Налог на дороги в беларуси льготы

Дорожный налог в Беларуси

Официально закон Республики Беларусь № 96-3 был оформлен уже 31 декабря 2013 года, но вступил в силу позже. Только с 1 января 2014 года белорусы столкнулись с так называемым дорожным налогом или, как его еще называют «налог на авто». Он предусматривает уплату собственником автомобиля государственной пошлины, которая позволяет транспортному средству участвовать в дорожном движении. Причиной введения налога был указан сбор средств для строительства новых и поддержания существующих дорог. Итак, давайте разберемся детально в вопросах оплаты госпошлины на автомобиль.

Оплатить государственную пошлину необходимо перед техосмотром, так как именно с квитанцией об оплате вас допустят к его прохождению.

Владелец, чей автомобиль моложе 10 лет платит госпошлину один раз в 2 года, но сразу двойную сумму. Но если у транспортного средства возраст превышает 10 лет, собственник платит налог ежегодно.

Сколько платить?

Начнем с того, что дорожный налог оплачивается физическими лицами и индивидуальными предпринимателями по единой ставке, конечная сумма будет зависеть лишь от массы и вида транспортного средства. Однако величина ставки у юридических лиц и организаций значительно больше.

Напомним, что 1 базовая величина = 24,5 белорусских рубля (с 01.01.2018).

Легковой автомобиль

Грузовой автомобиль

Автобус с числом посадочных мест

Оплата госпошлины оформляется отдельным платежом. Квитанцию об оплате следует предоставить сотрудникам УП «Белтехосмотр», которые определяют: готово ли транспортное средство к участию в дорожном движении. Важно понимать, что оплата дорожного налога – это не тоже самое, что оплатить техосмотр, за него придется платить отдельно.

Скидку 50% предоставляют следующим видам транспортных средств:

  • предназначенных для инвалидов I и II группы;
  • медицинской помощи;
  • Минобороны, МЧС, МВД, КГБ, Госпогранкомитета и других воинских формирований;
  • общественного транспорта (кроме такси и маршрутных такси).

Инвалидам для получения льготы нужно иметь при себе водительское удостоверение и медицинскую справку, подтверждающую годность к управлению транспортным средством.

С началом 2016 года был отменен ряд налоговых льгот на уплату госпошлины. Так, льгота для пенсионеров была отменена спустя только год существования. (с 2015г.). Сейчас 50% скидка полагается только ветеранам ВОВ, при наличии медицинского документа, подтверждающего, что ветеран допущен медкомиссий к управлению транспортным средством.

Где можно оплатить?

Физические лица могут оплатить пошлину: в банках, на почте, в отделениях связи. Организациям необходимо произвести оплату в отделениях банков.

Документ, подтверждающий оплату госпошлины годен в течении 3 лет. Поэтому, если вы произвели оплату, но по какой-либо причине не ездили на автомобиле продолжительное время (год-два), то заново оплачивать дорожный налог вам не нужно. Однако если за это время ставка государственной пошлины вырастет, вам придется доплатить недостачу в банке.

В течение трех лет вы также можете частично или полностью вернуть сумму налога. Это возможно, если вы заплатили больше, чем необходимо; вы отказываетесь от права участвовать в дорожном движении; ТС не прошло техосмотр. Но, если вы уплатили налог и в скором времени решаете продать автомобиль, государственная пошлина вам возвращена не будет, так как она привязана не к автомобилю, а к владельцу.

Также стоит упомянуть, что в случае, если вы не уплачиваете налог в срок и как следствие не проходите техосмотр вовремя, вам будет выписан штраф.

На что идут эти деньги?

Ответственным за накопленные средства от уплаты госпошлины является Министерство транспорта Республики Беларусь. Половина всей суммы идет на строительство, модернизацию и капитальный ремонт дорог, вторая же поступает в республиканский бюджет.

Подготовила: Виктория Харламенко Фото: из интернета

Транспортный налог в Беларуси в 2019 году

Долг платежом красен, но далеко не каждый владелец автомобиля воспринял как должное изменения, внесенные в 249-ую статью Налогового кодекса РБ после 31-ого декабря 2013 года. Согласно им, в стране появилась новая госпошлина — так называемый транспортный налог, как метко его сразу окрестили те, кто не представляет свою жизнь без «баранки». В чем его особенность и для чего он вообще нужен? Где и как можно оплатить транспортный налог в 2019 году в Беларуси? Обо всем этом — в подробном материале ниже.

Что такое транспортный налог и зачем он нужен?

Еще в 2016-ом году на трое белорусов приходился как минимум 1 личный автомобиль. Примените эту нехитрую статистическую выкладку к общему количеству населения страны — и поймете, что ежедневно дорожные просторы Беларуси бороздят около 3 миллионов единиц автомобилей. И это принимаются в расчет только личные авто — к полученной цифре можно смело добавлять и те транспортные средства, которые числятся на балансе у различных предприятий.

Конечно, такой интенсивный трафик наносит непоправимый урон имеющимся дорогам, и правительство Беларуси как раз и попыталось решить этот вопрос введением вышеупомянутой государственной пошлины. Юридически она закреплена в Налоговом кодексе РБ в 249-ой статье – читайте пункт 1.64. Вырученные средства направляются в республиканский и местный бюджеты на строительство новых дорог и ремонт уже существующих.

Сам документ хранится на национальном интернет-портале: вы в любой момент можете с ним ознакомиться.

Да, с точки зрения законодательства, так называемый транспортный налог, или дорожный сбор — это упрощенное и распространенное обозначение «выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

Только после того, как вы уплатили пошлину, ваш автомобиль допускается к прохождению техосмотра. Именно эта привязка и вызвала возмущение у многих автовладельцев, для которых одновременная выплата нового налога и стоимости техосмотра стала ощутимым ударом по семейному бюджету.

Сколько надо платить (таблица)

Один из главных нюансов — это возраст автомобиля. Если ваше транспортное средств «моложе» 10 лет, то оплачивать транспортный налог нужно сразу на 2 года вперед. Это правило не распространяется на грузовики и автобусы.

Также в расчет принимается общая масса авто. Есть 4 общепринятые категории:

  • до 1,5 тонн;
  • от 1,5 до 2 тонн;
  • от 2 до 3 тонн;
  • более 3 тонн.

Ставки транспортного налога

Они прописаны в пункте 112 Закона Республики Беларусь №96-3 от 31 декабря 2013 года.

Самые актуальные ставки по всем существующим категориям для максимального удобства мы отразили в развернутой таблице.

Подготовлен проект указа по изменению системы взимания госпошлины за прохождение техосмотра

Уже четыре года автовладельцы разделены на два лагеря: те, кто оплатил госпошлину и прошел техосмотр, и кто, боясь получить штраф за непройденный ТО, избегает встреч с сотрудниками Госавтоинспекции. У одной части негодование сменилось смирением, у другой – чувство несправедливости переросло в саботаж. Чего хотят белорусы и возможно ли это сделать?

Транспортный налог, дорожный сбор, дорожный налог, налог на дороги, налог на автомобили – так в народе прозвали государ­ственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, введенную с 1 января 2014 года.

Разрешение на допуск выдает УП «Белтехосмотр» по месту проведения технического осмотра автомобиля. Однако уже на тех­осмотр вы должны приехать с квитанцией об уплате госпошлины. Сделать это можно в банках, отделениях почтовой связи или через ЕРИП.

Как рассказала заместитель начальника инспекции – начальник управления налогообложения физических лиц инспекции МНС по Центральному району Гомеля Ева Зубрей, льготу по уплате госпошлины (читай – отмену уплаты) имеют:

  • перевозчики пассажиров транспортом общего пользования при включении их Минтрансом в перечень автомобильных перевозчиков;
  • транспортные сред­ства, специально оборудованные для использования инвалидами, а также если они получены через органы по труду, занятости и социальной защите.
  • От пошлины освобождены и автомобили скорой помощи, транспорт МВД, МЧС, КГБ, СК, Мин­обороны и Госпогранкомитета, а также авто с надписью «Социальная служба», предназначенные для социального обслуживания нетрудоспособных и находящихся в трудной жизненной ситуации граждан;
  • Инвалиды I или II группы, ветераны Великой Отечественной войны при наличии медсправки о состоянии здоровья, подтверждающей их годность к управлению;
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, уплачивают госпошлину по пониженной ставке.

Все меньше и меньше

Ева Зубрей отметила: размер платежа варьируется от 2 до 25 базовых величин и зависит от вида автомобиля, его владельца (физическое лицо, индивидуальный предприниматель или организация), а также разрешенной максимальной массы транспорт­ного средства.

К примеру, для физического лица с максимальной массой автомобиля от двух до трех тонн пошлина составит 8 базовых величин, или 196 рублей в год. А вот автовладельцу-организации придется заплатить 11 базовых, или 296 рублей 50 копеек. Также автомобилисты, чьи машины младше десяти лет, оплачивают госпошлину сразу за два года. Согласитесь, сумма немаленькая. Ведь помимо транспортного налога необходимо заплатить и за техосмотр. Поэтому некоторые автомобилисты постепенно игнорируют ТО, чтобы сохранить свои деньги.

Действительно, по информации «Белтехосмотра», количество автомобилей, которые регулярно проходят технический контроль, ежегодно уменьшается. Соответственно, сокращаются и поступления в бюджет. Например, в 2013 году, когда дорожного сбора еще не было, техосмотр стабильно проходило 60% всех автомобилей, зарегистрированных в Беларуси.

Информация к размышлению. В стране сегодня зарегистрировано около 3,5 миллиона авто. Если в 2015-м на станции техосмотра приехали 1,7 миллиона автомобилей, то в 2016 году – чуть более 1,5 миллиона, или 43% от общего числа. А в прошлом году в Беларуси выдано всего около 1,4 миллиона разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, сообщил начальник управления ОГТО УП «Белтехосмотр» Евгений Карпович.

Как обстоят дела в области? В гомельском филиале УП «Белтехосмотр» сообщили: в регионе в 2017 году около 185 тысяч автомобилей прошли техосмотр и получили разрешение на допуск к участию в дорожном движении, что практически на 10 тысяч авто меньше, чем в 2016-м, и минус в 20 тысяч в сравнении с 2015 годом.

Читайте так же:  Пособия родителям инвалидам

Конечно, не учитываются автомобили-«подснежники», которые давно сгнили во дворах, но не сняты с учета. Ведь за утилизацию авто нужно платить, поэтому некоторым владельцам проще подождать, пока за них это сделает государство.

Куда идут деньги

Основной целью введения госпошлины был заявлен капитальный ремонт и расширение дорожной сети Беларуси. В 2014 году половина суммы поступила в республиканский бюджет, вторая часть использовалась для обслуживания местных дорог. Однако с 2015-го вся сумма идет в бюджет страны, а потом распределяется.

В этом году республиканский дорожный фонд сформирован в сумме 561,9 миллиона рублей. Кстати, средства госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении – основной источник формирования фонда (319,2 миллиона рублей, или 56,8% в его общих доходах).

Средства дорожного фонда в этом году пойдут на ремонт Минской кольцевой, местные автодороги и строительство Западного обхода Бреста. Соответствующая информация содержится в законе о республиканском бюджете на 2018 год, опубликованном на Национальном правовом портале.

Из республиканского дорожного фонда в консолидированные бюджеты областей и бюджет Минска в этом году выделено более 140 миллионов рублей, в том числе Брестской области – 23,8, Витебской – 21,98, Гомельской – 22,4, Гродненской – 22,1, Минской – 33,9, Могилевской области – 15,6 и Минску – 3,7. Эти сред­ства будут направлены областными, городскими и районными Советами депутатов на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт местных автодорог и уплату процентов по кредитам, полученным на указанные цели, а также строительство, реконструкцию и капремонт улиц, являющихся продолжением республиканских и местных автодорог с асфальто- и цементобетонным покрытием, в населенных пунктах, сообщает БелТА.

Отменить нельзя доработать

В связи с тем, что уплата госпошлины привязана к техосмотру, существует ряд проблем. Автовладельцы, как правило, проходят ТО раз в год и пошлину платят сразу на год вперед. А что если человек пользуется машиной только летом? Или не может за один раз уплатить всю сумму? Или вообще не платит потому, что качество дорог все равно не меняется? Или в течение года планирует продать машину?

Между тем с наступлением нового года последний вопрос решился: теперь автовладельцу не нужно проходить техосмотр на вновь приобретенном автомобиле, если у него уже был действующий сертификат о ТО.

Бесконечные жалобы и недовольство автомобилистов, игнорирование техосмотра привели к тому, что в апреле 2017 года во время обращения Главы государства с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Беларуси от депутата Валерия Курсевича прозвучал вопрос о взимании госпошлины. Президент поручил депутатам вместе с правительством проработать этот вопрос. Депутаты Палаты представителей Национального собрания Беларуси вместе с коллегами из профильных министерств в течение лета составили единый план по изменению действующей системы уплаты госпошлины. В частности, было предложение включить ее стоимость в страховку. Но тогда автовладельцы перестанут заключать договоры страхования. Получится аналогичная с прохождением тех­осмотра ситуация.

Рассматривался вариант включения госпошлины в стоимость бензина. Казалось бы, справедливо: больше ездишь – больше платишь. Однако в таком случае стоимость топлива придется увеличить как минимум на 10%, отметили депутаты. В результате бензин в Беларуси станет дороже, чем у наших соседей. Страна будет непривлекательной для транзитных грузоперевозчиков.

Обсуждали возможность преобразования госпошлины в налог. Однако если налоговые органы начнут рассылать извещения всем тем, у кого авто зарегистрированы, но простаивают в гаражах, во дворах и догнивают на свалках, сложно представить, какую реакцию это вызовет в обществе.

Как сообщил председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Беларуси Андрей Рыбак, самым оптимальным видится следующий вариант: отвязать уплату госпошлины от процедуры прохождения техосмотра и взимать за фактическое пользование дорожной сетью отдельным платежом. Если человек пользуется машиной конкретный промежуток времени, например, летом, он будет оплачивать сбор только за этот период. Контролировать уплату предлагается с помощью ГАИ или камер фотовидеофиксации скорости. Специалисты утверждают, что технически это возможно.

Подготовлен проект указа по изменению системы взимания государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Однако прогнозировать, будут ли одобрены эти изменения и в какие сроки, Андрей Рыбак не берется.

О неясности в сроках

На прямой телефонной линии заместитель Министра финансов Владислав Татаринович в ноябре прошлого года отметил, что изменения в системе дорожного сбора будут возможны не раньше 2019 года – к этому времени Беларусь пройдет очередной пик выплат по внешнему долгу.

В других странах

Дорожный налог – довольно привычное во многих государствах явление.

В России транспортный налог привязан к мощности автомобиля.

В Грузии налог на автомобили введен 1 января 2017 года, но коснулся он только физических лиц, годовой семейный доход которых составляет более 28 711 белорусских рублей в эквиваленте.

В США владелец авто не может не уплатить транспортный налог: он включен в стоимость топлива (примерно 15% от стоимости), а также взимается при покупке автомобиля.

В Дании поддерживают экологичные виды транспорта (велосипеды и мопеды), поэтому при регистрации автомобиля с водителя берут 105% стоимости машины. При этом большим акцизом облагается и бензин.

Транспортный налог в Германии уплачивается, как правило, в начале года единым платежом либо в рассрочку по запросу мест­ной налоговой службы. Здесь учитываются объем двигателя и объем выбросов углекислого газа.

В Израиле все автомобили условно поделены на 15 групп по уровню загрязнения окружающей среды. Покупатели самых «вредных» машин платят в казну 92% от стои­мости авто. Минимальный же налог отдают государству владельцы электромобилей.

Госпошлина или штраф?

Кстати, большую роль в том, что автовладельцам проще заплатить штраф, чем пройти техосмотр, играет и размер ответственности за такое нарушение. Как рассказала начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД облисполкома Ирина Блашкевич, наказание за езду без техосмотра предусмотрено частью 5 статьи 18.12 Кодекса об административных правонарушениях. За управление транспортным средством, не прошедшим гостехосмотр, штраф составляет от 1 до 3 базовых величин. В случае повторного в течение года нарушения – до 5 базовых. Получается, за первое «попадание» без техосмотра нужно заплатить 24,5 рубля. Выгоднее, чем уплатить госпошлину и пройти техосмотр. Если верить многочисленным отзывам в интернете, к такому выводу пришли те автовладельцы, кому «везет».

Знаю человека, который с осени ездит без техосмотра и проходить его в ближайшем будущем не планирует. Платить госпошлину частями он согласен, а вот целиком сумму заплатить сразу не готов, поэтому ждет соответствующих изменений в законодательстве. На всякий случай всегда имеет при себе 25 рублей, чтобы оплатить штраф, если попадется. Другие автомобилисты ратуют за то, чтобы сначала отремонтировали дороги, а потом они уже за них платили. Кто-то считает нужным отвязать тарифы от максимально разрешенной массы автомобиля и сделать упор на реальной массе.

Однако Ирина Блашкевич не понаслышке знает о другой стороне медали: есть водители, которые три раза за месяц (!) попадались без техосмотра. Скупой платит дважды, а в данном случае – трижды. Вряд ли после очередной встречи с сотрудниками ГАИ эти автомобилисты объедут стороной станцию техосмотра. И, например, в Гомеле не так много машин, чтобы всегда надеяться на удачу. Без особого труда запоминаются автомобили-нарушители, особенно если водители хамят и ведут себя вызывающе.

В интернете в очередной раз пошел слух, что ГАИ и УП «Белтехосмотр» планируют создать общую базу данных. Однако эту информацию в отделении по агитации и пропаганде ГАИ УВД облисполкома не подтвердили.

Возможно, в будущем штрафы за отсутствие ТО будут выписываться автоматически, тогда и «забывать» документы станет бессмысленно. А пока остается верить, что дороги в стране станут лучше, вопрос с размером и уплатой госпошлины решится и белорусам не нужно будет избегать техосмотра.

Кристина Ворона, «Гомельская праўда», 21 января 2018 г.
(инфографика – «Гомельская праўда»)

Каким будет «дорожный налог»

Рабочая группа сосредоточилась на том, что больше всего критикуют: отсутствие гибкости при взимании сбора.

По инициативе депутатов во второй половине прошлого года шла активная проработка предложений по изменению системы взимания госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Над чем именно работали депутаты, какие предложения и замечания граждан учитывали при разработке проекта, который сейчас находится на рассмотрении, «АиФ» рассказа л председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей РЫБАК.

Сегодня в мире есть множество вариантов взимания транспортного сбора. Где-то, как в Беларуси, он привязан к техосмотру автомобиля или к добровольному страхованию транспортного средства. В США, например, транспортный сбор включен в цену топлива, то есть чем больше автомобилист использует машину, тем больше платит. В Дании при регистрации автомобиля водитель уплачивает 105% стоимости машины, а в Германии платеж осуществляется по запросу налоговой службы.

В ряде европейских стран платные дороги. Это, по мнению собеседника «АиФ», по крайней мере частично снимает вопрос установления дополнительной пошлины для автомобилистов на финансирование ремонта дорог.

— Может возникнуть вопрос, почему изначально к взиманию транспортного сбора в Беларуси не подошли как к классическому налогу. Одна из главных причин: в стране парк зарегистрированных автомобилей гораздо больше, чем тех, которые эксплуатируются, — почти в два раза, — объясняет Андрей Рыбак. — Многие автомобили годами не выезжали и просто стоят в гаражах, во дворах. И, если бы всем владельцам зарегистрированных автомобилей стали рассылать уведомления об уплате налога, для многих бы это стало, мягко говоря, неприятной неожиданностью. По этой причине, когда было принято решение о введении госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, самым логичным показался вариант привязать ее взимание к организованной процедуре по прохождению техосмотра, чтобы сэкономить средства на администрировании этого сбора. Однако в обращениях избирателей, которые они присылали по поводу госпошлины, многие указывали на то, что не имеют возможности одномоментно заплатить нужную сумму, и просили рассмотреть вопрос об уплате частями. Другие граждане, как правило, пенсионеры, считали несправедливым, что личным транспортом они пользуются сезонно, а платят пошлину за весь год.

Читайте так же:  Алкоголь возврат обмен

Отсутствие гибкости

Читатели «АиФ» в большинстве высказывали недовольство тем, что отсутствует гибкость, дифференциация при уплате госпошлины: те, кто ездит на машине только летом-осенью, не понимают, почему должны платить как остальные водители, которые ездят на протяжении всего года. И это логично.

— Рабочая группа как раз и видела свою задачу в том, чтобы поработать над тем моментом, который больше всего критикуют наши граждане: отсутствие гибкости. После проработки различных вариантов, был в числе других выработан, на мой взгляд, наиболее перспективный, позволяющий гражданам не привязывать уплату госпошлины к техосмотру, а производить ее по заявительному принципу. Это может работать так: перед выездом на дорогу владелец транспортного средства должен уплатить транспортный сбор через любую систему приема платежей – банк, почту, ЕРИП. Минимальный платеж – за месяц. Если человек не ездит зимой, то и не платит за это время. Если планирует начать ездить в мае, то оплачивает месяц, два или больше. Годовая ставка разбивается по месяцам, а при оплате за год предлагается применять понижающий коэффициент. Это может стимулировать граждан, имеющих такую возможность, платить за более длительный срок. Для контроля за уплатой сбора предлагается использовать камеры фотофиксации, посредством которых сейчас осуществляется контроль скоростного режима. Мы общались с руководством ЗАО «Безопасные дороги Беларуси»: технические возможности для этого есть. Сегодня в стране работают порядка 360 камер фотофиксации, в течение года их количество планируется увеличить до 500.

Есть мнение, что все-таки самый гибкий вариант уплаты транспортного сбора — включение его в стоимость топлива. В Интернете проводится опрос, и большинство автомобилистов голосуют именно за него.

— Такой вариант тоже рассматривался рабочей группой. И надо сказать, что он не потерял актуальности. Но все необходимо считать. По нашим расчетам, чтобы собрать необходимую сумму в республиканский дорожный фонд с учетом планов по ремонту дорог, необходимо поднять цену топлива как минимум на 10%. При этом недавно «Белнефтехим» сообщил о необходимости повышения цен на топливо для компенсации роста стоимости нефти на 23%. Если цены на топливо поднимут на треть, бензин в Беларуси станет дороже, чем у наших российских соседей. Страна будет непривлекательной для транзитных грузоперевозчиков. Подорожание топлива также окажет влияние на индекс потребительских цен, другие сферы.

Не снижать

Есть еще предложения: уменьшить размер пошлины и вернуть льготы для пенсионеров. Тогда, мол, небольшие суммы будут платить все. А не как сейчас, когда 35% автомобилистов игнорируют прохождение техосмотра.

— Вопрос о снижении размера госпошлины не стоял. Ее размер связан с объемом финансирования ремонта дорог. Снижать пошлину – значит заведомо сокращать планы по ремонту. Кстати, как показывает практика, чаще госпошлину не уплачивают люди с достаточно высоким достатком, которые ездят на дорогих автомобилях. А многие пенсионеры, у которых небольшие доходы, по моему опыту, исправно платят.

Что касается 50%-ной льготы для пенсионеров, то, когда она действовала, столкнулись с тем, что многие граждане стали регистрировать свои автомобили на родственников-пенсионеров.

При этом надо понимать, что у нас есть категории малообеспеченных граждан, доход которых не намного выше, чем у пенсионеров. Как быть с ними? Опять мы приходим к необходимости создания сложной системы администрирования этого платежа.

Андрей Анатольевич, люди говорят и о том, что готовы платить госпошлину, но лишь в случае, если ремонтировать будут не только проспекты, но и маленькие улочки, по которым годами приходится ездить по ямам и выбоинам, гробя машины. И есть масса сельских дорог, на которых после каждого дождя появляются новые ямы и по которым не проехать.

— Конечно, было бы идеально, если бы была возможность отремонтировать все дороги сразу. Но это невозможно ни по финансовым, ни по организационным причинам. Поэтому не обойтись без определения приоритетов. Согласитесь, гораздо важнее отремонтировать те улицы, где большой поток машин, а не маленькую улочку, где за день могут проехать три автомобиля. Первоочередная задача – привести в порядок дороги республиканского значения и центральные улицы городов, по которым ездит основное количество автомобилей. Дойдет очередь и до дорог местного значения. Но не все сразу.

Все о дорожном сборе и ТО: цены, льготы, нововведения

Уже четыре года автовладельцы обязаны вносить оплату госпошлины для получения допуска к участию транспортного средства в дорожном движении, которую в народе именуют «транспортный налог» или «дорожный сбор». Некоторые из водителей, дабы избежать крупных финансовых затрат, с легкостью забывают об этом требовании белорусского законодательства, однако все равно садятся за руль. Сколько же стоят несанкционированные выезды? На этот и другие вопросы искала ответы корреспондент «ВВ».

Данная госпошлина – первоочередная оплата перед поездкой на станцию техосмотра. Как сообщили в пресс-службе инспекции по налогам и сборам Витебской области, ее ставка и сумма зависят от категории плательщика (физическое лицо или организация), вида, максимальной разрешенной массы, года выпуска транспортного средства, размера базовой величины.

Размер оплаты для физических лиц – собственников легкового автомобиля варьируются от 3 до 11 базовых величин.

Получается, если разрешенная максимальная масса авто до 1,5 тонны, придется заплатить 73,5 рубля, от 1,5 до 2 тонн – 147 рублей, от 2 до 3 тонн – 196 рублей, больше 3 тонн – 269,5 руб.

Согласно законодательству Беларуси, отдельные категории граждан могут уплачивать госпошлину со скидкой 50 % от основного тарифа.

Это ветераны Великой Отечественной, инвалиды I или II группы при наличии медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей их годность к управлению механическими транспортными средствами.

Также предусмотрено освобождение от уплаты в отношении транспортных средств, специально оборудованных для использования инвалидами, и авто, полученных (приобретенных) через органы по труду, занятости и социальной защите. Перечень льготников среди юридических лиц более обширный.

Оформление платежных документов осуществляется отдельно на каждое транспортное средство, отметили в ИМНС региона. Квитанция предъявляется сотрудникам УП «Белтехосмотр».

Соответствующая информация содержится в законе о республиканском бюджете на 2018 год, опубликованном на Национальном правовом портале. Из республиканского дорожного фонда в консолидированные бюджеты областей и Минска в этом году выделены субвенции, в том числе витебскому региону в размере 21 980 535 рублей.

Сумма направляется на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт местных автомобильных дорог и уплату процентов по кредитам, полученным на указанные цели в соответствии с законодательными актами.

Кстати, во многих странах мира уплачивают аналогичный сбор. Например, в США он включен в цену топлива (примерно 15 % от стоимости). В России транспортный налог привязан к мощности автомобиля. В Казахстане рассчитывается исходя из объема двигателя. В Дании при регистрации авто водитель уплачивает 105 % стоимости машины. Но, следует отметить, в ряде европейских стран дороги платные. А это частично решает вопрос, связанный с финансированием ремонта автострады.

Один знакомый почти полгода катается без техосмотра только потому, что не заплатил госпошлину.

– Начал считать, и сумма получилась внушительная, – рассказал он. – Так, транспортный сбор для моего железного коня составит аж 539 рублей. Это за два года, так как авто младше десяти лет и массой больше 3 тонн. Плюс к этому оплата техосмотра, к которому надо подготовить машину, например, пройти профилактическую диагностику на СТО. И, конечно, нельзя забывать о страховке.

Итого: нужно отдать около 1 000 рублей. Правда, немало? Такая сумма пробьет брешь в семейном бюджете. Но мне пока что везет, ни разу не попался взору сотрудников Госавтоинспекции.

К слову, есть другие граждане, которые также уходят от уплаты госпошлины, считая несправедливым, что личным транспортом они пользуются сезонно, а платят за весь год.

Количество автомобилей, которые регулярно проходят ТО, ежегодно уменьшается.

По информации филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области, количество автомобилей, которые регулярно проходят технический контроль, ежегодно уменьшается.

Как сообщил начальник филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области Вильгельм Кишковский, пик желающих получить разрешение на допуск к участию в дорожном движении наблюдался в канун введения обязательной платы транспортного сбора.

Так, в 2012 году его обрели более 202 тыс. автовладельцев, в 2013 – свыше 203 тыс. Затем их количество стало сокращаться. В 2017 году 166 529 автомобилей нашего региона прошли техосмотр, что практически на 16 тыс. меньше, чем в 2016-м, и минус почти на 35 тыс. по сравнению с 2015 годом. В этом году за 9 месяцев получили допуск 116 357 транспортных средств.

Кстати, станции техосмотра имеют единый стандарт обследования авто. Как рассказал Вильгельм Вильгельмович, проверяют состояние двигателя, колес и шин, работу тормозных систем, рулевого управления, внешних световых приборов, стеклоочистителей и прочее.

При обнаружении неисправностей водитель получает диагностическую карту, в которую вносятся выявленные недочеты, а машина направляется на повторный осмотр.

За проведение самого техосмотра плата взимается согласно тарифам диагностической станции. Также дополнительно придется оплатить 0,3 базовой величины за идентификацию транспортного средства, регистрацию и оформление разрешения.

Оплатить штраф или госпошлину? Как рассказал начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД облисполкома Александр Казючиц, наказание за езду без техосмотра предусмотрено ч. 5 ст. 18.12 Кодекса об административных правонарушениях.

За управление транспортным средством, не прошедшим гостехосмотр, штраф составляет от 1 до 3 базовых величин.

В случае повторного в течение года нарушения – до 5 БВ. Получается, за первое «попадание» нужно отдать 24,5 рубля. Это, конечно, выгоднее, чем платить госпошлину и пройти техосмотр.

Но есть и другая сторона медали: штраф можно получить и несколько раз за месяц. В данном случае автомобилист, скорее всего, пожалеет, что объезжал стороной станцию техосмотра.

Читайте так же:  Нотариус на букву в саранске

Кстати, на сайте РУП «Белтехосмотр» есть база данных, которая содержит информацию обо всех авто, прошедших процедуру техосмотра. Сведения обновляются ежедневно по рабочим дням и актуальны только на момент получения результатов. В описании отмечено: полученная информация носит справочный характер и не может быть использована для подтверждения какого-либо факта, имеющего юридическое значение.

В начале октября текущего года Премьер-министр Беларуси Сергей Румас заявил: «Пошлину от ТО отвяжут, но и в стоимость топлива не включат».

Как планировали ранее, право на доступ к дорожному движению водители будут оплачивать через систему ЕРИП на срок от одного месяца. Таким образом, по мнению властей, будет восстановлена справедливость в отношении тех лиц, кто использует автомобиль не круглый год.

Новая схема может заработать с 1 июля 2019 года, сообщил Премьер-министр. Решить вопрос с неплательщиками пошлины поможет сравнение базы ЕРИП с базами фотофиксации и прохождения техосмотра.

«И тогда тот, кто не заплатил за допуск к движению, будет платить в двойном размере», – добавил Сергей Румас.

– В прошлом году продал машину, – рассказал бывший автолюбитель. – У меня была старенькая «Мазда», мотор которой немного барахлил, кузов местами даже проржавел. В таком состоянии машина никогда не прошла бы техосмотр. Мой кошелек не позволял сделать соответствующий ремонт, оплатить госпошлину и ТО. Но ездить на «корыте», небезопасном для окружающих, не рискнул и продал его. На сегодняшний день лично для меня выгоднее передвигаться на общественном транспорте или ходить пешком.

К сожалению, не все водители придерживаются аналогичного мнения и продолжают садиться за руль неисправных машин.

Как итог, ДТП, иногда даже со смертельным исходом, констатировал Александр Казючиц. И виной этого являются не суммы той самой госпошлины. А совесть водителей, каждому из которых следует помнить, что цена выезда автомобиля, не прошедшего соответствующую проверку технического состояния, равна человеческой жизни…

Елена Федорова, «Витебские вести», 12 октября 2018 г.

Льготы на транспортный налог для пенсионеров больше не будет

В следующем году чиновники намерены убрать около 15 налоговых льгот, которые, по их словам, больше не актуальны. И одна из самых массовых льгот, которых мы лишимся в 2016-м — это льгота на налог на авто для пенсионеров (официально этот сбор называется госпошлиной на доступ к дорожному движению). Вот уже два года его обязаны уплачивать все автовладельцы. А год назад чиновники решили, что с пенсионеров нужно брать сумму в два раза меньше: скажем, не 540 тысяч рублей (три базовые величины) в год за старенькую легковушку весом до 1,5 тонны, а 270 тысяч. Льгота полагалась тем водителям-пенсионерам, у которых есть автомобиль в собственности и действующая медицинская справка.

В новом же году пенсионеры снова будут платить налог на авто наравне со всеми.

— Как я говорил, мы работаем над сокращением и оптимизацией всех налоговых льгот. Данные предложения, я считаю, достаточно обоснованы и приемлемы с учетом всех факторов, которые мы неоднократно обсуждали. Пенсионеры в основном работают, — объяснил министр финансов Владимир Амарин.

— Инвалидам тоже отменят льготу? — спросили у чиновника журналисты.

— Нет, инвалиды I, II групп остаются с коэффициентом 0,5, как и ветераны Великой Отечественной войны.

Владимир Амарин также рассказал, куда пойдут деньги от транспортного налога.

— В будущем году предлагается расширить использование средств, полученных от государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, дополнив их текущим ремонтом дорог, — сказал министр финансов.

Кстати, изначально чиновники предлагали увеличить налог для ремесленников и владельцев агроусадьб, но эти предложения не прошли. Кроме того, не прошло еще одно предложение — брать с тех, кто сдает квартиру и не платит фиксированную сумму налога, в пять раз больше.

— Мы вносили это предложение для того, чтобы стимулировать добровольное исполнение налогового законодательства. Чтобы было выгоднее платить налог, чем не платить, — пояснил министр по налогам и сборам Сергей Наливайко.

— Сколько, по-вашему, нелегальных сдатчиков?

— Трудно сказать, не очень большое количество. Но надо их привлекать к налогообложению. Всего у нас более 100 тысяч легальных квартиросдатчиков, а нелегальных, по нашим оценкам, порядка 5 — 7%.

КСТАТИ

Россияне тоже будут платить налог с выигрышей в белорусских казино

В следующем году налоговых льгот лишатся еще и те счастливчики, которые выиграли в казино или, например, букмекерской конторе. Раньше они ничего не должны были государству, а теперь будут платить 4% от суммы выигрыша.

— Налог будет удерживаться организатором в момент выплаты выигрыша, при этом в чеке будет указана сумма удержанного налога. Декларацию физическому лицу подавать не надо, — пояснили в Министерстве по налогам и сборам.

— А россияне, которые часто приезжают в белорусские казино, будут платить этот налог?

— Налог будет удерживаться у каждого физического лица, которому будет выплачиваться выигрыш.

БУДЬ В КУРСЕ!

Какие еще налоговые изменения ждут белорусов в этом году?

— Организациям и ипэшникам, которые оказывают услуги интернет-площадок или торгуют в интернете, нельзя будет использовать упрощенную систему налогообложения.

— Ипэшникам, у которых предельная валовая выручка составит 1,5 миллиарда рублей, нельзя будет использовать упрощенную систему налогообложения (раньше лимит был равен 13,7 миллиарда рублей).

— Курортный сбор увеличится с 3% от стоимости путевки до 5%.

— Тем, у кого в собственности больше одной квартиры, придется платить со второй и последующих 0,2% ставки налога на недвижимость (вместо 0,1%).

— В стоимость электричества и газа включат НДС , и их стоимость вырастет для потребителей на 20%.

Лидер по долгам в ФСЗН не заплатил больше полумиллиона долларов

Из-за этого его работники могут остаться без пенсий

Золотовалютные резервы Беларуси за январь упали, как за весь предыдущий год

Всему виной запланированное погашение займов страны.

Почему белорусы три года подряд достают валюту из заначки?

И покупать, и продавать доллары-евро стали меньше

В Беларуси в этом году появятся обновленные деньги

Нацбанк выпустит купюры 5 и 10 рублей, а также некоторые монеты

Минсельхозпрод — об экспорте наших продуктов: «Мы со скоростью истребителя ворвались на китайский рынок»

Почти 80% экспорта все еще приходится на Россию, но Беларусь стремится активнее торговать с другими странами, от Европы до Азии

Лукашенко: «Деньги любят тишину, мы следуем этим принципам»

Президент вспомнил, как национальную валюту называли «зайчиком»

«Обязательства выполняем, а преимуществ не имеем». Почему Беларусь так стремится в ВТО?

Присоединиться к организации мы можем уже в следующем году

Глава Нацбанка Павел Каллаур: Давление на наши цены от российской инфляции будет снижаться

В главном банке страны решили не менять ставку рефинансирования и рассказали, что будет влиять на цены в этом году

Медики предлагают ввести пособие для мам моложе 26 лет, чтобы белоруски рожали пораньше

В Болгарии и Румынии 15% молодых мам — подростки, а вот в Италии и Испании женщины чаще заводят детей после 30 лет

Пенсионные новинки у наших соседей: Польша понизила пенсионный возраст, Россия — повысила, а Украина привязала к стажу

Как меняются пенсионные системы в разных странах и существует ли идеальная система, при которой было бы хорошо и людям, и государству?

Эксперимент: сколько можно накопить за год, если бросать в копилку всю мелочь из карманов

Спойлер: если не забывать про монетки, хватит на билеты к океану!

Неожиданно: за январь тунеядцам еще не будут начислять полную коммуналку

Но если до конца месяца они не подтвердят, что работают или попали в трудную жизненную ситуацию, в марте придется доплатить за два месяца сразу

Министр ЖКХ: Тариф тепловой энергии покрывает не более 20% от ее себестоимости

Стоимость производства тепла хотят снизить за счет торфа, щепок и ремонта труб.

Белорусы тратят на базовый набор продуктов почти 50% минимальной зарплаты, поляки — 17%

По покупательной способности наша минималка из всех соседей обошла только украинскую

Возрастная категория сайта 16+

Еще статьи:

  • Ведущая группа должностей государственной гражданской службы требования Статья 12. Квалификационные требования к должностям гражданской службы Статья 12. Квалификационные требования к должностям гражданской службы Информация об изменениях: Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 510-ФЗ в часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены […]
  • Внесение изменений в гражданский кодекс часть вторая Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" Документ является поправкой к Принят Государственной Думой 10 мая 2018 года Одобрен Советом Федерации 16 мая 2018 года Внести в часть первую […]
  • 342 приказ мвд увольнение Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ"О службе в органах внутренних […]
  • Приказ мз 344 от Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 июня 2015 г. N 344н "О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 июня 2015 г. N 344н"О проведении […]
  • Приказ министерства здравоохранения 311 Приказ Минздрава России от 23.05.2016 N 311 "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. N 1163 "Об осуществлении федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения […]
  • Приказ изменения фгос ноо Приказ изменения фгос ноо 8(495)912-63-37 [email protected] Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО» Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) ПРИКАЗ от 31 декабря 2015 г. № 1576 О внесении […]