Пенсия по результатам специальной оценки

Теряют ли работники право на льготный стаж, если по результатам спецоценки присвоен класс 2?

Что в Вашем понимании «льготный стаж»?
Если речь о досрочной пенсии, то так: если условия труда безопасные (это класс 1 и 2 — оптимальные и допустимые условия труда), то право на досрочную пенсию у работника нет.
До того, как был принят закон о спецоценке, условий выхода на досрочную пенсию было два:
Наличие профессии в списках 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;
Наличие необходимого стажа работы по этой профессии.

Спецоценка ввела еще одно необходимое условие: установление на рабочем месте вредного (3) или опасного (4) класса условий труда.
Для многих работников это условие стало препятствием: если условия труда по факту спецоценки не обозначены как вредные или опасные, они лишаются права на досрочную пенсию даже если их профессии включены в упомянутые списки.
Накопление «вредного» стажа, необходимого условия для досрочной пенсии, приостанавливается при определении 1 или 2 класса вредности условий труда, и выход на пенсию, соответственно, ставится под вопрос.

У Вас это должно быть прописано в результатах СОУТ по каждому рабочему месту.

Посмотрите такой документ, который называется сводная ведомость, в которой также предоставлены классы или подклассы уровня вредности с указанием того, какие льготы полагаются тем людям, которые работают на этих местах. Про пенсию там тоже графочка есть.

Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда»Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);
7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Гарантии и компенсации по результатам СОУТ

С 2014 года дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда предоставляются на основании Трудового Кодекса и согласно результатам, проведенной специальной оценки условий труда.

Объем предоставляемых льгот и компенсаций напрямую зависит от класса условий труда:

Класс условий труда

Гарантии и компенсации

Выдача молока и лечебно-профилактического питания Статья 222 ТК РФ

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н

Досрочная трудовая пенсия по старости Статья 27 173-ФЗ

Постановление Правительства РФ № 537 от 18.07.2002

Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ, работникам, для которых гарантии и компенсации были установлены до 01.01.2014, а также лицам, трудоустроившимся после 1 января 2014, гарантии и компенсации будут предоставляться в том же виде, установленном результатами аттестации рабочих мест, до проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.

Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день:

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска составляет 7 календарных дней.

Максимальная продолжительность сокращенного рабочего времени для составляет 36 часов в неделю.

На основании статей 92 и 117 ТК РФ величина сокращенного рабочего времени и величина дополнительного отпуска могут устанавливаться трудовым договором отдельно для каждого работника на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Также работодателю предоставляется возможность компенсировать работнику часть дополнительного отпуска, которая более семи минимально положенных календарных дней, или же часть увеличенной продолжительности рабочего времени, но не более 40 часов в неделю, в денежной форме.

Для этого необходимо чтобы:

  • работодатель был участником отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда;
  • отраслевое (межотраслевое) соглашение по охране труда предусматривало порядок, размер и условия предоставления компенсаций, положенных 92 и 117 статьями ТК РФ, в том числе – в денежной форме;
  • условия о сокращении рабочего времени/продолжительности дополнительного отпуска были отражены непосредственно в коллективном договоре между работниками и работодателем;
  • имелось письменное согласие работника (в виде доп.соглашения к трудовому договору).

Доплаты за вредные условия труда:

Минимальный размер повышения оплаты составляет 4 процента тарифной ставки (оклада).

На основании статьи 147 ТК РФ фактические размеры повышенной оплаты труда могут устанавливаться или коллективным, или трудовым договором.

Льготное пенсионное обеспечение:

В соответствии с действующей редакцией статьи 219 ТК РФ работникам, рабочие места которых, включены в списки, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии, начисления «вредного» стажа может быть приостановлено, если по результатам СОУТ на рабочем месте работника, входящего в Списки, установлен 1 или 2 класс условий труда.

Исчисление «вредного» стажа может быть продолжено даже через некоторое время в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда.

В настоящее время стаж за «вредность» засчитывается при наличии следующих условий:

  • работодатель платит в Пенсионный Фонд страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ;
  • вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.

Выдача молока или других равноценных продуктов

Выдача молока и лечебно-профилактического питания, с возможностью их замены на денежную компенсацию, осуществляется на основании статьи 222 ТК РФ. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, а также перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых полагается выдача молока определены Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.

Применение документов бывшего СССР для установления гарантий и компенсаций

На основании статьи 423 ТК РФ, применение нормативных правовых актов СССР для предоставления гарантий и компенсаций возможно, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Обратите внимание, что использование Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 №298/П-22 для установления продолжительности дополнительного отпуска, по результатам проведенной СОУТ, должно быть отражено в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре.

Спецоценка условий труда: закон 426 фз

Вопросы начисления пенсионных выплат, особенно, если речь идет о досрочном выходе на пенсию, являются весьма актуальными. И особенно они вызывают тревогу у тех работодателей, предприятия которых отличаются опасными или вредными условиями труда. Для того, чтобы решить все вопросы и сложности, которые возникают в отношении досрочного назначения пенсий для отдельных категорий работников, необходимо чтобы была проведена специальная оценка условий труда. Именно данная процедура в будущем будет играть роль важнейшего фактора, на основании которого и будет проходить досрочный выход на пенсию.

Специальная оценка условий труда и досрочная пенсия

Главная сложность в понимании механизма и правил назначения досрочной пенсии связана с тем, что с 1 января 2014 г. отменена аттестация рабочих мест и введена специальная оценка условий труда. Мы расскажем, как столь серьезные изменения повлияли на установление льготной пенсии лицам, работающим в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Порядок исчисления стажа для определения льготной пенсии установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

Как следует из п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), периоды трудовой деятельности на определенных видах работ засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты работодателем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным действующим законодательством РФ.

С 1 января 2014 г. дополнительный тариф можно определить только по итогам проведения специальной оценки условий труда.

Специальная оценка труда и особенности ее первого проведения

Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация, ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. Проводить специальную оценку в этот период необязательно.

Регламент проведения спецоценки установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) и Методикой проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика), утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Методика более подробно расписывает порядок проведения спецоценки, детализируя процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, критериев классификации условий труда на рабочих местах, подлежащих специальной оценке, а также механизм снижения класса условий труда на рабочем месте в случае, предусмотренном п. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценка проводится совместно работодателем и организацией (организациями), основным или одним из видов деятельности которой (которых) является проведение указанной процедуры на основании гражданско-правового договора.

При этом работодатель в основном осуществляет функции по организации специальной оценки: он создает комиссию, возглавляемую им самим или его представителем, утверждает ее состав и порядок деятельности, а также график проведения мероприятий по спецоценке.

Читайте так же:  Налог за негативное воздействие на окружающую среду кто платит

В состав комиссии включаются, в частности, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии).

Участие кадровой службы в специальной оценке условий труда

Действующим законодательством прямо не предусмотрена обязанность работников кадровой службы принимать участие в комиссии по проведению спецоценки. Данный вопрос находится под полным контролем работодателя и его доверенных лиц.

Но поскольку работодатель формирует комиссию по своему усмотрению, он вправе привлечь к ее работе кадровика, ведь в процессе специальной оценки порой возникают вопросы, решить которые могут только эти специалисты.

При составлении перечня рабочих мест, предусмотренных Списками № 1 и 2, на которых будет проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест (список составляется до идентификации) или перечня подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов требуется знание законодательства по досрочному пенсионному обеспечению и умение применять его в отношении конкретных рабочих мест, подлежащих спецоценке.

Такими знаниями и опытом обладают именно работники кадровой службы. От правильно составленного перечня в конечном счете зависит право работника на досрочное пенсионное обеспечение.

Поскольку право на досрочную пенсию связано с работой во вредных и (или) опасных условиях, особое значение имеет процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которая проводится в соответствии с Методикой.

Отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест

Основные отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест заключаются в следующем.

Отличие 1. Спецоценка должна проводиться даже в отношении тех рабочих мест, аттестация которых ранее была необязательна. Таким образом, спецоценке подлежат все рабочие места.

Исключения установлены лишь в отношении надомных и дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Отличие 2. Спецоценка включает мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведения устанавливается соответствующий класс (подкласс) условий труда.

Отличие 3. Идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется экспертом организации, проводящей спецоценку.

В случае если на рабочем месте не идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, условия труда на признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.

В случае если на рабочем месте идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений выявленных факторов. Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников.

Отличие 4. При отсутствии вредных и (или) опасных производственных факторов декларируется соответствие рабочих мест государственным нормативам.

Размеры дополнительных тарифов страховых взносов

Порядок идентификации рабочих мест при специальной оценке условий труда в соответствии со Списками №1 и №2

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных условий труда понимается сопоставление и установление их соответствия факторам производственной среды и трудового процесса, предусмотренным классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.

Процедуре идентификации подлежат рабочие места, на которых присутствуют потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, кроме указанных в п. 10 Методики.

Идентификация не проводится в отношении рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

К данной категории относятся не только застрахованные лица, чьи профессии и должности предусмотрены Списками № 1 и 2, но и работники, чьи профессии и должности указаны в других списках, с учетом которых назначается указанная пенсия:

  • железнодорожники (список утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272);
  • женщины-текстильщицы (список утвержден постановлением Правительства РФ от 01.03.1992 № 130);
  • лесозаготовители (список утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 273) и др.

Особенности идентификации рабочих мест при специальной оценке условий труда

Следует отметить, что факт непроведения идентификации на указанных рабочих местах не является свидетельством оптимальных или допустимых условий труда на них. Наоборот, федеральными нормативными правовыми актами условия труда на рабочих местах сотрудников, предусмотренных в Списках № 1 и 2 и других списках, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, признаны вредными и (или) опасными.

Они подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям, но вначале необходимо установить наименование конкретного вредного или опасного производственного фактора.

Согласно п. 10 Методики перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных факторов определяется в соответствии с классификатором экспертом организации, осуществляющей специальную оценку (далее – эксперт).

Результаты идентификации заносятся в раздел «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – отчет), форма которого предусмотрена приложением № 3 к Методике.

В случае если вредные и (или) опасные условия по результатам идентификации не выявлены или обнаруженные факторы не подпадают под это определение, эксперт фиксирует отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов.

Условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, и работодатель в установленном порядке подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Экспертное мнение

Имеют ли право на досрочное назначение пенсии судовые сборщики-достройщики, выполняющие судоремонтные работы не внутри отсеков, а на поверхности судна?

Упомянутые Списки содержат много наименований профессий и должностей, работники которых приобретают право на указанную пенсию при определенных показателях (условиях). В частности, Списком № 2 предусмотрены судовые сборщики-достройщики – в случае постоянной занятости внутри отсеков судов при производстве судостроительных и судоремонтных работ. В рассматриваемой ситуации работники трудятся на поверхности судна, а значит, условия их труда отличаются от указанных в Списке № 2. При этом данных о присутствии на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов нет. Определить их наличие или отсутствие поможет процедура идентификации.

Установление итогового класса (подкласса) в специальной оценке условий труда

Основанием для уплаты работодателем дополнительного тарифа, а также включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, того или иного периода трудовой деятельности является класс (подкласс) условий труда.

Классы (подклассы) отражают степень вредности и (или) опасности условий труда, но далеко не всегда служат единственным основанием для определения дополнительного тарифа. Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте согласно п. 94 Методики может быть снижен в соответствии с Законом № 426-ФЗ.

Основанием для снижения и установления итогового класса (подкласса) является зафиксированный факт применения на рабочем месте эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом (оформляется решением комиссии на основе заключения эксперта).

Согласно Методике снижение класса (подкласса) условий труда осуществляется в порядке, предусмотренным Законом № 426-ФЗ.

В то же время ч. 6 и 7 ст. 14 Закона № 426-ФЗ установлено, что решением комиссии класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень в соответствии с Методикой, а по согласованию с территориальным структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень.

В том и в другом случае снижение должно осуществляться в порядке, предусмотренном Методикой.

Специальная оценка условий труда и ее влияние на назначение досрочной пенсии по старости

Результаты специальной оценки условий труда применяются для определения дополнительного тарифа, уплачиваемого работодателем в Пенсионный фонд РФ. Как мы уже отметили, факт начисления и уплата дополнительного тарифа являются дополнительным условием для включения периодов работы, предусмотренных подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости. При этом основным условием является вредный и (или) опасный класс условий труда на конкретном рабочем месте, установленный по результатам специальной оценки.

Таким образом, указанные периоды работы включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при соблюдении всех трех условий:

  1. постоянной занятости в течение полного рабочего дня;
  2. уплаты страхового взноса на обязательное пенсионное страхование;
  3. начисления и уплаты дополнительного тарифа в ПФР.

Отсутствие хотя бы одного из трех этих элементов послужит основанием для отказа со стороны территориального органа ПФР во включении определенного периода в стаж работы, позволяющий претендовать на досрочное назначение трудовой пенсии.

Практический вопрос на тему проведения спецоценки

По результатам спецоценки, проведенной в 2014 г., на рабочем месте сортировщика алмазов установлен допустимый класс условий труда. Будут ли указанные работники иметь право на досрочную пенсию?

Указанная профессия предусмотрена в Списке № 2. Но если с 01.01.2014 работодатель прекратит начисление и уплату дополнительных страховых взносов в ПФР в связи с тем, что по результатам специальной оценки класс условий труда признан соответствующим допустимому, у территориальных органов ПФР не будет оснований для включения данного периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Статья опубликована в журнале «Справочник кадровика» №11, 2014г.

СОУТ/Охрана Труда

По данным Росстата, в России около 10% всех получателей трудовых пенсий по старости составляют мужчины моложе 60-ти лет и женщины моложе 55-ти лет. Это люди, которые получили право на пенсию раньше общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в особых условиях труда.

Законом о трудовых пенсиях предусмотрено более 20-ти оснований для его снижения, а соответствующие списки работ и профессий, дающие право на досрочную пенсию, содержат около 300 наименований. Выплаты этой категории граждан, получающих пенсии на 5-10 лет раньше или вообще без ограничения возраста, чем остальные работники, обеспечиваются из общего источника – бюджета Пенсионного фонда.

Действующая система досрочного пенсионного обеспечения сложилась в нашей стране еще в середине прошлого века. В условиях социалистической экономики это было оправдано, так как все работали на государство, а само пенсионное обеспечение осуществлялось за счет государственного бюджета.

Однако, с переходом к рыночной экономике ситуация кардинально поменялась. Большинство отраслей, где используется труд работников в тяжелых и вредных условиях труда — добыча и переработка полезных ископаемых, металлургия, химическое производство, оказались в руках частных владельцев. Они получают немалые доходы от своих предприятий, привлекая рабочую силу благодаря возможности предоставления права на льготную пенсию, и не утруждая себя заботой об улучшении условий труда работников.

Читайте так же:  Лицензия на спецпроверку

При этом, обеспечение права на льготную пенсию работодателям ничего не стоит – за все платит ПФР, а точнее — все работающее население.

Вторая причина, по которой государство вынуждено приступить к реформированию системы досрочных пенсий – это безнадежно устаревшие Списки производств, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Они были приняты еще в 1956 году и практически не изменились до настоящего времени. Тогда как другими стали содержание и наименование многих производств, изменились условия труда, исчезли старые профессии и появились новые.

Специальная система оценки условий труда

Начало новому порядку финансирования пенсий было положено в 2013 году, когда были введены дополнительные тарифы уплаты страховых взносов в ПФР для работодателей, использующих труд работников, имеющих право на досрочные пенсии.

Для тех, чьи работники выходят на пенсию по Списку 1 – они составили 4%, в 2014 году – 6% и далее 9%. Для использующих труд работников, выходящих на пенсию по Списку 2 и «малым спискам» — 2,4 и 6% соответственно.

С 1 января 2014 года вступил в силу закон от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», предписывающий всем работодателям провести такую оценку не позднее 31.12.2018 года. Все необходимые сопутствующие документы уже утверждены: Методика оценки, Классификатор условий труда, Перечень рабочих мест. Закон стимулирует работодателей к проведению такой оценки, равно как и к проведению мероприятий по улучшению условий труда, так как законом предусмотрена прямая связь между размером уплачиваемых дополнительных взносов и результатом специальной оценки, по итогам которой тариф уплаты страховых взносов может быть снижен.

Итогом всей работы стало разделение условий труда на следующие группы:

· вредные (4 подкласса);

В зависимости от отнесения рабочего места к классу и будет устанавливаться тариф дополнительных страховых взносов за работника, занятого на этом производстве.

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса (%)

Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни их воздействия не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.

3 класс условий труда подразделяется на подклассы:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Согласно «Санитарно-гигиенической характеристике вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации России» (1997 года) и аттестации рабочих мест проводимых ранее установлено. Летный труд характеризуется воздействием на организм вредных, опасных, напряженных, тяжелых условий труда (3 класс 3-4 степени), предопределяющих риск развития выраженных изменений в организме и создающих постоянную угрозу для жизни, что соответствует требованиям списка №1 Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10, Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.74г. №298/II-22 (ред. 22.10.90г.) «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». Специфичность летного труда (в полете) состоит в том, что неустранимые факторы риска являются следствием вредных, опасных, напряженных, тяжелых условий производственной среды и непрерывности трудового процесса.

Все эти вредные, опасные факторы летного труда отражены также в «Медицинском обосновании права на повышенное и досрочное пенсионное обеспечение летного состава гражданской авиации России в связи с риском утраты профессиональной трудоспособности под влиянием опасных, вредных и напряженных условий труда» (1997 год).

Эти документы о вредности и опасности летного труда никем не оспорены и не отменены. Они утверждены Первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации и директором ФАС России. Одобрены ученным советом Ассоциации авиационной и космической медицины России и согласованы с ПЛС России. В соответствии с реалиями и требованиями сегодняшнего времени, эти документы необходимо переутвердить, а если требуется провести дополнительные исследования.

«Р 2.2.1766-03. 2.2. Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководство»
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003)

Таблица 1.3.1. Классы условий труда, категории профессионального риска и требуемые меры профилактики

*Индекс профзаболеваний, учитывающий категории их риска и тяжести (Н.Ф. Измеров с соавт., 1993г.).

**Специальные (ведомственные, отраслевые или профессиональные) регламенты работ с дорабочим и/или непрерывным мониторингом функционального состояния организма.

+, ++, +++ — условные обозначения интенсивности проведения мероприятий.

ОТМ – организационно-техническое мероприятие, СИЗ – средства индивидуальной защиты, ЛПМ – лечебно-профилактические меры, ПМО – периодические медицинские осмотры, РТО – режим труда и отдыха, СРД – сокращенный рабочий день, ДО – дополнительный отпуск, ДПО – досрочное пенсионное обеспечение.

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ С РАБОТОЙ

(ПО ДАННЫМ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Примечание. Для ряда нарушений здоровья, прогрессирующих даже после прекращения экспозиции, например бронхолегочной патологии, их считают профессионально обусловленными (связанными с работой) уже при этиологической доле 25 — 40%, учитывая их неблагоприятный медицинский прогноз.

EF — этиологическая доля.

RR — относительный риск.

Если предприятие успело провести аттестацию рабочих мест до 01 сентября 2013 года, она приравнивается к спецоценке. Ее результаты будут действовать до 2018 года.

До тех пор, пока специальная оценка не проведена, работодатель будет уплачивать взносы по тарифам, установленным в 2013 году.

В свою очередь, вступавший в силу с 2015 года, закон о страховых пенсиях увязывает право работника на досрочную пенсию с отнесением условий его труда к вредному или опасному классу. С 2013 года только при этом условии работа будет засчитываться в специальный стаж, дающий право на льготы.

В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии (дополнительный тариф не предусмотрен).

Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, совершенствование пенсионного обеспечения должно быть соотнесено с основными положениями государственной политики по развитию Крайнего Севера (дополнительный тариф не предусмотрен).

Таким образом, проблему финансирования досрочных пенсий предполагается решить двумя методами: сокращением количества работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, а также путем взыскания дополнительных средств с работодателей, которыми созданы рабочие места с вредными и опасными условиями труда.

Неоднократные попытки реформирование системы досрочного пенсионного обеспечения, выражавшиеся во введении законодательных норм, прекращающих учет специального стажа для назначения пенсии через систему ПФР, установлении дополнительного тарифа страховых взносов, перевода получателей досрочных пенсий на весь период до достижения общеустановленного пенсионного возраста в так называемые профессиональные пенсионные системы, в конечном итоге потерпели неудачу.

Максимум, что удалось сделать на сегодняшний день, — ввести дополнительный тариф для рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, направляемый в бюджет ПФР, который, однако, никоим образом не увязан ни с пенсионными правами самих получателей досрочных пенсий, ни с продолжительностью периода получения досрочной пенсии и ее размером. Гораздо более эффективные результаты были достигнуты в ходе проведения давно запланированной аттестации рабочих мест с вредными и опасными условиями труда (СОУТ), которая позволила сократить их число и, соответственно, в будущем уменьшить численность претендентов на получение досрочных пенсий.

Так, например, по данным Росстата, в 2015 году численность таких работников составила 2,099 млн. чел., в том числе по Списку №1 – 537 тыс. чел., по Списку №2 – 1,243 млн.чел., в условиях дающих право на получение досрочных страховых пенсий по прочим условиям труда – 318,7 тыс.чел. В 2014 году заняты в аналогичных условиях были, по данным Росстата, 2,194 млн. чел.

Численность получателей досрочной страховой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2016г. составила 11,4 млн. чел., в то числе 8,6 млн. чел. тех, кто уже достиг общеустановленного пенсионного возраста. Получателей досрочных страховых пенсий по старости, не достигших 55/60 лет (женщины / мужчины соответственно), насчитывается в настоящее время 2,8 млн. чел. (6,6%). Ранее, цифры озвучивались совсем другие.

Окончательная цель реформирования государственных льготных пенсий – это перевод в корпоративную (негосударственную) систему. Модель досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (ДНПО) изложена в Федеральном законе от 07.05.1998г. (в редакции 2013г.) №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Суть новации, работодателю дается право создавать собственную программу по ДНПО и перечислять дополнительные страховые взносы не в общий котел ПФР, а на личный счет работника в НПО, с которым заключается договор о ДНПО. Из этих накопленных средств и будет производится выплата досрочных пенсий в период от получения права на ДНПО до общеустановленного пенсионного возраста. Размер пенсии будет определятся путем деления, накопленных средств (с учетом инвестирования) на период выплаты (5-10 лет в зависимости от списка). Программа ДНПО утверждается коллективным договором предприятия. Присоединение работника к ней добровольное. Если работник не захотел участвовать в этой системе, то будет получать досрочную пенсию из ПФР, а работодатель будет уплачивать за него взносы в ПФР в большем размере, чем в корпоративной системе. В этом и состоит стимул для работодателей внедрять систему ДНПО. Взносы в эту систему должны поступать из трех источников:

Читайте так же:  Какие льготы для инвалидов водителей

— Работодатель уплачивает 2% за вредные условия труда (список №2 и малые списки) и 4% за опасные условия труда (список №1).

— Работник уплачивает личные взносы в тех же размерах, что и работодатель в зависимости от условий труда.

— Предусмотрено софинансирование государства в размере 1:4, то есть на каждый рубль, внесенный работником в систему ДНПО, федеральный бюджет добавляет 4 рубля (не более 10 лет).

Софинансирование дифференцируется в зависимости от того, выработан уже специальный стаж или не выработан. Подробно это изложено в законопроекте «О государственной поддержке формирования средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам ДНПО». Система ДНПО должна начать работать с 2017 года.

Доплата за вредные условия (льготы и компенсации)

(журнал «Социальная защита» №6 2015г. заметка Марины Краснорудской, секретаря ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ)

В соответствии с новой редакцией ст. 92 Трудового кодекса РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается только для тех работников, рабочие места которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 3-й или 4-й степени (3.3, 3.4.) или опасным. Продолжительность рабочего времени, как и ранее, не может превысить 36 часов в неделю. Таким образом, права работать менее общеустановленной нормы лишились лица, на рабочих местах которых условия труда отнесены к вредным 1-й или 2-й степени 3.1 и 3.2 подкласс вредных условий труда).

Новеллой действующего трудового законодательства является возможность установления денежной компенсации за увеличение продолжительности рабочего времени работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным 3-й или 4-й степени или опасным. С согласия самого работника продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю (ч. 3 ст. 92 Трудового кодекса РФ), для медицинских работников не более 39 часов (ст. 350 ТК РФ).

Компенсационная выплата может устанавливаться при соблюдении следующих условий: условия труда на рабочем месте работника отнесены к подклассу 3.3, 3.4 или 4; организация является участником отраслевого (межотраслевого) соглашения, которое предусматривает увеличение продолжительности рабочего времени и устанавливает порядок, размеры и условия выплаты компенсации; в организации заключен коллективный договор, предусматривающий увеличение продолжительности рабочего времени, а также порядок, размеры и условия выплаты компенсации; есть письменное согласие работника об увеличении продолжительности рабочего времени, оформленное в виде дополнительного соглашения к трудовому договору.

Без соблюдения этих условий выплата компенсации будет рассматриваться как не предусмотренная законодательством.

В силу положений ст. 164 ТК РФ предусмотренная ст. 92 денежная компенсация является именно компенсацией, а не гарантией.

Такой вывод важен для понимания порядка налогообложения рассматриваемой компенсации, выплачиваемой за увеличение продолжительности рабочего времени. Так как компенсация предусмотрена законодательством и должна рассматриваться именно как компенсация (а не гарантия), она не должна облагаться НДФЛ и страховыми взносами. Для иного порядка необходимо, чтобы соответствующие нормативные правовые акты напрямую предусматривали необходимость налогообложения рассматриваемой компенсации. Речь идет о положениях ст. 217 Трудового кодекса РФ и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Компенсация призвана восполнять затраты труда работника, который выполняет свои трудовые обязанности сверх установленной законодательством сокращенной продолжительности рабочего времени. В связи с этим она в данном случае заменяет оплату труда. То есть соответствующие часы должны оплачиваться именно в виде компенсации, а не оплаты труда. В противном случае законодательство содержало бы нормы о повышенной оплате труда соответствующих часов.

Для того чтобы обеспечить выплату компенсации, организация должна обеспечить отдельный учет часов, которые отработаны сверх установленной сокращенной продолжительности рабочего времени, но в пределах общеустановленной 40-часовой рабочей недели (для медицинских работников — 39 часов).

При этом следует учитывать, что порядок, размеры и условия выплаты компенсации за увеличение продолжительности рабочего времени для работников, занятых на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда, определяются прежде всего отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями. В этих документах могут предусматриваться и иные правила предоставления компенсации.

Увеличение работникам с вредными условиями труда продолжительности рабочего времени может предусматриваться и путем увеличения продолжительности рабочей смены (ежедневной работы).

В общем порядке согласно ч.2 ст. 94 ТК РФ для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

— при 36-часовой рабочей неделе

— при 30-часовой рабочей неделе

Эта норма с 2014 года не изменилась, в связи с чем может по-прежнему применяться организациями. Согласно же введенной с 1 января 2014 года ч. 3 ст. 94 при соблюдении определенных условий продолжительность рабочей смены (ежедневной работы) может быть несколько увеличена.

В частности, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также с письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с приведенными значениями для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, до следующих значений:

— при 36-часовой рабочей неделе

— при 30-часовой рабочей неделе

Дополнительным условием увеличения продолжительности смены (рабочего дня) является соблюдение нормы рабочего времени для таких работников, установленной в соответствии со ст. 92 ТК РФ. Даже при письменном согласии работника и при выполнении других условий должна быть соблюдена норма рабочего времени, исчисленная из расчета 40-часовой рабочей недели (для медицинских работников — 39 часов).

Одновременно с этим изменениям подвергнуты и положения ст. 104 ТК РФ о порядке установления учетного периода в рамках применяемого режима суммированного учета рабочего времени.

В новой редакции части первой этой статьи особо отмечено, что суммированный учет рабочего времени может устанавливаться и в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Такую норму можно было применять и ранее.

Изменениям же подвергнута максимальная продолжительность учетного периода, устанавливаемого в рамках суммированного учета рабочего времени. Если в общем случае учетный период, как и ранее, не может превышать 1 год, то для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, максимальная продолжительность учетного периода теперь составляет 3 месяца. Это существенное ограничение по применению учетного периода, которое должно быть учтено всеми без исключения работодателями.

Принятые изменения касаются всех без исключения работников, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными (всех без исключения подклассов — 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4) или опасными.

В связи с вступлением в силу с января 2014 года новой редакции ч.1ст. 104ТК РФ организации должны внести изменения в локальные нормативные акты, устанавливающие применение режима суммированного учета рабочего времени. В обязательном порядке продолжительность учетного периода для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, не может превышать трех месяцев.

Слишком жесткая привязка установления класса (подкласса) вредности и опасности труда к величине уплаты дополнительного тарифа взносов, возможности сокращения отпусков и увеличения рабочего времени заставляет работодателей всеми возможными методами не обоснованно снижать класс вредности на этапе подготовки документов и проведения СОУТ в ущерб безопасности полетов и здоровья членов экипажей.

Согласно подпункта 7 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» при наличии мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников, они имеют право требовать проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Еще статьи:

  • Когда выплачиваются налог на прибыль Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов (взносов) Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется в налоговую инспекцию не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ) Аудиторское […]
  • Мировой суд 49 г железнодорожный московской области Судебный участок мирового судьи №49 (Железнодорожный суд) Мировой судья Ковешников Александр Игоревич Руководитель аппарата мирового судьи Викулина Елена Валентиновна Секретарь суда Черкасова Анна Леонидовна Секретарь судебного заседания Борщина Елена Валентиновна Телефон: 8 (495) […]
  • Отзывы осаго бланк Страховой Дом ВСК - отзывы о компании Бланк полиса ОСАГО не пришел на почту Оформляла полис ОСАГО для свекра, оплата прошла успешно, на телефон пришла смс от СК ВСК с номером полиса и сроком страхования и номером полиса ХХХ0016547961, но сама страховка на почту не пришла. Деньги списали […]
  • Кто заверяет доверенность в тюрьме Заявление на получение ДОВЕРЕННОСТИ или СОГЛАСИЯ от осужденного Заявление на получение ДОВЕРЕННОСТИ или СОГЛАСИЯ от осужденного. Теперь, достаточно на нашем сайте зайти на страницу учреждения в котором содержится осужденный , далее КЛИКНУТЬ по тексту: ЗАЯВЛЕНИЯ о выдаче Доверенности […]
  • Иван умирая оставил завещание Старинная задача о наследстве Хозяин, умирая, оставил завещание. Жена его была беременна, и завещание гласило: если жена родит дочь, то 2/3 достаётся жене, 1/3 дочери. Если родится сын, то жене отдать 1/3, сыну 2/3. Жена родила двойню: сына и дочь. Как поделить наследство? “Историческое” […]
  • Нотариус анохина 5 к 1 Нотариус анохина 5 к 1 Режим работы в новогодние праздники 2019 Поздравляем с наступающим Новым Годом и Рождеством Христовым! Режим работы нотариуса Сосиной И. А. в новогодние праздники. 29 декабря - с 10:00 до 15:00 30 декабря - с 10:00 до 14:00 с 31 декабря по 4 января не […]