по представленному образцу из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности, а также малой насыщенности высокой светлоты.

Педагог предлагает рассмотреть образцы, на которых изображены чайники. На одном чайнике рисунок из тёмно-синих кругов, а на другом — из светло-синих. Дети называют цвет и оттенки кругов. Затем педагог показывает ещё два чайника без рисунка, просит их украсить так же, выбрав из набора разноцветных кругов сначала темно-синие, а затем светло-синие круги, соотнося с предложенным образцом. После выполнения задания работы анализируются.

Упражнение в ранжировании объектов красного и синего цветов в ритмически заданной последовательности.

Педагог раздает карточки с изображением цепочки, состоящей из бусинок, следующих друг за другом в ритмической последовательности: красная, синяя, красная, синяя. Предлагает продолжить цепочку, соблюдая заданный ритм.

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету.

Педагог вносит кукол в рубашках и юбочках, рассказывает детям, что куклы хотят красиво одеться, так, чтобы у них всё было одним цветом — юбочка, кофта и бант в волосах. Но сами они не могут это сделать и просят помочь детей. Достает кофточки и ленты, раскладывает их на столе вперемешку. Дети подходят к столу и одевают кукол. В конце педагог подводит итог: «Куклы одеты красиво. У одной всё: и кофта, и юбочка, и бант красное, у другой — синее, у третьей — зелёное, а у этой — жёлтое».

Упражнение в выборе цвета по образцу, действию по цветовому сигналу.

Читайте так же:  Как правильно подать заявление на развод в суд

Педагог раздаёт детям флажки — по одному каждому ребёнку. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару — ребёнка, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, В ходе игры педагог поочерёдно меняет флажки. Дети должны найти новые пары, ориентируясь на цвет флажка.

Упражнение в нахождении цвета в классификационном ряду. Развитие внимания.

У детей карточки с контурным изображением цепочки, состоящей из кругов и овалов, расположенных в определённом ритме. Педагог предлагает одинаковые по форме бусинки раскрасить одним и тем же цветом.

«Подберем совочек к ведерку».

Упражнение в соотнесении двух оттенков красного, двух оттенков синего, двух оттенков жёлтого цветов, в выборе цвета по образцу, действии по звуковому сигналу.

На столе педагога ведёрки красного, синего, жёлтого цветов двух оттенков. Педагог предлагает подобрать к каждому ведёрку совочек такого же цветового оттенка. Дети по очереди берут совочки из коробки и находят ведёрко такого же цвета. При правильном выполнении задания совочки помещают в ведёрки.

«Найди своё место».

Упражнение в выборе цвета по образцу, действии по звуковому сигналу.

Дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Педагог раздает им карточки, и они под бубен разбегаются по комнате. Педагог раскладывает на стульях другой комплект таких же цветовых карточек. По сигналу дети подбегают к тем стульям, на которых карточки такие же, как у них. Педагог проверяет правильность выбора.

«Найди предмет нужного цвета».

Развитие способности различать в знакомых предметах большого пространства красный, синий, жёлтый цвета. Развитие зрительного внимания с опорой на представления о цвете.

Педагог предлагает детям найти в групповой комнате и назвать предметы сначала красного, затем синего и жёлтого цветов. Педагог поощряет детей, назвавших большее количество предметов.

«Помоги Мальвине собрать бусы».

Упражнение в соотнесении трёх оттенков красного, двух оттенков синего, двух оттенков желтого цветов.

На фланелеграфе изображение куклы Мальвины. Педагог говорит детям, что у Мальвины рассыпались бусы, нужно помочь их собрать. Затем раздаёт карточки с изображением бус, одна часть которых выполнена в цвете, а другая в контуре. Педагог предлагает заполнить контурное изображение цветными силуэтами, соблюдая предложенный цветовой порядок.

«Найди предметы такого же цвета».

Закрепление навыка классификации с опорой на цвет.

У детей карточки с изображением красного, синего, жёлтого цветов. Определив, какого цвета изображение, дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат блоки Дьенеша таких же цветов. Педагог предлагает детям, у которых карточки с изображениями красного цвета, выбрать все красные фигуры, с изображениями синего цвета — все синие и т.д. Затем дети совместно строят из разноцветных блоков «паровозик», называют цвета отдельных «вагончиков».

Упражнение в локализации объектов красного, синего, жёлтого цветов среди массы разноцветных предметов.

На столе у педагога ёлка и разноцветные игрушки. Педагог предлагает взять по одной красной игрушке и повесить её на ёлку. Дети выбирают игрушки, называют их цвет. Аналогичная работа проводится с синими и жёлтыми игрушками.

«Шары для клоуна».

Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов зелёного цвета по наличному образцу из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности.

На фланелеграфе изображение клоуна, жонглирующего зелёными шарами. Педагог обращает внимание детей на цвет шаров. Затем раздаёт карточки с изображением клоуна и набор силуэтных изображений шаров красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Предлагает выбрать зелёные шары и выложить их, как на фланелеграфе. Выполнив задание, дети называют цвет шаров.

«Составь ряд из зелёных предметов».

Упражнение в составлении ряда из аналогичных по цвету предметов.

У педагога на столе предметы красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Педагог просит детей найти зелёные предметы и выложить их в ряд. Дети по очереди выполняют задание. Затем работы анализируются.

«Помоги лягушке подобрать шляпу»

Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов зелёного цвета по наличному образцу из ряда цветовых объектов малой светлоты и высокой насыщенности.

У детей на фланелеграфах изображение лягушки. Педагог обращает внимание на её цвет. Раздаёт детям набор силуэтных изображений шляп красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Предлагает подобрать для лягушки шляпу такого же цвета, как она сама. Дети самостоятельно выполняют задание, обосновывают свой выбор.

Формирование умения получать три оттенка зелёного цвета, используя способ окраски воды, и называть их: «тёмный», «светлее», «самый светлый».

Педагог сообщает детям о том, что сегодня они будут получать воду зелёного цвета разных оттенков. Берёт три одинаковые баночки, наполненные водой. Набирает на кисточку зелёную краску и опускает в воду. Вода приобретает зелёный цвет. Дети называют этот цвет. Затем педагог набирает на кисточку чуть больше краски, чем в первый раз, опускает её в другую баночку. Вода окрашивается в более тёмный зелёный цвет. Дети отмечают разницу в оттенках цвета, называют оттенок. Педагог, набрав на кисточку ещё больше краски, получает более тёмный оттенок. Дети называют его тёмно-зелёным.

Поставив баночки рядом, педагог подчёркивает, что из одной краски можно получить три разных оттенка. Педагог предлагает детям окрасить воду, последовательно диктует порядок действия, следит за правильностью выполнения задания. После окончания работы дети называют оттенки полученной воды.

«Найди яблоку своё место».

Упражнение в соотнесении трёх оттенков зелёного цвета.

У детей карточки с контурным изображением яблок трёх оттенков зелёного цвета. Педагог раздаёт силуэтные изображения яблок таких же оттенков, предлагает наложить их на контурные изображения, соотнося оттенки.

Упражнение в соотнесении трёх оттенков зелёного цвета, выделение оттенков с отвлечением от других признаков.

На столе предметы зелёного цвета трёх оттенков. Педагог акцентирует внимание на различии в оттенках. Просит найти предметы тёмно-зелёного цвета и построить их е ряд. Дети выполняют задание. Затем аналогичная работа проводится с предметами других оттенков.

Упражнение в соотнесении трёх оттенков красного и зелёного цветов.

Педагог раздает детям образцы узора «Калейдоскоп», предлагает рассмотреть, выясняет, что узор состоит из фигур трёх форм трёх оттенков красного и трёх оттенков зелёного цветов. Затем обращает внимание на взаимное расположение фигур, предлагает детям расположить свои фигуры так же, как в узоре-образце. Педагог обращает внимание на допущенные ошибки, помогает их исправить.

«Подарим куклам бусы».

Обучение ранжированию объектов красного и зелёного цветов в ритмически заданной последовательности с использованием образца.

Педагог показывает детям бусы из восьми крупных бусин, чередующихся по цвету (красная, зелёная, красная, зелёная). При рассматривании помогает детям определить, что бусы состоят из бусин двух цветов, которые ритмично чередуются. Затем достаёт куклу и надевает на неё бусы. Педагог раздаёт детям игрушки и предлагает сделать такие же бусы и подарить их куклам, зверятам. Каждый ребёнок получает бусинки двух цветов, леску или проволоку. Педагог ещё раз просит рассмотреть готовые бусы и сделать точно такие же. Дети выполняют задание. Педагог по необходимости помогает им, сопоставляет с образцом. Когда бусы нанизаны, дети надевают их на кукол.

«Какая фигура лишняя?».

Развитие способности устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми изображениями предметов и на этой основе делать необходимое обобщение.

На фланелеграфе изображения четырёх красных и одной зелёной фигуры. Педагог просит назвать лишнюю фигуру. Дети аргументируют свой выбор. Затем педагог меняет изображения на фланелеграфе, выкладывает три зелёные и одну красную фигуры, просит детей среди этих фигур назвать лишнюю.

«Подбери к шапочкам шарфики»

Упражнение в выборе цветовых объектов по представленному образцу.

На фланелеграфе силуэтные изображения шапочек красного и зелёного цветов трёх оттенков. Педагог предлагает детям подобрать к каждой шапочке шарфик такого же цвета и оттенка. Дети по очереди выходят к фланелеграфу. После выполнения задания отмечается точность идентификации оттенков.

«Найди машинке гараж»

Закрепление представлений о цвете в большом пространстве.

Педагог надевает детям эмблемы машин красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Каждый ребёнок получает руль такого же цвета. Педагог предлагает найти машинам гаражи идентичных цветов. По сигналу дети разбегаются по групповой комнате, затем по другому сигналу педагога останавливаются и ищут свой «гараж» — карточку с изображением гаража. Педагог проверяет правильность выбора.

Упражнение в соотнесении оттенков красного и зелёного цветов.

Педагог предлагает детям рассмотреть карточку с изображением чашек с «отколотыми» кусочками красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, просит подобрать каждой чашке кусочек такого же цвета. Дети самостоятельно выполняют задание, при затруднении педагог оказывает помощь.

Упражнение в составлении рядов из аналогичных по цвету предметов, в нахождении идентичного предмета по нескольким признакам цвета.

На столе педагога предметы красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Педагог предлагает найти предметы зелёного цвета и выложить их в ряд. Затем аналогичная работа проводится с предметами других цветов. Дети по очереди выполняют задание, называют предметы и их цвет,

«Найди такого же клоуна».

Упражнение в соотнесении трёх оттенков красного, синего, зелёного цветов, в нахождении идентичного предмета по нескольким признакам цвета.

У детей изображение клоуна. Педагог предлагает найти такого же клоуна из расположенных ниже и приложить к нему фишку. При затруднении педагог анализирует цвет одежды клоуна на образце.

Закрепление знаний об основных цветах и зелёном цвете, упражнение в назывании их точным словом.

У детей лото. Педагог поднимает по одной маленькой карточке и спрашивает: «У кого такая?». Всем» правильно опознавшим цвет, раздаёт маленькие карточки. Дети накрывают ими соответствующие по цвету квадраты. Тому, кто неверно опознал цвет, также даёт маленькую карточку, и ребёнок путём непосредственного соотнесения (приложения) проверяет результат. В конце педагог обобщает результат игры.

Развитие внимания, памяти с опорой на представления о цвете.

На фланелеграфе предметные изображения красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Педагог предлагает детям назвать предметы и их цвет, затем просит закрыть глаза. В этот момент заменяет цвет двух предметов. По сигналу педагога дети открывают глаза и находят изменения.

«Соедини одинаковые по цвету предметы»

Закрепление представлений о цвете в малом пространстве, развитие мелкой моторики.

У детей карточки с изображением предметов красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, расположенные в столбики слева и справа. Педагог предлагает соединить одинаковые по цвету предметы, используя фломастеры таких же цветов.

Обучение зрительному способу узнавания, выделения и называния ахроматических цветов.

На фланелеграфе круги красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Педагог предлагает назвать цвет кругов. Затем выкладывает белый и чёрный круги и просит назвать их цвет. При затруднении называет цвет сам. Дети вспоминают, что бывает белого и чёрного цветов.

Упражнение в составлении рядов из аналогичных по цвету предметов.

На столе у педагога кубики чёрного и белого цветов, расположенные в определённой последовательности (чёрный, белый, белый, чёрный, белый, белый). Педагог предлагает детям построить такой же «заборчик», соблюдая заданный ритм. Дети самостоятельно выполняют задание. Педагог следит за правильностью выполнения.

«Кто больше увидит?».

Обучение осуществлению выбора цвета по образцу, нахождению данного цвета в окружающей обстановке.

В групповой комнате заранее подготовлены предметы, имеющие в своей окраске белый и чёрный цвета. Педагог просит детей найти эти цвета в предметах. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше набрал фишек и ни разу не ошибся.

«Помоги котятам добраться до дома».

Упражнение в классификации предметов по цвету, в нахождении таких же оттенков в классификационных рядах.

На фланелеграфе изображения двух домиков. Рядом с одним домиком педагог выкладывает изображение белой кошки, рядом с другим — чёрной

От каждого домика тянется дорожка. Педагог предлагает расставить чёрных и белых котят на дорожки, ведущие к их домикам, соотнося цвет кошек и котят.

Дети по очереди выполняют задание. Педагог контролирует действия

Упражнение в нахождении предметов по образцу.

У детей карточки с силуэтн ым изображением рукавичек одного цвета трех оттенков, (красного, синего, жёлтого, зелёного цветов), расположенных в ряд от темного до светлого. Педагог предлагает найти пару каждой рукавичке, выбрав нужные из набора. После выполнения задания работы детей анализируются.

Читайте так же:  Заявление для согласования наименования

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад — начальная школа) / [Авт. прогр.: Бельмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З. и др.; Под ред. Л.И.Плаксиной]

2.Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением. //2001, Тольятти

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6-ти лет // М.: Просвещение, 1988 г, 144 стр.

3. Колесникова Е. Нарисуем желтый круг: [Развитие сенсор. навыков у дошкольников с наруш. зрением] // Обруч.- 1997.- N 4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь воспитателю, работающему в коррекционной школе VIII вида. Представлены игры и упражнения на развитие внимания.

В консультации для родителей предложены игры, задания, упражнения на развитие разных видов внимания, которые можно предложить ребенку в домашних условиях.

В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Дети, имеющие нарушения слуха, имеют более низкий социометрический статус в сравнении с детьми, имеющими сохранный слух. В связи с этим учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, с.

В помощь воспитателям.

Рабочая программа «Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями&raquo.

Методические пособия и игры коррекционной работы с детьми с нарушением зрения

Ссылка на экспорт

  • 428005, г. Чебоксары,
    ул. Гражданская,
    Дом 75
  • Телефон: 8-800-775-0902
  • +7 (8352) 222-490
  • [email protected]
  • interactive-plus

Присоединяйтесь

Содержимое данной страницы доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 International

Форма подписки

Подпишитесь на нашу рассылку и станьте одним из первых, кто будет в курсе всех новостей!

На вашу почту выслана инструкция для подтверждения учетной записи.

Благодарим за интерес, проявленный к нашей компании!

Методическое пособие «Психолого-педагогическое сопровождение детей 6-7 лет с нарушениями зрения в группах комбинированной и общеразвивающей направленности (Образовательная область «Физическое развитие», 2017

Авторы: Сергеева Л.В., Лапшина Т.В,, Епимахова Т.А., Иванова О.Н., Сапронова О.П., Фомина О.В.

Год выпуска: 2017

Выходные данные пособия:Тольятти: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017.- 84 с.

Аннотация: Методическое пособие раскрывает специфику проблемы повышения двигательной активности детей 6-7 лет с нарушениями зрения в группах комбинированной и общеразвивающей направленности. Пособие поможет педагогам детского сада организовать работу с детьми со зрительной патологией в реализации задач образовательной области «Физическое развитие». В пособии дана характеристика особенностей физического развития детей с нарушением зрения, предлагается модель двигательного режима, раскрываются основные формы двигательной активности детей со зрительной патологией, содержатся конкретные рекомендации по созданию коррекционной, развивающей предметно-пространственной среды.. Методические рекомендации адресованы педагогам и инструкторам по физическому развитию дошкольных образовательных учреждений, работающими с детьми с нарушением зрения, родителям, студентам педагогических колледжей и ВУЗов. В данном пособии обобщен опыт работы педагогического коллектива детского сада №173 «Василёк» АНО ДО «Планета детства «Лада».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «ЦВЕТИК — СЕМИЦВЕТИК»

Столичный учебный центр
г. Москва

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Познание ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущения и восприятия.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения частей. Поэтому важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. Эти задачи могут решить сенсорные книги. Такие книги мало используются в детских садах, им придают мало значения, особенно для детей с нарушением зрения. Данные книги формируют сенсорное восприятие и сенсорную чувствительность у дошкольников с нарушением зрения, так же подходит и для детей с нормой зрения.

Цель: Развитие зрительных функций.

— Развивать умения зрительно соотносить предметы по цвету, развивать цветоразличения;

— развивать умения зрительно соотносить части узоров;

— закреплять умения зрительно соотносить форму предмета с эталоном;

— развивать навыки ориентировки на плоскости при помощи понятий «далеко-близко»;

— развивать зрительно-моторную координацию;

— развивать зрительную ориентировку при восприятии цвета.

Основная идея методической разработки состоит в том, что с помощью сенсорной книги развивать у детей с нарушением зрения как и все зрительные функции, так и делать акцент на определенной нарушенной функции глаза. В данную книгу входят восемь страниц с различными заданиями на развитие тех или иных зрительных анализаторов. Работа проводиться с ребенком на индивидуальном уровне. Дидактические задачи на каждой «сенсорной страничке», решаются в ходе обучающих игр, что придает играм целенаправленный, дидактический характер. Идея актуальна и помогает расширять кругозор ребенка с нарушением зрения, создает условия для развития самостоятельной познавательной активности, которая направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок образовательной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, продуктивной, коммуникативной и экспериментально-поисковой деятельности.

В данную книгу входят восемь страниц с различными заданиями на развитие зрительных функций.

Цель: Снятие зрительного напряжения.

Ход: Ребенок прослеживает заданную траекторию одними глазами, не поворачивая головы.

2 стр. «На полянке»

Цель: Развитие умения зрительно соотносить предметы по цвету, развитие цветоразличения.

Ход: Необходимо к пуговице определенного цвета пристегнуть фигурку такого же цвета.

3 стр. «Каждому предмету свой цвет»

Цель: Развитие умения зрительно соотносить предметы по цвету, развитие цветоразличения.

Ход: Нужно разложить карточки с изображениями предмета по цвету, совпадающему с цветом кармана.

4 стр. «Подбери узор»

Цель: Развитие умения зрительно соотносить части узоров.

Ход: Необходимо найти соответствующие заплатки к платочкам.

5 стр. «Найди форму предмета»

Цель: Закрепление умения зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Ход: Нужно разложить карточки с изображениями предметов геометрической формы, совпадающей с геометрической фигурой на карманах.

Цель: развитие навыков ориентировки на плоскости при помощи понятий «далеко-близко».

Ход: Варианты заданий: найди кому принадлежит самый дальний дом, самый близкий, дальше красного, ближе синего дом, как находиться зеленый дом по отношению с красным, с синим?

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Ход: Следя одними глазами, найди выход из лабиринта.

8 стр. «Повтори-ка»

Цель: Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета.

Ход: Необходимо закрутить цветные пробки опираясь на схемы. Можно выполнять и по словесной инструкции, а так же по своему желанию.

Новизна заключается в использовании в детском учреждении мягкой сенсорной книги с разными заданиями при работе с ребенком с нарушением зрения.

Вывод: Использование данной методической разработки в практике целенаправленно, последовательно и планомерно воздействует на формирование у ребенка с нарушением зрения чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Данной разработкой могут пользовать как воспитатели так и родители.

Методическое пособие «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения»

Столичный учебный центр
г. Москва

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД №1 ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

(Методическое пособие для педагогов и родителей)

Логопед: Боярская Наталия Валентиновна г.Актау

Движения руки всегда тесно связаны

с речью и способствуют ее развитию

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счёт. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Почему же так важны для детей игры, тренирующие мелкую моторику, движения пальцев и кистей рук? « Рука является вышедшим наружу головным мозгом,»- так утверждал И. Кант. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственное мышление, внимание, воображения, воспитывая быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Поэтому, пальчиковые игры помогают детям в развитии речи. Но прежде чем приступить к выполнению упражнений для развития мелкой моторики рук, нужно учесть четыре основных принципа проведения:

Принцип деятельности . Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.

Принцип дробления . Объем внимания детей ограничен. Поэтому ставьте перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.

Принцип нагрузки . Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.

Принцип соединения . Этот принцип обратный принципу дробления. Сочетание текста и выполнения разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта.

Принцип системности. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-3 минуты ежедневно.

Уважаемые коллеги, учителя, воспитатели и родители, чтобы ребёнку было с вами интересно, не забывайте простые правила:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Занимайтесь с удовольствием! В добрый час!

Загляните в эту книжку

Другом станет вам она,

Так занятна и умна.

Увлечёт игрой весёлой

И поможет перед школой

Руки, пальчики развить,

Чтоб отличниками быть.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик хочет спать,

Разогните большой пальчик малыша.

Этот пальчик лег в кровать,

Разогните указательный пальчик малыша.

Этот пальчик прикорнул,

Разогните средний пальчик малыша.

Этот пальчик уж уснул!

Читайте так же:  Дипломная работа на тему пособия по беременности и родам

Разогните безымянный пальчик малыша.

А последний — пятый пальчик
Шустро прыгает, как зайчик.

Потеребите мизинчик за кончик.

Мы сейчас его уложим
И уснем с тобою тоже!

Положите мизинчик рядом с другими пальчиками.

На двери висел замок.
Да никто открыть не мог.

Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите.

Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны.

Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой.

Не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга.

Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила!

Положите ручку малыша ладошкой вверх и сделайте по ней несколько круговых движений указательным пальцем.

Загните большой пальчик малыша.

Загните указательный пальчик малыша.

Загните средний пальчик малыша.

Загните безымянный пальчик малыша.

А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!»

Возьмите мизинчик малыша за кончик и потеребите немножко, приговаривая.

Стала бабушка гостей созывать,
Стала милая гостей созывать:

Возьмите руки малыша в свои и похлопайте ими в такт потешке.

«И Тимоша приходи,
И Антоша приходи,
Да и Проша приходи
И Митрошу приводи.

Положите ладонь малыша тыльной сторо-ной вверх на свою левую ладонь, а правой рукой по очереди поднимайте по одному пальчику малыша, начиная с большого за кончик вверх. После среднего поднимайте сразу и средний, и безымянный вместе (Прошу и Митрошу).

А уж Ванечка,
Моя лапочка,
Ну пожалуйста!

Дойдя до мизинца, поднимите его и потеребите за кончик несколько раз.

Стала бабушка гостей угощать,
Стала милая гостей угощать:

Снова возьмите руки малыша в свои и похлопайте ими в такт потешке.

«И Тимоше пирожок,
И Антоше пирожок,
Да и Проше пирожок,
И Митроше пирожок,

Положите ладонь малыша тыльной стороной вниз на свою левую ладонь, а большим пальцем своей правой руки по очереди мягко нажимайте на подушечки пальчиков малыша, начиная с большого.

А уж Ванечке,
Моей лапочке,
Мятный пряничек!

Дойдя до мизинца, нажмите на его кончик несколько раз.

Стала бабушка гостей провожать,
Стала милая гостей провожать:

Возьмите правую ручку малыша (или левую, если он левша) и помашите ей, словно он прощается.

«Прощевай Тимоша,
Прощевай Антоша,
Прощевай и Проша
Да и ты, Митроша.

Положите ладонь малыша тыльной стороной вниз на свою левую ладонь, а большим пальцем своей правой руки по очереди загибайте пальчики малыша к ладошке, начиная с большого.

А уж Ванечка,
Моя лапушка,
Посиди еще вместе с бабушкой.

Дойдя до мизинца, погладьте его от ладони к кончику несколько раз.

Птички-невелички
По небу летели

Скрестите запястья рук, сцепите большие пальцы и помашите ладошками, как крыльями.

Птички-невелички
На ладошку сели.

Накройте своей ладонью ладошку малыша.

Будем птичек привечать,
Будем птичек величать.

Погладьте его ладошку своей несколько раз.

А воробушка узнаем,
Сразу милого поймаем.

Погрозите ладошке малыша указательным пальцем. И сделайте над ладошкой хватательное движение, сжав ладонь в кулак.

Будет петь для деточки
В золоченой клеточке.

Соедините кончики согнутых пальцев и слегка раздвиньте ладони, образуя клетку.

Три раза произнесите название птички, например, кукушечка, воронушка, ласточка, журавушка, гаичка, совушка, уточка и т.д., сопровождая это тремя легкими поглаживаниями большого пальчика малыша от основания к кончику. Потом начните поглаживать указательный пальчик, называя другую птичку. Если вы называете воробушка , то малыш должен успеть отдернуть руку, а вы старайтесь ухватить пальчик за кончик. Если птичка улетела, скажите:

«Ой, беда! Ой, беда!
Улетела навсегда!
(улетел он навсегда).
За гору высокую,
За реку широкую».

Соедините руки ладонями над головой.
Разведите их в разные стороны.

Если же «птичка» попалась, скажите:

«А-а, попалась птичка,
Птичка-невеличка!
Будешь петь для деточки
В золоченой клеточке!»

Удерживая кончик пальчика, немного потеребите его.

Ловить можно не только воробушка, но и любую другую птичку, просто ее название надо заменить в потешке на подходящее по количеству слогов. Например, «а лебедушку узнаем», «а тетёрочку узнаем», «а авдошечку узнаем», «а бекасика узнаем», «а варакушку узнаем», «а как совушку узнаем», «а как ласточку узнаем» и т.д. Когда малыш освоится в игре, можно и нужно поменяться с ним ролями.

Едут, едут бабка с дедом

Едут, едут бабка с дедом!

Просуньте мизинец в первое окошко между мизинцем и безымянным пальцем со стороны ладони.

Нет, то скачет конь с соседом.

Положите на мизинец безымянный палец (теперь из окошка выглядывают двое).

Нет, то два мешка с овсом.

Положите на безымянный средний палец.

Нет, то кот дерется с псом.

Положите на средний указательный палец.

Ну чего же так кричать,
Если некого встречать?

Просуньте в окошко большой палец, расталкивая других. Уберите все пальцы из «окошка».

Едут, едут бабка с дедом!
Нет, то пастушок с обедом,
Нет, то водят хоровод,
Нет, то снова пес и кот!
Ну чего же так кричать,
Если некого встречать?

То же самое, но пальчики выглядывают во второе окошко между безымянным и средним пальцами.

Едут, едут бабка с дедом!
Едут папа с мамой следом!
И подарков целый воз!
А за ними кот и пес!
Ну чего же зря кричать?
Побежали их встречать!

То же самое, но пальчики выглядывают в третье «окошко» между средним и указательным пальцами.

Вышел, вышел пастушок на лужок,
Он собрал, созвал буренок в кружок,
Наказал им никуда не ходить,
А, коль волк придет, его разбудить.
Посчитал коров и сладко зевнул
Да под белою березкой уснул.

Вытяните руку тыльной стороной вниз пальцами к малышу. Подушечки четырех ваших пальцев — это клавиши. Покажите малышу, как вы играете на пианино. Для этого нажимайте пальцем другой руки на подушечки и воспроизводите звук. Например, голоса животных. Пусть ваш мизинец будет мышкой и говорит «Пи», безымянный — лягушкой и говорит «Ква!», средний — кошкой и говорит «Мяу», а указательный — собачкой и говорит «Гав». Главное, чтобы каждый раз при нажатии на один пальчик звук был одинаковым. Предложите малышу сыграть на вашем пианино. Когда малыш достаточно освоится в игре, можете меняться ролями, когда кто-нибудь ошибется, а также присваивать «клавишам» новые голоса.

Над трубою дым поднимается,

Сложите ладони вместе и сделайте несколько волнообразных движений снизу вверх.

Да по небу дым расстилается.

Раскройте ладони и разведите руки в разные стороны.

Не хлебы пекут — банька топится,
А народ спешит к ней, торопится.

Соедините кончики пальцев своих рук, а ладони не соединяйте. Сами пальцы растопырьте.

Прибежала нянька:
«Ой, пустите в баньку!»
«Не стопилась банька,
Обожди-ка, нянька!»

Малыш пытается попасть своим большим пальцем между вашими большими и указательными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежал Нафанька:
«Ой, пустите в баньку!»
«Не стопилась банька,
Обожди, Нафанька!»

Малыш пытается попасть своим указательным пальцем между вашими указательными и средними пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Анька:
«Ой, пустите в баньку!»
«Не стопилась банька,
Обожди-ка, Анька!»

Малыш пытается попасть своим средним пальцем между вашими средними и безымянными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Манька:
«Ой, пустите в баньку!»
«Не стопилась банька,
Обожди-ка, Манька!»

Малыш пытается попасть своим безымянным пальцем между вашими безымянными пальцами и мизинцами.

Прибежал наш Ванька:
«Ой, пустите в баньку!»
«Заходи-ка в баньку,
Мы помоем Ваньку!
Жарко-жарко-жарко!»

Малыш просовывает свой мизинчик между вашими ладонями. Попытайтесь его поймать. Если удалось, начинайте тереть, приговаривая.

Первым старший брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.

Поднимите и чуть-чуть потяните большой пальчик малыша вверх, остальные лежат на столе.

Снова он в кроватку лег

Положите его обратно.

И толкнул соседа в бок.

Постучите три раза большим пальчиком малыша о его указательный пальчик.

Вот и брат второй проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.

То же самое проделайте с указательным пальчиком.

Вот и третий брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.

То же самое проделайте со средним пальчиком.

Вот четвертый брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.

То же самое проделайте с безымянным пальчиком.

Вот и младший брат проснулся,
Вот поднялся, потянулся

Поднимите и чуть-чуть потяните вверх мизинчик малыша.

И сказал: «А ну давайте,
Братцы милые, вставайте!»

Потеребите его вверх-вниз, держа двумя пальцами за кончик.

Тут уж братцы все проснулись,
Поднялись да потянулись

Поднимите все пальчики малыша своей ладонью и чуть-чуть потяните вверх.

И кричат: «Ура! Ура!
Нам же завтракать пора!»

Переверните ручку малыша тыльной стороной вниз, а пальчики слегка приподнимите.

1.Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». Москва. Просвещение. 2006 г.

2.Вакуленко Ю.А. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду».-Волгоград. 2007г.

3.Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи».-Москва. Просвещение. 1961г.

4.Глухов В.П. » Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста //Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики.- Москва. Просвещение. 1985г.

5.Глухов В.П. «Формирование пространственного воображения и речи у детей дошкольного возраста в процессе предметно-практической деятельности/

/Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи.-Москва,1987г.

6. Глухов В.П. «Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста –Москва. Просвещение. 1987г.

7.Доронова Т.Н. «Играем в театр».-Москва. Просвещение 2005г.

8. Леонтьев А.А. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности.- Москва. Просвещение. 1974г.

9.Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на занятиях по развитию речи».- Москва. Просвещение. 1991г.

10. Праздники в детском саду//Авт.-сост. Г.А.Лапшина. -Волгоград. 2004г.

11.Театрализованные инсценировки сказок в детском саду//Сост. Вакуленко.,-Волгоград,2007г.

12.Филичева Т.Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.- Москва. Просвещение. 1999г.

Еще статьи:

  • Приказ 255 1994 года Приказ Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255"О мерах […]
  • Приказ мчс 337 Приказ МЧС России от 10 августа 2017 г. № 337 “Об утверждении Ассортимента тканей, применяемых для изготовления форменной одежды сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы” (не вступил в силу) В соответствии с Федеральным законом от 23.05.2016 № […]
  • Алименты минимум 2012 Размер алиментов в Украине в 2013 году Автор Author Apr 4th, 2012 Чаще всего алименты выплачивает родитель, который не проживает совместно с ребенком и отказался выполнять свои обязанности по содержанию добровольно. Так как размер прожиточного минимума в 2013 году меняется в […]
  • Экспертиза мочи Экспертиза мочи Принимаем Яндекс-Деньги и WM WM: R361226572917 ЯД: 41001355996203 Институт профилактики с 1 августа 2013 г. находится по адресу: 117303 Москва, Балаклавский проспект, дом 33, строение 2 Комплексный подход к профилактике наркомании Анализ на наркотики по моче. Услуги по […]
  • Требования на допустимые отклонения частоты Приложение N 5. Требования к параметрам допустимого отклонения частоты передатчика от номинального значения Приложение N 5к Правилам применения базовых станций иретрансляторов сетей подвижной радиосвязи.Часть IV. Правила применения оборудованияподсистем базовых станций сетей […]
  • Образец приказ о назначении контрактного управляющего по 44-фз образец Образец приказ о назначении контрактного управляющего по 44-фз образец муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя общеобразовательная школа» ПРИКАЗ от 29 марта 2014 года № 35 О назначении ответственного за осуществление закупок (контрактного […]