Мистрали спор

Оглавление:

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» — универсальные десантные корабли-доки французской разработки, оснащённые вертолётной группой, доком для десантных катеров и обширными внутренними помещениями для управления операциями на большом удалении от баз, а также размещения десанта, в том числе тяжёлой бронетехники, или госпиталя, или эвакуируемых или всего вышеперечисленного в различны сочетаниях. Серия кораблей этого типа строилась с участием российских судостроителей и для российского военно-морского флота, однако впоследствии контракт был разорван французской стороной в связи с украинским кризисом, с возвратом произведённых Россией затрат (однако, без штрафа за факт нарушения договора (неустойка) Францией).[1].

Франция обязалась выплатить России 949 миллионов 755 тысяч евро за разрыв контракта на поставку вертолётоносцев проекта «Мистраль». [2][3] Стоимость контракта составит 950 млн евро.[4] Контракт на приобретение этих кораблей в итоге заключил Египет,[5] причём вместе с кораблями египтяне закупят российские ударные вертолёты Ка-52К, которые были специально разработаны для базирования на вертолётоносцах «Мистраль». Продажа вертолётов вместе с кораблём было одним из условий, которые поставила Россия перед Францией при расторжении контракта. [6][7] Россия поставит оборудование и вертолёты на поставленные Францией Египту вертолётоносцы «Мистраль» на сумму свыше $1 млрд.[8]

[править] Предыстория вопроса

В локальных конфликтах последнего времени выяснилось, что имевшиеся в отечественном флоте большие десантные (танкодесантные) корабли плохо подходят для спецназа в силу неприспособленности к перевозке вертолётов и быстроходных катеров, которыми оснащаются имеющиеся в других флотах универсальные десантные корабли. В СССР и России до 2010-х годов универсальные десантные корабли не производились, более того, даже большие десантные корабли СССР в последние годы большей частью закупал в Польше. В связи с этим, когда к концу 2000-х стала очевидна ведущая роль сил специального назначения во многих локальных конфликтах последнего времени, встал вопрос о закупке соответствующих технологий заграницей, поскольку опыт создания, например, фрегатов проекта 22350 показал, что отечественное кораблестроение всё ещё не полностью оправилось от последствий развала СССР и было не способно создать совершенно новый корабль в короткий срок.

[править] Контракт на «Мистрали»

В результате, 24 декабря 2010 года с Францией было заключено согласованное на высшем уровне соглашение о строительстве серии кораблей типа «Мистраль», доработанных по российским требованиям по французской лицензии, предполагающей также передачу использованных в проекте технологий. Для своего флота Франция к этому моменту построила три корабля этого проекта.

Первые два корабля согласно контракту стоимостью 1,2 млрд евро (из них 980 млн собственно за корабли) собирались во Франции, но поставку значительной части конструкций обеспечивал Балтийский завод (г. Санкт-Петербург), где строились кормовые части обоих кораблей. Последующие два корабля должны были строиться в России, но их строительство было отложено ещё в 2013 году.

Корабли типа «Мистраль» имеют следующие ориентировочные основные характеристики:

  • Водоизмещение пустого/полное максимальное: 16,5/21,3/32,3 тыс. тонн
  • Осадка: 6,3 м (по другим данным 6,42 м)
  • Скорость хода максимальная/крейсерская/экономическая: 19/18/15 узлов.
  • Дальность на крейсерской/экономической скорости: 5800 миль (10800 км) / 10700 миль (19800 км)
  • Автономность: 30 суток
  • Экипаж: 160 человек (в том числе 20 офицеров), по другим данным 177 человек
  • Десантовместимость на большую/небольшую дальность: около 450/900 человек морской пехоты
  • Зенитное вооружение: артиллерийские установки АК-630 и ЗРК малой дальности 3М47 «Гибка»
  • Вертолётная группа: в общей сложности 30 вертолётов Ка-52К, Ка-29 и Ка-27М.

В СМИ во время строительства кораблей появлялось множество спекуляций на тему их отличий от французской версии, вплоть до установки на них тяжёлого артиллерийского вооружения, однако фотографии практически готовых кораблей показывают, что дополнительных мест под размещение вооружения там практически не предусмотрено.

[править] Критика контракта

Контракт на закупку кораблей подвергался мощной критике сразу по нескольким причинам, основные из которых можно свести к следующим тезисам, краткие ответы на которые приведены здесь же:

  • России корабли такого типа не нужны, потому что она не проводит колониальную политику

История с избиением местными силовиками российского посла[9] и свободно разгуливающими террористами в Катаре, а также менее известные, но часто повторяющиеся истории с фактическим захватом в заложники российских моряков торгового флота пиратами и недалеко от них ушедшей береговой охраной отдельных африканских стран[10] показывает, что инструмент давления на нервы нагло плюющих на международное право отдалённых прибрежных государств России определённо необходим.

  • Этот контракт надо было целиком отдать российским кораблестроителям, поскольку они простаивают без заказов

На самом деле на момент подписания контракта существующие кораблестроительные мощности уже были загружены на много лет вперёд. Как пример можно привести Адмиралтейские верфи, где по данным самого предприятия в 2013 году загрузка достигла 150—160 %[11]. В связи с этим все последние годы отечественные судостроительные заводы расширяют штаты, но всё равно в 2010—2016 годах отрасль испытывает острейший кадровый голод не оставляющий ни малейших надежд на серьёзное увеличение мощностей.

  • Этот проект непригоден для нашего климата и т. п.

Проект был доработан под отечественные требования, получив, в частности, ледовый класс за счёт замены материала корпуса и более высокие ангары для вертолётов соосной схемы, применяющихся в отечественном флоте и имеющих на море значительные преимущества.

  • Этот контракт надо было целиком отдать российским кораблестроителям, поскольку так безопаснее, пусть они и дольше будут его делать

Безусловно, иметь только отечественные комплектующие всегда безопаснее. Однако первые два корабля, как сообщалось, должны были базироваться во Владивостоке, что было совершенно не удивительно в связи с развивающейся гонкой вооружений в регионе и обострением территориальных споров со стороны Японии. И, хотя представители Объединённой судостроительной корпорации неоднократно осуждали заказ проекта за рубежом, беспристрастный взгляд на состояние отрасли, все ещё переживающей последствия 1990-х годов показывает, что корабли совершенно новых проектов пока строятся достаточно медленно. Учитывая напряжённую обстановку на Дальнем Востоке, не хотелось бы в этой ситуации повторить опыт русско-японской войны 1904—1905 годов, когда затягивание с вводом в строй боевых единиц флота в связи с полным переводом оборонного заказа на отечественные верфи обернулось в результате катастрофическими потерями. Использование помощи Франции позволило сократить сроки проектирования и строительства кораблей с примерно минимум 10 до 3-х лет, что, в силу известной ситуации вокруг Курильских островов, могло быть очень важным. Также, в связи с известными тенденциями в международной политике, данные корабли могли бы активно использоваться в войне с террористическими и пиратскими организациями зачастую вольготно себя чувствующими в отдельных государствах Ближнего Востока и Африки.

[править] Строительство кораблей

Всего по контракту на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге (кормовые части) и французском Сен-Назере были построены два корабля:

  • «Владивосток», заложен в 2012 году, спущен на воду 15 октября 2013 года.[12]
  • «Севастополь», заложен в 2013 году, спущен на воду 21 ноября 2014 года.[13]

В результате, оба корабля были построены без вооружения, которое предполагалось установить уже в России, однако переданы российской стороне они так и не были.

[править] Разрыв контракта

Подвергаясь мощному давлению США в ходе украинского кризиса, в сентябре 2014 года французский президент Франсуа Олланд высказался в том духе, что в данный момент не видит условий для передачи почти готового к тому моменту «Владивостока» России.

Читайте так же:  Приказ 1122 н от 17122010 минздравсоцразвития

Позднее стало известно, что его поставка была «отсрочена» ровно до того момента, когда его и надо было поставлять по контракту. В дальнейшем Франция продолжала оттягивать принятие решения о передаче кораблей России или выплате неустойки за невыполнение поставки.

В дальнейшем российская сторона неоднократно заявляла, что её устроят два варианта событий: или поставка кораблей, или возврат денег по договору с выплатой неустойки в размере понесённых Россией издержек на создание вертолёта Ка-52К, а также, видимо, инфраструктуры во Владивостоке и подготовки экипажей. По сообщениям СМИ французы же пытались на переговорах уменьшить объём выплат.

Окончательно контракт был закрыт в начале августа 2015 года, когда пресс-служба Президента России сообщила о закрытии контракта в связи с полной оплатой Францией неустойки[14], составившей, по появившимся уже в начале сентября 2015 года данным[15], 949 миллионов 755 тысяч евро. При этом в сентябре 2015 года группа российских специалистов должна будет демонтировать российское оборудование связи с обоих кораблей, и только после этого французы смогут их использовать каким-либо образом по своему усмотрению, хотя позднее появились сообщения, что для продажи кораблей третьим странам всё равно понадобится разрешение России и оно будет получено только в случае их продажи в комплекте со специально разработанными для этих кораблей вертолётами Ка-52К.[16]

[править] Судьба построенных для России «Мистралей» и вертолётов Ка-52К и последующие события

23 сентября 2015 года стало известно, что Египет купит у Франции два вертолётоносца типа «Мистраль», изначально предназначавшиеся России.[17] Стоимость контракта — 950 млн евро.[18] Соглашение было подписано 10 октября 2015 года.[19] Также Египет заключил контракт на поставку российских ударных вертолётов Ка-52К, которые были специально разработаны для базирования на вертолётоносцах «Мистраль». Продажа вертолётов вместе с кораблём было одним из условий, которые поставила Россия перед Францией при расторжении контракта. [20][21] Россия поставит оборудование и вертолёты на поставленные Францией Египту вертолётоносцы «Мистраль» на сумму свыше $1 млрд.[22]

Позднее, в октябре 2016 года по признанию бывшего польского президента Александра Квасьневского стало известно, что чтобы компенсировать Франции убытки, вызванные срывом продажи «Мистралей» России, Польша пообещала купить 50 вертолетов H225M Caracal у французской компании Airbus Helicopters. Однако осенью 2016 года Польша разорвала контракт, вызвав негодование французов и международный скандал, в результате которого эта информация и всплыла на поверхность.[23]

[править] Результаты проекта

В сухом остатке следует признать, что несколько спорная идея контракта с «Мистралями» в результате себя полностью оправдала, хоть и не таким образом, как изначально предполагалось. Россия по контракту фактически получила следующее:

  • Значительную часть рабочей и всю эксплуатационную документацию на корабль соответствующего класса.
  • Переданные технологии.
  • Опыт строительства соответствующего класса кораблей Балтийским заводом.
  • Военных моряков, подготовленных к службе на универсальных десантных кораблях.
  • Подготовленные места базирования крупных кораблей во Владивостоке.
  • Морской ударный вертолёт Ка-52К «Катран».
  • Перспективы экспорта Ка-52К совместно с «Мистралями» в третьи страны.
  • Были предметно исследованы вопросы размещения отечественных вертолётов и десантных катеров на универсальных десантных кораблях.
  • Фактическое унижение Франции со стороны США и Еврокомиссии, что ещё долго будут вспоминать гордые французы.
  • Подмоченную репутацию одного из основных конкурентов на мировом рынке вооружений.
  • Острый повод для критики врагов России во Франции и Евросоюзе их внутриполитическими противниками.
  • Денежную компенсацию за большую часть из затрат на всё перечисленное выше.
  • Деньги за продажу Египту вертолётов корабельного базирования Ка-52К, разработанных Россией под «Мистрали», которые в итоге достались Египту.

В минусах можно указать некоторые репутационные потери от самого факта закупки кораблей за рубежом, а также отсутствие самих кораблей этого класса в составе российского военно-морского флота, по крайней мере до 2020 года. Однако они, очевидно, не перевешивают положительные моменты, перечисленные выше.

[править] Перспективы строительства новых универсальных десантных кораблей в России

Ещё в начале контракта по строительству «Мистралей» звучали предположения о том, что отечественный военно-морской флот в после них получит корабли, построенные по улучшенным и переработанным проектам. После разрыва контракта публичные обсуждения этого вопроса усилились, однако отсутствие разработанного проекта позволяет уверенно предположить, что строительство новых кораблей такого класса начнётся не ранее 2017 года и то лишь в том случае, если будет изменена программа кораблестроения в части других крупных надводных кораблей или если к этому моменту удастся обеспечить ввод в строй дополнительных кораблестроительных мощностей путём возрождения частично утратившего соответствующую квалификацию завода «Залив» в г. Керчь Республики Крым.

В Петербурге Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) разработало проект десантного корабля, который станет альтернативой французским «Мистралям» (проект «Прибой»).[24] Крыловский государственный научный центр также разработал проект универсального десантного корабля «Лавина», который послужит заменой вертолётоносцам типа «Мистраль».[25]

История спора о передаче «Мистралей» России. Досье

Впервые о возможности приобретения Россией иностранных кораблей для ВМФ заявил его главком Владимир Высоцкий в октябре 2008 года на военно-морском салоне Euronaval в Ле-Бурже. 31 июля 2009 года французская La Tribune сообщила, что Россия предложила начать переговоры о покупке во Франции боевого корабля типа «Мистраль». Переговоры на официальном уровне начались в марте 2010 года.

В декабре 2010 года консорциум в составе французских компаний DCNS и STX France выиграл тендер, российская Объединенная судостроительная корпорация была привлечена к сделке в качестве субподрядчика. Межправительственное соглашение было заключено 25 января 2011 году.

Контракт на сумму 1 млрд 120 млн евро между «Рособоронэкспортом» и DCNS был подписан 17 июня 2011 года. Он предусматривает поставку двух кораблей со всем навигационным и технологическим оборудованием, включая боевую информационно-управляющую систему SENIT-9 (Systeme d’Exploitation Navale des Informations Tactiques) и соответствующую лицензионную документацию. Корабли строятся на верфях в Сен-Назере. Кормовые части обоих кораблей были построены ОСК на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

1 февраля 2012 года в Сен-Назере прошла церемония разрезания листа металла, ознаменовавшая закладку первого вертолетоносца, получившего название «Владивосток». Формальная закладка корабля состоялась 1 февраля 2013 года, когда на кильблоки была установлена 100-тонная секция носового корпусного блока корабля, изготовленная в сентябре 2012 года.

Кормовая секция, заложенная в Санкт-Петербурге 1 октября 2012 года, была спущена на воду 26 июня 2013 года, в августе 2013 года она была доставлена в Сен-Назер и состыкована с носовой частью. 15 октября 2013 года вертолетоносец спустили на воду. Технические испытания судна в открытом море начались 5 марта 2014 года. Члены российского экипажа прибыли во Францию в июне 2014 года для подготовки передачи корабля российскому ВМФ, которая запланирована на 1 ноября 2014 года. В настоящее время в Сен-Назере проходят обучение 400 российских моряков, которые готовятся к несению службы на новых вертолетоносцах.

Второй корабль — «Севастополь». Его фактическое строительство началось на верфи в Сен-Назере в конце 2012 года, формальная закладка состоялась там же 19 июня 2013 года. Кормовую часть заложили 4 июля 2013 года в Санкт-Петербурге. 30 апреля 2014 года корма была спущена на воду и 26 июня 2014 года отправлена во Францию. 15 июля 2014 года она прибыла в Сен-Назер. Планируется, что собранный вертолетоносец спустят на воду в октябре 2014 года. По контракту он должен прибыть в Санкт-Петербург из Франции к 1 ноября 2015 года.

Первоначально предполагалось, что постройку третьего и четвертого кораблей типа «Мистраль» Россия осуществит по французской лицензии самостоятельно, однако в январе 2013 года было объявлено, что окончательное решение по этому вопросу будет принято после опытной эксплуатации первых двух кораблей.

После начала конфликта на Украине весной 2014 года США, Евросоюз и другие страны начали вводить санкции против России, НАТО прекратило военное сотрудничество с РФ. В марте 2014 года глава МИД Франции Лоран Фабиус в эфире телеканала TF-1 заявил, что Франция может приостановить сделку по продаже «Мистралей». Комментируя это заявление, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что в случае срыва сделки российская сторона будет требовать возмещения всех возможных потерь.

Читайте так же:  Экспертиза проекта новосибирск

Тогда же министр обороны Франции Жан-Ив ле Дриан отметил, что решение о поставке корабля будет принято в октябре 2014 года перед запланированной передачей «Владивостока» российской стороне. В мае 2014 года аналогичное заявление сделал и Фабиус. Против передачи «Мистралей» России выступали США и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.

30 июня в Сен-Назер прибыл учебный корабль «Смольный» Балтийского флота ВМФ России с более чем 400 моряками — будущими экипажами двух вертолетоносцев. Российские моряки осваивали новую технику до декабря 2014 года, после чего вернулись в Россию.

1 августа 2014 года вступили в силу новые санкции ЕС в отношении России, предусматривающие в том числе оружейное эмбарго и запрет на поставки в РФ техники двойного назначения. Однако запрет коснулся только новых контрактов, сделка с Францией по поставке универсальных десантных кораблей типа Mistral автоматически под санкции не подпала.

3 сентября 2014 года на заседании Совета безопасности Франции президент Франции Франсуа Олланд заявил, что Франция не видит «достаточных условий» для поставки России первого корабля. Позже в Елисейском дворце пояснили, что заявление носит политический характер, и оно не отражается на ходе выполнения контракта.

С 12 по 22 сентября 2014 года, несмотря на то, что вопрос о передаче кораблей оставался нерешенным, «Владивосток» в рамках испытаний выходил в море с российскими моряками на борту. 24 сентября корабль совершил второй учебный выход в море, продлившийся девять дней.

25 ноября 2014 года президент Франции Франсуа Олланд заявил, что ситуация в восточной Украине не позволяет осуществить поставку кораблей, и решение данного вопроса отложено «до дальнейшего уведомления».

6 февраля 2015 года французская судостроительная компания Socarenam на верфи в Сен-Мало спустила на воду первый скоростной десантный катер катамаранного типа EDA-R (L-CAT) из двух законтрактованных для «Мистралей». Достройка катера проводится на верфи в Булонь-сюр-Мер, сдача намечена на декабрь 2015 г. Второй катер строится в Сен-Мало.

Два «Мистраля»: в споре России и Франции поставлена точка

5 августа президенты России и Франции Владимир Путин и Франсуа Олланд приняли решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку «Мистралей».

«В ходе экспертных переговоров, прошедших в традиционном для российско-французских отношений дружественном ключе, удалось прийти к взаимоприемлемой договоренности о возмещении российской стороне средств, выплаченных по контракту, а также о возвращении поставленного российского оборудования и материалов», — отметили в Кремле.

Франция «уже перечислила упомянутые средства и после возврата оборудования обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями». «В Москве считают вопрос «Мистралей» полностью урегулированным», — говорится в сообщении.

Контракт на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль» для военно-морского флота РФ на сумму €1,12 млрд был подписан в июне 2011 года. Первый такой корабль, получивший название «Владивосток», был спущен на воду в октябре 2013 года, а в ноябре 2014-го должен был быть передан ВМФ России.

Второй вертолетоносец — «Севастополь» — первоначально планировалось передать России во второй половине 2015 года, однако, как и в случае с первым кораблем, решение о его поставке было заморожено.

Россия получила «Мистраль» даром

За проект французского вертолетоносца заплатили египтяне

Издание Egypt Independent сообщило, что российско-египетская сделка по палубным вертолетам Ка-52К (морская версия) для двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль» вступила в завершающую фазу. В самое ближайшее время, не позднее конца мая, Арабская Республика Египет (АРЕ) примет окончательное и ожидаемое решение.

УДК «Мистраль», как известно, может нести до 16 вертолетов, однако, скорей всего, Каир закажет по 8 машин на один корабль. По имеющейся информации, сейчас идет работа по адаптации Ка-52К под требования египетской стороны.

Кроме «Аллигаторов» Москва, во-первых, вернет на «Мистрали» снятое после разрыва известного контракта оборудование, во-вторых, вместе с Парижем обеспечит техническое обслуживание кораблей и, в-третьих, подготовит египетские экипажи. Таким образом, можно говорить о начале формирования нового стратегического союза на Ближнем Востоке.

Напомним, в январе 2017 года Египет объявил о создании своего Южного флота. Помимо «Мистралей», построенных компанией STX France из Сен-Назера (Франции), в его состав войдут многоцелевой фрегат FREMM франко-итальянского производства, 4 корвета класса Gowind 2500 и 4 дизель-электрические субмарины проекта 209 немецкой постройки. Очевидно, что возможности этой группы боевых кораблей без воздушной поддержки не соответствуют заявленным геополитическим амбициям.

По предложению Минфина и Минэкономразвития госпрограмму по развитию региона сократят вчетверо

В этом вопросе крайне важную роль играет России, которая совместно с Францией продавила сделку по продаже «своих бывших» «Мистралей» конкретно Египту, у которого резко испортились отношения с Соединенными Штатами летом 2013 года — после свержения с поста президента-исламиста Мухаммеда Мурси. Беспардонное вмешательство США во внутренние дела АРЕ путем поддержки так называемой «арабской весны» стало холодным душем для большинства египтян, осознавших, в какую пропасть их толкают американцы.

Логично, что Каир в вопросах военного сотрудничества стал предпочитать Париж и Москву, которые, несмотря на давление Вашингтона, смогли сохранить между собой деловые контакты. Египетский журналист Ахмед Сайед, отслеживающий историю с вертолетоносцами, отметил особые теплые отношения между египетскими, французскими и российскими специалистами, работающими на кораблях.

Дело в том, что отказ от поставки в нашу страну «Мистралей» негативно сказался на репутации компании STX France в частности, и имидже всего ВПК Франции. Об этом говорил опрос французского общества в 2015 году, когда 72% граждан 5-й Республики были убеждены, что соблюдение военных контрактов отвечает национальным интересам, тогда как их срыв — чреват большими экономическими рисками.

Именно поэтому Париж сделал всё, чтобы, и волки были сыти, и овцы — целы. Франция вернула России 949,7 млн евро предоплаты, и фактически передала три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralteïski. Газета Le monde оценила стоимость полученной Москвой конструкторской документации на УДК в сумме 220 млн евро.

При этом с формальной точки зрения, Франция выполнила все требование «вашингтонского обкома» по бойкоту Москвы. В итоге репутация Парижа, как надежного поставщика оружия, была восстановлена, что положительно отразилось на результатах французской системе военного экспорта, которая смогла резко нарастить объемы поставок.

С самого начала обсуждения деталей продажи «Мистралей» АРЕ было ясно, что египетские моряки будут нуждаться в активной поддержке со стороны нашего Минобороны. Вертолетоносцы были построены с учетом российских требований и под российские системы. Перестроить их под стандарты НАТО технически возможно, но коммерчески не оправдано: дешевле отправить на лом.

Во всяком случае, Генеральный секретарь по обороне и национальной безопасности 5-й Республики Луи Готье, который был главным переговорщиком от французов, признал, что многие трудные договоренности остались за кулисами, куда не пустили даже эмиссаров Обамы. Между тем, если вернутся к первоначальному российско-французскому контракту по «Мистралям», то вопрос передачи технологий входил в повестку договора в качестве неотъемлемой его части.

Если в вертолетном тендере победит РФ (а вероятность — очень высока), то египетские специалисты допустят российских военно-морских инженеров и проектировщиков ко всем системам «Мистраля». Это позволит нашим спецам на практике понять, как функционируют натовские вертолетоносцы. Собственно, в Минобороны РФ не скрывают, что опыт такого сотрудничества будет учитываться при разработке аналогичных судов.

Судя по всему, все участники сделки держат закулисные обещания, игнорируя окрики из Вашингтона.

По большому счету, Россия изначально планировала строить вертолетоносцы по французскому проекту на своих верфях. А заказ сначала одного, а потом и двух УДК можно рассматривать, как своего рода коммерческую уступку. Если назвать вещи своими именами, то Москва получила документацию на «Мистраль» даром. Точнее — за деньги Каира.

Но вполне вероятно, что самой выигрышной стороной окажется АРЕ. После развертывания египетского Южного флота Каир станет региональной морской державой и сможет защитить недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны гигантское месторождение газа. Сейчас на этот актив претендуют Турция, Израиль, Кипр и Греция. Как показывает опыт разрешения такого рода споров, лучшим аргументом являются боевые корабли.

Читайте так же:  Ликвидация дотаций

Нужны «Мистрали» Египту и для решения текущих задач, в частности, по охране торгового морского пути в районе Аденского пролива, а также для сдерживания Ирана и Саудовской Аравии в их конфликте вокруг хуситов в Йемене.

Таким образом, никто из участников этой сделки не остался внакладе. 5-я Республика, ослушавшись США, получила дополнительные военные контракты; Россия — документацию на «Мистраль» и нового стратегического союзника, а Египет — обрел статус морской державы.

Спор из-за «Мистралей»: о чем договорились Франция и Россия

Москва получила свои деньги, а «Мистрали» либо продадут, либо уничтожат

Вопрос с вертолетоносцами «Мистраль», которые Франция отказалась продавать России, решился окончательно, причем на президентском уровне: Франсуа Олланд и Владимир Путин по телефону договорились разорвать контракт, проведя все нужные взаиморасчеты.

О переговорах сообщил и Елисейский дворец, и Кремль. «Франция уже перечислила упомянутые средства, и после возврата оборудования обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями. В Москве считают вопрос «Мистралей» полностью урегулированным», — заявила официальная Москва. Официальный Париж подтвердил, что Россия получает «компенсацию в полном размере». Ранее Россия оценила свои убытки в 1,163 миллиарда евро. Франция была готова вернуть 784,5 миллиона евро, но, по последним данным, сумма компенсации составит больше 1,1 млрд.

Теперь Франция решает, что делать с кораблями. ВМС страны не нуждается в новых кораблях, да и обслуживать их не собирается — слишком накладно. Поэтому основной вариант — продажа. В качестве покупателей уже упоминаются Канада и Индия. Помимо этого, экс-госсекретарь по делам транспорта Тьерри Мариани предлагал продать вертолетоносцы Евросоюзу, который сможет использовать их для спасения нелегальных мигрантов в Средиземном море. Интерес к покупке проявляет и Китай. Проблема лишь в том, что суда «руссифицированы» от табличек до электропитания, поэтому придется менять множество элементов для последующей перепродажи. Поэтому есть и другой вариант — полное уничтожение кораблей.

Напомним, «Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS подписали контракт на постройку двух вертолетоносцев типа Mistral летом 2011 года. Однако из-за агрессии РФ в отношении Украины Франция отказалась поставлять военные корабли. После длительных переговоров Россия согласилась расторгнуть контракт и пообещала построить собственный подобный корабль.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах Facebook, Twitter, Telegram

Вы сейчас просматриваете новость » Спор из-за «Мистралей»: о чем договорились Франция и Россия». Другие Мировые новости смотрите в блоке «Последние новости»

Вернула ли Франция России деньги за «Мистрали»?

История вопроса

7 июня 2011 года в ходе Петербургского международного экономического форума был подписан контракт на сумму €1 млрд 120 млн между «Рособоронэкспортом» и французской судостроительной компанией DCNS. Контракт предусматривал поставку двух универсальных десантных вертолетоносцев типа «Мистраль». Первый корабль получил название «Владивосток», второй — «Севастополь», передать их российскому флоту Франция должна была в 2014 и 2015 году.

Однако в августе 2015 года договор на поставку уже построенных кораблей был расторгнут по инициативе французской стороны, якобы из-за конфликта на Украине и введения санкций ЕС против РФ. Пытаться изменить решение бывших партнеров Россия не стала и потребовала компенсировать ей вложенные средства и вернуть установленное на борту кораблей российской стороной военно-техническое оборудование.

«Попросили деньги назад, и деньги мы получили сполна. Как за то, что мы реально заплатили французским партнерам, так и за то, что мы потратили на сооружение некоторых частей этих вертолетоносцев на своих верфвях и подготовку персонала. Я хочу добавить, что у нас нет никаких обид, никаких разочарований — мы получили очень хорошие деньги, и они сейчас не лишние», — отметил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью Венесуэльскому государственному телевидению в 2015 году.

Напомним, против этой сделки активно выступали США.

В 2016 году судостроительная компания DCNS, построившая в свое время «Мистрали», объявила о своем решении подать в суд на государственную страховую компанию COFACE в связи с разрывом контракта на поставку кораблей для России. Сумму ущерба они оценили в €100 млн, сообщает La Tribune.

Выплатила ли Франция деньги?

Да, деньги вернули. Россия не имеет никаких претензий к французским властям по вопросу «Мистралей». На сегодняшний день РФ была выплачена компенсация в размере €949,8 млн и возвращено установленное на кораблях российское оборудование.

Что стало с «Мистралями»?

После расторжения договора с Россией два «Мистраля» были проданы Египту за €950 млн. Контракт был подписан 10 октября 2015 года.

Первый универсальный десантный корабль «Гамаль Абдель Насер» (ENS Gamal Abdel Nasser 1010), получивший название в честь второго президента Египта (1954-1970), был передан Египту 2 июня 2016 года. Через несколько месяцев Египет получил и второй корабль, названный «Анвар Садат» — также в честь одного из экс-президентов страны.

Согласно контракту, Египет не имеет права без согласия Франции перепродавать или передавать какой-либо стране, в частности, России, вертолетоносцы типа «Мистраль».

Будет ли Россия ещё раз закупать у Франции «Мистрали»?

Нет, не будет. Россия сама построит два десантных вертолетоносца в рамках госпрограммы вооружения РФ на 2018-2025 годы. Как пишет ТАСС со ссылкой на источник в военно-оборонной промышленности, в следующем году начнутся опытно-конструкторские работы, а через два года планируется приступить к строительству головного корабля, который будет передан флоту в 2024 году. Второй вертолетоносец начнут строить в 2022 году. Срок его сдачи — 2026 год.

Как пишет издание, основу авиагруппы российских вертолётоносцев составят разведывательно-ударные вертолеты Ка-52К «Катран». Подробнее о них читайте в справке >>

Корабли смогут не только нести авиагруппу и бронетехнику, но и выступать в качестве боевого корабля. Авиаподдержка кораблей также будет состоять из вертолетов Ка-27, Ка-29 и Ка-31.

Еще статьи:

  • Внесение изменений в гражданский кодекс часть вторая Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" Документ является поправкой к Принят Государственной Думой 10 мая 2018 года Одобрен Советом Федерации 16 мая 2018 года Внести в часть первую […]
  • Отличие ветерана труда рф и ск Приказ Следственного комитета РФ от 30 мая 2018 г. № 44 “О внесении изменений в приказ Следственного комитета Российской Федерации 26 декабря 2016 г. № 157 «О ведомственных наградах Следственного комитета Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», и внесении […]
  • Приказ 255 1994 года Приказ Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255"О мерах […]
  • Приказ о работе в новогодние праздники 2019-2019 образец Новогодние праздники в 2019 году продлятся десять дней Новогодние праздники в 2019 году продлятся с 30 декабря 2018 года по 8 января 2019 года. При этом министерство труда и социальной защиты РФ предложило перенести совпадающие с нерабочими праздничными днями выходные (5 и 6 января - […]
  • Анаграмма адвокат Анаграмма адвокат Авдотка - Анаграмма к слову "адвокат" Разбор по буквам: Авдотка - Слово на А 1 - я буква А 2 - я буква В 3 - я буква Д 4 - я буква О 5 - я буква Т 6 - я буква К 7 - я буква А Варианты вопросов: translateSpanWord Кроссворды, сканворды – доступный и […]
  • Коллегия адвокатов белово Коллегия адвокатов №26 Беловского района Спасибо за сообщение. Коллегия адвокатов №26 Беловского района занимается: банкротством ООО, уголовными делами, сменой участников, оформлением сделок с недвижимостью, оформлением ООО, открытием и закрытием ООО, ИП, созданием организаций, услугами […]