Налог древней руси

Налоги Древней Руси

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятинупо всей земле Русской: из княжения в Соборнуюцерковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгудесятую неделю, аи с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.

Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала».Подшлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «Отрала» — т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, атеперь стали платить по одному шлягу.

Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, иполюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит. Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина»мыт»взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес»и»мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.

Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю — пошлину12гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054). Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну». Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350-1389) с темником Мамаем (? — 1380) — фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству С.М. Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша изадержание в Орде сына великокняжескогоВасилия заставили потом Донского заплатить огромный выход . брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей».

Налогообложение Древней Руси

Главная > Реферат >Финансы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.

На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.

Третий, современный, этап — государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов.

Налогообложение в Древней Руси начало складываться несколько позже, чем в Древней Греции ( VII—IV вв. до Р.Х.) или в Древнем Риме (В IV—111 вв. до Р.Х.). Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. Дань взималась двумя способами:

повозом, когда она приво­зилась в Киев,

полюдьем, когда князья или княжеские дружи­ны сами ездили за нею.

Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Глава 1. Налогообложение Древней Руси

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина “мыт” взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина “перевоз” — за перевоз через ре­ку, “гостиная” пошлина — за право иметь склады, “торговая” пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины “вес” и “мера” устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина “вира” взималась за убийство, “продажа” — штраф за прочие преступления. Например, за убийство чужого хо­лопа без вины убийца платил господину цену убитого в возме­щение витков, а князю — пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или пла­тить за него виру способствовала раскрытию преступлений, пре­дотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не плати­ли в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (978 — 1054). Такая же пошлина, как за холопа, устанавли­валась за убийство чужого коня или скотины.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал “выход”, взимавшийся сначала баскаками — уполномочен­ными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чи­новников, самими русскими князьями. “Выход” взимался с каж­дой души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаше всего купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличи­вая налоговый гнет на русские княжества. К ордынским налогам также относится ям (ордынская тягота, обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам).

Главным источником внутренних до­ходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет при­соединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите и его сыне Симеоне Гордом.

Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Ру­си входит в обиход название “таможник” для главного сборщика торговых пошлин. Это слово происходит от монгольского “тамга” — деньги. У таможника имелся помощ­ник, именовавшийся мытником.

Уплата “выхода” была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой систе­мы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел дан­ные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производ­ства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строи­тельство засек — укреплений на южных границах Московского государства.

Кроме дани, источником дохода казны великого князя слу­жили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, ре­ки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

На Руси в период татаро-монгольского владычества образовалась и по­лучила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземель­ный налог. Он определялся качеством и количеством зем­ли. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней — 14, худой — 16 четей.

Для определения размера налогов служило “сошное письмо”. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных дан­ных в условные податные единицы “сохи” и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер зависел от об­ласти, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с, состоявшими при нем, подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Едини­цей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Со времени Ивана Грозного в промышленных местах рас­кладка податей стала производиться “по животам и промыслам”. Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный муж­чина был обложен меховой или пушной данью, называемой “ясак”. Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.

Также при Иване Гроз­ном широко практиковались целевые налоги. Такими были ям­ские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон. Раскладка и взимание податей производились самими зем­скими общинами посредством выборных окладчиков. Они на­блюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно “по достатку”, для чего составлялись так называемые “окладные книги”.

Читайте так же:  Спор грех

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и отку­пов, главными из которых были таможенные и винные. Торговые по­шлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров.

В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сбо­ре пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает о штрафах и том, что брать пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, бояр­ских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Вол­хова с судов и плотов с плавного весу. В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.

В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

Царь Алексей Михайлович (1629—1676) создал в 1655 г. Счетный при­каз. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ при­ходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства.

Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, при Алексее Михайлови­че стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась еже­годно “со всяких людей”. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом, теперь выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развива­лись пошлины с различных частных сделок, с просьб в админи­стративные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот — неок­ладные сборы.

Таким образом, прямые налоги “с животов и про­мыслов” поднялись до 20%. Увеличивать их стало сложно. Тогда была предпринята попытка поправить финансо­вое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повы­шен акциз на. Эту меру приме­няли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. В России же соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.

Глава 2. Налогообложение Петра I

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672—1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением стра­ны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Страна покрывалась сетью заводов и мануфак­тур. Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила про­текционистскую политику, в том числе через таможенные по­шлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой.

Промышленное развитие требовало улучшения торговли. Торговлю затрудняло состояние путей сообщения. Российским купцам Петр на­стойчиво предлагал образовывать торговые компании, объеди­нять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в буду­щем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стре­лецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгун­ские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Царь учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность которых “сидеть и чинить государю прибыли”, т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. На­пример, раскольники были обязаны уплачивать двойную по­дать. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.

До 1678 г. единицей налогообложения была “соха”, устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Возник способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Поэтому прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа. В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспе­чить справедливость налогообложе­ния, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некото­рых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую оче­редь, для малоимущих людей.

Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право “буде они похотят” управляться своими выборными бурмистра­ми. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упоря­дочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело. В 1718 г. в каждом уезде стал выби­раться дворянами земский комиссар для сбора подушной пода­ти, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.

Глава 3. Система налогообложения после Петра I

В России при преемниках Петра I финансы начали приходить в расстройство. В отличие от своего великого предка Елизавета (1709—1761) и Петр III (1728—1762) не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превра­щены в разорительные частные монополии. Об экономии в го­сударстве перестали заботиться еще со времен Анны Иоанновны (1693—1740). Незадолго до свержения Петра III в мае 1762 г. государю было доложено: государственных доходов состоит 15 350 636 руб. 93 1/4 коп., из них расходуется:

Екатериной II (1729—1796) были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упоря­дочено управление финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в на­логообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Екатерина II преобразовала систему управления финан­сами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующему году на четыре само­стоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов.

Налоги при Екатерине II также взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перево­зов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др. Появляются первые заемные средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.

Рынок и налоги – главная проблема и се­годняшнего дня. Потому, что налоги являются важным инструментом регулирования ры­ночных отношений. Сложный механизм налогообложения должен приспосабли-ваться и к новому уровню про­изводительных сил, и к постоянно изменяющейся прак­тике хозяйствования. Причем, рассматривая историю развития системы налогообложения, можно заключить, что использование налогов является инструментом выхода из тя­желых кризисных ситуаций, а также стабилиза­ции экономики и ее динамичного развития. Особенно наглядно это заметно во второй половине царствования Петра I. Доходы государства постоянно росли, и несмотря на огромные издержки, оно обходилось собственны­ми доходами и “не сделало ни копейки долгу”. Петр реорганизовал управление финансами.

Екатерина II продолжала курс Петра I на усиление местного самоуправления. Ею были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Таким образом, императрица стремилась облегчить систему налогообложения для простых людей, что привело к упоря­доченному управлению финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов. В этот период укрепляются бюджеты городов.

В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Налоги в Древней Руси

Люди никогда не любили платить налоги. Не любят и теперь. Однако, слушая причитания граждан о непосильном налоговом бремени, историки только философски улыбаются: не видели вы, граждане, лиха. Современный налоговый инспектор входит в нашу жизнь в виде тщедушного клерка, вооруженного авторучкой и калькулятором. Ему нужна лишь небольшая толика наших денег.

Средневековый «налоговый служащий» приходил в составе хорошо вооруженной группы лиц, очень похожих на бандитов с большой дороги. Вместо авторучки у средневекового мытника (так называли сборщика налогов) был добрый меч, а вместо офисного пиджачка – клёпанная кольчуга. И забрать он мог не тринадцать, и не двадцать пять процентов доходов. Он мог забрать все, что понравилось: одежду, скотину, жену, детей. А если в плохом настроении – то и жизнь.

Налоги выросли из даней, которые побежденные племена платили победителем. Собирали эти налоги во время так называемого «полюдья». Из летописи нам известно трагически закончившееся полюдье, в которое отправился князь Игорь Старый в 945 г. Тогда он решил увеличить «налоговое бремя» на покоренное племя древлян. Пожив у них определенный срок и, видимо, основательно обобрав, он поехал было домой, в Киев, но в какой-то момент его обуяла жадность, и он вернулся за добавкой.

Древляне, только что счастливо спровадившие князя, снова увидев его, удивились. И удивились совсем не по-доброму. Надо сказать, что не только налоговики Х века отличались крутостью нрава, налогоплательщики тоже были не чета нынешним. Они не выходили на одиночные пикеты и не писали истеричных постов в Фэйсбуке и Одноклассниках. Они просто привязали одну ногу князя Игоря к одному туго согнутому дереву, а другую ногу князя Игоря к другому туго согнутому дереву. После чего деревья были отпущены. Из одного цельного князя получилось две княжеские половинки.

Надо сказать, этот случай «уклонения от уплаты налогов» не прошел для них безнаказанно. Ответом было мероприятие, называемое в научной и учебной литературе «налоговой реформой княгини Ольги». Началась эта реформа, как часто бывает, с попытки убедить население, что реформа не ударит по ним слишком сильно. Объектом стали жители древлянского города Искоростня. Они были повинны в убийстве князя Игоря, поэтому опасались (как потом выяснилось, не зря), что Ольга так просто от них не отстанет. Но Ольга убедила, что хочет лишь «дань малу»: по три воробья и по три голубя со двора.

Древляне воодушевились: обычно дань брали медом и мехами, которые стоили недешево. А голуби и воробьи в те далёкие времена (впрочем, как и сейчас) были «бесплатным ресурсом». Они собрали нужное количество птичек и выдали княгине. Ольга приказала привязать к каждой трут, поджечь и отпустить. Птицы, повинуясь природному инстинкту, полетели туда, где были пойманы. На голубятни и чердаки Искоростня. Город заполыхал сразу с нескольких концов. Тушить было невозможно. Жители стали выбегать из-за городских стен. Там их встречали дружинники Ольги и методично истребляли. Тех, кто не был истреблен, обратили в рабство, а на прочих была наложена дань настоящая – тяжелая. Это был первый знаменательный шаг реформы, о которой летописец сообщил кратко:

Читайте так же:  Минздрав россии приказ 302н

«И устави по Мьстѣ погосты и дань, и по Лузѣ погосты и дань, и оброкы; и ловища ея суть по всей земли, и знамения и мѣста и погосты».

В дальнейшем налоговая система продолжала развиваться. От эпизодических «наездов» власть перешла к регулярному обиранию населения. Впрочем, платить налоги обязаны были не все. Бояре и дворяне не платили. Но они должны были с пятнадцати лет нести военную службу. Причем, не шутейную: военная служба в те времена была сопряжена с постоянной опасностью. Если бы современному человеку предложили: отправить своего сына в «горячую точку» или заплатить деньгами, «горячую точку» выбрали очень немногие.

Это уж потом дворянство из боевого сословия превратилось в сословие тунеядское, но в средние века им приходилось несладко.

Те, кто не служил – платили. Назывались они «тяглыми» или «подлыми» людьми. В слове «подлый» изначально негативного смысла не было. Оно означало лишь, что человек подлежит налогообложению. Причем, платить налоги государству – это была в определенном смысле привилегия. Привилегия свободных людей. Зависимые люди платили не государству, а своим хозяевам.

Изначально, со времен древнейших князей, единицей налогообложения был «дым» или «двор». Это давало возможность малоимущим уменьшать налоговую нагрузку, не расселяясь по разным дворам, а жительствуя одной большой многопоколенной семьей. Прекратил эту практику Петр I Великий, который ввел подушную подать. Теперь единицей налогообложения была «душа», т.е. лицо мужского пола.

Раз в десять-пятнадцать лет проводилась ревизия: пересчитывали всех мужчин податных сословий Российской империи. И вплоть до следующей переписи человек был обязан выплачивать подать даже в том случае, если у него не было доходов. Более того, платить обязаны были даже мертвые. «Как же так, – спросит озадаченный читатель, – как же мертвый может платить?» «Очень просто», – ответит историк. Налог начислялся не индивидуально, а на крестьянскую общину. Если в селе было 159 мужчин, то налог высчитывался в целом на них на всех. И вплоть до следующей переписи не менялся.

Сначала он равнялся 74 копейкам, а к XIX веку вырос до двух рублей в год. Два рубля по тем деньгам – это было не очень много. На рубль можно было купить пару куриц или 2,5 кг. говядины. Но население было бедным. Мясо на столе большая часть видела только по праздникам. Поэтому и эти рубли были для крестьян чувствительной потерей. Подушную подать отменили в 1887 г. Тогда налоги начали платить уже и дворяне.

Наступала эпоха великих перемен. В начале ХХ века Россия погрузилась в хаос, который не смогли пережить ни русская монархия, ни дворянство, ни буква «ять». А налоги выжили. И неплохо чувствуют себя. Они, конечно, приняли к сегодняшнему дню более благообразный вид. Хотя нет-нет, а мелькнет в стеклах очков налогового инспектора отблеск пожара древнего Искоростня.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Налоги в древней Руси и в период становления российского государства

Налогообложение в Древней Руси в IX–XII веках

Объединение славянских племен в древнерусское государство началось во второй половине IX в. н.э. С этого времени государство начало выполнять определенные функции, важнейшей из которых являлась защита от внешних врагов, и именно тогда появилась потребность в государственных финансах. Основным источником доходов княжеской казны была дань, а также контрибуции с покоренных соседей. На первом этапе дань носила нерегулярный характер, но со временем приобретала все более систематический характер прямого налога.

Начало формирования древнерусского государства и создания финансовой системы связывают с именем князя Олега (?–912). Первые сведения о нем относятся к 882 г., когда он захватил вначале Смоленск, а затем Киев, которым и правил до своей смерти. «Повесть временных лет» так повествует об этом [8, с. 13]: «И сел Олег, княжа в Киеве, и сказал Олег: это будет мать городам русским». Утвердившись в Киеве, князь Олег занялся установлением системы дани с покоренных соседей, т.е. народов, населявших в то время Русь: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь, литва и др. Дань платили мехами (куницами) или деньгами – арабскими серебряными монетами (шлягами). Единицей обложения служил «дым», т.е. обитаемое жилище, и «рало», т.е. плуг или соха: «Некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» [9, с. 11].

При завоевании соседних племен князь Олег использовал не только военные методы, но и финансовые стимулы. Он, как в свое время делали римляне, при завоевании племен устанавливал им более легкую дань, чем они платили хазарам. В 883 г. князь Олег покорил древлян и брал с них дань по «черной кунице с дыма». В 884 г. победил северян и возложил на них дань легкую – и не позволил им платить дань хазарам, говоря так: «Я враг им и вам незачем им платить» [8, с. 13].

Целью, разумеется, было стремление привлечь на свою сторону соседние племена. Это дало определенный политический результат. Как повествуют летописи, племя радимичей пришло к Олегу и просило заступничества от хазар. «И сказал им Олег: не давайте хазарам, но платите мне. И дали Олегу по щелягу (шлягу)» [8, с. 13]. Заметим, что ранее радимичи платили хазарам по два шляга от рада. Как пишут летописи: «И властвовал Олег над радимичами, а с другими народами воевал» [8, с. 13].

Чуть позже князь Олег стал взимать дань и со словен, живущих в районе озера Ильмень, и с их главного города Новгорода. Ежегодно население Новгорода обязано было платить князю 300 гривен. Это первое упоминание о русской денежной единице – гривне, которая представляла собой слиток серебра весом в половину фунта (примерно 200 г). Это был целевой сбор на содержание княжеской дружины для обороны северных границ от набегов варягов и иных племен. Разумная налоговая политика князя Олега способствовала укреплению и расширению древнерусского государства.

Дань в то время взималась двумя способами:

  • – повозом, когда дань в установленное время привозилась в Киев;
  • – полюдьем, т.е. ежегодным объездом князем и его дружиной подвластных ему земель с целью сбора дани.

Для сбора дани полюдьем из Киева обычно в ноябре, когда выпадет снег и замерзнут реки и болота, выходила княжеская дружина и направлялась на северо-запад в район Припяти, населенный древлянами. Затем путь их лежал на север в земли дреговичей и на восток – к кривичам. После этого они поворачивали на юг и через земли северян возвращались к концу марта в Киев. По пути следования заранее создавались определенные пункты – становища, куда свозили дань с окрестных земель. Дружина князя и сопровождающие его лица содержалась за счет местных племен.

Полюдье, как способ взимания дани, было характерно и для других стран в начале становления западноевропейских государств. Так в Польше полюдье называлось «стан», а дань называлась «гощение» (от слова «гостить»).

Князья, которые правили после Олега, были часто менее мудры и более жадны, что вело к самым негативным для них и для государства последствиям. Из истории известна причина смерти князя Игоря – преемника Олега на киевском престоле. Как написано в летописи, воеводе Свенельду было поручено собрать дань с древлян, что и было им сделано («по черной кунице с дыма и по шлягу от рала»). Часть дани была передана воеводе и его дружине на содержание и оснащение. Дружина Игоря от зависти сказала Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами заданью. И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и много зла творили древлянам мужи его. Но и этого ему показалось мало. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же решили: если повадился волк к овцам, то выкосит все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьешь его, то всех нас погубит. Убили Игоря и дружину его, так как их было мало» [8, с. 17].

Таков был печальный итог несправедливого многократного налогообложения. По словам Η. М. Карамзина: «Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти» [6, с. 30].

Дань, как прямая подать, существовала на Руси на протяжении XI–XII вв. и первой половины XIII в.

Помимо прямого налога в виде дани были известны косвенные налоги, которые взимались в виде торговых и судебных пошлин. Вначале они носили абсолютно стихийный характер, затем постепенно им придавали некоторую «законодательную» базу. В частности, при князе Ярославе Мудром и его сыновьях был разработан свод законов под общим названием «Русская правда», в котором, в частности, были упорядочены и узаконены судебные пошлины и штрафы за различные правонарушения.

В древнерусском государстве взималось довольно много различных видов торговых пошлин. Например, при перевозе товаров через реку взимался «перевоз». За проезд через горные и городские заставы взимался «мыт». С купцов за право иметь в городе склады взималась «гостиная» (от слова «гость» – купец). За право торговать (организовывать рынки) уплачивалась «торговая». За это князь должен был обеспечивать безопасность проезда купцов, строить дороги, перевозы, переезды и т.п.

Кроме того, власть в лице князя заботилась о том, чтобы торговля велась честно. Для этого в первую очередь требовалось единство мер и весов. С этой целью были определены специальные княжеские люди, которые проверяли весы, гири и мерные сосуды. За это взимались две пошлины: «вес» и «мера».

Сборщик пошлин в Киеве в XII в. назывался осьменником. Он взимал осьмничее – сбор за право торговли.

Судебные пошлины взимались за различного рода преступления. Ярослав Мудрый в «Русской правде» упорядочил систему и величину судебных пошлин и штрафов. Штрафы были достаточно

большими, их размер зависел от характера преступления и уплачивался исключительно деньгами. За убийство взималась пошлина называемая «вира», за кражу, нанесение тяжелых повреждений, прочие преступления взималась так называемая «продажа». Судебные пошлины составляли от 5 до 80 гривен (напомним, что одна гривна – это около 200 г серебра). Минимальный штраф 5 гривен взимался за драку, мелкие кражи. За убийство штраф доходил до 80 гривен. Однако разница штрафов за убийство была достаточно велика. Так за убийство чужого холопа без вины (случайное убийство) убийца платил господину цену в возмещение убытков, а князю – пошлину 12 гривен. Такая же пошлина устанавливалась за убийство чужого коня или скотины, а также за хищение бобра из ловища. «Кто умышленно зарежет коня или другую скотину, платит 12 гривен в казну, а хозяину гривну» [12, с. 13].

С сегодняшних позиций это выглядит достаточно странно, но было бы неправильно осуждать наших предков и называть их варварами. Вспомним, что и римляне приравнивали к живому инвентарю и скот, и рабов (см. гл. 1).

Читайте так же:  Уралсиб расчёт стоимости осаго

Налоги в древней Руси

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» . Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу. Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю — пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054). Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну» . Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350—1389) с темником Мамаем (? — 1380) — фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству С.М. Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына велико-княжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход… брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей» . А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425) упоминается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб. Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353). Торговые пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины — деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д. Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался «осьмеником». Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства. Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше. Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней — 14, худой — 16 четей. Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков — зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор. Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Таким образом, финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань.

После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III (конец 15-начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация — сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы — «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

Еще статьи:

  • Заявление о праве на наследство по закону Заявление о праве на наследство по закону "Методические рекомендации по оформлению наследственных прав". Утверждены решением Правления Федеральной нотариальной палаты 27 - 28.02.2007, Протокол N 02/07 (извлечение). Оглавление: Раздел I. Открытие наследственного дела. Производство по […]
  • Русско-византийский договор 971 Русско-византийский договор 971 Доступно для пользователей, имеющих экспертный статус на портале история.рф. Вы можете высказать свои рекомендации и предложения по презентации документа и привлечению дополнительного материала.Оставить комментарий Договор — один из […]
  • Пожарная безопасность приказ 390 Правила противопожарного режима в Российской Федерации в 2017году (Приказ № 390) Уважаемые клиенты нашего сайта , на данной странице Вы можете бесплатно скачать новые Правила противопожарного режима в РФ в 2017г.(Приказ № 390) , ниже представленно оглавление по темам данного документа. […]
  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Доверенность на вклад форма Доверенность на вклад Подборка наиболее важных документов по запросу Доверенность на вклад (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Доверенность на вклад Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Доверенность на вклад Документ […]
  • Пособие по уходу за ребенком 2019 двойня Оформление пособий и выплат при рождении двойни в 2019 году Выплаты матерям, положенные при рождении двойни, можно разделить на пособия, назначаемые на федеральном и региональном уровне. Их сумма зависит от имущественного статуса семьи, наличия у матери и отца других детей, особенностей […]