Нефинансовая отчетность виды

Финансовая и нефинансовая отчетность – определение, структура и особенности

Одно из самых важных средств контроля на современных предприятиях и организационных структурах – это отчетность. Какой она бывает? По каким стандартам рассчитывается? На эти и другие вопросы будет предоставлен ответ в рамках данной статьи.

Общая информация

Выделяется финансовая и нефинансовая отчетность. Первая часто еще называется бухгалтерской. Они необходимы для того, чтобы следить за целевым использованием имеющихся ресурсов, предотвращать разворовывание и пропажу. Эти виды отчетности регулируются целым рядом нормативно-правовых и рекомендационных документов международного, федерального и организационного уровней. А теперь давайте рассмотрим их более внимательно.

Что собой представляет финансовая отчетность?

Под ней понимаются специально отобранные и сгруппированные данные, что необходимы пользователям для принятия верных экономических решений. В финансовой отчетности содержится информация о положении субъекта хозяйственной деятельности на определенную дату, а также результат функционирования и движения средств за определенный период. Что в нее включено? Финансовая отчетность может быть готовой или промежуточной (квартальной, месячной). Специфические моменты оговариваются положением бухгалтерского учета. Кроме этого, рекомендуется использоваться международные стандарты отчетности. Там же можно найти и рекомендации о содержании готовых документов.

Какая ответственность предусмотрена в случае нарушения законодательства относительно финансовой отчетности?

Все зависит от тяжести проступков:

  1. Нарушение сроков подачи в налоговую службу карается суммой в 200 рублей за каждую непредоставленную (или предоставленную после установленного срока) форму. Кроме того, на несколько сотен штрафуют ответственное должностное лицо.
  2. За непредоставление данных в государственный орган статистики накладывается взыскание в 3-5 тысяч рублей. Кроме того, на несколько сотен штрафуется ответственное лицо.
  3. В случае наличия искажения любой строки (статьи) более чем на 10 процентов взыскивается штраф в 2-3 тысячи рублей.

Конечно, еще можно было бы упомянуть и взыскания за криминальные преступления, но люди, которые идут на них, обычно все и так хорошо понимают.

Что собой представляет нефинансовая отчетность?

Этот вопрос обычно обходится стороной. Ведь если ведутся разговоры про отчетность, то подразумевается, как правило, именно бухгалтерская. Так какими они бывают? На практике выделяется следующая нефинансовая отчетность:

  1. О развитии местных сообществ. По сути, это информация о реализации мероприятий и программ.
  2. О решении общественной проблемы. Сюда включается информация о борьбе с определенным негативом, что обладает социальной значимостью. В качестве примера можно привести сердечно-сосудистые заболевания, депрессию и тому подобное.
  3. По обеспечению безопасности и охране труда. Это информация, которая предоставляет данные по показателям соблюдения требования законодательства в этих сферах.
  4. Экологическая отчетность. Она затрагивает деятельность компании в сфере природоохранных мероприятий. В данном случае описываются не только последствия функционирования организации для окружающей среды, но и пути, а также стремления минимизировать вред.
  5. Социальная отчетность. Она охватывает ряд показателей по охране труда, медицинскому страхованию, обеспечению безопасности, пенсионным отчислениям, профессиональной компетенции, развитию человеческого капитала, повышению уровня благосостояния персонала и прочему.
  6. Комбинированная отчетность. Еще называется промежуточной или текущей. По сути является упрощенной финансовой отчетностью, где описываются различные траты на экологические или социальные мероприятия с краткой характеристикой.
  7. Об устойчивом развитии. В данном случае отображаются показатели мероприятий, которые имеют целью защиту окружающей среды, обеспечение справедливого распределения ресурсов.

Говорить о том, что здесь везде существуют общепризнанные стандарты нефинансовой отчетности, не приходится.

Какова структура?

А теперь давайте уделим внимание тому, как она строится. Нефинансовая отчетность, как правило, обладает следующей структурой:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Информация от руководства организации.
  4. Характеристика субъекта.
  5. Параметры отчета.
  6. Показатели экономической и производственно-хозяйственной деятельности.
  7. Стратегические цели.
  8. Управление.
  9. Оценка деятельности.
  10. Соответствие международным стандартам.
  11. Заключение независимого аудитора.
  12. Приложения.
  13. Справочная и дополнительная информация.
  14. Контактная информация для обратной связи.

Следует отметить, что у нефинансовой отчетности структура четко не определена. Благодаря этому организации могут увеличить положительный эффект от публикации этих документов, используя разные подходы и средства. Одновременно с этим необходимо осмысленно и на стратегическом уровне работать в компании. Не лишним будет следить и за балансом. Так, к примеру, социальные программы – это конкурентное преимущество компании при формировании человеческого капитала. Но с другой стороны, они же являются и издержками, которые оказывают существенное влияние на экономическую эффективность работы структуры.

Практические особенности

Говоря про развитие нефинансовой отчетности, следует отметить, что она развита не в пример слабее, нежели бухгалтерская. Это относится как к составлению, так и к регулированию. В случае с бухгалтерской (финансовой) отчетностью можно выбрать в качестве ориентира международные стандарты, использование которых в Российской Федерации рекомендуется. Тогда как с другими аспектами несколько сложнее. Возьмем, к примеру, экологическую отчетность. В Российской Федерации относительно охраны окружающей среды твердо и уверенно можно говорить только о налогах на вредные выбросы. Тогда как в Европейском Союзе практикуется более широкий подход. Хотя, учитывая, что нефинансовая отчетность компании в значительной мере ориентирована на улучшение условий труда и проживания людей, несложно предположить, что ситуация в этом направлении будет постепенно улучшаться. Вопрос только в одном – с какой скоростью?

Виды нефинансовых отчетов

Поскольку подготовка нефинансовой отчетности в большинстве случаев добровольная инициатива бизнеса, компании вправе самостоятельно решать, какие темы раскрывать в отчете, использовать или нет имеющиеся стандарты отчетности, публиковать ли бумажную или только электронную версию отчета, где и как ее размещать.

Однако на современном этапе развития нефинансовой отчетности четко наметились определенные тенденции и лучшие практики, речь о которых пойдет в этом разделе.

Наиболее полный по содержанию комплексный отчет раскрывает информацию о деятельности компании в трех областях: экономической, социальной и экологической. В зависимости от индивидуальной трактовки компанией базового понятия корпоративной социальной ответственности такие отчеты могут называться отчетами: «о корпоративном (или глобальном) гражданстве», «о (корпоративной) социальной ответственности», «об устойчивом развитии», «о корпоративной ответственности и устойчивом развитии» и т.д.

Большинство экспертов в области КСО едины во мнении, что на современном этапе подготовка комплексного отчета об устойчивом развитии обеспечивает наилучшее качество раскрытия информации.

Однако отчитывающаяся организация может сознательно ограничить круг тем, которые она намерена представить в отчете, выпуская тематические отчеты, к которым относятся экологические и социальные, а также комбинации этих двух типов отчетов, например «социальный и экологический отчет», «экологический и этический отчет», «отчет об экологии и взаимодействии с местным сообществом» и т.д.

Первые нефинансовые отчеты европейских компаний в основном затрагивали экологические аспекты деятельности. К концу 90-х годов от четы становились более подробными и комплексными, включая все более широкий круг вопросов. Мировой тенденцией последнего десятилетия стала подготовка комплексных отчетов об устойчивом развитии, число которых возросло до 75% от общего количества отчетов.

В России большинство компаний по-прежнему отдают предпочтение подготовке социальных отчетов. По данным РСПП на начало сентября 2011 г., из 38 отчетов компаний сектора финансов и страхования только пять, в том числе отчет Внешэкономбанка, являются отчетами об устойчивом развитии.

«Лучшим нефинансовым отчетом является тот, который содержит информацию, позволяющую оценить количество и качество нематериальных активов компании, уровень управления ее нефинансовыми рисками, специфику управления и компетентность менеджмента, стратегические приоритеты и потенциал предприятия, то есть отчет о корпоративной социальной ответственности и устойчивом развитии».

М.И. Либоракина, заместитель генерального директора по стратегии ОАО «АТОМРЕДМЕТЗОЛОТО»

В последнее время наблюдается тенденция к объединению в одном интегрированном отчете информации о финансово-экономической результативности компании с отчетностью в области устойчивого развития. Пока такие отчеты готовит относительно немного компаний, однако все чаще звучит мнение, что именно за этим будущее.

Как правило, нефинансовые отчеты предназначены для широкого круга заинтересованных сторон и имеют публичный характер, то есть являются внешними. Однако компания может подготовить и внутренний отчет, который будет адресован какой-либо узкой группе заинтересованных сторон, например сотрудникам, и будет доступен только этой целевой аудитории. Нефинансовый отчет может быть подготовлен как в свободной форме, так и в соответствии с определенными руководствами и стандартами. Компании могут использовать при подготовке отчетов любые руководства и рекомендации или несколько руководств сразу, что позволяет более точно определить и представить существенные темы читателю. В настоящее время наиболее часто используемой системой отчетности является Глобальная инициатива по отчетности (GRI), о которой мы уже говорили. В ходе подготовки отчетности компании также часто применяют серию стандартов AA1000 и принципы Глобального договора ООН. Подробное описание этих инициатив вы найдете в следующем разделе этого пособия.

Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2017 г. № 876-р О Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плане мероприятий по ее реализации

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию развития публичной нефинансовой отчетности;

план мероприятий по реализации Концепции развития публичной нефинансовой отчетности.

2. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции и плана мероприятий, утвержденных настоящим распоряжением, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 5 мая 2017 г. № 876-р

Концепция
развития публичной нефинансовой отчетности

I. Общие положения

Концепция развития публичной нефинансовой отчетности (далее — Концепция) разработана во исполнение пункта 9 раздела III плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р, и направлена на:

совершенствование системы стимулирования российских организаций к повышению информационной открытости и прозрачности результатов воздействия их деятельности на общество и окружающую среду, включая экономическую, экологическую и социальную составляющие;

расширение возможностей для объективной оценки на основе публичной нефинансовой отчетности вклада результатов деятельности российских организаций в общественное развитие;

содействие укреплению репутации российских организаций и повышению доверия к их деловой активности в Российской Федерации и за ее пределами;

Читайте так же:  Нотариус научный проезд 17

систематизацию процесса внедрения публичной нефинансовой отчетности в управленческую практику российских организаций;

повышение осведомленности широкого круга лиц о международных стандартах в сфере социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности, о значении публичной нефинансовой отчетности для отчитывающихся российских организаций и для их внешнего окружения.

Концепция определяет следующие задачи:

разработка минимальных требований к публичной нефинансовой отчетности, а также рекомендаций по процедурам проверки, оценки и подтверждения (заверения) публичной нефинансовой отчетности;

определение направлений совершенствования требований к раскрытию публичной нефинансовой отчетности;

создание основ для формирования нормативно-правовой базы в сфере публичной нефинансовой отчетности, в том числе по вопросам социальной ответственности и устойчивого развития;

содействие распространению и использованию в практике организаций единых понятий в сфере публичной нефинансовой отчетности, в том числе по вопросам социальной ответственности и устойчивого развития;

содействие развитию профессиональной подготовки и повышению квалификации в сфере социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности;

содействие обеспечению информационной поддержки в сфере социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности, в том числе для повышения информированности инвесторов и иных заинтересованных сторон, а также для развития международного сотрудничества в этой сфере.

В Концепции такие понятия, как заинтересованная сторона, социальная ответственность, существенный вопрос, устойчивое развитие, используются в соответствии с их определениями, данными в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности», утвержденном и введенном в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1611-ст (далее — стандарт ГОСТ Р ИСО 26000-2012).

Положения Концепции разработаны с учетом российских и международных документов, включая:

Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.;

стандарт ГОСТ Р ИСО 26000-2012;

Кодекс корпоративного управления, одобренный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации 21 марта 2014 г. (далее — Кодекс корпоративного управления);

Антикоррупционную хартию российского бизнеса;

Социальную хартию российского бизнеса (2008 год);

принципы Глобального договора Организации Объединенных Наций;

резолюцию «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г. (далее — резолюция Организации Объединенных Наций);

международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности»;

итоговый документ конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию «Будущее, которого мы хотим»;

руководство по отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности (далее — руководство GRI).

Действие Концепции распространяется в том числе на государственные компании, государственные корпорации, публично-правовые компании, государственные унитарные предприятия и хозяйственные общества с государственным участием, соответствующие критериям, установленным разделом V Концепции. Иные коммерческие и некоммерческие организации, а также органы власти различных уровней могут руководствоваться положениями Концепции в добровольном порядке.

II. Необходимость развития публичной нефинансовой отчетности

Публичная нефинансовая отчетность представляет собой совокупность сведений и показателей, отражающих цели, подходы и результаты деятельности организаций по всем существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, включая минимальный перечень обязательно раскрываемых показателей.

Публичная нефинансовая отчетность раскрывает информацию о деятельности организации в контексте социальной ответственности и устойчивого развития, отражает взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также достигнутые результаты, включая экономические, экологические и социальные аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи.

Практика публичной нефинансовой отчетности развивается в мире на протяжении более 20 лет. Публикация нефинансовых отчетов осуществляется большинством транснациональных и крупных национальных компаний, а также рядом государственных и муниципальных организаций в странах мира. Регулярные отчеты публикуют около 90 процентов компаний из списков Fortune Global 500 и S&P 500.

К числу решающих факторов расширения практики публичной нефинансовой отчетности и повышения ее качества относится законодательное регулирование в этой сфере в ряде стран. Существенную роль играют также такие факторы, как включение социальных и экологических данных в процедуры принятия решений инвесторами, в правила листинга фондовых бирж, предъявление к подрядчикам со стороны деловых партнеров требований к раскрытию информации о соблюдении норм в сфере охраны труда (в соответствии с трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда), этики ведения бизнеса, экологической безопасности, требований к охране окружающей среды и оценке воздействия на окружающую среду. Наряду с этим заметно возрастает внимание потребителей, а также организаций гражданского общества к вопросам корпоративной социальной ответственности.

Публичная нефинансовая отчетность является важным элементом системы управления, в том числе рисками, и развития коммуникаций с заинтересованными сторонами, предпосылкой повышения эффективности и укрепления конкурентоспособности организаций.

Среди значимых событий, влияющих на развитие публичной нефинансовой отчетности в мире в последние годы, следует назвать принятие и введение в действие Европейским союзом директивы по раскрытию нефинансовой информации, действие которой распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках Европейского союза, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников.

Похожие правовые инициативы реализуются в ряде стран БРИКС, а также в других странах, использующих публичную нефинансовую отчетность как источник информации о влиянии организаций на окружающую среду и общество.

Такие крупные международные инициативы, как Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (2003 год), Парижское соглашение, принятое 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменениях климата, усиливают внимание различных заинтересованных сторон к результатам деятельности и воздействию организаций на экономику, общество и окружающую среду. Появление подобных инициатив стимулирует спрос на соответствующую информацию, способствует росту требований к информационной открытости организаций и развитию публичной нефинансовой отчетности.

Стимулирующую роль в развитии публичной нефинансовой отчетности может оказать резолюция Организации Объединенных Наций, содержащая 17 целей в сфере устойчивого развития и определяющая, с одной стороны, необходимость разработки системы показателей с целью мониторинга достижения этих целей как на национальном, так и на глобальном уровне, с другой стороны, включающая задачи по отражению вклада организаций в устойчивое развитие, решаемые в рамках публичной нефинансовой отчетности. В частности, компаниям, особенно крупным и транснациональным, рекомендуется применять устойчивые методы производства и отражать информацию о рациональном использовании ресурсов в своих отчетах.

Финансовые рынки все активнее включаются в процесс формирования запроса на нефинансовые показатели. По заказу Всемирной федерации бирж разработаны и выпущены в 2015 году рекомендации для ее членов по использованию нефинансовых показателей в процессе оценки организаций, а также критерии такой оценки.

Индексы и рейтинги в сфере социальной ответственности и устойчивого развития, число которых в мире растет, являются еще одним существенным фактором, который способствует развитию публичной нефинансовой отчетности, ориентирует заинтересованные стороны, прежде всего инвесторов, государственные структуры и различные общественные организации на принятие решений относительно оценки деятельности организаций.

Российская практика публичной нефинансовой отчетности активно развивается начиная с 2000 года в соответствии с мировыми тенденциями, но с некоторым отставанием от них по темпам. В Российской Федерации публичная нефинансовая отчетность сохраняет статус добровольной инициативы, прежде всего крупного бизнеса, которая в меньшей степени затронула некоммерческие организации и государственные учреждения. В 2016 году в Российской Федерации насчитывалось более 160 организаций, которые когда-либо выпускали публичные нефинансовые отчеты, в их числе более 150 — коммерческие организации, менее 10 — некоммерческие организации. Порядка 30 процентов публичных нефинансовых отчетов проходят процедуру независимого подтверждения (заверения). В дальнейшем процесс публичной нефинансовой отчетности будет развиваться под влиянием тех же факторов, которые действуют в мире.

Организациям, работающим на глобальных и национальных рынках, предстоит решать сходные задачи, включая укрепление конкурентоспособности, обеспечение устойчивого развития, подтверждение своей ответственности перед обществом, различными заинтересованными сторонами.

В связи с этим актуальной национальной задачей является необходимость повышать осведомленность в государстве и обществе по вопросам социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности, а также о регламентирующих эту сферу документах и поддерживать практику публичной нефинансовой отчетности.

На уровне государственной политики Российской Федерации в сфере социально-экономического и экологического развития сформулированы цели, достижение которых становится возможным при условии совместных усилий государственного, частного и общественного секторов. Эти цели включают в себя построение экономики лидерства и инноваций, конкурентоспособной на мировом уровне, повышение качества человеческого капитала как важного фактора конкурентоспособности страны в XXI веке, обеспечение экологической безопасности, достижение социального благополучия и согласия в обществе.

Публичная нефинансовая отчетность является одним из важных источников данных, на основании которых на государственном уровне могут приниматься решения о степени достижения обозначенных стратегических целей, а также о необходимости объединения или разграничения усилий различных секторов общества.

Подход к пониманию социальной ответственности как ответственности перед обществом, ее связи с устойчивым развитием выражен в международном стандарте ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». В Российской Федерации в 2012 году утвержден и введен в действие идентичный стандарт ГОСТ Р ИСО 26000-2012, который соотносится с основными международными и национальными документами в сфере устойчивого развития, социальной ответственности и публичной нефинансовой отчетности, в обобщенной форме представляет ключевые подходы в этой сфере и предназначен для использования организациями всех форм собственности и видов деятельности.

В отношении публичной нефинансовой отчетности стандарт ГОСТ Р ИСО 26000-2012 рекомендует учитывать и отражать в содержании публичных нефинансовых отчетов ключевые темы социальной ответственности и устойчивого развития, включая вопросы управления, трудовых отношений, окружающей среды, этики, добросовестной деловой практики, противодействия коррупции, соблюдения прав человека и взаимодействия с заинтересованными сторонами, а также вклад в развитие территорий и местных сообществ.

Рекомендации по раскрытию информации в области социальной и экологической ответственности, в том числе по составлению отчета в сфере устойчивого развития в соответствии с требованиями, признанными на международном уровне (например, в соответствии с руководством GRI), содержатся в Кодексе корпоративного управления.

III. Назначение и содержание публичной нефинансовой отчетности

Назначение публичной нефинансовой отчетности состоит в предоставлении организациями значимой, полной, своевременной, точной, сбалансированной, сопоставимой, надежной и объективной информации об их деятельности по экономическим, экологическим, социальным аспектам и системам управления для удовлетворения информационных потребностей и запросов заинтересованных сторон.

Читайте так же:  Замените словосочетание отцовское наследство

На основании этих сведений заинтересованные стороны могут судить о качестве управления в организациях и принимаемых ими решений, о влиянии на окружающую среду и общество, об устойчивости организаций, поскольку большинство нефинансовых показателей, включаемых в публичную нефинансовую отчетность, могут иметь значимые финансовые последствия как в текущей практике, так и в будущем.

В организациях процесс нефинансовой отчетности является инструментом для решения следующих задач:

совершенствование системы управления рисками;

развитие практики корпоративного управления и деловой этики;

повышение эффективности управления, в том числе экологической и социальной деятельностью;

развитие диалога и конструктивного взаимодействия с заинтересованными сторонами, укрепление деловой репутации;

повышение инвестиционной привлекательности.

Публичные нефинансовые отчеты служат источником информации для независимой оценки деятельности организаций и составления на ее основе индексов и рейтингов в сфере устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.

Адекватная оценка деятельности организаций, обеспечивающая возможность сопоставительного анализа и агрегирования информации по наиболее важным аспектам, характеризующим воздействие организации на общество и окружающую среду, может быть проведена на основе перечня ключевых показателей, которые необходимо раскрывать в публичных нефинансовых отчетах.

Это обусловливает важность определения в нормативных правовых актах минимального перечня ключевых показателей, являющихся базовыми индикаторами, которые рекомендованы для обязательного раскрытия и характеризуют деятельность организации, включая экономическую, экологическую и социальную направленность, а также систему управления. При определении перечня ключевых показателей важно, чтобы они охватывали важнейшие направления деятельности организации, являлись универсальными, учитывали сложившуюся практику в области публичной нефинансовой отчетности, международные и российские документы в этой области, в том числе документы, разрабатываемые в рамках деятельности Организации Объединенных Наций в целях мониторинга хода выполнения резолюции Организации Объединенных Наций.

Наряду с ключевыми показателями организации могут выбирать и использовать в практике публичной нефинансовой отчетности другие различные показатели для освещения своей стратегии и результатов с учетом выбранной методологии отчетности, внутренних регламентов и процедур.

Организации могут самостоятельно выбирать, какие виды публичных нефинансовых отчетов они будут выпускать, если не существует формализованных требований со стороны государства, финансовых или иных институтов. Содержание публичной нефинансовой отчетности определяется в соответствии с целями организации, требованиями используемых стандартов и руководств по отчетности, а также информационными потребностями заинтересованных сторон.

Возможными видами публичных нефинансовых отчетов являются:

отчет о деятельности в области устойчивого развития (отчет о корпоративной социальной ответственности, комплексный социальный отчет) — документ, ориентированный на широкий круг заинтересованных сторон, содержащий сведения, которые комплексно отражают подходы и результаты деятельности организаций по существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, характеризуют ответственную деловую практику, включая экономические, экологические, социальные аспекты и системы управления. При подготовке таких отчетов широко используются международные стандарты, включая руководство GRI. При выборе раскрываемых в отчете тем ориентиром могут служить положения принципов Глобального договора Организации Объединенных Наций, стандарта ГОСТ Р ИСО 26000-2012 и Социальной хартии российского бизнеса;

годовой отчет — документ, ориентированный на акционеров, в котором уделяется особое внимание результатам деятельности организации в отчетном году и (по возможности) содержится расширенный состав информации с учетом организационно-правовой формы, присутствия на рынке ценных бумаг, требований нормативных правовых актов, а также положений Кодекса корпоративного управления. При подготовке годовых отчетов также могут использоваться документы, регламентирующие вопросы устойчивого развития, социальной ответственности и публичной нефинансовой отчетности;

интегрированный отчет — документ, отражающий взаимосвязь между различными элементами, характеризующий бизнес-модель и ориентированный прежде всего на инвесторов. В интегрированном отчете комплексно раскрывается финансовая и нефинансовая информация о деятельности организации.

Организации могут выпускать за отчетный период несколько видов публичной нефинансовой отчетности с учетом стоящих перед организацией задач, развития в организации процессов управления, взаимодействия с различными группами заинтересованных сторон. В практике организаций могут использоваться в информационных целях тематические отчеты (экологические, социальные), содержащие сведения по таким отдельным направлениям деловой практики, как охрана окружающей среды, выбросы парниковых газов, корпоративная социальная политика, благотворительная деятельность. Подготовка тематических отчетов может осуществляться в свободной форме или опираться на стандарты и руководства для раскрытия отдельных тем и показателей.

Такие отчеты не заменяют публичной нефинансовой отчетности, при этом они служат, при условии их публикации в открытом доступе, дополнительным источником более подробных сведений по отдельным вопросам, ссылки на них могут включаться в публичную нефинансовую отчетность.

Требуют внимания вопросы сопоставимости данных финансовой и нефинансовой отчетности. Важным условием повышения качества отчетной информации является продвижение в этом направлении отчитывающихся организаций. Это особенно актуально в связи с увеличением объема нефинансовой информации в финансовой отчетности.

Подготовка публичной нефинансовой отчетности осуществляется периодически, обеспечивая тем самым доступ заинтересованных сторон к актуальной отчетной нефинансовой информации, посредством размещения отчета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на сайте отчитывающейся организации.

IV. Контроль и оценка качества публичной нефинансовой отчетности

1. Способы обеспечения контроля и оценки качества публичной нефинансовой отчетности

Обеспечение контроля качества публичной нефинансовой отчетности является одним из ключевых факторов ее развития с точки зрения повышения качества раскрываемых данных в целях роста доверия со стороны заинтересованных сторон и совершенствования внутренних процессов.

В международной и российской практике в зависимости от субъекта применяются следующие способы контроля и оценки качества публичной нефинансовой отчетности:

внутренний контроль качества подготовки публичной нефинансовой отчетности;

независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности, которая может осуществляться по инициативе самих организаций, выпускающих отчеты, или по инициативе третьей стороны.

2. Организация системы внутреннего контроля качества подготовки публичной нефинансовой отчетности

Процесс подготовки публичной нефинансовой отчетности имеет комплексный характер, что предполагает вовлечение представителей многих функциональных подразделений отчитывающейся организации, дочерних и зависимых обществ, организаций, входящих в цепочку поставок. Поэтому необходимым условием обеспечения качества публичной нефинансовой отчетности является наличие у отчитывающейся организации системы управления риском искажения нефинансовой отчетной информации, в том числе несоответствия публичной нефинансовой отчетности порядку ее подготовки.

В соответствии с лучшей практикой организуется систематическая независимая внутренняя оценка надежности и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля подготовки публичной нефинансовой отчетности. Данная система интегрируется в общую систему управления рисками и внутреннего контроля организации, основанную на общепринятой концепции и практике работы в области управления рисками и внутреннего контроля, в том числе рекомендованных к применению Кодексом корпоративного управления.

Развитие практики внутреннего контроля качества публичной нефинансовой отчетности направлено в том числе на:

обеспечение достоверности нефинансовой отчетной информации;

проверку соблюдения требований нормативных правовых актов, внутренних документов организации и порядка подготовки публичной нефинансовой отчетности;

повышение эффективности контрольных процедур и иных мероприятий по управлению рисками в сфере подготовки публичной нефинансовой отчетности.

Внутренняя проверка обеспечения достоверности публичной нефинансовой отчетности не заменяет ее внешней оценки и подтверждения (заверения).

3. Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности

Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности является важным фактором совершенствования отчетности и взаимодействия с заинтересованными сторонами. Она служит повышению информационной открытости и прозрачности деятельности организации, способствует укреплению ее репутации, а также помогает повысить качество информации, улучшить управление процессом сбора и анализа данных для подготовки публичного нефинансового отчета. Для заинтересованных сторон наличие независимой внешней оценки служит дополнительным фактором доверия к представленной в публичном нефинансовом отчете информации, способствует принятию на ее основе решений, позволяет выявлять лидеров и сравнивать виды лучшей практики.

Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности осуществляется как по инициативе самих заказывающих проверку организаций, так и по инициативе третьей стороны.

4. Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности по инициативе выпускающих ее организаций

Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности по инициативе выпускающих ее организаций осуществляется в форме подтверждения (заверения) лицом или группой лиц, которые независимы от процесса подготовки публичной нефинансовой отчетности. В текущей практике в сфере публичной нефинансовой отчетности термины «подтверждение», «заверение» используются как аналогичные.

Подтверждение (заверение) — система методов и процессов, позволяющих убедиться в том, что отчетная информация отвечает определенным критериям, в том числе критериям:

достоверности, существенности и полноты информации, раскрываемой в рамках публичной нефинансовой отчетности;

соответствия публичной нефинансовой отчетности и деятельности организации, информация о которой раскрывается в публичных нефинансовых отчетах, требованиям регламентирующих документов.

При этом подтверждению (заверению) в рамках реализации поставленных задач могут подвергаться в том числе:

публичный нефинансовый отчет, его часть или отдельные показатели в составе публичного нефинансового отчета;

процедуры и процессы, связанные с подготовкой публичной нефинансовой отчетности.

Важнейшими требованиями, предъявляемыми к внешней оценке, являются независимость и компетентность исполнителей, а также обоснованность их методологии (включая четкое определение предмета и критериев оценки, наличие понятных заинтересованным сторонам документов и процедур), наличие общепризнанных стандартов осуществления деятельности по независимой внешней оценке и связанных с этой деятельностью общепризнанных этических требований, наличие системы контроля за деятельностью субъектов независимой внешней оценки, в том числе независимой от профессиональной группы, осуществляющей эту деятельность, наличие соответствующих профессиональных институтов.

5. Возможные формы заверения, проверки публичной нефинансовой отчетности

Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности по инициативе выпускающих ее организаций может проводиться как в форме общественного подтверждения (заверения), так и в форме профессионального подтверждения (заверения).

Общественное подтверждение (заверение) публичной нефинансовой отчетности характеризуется разнообразием видов, осуществляется, как правило, на основе формализованной методологии и регламентов, которые могут различаться в зависимости от целей, задач, предмета подтверждения (заверения). При этом важными условиями являются открытость методологии и использование публичных процедур, а также авторитетность органа, проводящего подтверждение (заверение).

Процедура подтверждения (заверения) может быть организована специализированным органом делового союза, ассоциации, который на регулярной основе проводит общественное подтверждение (заверение) публичных нефинансовых отчетов организаций на предмет полноты и значимости информации об их ответственной деловой практике.

Подтверждение (заверение) публичной нефинансовой отчетности могут проводить в рамках своей компетенции представители заинтересованных сторон организации, выпускающей публичный нефинансовый отчет. Такое подтверждение (заверение) может осуществлять постоянно действующий при организации орган заинтересованных сторон, имеющий соответствующие полномочия, либо специально созываемая для целей подтверждения (заверения) группа из числа представителей заинтересованных сторон, подтверждающих, как правило, процесс своего взаимодействия с отчитывающейся организацией по вопросам подготовки публичного нефинансового отчета.

Читайте так же:  Федеральные требования по лыжным гонкам

Общественное подтверждение (заверение) развивается наряду с профессиональным подтверждением (заверением) и дополняет его.

Профессиональное подтверждение (заверение) публичной нефинансовой отчетности осуществляется организациями, действующими на профессиональной основе в соответствии с существующими стандартами.

Стандартом профессионального подтверждения (заверения) публичной нефинансовой отчетности в российской и международной практике является международный стандарт «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов», введенный в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации».

Профессиональное подтверждение (заверение) проводится по заданию, согласованному с организацией, подготовившей публичную нефинансовую отчетность. Процедуры, выполняемые в рамках профессионального подтверждения (заверения), должны быть достаточными для обоснования выводов о соответствии предмета подтверждения (заверения) критериям, указанным в задании. Объем процедур может варьироваться в зависимости от целей и уровня подтверждения (заверения).

6. Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности по инициативе третьей стороны

К наиболее распространенным инструментам независимой внешней оценки в сфере устойчивого развития, корпоративной ответственности и публичной нефинансовой отчетности, проводимой по инициативе третьей стороны, относятся:

индексы, рейтинги, рэнкинги — оценка результатов деятельности организаций, которая проводится на основе формализованной методологии. Оценки, полученные по результатам анализа набора показателей, отражают состояние и изменение различных параметров, характеризующих деятельность организации (экологических, экономических, социальных), а также аспектов управления;

конкурсы, премии — отбор победителей на конкурсной основе по заранее определенным критериям. Конкурсы и премии преимущественно используются в качестве инструмента выявления и поощрения успешной корпоративной практики.

Появление индексов и рейтингов как инструментов независимой внешней оценки организаций на основе их публичной нефинансовой отчетности является ответом на растущее общественное внимание и внимание таких профессиональных групп заинтересованных сторон, как инвесторы, к параметрам деловой практики, включая качество управления нематериальными активами, социальными и экологическими рисками, способность генерировать и использовать инновации, создавать общественную ценность. Такая информация становится все более востребованной различными заинтересованными сторонами, которые получают возможность с достаточным основанием формировать мнение относительно организации в целом или отдельных аспектов ее деятельности.

По разным оценкам, в мире насчитывается около 200 индексов и рейтингов в сфере устойчивого развития, корпоративной ответственности и публичной нефинансовой отчетности, которые различаются как по тематическому охвату, так и по составу показателей и критериям оценки. В этих условиях становится особенно важным, чтобы оценки были понятными и сопоставимыми, чтобы их разнообразие не дезориентировало рынок, а обеспечивало его надежным аналитическим инструментарием. Роль такого инструментария при соблюдении определенных принципов выполняют индексы и рейтинги, в основе которых лежит анализ публичной нефинансовой отчетности. На международном уровне предпринимаются усилия по разработке стандарта оценки рейтингов в сфере устойчивого развития и выработки общих принципов для формирования инструментов в этой сфере.

В Российской Федерации развитие таких инструментов находится в стадии становления. В число известных и авторитетных, используемых в российской практике индексов и рейтингов в сфере устойчивого развития и социальной ответственности входят эколого-энергетические рейтинги и рейтинги корпоративного управления.

Необходимо поддерживать процесс дальнейшего развития систем независимой внешней оценки публичной нефинансовой отчетности, в том числе с учетом мирового опыта и современных подходов в этой сфере. Существенное значение будет иметь усиление роли и влияния в этом процессе различных институтов развития, средств массовой информации, общероссийских объединений работодателей и деловых ассоциаций.

V. Этапы развития публичной нефинансовой отчетности

План мероприятий по реализации Концепции, осуществление которого планируется с 2017 года, будет включать в себя разработку нормативных правовых актов и реализацию иных мер, предусматривающих поэтапное введение публикации в открытом доступе публичной нефинансовой отчетности. При разработке нормативных правовых актов необходимо обеспечить соблюдение следующих подходов:

использование принципа «соблюдай или объясняй», в соответствии с которым организации объясняют причины невыполнения требований и размещают эту информацию на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

определение минимального перечня базовых индикаторов, включение которых в публичные нефинансовые отчеты организаций является обязательным или рекомендательным (в том числе для дочерних обществ).

Предусматриваются 4 этапа реализации Концепции.

На первом этапе (2017 — 2018 годы) предусматривается:

осуществление информирования экспертного сообщества, российского бизнеса и общества в целом о Концепции, проведение разъяснительных мероприятий;

развитие нормативной и методической базы, направленной на широкое внедрение и продвижение публичной нефинансовой отчетности как общепринятой практики, разработка механизмов, стимулирующих этот процесс;

развитие инструментов независимой оценки деятельности организаций на основе публичной нефинансовой отчетности, регулярной практики использования авторитетных в деловом и экспертном сообществе рейтингов и индексов в области устойчивого развития и социальной ответственности;

определение состава базовых индикаторов, минимально необходимых для раскрытия информации о результатах деятельности организации в экономической, экологической и социальной сферах;

создание условий для развития международного сотрудничества в сфере устойчивого развития, социальной ответственности и публичной нефинансовой отчетности, в том числе в области повышения квалификации специалистов;

развитие информационных ресурсов, посвященных публичной нефинансовой отчетности, ее независимой оценке, социальной ответственности и устойчивому развитию;

утверждение перечня организаций, на которые распространяется требование публикации нефинансовой отчетности и раскрытия базовых индикаторов.

На втором этапе (2019 — 2020 годы) предусматривается:

дальнейшее развитие нормативной и методической базы в сфере публичной нефинансовой отчетности, социальной ответственности и устойчивого развития, внедрение стимулирующих механизмов;

регулярное составление индексов и рейтингов в области социальной ответственности и устойчивого развития на основе анализа публичной нефинансовой отчетности, расширение практики подтверждения (заверения), проверки публичных нефинансовых отчетов;

развитие системы повышения квалификации специалистов в сфере публичной нефинансовой отчетности, корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития, совершенствование образовательных программ.

В состав организаций, на которые распространяется требование публикации нефинансовой отчетности, предполагается включить в том числе:

государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании;

хозяйственные общества, не менее 50 процентов акций (долей) в уставных (складочных) капиталах которых находится в государственной собственности, государственные унитарные предприятия при условии, что такие хозяйственные общества и государственные унитарные предприятия имеют за отчетный год объем выручки (дохода) (сумму активов) в размере 10 млрд. рублей и выше, определяемый на основании консолидированной финансовой отчетности, а при отсутствии обязанности составления такой отчетности — на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, или среднесписочную численность работающих, составляющую 4000 чел. и выше;

прочие хозяйственные общества, не менее 50 процентов акций (долей) в уставных (складочных) капиталах которых находится в государственной собственности и ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах.

Предполагается, что с 2019 года указанные организации будут публиковать нефинансовые отчеты за предыдущий период.

На третьем этапе (2021 — 2022 годы) предусматривается :

функционирование и совершенствование системы регулирования и стимулирования, направленной на повышение информационной открытости, прозрачности деятельности и развитие отчетности, поддержку ответственного ведения хозяйственной деятельности и устойчивого развития;

внедрение и дальнейшее совершенствование инструментов независимой оценки деятельности организаций на основе публичной нефинансовой отчетности;

разработка и внедрение требования в отношении параметров подтверждения (заверения) публичной нефинансовой отчетности (категории охватываемых организаций, объемы подтверждаемых (заверяемых) сведений, включая базовые индикаторы);

разработка дополнительных критериев с учетом отраслевой специфики, в соответствии с которыми уточняется состав тех организаций, на которые поэтапно распространяется требование публикации нефинансовой отчетности.

В состав организаций, на которые на третьем этапе распространяется требование публикации нефинансовой отчетности, предполагается включить:

хозяйственные общества, не менее 50 процентов акций (долей) в уставных (складочных) капиталах которых находится в государственной собственности, государственные унитарные предприятия при условии, что такие хозяйственные общества и государственные унитарные предприятия имеют в соответствии с бухгалтерской (финансовой) отчетностью или консолидированной финансовой отчетностью за отчетный год объем выручки (дохода) (сумму активов) в размере 5 млрд. рублей и выше или среднесписочную численность работающих, составляющую 2000 чел. и выше;

хозяйственные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах.

На четвертом этапе (начиная с 2023 года) предусматривается:

действие механизмов, регулирующих и стимулирующих развитие публичной нефинансовой отчетности, различных форм внешней независимой оценки, подтверждения (заверения) публичной нефинансовой отчетности;

расширение с учетом отраслевой специфики состава организаций, на которые распространяется требование публикации нефинансовой отчетности.

В состав организаций, на которые на четвертом этапе распространяется требование публикации нефинансовой отчетности, предполагается включить 500 крупнейших организаций, объем выручки (дохода) которых соответствует критериям ведущих российских рейтингов.

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 5 мая 2017 г. № 876-р

Еще статьи:

  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Военная пенсия по потере кормильца кому положена Пенсия по потере кормильца военнослужащего в 2019 году Членам семей военных, погибших или умерших вследствие выполнения долга, государство оказывает материальную поддержку. Пенсия по случаю потери кормильца военнослужащего — это отдельный вид господдержки, выплачиваемый из средств […]
  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Образец приказа о досрочном расторжении трудового договора Делопроизводство Досрочное расторжение трудового договора при сокращении штата В общем случае, физлицо не может быть уволено по волеизъявлению работодателя при сокращении штата до того, как истечет нормативный срок в два месяца, начинающий исчисляться с момента соответствующего […]
  • Сургут материнский капитал за второго ребенка Югорский семейный (материнский) капитал в Ханты-Мансийске и ХМАО - Югре в 2019 году Югорский семейный капитал в Ханты-Мансийске и ХМАО - Югре учрежден Законом ХМАО - Югры от 28.10.2011 N 100-оз "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе - […]
  • Временная регистрация иностранных граждан по месту работы Регистрация иностранных сотрудников по месту работы: временная регистрация мигрантов по юридическому адресу работодателя Регистрация гражданина по месту работы – это первичная постановка иностранных сотрудников на миграционный учет в ГУВМ МВД по юридическому адресу работодателя и […]