Новые требования к водителям автобусов

Какие предъявляются требования к пассажирскому автобусу

Первое на что всегда следует обращать внимание при провозе людей на автобусах – это безопасность. Причем безопасность, как людей в салоне, так и всех остальных участников движения на автомагистралях – пешеходов, водителей и пассажиров в других автотранспортных средствах передвижения, собственная безопасность, как шофера автобуса.

Недаром на такую работу берутся исключительно люди с высокими показателями стрессоустойчивости, внимательности, профессионализма и надлежащей квалификации. Но кроме водителей, должному уровню безопасности должны соответствовать также и сами автобусы.

В каких нормативных документах прописаны

Такое ответственное дело, как массовая перевозка людей на автобусном автотранспорте, всегда должна осуществляться по правилам и нормативам, что обозначены для этого в законе.

Каким бы ни был автобус, городского значения или дальнего следования, все правила провоза касаются как водителей, так и пассажиров.

Законодательными документами, на основании которых могут проконтролировать Правила провоза на автобусах пассажиров и их багажа, являются следующие:

  1. Закон федерального значения №220-ФЗ от 13.07.15 г. Он полностью координирует все нормативы, касающиеся перевозок людей на автобусах по регулярным маршрутам.
  2. Правилам провоза пассажиров в автобусном транспорте и багажа, которые утверждались правительственным Постановлением РФ №112 от 14.02.02 г., в которое вносились поправки 28.04.15 г. в частности Раздел 3 (далее – Правила).
  3. Устав автотранспорта и городского наземного электротранспорта регламентирует порядок провоза багажа и людей в автобусах (далее – Устав ).
  4. Дополнительно деятельность транспортных компаний, работающих с пассажирами, может регулироваться Постановлениями, приказами, инструкциями и письмами, изданными Ространснадзором.

Изменения в нормативные документы могут вноситься путем изданий новых федеральных законов на местах по регионам страны. Так, уже сегодня внесен к рассмотрению Госдумой проект закона №985164-6, который будет менять содержание ст. 3.1 Устава.

Различные меры ответственности за нарушение Правил и распорядка Устава можно найти в административно-правовом Кодексе РФ. Например, в ст. 12.19 КоАП РФ – о нарушении правил автобусных остановок.

Требования к автобусам для перевозок в городе

Для заказных автобусов или нерегулярных маршрутов устанавливаются свои правила и тарификация оплаты за оказание услуги провоза людей.

Существуют также свои требования к автобусам для перевозки пассажиров в 2018 году, которые заключаются в наличии определенной документации, которая должна иметься у перевозчика, обязанностей водителей и самого технического состояния автобусного средства передвижения.

Документы у водителя городского пассажирского автотранспорта (автобуса) должны иметься при себе следующие:

  • соответствующая категории перевозок лицензия компании-перевозчика;
  • водительское удостоверение водителя с категорией D (D, DE, D1 и прочее);
  • полис ОСАГО (неограниченный, открытый);
  • путевые листы на осуществление в течение дня определенного количества рейсов по заданному городскому маршруту;
  • справка о прохождении водителем медкомиссии;
  • диагностическая карта техосмотра транспортного средства;
  • свидетельство о регистрации ТС с присвоенными ему госномерами;
  • техпаспорт автобуса.

Отсутствие тех или иных бумаг при выявленных нарушениях Правил провоза пассажиров в городском транспорте может спровоцировать большие штрафы, выписанные патрульной дорожной службой, как самому водителю-нарушителю, так и компании, в которой он трудоустроен. Поэтому будет лучше, если вся документация будет присутствовать у водителя.

Все водители обязаны подчиняться тому расписанию или графику, а также заказным маршрутам, которые проходят через транспортную компанию, согласно основным правилам осуществления ее деятельности.

Так, например, рейсовые автобусы следуют расписанию, которое должно в обязательном порядке быть согласованно с органами местного самоуправления – транспортным отделом в исполкоме того города, по которому курсирует автобус.

Те же автобусы, что работают время от времени ходят обычно по нерегулярным маршрутам и называются они заказными.

Каждый водитель, осуществляющий те или иные поездки по городу, обязан учитывать следующие правила:

  1. Соблюдать график перемещения автобуса по заданному маршруту и не отклоняться от него (как от графика, так и от маршрута).
  2. Прямой обязанностью водителя считается следование всем Правилам автодорожного движения.
  3. При посадке и высадке людей водитель должен всегда смотреть в зеркало бокового видения, нет ли пассажиров в дверных проемах, только после этого закрывать двери.
  4. Если в салоне нет сопровождающего маршрут кондуктора или цифрового валидатора для платежей электронными проездными в виде пластиковых карточек, водитель обязан брать оплату с пассажиров.
  5. Посадку и высадки людей нужно производить исключительно при полной остановке автомашины.
  6. Водители обязаны соблюдать все правила в отношении провоза и сбора оплаты льготных категорий граждан.
  7. Разрешается в таком виде транспорта перевозить людей стоя.
  8. При наличии габаритного багажа, превышающего трехмерные параметры более 180 см, взимается дополнительная плата за занятое в автобусе место.
  9. В рейсовых автобусах водитель обязан сообщать наименование остановочных пунктов, если для этого не предусмотрена встроенная в панель управления автобусом автоматизированная система оповещения.

При этом водитель должен следить также за тем, чтобы пассажиры не прислонялись к дверям, не сломали их, были осторожны при входе и выходе из транспорта. Ручная кладь не берется во внимание. Она должна соответствовать размерам, не превышающим 115 см.

Техническое состояние транспорта

Перевозка людей городским транспортом подразумевает также, что автобусы будут соответствовать всем техническим требованиям, которые предъявляются такой категории перевозок законодательством и Правилами:

  1. Тип, марка, конструкция, мощность – все должно соответствовать виду автобусов, предназначенных для ежедневной перевозки людей по внутригородским маршрутам.
  2. Масса и габариты автобуса должны соответствовать всем нормативам свободного прохождения по дорогам страны.
  3. Для перемещения по городу в вечернее время в салоне обязательно должны зажигаться все лампочки.
  4. Динамики для уведомления об остановках должны работать также по всему салону.
  5. Все механизмы дверей и окон должны быть исправны.
  6. Обязательно в зимнее время должно быть налажено отопление автобусов.

Наличие нумерации посадочных мест для автобусов с регулярными маршрутами не обязательны. Потому что продажа таких билетов не производиться строго по посадочным местам.

О правилах перевозки пассажиров в общественном транспорте читайте здесь.

Для междугородних

Провоз людей междугородского назначения имеет практически те же самые требования, что и автобусов, следующих по внутригородским регулярным маршрутам.

Неважно, заказной ли это транспорт или следующий по графику, все надлежащие документы должны быть у перевозчика в обязательном порядке.

Также водители должны следовать всем правилам, касающимся выполнения своих правил, а сам автобус должен соответствовать техническому состоянию, безопасному для движения и провоза людей.

Если какого-то документа не будет при водителе, то это существенно может затруднить не только саму поездку, но и ведение отчетной документации самой транспортной компании.

Например, путевые листы водители всегда предъявляют на тех или иных автостанциях, пунктах остановки по маршрутам, где ставятся соответствующие отметки, что водитель вовремя прибыл на временную стоянку.

Так, и маршрут легко рассчитать и расход топлива и сделать все отчеты вовремя для налоговой инспекции.

Для следования по междугородним рейсам понадобиться наличие следующих документов в пути:

  • лицензия – копия от компании-перевозчика, заверенная у нотариуса;
  • путевка, подтверждающая заказанный маршрут;
  • водительское удостоверение с соответствующей категорией группы D – не просроченное (пользоваться можно в течение 10 лет, далее следует продлевать период действия);
  • справка от медкомиссии о том, что водитель годен к управлению автобусом;
  • полис ОСАГО, в который должна быть вписана фамилия водителя, водителей, если их несколько;
  • иагностическая карта или любой другой документ, могущий подтвердить, что техосмотр был пройден вовремя;
  • технический паспорт на автобус, где отражаются все параметры, которым должно соответствовать транспортное средство в реальности;
  • свидетельство о регистрации государственных номеров техники.

Если автобус не является личным имуществом водителя, тогда, скорее всего ему выдадут копию страхового полиса ОСАГО, заключенного со страховщиком на основе открытого полиса.

Такой вид страхового продукта позволяет ездить с полисом всем водителям компании на данном автотранспорте в неограниченном количестве.

Другими словами, вписывать в такой полис всех водителей, коры е будут садиться за руль автобуса, не нужно, если ОСАГО неограниченное.

Ответственность водителей за перевозку людей из города в город заключается в следующем:

  1. Отслеживание осуществления мер безопасности пассажиров.
  2. Посадка и высадка производится только при полной остановке машины.
  3. Проверка билетов осуществляется водителем, если при нем не предусмотрено наличие экспедитора.
  4. Допускается в пригородных или междугородних транспортных средствах, автобусах, провоз людей в стоячем положении, только если расстояние между конечными пунктами составляет не более 70 км. В остальных случаях стоя перевозить людей из города в город запрещено.
  5. Весь багаж должен быть складирован в нижнем или верхнем багажном отделении, который должен быть предусматриваться по конструкции автобуса дальнего следования.
  6. Никаких отклонений от маршрута не должно быть без согласия на то транспортной компании.
Читайте так же:  Лист расчета пособия по уходу за ребенком до 15 лет

Если маршруты имеют протяженность более 500 км, то по Правилам обязательно автобус должен обслуживаться двумя водителями за один рейс.

Техническое состояние транспорта

Автобусы, следующие по межгороду, обязательно должны соответствовать своим техническим и конструктивным нормативам:

  1. Тип и марка должны обязательно соответствовать целям – перевозка пассажиров.
  2. Все весовые и габаритные параметры транспорта должны соответствовать нормативам дорог в России.
  3. Пассажиры могут проехать стоя в автобусе только в том случае, если для этого внутренняя конструкция салона позволяет делать это – есть поручни для того чтобы держаться или облокачиваться, имеется свободное пространство и т.д.
  4. Приспособления и механизмы для открытия и закрытия окон, дверей, люков должны быть исправны.
  5. Наличие нумерации посадочных мест обязательно.
  6. Динамики для того, чтобы пассажиры могли слышать названия остановочных пунктов должны работать все, если по модели автобуса таковые предусмотрены в салоне.
  7. Для перевозок пассажиров в зимнее время должна исправно работать печка или отопительная система, в зависимости от модели автобуса.

Любые перевозки большого количества людей в транспорте междугороднего назначения исключены, если ионии превышают допустимые нормы, прописанные в технической документации автобуса.

На международных маршрутах

Перевозка пассажиров между странами всегда обусловлена пересечением границ, а потому требования к таким маршрутам будут несколько отличаться от требований, предъявляемых городскому или междугороднему автотранспорту.

Тоже самое касается и требований к водителям, документации, которая должна быть у них и прохождению ими проверочной и регистрационной процедуры на таможне.

Техническое состояние таких автобусов должно соответствовать повышенным требованиям безопасности и комфорта для пассажиров.

Вся документация должна быть действительной, без каких-либо просрочек по срокам ее действия.

Бумаги должны быть оформлены надлежащим образом через государственные и другие службы, уполномоченные выдавать разрешительную документацию транспортникам:

  • лицензия на перевозку людей по заграничным маршрутам;
  • путевые листы;
  • полис «Зеленая карта», служащий в качестве обязательного автострахования гражданской ответственности водителей;
  • действующее водительское удостоверение нужной категории группы D;
  • справка о своевременном прохождении медицинского обследования, который обязаны проходить шофера, трудоустроенные в транспортных компаниях, не реже чем 1 раз в 2 года;
  • документы, подтверждающие прохождение техосмотра в надлежащие сроки;
  • гражданский паспорт водителя, загранпаспорт, а при пересечении границ с визовым режимом – дополнительно должна быть оформлена соответствующая виза;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • техническая документация данной модели автобуса – техпаспорт.

При случае, обязательно нужно иметь копию распечатанного международного договора с той или иной страной, куда въезжает российский автобус, касательно условий автострахования гражданской ответственности водителей, перемещающихся из России в другие страны.

Вне зависимости, осуществляется ли поездка по регулярному международному маршруту, специальному (заказному), либо же – нерегулярному, осуществляющемуся изредка, все водители должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к ним как к сотрудникам транспортной компании, осуществляющим дальние перевозки людей.

Нужно сразу отметить, что провоз пассажиров за границу крайне редко осуществляется одним водителем. Чаще всего шоферов должно быть как минимум двое, которые бы сменяли друг друга в пути.

Все требования к обязанностям водителя должны соблюдаться им так же как и при перевозке людей в городском или междугороднем транспорте, но только он еще должен знать процедуру прохождения проверки на таможне, когда требуется высадить пассажиров для проверки с собаками , как заполнять бумаги и прочее.

Техническое состояние транспорта

Так как зачастую международные перевозки людей на автобусах осуществляются на довольно-таки дальние расстояния, то и требования к таким автобусам должны быть соблюдены в усиленном режиме.

К ним относятся следующие технические и конструктивные нормы:

  1. Мощность, тип, марка – все должно соответствовать категории автотранспорта перевозящего большое количество людей и багажа на дальние рейсы.
  2. Вес автобуса, а также его габариты должны соответствовать параметрам не только дорог в России, но также и магистралей, эстакад, подмостовыми проездными частями, тоннелями и прочими особенностями автодорожной инфраструктуры зарубежных стран.
  3. Обычно такие автобусы могут быть снабжены элементами повышенного комфорта, например, туалетом.
  4. Все окна, двери, поручни, механизмы сидений и люков должны быть в исправном состоянии.
  5. Все номера посадочных мест должны быть четко прописаны.
  6. Освещение должно работать по всему салону, равно как и отопительная система для перевозок пассажиров в холодный сезон.

Наличие пассажиров в определенном количестве не должно превышать установленных в техническом паспорте машины норм.

В противном случае уже на границе за превышение количества людей в салоне автобуса транспортную компанию, от имени которой осуществляется провоз людей за границу, могут оштрафовать.

Требования к автобусам в зимнее время

Полное отключение, равно как и неисправность печек и иных отопительных систем пассажирских автобусов, запрещается по Правилам.

Любой пассажир будет иметь полное право пожаловаться на транспортную компанию тогда, когда он ехал в автобусе с обледеневшими окнами.

Кроме этого также в обязательном порядке необходимо перед зимним сезоном сменить шины на колесах автобусов на надлежащие, также следует проверить, хорошо ли закрываются окна, люки и двери.

Перед эксплуатацией автобусов любого значения (дальнего следования или городского пассажирского транспорта) в зимний период техник нужно осматривать досконально. При необходимости производиться капитальный ремонт.

Любые организации поездок с туристической, общегражданской или иной целью должны оформляться соответствующим образом.

Если транспортная компания прошла тендер или конкурс на осуществление регулярных маршрутов, то она должна иметь соответствующее свидетельство, дающее ей право на определенный срок пускать свои автобусы по конкретным направлениям.

Кроме этого всегда должен соблюдаться стандартный набор документации при курсировании автобусов внутри города, между городами, регионами и областями, а также между странами.

А для этого одновременно водительский состав и техническое состояние автобусов также должны соответствовать Уставу и Правилам.

По каким правилам осуществляются перевозки пассажиров в маршрутном такси, смотрите на странице.

Какие правила регулируют перевозки детей на ЖД транспорте, узнайте из информации.

Видео: О вступлении в силу дополнительных требований к автобусам, используемым при перевозке детей

С 1 июля будут изменены требования к возрасту автобусов для перевозки детей в Москве и МО

ГИБДД напомнила о скорых изменениях по перевозке детей на старых автобусах

На официальном сайте ГИБДД города Москвы было опубликовано напоминание, что с 27 апреля 2018 года в Постановление Правительства «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами» вносится изменение. Стоит подчеркнуть, что это важное и долгожданное изменение, которое напрямую влияет на безопасность детей, перевозимых автобусами, откладывается на потом уже несколько лет. Первые попытки узаконить организованную перевозку детей на автобусах не старше 10 лет предпринимались еще в 2015 году.

И вот с 1 июля 2018 года для осуществления организованной перевозки групп детей на маршрутах, начинающихся или заканчивающихся в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях (и в этом суть внесенных изменений), должен использоваться автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, соответствующий по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, а также оснащенный в установленном порядке тахографом и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Требование касается автобусов массой до 5 тонн.

Также при организованной перевозке группы детей на автобусе должен быть включен проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета. При этом включенный маячок не дает преимущества в движении и служит лишь для предупреждения других участников движения: Внимание, в автобусе находятся дети!

Отметим, что законодатели ограничились на 2018 год внесением изменений для автобусов легче 5 тонн и не старше 10 лет только в вышеназванных двух городах федерального значения (г. Москва, г. Санкт-Петербург) и прилегающих к ним областях. Сделано это было, по всей видимости, из-за большого пассажиропотока и аварийности в этих регионах.

С 1 апреля 2019 года правила по организованной перевозке на легких автобусах распространятся и на другие маршруты и регионы страны.

За несоблюдение Правил организованной перевозки группы детей автобусами предусмотрена административная ответственность по частям 4-6 статьи 12.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:

«Нарушение правил перевозки людей»
4. Организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами,
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

5. Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами,
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.

6. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

Также напоминаем, что «За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица» (примечание к статье 12.23 КоАП).

Схожие требования будут применяться и для автобусов категории M3, то есть массой более 5 тонн: «используемых для организованных перевозок групп детей по маршрутам, начальные пункты отправления и (или) конечные пункты назначения которых расположены в Ленинградской и Московской областях, гг. Москве и Санкт-Петербурге, с 1 октября 2018 г., а в отношении автобусов категории М3, используемых для организованных перевозок групп детей по иным маршрутам, с 1 октября 2019 г.»

Столичная Госавтоинспекция также напоминает перевозчикам, руководителям образовательных и туристических организаций, а также родителям несовершеннолетних о необходимости «строго соблюдать основные требования Правил дорожного движения к организованной перевозке групп детей и помнить, что их нарушение может повлечь за собой трагические последствия».

Памятку и пошаговую инструкцию по организации перевозки групп детей автобусами можно посмотреть на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России, перейдя по ссылке.

Отдых от аварии

Это поправки в приказ министерства транспорта, который утверждает положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Теперь водители, занимающиеся перевозкой грузов или пассажиров, обязаны делать остановку минимум на 15 минут после 4 часов непрерывного управления.

Такие требования появились не на пустом месте. Дело в том, что много аварий происходит из-за усталости водителя. Когда человек ведет машину 8 часов, у него притупляется внимание. Он может элементарно заснуть за рулем. В результате — трагедия. В лучшем случае он улетит с дороги. В худшем — соберет с собой встречный транспорт. Причем автобус может быть полон пассажиров, а многотонный грузовик не оставит шансов на выживание ни одному человеку из встречного транспорта.

Таких громких трагедий в прошлом году произошло немало. Чтобы их избежать, необходимо, чтобы водители соблюдали режим труда и отдыха. Именно для этих целей грузовики и автобусы оснащаются соответствующими приборами — тахографами, которые позволяют контролировать, сколько водитель был за рулем, когда он последний раз останавливался и на сколько.

Причем проверять наличие таких приборов, а также их показания могут как сотрудники Ространснадзора, так и инспекторы дорожно-патрульной службы ГИБДД прямо на дорогах.

Впрочем, с такими проверками тоже есть проблемы, которые необходимо урегулировать законодательно.

Но для начала — о вступивших в силу поправках. Норма об отдыхе после четырех часов вождения до сих пор была рекомендательной. Теперь она стала обязательной. Кроме того, останавливаться на 15 минут рекомендовано не чаще чем раз в два часа. Раньше такие нормы распространялись только на международные перевозки. Теперь и на внутренние.

Вторая новация: суммарная продолжительность управления автомобилем не может превышать 56 часов в неделю. При этом четко прописано, что считать неделей. Это период времени с 0 часов 0 минут 0 секунд понедельника до 0 часов 0 минут 0 секунд воскресенья. При этом за две недели подряд водителю нельзя находиться за рулем более 90 часов. Ответственность за соблюдение этих норм лежит теперь не только на хозяевах транспорта, но и на водителях.

Как рассказали корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, выявить нарушение режима труда и отдыха на дороге проблем не составляет. Но что касается выявления нарушения этого режима за две недели, то сложности есть. Не все тахографы хранят информацию так долго. Не все ее распечатывают на чеке. Но если видно, что водитель сильно уставший, то запросить такую информацию можно в компании.

Напомним, что за нарушение режима труда и отдыха предусмотрена ответственность водителя в виде штрафа от 1 до 3 тысяч рублей. За отсутствие тахографа или за то, что он не работает, водитель заплатит тот же штраф, а его работодателю это нарушение обойдется от 5 до 10 тысяч рублей.

Впрочем, как считает заместитель председателя Общественного совета при министерстве транспорта Наталья Агре, пока не установлены единые требования и единые штрафы для юридических и физических лиц, порядок в обеспечении режима труда и отдыха водителя навести не получится.

По ее словам, приведение в порядок системы, касающейся юридических лиц, дает большую нагрузку на добропорядочные компании. В результате цена за перевозку будет расти. А недобропорядочные компании будут выводить из своих активов транспорт, передавая его частным лицам, а затем как бы нанимая этих частников для перевозок. Они не обязаны соблюдать те жесткие требования, которые установлены для перевозчиков-юрлиц. В результате они будут нарушать все требования, а получать гораздо большую маржу с перевозок. Должны быть единые требования и единая ответственность как для юридических лиц, так и для перевозчиков — физических лиц.

Напомним, что согласно Правилам дорожного движения останавливать транспорт для проверки могут только сотрудники ГИБДД. И только они могут потребовать предъявить водителя права и документы на машину. Сейчас минтранс предлагает поправки в Правила, согласно которым такие же полномочия будут и у сотрудников Ространснадзора. А то получается, что проверять грузовики и автобусы они могут только вместе с инспекторами ДПС.

Впрочем, по части остановки транспорта МВД уже озвучивало свою позицию. Останавливать транспорт для проверки сотрудники Ространснадзора могут. Но только там, где установлен знак 3.17.3 «Контроль». Скорее всего позиция МВД по этому вопросу не изменится.

К водителям автобусов и такси будут предъявляться дополнительные требования

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений одобрила проект Федерального закона, который вносит поправки в главу 51 ТК.

Напомним, глава 51 ТК посвещена особенностям регулирования труда работников транспорта.

Предлагается дополнить эту главу новой статьей «Право на занятие деятельностью, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами».

В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья пассажиров городского транспорта законопроект предусматривает установление в отношении водителей такси, автобусов, трамваев, троллейбусов, запрета на осуществление лицами, имеющими непогашенную или неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, деятельности по управлению транспортными средствами.

Среди тяжких и особо тяжких преступлений указанный запрет предлагается установить в случае свершения преступлений против личности, среди которых преступления против: жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних.

Кроме того, будут учитываться преступления против: общественной безопасности (террористический акт, захват заложника и иное); здоровья населения и общественной нравственности (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и иное); безопасности движения и эксплуатации транспорта; основ конституционного строя и безопасности государства (вооруженный мятеж, организация экстремистской деятельности и иное); мира и безопасности человечества (международный терроризм, геноцид, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны и иное).

Проектируемые законопроектом изменения являются ограничением для допуска к деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров легковыми такси, автобусами, троллейбусами, трамваями, в том числе, для ИП, отмечается в пояснительной записке к проекту.

Требования к водителю автобуса

6. К водителю автобуса дополнительно к требованиям, предъявляемым к водителям категорий «В», «ВЕ», предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

6.1. Водитель автобуса должен знать:

особенности законодательства в области организации регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров автобусами;

основы законодательства в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

6.2. Водитель автобуса должен уметь:

проверять техническое состояние транспортного средства перед выездом и после возвращения из поездки;

обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку грузов;

использовать в работе различные типы тахографов.

6.3. Водитель автобуса должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

6.4. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для иных водителей автобусов не предъявляются.

За безопасность на дорогах России

Новые квалификационные требования для водителей вступили в силу

Изменения затронули практически все виды транспорта, кроме частных легковых автомобилей.

Новые требования прописаны в последней редакции приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. №287. Документ расширяет перечень профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Как пояснили в Минтрансе России, с момента публикации приказа у перевозчиков было полгода для переподготовки водителей или изменения должностной сетки в соответствии с навыками и знаниями сотрудников. В дальнейшем ведомство будет проводить проверки соблюдения новых требований как в плановом, так и в неплановом порядке.

В числе знаний и навыков, упомянутых в документе и необходимых водителям практически всех транспортных средств (ТС), умение безопасно и эффективно управлять ТС соответствующей категории в различных условиях дорожного движения, понимание основ безопасного управления, принципов работы базовых механизмов ТС и признаков неисправностей, которые могут возникнуть в пути, правила оказания первой помощи, обеспечения безопасности пассажиров или грузов и др.

Помимо основных требований, в документе прописаны и специфические. Так, например, водитель транспортного средства категорий «В», «BE», т.е. масса которого не превышает 3,5 тонны, а также легкового такси должен будет уметь контролировать свое эмоциональное состояние и не забывать совершенствовать навыки управления транспортным средством соответствующей категории.

А вот для управления ТС, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, уже нужно будет подтвердить знания основы психологии и этики водителя.

Для получения права на перевозку детей водителю будет необходимо подтвердить наличие непрерывного стажа не менее года и отсутствие административных наказаний, в том числе фактов лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, за аналогичный период времени. Такие же требования предъявляются для получения допуска к работе с опасными грузами.

В то же время, диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролер технического состояния автотранспортных средств или специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должны будут представитель диплом об образовании не ниже среднего по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В случае, если диплом специалиста не входит в указанную группу, то он должен будет представить диплом о переподготовке с присвоением квалификации соответствующей запрашиваемой должности.

По словам доктора психологических наук, руководителя Лаборатории психологических проблем судебно-психиатрической профилактики ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России Веры Булыгиной, указанный нормативно-правовой акт, безусловно, необходим. Но не менее важным является вопрос его практического исполнения. В частности, В. Булыгина обращает внимание на то, что требование от водителей транспортного средства категорий «В», «BE», а также легкового такси контролировать свое эмоциональное состояние, требует дополнительной расшифровки и нуждается в создании критериев оценки и организации системы психологической тренинговой работы с ними.

«Вызывает вопросы со стороны психиатров и медицинских психологов и минимальный срок (год), в течение которого должны отсутствовать административные наказания, в том числе факты лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, являющийся одним из оснований допуска к перевозке опасных грузов, а также к управлению автобусами для перевозки детей. Указанные критерии не предполагают учета возрастного (старение), соматического и психоэмоционального фактора», — отметила В. Булыгина.

Однако, как подчеркнула Вера Булыгина, анализ накопленного за рубежом и в России научного и прикладного опыта подтверждает необходимость стандартизации и подтверждения протокола оценки водителей и кандидатов водители.

Новые требования к уровню подготовки водителей уже вступили в силу. Их актуализацию сложно переоценить, если вспомнить о страшной аварии под Новосибирском, жертвами которой стали дети. Напомним, ДТП произошло утром 14 июня на 74 километре автодороги Р-256 «Новосибирск – Ташанта». Автомобиль «Honda CR-V» вылетел на полосу встречного движения и протаранил микроавтобус «Газель», в котором находились 17 человек, в том числе 11 детей. Все пострадавшие были госпитализированы. Двое детей, в том числе 5-летний пассажир легковой машины, были направлены в реанимацию.

Расследование показало, что пассажиры «Газели» не были пристегнуты, а ее водителем был частник. Как пояснил руководитель проектов экспертного центра «Движение без опасности» Максим Данилин, эти факты могли усугубить последствия аварии: «Официальная статистика говорит о том, что пассажирский автобус – один из самых безопасных видов транспорта. По вине его водителей в 2015 году произошло всего 3% аварий от общего числа ДТП по стране. Настораживает другая цифра – в 78% случаев нарушителями ПДД становятся именно водители-частники».

Сегодня почти половина автобусного парка страны принадлежит физическим лицам. Они свободны перед законом, не отчитываются за техническую исправность транспортных средств, не проходят предрейсового контроля, могут игнорировать соблюдение норм труда и отдыха и не устанавливать тахографы. Напомним, тахограф не только регистрирует скорость транспортного средства, соблюдение режима труда и отдыха водителей, но также позволяет в случае ДТП мгновенно передать на пульт дежурного точные GPS-данные о месте аварии.

По словам генерального директора ЗАО «Атлас-карт» Виктора Прокопенко, установка тахографа (являющегося средством измерения и обеспечивающего юридическую значимость происходящих с транспортом событий) дисциплинирует водителей и косвенно отражается на безопасности перевозок. Он также отметил, что управление автобусом без тахографа нельзя назвать иначе, как «нецивилизованным», так как в случае аварии пострадавшие практически не могут рассчитывать на установление точных причин случившегося или выплату страховки.

Как показывает практика, тахограф уже сегодня защищает права дисциплинированных и ответственных водителей и компаний-владельцев автопарков. Разумеется, наличие контрольного устройства на борту транспортного средства напрямую не может повлиять на ДТП, но тахограф может помочь предотвратить серьезную катастрофу и установить виновников аварии.

Напомним, в ближайшее время также вступят в силу требования и другого приказа Минтранса России, касающегося непосредственно тахографов. С 1 июля 2016 года будет запрещено использование аналоговых тахографов на грузовых и пассажирских транспортных средствах. Им на замену должны прийти цифровые контрольные устройства. У транспортной индустрии было 6 месяцев на то, чтобы провести переоборудование транспорта тахографами с блоками СКЗИ или по требованиям ЕСТР.

КоАП РФ предусмотрен штраф за отсутствие цифрового тахографа на транспортном средстве: для водителей — от 1 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей.

Еще статьи:

  • До какой суммы не платится налог с продажи гаража Надо ли платить налог с продажи гаража Стоит ли вносить средства для оплаты налога, продав гараж? Возможен ли вычет и как сделать правильные расчеты? В чем преимущества владения недвижимостью более 3 лет? Содержание Как правильно подать декларацию и что для этого необходимо […]
  • Льготы на налог с продажи квартиры Уплата налога с продажи квартиры и налог на дарственную в июле 2011 г мама подарила мне квартиру в которой она проживала с 2004 г Квартира находится в другом регионе и пустовала в течение 2 лет так как мама по состоянию здоровья проживает со мной Ездить по нескольку раз в год в другой […]
  • Пример заявления в ифнс на возврат ндфл Заявление на возврат НДФЛ при покупке квартиры - образец Условия возвращения НДФЛ при покупке квартиры В случае покупки квартиры возможен возврат части вложенных средств за счет использования имущественных вычетов (ст. 220 НК РФ). Они существуют в двух видах, которые можно применить […]
  • Возврат налога при долевом строительстве Налоговый вычет при долевом строительстве Особенности налогового вычета в долевом строительстве регулируются Федеральным законом № 212 от 2013 года. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите […]
  • Как заплатить налог с продажи машины Как уменьшить налог при продаже машины Если машина находилась в Вашей собственности более трех лет, то Вы полностью освобождены от налога при ее продаже, а также от необходимости подавать декларацию 3-НДФЛ. Пример: Зайчиков З.З. купил в 2013 году машину, и в 2018 году он продал ее. […]
  • Какой налог взимается при продажи квартиры Подоходный налог при продаже квартиры (комнаты) Если же срок владения проданной недвижимостью составил менее чем пять лет (для недвижимости, купленной до 1 января 2016 г. - менее 3-х лет), из полученного дохода вычитается 1 млн. рублей или по выбору сумма документально подтвержденных […]