Основные требования к учителю физической культуры

Личность учителя физической культуры

Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет учитель. Если он пользуется авторитетом у учащихся, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие.

Авторитет учителя формируется в процессе его педагогической деятельности, поэтому именно авторитет следует считать вторичным компонентом профессионального мастерства педагога. Придя работать в школу, молодой специалист начинает завоевывать себе авторитет. Для правильной организации этого процесса важно знать, что может определить авторитет учителя физической культуры.

Авторитет учителя физической культуры слагается из ряда компонентов

Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и спорта. Очень важен и статус учителя как спортсмена в прошлом.

Авторитет возраста определяется тем, что учитель для школьников всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом.

Авторитет должности (статус учителя как педагога) дополняется психолого-педагогическими знаниями и умениями учителя.

Нравственный авторитет (авторитет учителя как личности) создается, во-первых, формой внешнего поведения, соответствующего образу педагога, учителя, во-вторых, действительным соответствием приписываемых себе личностных характеристик как учителю особенностям своего «Я».

Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда учитель позволяет ученикам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы взаимоотношения учителя с учениками не перешли в «панибратство», поэтому между ними должна соблюдаться определенная дистанция.

Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, учитель, уступая школьникам на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения программного материала.

Этот авторитет хорош до определенных пределов, но в целом его следует считать отрицательным, не соответствующим основным требованиям и принципам современного подхода к организации обучения (личностно-деятельностный подход), равно как и ряд нижеследующих видов авторитета учителя.

Авторитет подавления основан на боязни учеников перед учителем.

Как правило, учителя, склонные таким образом завоевать авторитет, считают, что воспитание сводится к простому послушанию.

Авторитет чванства обычно основан на хвастовстве учителя, подчеркивающего свои достоинства и заслуги в прошлом, когда учитель был спортсменом. Правда, в младших и средних классах спортивные успехи учителя физической культуры оказывают влияние на формирование авторитета, но только на начальных этапах совместной деятельности, затем ведущая роль в создании авторитета переходит к профессиональным и личностным качествам педагога.

Для создания авторитета резонерства характерно поведение учителя, который постоянно поучает учеников, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен.

Авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюдении правил, норм, порядка. В данном случае учитель руководствуется бюрократическими принципами.

Перечисленные компоненты образуют единый авторитет учителя, в котором может преобладать тот или иной тип. Формируя положительный авторитет учителя физической культуры, необходимо осознавать, что оптимально для данного педагога (учитывая его способности, умения, индивидуальный стиль деятельности), и составить перечень необходимых образующих компонентов (расположив их в порядке значимости), которые могли бы способствовать выделению всех личностных и профессиональных его достоинств и не вредили бы процессу воспитания и обучения школьников.

Теоретический анализ данной проблемы показал, что высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль преобладающему мотиву.

Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учителя, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Цель курсовой работы: изучить личность учителя физической культуры

Задачи курсовой работы:

· Рассмотреть педагогическую профессию, и ее роль в современном обществе;

· Раскрыть структуру физкультурно-педагогической деятельности учителя;

· Рассмотреть требования к специалисту по физической культуре и спорту;

· Рассмотреть стили руководства

Практическая значимость: материалы данной курсовой работы могут использовать учитель физической культуры, а также студенты факультета физической культуры при подготовке к занятиям.

Статьи по педагогике:

Общая характеристика внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитан .

Содержание занятий математического кружка в 6-ом классе
Занятие №1. «Задачи на делимость». 1. Мужичок привез продавать фуки, глюки и друки. Пройдясь по рынку, он решил увеличить им цену, добавив еще по одному нулю, но не в конце, а в середине чисел. В результате цена за один фук увеличилась в 6 раз, за глюк – в 7 раз, а за друк – в 9 раз. Сколько они ст .

Характеристика понятия «личность». Структура личности
Развитие личности — одна из главных категорий в психологии и педагогике. Развитие личности понимается, как процесс количественных и качественных изменений под влиянием вешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств. Изменение личности от возраст .

Психологический портрет учителя физической культуры

Требования, которые предъявляются к учителю физической культуры. Главные функции и интересы учителя. Психологические тесты по изучению особенностей характера. Анализ характера конкретного учителя физической культуры, его особенности как профессионала.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Психологические особенности личности учителя физической культуры как субъекта педагогического процесса. Роль учителя в процессе физического воспитания. Закономерности и психологическая модель эффективной деятельности учителя физической культуры.

курсовая работа [49,5 K], добавлен 13.03.2012

Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в вузе. Профессиональная подготовка в условиях учебнопрактической деятельности. Средства профессиональной подготовки будущего учителя физкультуры.

курсовая работа [28,6 K], добавлен 29.10.2002

Характеристика основных ценностей физической культуры и спорта, разработка инновационных подходов к их познанию личностью и обществом. Обязательные педагогические ценности учителя физкультуры и порядок исследование понятия «ценность» в теории спорта.

курсовая работа [33,1 K], добавлен 23.11.2009

Определение уровня подготовленности учителя физической культуры к уроку. Разработанность плана-конспекта и правила подготовки условий проведения урока. Характеристика видов деятельности занимающихся на уроке. Педагогическое мастерство преподавателя.

реферат [12,8 K], добавлен 15.03.2012

Педагогическое общение как средство воспитания: функции, стадии, уровни. Характеристика условий оптимизации взаимоотношений учителя физической культуры и школьников-подростков. Опросник «Учитель – ученик». Методика «Оценка уровня общительности педагога».

дипломная работа [719,0 K], добавлен 10.11.2014

Понятие информационной культуры и главные критерии оценки данного показателя у современного учителя. Раскрытие методики использования информационных технологий в обучении младших школьников. Разработка методических рекомендаций в помощь учителю.

дипломная работа [98,8 K], добавлен 14.05.2015

Нравственное воспитание на уроках физической культуры. Экспериментальное опробование методов, используемых на занятиях физической культурой для формирования положительных черт характера, нравственных качеств (убеждение, оценка поступков, пример учителя).

дипломная работа [61,0 K], добавлен 27.10.2010

Маскулинность-феминность как понятия гендерных исследований. Традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов маскулинности — фемининности. Факторы гендерных различий учителей физической культуры (мужчин и женщин).

дипломная работа [453,6 K], добавлен 11.05.2016

Значение специальных знаний при освоении физической культуры. Организация преподавания физической культуры в высших учебных заведениях. Самовоспитание и самосовершенствование обучающихся физической культуре. Роль физической культуры в жизни человека.

дипломная работа [99,9 K], добавлен 07.07.2015

Педагогическая профессия и ее роль в обществе. Структура физкультурно-педагогической деятельности. Мотивационная сфера личности педагога. Детерминанты авторитета педагога. Требования к специалисту по физической культуре и спорту. Типы (стили) руководства.

курсовая работа [52,9 K], добавлен 18.10.2011

Основные требования к учителю физической культуры

От преподавателя во многом зависит формирование лич­ности его учеников. Критерии педагогического мастерства скла­дываются из совокупности деловых и личных качеств препода­вателя.

К важным деловым качествам преподавателя физичес­кой культуры (тренера по спорту) относят: понимание гуманных основ воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям и развивать двигательные способности, умение организовывать коллектив занимающихся и находить важ­ный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результа­ты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным.

К основным личным качествам преподавателя (тренера), относятся: творческая активность, гиб­кость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиаль­ность, выдержка, требовательность, скромность, культура.

Тренеры, учителя физической культуры, как правило, привлекают внимание учащихся своим внешним видом: строй­ностью, подтянутостью, изящными и ритмичными движениями, физической силой и выносливостью, большим мастерством в вы­полнении упражнений, смелостью, мужеством, высокими волевы­ми качествами.

Учебные занятия, спортивные тренировки и сорев­нования предполагают непосредственные и постоянные контакты учителя и учеников. Это способствует возникновению взаимопо­нимания между ними, уважительного отношения учащихся к учи­телю. Учащиеся, постоянно чувствуя помощь, поддержку и ру­ководящую, направляющую роль учителя, проникаются к нему доверием и уважением.

Труд специалиста по физической культуре имеет творческий характер. Это означает, что в его профессиональной деятельности мало стандартных, консервативных положений. Он зачастую действует в нестандартных ситуациях, которые требуют умелого маневрирования средствами и методами в соответствии с общими принципами, целями и конкретными задачами. Он должен уметь соотносить все это с неодинаковой степенью подготовленности своих воспитуемых, с их возрастом, способностями, возможностя­ми. Как дирижеру огромного оркестра, специалисту по физической культуре одновременно руководя всеми необходимо в то же вре­мя видеть и ежеминутно, сообразно с обстановкой, руководить обучением, воспитанием, образованием, настроением, вниманием, мотивами, поступками, поведением каждого занимающегося. Твор­ческий характер его труда заключается в том, что он может быть готовым найти выход из любой сложившейся обстановки, уметь принимать нестандартные решения, находить оригинальные и остроумные аргументы, уметь организовать людей и руково­дить ими в сложных условиях.

Чтобы обеспечить подлинно творческий характер своего тру­да, специалисту необходимо быть ­эрудированным человеком, обладать обширными и глубокими знаниями в своей специфической области знаний и во многих смежных областях.

Профессиональные качества учителя физической культуры

Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.

Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо. Насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действия на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении.

Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя».

Читайте так же:  Ответ на заявление о нарушении

Специалисты по имиджелогии нужны везде, а школе – в первую очередь. Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджей учителя, а создать сам инструментарий формирования его педагогического имиджа, вооружить каждого учителя методиками изучения своего профессионального имиджа.

Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука или носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов. Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за отсутствия времени, а то и просто нежелания думать, мы заменяем построение сложного и углубленного портрета человека его имиджем – знаковым заменителем, отражающим его основные черты. Это могут быть и черты, которые хотят из нас спроецировать. Следует подчеркнуть, что имиджелогия от этого переходит в разряд наук на стыке науки и искусства.

Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

2. Классификация имиджа

В научной литературе по политической имиджелогии (А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.) выделяются следующие составляющие имиджа или их классификация: средовый имидж, габитарный имидж, овеществленный имидж, вербальный имидж, кинетический имидж. Нам представляется, что рассмотрение их в некоторой степени будет полезным и при формировании составляющих педагогического имиджа.

Средовый имидж предполагает характеристику человека по искусственной среде его обитания – по его кабинету, жилищу, автомобилю и т.д. Понятно, что созданная человеком среда обитания зависит от множества факторов, которые не всегда подвластны нашим желаниям. Надо ли напоминать, что ваш кабинет – это ваше зеркало, что также основано на психологическом феномене генерализации установки. Для формирования позитивного средового имиджа необходимо быть чуть выше среднего: ваше авто должно быть чуть лучше, чем у большинства людей того же круга; ваш кабинет должен быть чуть лучше, чем у большинства ваших коллег, как и ваша квартира или загородный дом. Отсюда и главный принцип формирования этого имиджа: чуть лучше, чем у всех. Это означает, что лучше, чем у других, должно быть настолько, чтобы посторонний глаз это заметил, но не настолько, чтобы в сознании людей образовался вопрос: откуда это?

Габитарный имидж – это характеристика человека по его собственной внешности – по костюму, макияжу, прическе и т.д.

Имиджелогия сегодня ищет и находит наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на свою аудиторию, поэтому наиболее значимыми и важными, на наш взгляд, являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанцирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие.

3. Рекомендации по созданию имиджа на каждый день

  1. Лицо учителя должно быть доброжелательно-заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.
  2. Не одевать “маску” равнодушия и строгости на свое лицо. Вести себя надо естественно, движения тела должны быть спокойными, без резких движения, глаза должны “гореть” и “светится”. Ведь эффект первого впечатления – это показ своего образа. То, что ты преподаешь в первую минуту, то и получишь в процессе всего урока.
  3. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж.
  4. Одна из главных особенностей имиджа учителя физкультуры – это манера поведения. От того как мы ходим, как следим за мимикой своего лица, как преподнесем свое настроение, зависит взаимопонимании учащихся. А отсюда главная составляющая учителя педагога – довести до ребенка все знания и умения, правильно использую свой имидж.
  5. Уважайте людей. Относитесь к ним так же, как Вам хотелось бы, чтобы обращались с Вами. Умейти говорить не только о том, что волнует Вас, но и о приятном, интересном для собеседника.
  6. Будьте смелым и решительным. Ничто так не подрывает авторитет учителя, как боязнь самостоятельных действий, постоянное ожидание указаний свыше. Входящие в компетенцию педагога вопросы должны решаться им самостоятельно. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Нерешенные проблемы угнетают психику, делают человека неуравновешенным, раздражительным.
  7. Не бойтесь рисковать. Поддерживайте оригинальные, самостоятельные высказывания школьников, даже если они расходятся с официальной точкой зрения. Учите ребят не бояться признавать свои ошибки. Помните об отрицательном влиянии на личность боязни идти своим путем, осознания того, что любая ошибка может привести к неудовлетворительной оценке, дисциплинарному взысканию, ухудшению отношений с педагогом.
  8. Сотрудничайте с людьми. Развивайте у детей желание охотно выполнять Ваши указания. Доброжелательно подводите итог каждому выполненному поручению. Заменяйте распоряжения уверенно высказанными просьбами.
  9. Чаще улыбайтесь людям. Улыбка при встрече со школьником говорит, что Вы рады ему. Улыбка при входе в класс – что предстоящая совместная работа с учениками приятна Вам. Чаше шутите сами и позволяйте шутить ребятам. Добрая шутка сближает людей, повышает эффективность совместного труда.
  10. Доверяйте школьникам. Опровергая мнение ученика, старайтесь не обидеть его. Доказывайте ошибочность аргументов спорщика, но не рассматривайте недостатки его характера, имевшие место дисциплинарные поступки. Старайтесь описывать,а не оценивать его поведение
  11. Перед тем как критиковать кого-либо или что-либо взвесьте все “за” и “против” и решите, нельзя ли обойтись без критики. Перед осуждением коллеги, ученика детально выясните все обстоятельства случившегося и его позицию выслушайте его объяснение до конца. Возможно, этого будет вполне достаточно для устранения недостатков
  12. Стремитесь к диалогу. Чтобы переубедить школьников в чем-либо, не обижая их и не толкая к конфликту, всегда начинайте обсуждение их поведения, разрешение спорного вопроса с тезиса, с которым ученик согласен, и, тогда, найдя общий язык, приступайте к решению спорных вопросов.
  13. Не завывайте о престиже. Никогда не забывайте о самолюбии коллеги, ребенка. Щадите чувства партнера по общению. Старайтесь не делать выговор, не обсуждать поведение человека при посторонних. Уважительный тон, искреннее внимание и понимание позиции собеседника, несколько уважительных слов смягчают упреки, ведут к успеху в контакте.
  14. Будьте принципиальным. Будьте твердым в серьезных вопросах, уступайте в мелочах. Помните, что принципиальность – это не только высокая взыскательность, но и внимание, уважение к людям.
  15. Не будьте упрямым. Не бойтесь извиниться перед школьником, техническим работником, родителем, если были неправы.
  16. Укрепляйте у школьников веру в себя. Низкая оценка человеку отбивает охоту к самовоспитанию. Доверие, надежда на успехи питомца вызывают желание не подвести учителя, оправдать полученный аванс. Обязательно с удовлетворением отмечайте малейшие хорошие поступки трудного ученика.
  17. Не забывайте о контроле и самоконтроле. При контактах со школьниками не забывайте о самоконтроле. Не повышайте голос. Не считайте грубость средством повышения требовательности – это не одно и то же. Не используйте власть пока не убедитесь, что другие средства не дают результата.
  18. Не забывайте о культуре одежды и помещения. Будьте опрятны. Выглаженый костюм, начищенная обувь, чистый носовой платок, галстук говорят об уважении к коллегам и школьникам.
  19. Помните о такте. Не вмешивайтесь без надобности в дела школьников. Не повторяйте критических замечаний, если недостатки уже устранены. Не забывайте о бдительности к хвалящим Вас, заискивающим ученикам. Ищите мотивы их действий.
  20. Будьте общительным. Помните, что общительность в большинстве случаев гарантирует успех общения, и общительность можно развивать. Общительность формируется только в процессе конкретных взаимоотношений со многими людьми.
  21. Не ссорьтесь, дискутируйте. Чтобы дискуссия не превратилась в перебранку, не оспаривайте каждое услышанное возражение собеседника. Выслушайте его, не перебивая, до конца и только после того, как он закончит, вежливо приведите свои аргументы.
  22. Не будьте категоричны. Старайтесь чаще разговаривать с неблагополучными школьниками на темы, не имеющие отношения к учебе и дисциплине. За одинаково хороший ответ или поступок активнее поощряйте трудного школьника, за одинаково плохой – строже взыскивайте с лидеров коллектива, с лучших школьников.
  23. Поддерживайте добрые отношения с окружающими. Лучшее средство, помогающее укрепить желание овладеть общением подолгу и по возможности чаще, выпукло и ярко представлять себе какое удовольствие Вы будете получать, как многого сможете добиться в жизни, легко сходясь с интересными людьми и поддерживая с ними добрые отношения
  24. Благодарите за совет. Когда дают совет, делают замечание, следует, прежде всего, поблагодарить дающего, а уже потом решать следовать этому совету, учитывать замечание или нет.

Для успешного создания своего имиджа, учитель должен уметь управлять своим психологическим состоянием организма. Релаксация — это снятие эмоционального негатива, освобождение от угнетающих душу человека переживаний, совестливое самоочищение. Психотравматирующие ситуации – спутники нашей жизни. Такие ситуации часто вызывают дистрессовые состояния, которые ведут к патологическим сдвигам в человеческом организме. Практическое значение релаксации — не прикрывать человека зонтиком от всего, что творится на “белом свете” а научить управлять своими эмоциями, жить в ладу со своей совестью. В конечном итоге, посредством релаксационных усилий осуществлятеся отладка сенсорного механизма, который является пусковым механизмов введения в оборот “внутренних ресурсов” человека. Релаксация – этот мощное средство активизации мыслительной деятельности людей, а потому их личностной самореализации.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характетики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества “идеального учителя”, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

“Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен”, — пишет В.М. Шепель.

Современный образ учителя определяется, на наш взгляд, не только набором черт, качеств “идеальной” модели учителя в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.

Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности общения учителя. Однако если речь педагога является предметом его постоянного анализа, визуально воспринимаемая информация часто остается на периферии сознания.

В.А. Кан-Калик отмечал: “Учитель должен тщательно готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей. Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации”. Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия.

Читайте так же:  Анализ крови экспертиза

На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.

Очень остро профессиональный имидж учителя проявляется и открывается на открытом уроке с учащимися другой школы. Когда на тебя сконцентрировано внимание десяток глаз посторонних взрослых и детей. Вот тут по-настоящему и раскрывается твой имидж. После первой минуты начала урока, скованность уходит, ты видишь только детей, которым полностью “отдаешься” весь и без остатка, отдавая знания и получая моральное удовлетворение от того что тебя поняли, схватили “материал”, и у них все получилось.

Вот после этого начинаешь осознавать и понимать, что свой имидж ты преподнес, построил и выдал правильно.

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.
  2. Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 2005.
  3. Журавлев Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2004.
  4. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика.
  5. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.
  6. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.
  7. Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.
  8. Смирнова Н.Е. Имидж учителя.//Преподаватель, 2004, №1.
  9. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 2006.

Основные требования к учителю физической культуры

Анализ истории развития отечественной физической культуры и спорта позволяет выделить следующие моменты:

1. Физическая культура и спорт всегда динамично развивались в соответствии с изменяющимися потребностями общества и человека. Характер и направленность этих изменений детерминировались уровнем общественного, группового и личностного понимания сущности ценностей физической культуры и спорта, степени их жизненной важности для государства, общества, различных социальных групп и индивидов.

2. Несмотря на то, что физическая культура и спорт являются относительно самостоятельными и самодостаточными составляющими общечеловеческой культуры, их развитие в прошлом и будущем предопределено общими для всей культуры законами, что является отражением глобальных тенденций взаимодействия человека и природы, тактики и стратегии развития производительных сил на последующих этапах этого взаимодействия.

3. Средняя школа и отчасти вузы пережили три долговременных «прилива» доминирующих приверженцев варианта фронтального метода обучения «Делай, как я!». В довоенные годы это являлось следствием гипертрофированной роли военизированной прикладной подготовки. Следующие два «прилива» связаны с увольнением в запас военнослужащих после окончания войны и сокращения Вооруженных Сил СССР в начале шестидесятых годов.

4. Так называемая современная коммерциализация сферы физической культуры и спорта принесла неконтролируемую ценовую политику в эксплуатации спортивных сооружений и спортивно-технического инвентаря. Полноценное обеспечение спортивными базами и инвентарем учебного процесса будущих специалистов физической культуры и спорта давно является «узкой» и трудноразрешимой проблемой вузов из-за скудости бюджета. Одним из путей выхода из сложившегося положения является поиск форм консолидации усилий в образовательном процессе учебных заведений с держателями спортивных баз, ведущих к взаимной выгоде. Например, предоставление спортивных баз может компенсироваться активным участием студентов различных курсов и специальностей в работе и обслуживании этих баз, что само по себе будет являться необходимыми элементами производственной практики, менеджмента и управления. Наконец, такого рода сотрудничество помогает формировать в нынешних социально-экономических условиях предприимчивость, инициативность, конкурентоспособность специалистов.

5. Недооценка роли физического воспитания в формировании здорового поколения на протяжении многих лет привела к тому, что вместо коренной модернизации всей системы обязательного и дополнительного физического воспитания молодежи в соответствии с современными требованиями жизни осуществлялись лишь косметические начинания. Все это привело к отрицательной динамике здоровья учащихся, резкому увеличению числа преступлений несовершеннолетних на фоне незначительного сокращения общей преступности. Специалист физической культуры и спорта сегодня должен быть нацелен на воспитание физически стойкого и конкурентоспособного члена общества, способного обеспечить безопасность своей жизнедеятельности, социально-экономического развития общества. Формирование подобных черт невозможно без тренирующего акцента в физическом воспитании. Необходимо отметить, что проявление этого акцента в определенной мере обусловлено непрерывным оскудением физкультурно-материальной базы общеобразовательных школ и вузов.

6. Прогрессирующая отрицательная динамика состояния здоровья учащихся имеет несколько основных причин, среди которых можно остановиться на следующих. Это отсутствие целенаправленной, последовательной политики физического воспитания в семье, в дошкольных и школьных заведениях. Болезнь застаревшая, и корни ее находятся в министерско-ведомственной путанице директив, постановлений, задач, методов, исполнителей и кураторов. Но при желании и этот «винегрет» не может помешать поступательному движению. Так, в октябре 1999 г. муниципальная школа № 29 г. Новосибирска аккредитована как школа с углубленным изучением предмета «Физическая культура». Пока этот факт единственный в России, но важен прецедент.

Вышесказанное тесно связано как с формированием профессионально-нравственного потенциала будущего специалиста (обществу не безразлична его позиция при решении обществом социальных задач), так и с воспитанием умений творчески комбинировать способы деятельности, преобразования объектов взаимодействия. К сожалению, годы перестройки и последующих попыток экономических реформ принесли, в частности, спортсменам устойчивую негативную репутацию активных кадров криминалитета. И хотя в итоге это является следствием «лимоновыжимательной» политики социалистического общества по отношению к спортсменам, подобное «наследство» не украшает и не утешает сферу физической культуры и спорта.

Традиционной схемы подготовки специалистов в физической культуре и спорте — «знания и опыт осуществления деятельности, воплощенные в умения и навыки» — сегодня явно недостаточно. В подавляющем большинстве школ отношение к физическому воспитанию строится на авторитете педагога, а к физической активности — на двигательном опыте этого педагога. В подобной ситуации наблюдается невольная активная ретрансляция негативных издержек традиционной схемы подготовки специалистов своим подопечным.

К сожалению, свою «лепту» в отмеченную выше отрицательную динамику вносят и специалисты физической культуры и спорта, как правило, не замечая и не желая того. Опыт работы кафедры физической культуры и спорта в НИПКиПРО показал, что подавляющее большинство слушателей курсов повышения квалификации не владеют тем необходимым минимумом медико-биологических знаний (невладение — не означает незнание) для построения и проведения учебного или тренировочного занятия. Истоки этой проблемы заключены в самой подготовке специалистов физической культуры и спорта. Важно при его обучении не усвоение обилия отдельных фактов и констант, механизмов и положений, законов и теорий (не умаляя их значимость и необходимость), а увязывание медико-биологических знаний в реализуемую систему с точки зрения деятельности целостного организма в повседневных и экстремальных (физические и психоэмоциональные нагрузки) ситуациях, выработка умений интерпретации имеющихся и полученных данных. Именно знание основных закономерностей этой системы позволяет специалистам физической культуры и спорта рационально использовать имеющиеся средства и методы, планировать и прогнозировать реакцию организма занимающихся, добиваться достижения поставленных целей более экономичным путем, без нанесения вреда здоровью, т. е. совершенствовать технологичность учебного и тренировочного процессов.

Объективная необходимость самостоятельного отдельного теоретического обоснования и развития физической культуры и спорта обуславливается и тем фактом, что понятие «физическая культура» в большинстве развитых стран вызывает вопрос, ибо там приняты термины «спорт», «спорт для народа» и т. д.

Вполне вероятно в будущем расширение арсенала экологически и нравственно чистых технологий физического и спортивного совершенствования человека. Особенностями развития этих технологий будут, по-видимому, их все возрастающая наукоемкость, ориентированность на природосообразные и личностно приемлемые средства и методы педагогических воздействий на каждом этапе возрастной эволюции моторики человека. Современный быстрый и жесткий ритм жизни определяет основную направленность занятий физической культурой и спортом в урочное и внеурочное время — тренирующую. Эта направленность отчасти вытекает из усвоения обществом некоторых постулатов, обобщенный анализ которых позволяет сделать вывод, что в сегодняшних условиях в выборе между грамотностью и работоспособностью специалиста приоритет отдается последнему.

Все вышесказанное предъявляет дополнительные требования к подготовке специалистов физической культуры и спорта. В скором времени истекает срок действия Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по всем направлениям, в том числе и в области физической культуры и спорта. В частности, по специальности «022300 — физическая культура и спорт». Положительным опытом работы по действующему Госстандарту является переход на 5-летнее обучение и связанные с этим возможности освоения студентами второй специальности и углубления отдельных аспектов основной специальности, что способствует лучшей адаптации молодых специалистов в первоначальный период профессионального становления.

Но, тем не менее, хочется надеяться, что в следующем образовательном Госстандарте найдут свое отражение некоторые «узкие» места.

1. Расширение перечня объектов профессиональной деятельности за счет рекреативно-досуговой (санатории, пансионаты и т. д.), объединений спортивной направленности, научных учреждений; органов управления физической культуры и спорта федерального и регионального уровня.

2. Совершенствование требований к абитуриентам: обязательные экзамены по русскому языку и литературе; теоретические — по физической культуре и спорту. Отсутствие до сих пор подобного экзамена — нонсенс! Раздельное тестирование общей и специальной подготовленности.

3. Расширение диапазона производственной практики как подготовки к возможным основным объектам профессиональной деятельности.

4. Кроме магистерской диссертации, квалификационной работы для бакалавров и дипломной работы для педагогов, возможно включение междисциплинарного комплексного экзамена на основе профилирующих дисциплин: ТМФВ и спорта, педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование, медико-биологическое обеспечение занятий физической культуры и спорта.

Все вышесказанное определяет будущую систему требований к качеству подготовки специалистов физической культуры и спорта, а именно:

  • усиление гуманистической ориентации специалиста;
  • высокий уровень его знаний в области психологии мотиваций, потребностей и свободы выбора занимающимися видами физкультурной или спортивной деятельности;
  • возрастание роли сферы интеллектуального и межличностного взаимодействия наставника и ученика;
  • способность к ускоренному усвоению наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки;
  • глубокие знания в области ритмологии естественного и стимулируемого развития физического потенциала человека;
  • умения и навыки выявления типологических и индивидуальных характеристик занимающихся и построение адекватных программ физического и спортивного совершенствования;
  • организация инфраструктур для обеспечения полноценной реализации разработанных программ.

Должностные обязанности учителя физической культуры

Председатель профкома: Утверждаю:

«___» ___________ 200__г. «__» ___________ 200__г.

учитель физической культуры

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя физической культуры, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации.

1.2. Учитель физической культуры назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Учитель физической культуры должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.

1.4. Учитель физической культуры подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности учитель физической культуры руководствуется Конституцией и законами РФ, Уставом школы и другими локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, трудовым договором (контрактом).

Читайте так же:  Договор купли-продажи нежилого здания образец 2019

Учитель физической культуры соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности учителя физической культуры являются:

2.1. Обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся;

2.2. Содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе;

Учитель физической культуры выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре);

3.2. организует учет успеваемости и посещаемости занятий учащимися;

3.3. внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания обучающихся, обеспечивает контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения, за проведением профессионально-прикладной физической подготовки;

3.4. организует с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и тестирования обучающихся по физической подготовке;

3.5. отвечает за организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий в каникулярное время, организует работу спортивно-оздоровительных лагерей;

3.6. принимает меры по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку;

3.7. организует работу физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья;

3.8. осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных сооружений и помещений, соблюдением правил техники безопасности, за хранением и правильным использованием спортивной формы, инвентаря и оборудования;

3.9. составляет отчетность по установленной форме;

3.10. соблюдает Устав и правила внутреннего трудового распорядка школы, иные локальные правовые акты школы;

3.11. осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину;

3.12. реализует применяемые в школе образовательные программы в соответствии с учебным планом, собственным поурочным планом и расписанием занятий, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;

3.13. обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

3.14. выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

3.15. оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.16. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся;

3.17. участвует в установленном порядке в итоговой аттестации обучающихся;

3.18. допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности педагога;

3.19. заменяет на уроках временно отсутствующих учителей физической культуры по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;

3.20. соблюдает законные права и свободы обучающихся;

3.21. готовится к проведению занятий, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы, принятых в школе;

3.22. участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;

3.23. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.24. соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя физической культуры;

3.25. обеспечивает сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании подотчетного имущества;

3.26. разрабатывает и периодически пересматривает (не реже одного раза в пять лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору;

3.27. контролирует оснащение противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а также наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;

3.28. не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы с извещением об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;

3.29. вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в соглашение по охране труда;

3.30. Учитель 2-й квалификационной категории выполняет следующие должностные обязанности:

3.30.1. Учитель 2-й квалификационной категории отвечает всем требованиям должности «учитель». Обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся в школе. В процессе работы применяет:

— широкий набор методов, приемов и средств обучения, обеспечивающий вариативность образовательного процесса;

— элементарные методы и средства педагогической диагностики;

— основные формы дифференциации учащихся;

— основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры учащихся.

3.30.2. Должен знать (дополнительно):

— содержание базового компонента преподаваемого предмета.

3.30.3. Требования к квалификации по разрядам оплаты:

— оплата труда учителя 2-й квалификационной категории производится по 12-му разряду ЕТС.

3.31. Учитель 1-й квалификационной категории выполняет следующие должностные обязанности:

3.31.1. Учитель 1-й квалификационной категории отвечает всем требованиям учителя 2-й квалификационной категории. В процессе работы:

— применяет современные педагогические технологии, элементы технологий педагогики развития личности;

— проводит отбор содержания, методов и форм образовательного процесса с учетом психологических особенностей учащихся;

— решает педагогические задачи с учетом уровня развития, способностей детей, в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ;

— обеспечивает по своему предмету высокий уровень подготовки учащихся в районе.

3.31.2. Должен знать (дополнительно к требованиям учителя 2-й квалификационной категории):

— основы технологий индивидуализации образовательного процесса;

— современные методы психолого-педагогической диагностики;

— базовый компонент содержания преподаваемого предмета и смежных с ним дисциплин.

3.31.3. Требования к квалификации по разрядам оплаты:

— оплата труда учителя 1-й квалификационной категории производится по 13-му разряду ЕТС.

3.32. Учитель высшей квалификационной категории выполняет следующие должностные обязанности:

3.32.1. Учитель высшей квалификационной категории отвечает всем требованиям учителя 1-й квалификационной категории. Он:

— осуществляет оптимальный отбор методов, средств, форм обучения или самостоятельно разрабатывает, апробирует и успешно применяет педагогические технологии (их элементы), которые могут быть рекомендованы к распространению;

— создает условия для реализации творческих возможностей учащихся, владеет и применяет на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения, приемы организации самообразования учащихся, управления и прогнозирования развития педагогического процесса;

— обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся по своему предмету в республике.

3.32.2. Должен знать (дополнительно к требованиям учителя 1-й квалификационной категории):

— новейшие достижения педагогической науки и практики в области своего предмета.

3.32.3. Требования к квалификации по разрядам оплаты:

— оплата труда учителя высшей квалификационной категории производится по 14-му разряду ЕТС.

Учитель физической культуры имеет право:

4.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

4.7. повышать квалификацию;

4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.

В установленном законодательством РФ порядке учитель физической культуры несет ответственность за:

5.1. Реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, учитель физической культуры несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение аморального проступка учитель физической культуры может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей учитель физической культуры несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Взаимоотношения. Связи по должности.

Учитель физической культуры:

6.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;

6.2. в период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя физической культуры в каникулы утверждается приказом директора школы;

6.3. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих учителей физической культуры на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);

6.4. заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе;

6.5. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;

Еще статьи:

  • Отказываемся с вами заключить договор сопровождения Эксклюзивный договор, особенности Сейчас не редко встречаются ситуации, когда сделка с недвижимостью оспаривается и признается недействительной. В основном это происходит из-за жульнических поступков преступных элементов, при неграмотном подходе к проведению сделки и так далее. Именно […]
  • Адвокат марк ханиф Свобода стоит 240 тысяч Деньги на залог для Ассанжа приходится собирать “всем миром” 15.12.2010 в 20:31, просмотров: 2813 Основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж по-прежнему находится в тюрьме на юге Лондона, хотя во вторник магистратский суд Вестминстера принял решение о его […]
  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Информ патент ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ" 191040, г Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 87 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 18-Н ОФИС 521 Основной род деятельности ООО "АИС ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ": Деятельность по предоставлению прочих […]
  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Договор подряда тесты Бесплатные тесты с ответами Гражданское право. Тест 9 1. Предметом договора подряда является трудовая деятельность подрядчика выполнение определенной работы с получением конкретного материального результата научные исследования производство сельскохозяйственной продукции действия […]