Отчетность по иностранным счетам

До 1 июня 2018 года физлица – резиденты РФ должны отчитаться о движении средств по зарубежным счетам за прошлый год

Физическим лицам – резидентам РФ до 1 июня 2018 года необходимо представить в налоговые органы по месту своего учета отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) за 2017 год. Об этом напоминает ФНС России на своем официальном сайте.

По действующему законодательству резиденты могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории России. Исключения предусмотрены Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; далее – Закон № 173-ФЗ).

При этом ч. 2 и ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ установлена обязанность резидентов представлять в налоговый орган уведомления об открытии, закрытии или изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, а также отчеты о движении денежных средств по таким счетам. За нарушение такой обязанности резиденты несут административную ответственность по ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 25 Закона № 173-ФЗ). Санкции предусмотрены как за несоблюдение порядка представления отчета о движении средств по счетам (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ), так и за нарушение срока представления такого отчета и соответствующих уведомлений (ч. 2-2.1, ч. 6.1-6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

С таблицей санкций, предусмотренных за непредставление сведений об открытии счетов (вкладов) в банках за пределами РФ и отчетов о движении денежных средств по таким счетам ознакомьтесь в материале «Ответственность за непредставление сведений об открытии счетов (вкладов) в банках за пределами РФ и отчетов о движении денежных средств по таким счетам» «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Следует помнить, что отчет представляется по всем счетам (вкладам) в одном экземпляре (за исключением случая представления отчета на бумажном носителе в целях получения отметки налогового органа о принятии отчета). Требования к оформлению отчета установлены постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1365 «О порядке представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации». Им же утверждена форма отчета.

Налоговики подчеркивают, что отчет о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) можно предоставить лично, через уполномоченного представителя или отправить по почте. При этом через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» отчет можно отправить в электронной форме.

Также отметим, что сегодня (14 мая) вступили в силу поправки в Закон № 137-ФЗ и КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. № 325-ФЗ. О том, что изменилось в сфере валютного регулирования с сегодняшнего дня, читайте в нашей новости.

Отчетность по иностранным счетам

Режим работы:
Пн — Пт: 9 — 20
Сб: 10 — 16
Вс: выходной

14.10.2017 Изменился порядок расчета пени в отношении организаций
Начиная с 01.10.2017 г. процентная ставка пени для организаций будет рассчитываться по новой формуле. Пени увеличены за просрочку сроком более 30 дней.

15.09.2017 Изменена форма заявления на получение патента
Утверждены форма заявления, формат его представления в электронной форме и порядок заполнения в соответствии Приказ ФНС России от 11.07.2017 г. № ММВ-7-3/[email protected] (зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2017 г.)

01.08.2017 С 1 января 2018 года изменяется порядок обложения НДФЛ доходов в виде процентов по обращающимся облигациям российских организаций
Сейчас НДФЛ облагается вся сумма дохода, полученного по обращающимся облигациям. В новом порядке такие доходы будут облагаться налогом как банковские вклады.

28.12.2015 Утверждена форма отчета физических лиц о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации
30 декабря 2015 года вступает в силу форма отчета физических лиц о движении средств по зарубежным счетам согласно Постановлению Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 «О порядке представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».

14.02.2015 Вступила в силу новая форма декларации 3-НДФЛ за 2014 год!
С 14.02.2015 г. действует новая форма налоговой декларации 3-НДФЛ за 2014 год в соответствии с Приказом ФНС России от 24.12.2014 г. N ММВ-7-11/[email protected]

20.11.2014 Владельцам счетов/вкладов в зарубежных банках!
1 января 2015 года вступают в силу значительные изменения в Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года в отношении контроля налоговых органов над зарубежными счетами физических лиц.

09.01.2014 Внесены изменения в форму справки 2-НДФЛ за 2013 г!
С 01.01.2014 г. действует новая форма справки 2-НДФЛ в соответствии с Приказом ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-3/[email protected] «О внесении изменений в приказы ФНС России».

25.07.2013 Внесены изменения в ст. 220 НК РФ!
С 01 января 2014 г. те, кто не использовал свое право на имущественный налоговый вычет при покупке жилья в максимальном размере, смогут дополучить вычет по другому приобретенному объекту.

01.07.2013 Изменены формы заявлений о регистрации/прекращении деятельности ИП, внесения изменений в ЕГРИП
С 04 июля 2013 г. вступили в силу новые формы заявлений о регистрации ИП, прекращении деятельности ИП, внесения изменений в ЕГРИП.

01.05.2013 Напоминаем!
Декларации на налоговые вычеты можно подать в течение всего года!

09.01.2013 Изменение сроков уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество
Изменены сроки уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц. Для г. Москвы сроки уплаты — 1 декабря, 1 декабря, 1 ноября года, следующего за отчетным периодом; для Московской области — 10 ноября, 1 ноября, 1 ноября соответственно.
Также введено новое единое налоговое уведомление на уплату транспортного и земельного налогов, и налога на имущество физических лиц.

08.01.2012 Изменен порядок предоставления имущественного вычета пенсионерам
С 1 января 2012 года пенсионерам, утратившим возможность использования имущественного налогового вычета в полном объеме, разрешено перенести неиспользованный остаток вычета на предшествующие налоговые периоды, но не более 3 лет.

Новости 1 — 12 из 12
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все

Обращаем внимание на то, что вся информация (включая цены) на этом интернет-сайте носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями cтатьи 437 Гражданского кодекса РФ.

© 2008-2019 «Персональный налоговый консультант»

Храните деньги за рубежом? Что делать, чтобы ничего не нарушить

Мы собрали подробную инструкцию для владельцев иностранных счетов. Все что надо знать — в 12 вопросах и ответах.

С тех пор, как государство заинтересовалось зарубежными счетами россиян, налоговики уже несколько раз сеяли панику среди граждан. В последний раз это произошло в середине августа, когда ФНС в одном из своих писем предложила считать незаконными операциями вообще все действия с зарубежными счетами, если они не задекларированы в России.

Еще раньше одно из московских отделений ФНС разослало тысячу писем, где требовало от владельцев зарубежных счетов предоставить нотариально заверенные выписки из иностранных банков. А до этого налоговики требовали отчитаться о движении средств по счетам, хотя процедуры для этого еще не было. Каждый раз ФНС вынуждена была признавать, что требования ее сотрудников на местах — избыточны, и исполнять их необязательно.

Чтобы никто больше не мог ввести вас в заблуждение, мы решили составить простую инструкцию — что государство может требовать от владельцев иностранных счетов, и как избежать проблем.

Для наглядности все это мы изобразили на одной картинке. Вот она:

Какими законами регулируются иностранные счета?

  • Счета за рубежом попадают под действие валютного и налогового законодательства. Если вы налоговый резидент, вы должны соблюдать требования и того, и другого. Если валютный, то только валютного.
  • Чтобы получить статус «налогового резидента», надо находиться в России как минимум 183 дня в году. А валютными нерезидентами считаются только те, кто непрерывно живут за границей как минимум 1 год.
  • Но как быть с теми, кто вообще не появляется в России, или с теми, кто получил вид на жительство за рубежом и приезжает домой пару раз в год? В ответ на запрос The Bell ФНС четко разъяснила: приехав в Россию даже на один день, вы тут же становитесь валютным резидентом.

*сейчас готовится законопроект, по которому тех, кто живет за границей больше полугода, перестанут считать валютными резидентами. Это значит, что им не надо будет отчитываться об открытии счета и можно будет совершать любые операции. Госдума это предложение уже одобрила.

В зависимости от того, налоговый вы резидент или только валютный, у вас есть шанс нарушить один тип законодательства или сразу оба.

Что требует от владельцев иностранных счетов валютное законодательство?

Валютное законодательство касается и валютных, и налоговых резидентов.

  • Самое главное — оно обязывает в течении месяца уведомлять об открытии и закрытии иностранного счета, а также об изменении реквизитов (вот здесь — форма, которую надо заполнить и отправить в налоговую заказным письмом или через личный кабинет налогоплательщика).
  • А после — отчитываться о движении средств. Отчет надо подавать до 1 июня следующего года (то есть, за 2017 год надо отчитаться до 1 июня 2018-го).
  • Для ИП действуют те же правила, что и для физлиц. Есть только одно отличие: если предприниматель использует счет для бизнеса, он должен отчитываться о движении средств в течение 30 дней после каждого квартала. Если для личных нужд — так же, как любой гражданин, только один раз в год, до 1 июня.

Что будет, если отчитаться?

  • Государство узнает, что к вам должно применяться валютное законодательство. Соответственно, придется рассказывать о движении средств и платить штрафы за нарушение валютного законодательства.
  • Кроме того, если у ФНС возникнут сомнения в законности ваших операций, она может потребовать у вас кучу документов (выписки со счетов, подтверждение родства, договор сдачи жилья в аренду и пр.), и вам придется их предоставить.
  • Ну и, если вы налоговый резидент, надо будет платить налоги.
Читайте так же:  Можно ли купить квартиру у своих родителей за материнский капитал

Что будет, если не отчитаться?

  • Если станет известно, что у вас есть счет, вас ждет несколько штрафов: за неуведомление и за то, что не отчитываетесь об операциях. Для физлиц эти штрафы сравнительно небольшие: за неуведомление штраф для граждан — 4–5 тысяч рублей, но вот для юрлиц — до миллиона рублей. Чуть меньше — за отчет с опозданием.
  • Если вы отчитались о движении средств позже срока, придется заплатить от 300 до 3 тысяч рублей в первый раз (зависит от того, насколько вы задержали отчет) и 20 тысяч рублей за последующие опоздания. Для юрлиц эти санкции составляют от 5 до 50 тысяч рублей за первое нарушение и 120–150 тысяч рублей за остальные.
  • Но это не самое страшное: если вы налоговый резидент и операции, которые вы совершали, облагаются налогом в России, вас обвинят в укрытии от уплаты налогов — там штрафы гораздо выше (до 500 тысяч рублей).

Валютное законодательство также устанавливает список разрешенных операций по иностранным счетам.

Какие операции разрешены по любым иностранным счетам?

  • Переводить деньги со своего российского счета на зарубежный, но только если вы уведомили о его открытии (иначе просто не получится — банк обязан потребовать подтверждение).
  • Класть наличные на вклад и получать проценты по нему.
  • Получать зарплату и командировочные.
  • Получать выплаты, присужденные иностранными судами (кроме международного коммерческого арбитража).
  • Получать пенсии, стипендии и другие социальные выплаты.
  • Получать страховые выплаты от иностранных страховщиков.

А если речь идет о Европе?

Вот какие операции разрешены только по счетам, открытым в странах ОЭСР и ФАТФ (популярные у россиян Болгария, Черногория и Кипр в эти объединения не входят):

  • Получать кредиты и займы в иностранной валюте.
  • Зачислять доход от сдачи недвижимости в аренду.
  • Получать дивиденды по акциям и купонные выплаты по облигациям (но не доход от продажи ценных бумаг).
  • Получать доход от доверительного управления (только если управляющий — нерезидент России).

Все остальное — например, получение дохода от продажи дома или машины, налогового вычета от другого государства, наследства — запрещено. С 1 января 2018 года на иностранные счета можно будет зачислять доход от продажи ценных бумаг, но только если эмитент прошел листинг в России или на одной из 21 бирж, которые входят в список одобренных. Но пока это тоже нарушение.

Что будет, если вы совершили незаконную операцию?

В этом случае вас ждет штраф в размере от 75% до 100% от суммы незаконной операции (КоАП ст.15.24.1).

Что требует от владельцев иностранных счетов налоговое законодательство?

Налоговое законодательство касается только налоговых резидентов.

  • Оно обязывает платить налоги. Налогами облагается большинство операций, разрешенных валютным законодательством. Исключение — получение стипендий, пенсий и других социальных выплат (НК РФ ст. 217).
  • Важный момент: налогом облагается и доход из-за курсовой разницы. То есть, если у вас на вкладе лежало $10 000 и курс подскочил на 5%, вы получите доход $500, и с него придется заплатить $65 налога.
  • Как и по операциям, совершенным в России, налоги для ИП и физлиц могут быть разными. Для физлиц — это 13%, а для ИП, который работает по упрощенной системе налогообложения, — 6%.

Что будет, если не платить?

  • При некрупных нарушениях штраф составит 20–40% от суммы невыплаченных налогов.
  • При крупных нарушениях (от 900 тысяч рублей за три года) штраф возрастает до 100–300 тысяч рублей, а при особо крупных (от 4,5 млн рублей за три года) — 200–500 тысяч рублей.
  • Помимо штрафа, надо будет также заплатить все налоги за три года.

Найдет ли ФНС ваш иностранный счет, если вы о нем не отчитались?

  • Пока это маловероятно: у России есть право запрашивать данные о своих гражданах в других странах, но только в индивидуальном порядке. Это не очень реалистичный сценарий: если налоговая заподозрила кого-то в сокрытии счета, она должна вручную опросить десятки стран — а не у вас ли наш гражданин завел счет?
  • Но с начала следующего года многое изменится: Россия и еще около сотни стран (в списке — все самые популярные у Россиян направления, включая оффшоры; нет только Черногории) подписали соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией.

Как будет устроен этот обмен?

  • Упрощенно это будет выглядеть так: участники договора будут раз в год передавать друг другу данные об иностранных гражданах, открывших у них счет.
  • Предполагается, что в первый раз они должны обменяться информацией в сентябре 2018 года — за 2017-й. Но для того, чтобы это произошло, страны еще должны заключить двусторонние договоренности. Пока их нет, никакого обмена не будет.
  • У России пока нет ни одной такой договоренности (за их появлением можно следить на сайте ОЭСР). Это значит, что если до сентября 2018 года ничего не изменится, Россия не получит информацию о счетах своих граждан в рамках обмена.
  • Заключению договоренностей с Европейскими странами могут помешать огромные штрафы за нарушение валютного законодательства в России: цель обмена — борьба с налоговыми, а не с валютными нарушениями (особенно если речь о соглашении со странами, где те же операции законом не запрещены). С точки зрения ЕСПЧ, штрафы в 75–100% непропорциональны нарушениям.
  • Но уповать на это опасно: договоренности могут появиться в любой момент (есть шанс, что успеют до осени 2018): о намерении обмениваться с Россией уже заявили, например, Кипр и Швейцария.

Что со сроком давности?

  • Раньше срок давности по нарушениям валютного законодательства составлял год, но с апреля 2016 года его увеличили до двух лет.
  • Срок давности отсчитывается с момента нарушения, независимо от того, когда государство это обнаружило. Так что по итогам первого обмена оштрафовать могут за нарушения, совершенные в 2016–2017 годах.
  • По налоговым преступлениям срок давности — три года, так что здесь можно получить штраф за операции 2015–2017 годов.

Анастасия Стогней для The Bell

Текст подготовлен при участии партнера Paragon Advice Group Александра Захарова, старшего юриста банковской практики PwC Ксении Грицепановой и партнера UFG Wealth Management Дмитрия Кленова.

Отчет о движении средств по зарубежным счетам в банках — порядок, сроки и форма предоставления

Уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в иностранном банке (утв. Приказом ФНС России от от 28.08.2018 № ММВ-7-14/[email protected] — форма действует с 05.10.2018)

Кто обязан предоставлять отчет о движении средств по зарубежным счетам в банках

С 1 января 2015 года обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами и указанием остатков по счетам распространяется на:

на физических лиц — резидентов РФ (до вступления в силу Постановление Правительства РФ от 25.07.2015 № 761 и с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365);

Такая обязанность (новая для физлиц — действующая до вступления в силу Постановление Правительства РФ от 25.07.2015 № 761, а также с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365) установлена пунктом 7 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ, которая вступила в силу 01.01.2015.

Постановлением Правительства РФ от 25.07.2015 № 761 уточнен круг резидентов, на которых распространяется порядок представления налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ. В качестве таких лиц определены юридические лица — резиденты и индивидуальные предприниматели — резиденты.

Напомню, что как до, так и после указанных выше изменений резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов за рубежом не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов).

Напомню, что местом учета в ФНС РФ является:

Новые требования о представлении отчетов распространяются только на физических лиц — резидентов. Нерезиденты от такой обязанности освобождены.

При этом (как подтверждает сама ФНС в своем Письме от 03.09.2014 № ОА-3-17/2962) понятия «налоговый резидент» и «резидент в целях применения положений валютного законодательства» не совпадают.

В Письме ФНС России от 16.07.2017 № ЗН-3-17/[email protected] налоговики выразили мнение о том, что валютные операции со средствами на счетах в банках, расположенных за пределами РФ, по которым не представлены в налоговые органы уведомления и отчеты, будут являться незаконными.

Кто такие налоговые резиденты и резиденты по валютному законодательству

Зачастую люди путают понятия «налоговый резидент» и «резидент в целях применения положений валютного законодательства», что может повлечь неблагоприятные последствия.

Определение статуса налогового резидента связано с определением налоговой ставки и последующей обязанностью налогового агента или самого налогоплательщика исчислить и уплать НДФЛ с полученных им доходов за соответствующий налоговый период.

Определение статуса валютного резидента важно с точки зрения соблюдения законодательства РФ о валютном контроле.

Примечание: с 01.01.2018:

  • физлицам-резидентам разрешено зачислять на свои счета в зарубежных банках средства от продажи транспортных средств и недвижимости, зарегистрированной на территории государства, которое присоединилось к соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией;
  • физлица-резиденты, которые более 183 дней в году проживают за пределами России, больше не должны представлять в налоговые органы уведомления о зарубежных счетах (вкладах), а также отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);
  • граждане, преимущественно проживающие за границей, смогут свободно осуществлять валютные операции через свои зарубежные счета.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» под резидентами понимаются:

физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 № 427-ФЗ)

постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов — юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ;

дипломатические представительства, консульские учреждения РФ, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства РФ и представительства федеральных органов исполнительной власти , находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 № 427-ФЗ)

Читайте так же:  Федеральный государственный закон об образовании 2019 273

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом N 173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» физические лица — граждане РФ не являются резидентами , если:

постоянно проживают в иностранном государстве не менее одного года 183 дней (в том числе имеют выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство);

временно пребывают в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности данных виз с общим сроком действия не менее одного года.

Таким образом, физическое лицо — гражданин РФ, имеющий статус постоянно проживающего за рубежом и без перерывов обладающий им более года 183 дней , становится нерезидентом. При этом законодательством не разъяснено, должно ли физическое лицо проживать в иностранном государстве в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) или могут быть учтены любые 12 (следующих подряд) месяцев; прерывается ли постоянное проживание, если физическое лицо на несколько дней приезжало в Россию, и др.

МИД России в Письме от 11.09.2012 N 7695/дэс разъясняет: правовой статус гражданина РФ, постоянно проживающего в иностранном государстве, должен определяться в соответствии с законодательством иностранного государства, поскольку в действующем российском законодательстве данное понятие не раскрывается. В связи с этим в силу чрезвычайного разнообразия существующих в различных странах законов и правил, регулирующих правовое положение иностранных граждан, говорить о каком-либо обобщенном перечне документов, которыми может подтверждаться постоянное проживание (временное пребывание) гражданина России за рубежом, не представляется возможным. Они, равно как и требования к их оформлению, устанавливаются законодательством каждого конкретного иностранного государства.

В Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» указано, что к нерезидентам относятся физические лица РФ, имеющие выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство. Чтобы получить такой документ, постоянное проживание в некоторых иностранных государствах не менее одного года при определенных обстоятельствах не требуется.

Следовательно, на сегодняшний момент определение резидентства для целей валютного контроля ввиду неурегулированности данного вопроса, скорее всего, опирается на формальный признак — есть вид на жительство (либо рабочая (учебная) виза со сроком действия не менее одного года) или нет.

Ввиду изменения статуса Крыма и Севастополя в Письме от 07.08.2014 № 12-1-4/1871 «О применении валютного законодательства» Банк России сообщил: требования ч. 7 ст. 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в отношении счетов резидентов в банках, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя, не применяются. То есть если у физического лица — резидента счет открыт в банке, расположенном в Крыму или Севастополе, представлять отчет о движении денежных средств в налоговые органы не требуется.

По мнению ФНС России (Письмо ФНС России от 20.07.2016 N ОА-3-17/[email protected]), статус нерезидента для граждан Российской Федерации начинает действовать:

  • для лиц, постоянно проживающих в иностранном государстве, — после одного года, исчисляемого с момента, как лицо получило право на постоянное проживание в иностранном государстве, подтвержденное документом уполномоченного государственного органа соответствующего иностранного государства, в том числе видом на жительство, при условии, что период фактического пребывания таких граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации не прерывался;
  • для лиц, временно пребывающих в иностранном государстве на основании рабочей визы или учебной визы — после одного года непрерывного пребывания, исчисляемого с момента выезда из Российской Федерации, и только в период нахождения за пределами территории Российской Федерации.

Статус нерезидента, прерванный возвращением на территорию Российской Федерации, может быть приобретен гражданином Российской Федерации вновь при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ.

Учитывая изложенное, у физических лиц — нерезидентов, являющихся гражданами Российской Федерации, не возникает обязанности, установленной частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ. Однако при приобретении физическим лицом — нерезидентом, являющимся гражданином Российской Федерации, статуса резидента, на него распространяется обязанность, предусмотренная частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ.

Таким образом, по мнению ФНС России, физическое лицо обязано представить отчет за тот отчетный период (год), в котором оно приобрело статус валютного резидента.

на иностранные счета резидентов РФ может быть разрешено зачисление денежных средств от продажи автомобилей и недвижимости;

исключается требование об обязательности представления физическим лицом — резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления;

расширяется перечень валютных операций, которые могут совершаться гражданами РФ при их нахождении за пределами территории РФ;

определяются отдельные особенности совершения валютных операций с использованием счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, постоянных представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

граждане РФ освободждаются от выполнения обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах (вкладах), открытых в банках за пределами территории РФ, от ограничений на совершение операций, а также по представлению отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) физических лиц — резидентов, если срок пребывания граждан РФ за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней независимо от количества въездов на территорию РФ в таком календарном году и распространить это правило на граждан РФ, которые в 2017 году пребывали за пределами территории РФ в совокупности более 183 дней, а также применять в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте РФ, открытых гражданами РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Порядок и сроки предоставления отчета организациями и ИП

Правила представления резидентами — организациями и ИП отчетов утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 (далее – Правила № 819).

Согласно пункту 4 указанных Правил № 819 резиденты организации и ИП ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала , представляют в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала, т.о.:

отчет за 1 квартал надо предоставить в период с 1 по 30 апреля;

отчет за 2 квартал надо предоставить в период с 1 по 31 июля;

отчет за 3 квартал надо предоставить в период с 1 по 30 сентября;

отчет за 4 квартал надо предоставить в период с 1 по 31 января.

Отчет надо представить по каждому счету , открытому в банке за пределами территории РФ.

Согласно пункту 7 Правил № 819 к отчету необходимо приложить банковские документы — банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк. Подтверждающие банковские документы представляются в виде нотариально заверенных копий. Документы, составленные на иностранном языке, придется перевести на русский язык и заверить перевод у нотариуса.

Несмотря на то что Правила № 819 разработаны и действуют только для юридических лиц, игнорировать их физлицам не стоит до утверждения соответствующих для них правил.

Если сам отчет заполнить можно, то нотариально заверить копии банковских документов и их перевод на русский язык непросто, т.к. обычно физические лица могут получить банковские выписки, только распечатав их из интернет-банка. Но копии таких распечаток нотариус не заверит. Максимум, на что можно рассчитывать, — это на заверение скриншота. Однако представление таких скриншотов действующим порядком не предусмотрено. Но даже если гражданин получит выписку по своему счету в банке, то с ее нотариальным заверением тоже могут быть проблемы. Ведь многие зарубежные банки не ставят на таких выписках никаких печатей и штампов. И тогда получается, что сама выписка представляет собой обычную компьютерную распечатку.

Правила предоставления физическими лицами отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365 утверждены следующие Правила представления физическими лицами-резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации:

  1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления физическими лицами — резидентами налоговым органам по месту своего учета (далее — налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее — отчеты).
  2. Физическое лицо — резидент представляет в налоговый орган отчет ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом , за исключением случаев представления отчетов в иные сроки в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
  3. Отчет по форме согласно приложению представляется в одном экземпляре, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил.
    Количество листов № 2, представляемых в составе отчета, должно соответствовать количеству счетов (вкладов), открытых физическим лицом — резидентом в банках за пределами территории Российской Федерации.
  4. В случае если несколькими физическими лицами — резидентами открыт общий (совместный) счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации, отчет представляется каждым таким физическим лицом — резидентом.
    В случае если общий (совместный) счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации открыт физическим лицом — резидентом и физическим лицом — нерезидентом, отчет представляется только физическим лицом — резидентом.
  5. Отчет представляется в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — личный кабинет налогоплательщика), или представляется на бумажном носителе непосредственно физическим лицом — резидентом либо представителем физического лица — резидента, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — представитель), или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
    Технические требования к представлению отчета через личный кабинет налогоплательщика устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
    Отчет, представляемый физическим лицом — резидентом в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика, подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи» и признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью физического лица — резидента.
  6. В целях получения отметки налогового органа о принятии отчета отчет представляется на бумажном носителе в 2 экземплярах непосредственно физическим лицом — резидентом либо его представителем или направляется физическим лицом — резидентом в налоговый орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Один экземпляр отчета с отметкой налогового органа о принятии отчета возвращается физическому лицу — резиденту либо его представителю в день представления отчета или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 5 рабочих дней со дня получения налоговым органом отчета. Второй экземпляр отчета остается в налоговом органе.
  7. Днем представления в налоговый орган отчета считается:
    а) для отчета, представленного через личный кабинет налогоплательщика, — дата, которая фиксируется соответствующей информационной системой в момент направления физическим лицом — резидентом отчета;
    б) для отчета, представленного на бумажном носителе непосредственно физическим лицом — резидентом либо его представителем, — дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;
    в) для отчета, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, — дата направления физическим лицом — резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.
  8. В целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица — резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) (далее — подтверждающие документы и информация).
    Подтверждающие документы и информация представляются в налоговый орган в соответствии со статьей 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».
    Физическое лицо — резидент вправе представить в налоговый орган подтверждающие документы и информацию одновременно с отчетом.
  9. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно.
    В случае если счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации открыт после 1 января отчетного года, отчет представляется за период с даты открытия счета (вклада) по 31 декабря отчетного года включительно.
    В случае закрытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации в отчетном году отчет представляется за период с 1 января отчетного года или с даты открытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации в отчетном году по дату закрытия счета (вклада) включительно одновременно с уведомлением о закрытии счета (вклада) в срок, установленный частью 2 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
  10. Обязанность физического лица — резидента представить налоговому органу отчет считается исполненной, если физическим лицом — резидентом представлен отчет в полном объеме и в установленный срок.
  11. В случае выявления налоговым органом неправильных сведений (ошибок, неточных сведений), указанных физическим лицом — резидентом в отчете, а также заполнения отчета не в полном объеме налоговый орган письменно уведомляет физическое лицо — резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета (далее — уведомление).
    Уведомление направляется налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика, или выдается непосредственно физическому лицу — резиденту либо его представителю под расписку, или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
    Исправленный (уточненный) отчет должен быть представлен физическим лицом — резидентом в налоговый орган в течение установленного в уведомлении срока, который не может быть менее 7 рабочих дней со дня его получения, в порядке, предусмотренном пунктами 3 — 6 настоящих Правил.
  12. Днем получения физическим лицом — резидентом уведомления считается:
    а) для уведомления, направленного через личный кабинет налогоплательщика, — дата, которая фиксируется соответствующей информационной системой в момент направления налоговым органом уведомления;
    б) для уведомления, выданного налоговым органом непосредственно физическому лицу — резиденту либо его представителю, — дата, указанная в отметке физического лица — резидента либо его представителя о принятии уведомления;
    в) для уведомления, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, — дата получения физическим лицом — резидентом уведомления, указанная в уведомлении о вручении.
Читайте так же:  Доверенность на почту образец минск

Сроки предоставления физическими лицами отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365:

отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации представляются физическими лицами — резидентами в налоговые органы начиная с отчетности за 2015 год (пункт 3 Постановления);

в случае закрытия в 2015 году счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации предоставлять отчетность за 2015 год физическим лицам — резидентам не надо (пункт 4 Постановления);

отчеты о движении средств по открытым счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации представляются в налоговые органы ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным годом. Первый отчет — до 1 июня 2016 года (пункт 4 Постановления);

в случае закрытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации отчет представляется за период с 1 января отчетного года или с даты открытия счета (вклада) в банке по дату закрытия счета (вклада) включительно одновременно с уведомлением о закрытии счета (вклада) в течение 1 месяца с момента закрытия .

Примечание: надо иметь в виду, что как организации, так и физлица (включая ИП) обязаны сообщать не только о движении денег по зарубежным счетам, но и об открытии, закрытии и изменении реквизитов таких счетов каждого счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации в течение 1 месяца с момента открытия такого счета (пункт 2 статьи 12 (Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Форма отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках

Для организаций и ИП:

До 2016 года форма отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории российской федерации была установлена Правилами № 819 только для юридических лиц, поэтому физлица (до вступления в силу Постановление Правительства РФ от 25.07.2015 № 761) могли предоставить отчет в свободной форме или воспользоваться формой, утвержденной Правилами № 819 (это было удобнее).

Постановлением Правительства РФ от 25.07.2015 № 761 для организаций и ИП утверждена новая форма отчета, в который включены требования об указании места жительства ИП, поля для указания мультивалютных счетов и др.

Форма отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках для физических лиц

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365 утверждена форма отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках для физических лиц:

Ответственность за непредставление отчета

За непредставление отчета или представление его с нарушением указанных сроков для физических лиц — резидентов административная ответственность до 31.12.2015 не установлена. Штрафные санкции были возможны только для организаций (части 6.1 — 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ).

С 1 января 2016 года установлена административная ответственность граждан в виде штрафа за несоблюдение порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами России (Федеральный закон от 28.11.2015 N 350-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле») в следующих размерах:

за несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) с подтверждающими банковскими документами гражданин подлежит административной ответственности в виде штрафа, размер которого составляет от 2 000 до 3 000 рублей;

просрочка представления отчетности длительностью до 10 дней влечет предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей;

просрочка представления отчетности более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней влечет штраф размером от 1 000 до 1 500 рублей;

просрочка представления отчетности более 30 дней влечет штраф в размере от 2 500 до 3 000 рублей.

за повторное нарушение сроков предоставления отчетности предусмотрен штраф в размере 10 000 рублей;

за повторное нарушение порядка предоставления отчетности предусмотрен штраф в размере 20 000 рублей.

Статьей 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ) установлено, что физические лица — резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России.

При несоблюдении порядка представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) с подтверждающими банковскими документами юридическое лицо — резидент подлежит административной ответственности в виде штрафа, размер которого в данном случае составляет от 40 000 до 50 000 рублей.

Размер штрафов за несоблюдение установленных сроков для представления отчетности дифференцируется в зависимости от длительности допущенной просрочки:

просрочка длительностью до 10 дней влечет предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей;

просрочка не более 30 дней влечет штраф размером от 20 000 до 30 000 рублей;

просрочка более 30 дней влечет штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей.

Штраф может быть наложен за каждое непредставление отчетности, то есть ежеквартально и по каждому счету.

Статья написана и размещена 20 мая 2015 года. Дополнена — 03.08.2015, 06.10.2015, 01.12.2015, 22.12.2015, 29.07.2016, 22.08.2017, 18.10.2017, 06.01.2018

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Еще статьи:

  • 342 приказ мвд увольнение Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ"О службе в органах внутренних […]
  • Приказ об удостоверении личности Приказ об удостоверении личности Фрагмент документа "ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Фрагмент документа "ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Приказ Министра обороны РФ от 13 мая 2003 г. N 150 "Об удостоверении личности […]
  • Областной закон о государственной гражданской службе ростовской области Областной закон Ростовской области от 26 июля 2005 г. N 344-ЗС "О государственной гражданской службе Ростовской области"(с изменениями и дополнениями) Областной закон Ростовской областиот 26 июля 2005 г. N 344-ЗС"О государственной гражданской службеРостовской области" С изменениями и […]
  • Список коллегий адвокатов Список коллегий 1. ФИЛИАЛ № 1 г. ЧЕЛЯБИНСК Адрес: 454091 Челябинск ул. Пушкина 73-7 Телефон: т. 65-76-62 2. ФИЛИАЛ № 2 г. ЧЕЛЯБИНСК Адрес: 454007 Челябинск пр-т Ленина 11 Телефон: 775-27-77 3. ФИЛИАЛ № 3 г. ЧЕЛЯБИНСК Адрес: 454092 Челябинск ул. Кирова 7-а, офис 407 4. ФИЛИАЛ № 4 […]
  • Приказ о включении в кадровый резерв Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 июня 2018 г. N 216 “Об утверждении Положения о кадровом резерве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования” (не вступил в силу) В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О […]
  • Органы опеки г всеволожска Органы опеки всеволожский район Ребенок 3 года, мать умерла 21 июня, гражданский муж (отец ребенка), как опекун, проживающий на территории малыша, НЕ РАБОТАЕТ и постоянно пьет.Ребенок брошенный, в садик не берут.Пожалуйста примите меры.Очень жалко мальчика. Начальник отдела опеки и […]