Настройка пианино пособие

Настройка фортепиано — пособие

В пособии рассматриваются практические приемы настройки фортепиано по биениям в терциях и секстах. Объясняются преимущества нового метода настройки над прежней кварто-квинтовой настройкой. Фортепиано, настроенное по новому методу, имеет особое певучее звучание. Этот метод опробован и проверен многолетним стажем работы. Он прост и потому доступен как начинающему настройшику, как и опытному специалисту, работающему еще но старому кварто-квинтовому методу.
В методе приводятся некоторые сведения из музыкальной акустики, знание которых необходимо для точной настройки интервалов. Даны подробные сведения о биениях в интервалах; приведены примеры подсчета биений. Значительное место уделено оригинальным способам контроля настройки.


Настройка фортепиано
Л.Г. Курочкин, Н.В. Бурдина
”Композитор”, 1999г.
(pdf, 4 Mb)

Вопросы настройки фортепиано освещались во многих книгах, брошюрах и журнальных статьях, выходивших в России в разное время, например:
Аллой С. М.у Фадеев И. Г. Ремонт роялей и пианино. М.: Легкая индустрия, 1968; 2-е изд. 1973.
Бернард М. Искусство настраивать фортепиано, СПб., 1848.
Богино Г, К. Современная настройка фортепиано // Музыкальное искусство и наука. М., 1970.
Выборгский Н. Как настраивать фортепиано // Музыкальная жизнь, 1982.
Дьяконов Н. А. Рояли и пианино. М.: Лесная промышленность, 1964.
Зимин П. Н. Фортепиано в его прошлом и настоящем. М.: Музгиз, 1934; 2-е изд. — 1968. Космач Э. Как настраивать фортепиано // Музыкальная жизнь, 1966.
Порвенков В. Г. Настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 1977.
Порвенков В. Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 1990. Пронин Е. Я. Практика по настройке фортепиано: Программа для музыкальных училищ. Муз. училище при Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского, 1987.
Снитко-Сорочинский Л. К Настройка и ремонт фортепиано. М.: Музыка, 1974.

Во всех этих источниках настройку фортепиано рекомендуется проводить по октавам, квинтам и квартам с проверкой другими интервалами, трезвучиями и аккордами. Наиболее обоснованно, подробно и научно материал излагается в указанных книгах В. Г. Порвенкова, удачно сочетающего в себе знания ученого-акустика и опыт мастера-настройщика. В своих книгах автор впервые в России подвергает критике кварто-квинтовую настройку и утверждает, что этот метод настройки нуждается в усовершенствовании. По его мнению, хотя фортепиано и легко настраивать по октавам, квинтам и квартам, но качество настройки при этом оставляет желать много лучшего; такую настройку можно принять как приближенную, начальную, но не как окончательную.

Критика оказалась своевременной. Настройщики, откликнувшиеся на нее, разделились на две группы. Одни стали искать способы усовершенствования кварто-квинтовой настройки; другие занялись поисками новых методов настройки. В 1986 году авторы предлагаемого пособия нашли свой, принципиально новый метод настройки фортепиано по биениям в терциях и секстах. Мы стали опробовать его на практике. Практика показала, что инструменты, настроенные по нашему методу, т. е. по биениям в терциях и секстах, приобретают небывалое одухотворенное певучее звучание, сравнимое или с голосом певца, или с голосом вибрирующей скрипки и виолончели. О таком звучании инструмента стали говорить: «рояль поет». Теперь это является высшей оценкой качества настройки инструмента.
Превосходное качество настройки, легкость и доступность нашего метода оценили настройщики, и потому метод продолжает распространяться и утверждаться. Ни одного настройщика этот метод не оставляет равнодушным и незаинтересованным.
Настройка нижнего и верхнего регистров по нашему методу идет в основном так же, как и в других существующих методах и школах.
Предлагаемое пособие будет необходимо и очень полезно начинающему настройщику-любителю, у которого нет постоянного мастера-наставника. При этом настройщик должен иметь хотя бы минимальное музыкальное образование.

Считаем, что материал этого пособия окажет помощь и преподавателям, готовящим будущих настройщиков.
Многое из этого пособия будет полезно и уже опытным настройщикам, до сих пор работающим только но квинтам и квартам, если, конечно, они сумеют перебороть свое сопротивление всякому новшеству, найдут в себе мужество и любопытство подробно познакомиться с пособием и потом несколько раз выполнят настройку фортепиано по-новому, — тогда им сразу станет ясно, в чем преимущество нашего метода.
Авторы осознают, конечно, что многие вопросы, возникающие в практике настройки, остались не затронутыми в пособии. Цель данного пособия состоит не в том, чтобы осветить весь большой опыт работы настройщиков разных школ и направлений. Цель совсем в другом: доказать, что пора, давно уже пора переходить от настройки фортепиано по квинтам и квартам к более качественной, прогрессивной настройке по биениям в терциях и секстах. Наш многолетний опыт убедил нас в этом, и мы хотим поделиться своими знаниями с самым широким кругом настройщиков и музыкантов.

Часть первая. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
О спектре музыкального звука
О Таблице расположения гармоник
О равномерно-темперированном строе
О биениях в интервалах.
Примеры подсчета биений
О Таблице стандартных чисел биений в интервалах
О квинтах и квартах
О прослушивании биений
О сравнении биений на слух
О тренировке слуха
О настройке интервалов по биениям
Часть вторая. НАСТРОЙКА ФОРТЕПИАНО
Планы настройки области темперирования при ля = 440Гц
Первый план настройки
Второй план настройки
Третий тан настройки
Четвертый план настройки
Сколько существует планов настройки?
Что настраивают после выполнения темперации?
Настройка басового регистра
Настройка дискантового регистра
О надежности (стабильности) настройки
О настройке старых инструментов
О темперации пониженного строя
О выполнении темперации повышенного строя
Виды настройки фортепиано
Несколько практических советов начинающим настройщикам
Инструменты для настройки фортепиано
О регулировке механики
Заключение
Приложения
Приложение. Таблица. Стандартные числа колебаний звуков
Приложение. Таблица. Стандартные числа биений в интервалах
Приложение. Способ составления Таблицы
Приложение. О контроле выполнения темперации с помощью биений в уменьшенных квинтах

Скачать пособие

Настройка пианино пособие

Настройка пианино и роялей

Настройка пианино или рояля – достаточно простой процесс, хотя многие, те кто «знают как», держат это в тайне. Да и в Интернет практически нет информации о том, как самому можно настроить пианино и рояль. Практически каждый, кто сталкивается с этим вопросом, находит только предложения о покупке учебных материалов, предложение поступить на курсы настройщиков и т.п. Поэтому я решил подготовить для вас небольшое практическое пособие по самостоятельной настройке пианино и рояля.

Практическое пособие подготовлено специально для «Энциклопедии технологий и методик». При републикации или частичном использовании материала, прошу обязательно ставить ссылки на источник.

Настройка пианино пособие

Автор: В. Порвенков
Год: 1980
Издательство: Легкая индустрия
Страниц: 192
Формат: DJVU
Размер: 10,1 МВ
Язык: русский

Подробно освещены вопросы качества музыкальных инструментов в процессе производства и при ремонте. Приведены сведения о том, что влияет на качество музыкальных инструментов, отчего образуются дефекты в процессе производства и каковы методы их устранения.
Особое внимание уделено операциям технологического процесса, от которых в первую очередь зависят звуковые и игровые качества. Описаны методы контроля качества при производстве и ремонте музыкальных инструментов.
Для работников специализированных промышленных и ремонтных предприятий.

Автор: А. Леман
Год: 1903, 2011 (современное издание)
Издательство: П. Юргенсона
Страниц: 156
Формат: PDF
Размер: 2,6 МВ
Язык: русский

Предлагаемая книга есть первое оригинальное сочинение на русском языке. В последнее время инструментальное искусство сделало огромные успехи заграницей. Однако при всем том там нет хорошего обстоятельного составленного руководства, которое облегчало бы мастеру его работу, что невыгодно отзывается на заграничных изделиях.
Всюду теперь копируются лишь древние итальянские инструменты. Но они по своей недоступно высокой цене не могут часто попадать в руки мастеров, работающих новые инструменты. Те же мастера, которые видят эти инструменты, большей частью занимаются лишь починкой.
Эта книга заключает все указания для того, чтобы сработать превосходный инструмент. Скрипачи и любители найдут тут много ценных указаний, относящихся к смычковым и вообще струнным инструментам.
Первая часть сочинения посвящена скрипке, вторая смычку и струнам. В виду того, что инструментальное искусство в России находится в зачаточном состоянии, имелось главным образом в виду при выпуске этого издания – способствовать развитию у нас этой отрасли русского дела.

Читайте так же:  Штраф гибдд гкрасноярск

Автор: М. Адаменко
Год: 2013
Издательство: М.: ДМК Пресс
Страниц: 368
Формат: PDF
Размер: 2,3 МВ
Язык: русский

В предлагаемой книге приводится информация о принципах действия и особенностях функционирования некоторых приставок и блоков эффектов, использовавшихся известными гитаристами второй половины ХХ века. Практически все рассмотренные конструкции с успехом применяются музыкантами и в наши дни.
В отдельных главах описываются приставки к электрогитаре, обеспечивающие реализацию следующих эффектов: «fuzz», «distortion» и «overdrive»; «tremolo» и «booster»; «volume» и «noise gate»; «wah-wah» и «autowah»; «compressor», «sustainer» и «limiter»; а также «octaver», «pitch shifter», «harmonizer» и «whammy»; «phaser», «rotary-sound», «Leslie» и «flanger»; «reverberator», «delay», «chorus», «hall» и «echo».
Приводятся схемотехнические решения, принципиальные схемы, рисунки печатных плат, а также другие сведения, необходимые при самостоятельном конструировании и сборке различных приставок для электрогитары, обеспечивающих так называемое ретро-звучание. Особое внимание уделено методикам расчета отдельных узлов и каскадов.
Книга предназначена для читателей, интересующихся особенностями функционирования блоков эффектов, а также для радиолюбителей и специалистов, занимающихся разработкой, эксплуатацией и ремонтом приставок для электрогитары.

Автор: А. Горлов, А. Леонов
Год: 1975
Издательство: Легкая индустрия
Страниц: 232
Формат: PDF
Размер: 20,4 МВ
Язык: русский

В книге описаны современная технология производства смычковых музыкальных инструментов — скрипок, виолончелей, контрабасов и др., применяемые материалы, оборудование и оснастка. Введен особый раздел — производство указанных инструментов высокого класса. Подробно изложены вопросы ремонта всех типов смычковых инструментов и ухода за ними. Приведены достижения в области акустических исследований и разработки объективных методов оценки смычковых музыкальных инструментов.

Автор: В. Стахов
Год: 1988
Издательство: Музыка
Страниц: 232
Формат: PDF
Размер: 23,5 МВ
Язык: русский

В издании освещаются творческие аспекты процесса создания скрипки как музыкально-акустической системы, рассматриваются конструктивные особенности инструмента, обеспечивающие его высокохудожественное звучание. Большую часть книги занимают авторские разработки на основе наблюдения акустических эффектов, ранее не описанных в литературе.

Автор: Л. Кузнецов
Год: 1981
Издательство: Легкая и пищевая промышленность
Страниц: 312
Формат: PDF
Размер: 12,4 МВ
Язык: русский

Рассмотрены природа и характеристики музыкального звука, виды электромузыкальных инструментов (ЗМИ). Изложены основные методы возбуждения колебаний в электромузыкальных инструментах, даны практические схемы клавишных преобразователей, генераторной основы, темброблоков и рекомендации по их применению. Приведены методы наладки и настройки ЭМИ, а также основы их производства и ремонта.
Для инженерно-технических работников предприятий по производству и ремонту музыкальных инструментов.

Автор: М. Одерков, И. Кузнецов
Год: 1986
Издательство: Легпромбытиздат
Страниц: 160
Формат: PDF
Размер: 10,0 МВ
Язык: русский

Описаны конструкция и принцип действия современных фортепиано. Рассмотрены причины возможных неисправностей. Даны практические советы по их устранению, а также рекомендации по проведению профилактического обслуживания инструментов. Освещены основы музыкальной акустики и приведены приемы работы, необходимые для выполнения настройки, регулировки, устранения мелких неисправностей в домашних условиях. Для работников предприятий и мастерских, занятых техническим обслуживанием, ремонтом и производством фортепиано, а также представит интерес для владельцев пианино и роялей.

Автор: Л. Курочкин, Н. Бурдина
Год: 1999
Издательство: Композитор
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 2,8 МВ
Язык: русский

В пособии рассматриваются практические приемы настройки фортепиано по биениям в терциях и секстах. Доказываются преимущества нового метода настройки над прежней кварто-квинтовой настройкой. Фортепиано, настроенное по новому методу, имеет особое певучее звучание. Этот метод опробован и проверен многолетним опытом работы. Он прост и потому доступен как начинающему настройщику, так и опытному мастеру, работающему еще по старому кварто-квинтовому методу.
В пособии приводятся некоторые сведения из музыкальной акустики, знание которых необходимо для точной настройки интервалов. Даны подробные сведения о биениях в интервалах; приведены примеры подсчета биений. Значительное место уделено оригинальным способам контроля настройки.

Автор: В. Елисеев
Год: 1975
Издательство: Энергия
Страниц: 72
Формат: DJVU
Размер: 1,2 МВ
Язык: русский

В книге описаны схема и конструкция электронного прибора, позволяющего визуально производить настройку струнных музыкальных и электромузыкальных инструментов. Прибор удостоен третьего приза на 26-й Всесоюзной выставке творчества радиолюбителей-конструкторов ДОСААФ. Книга рассчитана на подготовленных радиолюбителей.

Автор: Л. Вингрис, Ю. Скрин
Год: 1961
Издательство: Госэнергоиздат
Страниц: 72
Формат: DJVU
Размер: 1,2 МВ
Язык: русский

Рассматриваются различные схемы и конструкции узлов многоголосных электромузыкальных инструментов (электроорганов) и даются подробные описания разработанных авторами конструкций.
Брошюра рассчитана на радиолюбителей, занимающихся конструированием электромузыкальных инструментов.

Автор: Н. Выборгский
Год: 1982
Издательство: Музыка
Страниц: 135
Формат: DJVU
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский

Книга содержит теоретические и практические сведения по устройству пианино и роялей, знакомит с основными неисправностями, возникающими в клавишном и педальном механизмах инструмента, рекомендует наиболее простые способы их устранения. Знакомит с практическими приемами настройки.

Автор: В. Мокрополов
Год: 2010
Издательство: Бишкек
Страниц: 148
Формат: PDF
Размер: 16,0 МВ
Язык: русский

Данное пособие содержит основные теоретические и практические сведения по устройству фортепиано, его настройке и ремонту. В пособии даются рекомендации по устранению основных дефектов в механике.

Автор: Н. Дубинин
Год: 2006
Издательство: Виаграф
Страниц: 124
Формат: PDF
Размер: 26,9 МВ
Язык: русский

В жизни встречаются люди, которые, определив своё призвание, посвящают любимому делу всю жизнь. Таким человеком был Николай Алексеевич Дубинин, ученик и сподвижник основателей советской школы скрипичных мастеров Евгения Францевича Витачека и Тимофея Филипповича Подгорного. Работая с ними, Н. А. Дубинин развил принципы работы своих наставников в собственной практической деятельности скрипичного мастера и реставратора.

Автор: Е. Витачек
Год: 1964-2009
Издательство: Музыка
Страниц: 350
Формат: PDF
Размер: 12,1 МВ
Язык: русский

Это не скан известной книги Витачека, а ее новое электронное издание с новым набором в формате А4.
Тот, кто уже знаком с этой книгой по её изданию 1964 года, знает, что она бедна иллюстрациями — всего 29 рисунков в тексте книги и 32 черно-белые фотографии скрипок в приложении. Восполняя этот пробел, в книгу введены 112 цветных иллюстрации со скрипками, альтами, виолончелями и смычками различных скрипичных мастеров, о которых Витачек говорит в своей книге. Таким образом, читая ценнейшую информацию Витачека о каком-нибудь мастере, вы тут же можете посмотреть и фотографию его инструмента.

Автор: Н. Розенфельд, М. Иванов
Год: 1974
Издательство: Легкая индустрия
Страниц: 288
Формат: DJVU
Размер: 5,1 МВ
Язык: русский

В книге описано конструктивное устройство всех узлов гармоней, баянов, аккордеонов. Изложены технологические процессы их производства. В отдельных главах даны методические указания по дипломному и промышленному проектированию, а также сведения по оформлению технической документации.

Автор: И. Фадеев, И. Кузнецов
Год: 1971
Издательство: Легкая индустрия
Страниц: 246
Формат: DJVU
Размер: 5,0 МВ
Язык: русский

В книге дано описание наиболее распространенных лучших образцов гармоник, баянов и аккордеонов, объясняются их конструктивные особенности. Приведены способы определения и устранения неисправностей, а также ремонт всех узлов и деталей этих инструментов. В отличие от первого издания дополнены разделы технологии склейки корпусов целлулоидом, ремонта клавиатурных механизмов, мехов, выполнения клеильных работ и режимов склейки. Значительно увеличены перечни основных материалов, применяемых при ремонте различных типов гармоник с указанием ГОСТ и технических требований к отремонтированным узлам и готовому инструменту. Книга рассчитана на работников ремонтных предприятий города и сельской местности, она может служить практическим руководством для учащихся специальных учебных заведений.

Автор: А. Корнеев
Год: 1960
Издательство: Госэнергоиздат
Страниц: 24
Формат: DJVU
Размер: 0,8 МВ
Язык: русский

В брошюре рассмотрен один из возможных вариантов адаптеризации гитары, позволяющей значительно увеличить громкость ее звучания. В ней дается подробное описание самодельных электромагнитного адаптера и усилительного устройства с громкоговорителем.

Автор: Н. Прокопенко
Год: 1977
Издательство: Музыка
Страниц: 104
Формат: DJVU
Размер: 26,6 МВ
Язык: русский

Это небольшое пособие написано для учащихся музыкальных училищ, проходящих практические занятия по курсу «Настройка и ремонт инструментов», предусмотренному учебными программами. В нем рассматривается устройство наиболее распространенных народных инструментов, простейшие способы устранения неисправностей и поломок, а также описаны некоторые случаи более сложного ремонта.

Читайте так же:  Британские виргинские острова гражданство

Автор: В. Порвенков
Год: 1990
Издательство: М.: Музыка
Страниц: 192
Формат: DJVU
Размер: 1,4 МВ
Язык: русский

Порвенков Валерий Григорьевич — мастер-настройщик, член президиума ассоциации фортепианных мастеров России, кандидат технических наук, ведущий специалист по акустике. Приводимый в книге материал с интересом прочитают все интересующиеся настройкой музыкальных инструментов (в первую очередь фортепиано), и те, кто не умеет настраивать, но хочет этому научиться, а также те, кто умеет настраивать, но хочет углубить и расширить свои знания в этой увлекательной профессии.

Автор: В. Бычков
Год: 2000
Издательство: АСТ-Пресс
Страниц: 176
Формат: DJVU
Размер: 4,6 МВ
Язык: русский

В книге на основе многолетнего опыта автора описаны способы и приемы изготовления духовых, струнных и ударных музыкальных инструментов. Описания и чертежи позволяют мастерить их из самых разнообразных материалов (дерева, пластмассы, металла, глины) даже в домашних условиях. Рассматриваются вопросы звукоизвлечения при использовании различных материалов для музыкальных инструментов. Рекомендации предваряются характеристикой и историей того или иного инструмента.

Видео настройки пианино и рояля

ALEXY сказал(-а): 23.04.2012 17:16

Видео настройки пианино и рояля

Пианино Циммерман. не хватило места в фотоаппарате, поэтому видео двух настроек, происходящих примерно 37 минут, первая от четверти тона вверх, поместилось не всё.
Должен признаться, что спешил и не подготовил механику. Ну да ладно, техника, я надеюсь, ясна, остальное доснимется или обсудится. Конечного результата не показал, еще поснимаю на этом пианино.

Сюда же скопирую видео настройки рояля Ратке.
Отличие этих настроек- у пианино колки слабо держат, да еще в конце отопительного сезона, в рояле — намертво, чему свидетель наш Музиккост.

В первых видео по моей настройке, не удалось доснять доводку, проверки. Буду работать над этим.

Настройка пианино пособие

Ребенок пошел в 1 класс музшколы. Есть вопросы по сольфеджио, в школе задают много, но ребенок не все успевает понять на уроке, поэтому возникают трудности с выполнением дз. Я без музыкального образования. Посоветуйте учебники, пособия для родителей и детей, чтобы был изложен материал в понятной и доступной форме.

Учебники пишут в непонятной и недоступной форме как для учеников, так и для их родителей. Вот поэтому я, как учитель, объясняю им материал в понятной и доступной форме.
Попросите учителя по специальности помочь ребенку с непонятными вопросами — учитель по сольфеджио работает с группой и всем индивидуально не расскажешь, т.к. дети разные.

. а порой и для преподавателей.

По моему родительскому опыту, достаточно справочника: Т. Вахромеева «Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио», толковая книжечка. Разобраться вполне можно, тут главное — чтобы ребенок мог донести, что, собственно, задали на дом.

Проблема родительской безграмотности — бич современной системы образования. Только разберешься с музыкальной грамотностью в начальной школе, как начинаются иностранные языки ( по новой программе их полагается 2, но то ли еще будет), а в старших классах матан, а его даже Вольфрам не берет ( то есть, ответ сходится, но ход решения незачетный).

Отсюда вывод: рожать должны только мамы-академики.

Сообщение от культурный шок:
Проблема родительской безграмотности — бич современной системы образования. Только разберешься с музыкальной грамотностью в начальной школе, как начинаются иностранные языки ( по новой программе их полагается 2, но то ли еще будет), а в старших классах матан, а его даже Вольфрам не берет ( то есть, ответ сходится, но ход решения незачетный).

Отсюда вывод: рожать должны только мамы-академики.

Бич современной системы — проблема родительской беспринципности, родители, которые «разбираются» с каждым предметом, который должен изучать ребёнок. Будто уж ребёнок не может успешно изучать сольфеджио, если родитель его не знает или не изучает вместе с ребёнком (а то и вместо него).

И если ребёнок должен учить иностранный язык, то пусть учит сам. Зачем нужно родителю зубрить спряжение глаголов?

Хм, а что такого сложного в программе по сольфеджио за 1 класс, чтобы с этим были сложности? Правда, учителя разные бывают, может, действительно не умеет объяснять детям. Сколько лет ребёнку?

Мамы второкласников беседуют:
— Вы уже сделали домашнее задание по математике?
— Да.
— Дай списать.

У нас для сей грамотности ходят с детьми на уроки. )))) Слава богу мне легче- на сольфеджио не хожу принципиально. Во первых-что не понятно- есть(о счастье)деть учащийся ДМШ в 4 классе. Во вторых. параллельно с сольфеджио- учитель по специальности поставила задачу себе и нам научить его читать ноты (успешно). Ступени он выучил- благо чего там учить. Петь с листа ему легче, чем играть. В течении этого месяца побороли (почти) хитро-попое желание играть только по слуху, теперь ноты наше всё(вроде бы как). но попытки надуть бдительных преподов не утихают. Вот как-то не страшно оказалось.Хотя пугали,пугали-преподаватель по сольфеджио типа зверь. Доцент МГК. Выше тройки не ждите. Не в оценках счастье конечно. Ну пока тянет. А старшая,так вообще я не помню,что бы что-то спрашивала. В прошлом году помню получила 3 с минусом за аккордовую цепочку.. сама исправила. Даже не лезу.

«Шпаргалка по сольфеджио» издательство «Союз художников», С.-Пет., «Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио» (автор Т.Вахромеева), «Элементарная теория музыки» (автор И.В.Способин). И много материала можно нарыть в сети, если что.У нас в ДМШ родителям разрешается присутствовать на уроках сольфеджио (во-всяком случае, у нашего педагога, в других группах не знаю, как). Нам пришлось воспользоваться такой возможностью, поскольку детёныша взяли сразу во 2-й класс два года назад, с нулевым сольфеджио, да ещё и с аутизмом. Пришлось за год догонять всех. Догнали. Перегнали. Сейчас уже в 4-м, вроде всё пока нормально. Но папа по-традиции продолжает сидеть с ним на уроках. Ему самому очень интересно. И некоторые другие родители тоже присутствуют. Благо, оба часа (сольф.+муз.литература) в нашей группе идут в субботу. Я с ребёнком фортепиано занимаюсь (ничего не понимая при этом в нотах), а папа сольфеджио. Оба музыкально-БЕЗграмотные. Вот такое разделение труда. Правда, нам несложно, поскольку мальчик — абсолютник.

Настройка фортепиано методом синхронизации

Технология, доступная каждому — Методическое пособие

Что такое благозвучие, чем его измерить и как добиться его в реальном звучании? На эти вопросы отвечают музыкальная акустика, теория темпераций и теория настроек, включающая в себя методологию, методики и технологии переноса моделей строя на реальный строй. Правомерно спросить: зачем настройщику глубоко «закапываться» во все эти предметы? Какой в этом практический смысл? А затем, что всякий конечный продукт неизбежно несёт на себе черты того, каким его мыслит производитель. И если настройщик фортепиано понимает строй как некоторое количество кусков более или менее правильно натянутой струнной проволоки, он получает одно; а если как сложнейшую и тончайшую мегасистему межзвуковых отношений, то получает совсем иное.

В этом практическом пособии Александра Владимировича Яновского (которое является дополнением к его книге «Настройка фортепиано в контексте истории и теории музыкального строя») автор методично, шаг за шагом рассказывает о практическом применении сделанного им изобретения.

  • Природа музыкального звука
  • Музыкальный интервал в европейской музыке
  • Акустические феномены
  • Различение биений по темпам и уровням
  • Категоризация интервалов по удобству их точной настройки
  • Проблема соразмерности натуральных интервалов
  • Гармония и алгебра
  • Особенности конструкции «интервал-обращение»
  • Применение техник моделирования на практике
  • Феномен негармоничности обертонов
  • Критерии качества музыкального строя
  • Типологизация методик настройки
  • Генератор эталонных темпов биений
  • Подготовка фортепиано к настройке
  • Правила работы настроечным ключом
  • Завершение настройки струн обтяжкой
  • Выработка навыка управления биениями
  • Управление метабиениями
  • Функции «треугольника» в настройке
  • План настройки области темперирования методом синхронизации
  • Заключительный контроль качества строя в области темперирования
  • Настройка басового регистра
  • Настройка тенорового и дискантового регистров
  • Подстройка вторых и третьих струн хоров
  • Отсылки к библиографическим источникам
  • Приложения
  • Рекомендации по содержанию фортепиано
  • Периодичность настроек
  • Рекомендации на случай обрыва струны

Другие издания автора

Александр Владимирович ЯНОВСКИЙ

Настройка фортепиано в контексте истории и теории музыкального строя

от времен Пифагора до новейшего метода синхронизации

Читайте так же:  Исковое заявление восстановление в родительских правах

ПРИРОДА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА

Удар фортепианного молотка переводит струну из состояния покоя в состояние вибрации, в продолжение которой каждая частица тела струны совершает колебательные движения маятникового типа. Эти движения представляют собой периодическое чередование замкнутых единичных циклов, каждый из которых складывается из отклонения любой частицы тела струны от положения покоя сначала в одном направлении, затем в направлении противоположном, и, наконец, возврата к положению покоя. Такие циклы одинаковы по длительности и именуются периодами. Частота колебаний измеряется в герцах (Гц), по имени исследователя колебательных процессов — немецкого учёного-физика Г. Герца. Количество герц означает количество периодов колебаний в секунду.

Расхожие словосочетания «струна поёт», «гармонь поёт» и т. п. — это не более чем поэтические выражения: ни струна, ни музыкальный инструмент не поют и петь не могут. Фортепианная струна колеблется практически беззвучно. В процессе колебаний она стремится раскачать опоры, меж которых туго натянута. Одна из опор — аграф, клангштабик или каподастр — раскачиванию поддаётся неохотно и едва-едва, а другая, которую именуют штегом, — гораздо охотнее, потому что для того и предназначена.

Штег — это брус из плотной древесины, на который струны опираются в своём натяжении, слегка перегибаясь через него. Штег прочно прикреплён к поверхности тонкого и большого по площади щита из особой резонансовой древесины, именуемого декой. Суммарное натяжение струн пианино – свыше 16 тонн, рояля – свыше 20. Попутное давление струн на штег, а через штег на деку, – свыше 500 кг. Поэтому дека всегда пребывает в напряжённом состоянии и чутко реагирует на малейшее внешнее воздействие. Колеблющаяся струна раскачивает штег, передавая ему свои колебания в мельчайших деталях. Штег в свою очередь раскачивает деку, передавая полученные колебания ей. Дека тоже колеблется, попеременно выгибаясь своими плоскостями то в одну, то в другую сторону. С каждым колебанием она со стороны выгиба сталкивает воздушные частицы в тончайший слой уплотнённого воздуха, а с противоположной стороны, стороны прогиба, создаёт тончайший слой воздуха разрежённого. И так слой за слоем вперемежку.

Каждые два слоя воздушных частиц, уплотнённый и разрежённый, вместе образуют фронт и тыл одной динамической волны. Вóлны в форме многослойных сфер, разрастающихся со скоростью свыше 300 метров в секунду, распространяют по воздушной среде во все стороны динамические колебания воздушных частиц, где каждая частица, получив энергию толчка, толкает в свою очередь соседку и, передав полученную энергию ей, возвращается на место, чтобы тут же испытать новый толчок. Если на пути распространения динамических волн оказывается слуховой óрган (в первую очередь мы имеем в виду человеческое ухо), волны механически воздействуют на его барабанную перепонку. Придя областью фронта, они вдавливают её вовнутрь, преодолевая естественное внутреннее давление в организме, а затем, придя областью тыла, позволяют ей под воздействием всё того же внутреннего давления выпятиться наружу. Таким образом, в колебательный процесс вовлекается и слуховой орган. Нервы мгновенно преобразуют колебания барабанной перепонки в биоэлектрические импульсы, передают эти импульсы в мозг, и тот, наконец, фиксирует ощущение, которое человек выражает словами: «Я слышу звук». Следовательно, звук возникает только в мозгу. Это реакция психики на механическое воздействие внешней среды на слуховой орган.

Если представить струну в виде вереницы жёстко связанных между собой частиц её тела и проследить за траекториями их перемещения в колебаниях, обнаружится следующая закономерность. Предположим, колебания исследуемой струны в продолжение одного периода сложились в следующую конфигурацию: (см. рис 1. ) Более глубокие исследования непременно покажут, что за время того же периода дважды возникала ещё и такая конфигурация: (см. рис 2. ) Трижды — ещё и такая: (см. рис 3. ) Четырежды — такая: (см. рис 4. )

И так далее до бесконечности. Это — конфигурации так называемых простых колебаний, совокупность которых составляет сложные колебания струны. Их называют модами колебаний (от лат. modus — «способ, образ действия»). Звенья, из которых состоит любая простая конфигурация, называют пучностями, а стыки между звеньями — узлами.

Колебания подчинены следующей математической закономерности. Если частоту простых колебаний с единственной пучностью принять за 1, то частóты простых колебаний с 2, 3, 4 и более пучностями будут выражены числами натурального математического ряда 1, 2, 3, 4 и т. д., а соотношения между частóтами составят 1:2:3:4 и т. д. Колебания графически принято изображать в виде волнообразных кривых линий на прямой горизонтальной линии — оси времени. Количество «волн» на определённом отрезке оси есть графическое выражение частоты колебаний, от которой зависит высота производимого звука. Чем чаще волны, тем выше звук. А размер «волн» по вертикали — это размах колебаний, то есть их амплитуда, от величины которой зависит мощность звука.

Поскольку каждое отдельное простое колебание есть часть общего сложного колебания, простые колебания называют ещё и частичными, а также гармониками (Г). Колебания струны представляют собой наслоение друг на друга огромного количества гармоник. Каждая гармоника имеет номер, совпадающий с количеством пучностей в соответствующей этой гармонике конфигурации колебаний. Гармоника простого колебания с единственной пучностью — это Г1, с двумя пучностями — Г2, с тремя пучностями — Г3 и т. д. Частóты гармоник также принято выражать в герцах. Если, например, частота Г1 100 Гц, то частота Г2 той же струны непременно составит 200 Гц, частота Г3 — 300 Гц и т. д. Г1 — это гармоника так называемого основного тона. Она определяет частотные характеристики всех остальных гармоник, благодаря чему мы слышим звуки как различные по высоте. Остальные гармоники участвуют в образовании призвуков, сопутствующих основному тону и именуемых обертонами.

Таким образом, единичный звук — это целый «хор» обертонов, включая основной тон (он же — нулевой обертон). Обертоны, входя в спектр звука, формируют его тембр. Обычно слух воспринимает звук обобщённо, но если настроить его особым образом, то в общем звучании некоторые обертоны можно даже различить; особенно в спектре басовых звуков. Чем обертонов больше и чем ярче их звучание, тем объёмнее, «сочнее», красивее звук. Но обертоны ценны не только как «ингредиенты» тембра. Для настройки их роль гораздо более значительна.

Еще статьи:

  • Доверенность подписывать документы и Подпись по доверенности Как правило, доверенность на подписание документов или на право подписи выдается от имени организации. Составляется такой документ по правилам выдачи доверенности от юридического лица. Гражданин также может делегировать право подписать документы другому лицу – как […]
  • Адвокат ария Адвокат Семён Львович Ария Семён Львович Ария – советский и российский адвокат, в практике были также и гражданские дела. Семен Львович родился 28 декабря 1922 г. в городе Енакиево Донецкой области. Его детские годы прошли в Харькове. Поле школы начал получать инженерное образование, но […]
  • Сейшельское гражданство Гражданство Республики Сейшелы Вопросы гражданства регулируются Законом о гражданстве Сейшел от 29 июня 1976 года и Конституцией Сейшелл, принятой в 1970 году. Вопросы, касающиеся лиц, рожденных до 29 июня 1976 года, должны направляться в Seychellois Mission. Гражданство по рождению: […]
  • Беляев максим адвокат Беляев максим адвокат Адвокат Беляев Максим Андреевич В 2002 году окончил юридический институт МВД России. Стаж работы по юридической специальности с 1999 года. Работал в отделе по расследованию преступлений в сфере экономики более 3-х лет. Адвокатский статус с 2006 года. Номер в […]
  • Площадь жилья под материнский капитал Направляем материнский капитал на улучшение жилищных условий Анна Мазухина, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Право на федеральный материнский капитал имеет любая женщина-россиянка, родившая или усыновившая второго или последующего ребенка (тоже гражданина России) в […]
  • Как подать в суд за задержку зарплаты Исковое заявление о денежной компенсации за задержку выплат Нарушение срока или размера причитающихся по условиям труда работнику денежных средств может повлечь необходимость подать в суд исковое заявление о денежной компенсации за задержку выплат. Компенсации подлежат все виды сумм, […]