Ожидаемый налог

Расчет налоговой нагрузки в 2018-2019 году (формула)

Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/[email protected], его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/[email protected] и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected]).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected], регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/[email protected] добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/[email protected] в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/[email protected] ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/[email protected]), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/[email protected] это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/[email protected], обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/[email protected] — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/[email protected] — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

В приказе № ММ-3-06/[email protected] приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/[email protected] ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/[email protected] в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/[email protected]

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/[email protected]

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

Читайте так же:  Получить паспорт уфа

Никита Масленников: Налоговые льготы — порядка 3-3,5 триллионов рублей ежегодно. А ожидаемый эффект дают далеко не всегда

Ольга Арсланова: Да, это «Отражение», мы продолжаем обсуждать послание президента Федеральному собранию. Поговорим о том, что касалось экономики. В частности, налоговые инициативы, о которых рассказал президент во время послания, станут приоритетами для Комитета Госдумы по бюджетам и налогам, это уже реакция сегодняшняя. Работа над законопроектами начнется уже в этом году, по крайней мере об этом заявили сегодня в самом думском Комитете. Ну а накануне президент заявил, что налоги не должны негативно влиять на экономическое развитие страны.

Владимир Путин: Нам нужны такие фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджетов, причем всех уровней, а также исполнение всех социальных обязательств, и при этом будут не сдерживать, а стимулировать экономический рост.

Юрий Коваленко: В частности, Владимир Путин призвал упростить систему налоговой отчетности для предпринимателей, а также предложил уточнить расчет налога на имущество физлиц, сделав его справедливым и посильным. Речь шла и о кадастровой стоимости недвижимости: важно, чтобы она не превышала рыночную стоимость.

Владимир Путин: Предлагаю также вернуться к налогу на имущество физических лиц. Он должен быть справедливым и посильным для граждан. Нужно уточнить механизмы расчета налога, а также определение кадастровой стоимости недвижимости. В любом случае она не должна превышать реальную рыночную стоимость. Все решения необходимо принять максимально быстро, в первом полугодии текущего года.

Ольга Арсланова: Ну и вот, как мы поняли, реакция уже последовала. В частности, еще одно заявление, на этот раз министра финансов Антона Силуанова: «Предложение Владимира Путина уточнить расчет налога на имущество физлиц не предполагает изменения порядка взимания этого налога». Напомню, механизм начисления налога на недвижимость изменился с 1 января 2017 года, он стал рассчитываться с учетом как раз кадастровой стоимости жилья. В итоге у многих россиян, в том числе и у наших зрителей, которые сотнями звонили в прямой эфир и на это жаловались, налог заметно вырос, и чтобы снизить выплаты, россияне стали оспаривать кадастровую оценку в судах. Возможно, в ближайшем времени ситуация для них изменится.

Об этом и не только поговорим прямо сейчас с нашим гостем: у нас в студии руководитель направления «Финансы и экономики» Института современного развития Никита Масленников. Никита Иванович, здравствуйте.

Юрий Коваленко: Здравствуйте.

Никита Масленников: Добрый вечер, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Давайте поговорим для начала вот об этих народных налогах. Они очень многих волнуют, наших зрителей в том числе. Каков шанс, что они будут снижены в ближайшее время, как вам кажется?

Никита Масленников: Вы знаете, я думаю, что он достаточно высокий, потому что уже вот первый год работы в этом новом формате, новом режиме показал достаточно серьезные сложности, во-первых, в администрировании, а во-вторых, действительно с постоянным оспариванием. И вот здесь вот, конечно, надо еще прямо сказать, что не везде по всем субъектам федерации у нас с кадастрами все доведено до конца и все, так сказать, даже хотя бы на «удовлетворительно» вытягивает, поэтому здесь карта Российской Федерации очень такая, знаете, неравномерная, и поэтому налоговикам, естественно, это большая головная боль, и лучше бы – здесь президент абсолютно прав, он тут, в общем-то, идет вслед за логикой обсуждения этого вопроса в экспертном сообществе и в профессиональном, то есть в самом правительстве – что-то скорректировать. На мой взгляд, шанс, что все-таки конкретная стоимость для каждого гражданина изменится, и в общем-то, в сторону понижения.

Другой вопрос, что, конечно, остается пока неясным, что такое рыночный характер, как определять, как какому рынку привязываться. Потому что рынок недвижимости сегодня уже невозможно прогнозировать и оценивать вне ипотеки.

Ольга Арсланова: И там прозрачности подсчета точно нет.

Никита Масленников: Ну вот да.

Ольга Арсланова: Индивидуальных особенностей каждого объекта нет.

Никита Масленников: Да-да. И вот здесь возникает масса вопросов, но я думал, что это как раз вызов для всех: собственно, если президентом поставлена такая задача, на нее нужно в первой половине года ответить. Но я думаю, что это будет делаться в том числе с учетом корректировки действительно на рыночную стоимость, а здесь без прогноза развития ипотеки, без того, сколько она будет стоить, сколько будет ставка, какой вы объем должны будете затратить в течение всего срока действия ипотечного кредита, как это вообще будет сопряжено с динамикой ключевой ставки Центрального банка, с уровнем инфляции… То есть это очень серьезная такая задача, но она решаемая.

Юрий Коваленко: Из чего будет складываться справедливость нового налога? Потому что сказано, что налог должен быть справедливым и посильным. Как это будет определяться? – индивидуально?

Никита Масленников: Справедливость тут понятна: кадастровая стоимость не должна превышать рыночную, это понятно, потому что у вас получается, что заранее, априори где-то кто-то завысил, где-то кто-то посчитал, а рынок он такой. Справедливость не выше рыночной оценки, а вот как рыночную оценку посчитать и как будет снижаться метр жилья, условно говоря, отсюда, стало быть, и налоговое изъятие – это вопрос еще, конечно, такой нетривиальный абсолютно, но я думаю, что он решаемый.

Юрий Коваленко: Ну а вот нам пишут телезрители, спрашивают, будет ли компенсация тем, кто заплатил уже по старым кадастровым расценкам?

Никита Масленников: Вот здесь, я думаю, надо дожидаться разъяснений…

Ольга Арсланова: А такое у нас когда-то было в истории?

Никита Масленников: …даже не столько Федеральной налоговой службы, потому что они в данном случае исполнители, сколько Минфина. И это вопрос к господину Макарову как главе комитета соответствующего в Думе, что будет с этими людьми. Тем более что есть уже немалое число прецедентов судебных, когда решения принимались в пользу граждан, потому что как-то вот так посчитали непонятно, некорректно, непрозрачно и это оспоримо.

Ольга Арсланова: Какие сейчас механизмы, пока мы ждем рекомендательных вот этих инициатив, точнее их реализации? Как сейчас может россиянин оспорить оценку? Ведь это зачастую очень сложно сделать. Кадастровой оценкой занимаются государственные инженеры, и вроде как сомневаться в их честности не приходится. Но люди получают какие-то совершенно сумасшедшие налоги.

Никита Масленников: Вы знаете, оспорить можно только в судебном порядке, другой пока практики нет. Поэтому, строго говоря, и возникла эта проблема, все это не на пустом месте. Оценки явно завышенные, это все понимают. Как они складываются? Значит, так оценили. Простите за тавтологию, кто оценивал, какой порядок оценки? Вот одно из, например, по-моему, достаточно разумных и здравых соображений – это все-таки в качестве обязательной составляющей кадастровой оценки независимый оценщик. Где-то это работает по регионам, где-то это вот так вот, закрывают глаза, где-то ссылаются на определенные такие резиновые нормы действующего законодательства, которые вроде как бы исключают эту независимую оценку.

А если это будет на самом деле, то это… Например, вас затопили соседи с верхнего этажа – вы что, доверяете только управе, «Жилищнику» или еще кому-то? Вы всегда же вызываете, если нормальный человек, отвечающий за себя и своих близких, независимого оценщика, и благодаря независимой оценке очень часто можно выиграть в судах в свою пользу. Поэтому я думаю, что здесь вот тоже должно быть встроено на самом таком корневом, коренном уровне при оценке кадастровой стоимости в том числе и вот эта независимая экспертиза.

Юрий Коваленко: А если вот мы перейдем к упрощению системы налоговой отчетности для предпринимателей. Значит ли это для предпринимателя, что ему придется платить меньше? Либо ему придется платить меньше, но в разные ячейки, либо это будет принцип одного окна, либо это попытка вывести из тени предпринимателей? Что значит «упростить систему»?

Никита Масленников: Здесь много эффектов, практически все, что вы сейчас упомянули – это как бы производные от этого решения. Начнем с того, что каковы налоговые итоги этого года? Налогов собрали на 20% больше во все бюджеты Российской Федерации. В федеральный бюджет налогов поступило на 34% больше – это, извините, почти 2.9 триллиона рублей. Из них экономика начинает, так сказать, оживать, что-то такое, но примерно чуть более 1 триллиона рублей – это собираемость налогов, это как раз воздействие на неформальную занятость, попытка вывести ее и неформальную экономику из тени; это упрощение налогового администрирования. Здесь надо сказать, что наша ФНС достаточно серьезно продвинулась, в общем-то, работать с ними нормально, спокойно.

Другое дело, что это не значит, что предприниматель не будет платить больше. Вот только два примера по этому году. Взяли и вдруг неожиданно отменили льготу по налогу на движимое имущество – это обременение для бизнесов российских по текущему году в 100 дополнительных миллиардов рублей. Сейчас Минфин разослал инструктивное письмо: теперь индивидуальные предприниматели, сидящие на упрощенной системе налогообложения, должны платить страховые взносы не с прибыли чистой, а с дохода. Мои коллеги посчитали, на круг по российской экономике по всему вот этому сектору еще 200 миллиардов рублей нужно доплатить. Поэтому все вот эти вот… Понимаете, с одной стороны да, с одной стороны, безусловно, легче работать и комфортнее работать с налоговиками, с другой стороны, вот эти вот инициативы…

И поэтому бизнес в лице крупнейших наших объединений, скажем, того же Российского союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России», «Опоры России» абсолютно правы, когда говорят: ну хорошо, президент тоже, мы ему верим, он предлагает зафиксировать на долгие годы фискальную нагрузку, а вот, господа хорошие, кто пониже, кто в правительстве, кто отвечает за все это, вот объясните, фискальная нагрузка – это только налоги или вместе со страховыми взносами и вместе, между прочим, еще с обязательными разного рода платежами (экологический, «Платон»)? Их на самом деле больше сотни в Российской Федерации: это есть региональные, это есть федеральные, но их больше сотни всего. А как мы будем считать эту фискальную нагрузку на следующий 6-летний срок? Только налоги или еще вот эти вот два этажика добавим?

Вопрос пока открытый, я думаю, что это, в общем, как раз предмет такой серьезной дискуссии на ближайшие буквально недели, потому что надо остановиться, оглянуться и понять, каким образом вот эти три цели, три координаты, которые определил Владимир Путин, между собой могут выстроиться в некий баланс. Потому что если вы выполняете социальные обязательства, то это вступает в некое противоречие с ускорением роста, хотя по идее да, за счет ускорения роста вы должны…

Читайте так же:  Образец заявление на выдачу загранпаспорта нового образца 2019

Ольга Арсланова: Если вы поднимаете…

Никита Масленников: А при всем при этом вы еще должны, естественно, наполнять бюджеты достаточно стабильно и регулярно. Вот как это все разрулить? И тут, естественно, сейчас очень много всяких предположений о том, что где же ресурсы?

Ольга Арсланова: Это главный вопрос.

Никита Масленников: Где же брать 11 триллионов на дороги, по 200 миллиардов примерно, для того чтобы сократить вдвое бедность (это у нас дополнительные расходы только по этому направлению примерно 200 миллиардов в год) – откуда это все брать? Давайте посмотрим опять на налоги, там потенциал есть? Вот я могу сказать, что за счет уклонения от налогов в Российской Федерации на сегодняшний день теряется в год от 4 до 5 триллионов рублей – это неуплата налогов.

Ольга Арсланова: Из-за того, что налоговое бремя непосильно?

Никита Масленников: Нет, неуплата налогов.

Ольга Арсланова: А почему не платят?

Никита Масленников: Это либо мошеннические схемы…

Ольга Арсланова: Не хотят, понятно.

Никита Масленников: Не хотят, и это примерно на самом деле 1.5-2 триллиона.

Юрий Коваленко: Теневая экономика…

Никита Масленников: Теневая экономика – это еще 3 триллиона недобора, в том числе 2 из них по подоходному налогу. Вот вам уже 5. Плюс разного рода налоговые льготы, которых огромное количество у нас в Российской Федерации. Если все просуммировать, то за последние 3 года в среднем в год эти налоговые льготы стоили бюджету порядка 3-3.5 триллионов рублей ежегодно. А насколько они эффективны? А они вообще работают или они просто записаны? Они применяются? Они дают тот ожидаемый эффект? Далеко не всегда.

Поэтому я думаю, что вот это вот два главных ресурса, два главных резерва. Необязательно повышать налоговые ставки. Первое, что нужно сделать, – это, конечно, четко понять, какой уровень нагрузки держится стабильный, что там входит. Вот если будут эти три этажа, замечательно, мои аплодисменты. После этого, естественно, второй ресурс – это борьба с неформальной экономикой, с неформальной занятостью и налоговыми мошенничествами, это тоже колоссальный ресурс. И тщательный анализ эффективности налоговых льгот. Те, которые не работают – а их много – просто-напросто отменить и все, и забыть. Это даст, между прочим, возможность за счет вот этих вот новых ресурсов сделать то, на что, в общем-то, указал Путин совершенно однозначно.

Помните дискуссию, будем мы трансформировать структуру государственных расходов в пользу человеческого капитала, то бишь здравоохранение, образование, экология, культура, спорт и так далее? Президент вроде вчера сказал однозначно, что будем. Но раз будем, значит, этот расходный маневр должен быть обеспечен, естественно, налоговым потенциалом. А вот каким он будет, сейчас предугадать трудно, но что-то мы с вами уже сейчас попытались наметить.

Ольга Арсланова: Реакция наших зрителей. Вот что пишут из Москвы: «Если раньше ИП платил 6% и страховые взносы двумя платежками, а сдавал один раз в год отчет, что еще хотят упростить? Не трогали бы лучше индивидуальных предпринимателей, только хуже будет».

И звонок у нас есть из Архангельска – Марина на связи, добрый вечер. Добрый вечер, Марина, что вы хотели сказать?

Юрий Коваленко: У нас сменился звонок, у нас Александр из Белгородской области. Александр, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Да я хотел бы сказать. Нам все так красиво расскажут о налоговой системе, где там будут браться деньги. Но деньги браться будут в очередной раз, я думаю, из нашего кармана. Так как я вам могу объяснить: я живу в Белгородской области, село Пушкарное. У нас 2 года назад ровно произошло наоборот, как нам объясняют, будут для предпринимателей снижать и все остальное. У нас произошло такое: если мы за участки платили порядка 300-600 рублей в зависимости от того, какой участок у людей, по-разному, грубо говоря, как-то это можно было понять, то 2 года назад нам резко повысили налоги, теперь мы платим кто по 3 100, кто по 3 200. И как это все можно объяснить? Нам и дальше так будут повышаться налоги, дальше так же будут продолжать обдирать?

Юрий Коваленко: Спасибо большое. Вот, кстати, не первый подобный вопрос и касательно этих налогов, и касательно налога на доходы. Была версия про 13%, потом 15%, потом 18%, еще ряд доходов. Получается, что в принципе с кадастрами мы как-то выравнялись, с налогами тоже выравняемся.

Ольга Арсланова: Пока еще не выравнялись.

Никита Масленников: Вот этот вот вопрос или как бы крик души…

Юрий Коваленко: А вот простые люди сейчас попадают.

Никита Масленников: Да, тут же такой же принцип, как с налогом на имущество физических лиц, потому что в данном случае речь идет, насколько я понимаю, о налоге на земельные участки. Здесь тоже, в общем, достаточно сильный разнобой. И я думаю, что здесь будет некий общий принцип, это все имущественные налоги должны быть выстроены по этому принципу. Плюс еще надо использовать, так сказать, посмотреть, что там зашито в закон о дачной амнистии, о продлении, может быть, еще какие-то лазейки есть.

Что касается подоходного налога, налога на доходы физических лиц. Вы знаете, мы с вами даже не первый раз эту тему обсуждаем. Я противник того, чтобы повышать эту самую ставку. Ничего из этого не выйдет путного, ничего ровным счетом. Мы просто, опять-таки, может быть, повторюсь, выломаем не нравящуюся нам магнитолу из панели управления автомобиля, а другая у нас не войдет, потому что тогда надо всю модель, всю панель менять либо автомобильчик закупать себе новый. Вот когда мы к этому будем готовы, тогда давайте упражняться с подоходным налогом, а сейчас пока… Такие сценарии есть, тут скрывать о наших телезрителей было бы абсолютно нечестно. Есть сценарии. Есть и сценарии до 14%, до 15%, до 17%, есть вообще совершенно убийственные до 22.5% ставку поднять.

Ольга Арсланова: Не пугайте наших зрителей.

Никита Масленников: Но при этом каждый сценарист, режиссер пытается еще отстроить контингент тех, кто будет выведен из-под этого подоходного налога. Здесь тоже все… Поэтому предложений много, но думаю, что это все-таки не самое реалистичное. А более реалистичное – это размен страховых взносов на повышение НДС, то есть страховые взносы вниз, а НДС вверх. И сейчас, на мой взгляд, аргументов в пользу такого маневра становится больше. Инфляция, чего там, 2.3% в годовом выражении за последние… Ну может быть, 2.5% – это же когда было? Это же теперь нам не страшен серый волк, мы совершенно спокойно проживем. Ну подумаешь, еще в повышении НДС прибавят нам еще 1.5 процентных пункта, но все равно мы уже будем тогда в инфляционной цели Центрального банка. Вот это вот опасно, потому что здесь надо все очень тщательно считать, потому что любое повышение НДС очень инфляционно емкое, оно подталкивает сразу цены. Один раз выпустив этого джина, потом опять придется загонять его туда лет 5. Поэтому здесь я бы тоже поостерегся с этим маневром, тем не менее популярность его в том числе и во властных коридорах достаточно широка и умножается.

Ольга Арсланова: Послушаем Кемеровскую область, Александр в прямом эфире. Добрый вечер.

Зритель: Алло.

Ольга Арсланова: Да, слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте.

Юрий Коваленко: Добрый вечер.

Зритель: Здравствуйте. Дело в том, что в настоящее время предпринимателей немного, мало. Если хотим, чтобы их стало еще меньше, значит, надо будет вообще задушить их. О чем там говорить, какие там могут быть теневые и прочее? Малые предприниматели выживают еле-еле, из них если еще драть чего-то, значит, они вообще позакрываются все. Они прибавляются в других государствах, там до 60% дают налогов, а у нас еле-еле держатся. Все думают про теневое – что там думать о теневом? Вы посмотрите, если надо в бюджет как-то прибавить, собрать побольше, так вы посмотрите, чиновники, которые получают огромные миллионы – с них содрать, если, допустим, процентов 40, он все равно не сбежит, этот чиновник, ни в коем случае он не сбежит со своей работы, потому что у него остается еще море денег, вот тут и собирайте. А вы предприниматели задушили, их вообще нет и не будет, понимаете или нет?

Ольга Арсланова: Спасибо, Александр.

Хотелось бы вот еще о чем поговорить, у нас не так много времени. О предпринимателях мы все-таки поговорили немного. Вы упомянули вопрос ипотеки, о нем президент тоже говорил. Понятно, что значительная часть выступления касалась низких доходов населения и необходимости процентную ставку по ипотеке снижать, 7-8% реально сделать, говорит президент. Каким образом эта ставка может быть достигнута? Вероятно, придется как-то договариваться с Центробанком о ставке рефинансирования, вероятно, придется искать какие-то заемные средства, а где их искать, если на Западе…

Никита Масленников: Я понял, да.

Ольга Арсланова: Каким образом эта ставка? Мы бы все хотели ее увидеть.

Никита Масленников: Я бы хотел сразу всем сказать, что свою позицию я никому не навязываю, но тем не менее: не надо ни с кем договариваться, надо просто смотреть внимательно на то, что происходит в экономике, и оценивать реалистичность этой цели. В принципе это возможно в течение двух лет. Герман Греф тут утром сегодня, по-моему, сказал, что даже это возможно, может быть, и в этом году. Но опять-таки, речь ведь идет о чем? Давайте просто посмотрим на арифметику, стандартная маржа ну пусть 3%. Если я беру фондируюсь в Центральном банке и чтобы у меня была ставка 7% и была маржа 3%, значит, ключевая ставка должна быть 4%.

Ольга Арсланова: Простите, маржинальность – это на уровне европейских банков, или у них там пониже?

Никита Масленников: В принципе у нас даже повыше.

Ольга Арсланова: Вот я про это и хотела спросить.

Никита Масленников: У нас еще есть, так сказать, резерв снижения. Но тогда, если у вас маржинальность снижается, то тогда у нас и количество банков тоже, знаете, резко сокращается. Поэтому здесь палка о двух концах. Поэтому первое и главное условие такой ставки – это ключевая ставка Центрального банка около 4%, от 4 до 5% аккуратно. В этом году мы к этому рубежу еще не приблизимся, в любом случае у нас будет 6.5% по этому году. Значит, это все-таки перспектива скорее всего начала 2020 года. Но это реально. Опять-таки, если Центральному банку удастся, так сказать, удержать уровень цен, эту низкую инфляционную среду около своей инфляционной цели. А это значит, что должно правительство достаточно взвешенно, аккуратно работать с расходами, повышая их эффективность, не впадая в излишние траты, считая внимательно каждый рубль налогоплательщика и так далее. Для этого еще нужны, между прочим, на минуточку, совсем малость, структурные реформы в экономике, потому что без этого компонента… То есть денежно-кредитная политика финансовая и структура.

Читайте так же:  Требования безопасной эксплуатации объектов капитального строительства

Ольга Арсланова: Вот мы до них дошли.

Никита Масленников: Без этого никогда мы выше 2% не выйдем, это просто иллюзия, ненаучная фантастика. Поэтому вот эти три кита, три составных части нашей победы, остаются.

Ольга Арсланова: Знаете, как говорится, «о системных преобразованиях в экономике мы поговорим в следующей серии». Спасибо большое. Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития был у нас в гостях. Говорили об экономической части послания президента Федеральному собранию.

Расчётные налоги

More In Подача налоговых деклараций

По мере того как вы зарабатываете или получаете доход в течение года, вы должны уплачивать налоги посредством вычетов из заработной платы или уплаты расчетных налогов. Если сумма подоходного налога, удержанного из вашей заработной платы или пенсии, недостаточна, а также если вы получаете проценты, дивиденды, алименты, доход от работы на себя, прирост капитала, призы или премии, вы, возможно, обязаны уплатить расчетный налог. Если вы работаете на себя, вам, как правило, необходимо уплачивать расчетный налог, который используется для уплаты не только подоходного налога, но и прочих налогов, например, налога на лиц, работающих на себя, и альтернативного минимального налога.

Если сумма налогов, уплаченных вами посредством вычетов из заработной платы и уплаты расчетных налогов, недостаточна, на вас может быть наложен штраф. Он также может быть наложен, если расчетный налог уплачен слишком поздно, даже в том случае, когда после подачи налоговой декларации вам причитается возврат переплаченных налогов.

К фермерам и рыбаков предъявляются другие требования по уплате расчётного налога. Об этих особых правилах уплаты расчётного налога можно более подробно узнать из 505, «Удержание налогов и расчётный налог» (Publication 505, Tax Withholding and Estimated Tax).

Кто обязан платить расчётный налог (Who Must Pay Estimated Taxes)

Физические лица, включая единоличных предпринимателей, партнеров и акционеров корпораций типа S, как правило, должны уплачивать расчетный налог, если они ожидают, что при подаче ими налоговой декларации налоговая задолженность составит 1000 или более долларов США.

Корпорации, как правило, должны уплачивать расчетный налог, если они ожидают, что при подаче ими налоговой декларации налоговая задолженность составит 500 или более долларов США.

Если сумма вашего налога за предыдущий год превысила нулевое значение, вы, возможно, обязаны уплатить расчетный налог за текущий год. Дополнительная информация о том, кто обязан уплатить расчетный налог, приведена в электронной таблице формы 1040-ES, Расчетный налог для физических лиц (Form 1040-ES, Estimated Tax for Individuals) (PDF) или формы 1120-W, Расчетный налог для корпораций (Form 1120-W, Estimated Tax for Corporations).

Кто не обязан платить расчётный налог (Who Does Not Have To Pay Estimated Tax)

Если вы получаете заработную плату, вы можете избежать необходимости платить расчётный налог, если работодатель будет удерживать больше налогов от вашего заработка. Для того, чтобы увеличить сумму налоговых удержаний, заполните новую форму W-4 (Form W-4). В форме W-4 предусмотрена отдельная строка, куда вы можете вписать дополнительную сумму, которую по вашему желанию может удерживать ваш работодатель.

Вы не обязаны платить расчётный налог за текущий год, если вы соответствуете всем трём из нижеперечисленных условий:

  • Вы не имеете налоговой задолженности за предыдущий год
  • Вы являлись гражданином США или проживали в США в течение всего года
  • Ваш предыдущий налоговый год охватывал двенадцатимесячный период

У вас нет налоговой задолженности за предыдущий год, если общая сумма ваших налогов составляла ноль, или же вы не были обязаны подавать налоговую декларацию. За дополнительной информацией о том, как вычислить ежеквартальные платежи вашего расчётного налога обращайтесь к 505, «Удержание налогов и расчётный налог» (Publication 505, Tax Withholding and Estimated Tax).

Как определить сумму расчётного налога (How to Figure Estimated Tax)

Физические лица, включая единоличных предпринимателей, партнеров и акционеров корпораций типа S, как правило, пользуются Формой 1040-ES (Form 1040-ES) (PDF) для определения размера расчетного налога.

Для определения размера расчетного налога вы должны определить предполагаемые суммы валового дохода, налогооблагаемого дохода, налогов, вычетов и зачетов за данный год.

При подсчете суммы своего расчётного налога за текущий год, имеет смысл в качестве отправной точки использовать ваш доход, вычеты и кредиты за предыдущий год. Используйте в качестве руководства вашу федеральную налоговую декларацию. Для подсчёта суммы своего расчетного налога вы можете пользоваться таблицей, приведённой в 1040-ES «Расчётный налог для уплаты частными лицами» (Form 1040-ES, Estimated Tax for Individuals) (PDF). Вам понадобится рассчитать сумму дохода, который вы надеетесь заработать в течение данного года. Если вы завысили расчетные цифры своего дохода, просто заполните другую таблицу в форме 1040-ES, чтобы правильно подсчитать выплату расчётной суммы налога на следующий квартал. Таким же образом, если вы занизили расчётные цифры своего дохода, заполните другую таблицу в форме 1040-ES, чтобы правильно подсчитать выплату расчётной суммы своего налога на следующий квартал. Желательно, чтобы вы, по возможности, как можно точнее определили расчётную сумму своего дохода; это поможет вам избежать штрафов.

Вы должны вносить поправки как с учётом изменений в вашей личной ситуации, так и с учетом недавних изменений в налоговом законодательстве.

Корпорации, как правило, пользуются Формой 1120-W (Form 1120-W) для определения размера расчетного налога.

Когда следует платить расчётные налоги (When to Pay Estimated Taxes)

Чтобы обеспечить уплату расчётного налога, в году предусмотрено четыре платёжных периода. Для каждого периода установлен конкретный срок внесения платежа (specific payment due date). Если вы не уплатили достаточную сумму налогов к сроку, установленному для каждого платежного периода, вам могут начислить штраф, даже если во время подачи вашей налоговой декларации вам причитается возврат переплаченных налогов. Дополнительная информация приведена в Недоплата расчетного налога.

Как платить расчётный налог (How to Pay Estimated Tax)

Конкретная информация об уплате через Интернет, по телефону или по почте (mail), приведена в разделе «Как уплатить расчетный налог» («How to Pay Estimated Tax») формы 1040-ES. Обращайтесь за дополнительной информацией к Публикации 505, Вычет налогов и расчетный налог (Publication 505, Tax Withholding and Estimated Tax).

Использование системы EFTPS является наиболее простым способом заплатить федеральные налоги как для частных лиц, так и для коммерческих предприятий. Пользуйтесь электронной системой уплаты федеральных налогов (Electronic Federal Tax Payment System) для ВСЕХ ваших взносов в уплату федерального налога, включая взносы в уплату федерального налога (FTD) и выплаты в рассрочку по соглашению, а также ежеквартальные выплаты расчётной суммы налога. Если вам проще платить свои расчётные налоги еженедельно, раз в две недели, ежемесячно и т.д., то вы можете это делать при условии, что вы вносите достаточную сумму к концу квартала. Пользуясь системой EFTPS, вы можете получить доступ к хронологической справке о своих платежах и узнать на какую сумму и когда вы вносили свои ежеквартальные выплаты расчётной суммы налога.

Корпорации обязаны депонировать платеж с помощью Федеральной электронной системы уплаты федеральных налогов (Electronic Federal Tax Payment System). Обращайтесь за дополнительной информацией к Публикации 542, Корпорации (Publication 542, Corporation).

Штраф за недоплату расчетного налога (Penalty for Underpayment of Estimated Tax)

Если вы недоплатили в течение года налог, удерживаемый из заработной платы или выплачиваемый ежеквартально в расчетной сумме, вы, возможно, должны будете уплатить штраф за недоплату расчетного налога. Обычно большинство налогоплательщиков избегают уплаты этого штрафа, если сумма их задолженности по уплате налога после вычета всех налогов, удерживаемых из заработной платы, и налоговых зачетов не превышает 1000 долларов США, а также если они уплатили как минимум наименьшую из следующих двух сумм: 90% суммы налога за текущий год или 100% суммы налога, указанной в налоговой декларации за предыдущий год. В отношении фермеров и рыбаков действуют особые правила. Дополнительная информация приведена в Публикации 505, «Удержание налогов и расчётный налог» (Publication 505, Tax Withholding and Estimated Tax).

Однако если вы получаете доход неравномерно в течение года, вы, возможно, сумеете избежать уплаты штрафа или понизить его сумму, рассчитав ожидаемый годовой доход исходя из того, что его размер сохранит текущее значение, и выплачивая неравномерные суммы налога. Используйте форму 2210 (Form 2210) (PDF), «Недоплата налога, удерживаемого с лиц, нacлeдcтвeннoго имущества и Tрастов» (Underpayment of Estimated Tax by Individuals, Estates, and Trusts) для того, чтобы установить должны ли вы уплатить штраф за недоплату своего расчетного налога. В Инструкциях по заполнению формы 1040 (Form 1040 Instructions) и Инструкциях по заполнению формы 1040А (Form 1040A Instructions), указано, где в налоговой декларации должен указываться штраф за недоплату расчетного налога.

Этот штраф может быть также отменен в следующих случаях:

  • Неуплата расчетного налога была вызвана травмой, стихийным бедствием или иными необычными обстоятельствами, и наложение данного штрафа было бы несправедливо или
  • Вы вышли на пенсию (по достижении 62-летнего возраста) или стали инвалидом в течение налогового года, за который вы должны были платить расчетный налог, или в течение предыдущего налогового года, и недоплата была вызвана уважительной причиной, а не умышленным недосмотром.

Еще статьи:

  • Приказ от 18072012 773 Проекты документов Информация о подготовке Роспотребнадзором проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, а также о результатах проведения независимой антикоррупционной экспертизы размещается на официальном сайте www.regulation.gov.ru в […]
  • Льготы для ветеранов труда в 2019 году в челябинске Меры социальной поддержки и льготы в Челябинске и Челябинской области в 2019 году Социальная поддержка в регионах Меры социальной поддержки и льготы в Челябинске и Челябинской области в 2019 году Меры социальной поддержки, предоставляемые уполномоченным органом в сфере социальной защиты […]
  • Пояснительная записка к камеральной проверке Пояснительная записка в налоговую Пояснительная записка в налоговую Похожие публикации По всем полученным налоговым декларациям и расчетам ИФНС проводит камеральную проверку, в ходе которой может запросить у налогоплательщика необходимые пояснения по предоставленной отчетности (п. 3 ст. […]
  • Лицензия на квотируемые товары Утвержден новый административный регламент выдачи лицензий на экспорт или импорт отдельных видов товаров Согласно новому регламенту, Минпромторг России будет предоставлять указанную госуслугу с помощью ГИС – АИС "Внешнеторговая информация" (http://www.non-tariff.gov.ru/). Из числа […]
  • Требования к презентациям студентов Требования к созданию презентаций На первом слайде размещается: название презентации; автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке); год. На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для […]
  • Возврат переплаты налога на имущество Как использовать переплату по налогу? Переплату по налогу можно использовать следующими способами (п. 1 ст. 78 НК РФ): зачесть в счет погашения налоговой задолженности, пени, штрафов; зачесть в счет уплаты предстоящих налоговых платежей; вернуть на банковский счет. 1. Зачет […]