Налог на недвижимость кадастровая стоимость оценка

Оглавление:

Оценка кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков

Кадастровая стоимость недвижимости

Кадастровая стоимость недвижимости – это установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимого имущества, определенная методами массовой оценки без учета его индивидуальных особенностей, видов прав и обременений на объекты недвижимости. Обычно она определяется в ходе работ по наполнению государственного кадастрового реестра новыми объектами или пересмотра стоимости уже находящихся там объектов в установленный законом 5-летний срок.

Если провести оценку кадастровой стоимости земельного участка и всех объектов недвижимости на нем, мы получим кадастровую стоимостью объекта недвижимости, с которой и будет взиматься налог. Эта стоимость определяется на 1 января года начала работ по кадастровой оценке в субъекте (муниципальном образовании) Российской Федерации. Результаты расчета оформляются в виде отчета. Это отчет должен быть составлен не позднее шести месяцев со дня заключения договора на проведение кадастровой оценки.

Оценка кадастровой стоимости

Оценка кадастровой стоимости, согласно закона, в отношении объектов недвижимого имущества, учтенных в государственном кадастре, или тех, которые необходимо туда включить на том или ином основании. Есть два основных мотива для включения объекта в кадастр:

  • в порядке волеизъявления собственника (обычно это происходит тогда, когда он собирается реализовать свое право в полной мере распоряжаться своей собственностью)
  • в случае, если государством проводятся работы по включению в государственный кадастр сведений о всех объектах недвижимости, на которые ранее были выданы документы.

В настоящее время государством поставлена задача составить полный перечень всех объектов недвижимости в стране, включая сведения о их стоимости. Курирует все эти вопросы Росреестр, однако ввиду глобальности задачи, он, кроме своих специалистов, может на конкурсной основе привлекать к выполнению работ по кадастровой оценке недвижимости независимые оценочные компании.

Наша оценочная компания готова оказать вам помощь в оценке следующих объектов

Определение кадастровой стоимости поставлено у нас на поток и поэтому для этой процедуры характерна массовая оценка объектов недвижимого имущества – определение цены множества схожих объектов путем их группирования по каким-либо схожим признакам. Такой подход конечно удобен для тех, кто его использует, но для конечного собственника он часто оборачивается неверной кадастровой оценкой объекта недвижимости, которую потом вынужден оспаривать. В том случае, если определить рыночную стоимость методами массовой оценки затруднительно или не представляется возможным, в качестве кадастровой стоимости может быть определена и использована рыночная стоимость, рассчитанная оценщиками индивидуально.

Переоценка кадастровой стоимости

Насколько необходима правильная кадастровая оценка объекта недвижимости конкретному собственнику?

Цена такого объекта, определенная кадастром — очень важный показатель. От ее суммы берется налог на недвижимость. Учитывая тенденцию в нашей стране к повышению этого налога, любой, особенно крупный собственник не может ни понимать, что если кадастровая оценка недвижимого имущества существенно завышена по отношению к рыночной цене, то он будет платить государству лишние деньги. Чтобы этого избежать у вас есть два способа

  1. Решить вопрос в региональном отделении Росреестра в досудебном порядке. Вы должны подать заявление в специальную комиссию по оспариванию кадастровой стоимости. Комиссия в течение месяца обязана рассмотреть заявление и принять соответствующее решение. Если это решение не в вашу пользу, то вам прямая дорога в Арбитражный суд
  2. Решение вопроса в суде займет несколько больше времени, тем не менее, обычно такие дела заканчиваются в пользу исцов.

В любом случае, первое что вам надо сделать, если вы сомневаетесь в правильности кадастровой оценки вашей недвижимости — обратиться в наш центр оценки, заказать и получить на руки отчет о рыночной стоимости вашего объекта собственности и сравнить цену с кадастровой. Если вы видите большое несоответствие не в вашу пользу — вам надо незамедлительно предпринимать шаги для исправления ситуации. Более подробно об этом написано на страницах

Наши сотрудники готовы вам оказать любую помощь в данном вопросе, в том числе и обеспечить ваше представительство в суде.

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (помимо ошибок оценки) и повторного проведения оценки являются:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Подходы к оценке объектов недвижимости

Обычно используют три самых распространенных подхода: сравнительный, доходный и затратный.

Информация, используемая при сравнительном подходе:

  • цены предложений о продаже или покупке аналогичных объектов, приведенные в СМИ, специализирующихся на информации о недвижимости;
  • цены сделок с такими объектами, находящиеся в открытом доступе в различных источниках достоверной информации;
  • любая другая информация, так или иначе характеризующая аналогичные объекты.

Информация, используемая при доходном подходе:

  • сведения о ставках аренды на недвижимое имущество;
  • сведения о текущей доходности инвестиций в недвижимость;
  • сведения о затратах на содержание и эксплуатацию таких же аналогичных объектов недвижимого имущества;
  • любая другая информация, характеризующая арендный рынок.

Информация, используемая при затратном подходе:

  • стоимость материалов для строительства;
  • цены сделок с земельными участками и цены предложений на земельные участки;
  • сведения о стоимость подведения и подключения сетей и коммуникаций;
  • любая другая информация, характеризующие рынок строительства объектов недвижимости.

Грамотный оценщик, действуя в интересах клиента, обязательно использует и сравнивает все три результата, полученные разными способами и выбирает ту стоимость, которая будет для заказчика наиболее выгодной и на основании этого составит отчет об оценке кадастровой стоимости недвижимости или земельного участка. В последствии этот документ поможет вам значительно снизить вашу базу налогообложения!

Расчет налога до 2020 года по кадастровой стоимости может включать понижающие проценты

МОСКВА, 5 апреля. /ТАСС/. Временным решением для снижения кадастровой стоимости, на основе которой рассчитывается налог на недвижимость, может стать условно понижающий цену процент — до 30%. Об этом в интервью «Российской газете» сообщила заместитель министра экономического развития РФ, руководитель Росреестра Виктория Абрамченко.

«Может быть, появится некий понижающий процент до момента, когда будет рассчитан действительно гибкий коэффициент рынка недвижимости. Коллеги оценщики, которые входят в состав Общественного совета при Росреестре, предлагают, как в развитых западных странах, говорить о том, что налог нужно брать от стоимости, которая меньше на 30% стоимости [кадастровой] объектов», — отметила она.

Такое решение может стать временной мерой до 2020 года, когда, по новому законодательству, должен будет введен федеральный индекс рынка недвижимости, пояснила Абрамченко. Предполагается, что своего рода понижающий коэффициент начнет включаться в случае проседания рынка, как это было после кризиса 2008-2009 годов. В отличие от нынешней ситуации, эта система расчета будет учитывать состояние рынка, изменение цен на квартиры и дома.

Кадастровая стоимость привела к росту налога

С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц в 28 регионах стал исчисляться, исходя из кадастровой стоимости (приближенной к рыночной) — ее оценивали частные организации и лица. В 2016 году собственники стали получать налоговые извещения с новыми данными, что увеличило поток в комиссии Росреестра желающих пересмотреть кадастровую стоимость своих объектов недвижимости.

Президент РФ Владимир Путин в послании к Федеральному собранию в марте 2018 года заявил, что налог на имущество физических лиц должен быть справедливым и посильным. Он потребовал уточнить механизм расчета налога на имущество физлиц и пересмотреть кадастровую стоимость имущества, которая не должна превышать рыночную.

Когда кадастровая стоимость недвижимости равна рыночной оценке минус НДС

Установление судом кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости (в целях исчисления налога на имущество организаций и без их реализации) в размере, равном их рыночной стоимости с учетом НДС, не является правомерным и на законе не основано. К такому выводу пришла Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 09.08.2018 № 5-КГ18-96.

Реквизиты судебного акта

Общество с ограниченной ответственностью «Аксиома»

Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы

Одна из основных экономических характеристик объекта недвижимости — это кадастровая стоимость. Но она, как правило, завышается при государственной оценке. Поэтому, по мнению Конституционного суда РФ, установление рыночной стоимости объекта недвижимости является законным способом уточнения кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки (Определение от 03.07.2014 № 1555-О).

Право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости недвижимости дает ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности). Первый шаг — это обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — Комиссия), созданную при территориальном управлении Росреестра. Если в досудебном порядке решить проблему не получается, стоит подать административный иск в суд общей юрисдикции. Как правило, это выигрышные дела.

Но остается открытым вопрос о том, можно ли уменьшать рыночную стоимость на сумму включенного в нее НДС.

Фискальные органы и региональные власти стоят на том, что исключать из рыночной (читай — кадастровой) стоимости недвижимости НДС нельзя. Налогоплательщики против такого подхода, так как переплачивают налог на имущество. Но сейчас, благодаря позиции Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, существующее положение вещей может измениться 1 .

Читайте так же:  Приказ по самоаттестации школы

ООО владеет нежилыми помещениями в столице, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства установлена в размере 496 458 904 руб. по состоянию на 01.01.2016. Посчитав эту стоимость завышенной, общество заказало независимую экспертизу, согласно которой на ту же дату рыночная стоимость недвижимости составляла 273 613 000 руб.

Обращение в Комиссию результатов не дало. Общество обратилось в суд.

В обоснование административного иска общество указало на несоответствие кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости, что нарушает его права, поскольку влечет уплату налога на имущество в завышенном размере.

Суд первой инстанции по итогам судебной оценочной экспертизы установил кадастровую стоимость спорной недвижимости в размере ее рыночной стоимости, равной 275 276 000 руб. по состоянию на 01.01.2016. Апелляционная инстанция этот вердикт поддержала.

В ходе судебного заседания истец также уточнил заявленные требования, попросив уменьшить кадастровую стоимость, определенную по результатам судебной оценочной экспертизы, на сумму НДС и установить ее в размере 233284745,76 руб. Но суды это уточнение не приняли. А кассационная жалоба была отклонена.

Альтернативный подход

Следующим шагом стало обращение в ВС РФ на предмет изменения принятых по делу судебных актов.

В соответствии со ст. 328 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судебная коллегия сочла, что нарушения именно такого характера были допущены судами первых двух инстанций. Кратко перечислим, в чем, по мнению Судебной коллегии, выразились эти нарушения.

Согласно ст. 245 КАС РФ, ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности названных лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Отклоняя доводы административного истца о необходимости определения кадастровой стоимости недвижимости на основе ее рыночной стоимости без учета НДС, суд первой инстанции, в частности, пришел к выводу, что уплата НДС и налога на имущество организаций не влечет двойного налогообложения, поскольку относится к различным периодам владения объектом: уплата налога на имущество осуществляется во время владения и эксплуатации объекта, а уплата НДС — только в случае отчуждения объекта, когда налог на имущество уже не уплачивается. С этими выводами суда по существу согласился суд апелляционной инстанции. Но данные выводы свидетельствуют о неправильном толковании и применении к спорным правоотношениям норм материального права.

Судебная коллегия особо подчеркнула, что обращение общества в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений обусловлено уплатой налога на имущество организаций, налоговая база для исчисления которого определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости, и не связано с реализацией этого недвижимого имущества, возможным совершением сделки.

Кроме того, установление кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества в размере, равном их рыночной стоимости с учетом НДС, влечет двойное налогообложение для собственника. В период владения недвижимостью и ее эксплуатации собственник будет исчислять и уплачивать налог на имущество организаций от итоговой величины рыночной стоимости указанных объектов, установленной судом в качестве кадастровой стоимости, уже включающей в себя НДС. На это обстоятельство общество указывало в апелляционной жалобе.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений ст. 38 Кодекса. Так, в ст. 146 НК РФ определены объект обложения НДС, а также операции, которые не признаются объектом налогообложения в целях главы 21 НК РФ. В частности, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Таким образом, имущество и реализация товаров (работ, услуг) являются самостоятельными объектами налогообложения, и в отношении каждого законом предусмотрен конкретный налог.

Исходя из прямого толкования ст. 3 Закона об оценочной деятельности, рыночная стоимость объекта оценки определяет наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть отчужден при его реализации. Однако само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества в целях дальнейшей его эксплуатации собственником без реализации этого имущества не образует объект обложения НДС. Такой объект налогообложения возникнет лишь при реализации этого имущества. Тем самым, установление судом кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости (в целях исчисления налога на имущество организаций и без их реализации) в размере, равном их рыночной стоимости с учетом НДС, не является правомерным и на законе не основано.

Судебная коллегия отменила принятые по данному делу судебные акты, а само дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции с пометкой «в ином составе судей».

Как правильно рассчитать налог на недвижимость и стоит ли оспаривать кадастровую стоимость?

Что облагается налогом?

Налог на имущество физических лиц представляет собой фактически налог на недвижимость. Основные объекты налогообложения: квартиры (комнаты), жилые дома, гаражи и машиноместа, а также объекты незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения. При этом объектом налогообложения будет именно недвижимость, на которую зарегистрировано право собственности, а плательщиком налога — собственник, указанный в Едином реестре прав на недвижимость.

Как рассчитывается налог?

Ранее налог на имущество с физических лиц рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости имущества, однако начиная с 2015 года идет постепенный переход регионов на расчет исходя из кадастровой стоимости. В 2015 году таких регионов было 28 (включая Москву и Московскую область), в 2016 — 49 (в том числе Санкт-Петербург и Ленинградская область), а в 2017 году — уже 61. Окончательно процесс перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости должен быть завершен к 2020 году. Полный перечень регионов и год, в котором был осуществлен переход на расчет по кадастровой стоимости в соответствующем регионе, можно посмотреть на официальном сайте Налоговой службы.

Инвентаризационная стоимость представляет собой стоимость, рассчитанную БТИ в соответствии с Приказом Минстроя России №87 от 04.04.1992 г. Фактически она представляет собой восстановительную стоимость имущества (рассчитанную исходя из стоимости материалов на момент строительства) с учетом износа, скорректированную на различные коэффициенты. В ней отражаются площадь самого помещения, тип дома, год постройки и ввода в эксплуатацию, однако не учитываются такие факторы как местонахождение объекта и стоимость земельного участка под ним, его транспортная доступность, степень комфортности и т.п.

Оценка кадастровой стоимости предполагает определение рыночной стоимости и, соответственно, учет всех описанных выше факторов.

В связи с этим максимальные различия между инвентаризационной и кадастровой стоимостью будут в отношении относительно старых объектов, расположенных на наиболее привлекательных (и дорогостоящих) земельных участках (например, в центре города). Разница в инвентаризационной и кадастровой стоимости новостроек будет существенно меньше. Особенно существенная разница наблюдается в Москве, где стоимость объекта может возрасти в 30-40 раз.

Узнать инвентаризационную стоимость имущества может только собственник имущества, лично обратившись в БТИ. Информацию о кадастровой стоимости имущества можно получить на сайте Росреестра (например, в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

Для определения налоговой базы стоимость имущества корректируется на налоговые вычеты и льготы, устанавливаемые Налоговым кодексом и местными нормативно-правовыми актами.

Как изменились ставки?

Базовые ставки по налогу на имущество и основные льготы зафиксированы в Налоговом кодексе РФ. При этом ставки и льготы по налогу могут корректироваться (в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ) местными нормативно-правовыми актами, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами соответствующих городов.

Понижающие коэффициенты

После перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости уровень ставок налога (0,1-2%) остается прежним, а база для расчета налога существенно увеличивается: как правило, кадастровая стоимость в несколько (а иногда и в десятки) раз превышает инвентаризационную. В связи с этим Налоговым кодексом РФ установлены понижающие коэффициенты, которые применяются к разнице между суммой налога, рассчитанной по новым правилам, и суммой налога, рассчитанной в последний год применения старых правил. Понижающие коэффициенты применяются в течение первых четырех лет после перехода на новые правила и составляют: 0,2 — в первый год, 0,4 — во второй год, 0,6 — в третий год и 0,8 — в четвертый год. Начиная с пятого года (например, в отношении Москвы — с 2019 года) налог уплачивается в полном размере.

Как оспорить кадастровую оценку?

С переходом на расчет налога на имущество исходя из рыночной стоимости сумма, подлежащая уплате, неуклонно растет. Это связано как с постепенной отменой понижающих коэффициентов, описанных выше, так и с резким одномоментным повышением стоимости объекта.

Предполагается, что кадастровая оценка должна отражать рыночную стоимость объекта. В то же время, на практике у собственников зачастую возникают сомнения в объективности кадастровой оценки и желание ее оспорить.

Обжаловать величину кадастровой стоимости можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (при территориальных управлениях Росреестра) или в судебном порядке.

Плюсы обращения в комиссию:

  • быстрое рассмотрение спора (в течение месяца) (в судебном порядке — 2 месяца с возможностью дополнительного продления);
  • отсутствие судебных расходов (например, на госпошлину, судебную экспертизу);
  • возможность оспорить решение комиссии, если оно не устроит заявителя, в судебном порядке (однако присутствует также вероятность оспаривания решения, вынесенного комиссией в пользу физического лица, органами местного самоуправления).
  • статистика удовлетворения требований комиссией (около 50%) несколько ниже, чем судами (около 60%);
  • при положительном решении комиссии потенциальное снижение стоимости, как правило, ниже, чем при решении суда (комиссия — 10-20%, суд — около 40%). При этом стоит учитывать, что и суд при вынесении решения, скорее всего, не будет основываться на отчете оценщика, предоставленном истцом, а назначит судебную экспертизу, которая обычно дает промежуточную величину.
Читайте так же:  Ст 46 ч1 п4 судебные приставы

Несколько примеров из реальной практики рассмотрения дел в суде:

  • Объект: жилой дом площадью 286 кв. м. Изначальная кадастровая стоимость — 38,2 млн рублей; рыночная стоимость по оценке истца — 11,8 млн рублей; а судебная экспертиза оценила рыночную стоимость в 14,2 млн рублей.
  • Объект: квартира площадью 190,3 кв. м, квартира площадью 157,4 кв. м. Изначальная кадастровая стоимость — 51,6 млн рублей и 42,7 млн рублей; рыночная стоимость по оценке истца — 27,8 млн рублей и 21,7 млн рублей; результат судебной экспертизы — 48,9 млн рублей и 39,4 млн рублей.

За и против обжалования

На практике оспаривать кадастровую стоимость имущества стоит, если ее пересмотр даст возможность получить выгоду от налоговой экономии. Для этого следует оценить как общий размер налоговой экономии (т.е. как изменится сумма подлежащего уплате налога), так и затраты на пересмотр кадастровой стоимости.

При оценке налоговой экономии нужно обратить внимание на следующие факторы:

  1. Применяется ли кадастровая стоимость для расчета налога по конкретному имуществу? Помимо налога на имущество, в настоящее время кадастровая стоимость служит базой для расчета земельного налога (в отношении земельных участков) и налога на доходы физических лиц от продажи недвижимого имущества (если указанная в договоре цена продажи имущества меньше, чем его кадастровая стоимость, умноженная на коэффициент 0,7 («расчетная стоимость»), то налог на доходы рассчитывается исходя из такой расчетной стоимости). Если кадастровая стоимость уже определена, но еще не применяется для расчета налога, суд может отказать в ее изменении.
  2. Действительно ли кадастровая стоимость завышена по отношению к рыночной? Получить ответ на этот вопрос могут помочь как оценочные организации, предоставляющие подобные услуги, так и общедоступная информация, в том числе данные Росреестра об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости в различных регионах.
  3. На какой период будет распространяться эффект от изменения кадастровой стоимости? Кадастровая стоимость подлежит регулярному пересмотру (не чаще одного раза в 3 года (2 года применительно к Москве и Санкт-Петербургу) и не реже одного раза в 5 лет), поэтому максимальный эффект будет иметь оспаривание кадастровой стоимости сразу после ее установления или пересмотра. Измененная по результатам обжалования кадастровая стоимость учитывается начиная с того года, в котором было подано заявление налогоплательщика о несогласии с установленной стоимостью. После пересмотра кадастровой стоимости ее величину нужно оспаривать заново.
  4. Нет ли каких-либо дополнительных осложняющих факторов? Например, отказ в пересмотре кадастровой стоимости вероятен, если объект снят с кадастрового учета (например, в случае сноса строения либо объединения или разделения земельных участков).

Сколько придется потратить на обжалование?

Расходы, связанные с оспариванием кадастровой стоимости, включают в себя:

  • стоимость подготовки отчета об оценке рыночной стоимости объекта. Она зависит от характеристик и площади объекта, а также от статуса оценочной организации (например, оценка стоимости квартиры площадью менее 100 кв.м. — от 15 000 рублей);
  • стоимость судебной экспертизы (если суд не будет удовлетворен качеством отчета об оценке). Она также варьируется в зависимости от характеристик объекта и может в некоторых случаях достигать 100 000 рублей и более;
  • государственную пошлину — 300 рублей с физического лица;
  • стоимость юридических услуг по подготовке документов и представлению интересов истца — от 50 000 рублей.

В случае вынесения судом решения в пользу истца судебные расходы и расходы на юриста должны быть возложены на ответчика, однако на практике далеко не все расходы реально возмещаются. Например, суд может возложить на истца стоимость судебной экспертизы и уменьшить заявленные истцом расходы на юриста.

Уменьшить расходы может помочь объединение усилий с соседями по многоквартирному дому или поселку, однако в настоящее время в судебной практике практически нет коллективных исков от граждан об оспаривании кадастровой стоимости.

В целом, законодательство построено таким образом, чтобы максимально сократить возможности граждан по оспариванию кадастровой стоимости. В большинстве случаев это могут себе позволить лишь собственники крупных объектов. Кроме того, возможность регулярного (в том числе в течение переходного периода) пересмотра кадастровой стоимости в значительной степени снижает эффект от понижающих коэффициентов и оспаривания кадастровой стоимости и приводит к фактическому увеличению взимаемого налога.

  • Категория:Закон

Новые правила кадастровой оценки недвижимости

С 2020 года во всех субъектах Российский Федерации государственная кадастровая оценка будет проводиться по новым правилам. Почему это важно? На основе кадастровой оценки объекта недвижимости – квартиры, дома, земельного участка – рассчитывается налог на имущество физических лиц, который платят все собственники. «Всё о новостройках» узнал, какие новеллы содержит новая редакция закона.

В 2015 году в России вступил в силу закон, который устанавливал новые правила расчета налога на имущество – с учетом кадастровой оценки объекта недвижимости. Ранее для этих целей применялась инвентаризационная стоимость. Соответствующие данные хранились в БТИ. И уже с 2016 года пилотные регионы начали платить налог, рассчитанный по новым правилам. Суммы налогов за конкретные квартиры и дома в большинстве своем выросли. Хотя были и обратные случаи, когда налог стал меньше.

От инвентаризационной стоимости – к кадастровой оценке

Дело в том, что кадастровая оценка по сути своей – это рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная на конкретный момент времени. Например, на 1 января того или иного года. Следующая кадастровая оценка должна быть проведена в регионе не менее чем через 3 года и более чем через 5. Весь период между кадастровыми оценками для налогообложения применялась существующая оценка вне зависимости от изменения реальной рыночной стоимости недвижимости. Это особенно ярко проявилось во время кризиса, когда цена недвижимости упала, а кадастровая оценка сохранилась на прежнем уровне. Более того, в соответствии с законом ежегодно налог повышался на 20 %, поскольку применялись так называемые повышающие коэффициенты, которые должны были облегчить для россиян переход от инвентаризационной стоимости к кадастровой оценке. В итоге стоимость недвижимости падала. А налог рос. Парадокс. Кроме того, в кадастровой оценке объектов недвижимости допускались многочисленные ошибки.

Так, в июле 2018 года Росреестр обнародовал статистику оспаривания кадастровой стоимости. По подсчетам ведомства за 6 месяцев 2018 года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости приняли 61 % решений в пользу граждан.

Если быть совсем точным, то комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, созданные при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрели 12 882 заявления граждан, и касались они 20 256 объектов.

Напомним, в случае несогласия с оценкой оспорить ее результаты можно в суде или в специальных комиссиях по оспариванию, созданных при управлениях Росреестра во всех регионах России. А заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца.

Дело в том, что ранее кадастровую стоимость объектов недвижимости определяли независимые оценщики. Итоги их деятельности утверждали региональные и местные органы власти. Но многочисленные обращения граждан за пересмотром кадастровой стоимости показали, что система работает далеко не безупречно и ее надо менять. Кроме того, применение такого порядка исчисления налога на имущество физлиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан. На ситуацию обратил внимание президент Владимир Путин в ежегодном послании президента Федеральному Собранию.

«Когда некоторые коллеги убеждали нас, и меня в том числе, использовать рыночную стоимость недвижимости при расчете этого налога, они говорили, что старые, устаревшие оценки БТИ – это анахронизм. Однако в реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает. Мы так не договаривались, и люди от нас этого не ожидали», – указал Владимир Путин.

Глава государства поручил уточнить механизм расчета налога и определения кадастровой стоимости недвижимости – в любом случае она не должна превышать реальную рыночную стоимость.

Кадастровая оценка по-новому

В новой редакции федерального закона «О государственной кадастровой оценке» предусматривается применение на всей территории страны единой методики кадастровой оценки, основанной на принципах единообразия и обоснованности. Этот механизм кадастровой оценки направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости.

В настоящее время Росреестр не проводит государственную кадастровую оценку. Новая система государственной кадастровой оценки предусматривает передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут заниматься этой деятельностью на постоянной основе. Ими могут быть как вновь созданные, так и уже существующие учреждения, наделенные соответствующими полномочиями. Ответственность за их работу возложена на региональные органы власти.

Одним из ключевых изменений проведения работ по определению кадастровой стоимости стало появление нового понятия «подготовка к проведению государственной кадастровой оценки». Считается, что это самое главное, так как в рамках подготовительных работ проводится уточнение сведений об объектах оценки, а также сбор полной рыночной информации и сведений о ценообразующих факторах.

Также бюджетные учреждения уполномочены предоставлять разъяснения в части определения кадастровой стоимости, рассматривать обращения об исправлении ошибок.

Закон о кадастровой оценке вводит новое понятие «федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки».

Росреестр будет осуществлять надзор за деятельностью бюджетных учреждений. При этом в задачи Росреестра входит проведение мероприятий, направленных на недопущение ошибок в деятельности таких учреждений, а не на их выявление. В частности, ведомство планирует установить постоянное наблюдение за порядком действий бюджетных учреждений и органов власти в части проведения кадастровой оценки, и при наличии возможных недопустимых отклонений оперативно указывать на их наличие. Такие надзорные полномочия ведомства предусмотрены новым законом наравне с внутренним контролем качества оценки на региональном уровне. Таким образом, в законе предусмотрены механизмы для предупреждения возникновения ошибок, а также устранения их последствий максимально безболезненно для граждан. Росреестр, как и сейчас, будет вносить в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость объектов, полученную в результате государственной кадастровой оценки.

Читайте так же:  233 приказ мвд

Также новым законом сохранен механизм оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде либо в комиссиях по рассмотрению споров, которые будут создаваться уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

В Новосибирской области определять кадастровую стоимость объектов недвижимости в соответствии с законом о кадастровой оценке будет государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации», созданное распоряжением правительства Новосибирской области от 04.05.2018 № 163-рп «О реорганизации областного государственного унитарного предприятия «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области»».

Ответственность за работу государственного бюджетного учреждения возложена на региональные органы власти, в Новосибирской области – на департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.

В Новосибирской области государственная кадастровая оценка по новым правилам будет проводиться с 2019 года.

В числе первоочередных работ на территории Новосибирской области планируется проведение государственной кадастровой оценки земельных участков категорий земель особо охраняемых территорий и объектов и земель водного фонда.

Самостоятельный расчет налога на квартиру по кадастровой стоимости

В 2016 году изменился порядок уплаты налога на недвижимое имущество, в том числе на квартиры, что затронуло интересы большинства российских граждан. С этого времени сумма налога рассчитывается при учете кадастровой стоимости объекта. В подавляющем числе случаев налог заметно увеличивается. Полностью в новом размере налог на недвижимость придется платить с 2020 года, до этого он ежегодно увеличивается на 20 %.

Из нашей статьи вы узнаете об особенностях кадастровой стоимости квартиры, об актуальной формуле расчета налога, а также о возможных вычетах и льготах.

Чем кадастровая стоимость отличается от инвентаризационной?

До введения нового порядка при расчете налога на квартиру специалисты отталкивались от инвентаризационной стоимости, которая указана в техническом паспорте БТИ. Она учитывает износ квартиры, а также цены на строительные работы и услуги, поэтому считается восстановительной. Несмотря на то, что инвентаризационная стоимость индексировалась, для старого жилого фонда цифры никак не соответствовали текущим ценам на жилье.

Кадастровая оценка была введена с целью максимально отразить именно рыночную стоимость недвижимых объектов: квартир, домов, земельных участков. Она проводится региональными властями по утвержденной Правительством методике, и ее результаты вносятся в ЕГРН — единый реестр недвижимости, который ведет Росреестр. Эти сведения передаются в налоговую инспекцию и служат основанием для расчета налога.

Почему увеличился налог на квартиры и другую недвижимость?

Проблема заключается в том, что методы расчета кадастровой оценки очень приблизительны. Они основаны на таких общих показателях, как:

  • город (поселок),
  • год постройки,
  • площадь квартиры.

При этом не учитываются многие индивидуальные факторы:

  • расположение вблизи дорог,
  • инфраструктура района,
  • близость промышленных объектов и т.д.

Поэтому кадастровая стоимость может оказаться как выше, так и ниже инвентаризационной.

Что касается, рыночной цены, кадастровая на практике часто получается гораздо больше. По этой причине владелец квартиры вынужден платить повышенный налог. Кадастровую стоимость можно оспорить, подав заявление в комиссию Росреестра или через суд. В последнем случае придется заказывать экспертный отчет у независимого оценщика.

Пример расчета налога по двум вариантам оценки

Рассчитаем сумму по старой и новой формуле для отдельно взятой квартиры, чтобы понять насколько существенно вырастет налог.

Квартира расположена в Москве. При расчете нам важны следующие параметры:

  • Площадь — 100 кв. м.
  • Инвентаризационная стоимость — 8 млн руб.
  • Кадастровая стоимость — 12 млн руб.

В 2015 году (за 2014 год) собственник заплатил за квартиру 9 176 руб., исходя из инвентаризационной стоимости: 8 млн * 0,1 % (налоговая ставка на жилое помещение).

Новая формула расчета налога на квартиру:

налог = (КС – налоговый вычет) * налоговая ставка * размер доли,

где КС — кадастровая стоимость, а налоговый вычет рассчитывается путем умножения стоимости 1 м2 на 20 м2.

Таким образом, получаем следующий расчет:

(12 000 000 – 2 400 000 * ) * 0, 0015 ** * 1 = 14 400 руб.

* вычет — (12 000 000/100 (м)) * 20

**ставка налога — 0,15 %

В приведенном примере размер налога вырос в 1,5 раза, потому что дом относительно новый (оценка БТИ 2010 года). Для старых строений 60-х годов, особенно в историческом центре, сумма может увеличиться в 5–6 раз.

Как было упомянуто выше, оплата налога по новому расчету вводится постепенно, в течение 4-х лет, о порядке — читайте ниже.

Поэтапный переход к новому размеру налога

Статьей 408 НК РФ установлены правила расчета на переходный период до 2020 года. Так, если в регионе была полностью завершена кадастровая оценка всех объектов недвижимости на начало 2015 года, то именно из нее теперь будет рассчитываться налог. Каждый год сумма увеличивается на 20 % от разницы между новой и старой суммой. В приведенном выше примере она составляет: 14 400 – 9176 = 5 224 (руб.).

При расчете понижающего коэффициента нужно иметь в виду, что он применяется, начиная с года перехода на новую систему. В таблице представлены суммы, которые владелец квартиры из нашего примера будет выплачивать до 2020 года.

Данные в таблице актуальны для тех регионов, которые уже в 2016 году перешли на расчет налога из кадастровой стоимости. Их всего 28, включая Москву.

В 2017 году к этим регионам прибавился еще 21 субъект РФ (Санкт-Петербург, Воронежская, Кемеровская и другие области). Информацию об этом можно найти на сайтах местных администраций. Для жителей этих регионов в 2018 году понижающий коэффициент равен 0,4 (40 %). Для 15 областей, где только в этом году впервые начинают считать налог из кадастровой стоимости, соответственно применяется коэффициент для первого года (0,2).

Дата введения нового порядка расчета на территории региона определяется законом субъекта федерации, однако везде она должна быть установлена не позднее января 2020 года. До этого момента налог считается из инвентаризационной стоимости. Таким образом, чем раньше совершен переход, тем легче будет привыкнуть жителям России к этим новшествам.

Вычеты для владельцев жилья

При расчете налога применяются вычеты, размер которых определяется видом объекта:

Сумма, рассчитанная с учетом общей площади, уменьшается на произведение указанного метража и стоимости одного квадратного метра. Пример:

(1 500 000/50) * 20 = 600 000 (руб.), где:

  • 1 500 000 — кадастровая стоимость,
  • 50 м2 — площадь квартиры.

Следовательно, налог будет начислен на 900 000 рублей. Вычет предоставляется на всю квартиру целиком, независимо от числа собственников. Если их двое, и они вносят плату отдельно, сумма вычета каждого уменьшится на 10 м2. Однако количество объектов не ограничивается, получить вычет можно за городскую квартиру, садовый дом и т.д.

Порядок предоставления льгот

Льгота на квартиру и другие жилые помещения предоставляется только при условии, что они не используются для предпринимательской деятельности. Список граждан, которые раньше получали льготу в размере 100 %, не изменился (ст. 407 НК РФ). К ним относятся:

  • пенсионеры;
  • инвалиды I, II группы;
  • участники ликвидации последствий катастрофы в Чернобыле;
  • заслуженные лица (Герои РФ, ветераны войн, участники боевых действий);
  • граждане, во владении которых дачные строения площадью менее 50 м2.

Важно! Если раньше льгота предоставлялась по всем объектам налогообложения, то с 2015 года — только для одного по выбору владельца. Так, например, пенсионер-инвалид, имеющий квартиру, отдельную комнату, загородный дом должен посчитать, что ему выгоднее и подать заявление в ФНС с указанием конкретного объекта.

Как узнать налоговую ставку для своего региона?

Имущественный налог рассчитывается отдельно на дома (индивидуальное жилищное строительство), дачные строения, квартиры, комнаты. Такой же порядок применяется в отношении единых недвижимых комплексов, если в их составе есть хотя бы одно жилое помещение. Для проживающих в многоквартирных домах предусмотрено освобождение от оплаты за площадь, относимую к общему имуществу жильцов.

Нормативная ставка установлена законом, она составляет 0,1%. Однако властями региона она может быть уменьшена или увеличена (не больше чем в 3 раза). Например, для Москвы действуют следующие размеры:

Еще статьи:

  • Подделка бланков осаго Как отличить настоящий полис ОСАГО от поддельного? Согласно статистике, 1 из 20 полисов ОСАГО в России является поддельным. Это значит, что с вероятностью в 5% вы можете стать жертвой мошенников. Различают три вида подделок: в одном случае аферисты продают копии полисов собственного […]
  • Договор аренды квартиры нужно ли заверять нотариусом Нотариальное заверение договоров аренды Вы решили снять квартиру или арендовать помещение для осуществления предпринимательской деятельности? Считаете, что заключения соответствующего договора будет достаточно? Думаете, что документ, составленный в простой письменной форме, поможет Вам […]
  • Будет ли прибавляться пенсия в 2019 году Индексация пенсий в 2019 году в России В 2019 году в России началась очередная пенсионная реформа, прежде всего предполагающая повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин на 5 лет. Однако в связи с этим в пенсионном законодательстве произойдут и другие важные изменения. В […]
  • Оформление лицензия на оружие Получение лицензии на оружие Право на оружие равносильно праву на жизнь, которое закреплено в пункте 1 статьи 20 Конституции РФ. Чтобы реализовать это право, недостаточно просто приобрести оружие. Владение им регламентируется на законодательном уровне. Процесс, регулирующий получение […]
  • Оплатить транспортный налог в краснодаре Транспортный налог в краснодаре 2018 Читайте также статью: → «Транспортный налог для Москвы и Московской области» Уплата налога Физические лица Юридические лица Авансовые платежи — до 5 мая 2018 до 5 августа 2018 до 5 ноября 2018 Основной налог до 1 декабря 2019 года до 1 марта 2019 года […]
  • Налог ханты-мансийск Калькулятор транспортного налога Ханты-Мансийского автономного округа Калькулятор транспортного налога Ханты-Мансийского автономного округа сделает расчет обязательного для всех автовладельцев платежа оперативно и точно. Согласно законодательству Российской Федерации данный налог […]