Пояснительная записка артикуляционной гимнастики

Оглавление:

Методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему:
Картотека комплекса артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшей группы (5 – 6 лет).

Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №26

ГОРОДА ЕЙСКА МО ЕЙСКИЙ РАЙОН

Картотека комплекса артикуляционной гимнастики

на тему: «Сказочные истории про Язычок»

для детей старшей группы (5 – 6 лет).

Выполнил: воспитатель компенсирующей группы

Мокина Тамара Владимировна.

Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.

Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков. Под артикуляцией понимается деятельность органов речи – языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка, нижней челюсти – в процессе воспроизведения звуков.

Первый звук, который произносит ребёнок, — это его первый крик при рождении. Он ещё не имеет отношения к речи, но уже тренировка речевого аппарата.

Подготовка к овладению языком начинается уже с 2-4 месяцев с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления и гуканья. Ребёнок произносит задненёбные (г, к, х) и гласные звуки, напоминающие «ГХЫ», «АГХЫ», «АИЫ». Следующая ступень в подготовке к овладению языком – период лепета, или послоговой речи, богатой интонацией и мелодикой. Этот период продолжается примерно до 1,5 лет и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений.

Л.Г.Выгодский писал: «Ребёнок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определённые предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав «ам – ам», можно получить еду, а сказав «ма – ма», можно позвать маму.

После 7 – 8 месяцев родители могут заняться подготовкой речевой, то есть артикуляционной, моторики к формированию правильного звукопроизношения. Например, ребёнок улыбается, складывает губки в трубочку, облизывает губы, щёлкает язычком, изображая лошадку – активизируются мышцы, обеспечивающие формирование речедвигательного навыка. Чем раньше малыш научиться щёлкать язычком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (Ш, Ж, Р,Л). Время и порядок появления звуков у разных детей не одинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает губные звуки — П,Б,М и их мягкие пары, губно-зубные – Ф,В, переднеязычные – Т,Д,Н,С,З,Л, заднеязычные – К, Г,Х.

Свистящие звуки, шипящие и соноры в возрасте до 2-2,5 лет ребёнок пропускает или заменяет.

Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем компенсирующей группы и родителями.

Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.

Задача родителей – проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Например, можно предложить ребёнку определить игрушку по звукоподражанию (собака, корова, кошка, мишка и т. д.), или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т. д.).

Ребёнок учиться произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объём движений развиваются у ребёнка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Игра с язычком продолжается не более 3 -5 минут.

В норме уже к трём годам дети овладевают правильным произношением всех звуков, иногда вызывает трудности произношение звуков Ш, Ж, Р, Л. Речь может быть недостаточно отчётливой, чистой по звучанию. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.

Для тренировки и развития артикуляционной моторики предлагаю специальные упражнения. Все задания просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует своевременному формированию произносительной стороны речи ребёнка.

Чего хотим добиться.

Выработке правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Программа по коррекции артикуляционной моторики «Послушный язычок»

Материал из SurWiki

Пояснительная записка

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы. М.Е. Хватцев.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие правильной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после ис-правленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга и нарушены фонематические процессы. У ребенка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности.

Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений – главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. В настоящее время на логопедические пункты общеобразовательных ДОУ стали зачисляться дети, с тяжёлыми нарушениями речи. Сравнительно недавно детям с такими нарушениями как общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, осложнённые дизартрией, логопедическая помощь оказывалась только в специализированных коррек-ционных учреждениях или в коррекционных логопедических группах на базе массовых детских садов.

Так на логопедический пункт МБДОУ №9 «Метелица» были зачислены дети с речевыми нарушениями:

2011-2012 учебный год:

НВОНР, осложнённое дизартрией — 3 человека,

ФФН, осложнённое дизартрией — 13 человек.

2012-2013 учебный год:

НВОНР, осложнённое дизартрией — 4 человека,

ФФН, осложнённое дизартрией — 13 человек.

Учитывая актуальность проблемы и пожелания родителей, нашим педагогическим коллективом было принято решение о создании необходимых условий для интеграции детей с нарушениями речевого развития в образовательное пространство ДОУ.

Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова, имеет комплексный характер и заключается как во взаимодействии между воспитателями, узкими специалистами и родителями, так и между МБДОУ и социальными партнерами.

Нами намечен ряд мероприятий по созданию необходимых условий для интеграции детей с речевыми нарушениями в общеобразовательное пространство ДОУ, в который входят:

2. Разработка плана взаимодействия МБДОУ №9 «Метелица» с медицинскими учреждениями города, который подрузумевает:

 организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов;

 назначение необходимого медикаментозного лечения;

 прохождение (по назначению невролога) физио-терапевтических процедур на базе поликлиник;

 разработка медицинских рекомендаций другим специалистам;

 организация консультативной помощи педагогам и семьям о работе с детьми с дизартрией.

3. Профессиональная переподготовка специалиста и открытие кабинета биологической обратной связи (БОС);

4. Реализация Программы по коррекции артикуляционной моторики с использованием логопедического массажа «Послушный язычок»;

5. Адаптация коррекционных образовательных программ к условиям логопедического пункта общеобразовательного ДОУ;

Одним из звеньев выстроенной системы является реализация Программы по коррекции артикуляционной моторики с использованием логопедического массажа «Послушный язычок».

Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б. Эйдиновой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, С.А. Бортфельд и др. Тем не менее, приемы массажа при коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования приемов массажа в коррекционной практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения.

Логопедический массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм, улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо-и кровообращение, а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмичные массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Таким образом, на базе общеобразовательного учреждения, не имеющего в своей структуре коррекционных групп, мы планируем создать условия для интеграции детей с дизартрией в общеобразовательное пространство МБДОУ № 9 «Метелица» и ожидаем достижения результатов, приближенных к результатам коррекционной работы в специализированных логопедических дошкольных образовательных учреждений.

Читайте так же:  Материнский капитал в 2019 году 20 тысяч новости

Целью программы:

является воспитание артикуляционных навыков у старших дошкольников.

Основные задачи:

• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции;

• развитие мелкой моторики рук;формирование речевого дыхания.

Особенности речевого развития детей со стертой дизартрией

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга(Л.В. Лопатина).

Мелкая моторика рук

Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» – поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

Особенности артикуляционного аппарата

У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичность мышц органов артикуляции. У таких детей лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается. Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата. Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки. Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения – например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движе-ний можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение

При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь.

Диагностическое обследование

Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Как правило, логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача! Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед определяет форму и структуру речевого дефекта, руководствуясь клинико-педагогической классификацией. Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений. Это поможет ему определить тактику массажа в каждом конкретном случае. По результатам обследования заполняется карта обследования ребенка, в котором фиксируется состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Для диагностики используется методика обследования артикуляционного аппарата Е.В. Новиковой и экспресс-обследование звукопроизношения В. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.

Противопоказания к назначению массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий, эписиндром.

Формы и средства организации коррекционной деятельности

Формой коррекционной работы являются индивидуальные коррекционные занятия. Они позволяют в занимательной и увлекательной форме, используя логопедические игры, более эффективно проводить полноценную работу по формированию правильного звукопроизношения. Продолжительность одного занятия – 20-30 минут в зависимости от возраста, физического и эмоционального состояния ребенка. Продолжительность процедуры массажа может варьироваться в зависимости от степени поражения, и возраста ребенка. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 мин, а конечная – 20-25 мин. Помимо самого массажа в коррекционной работе обязательно должны использоваться и другие методы коррекционного воздействия, такие как самомассаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика, которые являются важным средством дополнительного воздействия. Например, артикуляционная гимнастика может быть пассивной или активной. Пассивная артикуляционная гимнастика состоит из движений, которые совершаются при помощи логопеда. Активная же артикуляционная гимнастика предполагает самостоятельное выполнение движений ребенком и направлена на выработку полноценных движений.

Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата.

Программа имеет блочное-тематическое построение:

  • Блок 1 – нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляци-онной мускулатуры посредством логопедического массажа
  • Блок 2 – формирование и развитие артикуляцинного праксиса посредством артикуляционной гимнастики
  • Блок 3 — развитие мелкой моторики рук, нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата посредством приемов самомассажа.

Данные блоки являются неотъемлемой частью каждого индивидуального занятия. При подборе программного материала учитывается структура дефекта, наличие неврологической симптоматики ( наличие парезов или параличей, локальных нарушений иннервации мышц и пр.), физическое и эмоциональное состояние ребенка. Поэтому содержание коррекционной деятельности моделируется в строго индивидуальном порядке.

Содержание коррекционной деятельности:

В блоке № 1 представлены комплексы упражнений дифференцированного логопе-дического массажа. Исходя из данных диагностики, учитель-логопед подбирает комплекс упражнений, направленный на преодоление патологической симптоматики и один вариант точечного массажа, который наиболее эффективен в каждом конкретном случае. Е.Ф. Архипова выделяет три основных нарушения мышечного тонуса артикуляционного аппарата: ригидный синдром (высокий тонус), спастико-атактико-гиперкинетический синдром (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия) и паретический синдром (низкий тонус). Для каждого нарушения разработаны специальные комплексы упражнений дифференцированного логопедического массажа. В одной процедуре массажа количество упражнений на каждую область подбирается строго индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния мышечного тонуса данной области.

В блоке №2 представлены комплексы опосредованной артикуляционной гимнастики. Для проведения артикуляционной гимнастики на занятиях используются комплексы опосредованной артикуляционной гимнастики З.А. Репиной, в которые состоят из упражнений и игр, направленных на формирование и развитие артикуляционного праксиса различных звуков. Особенность упражнений и игр этой гимнастики заключается в том, что в форме игры происходит вызывание правильного произношения звуков. Таким образом, логопед не принуждает к выполнению артикуляционных необходимых движений и поз, а побуждает к выполнению их опосредованным путем. На каждом занятии после проведения логопедического массажа выполняется общий комплекс упражнений « В гости к язычку», направленный на развитие артикуляционной моторики, а затем выполняется комплекс упражнений на вызывание нарушенного звука, подобранный индивидуально для каждого ребенка в соответствии с нарушением звукопроизношения, которое устанавливается во время диагностического обследования.

В блоке №3 представлены комплексы самомассажа артикуляционных зон и кистей рук. Комплексы состоят из массажно-артикуляционных упражнений и игр, скомплектованных по лексическим темам. Лексические темы подобраны с учетом календарного периода проведения занятий и календарно-тематического планирования ДОУ. Такое планирование предполагает, что работу по расширению, уточнению и активизации словарного запаса детей в рамках лексической темы проводит воспитатель на занятиях и в процессе всех режимных моментов

Ожидаемый результат

Как показывает практика, проведение логопедического массажа приносит конкретные результаты, на основании которых можно судить о проделанной работе. После проведения курса занятий мы ожидаем следующие результаты:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата;
  • увеличение амплитуды и объема движений во всех мышцах артикуляционного аппарата;
  • улучшения в звукопроизносительной сфере.

Таким образом, мы подготавливаем почву для перехода ребенка к последующей логопедической работе. Оценка результативности После проведения курса занятий логопедом проводится итоговое обследование состояния артикуляционного аппарата и состояние звукопроизношения по тем же методикам, что и первичное обследование, т.е. методика обследования артикуляционного аппарата Е.В. Новиковой и экспресс-обследование звукопроизношения В. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Результаты фиксируются в карте обследования ребенка, проводится анализ. По результатам анализа логопед моделирует индивидуальный план дальнейшей логопедической работы.

Читайте так же:  Приказ от 30 августа 2012 г n 107н

Материальное обеспечение программы

Занятия проводятся в светлом, проветренном помещении. Для выполнения массажа необходимо следующее оборудование:

  • медицинская кушетка или кресло с откидной спинкой;
  • настенное или настольное зеркало;
  • одноразовые шпатели;
  • стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата);
  • стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта);
  • защитная маска (применение ее желательно во избежание попадания капельной инфекции).

Методическое обеспечение программы

Для проведения занятий необходимы следующие наглядные пособия:

1. картинки по лексическим темам;

2. иллюстрации с изображением артикуляционных поз;

3. схемы самомассажа.

Список литературы

1. Архипова Е.В. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – . с. – (высшая школа)

2. Дьякова Н.В. Логопедический массаж. – М. : Академия, 2012

3. В. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольног и младшего школьного возраста. — М.: «Издательство ГНОМ», 2009.

4. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений –– М.: Изд. центр «Академия», 2003, — 96 с.

5. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: наглядно-практическое пособие – 2-е изд. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 496 с.

6. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010. – 206 [2]с : ил.

7. Репина З.А., Доросинская А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика. – УрГПУ. Екатеринбург. 1999.

Программа по коррекции артикуляционной моторики «Послушный язычок»

Материал из SurWiki

Пояснительная записка

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы. М.Е. Хватцев.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие правильной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после ис-правленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга и нарушены фонематические процессы. У ребенка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности.

Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений – главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. В настоящее время на логопедические пункты общеобразовательных ДОУ стали зачисляться дети, с тяжёлыми нарушениями речи. Сравнительно недавно детям с такими нарушениями как общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, осложнённые дизартрией, логопедическая помощь оказывалась только в специализированных коррек-ционных учреждениях или в коррекционных логопедических группах на базе массовых детских садов.

Так на логопедический пункт МБДОУ №9 «Метелица» были зачислены дети с речевыми нарушениями:

2011-2012 учебный год:

НВОНР, осложнённое дизартрией — 3 человека,

ФФН, осложнённое дизартрией — 13 человек.

2012-2013 учебный год:

НВОНР, осложнённое дизартрией — 4 человека,

ФФН, осложнённое дизартрией — 13 человек.

Учитывая актуальность проблемы и пожелания родителей, нашим педагогическим коллективом было принято решение о создании необходимых условий для интеграции детей с нарушениями речевого развития в образовательное пространство ДОУ.

Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова, имеет комплексный характер и заключается как во взаимодействии между воспитателями, узкими специалистами и родителями, так и между МБДОУ и социальными партнерами.

Нами намечен ряд мероприятий по созданию необходимых условий для интеграции детей с речевыми нарушениями в общеобразовательное пространство ДОУ, в который входят:

2. Разработка плана взаимодействия МБДОУ №9 «Метелица» с медицинскими учреждениями города, который подрузумевает:

 организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов;

 назначение необходимого медикаментозного лечения;

 прохождение (по назначению невролога) физио-терапевтических процедур на базе поликлиник;

 разработка медицинских рекомендаций другим специалистам;

 организация консультативной помощи педагогам и семьям о работе с детьми с дизартрией.

3. Профессиональная переподготовка специалиста и открытие кабинета биологической обратной связи (БОС);

4. Реализация Программы по коррекции артикуляционной моторики с использованием логопедического массажа «Послушный язычок»;

5. Адаптация коррекционных образовательных программ к условиям логопедического пункта общеобразовательного ДОУ;

Одним из звеньев выстроенной системы является реализация Программы по коррекции артикуляционной моторики с использованием логопедического массажа «Послушный язычок».

Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б. Эйдиновой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, С.А. Бортфельд и др. Тем не менее, приемы массажа при коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования приемов массажа в коррекционной практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения.

Логопедический массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм, улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо-и кровообращение, а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмичные массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Таким образом, на базе общеобразовательного учреждения, не имеющего в своей структуре коррекционных групп, мы планируем создать условия для интеграции детей с дизартрией в общеобразовательное пространство МБДОУ № 9 «Метелица» и ожидаем достижения результатов, приближенных к результатам коррекционной работы в специализированных логопедических дошкольных образовательных учреждений.

Целью программы:

является воспитание артикуляционных навыков у старших дошкольников.

Основные задачи:

• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции;

• развитие мелкой моторики рук;формирование речевого дыхания.

Особенности речевого развития детей со стертой дизартрией

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга(Л.В. Лопатина).

Мелкая моторика рук

Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» – поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

Особенности артикуляционного аппарата

У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичность мышц органов артикуляции. У таких детей лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается. Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата. Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки. Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения – например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движе-ний можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Читайте так же:  Как рассчитать налог усн ип доходы

Звукопроизношение

При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь.

Диагностическое обследование

Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Как правило, логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача! Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед определяет форму и структуру речевого дефекта, руководствуясь клинико-педагогической классификацией. Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений. Это поможет ему определить тактику массажа в каждом конкретном случае. По результатам обследования заполняется карта обследования ребенка, в котором фиксируется состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Для диагностики используется методика обследования артикуляционного аппарата Е.В. Новиковой и экспресс-обследование звукопроизношения В. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.

Противопоказания к назначению массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий, эписиндром.

Формы и средства организации коррекционной деятельности

Формой коррекционной работы являются индивидуальные коррекционные занятия. Они позволяют в занимательной и увлекательной форме, используя логопедические игры, более эффективно проводить полноценную работу по формированию правильного звукопроизношения. Продолжительность одного занятия – 20-30 минут в зависимости от возраста, физического и эмоционального состояния ребенка. Продолжительность процедуры массажа может варьироваться в зависимости от степени поражения, и возраста ребенка. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 мин, а конечная – 20-25 мин. Помимо самого массажа в коррекционной работе обязательно должны использоваться и другие методы коррекционного воздействия, такие как самомассаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика, которые являются важным средством дополнительного воздействия. Например, артикуляционная гимнастика может быть пассивной или активной. Пассивная артикуляционная гимнастика состоит из движений, которые совершаются при помощи логопеда. Активная же артикуляционная гимнастика предполагает самостоятельное выполнение движений ребенком и направлена на выработку полноценных движений.

Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата.

Программа имеет блочное-тематическое построение:

  • Блок 1 – нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляци-онной мускулатуры посредством логопедического массажа
  • Блок 2 – формирование и развитие артикуляцинного праксиса посредством артикуляционной гимнастики
  • Блок 3 — развитие мелкой моторики рук, нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата посредством приемов самомассажа.

Данные блоки являются неотъемлемой частью каждого индивидуального занятия. При подборе программного материала учитывается структура дефекта, наличие неврологической симптоматики ( наличие парезов или параличей, локальных нарушений иннервации мышц и пр.), физическое и эмоциональное состояние ребенка. Поэтому содержание коррекционной деятельности моделируется в строго индивидуальном порядке.

Содержание коррекционной деятельности:

В блоке № 1 представлены комплексы упражнений дифференцированного логопе-дического массажа. Исходя из данных диагностики, учитель-логопед подбирает комплекс упражнений, направленный на преодоление патологической симптоматики и один вариант точечного массажа, который наиболее эффективен в каждом конкретном случае. Е.Ф. Архипова выделяет три основных нарушения мышечного тонуса артикуляционного аппарата: ригидный синдром (высокий тонус), спастико-атактико-гиперкинетический синдром (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия) и паретический синдром (низкий тонус). Для каждого нарушения разработаны специальные комплексы упражнений дифференцированного логопедического массажа. В одной процедуре массажа количество упражнений на каждую область подбирается строго индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния мышечного тонуса данной области.

В блоке №2 представлены комплексы опосредованной артикуляционной гимнастики. Для проведения артикуляционной гимнастики на занятиях используются комплексы опосредованной артикуляционной гимнастики З.А. Репиной, в которые состоят из упражнений и игр, направленных на формирование и развитие артикуляционного праксиса различных звуков. Особенность упражнений и игр этой гимнастики заключается в том, что в форме игры происходит вызывание правильного произношения звуков. Таким образом, логопед не принуждает к выполнению артикуляционных необходимых движений и поз, а побуждает к выполнению их опосредованным путем. На каждом занятии после проведения логопедического массажа выполняется общий комплекс упражнений « В гости к язычку», направленный на развитие артикуляционной моторики, а затем выполняется комплекс упражнений на вызывание нарушенного звука, подобранный индивидуально для каждого ребенка в соответствии с нарушением звукопроизношения, которое устанавливается во время диагностического обследования.

В блоке №3 представлены комплексы самомассажа артикуляционных зон и кистей рук. Комплексы состоят из массажно-артикуляционных упражнений и игр, скомплектованных по лексическим темам. Лексические темы подобраны с учетом календарного периода проведения занятий и календарно-тематического планирования ДОУ. Такое планирование предполагает, что работу по расширению, уточнению и активизации словарного запаса детей в рамках лексической темы проводит воспитатель на занятиях и в процессе всех режимных моментов

Ожидаемый результат

Как показывает практика, проведение логопедического массажа приносит конкретные результаты, на основании которых можно судить о проделанной работе. После проведения курса занятий мы ожидаем следующие результаты:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата;
  • увеличение амплитуды и объема движений во всех мышцах артикуляционного аппарата;
  • улучшения в звукопроизносительной сфере.

Таким образом, мы подготавливаем почву для перехода ребенка к последующей логопедической работе. Оценка результативности После проведения курса занятий логопедом проводится итоговое обследование состояния артикуляционного аппарата и состояние звукопроизношения по тем же методикам, что и первичное обследование, т.е. методика обследования артикуляционного аппарата Е.В. Новиковой и экспресс-обследование звукопроизношения В. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Результаты фиксируются в карте обследования ребенка, проводится анализ. По результатам анализа логопед моделирует индивидуальный план дальнейшей логопедической работы.

Материальное обеспечение программы

Занятия проводятся в светлом, проветренном помещении. Для выполнения массажа необходимо следующее оборудование:

  • медицинская кушетка или кресло с откидной спинкой;
  • настенное или настольное зеркало;
  • одноразовые шпатели;
  • стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата);
  • стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта);
  • защитная маска (применение ее желательно во избежание попадания капельной инфекции).

Методическое обеспечение программы

Для проведения занятий необходимы следующие наглядные пособия:

1. картинки по лексическим темам;

2. иллюстрации с изображением артикуляционных поз;

3. схемы самомассажа.

Список литературы

1. Архипова Е.В. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – . с. – (высшая школа)

2. Дьякова Н.В. Логопедический массаж. – М. : Академия, 2012

3. В. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольног и младшего школьного возраста. — М.: «Издательство ГНОМ», 2009.

4. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений –– М.: Изд. центр «Академия», 2003, — 96 с.

5. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: наглядно-практическое пособие – 2-е изд. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 496 с.

6. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010. – 206 [2]с : ил.

7. Репина З.А., Доросинская А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика. – УрГПУ. Екатеринбург. 1999.

Еще статьи:

  • Вредный стаж монтер пути ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ 20 августа 2012 Ответы на вопросы читателя «Пенсионера», касающиеся назначения пенсий за работу во вредных и тяжелых условиях труда работникам железнодорожного транспорта. Леонид Петраков (город Екатеринбург) спрашивает: «Будет ли мне […]
  • Областной закон о государственной гражданской службе ростовской области Областной закон Ростовской области от 26 июля 2005 г. N 344-ЗС "О государственной гражданской службе Ростовской области"(с изменениями и дополнениями) Областной закон Ростовской областиот 26 июля 2005 г. N 344-ЗС"О государственной гражданской службеРостовской области" С изменениями и […]
  • Трудовой договор приказ 260 Приказ Министерства просвещения РФ от 29 ноября 2018 г. № 260 "Об утверждении Порядка принятия решения об осуществлении контроля за расходами федеральных государственных гражданских служащих Министерства просвещения Российской Федерации, работников, замещающих отдельные должности на […]
  • Лицензия для маккафи Антивирусы и Ключи Ключи для антивирусов Protect 26 декабря 2018, 12:41 Protect 5 октября 2018, 09:42 Protect 17 сентября 2018, 08:57 Protect 24 июля 2018, 08:04 Protect 24 июля 2018, 07:58 Антивирусы56.50 Ключи для антивирусов51.98 Нужный софт38.42 Акции0.00 Наверное […]
  • Приказ фнс россии от 25122006 n саэ Приказ Федеральной налоговой службы (ФНС России) от 23 июля 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] г. Москва "О внесении изменений в приказы Федеральной налоговой службы от 6 марта 2007 г. N ММ-3-06/[email protected], от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] и от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected]" Зарегистрирован в Минюсте […]
  • Федеральный закон от 21122004 171-фз Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изменениями и дополнениями) Информация об […]