Ответственность за нарушение режима военного положения

Оглавление:

Статья 19. Правовое положение организаций в период действия военного положения

Статья 19. Правовое положение организаций в период действия военного положения

1. В период действия военного положения права организаций и их должностных лиц могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами.

2. Организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам.

3. Организации в период действия военного положения обязаны:

1) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества;

2) выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Глава IV. Правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения (ст.ст. 18-20)

Глава IV. Правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 32. Ответственность за нарушение требований режима чрезвычайного положения

Статья 32. Ответственность за нарушение требований режима чрезвычайного положения

Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима чрезвычайного положения, установленных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 32 настоящего Федерального конституционного закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Правовой режим военного положения

Политико-правовые предпосылки введения военного положения

Административный режим военного положения вводится на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» отличает акт агрессии, под которым понимается непосредственное применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации, от эвентуальной агрессии, когда вооруженная сила не применяется, но своими действиями иностранное государство создает необходимые организационно-правовые предпосылки для применения военной силы, например объявление мобилизации, проведение скрытой мобилизации под видом учебных сборов военнообязанных, передислокация иностранных вооруженных сил из мест их постоянного расквартирования к границам Российской Федерации и иные действия иностранного государства, свидетельствующие о его враждебных намерениях.

Публичные ограничения в условиях военного положения

Ограничения правомочий лиц в условиях военного положения различаются в зависимости от территориальной сферы действия данного административного режима.

К мерам административного принуждения, ограничивающим личную неприкосновенность граждан, относятся личный досмотр, задержание, административное выдворение, а также интернирование (изоляция) граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией. Указанные меры могут быть применены только на территории, на которой введено военное положение, а интернирование, кроме того, — только в случае агрессии против Российской Федерации.

К мерам административного принуждения, ограничивающим имущественные права лица, относятся возмездное изъятие имущества, необходимого для нужд обороны. К движимому имуществу, подлежащему конфискации, относятся оружие, боеприпасы, взрывчатые и ядовитые вещества; у организаций, помимо указанного имущества, могут быть изъяты также боевая и учебная военная техника и радиоактивные вещества.

В отношении граждан устанавливается трудовая обязанность, а применительно к организациям могут быть введены меры, предусматривающие принудительное размещение государственного оборонного заказа, перепрофилирование деятельности организации, иные меры, необходимые для обеспечения общегосударственных потребностей. Особенность данных принудительных мер заключается в экстерриториальности их применения: указанные ограничения обусловлены введением административного режима. Таким образом, они могут быть применены и на территории, на которой военное положение не введено.

К мерам административного принуждения, ограничивающим политическую активность граждан, относится приостановление деятельности российских общественных объединений, прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, создание органов военной цензуры, осуществляющих контроль за распространением сообщений в СМИ.

Федеральный конституционный закон «О военном положении» регламентирует приостановление деятельности общественных объединений только на территории, на которой введено военное положение; распространение данных ограничений на всю территорию РФ возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом. Применение мер, ограничивающих политическую активность граждан, а также запрещающих деятельность иностранных и международных организаций, возможно только по факту нарушения режима военного положения, остальные рассмотренные выше меры административного принуждения могут быть применены как к добросовестному лицу, так и к нарушителю.

Унификация принудительных действий является особенностью военного положения; в отличие от данного административного режима задержание граждан в условиях чрезвычайного положения допускается только в случае нарушения режима комендантского часа.

В условиях военного положения Президент РФ вносит изменения в статус органов исполнительной власти, перераспределяет их полномочия и устанавливает федеральные министерства и ведомства, ему подчиненные, руководство которыми до введения военного положения было отнесено к ведению Правительства РФ. На территории, на которой ведутся военные действия и введено военное положение, осуществление данного административного режима может быть возложено Президентом РФ на органы военного управления.

В условиях военного положения усиливается централизация государственной власти, при этом к Президенту РФ переходят полномочия Правительства РФ по руководству федеральными органами исполнительной власти в сферах промышленности, социального строительства, культуры; изменяется компетенция федеральных органов законодательной и исполнительной власти и соответствующих органов субъектов РФ за счет передачи их полномочий Президенту РФ и органам военного управления. Одновременно с введением военного положения Президенту РФ как Верховному главнокомандующему Вооруженными Силами РФ подчиняются также ведомственные воинские формирования. Таким образом, введение военного положения влечет за собой установление дополнительных обязанностей граждан и организаций (ограничение их прав), а также вносит коррективы в структуру и полномочия органов государственной власти.

Ответственность за нарушение режима военного положения

Проект федерального конституционного закона

«О военном положении»

Глава I. Общие положения

Статья 1. Военное положение

Военное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом ограничение прав и свобод. Военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях исключительно в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Статья 2. Цели введения военного положения

Целью введения военного положения является отражение агрессии против Российской Федерации или предотвращение непосредственной угрозы агрессии.

Глава II. Условия, основания и порядок введения военного положения

Статья 3. Условия введения военного положения

Военное положение может вводиться лишь в случае агрессии против Российской Федерации и в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения военного положения, представляют собой реальную, непосредственную угрозу агрессии.

Статья 4. Основания введения военного положения

Основаниями введения военного положения, при соблюдении требований статьи 3 настоящего Закона, могут быть: а) агрессия против Российской Федерации, выраженная в случаях объявления каким-либо государством состояния войны против Российской Федерации, вторжения или нападения вооруженных сил какого-либо государства на территорию Российской Федерации, насильственного отторжения кем-либо части территории Российской Федерации; б) непосредственная угроза агрессии, выраженная в случаях возникновения вооруженных конфликтов либо сосредоточения вооруженных группировок на территории сопредельных государств вблизи границы Российской Федерации, агрессии против государств, с которыми Российская Федерация заключила международные договора, предусматривающие взаимную военную помощь.

Статья 5. Введение военного положения

Военное положение на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Статья 6. Содержание указа Президента Российской Федерации о введении военного положения

В указе о введении военного положения должны быть указаны: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, в соответствии с требованиями статей 3 и 4 настоящего Закона; б) обоснование необходимости введения военного положения, в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Закона; в) перечень и пределы мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан с соблюдением требований статьи 36 настоящего Закона; г) государственные органы, ответственные за осуществление мер военного положения, и точные пределы полномочий этих органов; д) границы территории, на которой вводится военное положение; е) время вступления в силу указа. Указ о введении военного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации немедленно. Полный текст указа Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному опубликованию в ближайших после его подписания номерах «Российской газеты» и Собрания законодательства Российской Федерации.

Статья 7. Передача указа Президента Российской Федерации о введении военного положения на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Указ о введении военного положения подлежит незамедлительной передаче на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 8. Порядок утверждения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения Советом Федерации

При обнародовании указа Президента Российской Федерации о введении военного положения члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту заседаний Совета Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова. Не позднее 72 часов после получения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утверждает или отклоняет его. Если по каким-либо причинам решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не может быть принято в названное время, то указ Президента Российской Федерации о введении военного положения действует до его утверждения или отклонения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 9. Разрешение разногласий в случае отклонения Советом Федерации указа Президента Российской Федерации

Решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отклонении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должно быть мотивированным. В случае отклонения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения Президент Российской Федерации может использовать согласительную процедуру для разрешения разногласий с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в течение 72 часов с момента издания данного указа.

Статья 10. Отмена Президентом Российской Федерации указа о введении военного положения

При отражении агрессии против Российской Федерации или предотвращении непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вправе отменить свой указ о введении военного положения в целом либо в отдельной его части, о чем населении соответствующей территории в течение 12 часов оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения. В случае отклонения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или окончания срока согласительной процедуры, если она использовалась, при недостижении согласованного решения Президент Российской Федерации незамедлительно отменяет данный указ.

Глава III. Особенности организации государственной власти на территории военного положения

Статья 11. Полномочия органов государственной власти на территории, где введено военное положение

Федеральные органы государственной власти Российской Федерации вправе отменить любое решение органов государственной власти иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, действующих на территории, где введено военное положение. Государственные органы, осуществляющие управление в условиях военного положения, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для отражения агрессии или скорейшей ликвидации угрозы непосредственной агрессии. Эти чрезвычайные меры могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан, за исключением прав и свобод, перечисленных в статье 36 настоящего Закона.

Статья 12. Подчинение Президенту Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, иных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления

Федеральные органы исполнительной власти, иных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления территории, на которой введено военное положение, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту Российской Федерации.

Статья 13. Временный федеральный орган исполнительной власти

Для обеспечения режима военного положения в Российской Федерации указом Президента Российской Федерации может быть создан временный федеральный орган исполнительной власти. Этому органу могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия федеральных органов исполнительной власти, иных органов исполнительной власти, местного самоуправления территорий, где введено военное положение. Временный федеральный орган исполнительной власти, указанный в настоящей статье, для осуществления своих полномочий может создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Статья 14. Полномочия временного федерального органа исполнительной власти

По вопросам своей деятельности временный федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 13, издает постановления, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами и другими лицами на территории, где введено военное положение.

Статья 15. Работа органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления в условиях военного положения

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации на территории, где введено военное положение, переходят на работу в условиях военного положения в соответствии с мобилизационными планами.

Статья 16. Запрет на проведение выборов и референдумов в условиях военного положения

В период действия военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления и референдумы не проводятся.

Статья 17. Судопроизводство в условиях военного положения

Правосудие на территории, где введено военное положение, осуществляется только судом. На этой территории действуют все суды, установленные Конституцией Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судопроизводство во всех судах осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации.

Статья 18. Деятельность прокуратуры Российской Федерации в условиях военного положения

Деятельность прокуратуры Российской Федерации на территории, где введено военное положение, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации.

Статья 19. Обеспечение режима военного положения органами военного управления в условиях ведения военных действий

В период военного положения в местностях, где ведутся или развертываются военные действия, указом Президента Российской Федерации обеспечение режима военного положения может быть возложено на органы военного управления.

Статья 20. Границы территории военного положения

Границы территории, на которой обеспечение режима военного положения может быть возложено на органы военного управления, определяются указом Президента Российской Федерации.

Статья 21. Правовая основа деятельности органов военного управления

Органы военного управления осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 22. Полномочия органов военного управления

Для обеспечения режима военного положения органы военного управления могут быть указом Президента Российской Федерация наделены полномочиями осуществлять меры, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального конституционного закона.

Глава IV. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях военного положения

Статья 23. Основные меры, применяемые в условиях военного положения

На период военного положения могут устанавливаться следующие меры: а) перевод Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного положения, а также создание и подготовку специальных формирований; б) перевод экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного положения; в) обеспечение условий для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также нужд населения в условиях военного положения; г) использование запасов материальных средств мобилизационного и государственного резервов, запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов; д) организация в условиях военного положения медицинского обслуживания населения, обеспечение его средствами транспорта и связи, а также снабжение (при необходимости нормированное) продовольственными и непродовольственными товарами и предоставление услуг; е) введение в действие и использование запасных пунктов управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций; е:) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; ж) установление особого режима работы средств транспорта и связи; з) организация гражданской и территориальной обороны; и) эвакуация населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, временное переселение граждан и других лиц из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им жилых помещений (помещений) для временного или постоянного проживания.

Читайте так же:  Розанова нМ экономика отраслевых рынков учеб пособие для бакалавров

Статья 24. Временные ограничения, применяемые в условиях военного положения

В условиях режима военного положения могут быть предусмотрены следующие временные запреты и ограничения: а) особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено военное положение; б) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; в) запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; г) запрещение забастовок; д) комендантский час, то есть запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток; е) введение военной цензуры на почтовые отправления, сообщения, передаваемые с помощью телекоммуникационных систем, а также осуществление контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся данными вопросами, ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры. Допускается временный арест печатной продукции до отмены военного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры. Запрещение работы приемно-передающих радиостанций индивидуального пользования. е:) приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки; ж) проверка документов у граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, — личный досмотр, досмотр вещей и жилища; з) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В исключительных случаях у граждан и других лиц производится конфискация оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций — конфискация, наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами, боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ; и) ограничение движения транспортных средств и их досмотр; и) введение ограничений на осуществление экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; к) установление военно-квартирной обязанности для расквартирования воинских частей (учреждений и организаций); л) привлечение в установленном порядке граждан и других лиц к выполнению работ оборонного характера, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями; м) изъятие в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующим возмещением причиненного ущерба в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; н) установление запретов и ограничений на выбор места пребывания и места жительства на определенных территориях; о) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; п) регулирование деятельности предприятий и организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи, пищевой промышленности, предоставления населению электроэнергии и коммунальных услуг; р) разрешение руководителям организаций переводить при производственной необходимости работников без их согласия на работу, не предусмотренную трудовым договором; с) запрещение (ограничение) перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации или по отдельным ее местностям), а также посещения ими организаций, осуществляющих производство и поставку оборонной продукции; т) интернирование (изоляция) иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что они ведут деятельность, угрожающую интересам обороны страны и безопасности государства; у) ограничение на выезд граждан и других лиц за границу; ф) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности; х) отстранение от должности на период военного положения руководителей и должностных лиц федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на территории, где введено военное положение, при ненадлежащем исполнении ими своих служебных обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей; ц) установление ограничений деятельности в Российской Федерации международных организаций; ч) установление ограничений на въезд на территорию Российской Федерации.

Статья 25. Субъекты обеспечения режима военного положения

Режим военного положения обеспечивается органами государственной власти, временным федеральным органом исполнительной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.

Статья 26. Проведение мобилизации при введении военного положения

При введении военного положения в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проводится общая или частичная мобилизация.

Статья 27. Ведение боевых действий в период военного положения

В период военного положения Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны.

Статья 28. Подчинение воинских формирований органу военного управления

При введении военного положения соединения и воинские части пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, войск гражданской обороны, дислоцирующиеся в местностях, где вводится военное положение, переходят в оперативное подчинение органов военного управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Другие войска, воинские формирования и органы выполняют свои задачи в области обороны самостоятельно и во взаимодействии с Вооруженными Силами Российской Федерации.

Статья 29. Положение об органе военного управления

При введении военного положения указом Президента Российской Федерации может быть создан орган военного управления, обеспечивающий деятельность Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Положение об органе военного управления, указанном в настоящей статье, его полномочия и состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

Статья 30. Полномочия Генерального штаба Вооруженных Сил при введении военного положения

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации при введении военного положения является органом военного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями, специальными формированиями и органами, поступившими в его оперативное подчинение.

Глава V. Привлечение для обеспечения режима военного положения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организация гражданской и территориальной обороны

Статья 31. Привлечение сил и средств для обеспечения режима военного положения

Для обеспечения режима военного положения на основании указа Президента Российской Федерации могут быть привлечены соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются — соединения, воинские части и органы).

Статья 32. Основные задачи сил и средств, привлекаемых для обеспечения военного положения

Соединения, воинские части и органы, привлекаемые для обеспечения режима военного положения, выполняют следующие основные задачи: а) поддержание особого режима въезда и выезда; б) участие в спасении и эвакуации населения, аварийно-спасательных и других неотложных работах, проведении санитарно-противоэпидемических и других мероприятий; в) охрана военных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, а также представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды; г) участие в охране общественного порядка и общественной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению режима военного положения; д) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований, террористов и диверсантов. При выполнении задач, указанных в пункте а) настоящей статьи, на военнослужащих соединений, воинских частей и органов распространяются положения статей 24-30 и 39 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Статья 33. Управление силами и средствами, привлекаемыми для обеспечения режима военного положения

Управление соединениями, воинскими частями и органами, привлекаемыми для обеспечения режима военного положения, осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации. Соединения, воинские части и органы, привлекаемые для обеспечения режима военного положения, указом Президента Российской Федерации могут быть подчинены временному федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему режим военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Статья 34. Организация гражданской и территориальной обороны в условиях военного положения

Обеспечение режима военного положения предусматривает организацию гражданской и территориальной обороны в Российской Федерации или в отдельных ее местностях в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Территориальная оборона организуется в целях поддержания режима военного положения, защиты населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных или террористических актов.

Глава VI. Правовое положение граждан и других лиц, организаций в период военного положения

Статья 35. Ограничение прав и свобод в условиях военного положения

В период военного положения в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, Президентом Российской Федерации, федеральными государственными органами, органами исполнительной власти и органами военного управления, обеспечивающими режим военного положения, по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом, и в пределах предоставленных им полномочий могут быть ограничены права и свободы граждан и других лиц.

Статья 36. Невозможность ограничения отдельных прав и свобод в условиях военного положения

В условиях военного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации.

Статья 37. Обязанности граждан в условиях военного положения

На граждан и других лиц, находящихся на территории, где введено военное положение, возлагаются следующие обязанности: а) выполнять требования настоящего Федерального конституционного закона, других законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о военном положении; б) выполнять требования временного федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и оказывать им содействие; в) являться по вызову в федеральные государственные органы, органы исполнительной власти и органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военные комиссариаты, на территории которых указанные граждане и лица проживают; г) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных государственных органов, органов исполнительной власти (органов военного управления), обеспечивающих режим военного положения, а также военных комиссариатов; д) участвовать в работах оборонного характера, а также поступать в специальные формирования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 38. Право на возмещение убытков при предоставлении гражданами своего имущества в целях обеспечения обороны страны

Граждане предоставляют в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства имущество, находящееся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 39. Ограничения на экономическую деятельность

В период военного положения настоящим Федеральным конституционным законом, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях создания условий для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также обеспечения нужд населения, устанавливаются ограничения экономической деятельности, свободного перемещения товаров (услуг) и финансовых средств. На организации, находящиеся на территории, где введено военное положение, и их должностных лиц возлагаются следующие обязанности: а) выполнять требования настоящего Федерального конституционного закона, других законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о военном положении; б) выполнять требования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти (органов военного управления), обеспечивающих режим военного положения, и оказывать им содействие; в) осуществлять мероприятия по переводу указанных организаций на работу в условиях военного положения; г) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и планами мобилизации находящееся у них имущество с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; д) заключать договоры (контракты) на основании мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), а также в иных установленных законодательством случаях, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 40. Ответственность за нарушения режима военного положения

За неисполнение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о военном положении, а также за правонарушения, совершенные на территориях, где введено военное положение, виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VII. Заключительные положения

Статья 41. Финансирование мероприятий по обеспечению режима военного положения и нормализации обстановки после отмены режима военного положения

Объемы привлекаемого государственного резерва, размеры и порядок финансирования мероприятий, необходимых для обеспечения режима военного положения и нормализации обстановки после отмены режима военного положения, осуществляются принятием закона о внесении изменений в закон о бюджете на текущий год.

Статья 42. Уведомление и информирование о введение и прекращении военного положения Организации Объединенных Наций и Совета Европы

В соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в случае введения военного положения Президент Российской Федерации в 3-дневный срок принимает меры к оповещению Генерального секретаря ООН (а через него — других государств-участников) и информирует Генерального секретаря Совета Европы об ограничениях прав и свобод граждан и других лиц, применяемых в целях отражения агрессии или ликвидации непосредственной угрозы агрессии.

Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Править

Статья 1. Военное положение Править

1. Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

2. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

3. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

4. В период действия военного положения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее — граждане), деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

5. Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, выполняющие задачи в области обороны (далее — Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы), применяются для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в данной области.

6. Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 2. Правовая основа военного положения Править

Правовой основой военного положения являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в данной области.

Читайте так же:  Льготы пособия при рождении ребенка

Статья 3. Основания для введения военного положения Править

1. В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признаётся применение вооружённой силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооружённых сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или её части с применением вооружённой силы;

2) бомбардировка вооружёнными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооружёнными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооружённых сил иностранного государства (группы государств) на Вооружённые Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооружённых банд, групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооружённой силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

3. Для целей настоящего Федерального конституционного закона непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершённые в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации.

Статья 4. Введение военного положения Править

1. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях вводится указом Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации) и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума).

2. В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены:

обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;

дата и время, с которых начинает действовать военное положение;

границы территории, на которой вводится военное положение.

3. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

4. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передаётся на утверждение Совета Федерации.

5. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.

В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

6. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.

В случае, если указ Президента Российской Федерации о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации.

7. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утверждённый Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чём население Российской Федерации или соответствующих её отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Глава II. РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ Править

Статья 5. Режим военного положения Править

1. Режим военного положения определяется настоящим Федеральным конституционным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

2. Меры, предусмотренные статьёй 7 настоящего Федерального конституционного закона, применяются только на территории, на которой введено военное положение.

3. Меры, предусмотренные статьёй 8 настоящего Федерального конституционного закона, могут применяться при введении военного положения в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.

Статья 6. Обеспечение режима военного положения Править

1. Обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными им настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, путём применения мер, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Меры, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона, применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами военного управления на основании указов Президента Российской Федерации.

3. Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.

Статья 7. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение Править

1. На территории, на которой введено военное положение, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации применяются меры по организации производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований, создаваемых на военное время (далее — специальные формирования), и для нужд населения.

2. На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:

1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с неё, а также ограничение свободы передвижения по ней;

5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

6) привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению повреждённых (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определённое время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, — задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;

13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций — изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приёмопередающих радиостанций индивидуального пользования;

15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;

17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;

18) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;

19) прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.

3. Меры, предусмотренные подпунктом 16 пункта 2 настоящей статьи, могут применяться в период действия военного положения только в случае агрессии против Российской Федерации.

4. На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.

5. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие применение мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.

Статья 8. Иные меры, применяемые в период действия военного положения Править

1. В период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.

Статья 9. Привлечение Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения Править

1. Для обеспечения режима военного положения в порядке, установленном нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, могут быть привлечены Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

2. Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы при обеспечении режима военного положения выполняют следующие задачи:

1) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с неё, а также ограничение свободы передвижения по ней;

2) участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

3) охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

4) пресечение деятельности незаконных вооружённых формирований, террористической и диверсионной деятельности;

5) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

6) участие в проведении иных мероприятий по обеспечению режима военного положения.

Статья 10. Обеспечение режима военного положения на территории, на которой ведутся военные действия Править

1. На территории, на которой ведутся военные действия и в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом введено военное положение, применение мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона, на основании указа Президента Российской Федерации может быть возложено на органы военного управления.

2. Границы территории, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и полномочия органов военного управления из перечня полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 настоящего Федерального конституционного закона, определяются указом Президента Российской Федерации.

Статья 10.1. Ведение территориальной обороны Править

На территории Российской Федерации или в отдельных её местностях, где введено военное положение, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учётом мер, применяемых в период действия военного положения, ведётся территориальная оборона.

Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Править

Статья 11. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения Править

Президент Российской Федерации:

1) осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения;

2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима военного положения;

3) контролирует применение мер по обеспечению военного положения;

4) определяет в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом меры по обеспечению режима военного положения, применяемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами военного управления на территории, на которой введено военное положение, а также полномочия указанных органов по применению этих мер;

5) определяет задачи и устанавливает порядок привлечения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения;

6) приостанавливает деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

7) устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

8) устанавливает запреты на проведение забастовок и на приостановление или прекращение деятельности организаций иным способом;

9) определяет порядок прохождения военной службы в период действия военного положения;

10) принимает необходимые меры по прекращению или приостановлению действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и (или) государствами, союзными с ним (ними);

11) прекращает в условиях военного положения деятельность в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации;

12) устанавливает на территории, на которой введено военное положение, особый режим работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

13) утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми он осуществляет.

Статья 12. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения Править

1. Совет Федерации:

1) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам обеспечения режима военного положения;

2) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам прекращения или приостановления действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и государствами, союзными с ним (ними).

Читайте так же:  Нужна ли лицензия на торговлю мебелью

2. Государственная Дума:

1) принимает федеральные законы по вопросам обеспечения режима военного положения;

2) принимает федеральные законы по вопросам прекращения или приостановления действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и государствами, союзными с ним (ними).

Статья 13. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения Править

1. Правительство Российской Федерации:

1) руководит в пределах своей компетенции деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по обеспечению режима военного положения;

2) организует разработку и обеспечивает применение мер, направленных на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

3) определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение организациями заданий (заказов) в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также порядок прекращения действия ранее заключённых договоров (контрактов);

4) организует работу по обеспечению потребностей государства в период действия военного положения материально-техническими, трудовыми и другими ресурсами, организует разработку военно-хозяйственного плана;

5) утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми оно осуществляет.

2. Председатель Правительства Российской Федерации исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти на период действия военного положения.

Статья 14. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения режима военного положения Править

1. Для обеспечения режима военного положения федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции осуществляются следующие полномочия:

1) организация производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

2) организация снабжения (при необходимости нормированного) населения продовольственными и непродовольственными товарами и медицинского обслуживания населения;

3) регулирование деятельности организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства;

4) оповещение через средства массовой информации населения территории, на которой введено военное положение, о порядке применения мер, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Для реализации мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона, федеральными органами исполнительной власти на основании указов Президента Российской Федерации осуществляются следующие полномочия:

1) обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

2) организация эвакуации объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временного отселения жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

3) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с этой территории, а также ограничение свободы передвижения по ней;

4) организация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, привлечения граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению повреждённых (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения населения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

5) изъятие в соответствии с федеральными законами транспортных средств и другого необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

6) установление запретов или ограничений на выбор места пребывания либо места жительства на территории, на которой введено военное положение;

7) установление ограничения движения транспортных средств и порядка осуществления их досмотра;

8) установление запрета на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определённое время суток, при необходимости осуществление проверки документов, удостоверяющих личность граждан, личного досмотра, досмотра их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, — задержание граждан и транспортных средств;

9) установление запрета на продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций — изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

10) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, а также средств массовой информации, организация использования их работы для нужд обороны; запрещение работы приёмопередающих радиостанций индивидуального пользования;

11) осуществление военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами, и определение полномочий таких органов;

12) обеспечение исполнения указов Президента Российской Федерации о приостановлении деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

13) обеспечение интернирования (изоляции) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;

14) установление запретов или ограничений на выезд граждан за пределы территории Российской Федерации;

15) обеспечение введения в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;

16) определение порядка и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

17) обеспечение на территории, на которой введено военное положение, особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

18) обеспечение исполнения указов Президента Российской Федерации о прекращении деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.

3. По вопросам своей деятельности федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы и должностные лица, обеспечивающие режим военного положения, издают в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами.

Статья 15. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения Править

1. На территории, на которой введено военное положение, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции осуществляются следующие полномочия:

1) организация производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

2) организация снабжения (при необходимости нормированного) населения продовольственными и непродовольственными товарами и медицинского обслуживания населения;

3) регулирование деятельности организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства;

4) оповещение через средства массовой информации населения территории, на которой введено военное положение, о порядке применения мер, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом;

5) оказание содействия федеральным органам исполнительной власти и органам военного управления в применении мер, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.

2. На основании указов Президента Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекаются для применения мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона, с предоставлением им полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 настоящего Федерального конституционного закона.

3. По вопросам своей деятельности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие режим военного положения, издают в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами.

Статья 16. Деятельность судов, органов прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение Править

1. На территории, на которой введено военное положение, действуют суды, установленные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Судопроизводство осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами.

2. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено военное положение, по решению Верховного Суда Российской Федерации может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

3. Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 17. Особенности деятельности органов государственной власти в период действия военного положения Править

1. В период действия военного положения:

указом Президента Российской Федерации могут быть определены федеральные органы исполнительной власти, которыми он осуществляет руководство по вопросам обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положения;

указом Президента Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти могут быть перераспределены исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положения.

2. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок осуществления полномочий и процедура деятельности которых регулируются принимаемыми ими регламентами, при введении военного положения вносят в указанные регламенты необходимые изменения, учитывающие особенности режима военного положения.

Глава IV. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Править

Статья 18. Правовое положение граждан в период действия военного положения Править

1. В период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными законами.

2. Граждане обязаны выполнять требования настоящего Федерального конституционного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военного положения.

3. Граждане, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны:

1) выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам;

2) являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, и военные комиссариаты;

3) выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;

4) участвовать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении повреждённых (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;

5) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.

Статья 19. Правовое положение организаций в период действия военного положения Править

1. В период действия военного положения права организаций и их должностных лиц могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами.

2. Организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам.

3. Организации в период действия военного положения обязаны:

1) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества;

2) выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в соответствии с заключёнными договорами (контрактами).

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о военном положении Править

За нарушение положений настоящего Федерального конституционного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военного положения, а также за правонарушения, совершённые в период действия военного положения, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Править

Статья 21. Отмена (прекращение действия) военного положения Править

1. Военное положение, введённое на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, отменяется указом Президента Российской Федерации после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чём население Российской Федерации или соответствующих её отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

2. В случае, указанном в пункте 7 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, военное положение прекращает своё действие.

3. С момента отмены (прекращения действия) военного положения нормативные правовые акты, принятые для обеспечения режима военного положения, утрачивают свою силу или отменяются органами, их издавшими.

4. С момента отмены (прекращения действия) военного положения федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военного управления в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, прекращают осуществление полномочий в области обеспечения режима военного положения.

Статья 22. Уведомление и информирование Организации Объединённых Наций и Совета Европы о введении военного положения и его отмене (прекращении его действия) Править

1. В случае введения военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях Президент Российской Федерации во исполнение международных обязательств Российской Федерации принимает меры по уведомлению Генерального секретаря Организации Объединённых Наций (а через него государств — участников Организации Объединённых Наций) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан.

2. Президент Российской Федерации принимает меры по уведомлению Генерального секретаря Организации Объединённых Наций (а через него государств — участников Организации Объединённых Наций) и информированию Генерального секретаря Совета Европы о дате, с которой Российская Федерация прекращает указанное в пункте 1 настоящей статьи отступление в связи с отменой (прекращением действия) военного положения.

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона Править

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Еще статьи:

  • Фз осаго ст 6 Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования (ст.ст. 4 - 17) Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками […]
  • Правила осаго 19092019 Приложение 1. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Приложение 1к Положению Банка Россииот 19 сентября 2014 г. N 431-П"О правилах обязательного страхованиягражданской ответственности владельцевтранспортных […]
  • Приказ 657 от 221015 Приказ 657 от 221015 Приказ МВД РФ от 30 июня 2012 г. N 657"О внесении изменений в Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденный приказом МВД России от 8 июля 2011 г. N 818" Внести изменения в Порядок осуществления […]
  • Договор дружбе народов Договоро дружбе, сотрудничестве и партнерстве междуРоссийской Федерацией и Украиной Киев, 31 мая 1997 г. Российская Федерация и Украина, далее именуемые "Высокие Договаривающиеся Стороны",опираясь на исторически сложившиеся тесные связи, отношения дружбы и сотрудничества между народами […]
  • Приказ на освобождение от должности Приказ на освобождение от должности ШКОЛА ВОЛШЕБСТВА И МАГИИ ХОГВАРТС СИРИУСА об освобождении должности заведующего учебной частью в Хогвартсе Сириуса На основании п. 4.3 раздела IV Устава Хогвартса Сириуса на voldemort.ru, а также на основании преамбулы Правил Хогвартса Сириуса на […]
  • Требования на допустимые отклонения частоты Приложение N 5. Требования к параметрам допустимого отклонения частоты передатчика от номинального значения Приложение N 5к Правилам применения базовых станций иретрансляторов сетей подвижной радиосвязи.Часть IV. Правила применения оборудованияподсистем базовых станций сетей […]