Надзор прокурора на стадии возбуждения уголовного дела рб

Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела

Важными условиями обеспечения законности и обосно­ванности возбуждения уголовных дел являются прокурорский над­зор и ведомственный контроль.

Прокурор надзирает за тем, чтобы не было необоснованного возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела, строго соблюдались сроки и порядок рассмотрения заявлений и сообще­ний о преступлениях, не ущемлялись права и законные интересы граждан.

В соответствии с Законом от 29 января 1993 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» (с последующими изменениями и дополне­ниями) и статьей 179 УПК прокурор проверяет исполнение требо­ваний Закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и со­общений о совершенных или готовящихся преступлениях; продлева­ет срок разрешения заявлений или сообщений, отменяет постанов­ление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и об отказе в его возбуждении; направляет материалы для про­изводства дополнительной проверки; отменяет постановление орга­на дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело; отменяет постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и на­правляет материалы для проведения дополнительной проверки; от-

меняет постановление органа дознания или следователя о возбуж­дении уголовного дела и прекращает уголовное дело, если по нему уже произведены следственные действия.

Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия, данные в связи с возбуждением уголовного дела, явля­ются для них обязательными.

Контроль за законностью действий следователя при рассмо­трении заявлений и сообщений о преступлениях осуществляет начальник следственного подразделения, который может пору­чить следователю произвести проверку, передать заявление от одного следователя к другому, лично рассмотреть первичные ма­териалы и принять по ним решения. Начальник органа дознания организует регистрацию заявлений и сообщений о преступлени­ях, проверяет правильность ведения книги учета преступлений, дает указания конкретным исполнителям о проведении проверки, обеспечивает четкую работу дежурной части, своевременный вы­езд на места происшествий и т.д. Кроме того, он утверждает по­становление о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

МВД Республики Беларусь издан специальный приказ, рег­ламентирующий порядок приема, регистрацию учета и разреше­ния заявлений и сообщений о преступлениях.

Вопросы для самоконтроля

1.Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела.

2. Содержание стадии возбуждения уголовного дела. Какие ре­шения принимаются в этой стадии?

3. Кто может возбудить уголовное дело?

4. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

5. Порядок регистрации учета и разрешения заявлений и со­общений о преступлениях.

6. Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступле­ниях. ‘*’

7. Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу.

8. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела.

9. Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела.

10. Надзор прокурора и ведомственный контроль за исполнени­ем законов в стадии возбуждения уголовного дела.

5 -Уголовный процесс 129

Раздел 2, ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Глава 11. Предварительное расследование

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Надзор прокурора на стадии возбуждения уголовного дела рб

8.4. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. Оттого, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела урегулирован как уголовно-процессуальным законодательством, так и внутриведомственными нормативными актами.
Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.
Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела служит установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.
Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:
1) в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые — не регистрируются и не рассматриваются;
2) уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;
3) нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т.д. В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.
Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов.
Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела.
При наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.
Особое внимание при осуществлении надзора за исполнением законов в этой стадии прокурор должен уделить срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела. В соответствии с положениями УПК прокурор, следователь и дознаватель обязаны проверить поступивший повод для возбуждения уголовного дела и в течение трех суток принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.
Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.
Однако при необходимости проведения ревизий или документальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки поступившего сообщения о преступлении до 30 суток.
Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т.д.
Отдельного внимания заслуживает подход к возможности осуществления в этой стадии уголовного процесса следственных действий. Так, до возбуждения уголовного дела может быть проведено только одно следственное действие — осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). В связи с этим прокуроры должны обращать внимание на то, что это положение УПК не подлежит расширительному толкованию.
При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения до- следственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.
Следователь, дознаватель, убедившись в том, что в поступившем сообщении о преступлении содержатся признаки преступления и отсутствуют правовые основания к отказу в возбуждении уголовного дела, обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, вынести об этом постановление и немедленно уведомить заявителя.
Следователь, вынеся постановление о возбуждении уголовного дела, незамедлительно приступает к расследованию. В свою очередь дознаватель обязан свое решение о возбуждении уголовного дела согласовать с начальником органа дознания и прокурором.
Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Постановление следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, в свою очередь, должно стать объектом пристального внимания прокурора, как с формальной, так и с содержательной стороны.
Генеральный прокурор возлагает на надзирающих прокуроров безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, прокуроры должны незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, надзирающий прокурор выносит постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо оттого, производились ли по делу следственные действия.
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю вышестоящего следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.
В соответствии со ст. 124 УПК прокурор, руководитель следственного органа рассматривают жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам ее рассмотрения прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Читайте так же:  Доверенность на перевод денег по почте

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Прокурорский надзор — это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей её территории. В своей деятельности прокуратура руководствуется ФЗ N2202-1 «О прокуратуре Российской федерации», а также иными законами. Относительно уголовного производства, прокурор надзирает за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие и руководствуется также Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 02 июня 2011г. №162 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия”.

Предметом прокурорского надзора согласно ст.32 ФЗ от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» являются: «законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы».

Прокурорский надзор– это гарантия обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел. Однако, в практике имеются различные мнения относительно того, какой момент или временной промежуток считать «возбуждением уголовного дела». В буквальном выражении это понятие предполагает одномоментное формальное действие следователя или дознавателя по вынесению постановления о возбуждении уголовного дела. На практике -это целая досудебная стадия процесса, в которой полномочные органы государства и должностные лица при наличии к тому повода (жалобы, заявления, явки) устанавливают наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и, следовательно, дальнейшего производства по делу.

Непосредственно акт возбуждения уголовного дела условно является результатом предварительной проверки по заявлению (сообщению, явке) и приводит механизм уголовного процесса в движение, фактически служит точкой отсчета сроков предварительного расследования, а, следовательно, и сроков содержания под стражей обвиняемых. Эта стадия уголовного дела неизбежна, в связи с чем появляется правовая основа для выполнения процессуальных действий в последующих стадиях.

В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за соблюдением должностными лицами и органами требований сроков содержания под стражей, пресекает отказы в принятии заявлений и сообщений о преступлениях, контролирует своевременную регистрацию указанных обращений, а также способы проведения проверок, проверяет на соответствие их требованиям законодательства РФ. При этом прокурор вправе посещать в любое время все органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, знакомиться с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждении, прокурор или его заместитель обязаны немедленно освободить своим постановлением. При этом постановления и требования прокурора обязательны для исполнения согласно ст. 34 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Закон требует от следователя, дознавателя, органа дознания в целом, направлять копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору. Так, часть 4 ст.146 УК РФ (Возбуждение уголовного дела публичного обвинения) обязывает руководителя следственного органа, следователя, дознавателя копию постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направить прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого- разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор также незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело3.

В уголовно-процессуальном законе имеют место особенности при возбуждении уголовных дел частного обвинения в случае обращения потерпевшего или его представителя (законного представителя) с заявлением к мировому судье. В таком случае уголовное дело возбуждается путем подачи потерпевшим или его законным представителем в суд заявления, согласно ч.1 или 2 ст.318 УПК РФ (Возбуждение уголовного дела частного обвинения) о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.115 УК РФ (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), ч.1 ст.116 УК РФ (Побои), ч.1 ст.128.1 УК РФ (Клевета).

При возбуждении уголовного дела данной категории закон не обязывает мирового судью направлять прокурору копию постановления о принятии уголовного дела к производству, поскольку обвинение выдвигает и поддерживает потерпевший- частный обвинитель (ст. 22, 318 УПК РФ).

С целью определения законности возбуждения уголовного дела, прокурор неизбежно должен проверить и дать анализ всем действиям следователя (органа дознания), имевших место до момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. То есть, фактически функция прокурора по осуществлению прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовного дела начинается с момента поступления в органы внутренних дел информации о преступлении или заявления потерпевшего (или его представителя) о совершенном преступлении.

В случае, если по результатам проверки прокурор приходит к выводу об отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела, а оно возбуждено, прокурор вправе в соответствии со ст.32 Закона «О прокуратуре РФ» отменить постановление о возбуждении уголовного дела.

Функцией прокурорского надзора является, кроме иного, деятельность по проверке законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела. Согласно ст.141 УПК РФ (Заявление о преступлении), потерпевший может заявить устно или письменно о совершенном преступлении, что оформляется в Отделе Министерства Внутренних Дел (ОМВД) протоколом сообщения о преступлении или заявлением соответственно. При невозможности явки лица для подачи заявления о преступлении, сообщение о нем оформляется рапортом должностного лица согласно ст.143 УПК РФ и в соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (утв. Приказом МВД России от 29.08.2014года №736).

По обращению в ОМВД по факту совершенного преступления, потерпевший ожидает возбуждения уголовного дела, восстановления нарушенных прав и справедливости, что ассоциирует с наказанием лица, совершившего преступление.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять сообщение о любом преступлении и проверить поступившую информацию в пределах своей компетенции, установленной УПК РФ, после чего в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения (или в течение 10 суток при продлении срока проверки согласно ч.3 ст.144 УПК РФ) принять по нему решение в соответствии со ст.145 УПК РФ.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела согласно ст. 148 УПК РФ, о передаче сообщения по подследственности согласно статьи 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения — в суд согласно ч.2 ст. 20 УПК РФ.

Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа для проведения такой проверки.

В стадии отказа в возбуждении уголовного дела также имеются некоторые особенности в части преступлений, относящихся к такой категории дел, как частное обвинение. А именно, если по результатам проведенной проверки орган дознания усматривает в действиях лица признаки состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.115, ч.1 ст.116 или ч.1 ст.128.1 УК РФ, то отказывает в возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет потерпевшего с одновременным разъяснением права на обращение в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела частного обвинения. Далее потерпевший пользуется предоставленным ему законом правом обращения к мировому судье с заявлением частного обвинения и просьбой принятия уголовного дела к своему производству. В начальной стадии судебного разбирательства мировой судья с целью рассмотрения дела по существу истребует у органа дознания материал проверки для исследования его в судебном разбирательстве.

Как следует из практики по уголовным делам частного обвинения судебных участков №2 Дзержинского судебного района г.Ярославля, судебных участков №1, №2, №3 Ярославского судебного района Ярославской области за период с 2002г. по 2015год, а также по результатам анализа материалов проверки, проведенной ОМВД того же региона, не каждый подобный материал проверки, завершившийся постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, проходит прокурорскую проверку, в связи с чем основания, по которым в возбуждении уголовного дела отказано, могут повлиять на рассмотрение дела частного обвинения по существу и послужить основанием к прекращению уголовного преследования.

Например, в рамках дела частного обвинения Ивановой А.И. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.115 УК РФ, из материала проверки усматривалось, что в возбуждении уголовного дела органом дознания отказано в связи с отсутствием в действиях Ивановой А.И. состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.115 УК РФ.

При указанных обстоятельствах суд должен был учесть п.5 ч.1 ст. 27 УПК РФ, предусматривающих, что уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается при наличии в отношении него неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Читайте так же:  Квалификационные требования социальный работник рф

Анализ норм ч.3, ч.4 ст.24 УПК РФ в совокупности с п.5 ч.1 ст. 27 УПК РФ указывают на невозможность привлечения лица к уголовной ответственности по той норме закона, по которой в возбуждении уголовного дела отказано.

Потерпевший по данному уголовному делу, Сидоров И.И., не согласился с указанными обстоятельствами, ходатайствовал об отложении судебного разбирательства до решения им вопроса обжалования вышеназванного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Ивановой А.А. по указанным выше основаниям. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено прокурором района, уголовное дело рассмотрено с постановлением обвинительного приговора.

Аналогично, по обвинению Николаева И.И. по ч.1 ст.116 УК РФ в ходе судебного разбирательства при истребовании материала проверки установлено, что в возбуждении уголовного дела отказано «в связи с отсутствием в действиях Николаева И.И. состава преступления, предусмотренного УК РФ ».

По жалобе потерпевшего-частного обвинителя данное постановление было отменено прокурором, уголовное дело рассмотрено по существу с постановлением обвинительного приговора.

Так, согласно статистических данных прокуратуры Ярославской области, за 9 месяцев 2015года прокурорами отменено постановлений о возбуждении уголовного дела: всего 82, из них по ведомствам: Следственный комитет- 1, Следствие МВД- 32, Дознание — 49; — постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела 36451, из них Следственный комитет- 238, Следствие МВД- 214, Дознание — 35980; Следствие ФСКН -17, Дознание ФСКН -2.

Возбуждено уголовных дел по результатам отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел: всего 3452, из них по ведомствам: Следственный комитет- 1, Следствие МВД- 22, Дознание — 3426; Следствие ФСКН -2, Дознание ФСКН -1.

Специализированные прокуратуры (Военная, Природоохранная, Транспортная, По надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказаний и иных мер принудительного характера) осуществляют свою деятельность аналогично территориальной прокуратуре субъекта РФ.

Другие прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях, обеспечивающих их функционирование, подчиняются непосредственно территориальным прокуратурам субъектов РФ .

Таким образом, роль прокурорского надзора в стадиях возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела значима для государства в целом, поскольку обеспечивает законность и права граждан, а сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами действующего законодательства; именно прокурорский надзор обеспечивает неуклонное и строгое соблюдение и исполнение законодательства на всей территории Российской Федерации.

Однако, проблема прокурорского надзора в стадии отказа в возбуждении уголовного дела по категориям преступлений, отнесенных к делам частного обвинения, и в стадии возбуждения уголовного дела имеет место, что влечет затягивание судебного разбирательства и может привести к прекращению уголовного преследования виновного лица.

В целях обеспечения своевременного рассмотрения вопросов, касающихся возбуждения уголовного дела (или отказа в возбуждении уголовного дела), а в последующем и своевременного рассмотрения дела в суде, требует вмешательства законодателя стадия возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела в ходе предварительной проверки по сообщению (заявлению) о преступлении.

Решением возникающих вопросов могло бы явиться расширение полномочий прокурора и возложение на него обязанности утверждения постановления следователя (дознавателя, органа дознания) о возбуждении уголовного дела или отказа в его возбуждении.

Список литературы

1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (принят ГД РФ 22 ноября 2001)

3. Федеральный Закон от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» N2202-1

4. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 02 июня 2011г. №162 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия”.

6. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».

7. Статистические данные прокуратуры Ярославской области за 9месяцев 2015года.

8. Судебная практика по уголовным делам, находившимся в производстве судебных участков №2 Дзержинского района г.Ярославля, судебных участков №1,2,3 Ярославского судебного района Ярославской области за период с 2002г. по 2015г.

Прокурорский надзор за исполнением законов в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Осуществление прокурорского надзора за точным исполнением законов органами предварительного расследования составляет основное содержание деятельности прокуратуры в досудебном производстве по уголовным делам. Надзорная роль прокурора в механизме стабилизации уголовно-процессуальных отношений состоит в выявлении и устранении нарушений, допущенных следователем или дознавателем при расследовании уголовных дел, в целях защиты прав участников уголовного процесса, формирования единой практики применения действующего законодательства.

Сущность прокурорского надзора в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования заключается в выявлении прокурором нарушений прав граждан при проверке заявлений о преступлениях, производстве предварительного расследования, требования прокурора, адресованного руководителю следственного органа, об устранении нарушений федерального законодательства, отмены прокурором незаконных решений органа дознания, дознавателя при производстве дознания, восстановления прав граждан.

Предмет прокурорского надзора — это единообразное и точное исполнение норм УПК, федеральных законов, ведомственных правовых актов должностными лицами органов предварительного расследования по регистрации, рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях; установлению и изобличению лиц, совершивших преступления; обеспечению прав и законных интересов граждан, вовлеченных в досудебное производство.

Субъекты прокурорского надзора — Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры, их заместители, иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре (и. 31 ст. 5 УПК).

Права и обязанности (полномочия) прокуроров при осуществлении надзора за деятельностью органов предварительного следствия и дознания, порядок и форма их реализации в юридической литературе именуются правовыми средствами (формами) прокурорского надзора. Применение правовых средств надзора ведет к возникновению уголовно-процессуальных отношений между прокурором, с одной стороны, органами дознания, предварительного следствия и должностными лицами, наделенными полномочиями по расследованию уголовных дел, — с другой стороны.

Закрепленные в законе права и обязанности прокурора составляют его полномочия.

Надзорному праву прокурора обнаружить и устранить ошибки расследования соответствует обязанность руководителя следственного органа рассмотреть поступившее от прокурора требование об устранении нарушения федерального закона, а для органа дознания и начальника подразделения дознания — исполнить письменные указания прокурора.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии возбуждения уголовного дела

В силу ч. 2 ст. 21 УПК в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять предусмотренные законом меры по установлению события преступления и изобличению лица, совершившего преступление.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе проверять исполнение федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Приказом Генеральной прокуратуры и МВД России от 12.09.2006 № 80/725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях» на прокуроров возложена обязанность: осуществлять надзор за состоянием регистрации и учета заявлений (сообщений) о преступлениях не реже двух раз в неделю; изучать находящиеся в производстве сотрудников органов дознания материалы проверок и давать письменные указания, подлежащие исполнению (п. 4.4). Приказом Генерального прокурора от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» на прокуроров возложена обязанность с особым вниманием проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма; незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ; о преступных посягательствах на бюджетные средства; о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу (п. 1.4).

Если преступление обнаружено прокурором, то он решает вопрос о передаче материалов по подследственности в орган дознания или предварительного следствия. Передача материалов прокурорской проверки осуществляется на основании постановления прокурора.

Сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации, проверяется органом дознания по поручению прокурора. Редакция, главный редактор средства массовой информации обязаны по требованию прокурора передать органу дознания имеющиеся у них документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. В случае производства документальных проверок или ревизий при проверке сообщения о преступлении прокурор вправе по ходатайству дознавателя продлить срок проверки до 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

По окончании предварительной проверки орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь при наличии повода и основания возбуждают уголовное дело (ч. 1 ст. 146 УПК) и копию постановления направляют прокурору. Согласия прокурора на возбуждение уголовного дела не требуется. Исключение составляют случаи возбуждения уголовных дел частного обвинения начальником подразделения дознания или дознавателем, когда лицо находится в зависимом состоянии или по иным причинам не может защитить свои права и законные интересы. В этих случаях уголовное дело возбуждается начальником подразделения дознания либо дознавателем с согласия прокурора (ч. 4 ст. 20, ч. 2 ст. 401 УПК).

По уголовным делам частно-публичного обвинения дознание не проводится. Уголовные дела частно-публичного обвинения подследственны следователю Следственного комитета РФ. В случае когда лицо находится в зависимом состоянии или но иным причинам не может защитить свои права и законные интересы, уголовное дело частно-публичного обвинения вправе возбудить орган дознания и провести неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК). Согласия прокурора на возбуждение уголовного дела частно-публичного обвинения начальником органа дознания закон не требует (ч. 4 ст. 20, ч. 2 ст. 147 УПК).

При отказе в возбуждении уголовного дела копия постановления следователем или дознавателем в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору. Приказом Генеральной прокуратуры и МВД России от 12.09.2006 № 80/725 на прокурора возложена обязанность проверять законность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в течение пяти суток с момента их поступления в прокуратуру (п. 4.3).

Признав постановление следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным, прокурор выносит постановление и вместе с материалами предварительной проверки направляет его руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене незаконного постановления следователя. Незаконное постановление органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор отменяет самостоятельно. Вынесенное прокурором постановление и материалы предварительной проверки направляются начальнику органа (подразделения) дознания для исполнения.

Читайте так же:  Французский уголовный кодекс 1810 г

Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.

Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.

Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела установлены ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

В соответствии с данной нормой закона каждое постановление о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное органами предварительного расследования в обязательном порядке в течение 24 часов с момента вынесения направляется прокурору для проверки законности.

Прокурор незамедлительно истребует и изучает материалы проверок, послужившие основанием для вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела, и в течение 5 суток с момента их поступления прокурор полномочен отменить соответствующее решение, в случае признания его незаконным и необоснованным.

Законность любого постановления о возбуждении уголовного дела также проверяется прокурором в течение 24 часов с момента поступления прокурору материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано заинтересованными лицами прокурору в порядке, установленном ст. 124 УПК РФ. При этом прокурор истребует и повторно проверяет законность соответствующего процессуального решения с учетом доводом заявителя.

Согласно действующего уголовно-процессуального законодательства прокурор не наделен полномочиями по вынесению постановления о возбуждении уголовного дела.

Надзор прокурора на стадии возбуждения уголовного дела рб

Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. От того, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан . В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела урегулирован как уголовно-процессуальным законодательством, так и внутриведомственными нормативными актами.

См. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия”

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

Надзор прокурора за исполнением законов при возбуждении уголовных дел заключается в контроле:

    1. исполнения законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях;
    2. сроков проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела;
    3. законности и обоснованности принятого решения: о возбуждении дела; об отказе в возбуждении дела; о передаче сообщения по подследственности или в суд по делам частного обвинения;
    4. осуществления следственных действий (на этой стадии — только осмотр места происшествия, освидетельствование , следственная экспертиза — ст. 144 УПК РФ).

В соответствии с УПК РФ прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела обеспечивается действиями органов следствия и дознания, которые заключаются:

    • в направлении уголовного дела прокурору для определения подследственности (при необходимости) — п. 3 ст. 146 УПК;
    • в незамедлительном направлении копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору (при возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании). В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело — п. 4 ст. 146 УПК;
    • в выдаче дознавателю согласия прокурора при возбуждении уголовного дела о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей ст. 20 УПК (по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения);
    • в необходимости получения согласия прокурора на прекращение уголовного дела ( ст. 25-28.1 УПК РФ).
    • в направлении прокурору копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела ( ст. 148 УПК РФ).

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела — установленного уголовно-процессуальным законом источника, из которого компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.

Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом , который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:

    1. в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые – не регистрируются и не рассматриваются;
    2. уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;
    3. нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т. д.

Контроль исполнения законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях , сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела.

При наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.

Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.

Контроль сроков проверки повода для возбуждения уголовного дела

Особое внимание при осуществлении надзора за исполнением законов в этой стадии прокурор должен уделить срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела . В соответствии с положениями УПК прокурор, следователь и дознаватель обязаны проверить поступивший повод для возбуждения уголовного дела и в течение трех суток принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.

Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.

Однако при необходимости проведения ревизий или документальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки поступившего сообщения о преступлении до 30 суток.

Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т. д.

Контроль осуществления следственных действий

Отдельного внимания заслуживает подход к возможности осуществления в этой стадии уголовного процесса следственных действий . Так, до возбуждения уголовного дела может быть проведено только одно следственное действие – осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). В связи с этим прокуроры должны обращать внимание на то, что это положение УПК не подлежит расширительному толкованию.

Еще статьи:

  • Налог на регистрацию прописки Нужно ли платить госпошлину за регистрацию по месту жительства в 2019 году Актуальное на сегодняшний день законодательство предписывает всем гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, пройти временную или постоянную регистрацию по определенному адресу. Данная процедура […]
  • Приказ об установлении стажа работы образец Приказ об установлении работнику надбавки за стаж работы в структурных подразделениях организации по защите государственной тайны (образец заполнения) ОАО "Стройремстройсервис" "20" августа 2010 г. Москва Об установлении надбавки за стаж работы в структурных подразделениях по защите […]
  • Досрочная пенсия педагогам и уход за ребёнком Льготный стаж и отпуск по уходу за ребенком Входит ли декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком в льготный стаж, если ребенок рожден в 1993 году? Добрый день! Если речь о специальном (льготном) стаже, который дает право на досрочное назначение пенсии, то отпуск по уходу за ребенком […]
  • Министерство обороны льготы военнослужащих ПРИКАЗ Минобороны РФ от 02.09.94 N 300 "О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЬГОТ ПО ПРОЕЗДУ И ПЕРЕВОЗКАМ ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ" В соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и Постановлением Правительства […]
  • Учебное пособие по логике кириллов Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике Под ред. В. И. Кириллова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Юристъ», 1997. — 128 с. Сборник упражнений построен в соответствии с учебником по логике (Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 1995> и включает […]
  • Приказ 220 министерства здравоохранения рф Приказ 220 министерства здравоохранения рф к приказу Минздрава РФ от 17 сентября 1993 г. № 220 Положение о консультативно-диагностическом кабинете инфекционного стационара 1. Консультативно-диагностический кабинет организуется в составе инфекционной больницы для оказания […]