Пояснительная записка кружка юный художник

Программа кружка «Юный художник» по ИЗО (внедрение ФГОС)

Разделы: МХК и ИЗО

Актуальность. Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности в учебном плане школы. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Предлагаемая программа нацелена на духовно-нравственное развитие личности. Занятия проводятся во второй половине дня два раза в неделю по одному часу . Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 15 человек.

Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала воспитанника, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших воспитанников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности. что поможет младшим воспитанникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для воспитанника экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник. используемых на занятиях. поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. В данную программу введен региональный компонент. Ряд тем рассматривается на примере национальных особенностей, традиций родного края (Омской области), на примере творчества местных художников.

Цели курса:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Задачи курса:
– развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура, живопись и др.);
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности. разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Результативность реализации программы:

Пояснительная записка Программа «Юный художник» имеет художественно-эстетическую направленность, разработана специально для детей 3-6 лет.

2 Пояснительная записка Программа «Юный художник» имеет художественно-эстетическую направленность, разработана специально для детей 3-6 лет. В ней учтены возрастные особенности детей дошкольного возраста: каждый ребенок осваивает ее на своем уровне. Программа рассчитана на 1 год обучения и занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу, она укладывается в минимальное количество занятий, через которые можно раскрыть ее содержание и особенности методики с учетом различных возрастных групп детей. Данная программа актуальна, потому что помогает ребенку: -познакомиться с техникой живописи и красками (акварель, гуашь); -овладеть основами графической грамоты, приемами работы сухими материалами (цветные карандаши, фломастеры, пастель, восковые мелки); -освоить такие виды изобразительной деятельности, как лепка и аппликация; -развить художественный вкус, моторику; выявить творческий потенциал. Приобретенные навыки и полученные знания откроют детям путь к пониманию изобразительного искусства и красоты окружающего мира, разовьют их фантазию, вкус, способности. Ребенок познает мир через ближайшее окружение: его детство начинается дома, а интерес с игрушек. Игра становится основой жизнедеятельности малыша, поэтому так обычно и необычно совершить «Путешествие в детство», увидеть его поновому. Рисованию с натуры «Друга детства», игрушечного мишки, предшествует знакомство с эскизом как этапом работы. Ребенку хорошо и уютно в «Милом доме». И создание образов бытовых предметов в лепке, особенно по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, естественно для детей разного возраста. Ребенка интересует многое. Ему уже мало домашнего пространства: а что там, за окном? Может, увлекательные путешествия и открытия: «Жаркие и холодные страны», «Океаны и моря», «Космические дали»? Представление детей о мире существует в зримых образах, которые он видит, но пока еще не может воссоздать. Реализации образа через изобразительные средства помогает сказки. Путешествие в «Сказочную страну» поможет развить творче-

3 ское воображение при свободном применении и комбинировании знакомых художественных техник. В основе программы принцип последовательности, что проявляется в поэтапном освоении материала: от понятного и любимого окружения к огромному пространству земли и неба, от простейших форм — круга, овала, треугольника — к изображению растений (круглый цветок, овальный листик), птиц, рыб, зверей, человека. Программа имеет 10 разделов. Это базовый уровень, который предполагает совмещение разных смежных видов деятельности, включая лепку, аппликацию, живопись, рисунок. Она развивает творческое мышление, мелкую моторику, помогая детям быстрее адаптироваться в школе, обрести необходимые навыки и умения в изобразительной деятельности. Программа включает теоретические знания и практическую работу, а ее модернизация предусматривает использование новинок в области изобразительного искусства. Занятия предполагают интересную форму путешествия в страну искусства, особую атмосферу живого слова педагога и ребенка, в процессе занятий накапливается практический опыт в овладении материалами изобразительного искусства (карандаш, кисть, резинка, краски, бумага) и средствами изобразительной деятельности, такими как цвет и цветовое полотно, линия и полотно, линия и динамика. В рамках любой темы ребенок может импровизировать, фантазировать, проявлять свою индивидуальность.

4 Направленность дополнительной образовательной программы. Образовательная программа «Юный художник» имеет художественную направленность. Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность программы. Образовательная программа «Юный художник» представляет собой целостный, методически выверенный комплекс заданий и упражнений, направленных на умственное и эмоциональное развитие учащихся ; программа развивает творческое мышление, мелкую моторику, помогая детям быстрее адаптироваться в школе. Цель обучения развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами изобразительного искусства. Задачи: Образовательные: — обучить основам изобразительного искусства; — сформировать систему знаний, умений и навыков по изобразительному искусству Развивающие: — развить и сформировать творческие способности ребёнка в ручном творчестве; — развить чувство восприятия красоты; — развить чувство цвета; — развить мелкую моторику. Воспитательные: — сформировать гражданскую позицию, патриотизм; — воспитать чувство товарищества;

5 — воспитать чувство личной ответственности; — привить любовь к природе; — воспитать чувство любви к русской культуре; — привить коммуникативную культуру. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих: Программа «Юный художник» особенна тем, что включает в различные виды художественной деятельности, что позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, обеспечивает целостное развитие его личностных и духовных качеств. Возраст учащихся:3-6лет. Количество детей в группе — не менее 10 человек. Группы формируются без специальной подготовки. Количество часов обучения: Занятия проводятся два раза в неделю. Время занятий 1 учебный час. Общее количество учебных часов в год: 72 часа. ОЖИДАЕМЫЕ (ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ За первый год обучения дети должны научиться: — основам рисования (лепки, аппликации); — основам композиции; — основам живописи; — работать с разными материалами (бумага, краски, пластилин и т. д.). Развить: — чувство объёма;

6 — глазомер; — мелкую моторику; — творческие способности. Педагог должен воспитать в учащихся: — чувство товарищества; — чувство личной ответственности. Ребёнок должен научиться творческому самовыражению. Начиная с простейших заданий, повторяя за педагогом, дети начинают работать самостоятельно. Вследствие этого их творческие работы отличаются яркой индивидуальностью. А в создании коллективных работ они видят свою незаменимость, когда создают лишь небольшой кусочек работы. В то же время понимают, что создать такую большую работу можно только вместе. Они становятся более ответственными и самостоятельными. Участие в различных конкурсах и выставках так же помогает развитию их творческого самовыражения и повышению самооценку. Уровень знаний и умений учащихся I-го года обучения отслеживается с помощью: — открытых уроков; — итоговых занятий; — мини-выставок (по окончании тем); — конкурсов; — итоговой выставки. КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ Для детей I-го года обучения: — мини выставки после окончания тем;

7 — итоговая выставка в конце учебного года (состоящая из индивидуальных и коллективных работ); — наблюдение; — опрос; — анализ работ (контроль по каждой теме, по блоку занятий, по итоговому занятию или выставке); — сравнительный анализ работ учащихся (в начале, середине и конце образовательного процесса). Формы подведения итогов реализации данной образовательной программы: организация тематических выставок на базе ДДТ; участие в текущих районных, городских, всероссийских и международных выставках, конкурсах и художественных фестивалях.

8 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го года обучения по программе «Юный художник» Месяц Дата Название тем, Разделов Общее Теория Практика сентябрь октябрь ноябрь Вводное занятие «Чудесные превращения кляксы «Мальчик-пальчик, где ты был?» «Цветные ладошки» «Радуга-дуга» «Как мы были маленькими» «Веселые портреты» «Любимые игрушки» «Друг детства» «Любимый уголок» «Что-что с нами растет? (комнатные растения)» «Кто-кто рядом с нами живет? (домашние животные)» «Кто-кто рядом с нами живет? (домашние животные)» «Такие разные часы» «Посмотри в свое окно» «Кошки на окошках» «Кошки на окошках» «Осень. Деревья в нашем парке» «Цветные зонтики»

9 «Башмак в луже» «Машины на улицах» (коллективная композиция) «Кактусы зацвели» «Нарядные бабочки» «Черепахи и змеи ползают в пустыне» «Корабли пустыни» «Корабли пустыни» декабрь «Жираф заболел» «Полосатая зебра» «Веселые обезьянки на пальмах» «Веселые обезьянки на пальмах» «Пестрые попугаи» «Северный пейзаж» «Белый медведь любуется полярным сиянием»; «Волшебные снежинки» «Снеговики в шапочках и шарфиках» январь «Пингвиний пляж» «Арктическая экспедиция» «Арктическая экспедиция» «Я рисую море — голубые дали» «На дне морском» «Крошки — осьминожки» «Крошки — осьминожки» «Морские коньки играют в прятки» «Плавают по морю киты и кашалоты» февраль

10 «Рыбки играют, рыбки сверкают» «Чудесные раковины» «Звезды и кометы» «Звезды и кометы» Выставочная деятельность Март «В далеком космосе» «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» «На далекой, неизведанной планете» «Бабушкины сказки» «Домик с трубой и сказочный дым» «Тили-тили-тили бом» Выставочная деятельность «Фантастические цветы» «Фантастические цветы» апрель «Чудо-дерево» «Перо Жар-птицы» «Змей Горыныч» май «Лягушонка в коробчонке» «Избушка на курьих ножках» «Лукоморье» «Лукоморье» «Жила-была конфета» «Веселые буквы» (Шрифтовая композиция) «Карусель» (Итоговое занятие) «Карусель» (Итоговое занятие) «Карусель» (Итоговое занятие) «Карусель» (Итоговое занятие) «Карусель» (Итоговое занятие) «Карусель» (Итоговое занятие) 1 1 —

Читайте так же:  Налог купли-продажи автомобиля 2019

11 «Карусель» (Итоговое занятие) Выставочная деятельность ИТОГО:

12 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В образовательной программе «Юный художник» все темы плана имеют несколько разделов, тесно связанных друг с другом. 1-Й РАЗДЕЛ Введение. — краткое знакомство с программой; — виды техник, инструменты и материалы; — выполнение практического задания; — инструктаж по технике безопасности. 2-Й РАЗДЕЛ Путешествие в детство. 1) «Чудесные превращения кляксы». Кляксография. 2) «Мальчик-пальчик, где ты был?». Пальчиковая техника. 3) «Цветные ладошки». Техника рисования ладонью. Фантазийные композиции. 4) «Радуга-дуга». Рисование акварелью по мокрой бумаге. Понятие о цвете. Рисование предметное (дидактическое). Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительновыразительными средствами. 5) «Как мы были маленькими». Рисование по представлению (цветные карандаши). 6) «Веселые портреты». Аппликация с элементами бумажной пластики. Знакомство с портретным жанром. 7) «Любимые игрушки», «Друг детства».

13 Рисование по замыслу (гуашь). Создание образов по замыслу с передачей особенностей внешнего вида любимой игрушки. 3-Й РАЗДЕЛ Милый дом. 1) «Любимый уголок». — «Что-что с нами растет? (комнатные растения)». Рисование с натуры (тушь, пер, черная ручка или фломастер). Знакомство со спецификой реалистичного рисования комнатных растений с натуры, развитие восприятия. — «Кто-кто рядом с нами живет? (домашние животные)». Аппликация или лепка с натуры. Создание коллективной композиции из пластических образов домашних животных (по выбору). 2) «Такие разные часы». Лепка или аппликация с элементами конструирования. Создание образов бытовых предметов в детской дизайнерской деятельности по мотивам декоративноприкладного искусства. 3) «Посмотри в свое окно», «Кошки на окошке». Рисование по замыслу или силуэтная аппликация и декоративное рисование. Поиск «видов» за окном и самостоятельный выбор изобразительно-выразительных средств для создания пейзажа. Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы. 4) «Осень. Деревья в нашем парке». Рисование по представлению (гротаж). — «Цветные зонтики». Аппликация. — «Башмак в луже». Аппликация силуэтная. Знакомство с явлением отражения и «открытие» художественных возможностей симметричной аппликации. 5) «Машины на улицах (коллективная композиция)».

14 Аппликация с элементами рисования. Освоение симметричной аппликации- вырезывание машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам. 4-Й РАЗДЕЛ Жаркие страны. 1) «Кактусы зацвели». Рисование предметное (графика). Создание творческой композиции «Кактусы зацвели». 2) «Нарядные бабочки». Техника монотипия или мильфиори. Рисование силуэтов бабочек на сложенных пополам листах бумаги и оформление по своему желанию. 3) «Черепахи и змеи ползают в пустыне». Рисование декоративное с творческим применением разных техник. 4) «Корабли пустыни (караван идет)». Рисование (гуашь). Знакомство с явлением контраста, освоение рациональных способов изображения нескольких одинаковых животных по трафарету. 5) «Жираф заболел» или «Полосатая зебра». Лепка или аппликация. Создание оригинальных образов заболевшего жирафа с акцентом на длинной шее (шарф, компресс, воротник). Создание оригинальных образов зебры в полосатой «тельняшке». 6) «Веселые обезьянки на пальмах». Рисование сюжетное (восковые мелки). Создание игрового макета «Остров в море» с ловкими, быстрыми обезьянками на стройных пальмах. 7) «Пестрые попугаи». Рисование (гуашь). Создание коллективного панно «Тропическое дерево» с разноцветными попугаями в разных позах. 5-Й РАЗДЕЛ Холодные страны. 1) «Северный пейзаж». — «Белый медведь любуется полярным сиянием».

15 Рисование пастелью. Освоение нового художественного материала (пастель). 2) «Волшебные снежинки (краски зимы)». Рисование декоративное (гротаж). Построение кругового узора из центра с симметричным расположением элементов на лучевых осях или по концентрическим кругам. 3) «Снеговики в шапочках и шарфиках». Лепка из соленого теста или аппликация из бумаги с элементами рисования. Создание выразительных образов снеговика из кругов разной величины, вырезанных из сложенных вдвое квадратов; декоративное оформление. 4) «Пингвиний пляж». Рисование коллективное (гуашь). Рисование пингвинов в движении и создание коллективной композиции с использованием элементов конструирования. 5) «Арктическая экспедиция». Рисование (туш, перо, черная ручка или фломастер). Изображение фигуры человека в движении и экипировке, формирование навыков сотворчества. 6-Й РАЗДЕЛ Океаны и моря. 1) «Я рисую море, голубые дали». Рисование — экспериментирование с использованием бытовых предметов для изображения волн (моря) разными способами (расческа, щетка). 2) «На дне морском». Лепка сюжетная. Создание сюжетной композиции на основе обогащения представлений о морских обитателях (раковины, крабы, звезды). — «Крошки — осьминожки». Рисование — экспериментирование. Рисование пластичных обитателей моря на основе волнистой линии (осьминоги, медузы, водоросли). — «Морские коньки играют в прятки». Аппликация с элементами детского дизайна. Освоение новой техники аппликации — вырезывание по нарисованному или воображаемому контуру. 3) «Плавают по морю киты и кашалоты».

16 Рисование по замыслу (гуашь). 4) «Рыбки играют, рыбки сверкают». Рисование декоративное. 5) «Чудесные раковины». Рисование с натуры (тушь, перо, черная ручка или фломастер). Создание реалистического природного образа с натуры. 7-Й РАЗДЕЛ Космические дали. 1) «Звезды и кометы». Аппликация из цветной бумаге, ткани и фольги. Создание панорамной композиции в технике коллаж из разных материалов, вырезывание звезд по опорной схеме. 2) «В далеком космосе». Лепка рельефная (панорама). Совершенствование техники рельефной лепки, передача пластики, движения и колорита космических объектов. 3) «Летающие тарелки и пришельцы из космоса». Рисование или аппликация (на выбор). Создание оригинальных образов космических объектов по замыслу, развитие навыков сотворчества. 4) «На далекой, неизведанной планете». Рисование по замыслу (смешанная техника). Создание оригинальных сюжетных композиций по замыслу, развитие творческого воображения. 8-Й РАЗДЕЛ Сказочная страна. 1) «Бабушкины сказки». Рисование сюжетное по мотивам народных сказок. Рисование сказочных персонажей по мотивам русских народных сказок. — «Домик с трубой и сказочный дым», «Тили-тили-тили бом». Рисование — фантазирование. Создание оригинальных контурных рисунков в технике «Живая линия» (линия на прогулке). 2) «Фантастические цветы».

17 Рисование по замыслу. Развитие творческого воображения свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник. — «Чудо-дерево». Создание образа чудо- дерева (рельеф или объем),развитие творческого воображения. — «Перо Жар-птицы». Свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление перьев жар-птицы. — «Змей Горыныч». Создание сказочных персонажей в движении по мотивам русских народных сказок. — «Лягушонка в коробчонке». Создание миниатюр пластическими средствами. — «Избушка на курьих ножках». Создание образа сказочной избушки, самостоятельный выбор изобразительновыразительных средств. 3) «Лукоморье». Рисование сюжетное (тушь, перо, черная ручка или фломастер). Создание композиции по сюжету сказки А.С.Пушкина. 4) «Жила-была конфета». Аппликация с элементами рисования (по замыслу). Моделирование из фольги, фантиков и цветной бумаги. Развитие композиционных умений. 9-Й РАЗДЕЛ — Досуг и культурная программа. Для обеспечения эмоционального благополучия и развития коммуникативной культуры коллектив «Юные художники» устраивает праздники с чаепитием, творческие конкурсы, мастер-классы. А также коллектив участвует в праздниках и выставках в ДДТ «Фонтанка 32», городских и районных. Традиционные праздники: Дни рождения, Новый год, Праздник Мам. Посещение музеев и выставок: Эрмитажа, Русского музея, выставочных залов «Манеж» и Смольный», Союза Художников, Музея Кукол.

18 10-Й РАЗДЕЛ — Выставочная деятельность. Выставочная деятельность способствует адаптации ребёнка в социальной среде, самореализации, формированию индивидуальности, развитию коммуникативной культуры. Это такая же учебная деятельность, как и любая другая. Выставочная и фестивальная деятельность сопровождается участием детей в культурных программах. Конкурсы и выставки: местные, районные.

19 Материально-техническое обеспечение образовательной программы. 1. Учебный класс 2. Рабочие столы и стулья 3. Учебная доска 4. Художественные и графические материалы 5. Художественные живописные материалы 6. Видеотехника, музыкальный центр 7. Палитры 8. Ножницы, клей, степлеры и т.д. Учебно-методическое обеспечение программы Направленность — художественная Продолжительность освоения — 1год Возраст детей- 3-6 лет Уровень освоения — общекультурный; Нормативно-правовые документы 1. Образовательная программа «Юный художник». 2. Нормативные документы по портфолио и содержанию программ. 3. Должностная инструкция педагога дополнительного образования. Утверждена директором ГБОУ ДОД ДДТ Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка 32» г 4. Инструкция по охране труда и при реализации образовательных программ «Юный художник» ИОТ г. 5. Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий, экспедиций. ИОТ г. 6. Инструкция по охране труда при возникновении несчастного случая. ИОТ г. 7. Правила поведения обучающихся утверждены директором ГБОУ ДОД ДДТ Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка-32» г.

20 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Тема Форма занятий Методы и приёмы Используемые материалы Формы подведения итогов Введение Беседа Словесные, наглядные, демонстрационные Путешествие в детство. Милый дом. Жаркие страны. Рисование с натуры. Аппликация. Лепка. Беседа. Занятие-игра, практикум, творческая работа Беседа. Творческая работа-рисование по представлению. Занятиеигра. Практикум. Занятие, играпутешествие в «Жаркие и холодные страны», практикум. Показ, исполнение педагогом, работа по образцу Наблюдение, показ педагогом. Рисование, лепка, аппликация. Наблюдение, рисование по представлению, создание сюжетных композиций по замыслу. Тематические журналы, книги, образцы работ Бумага, краски, мягкие игрушки, клей и т. д. Образцы работ, книги Образцы работ, книги, иллюстрации, Наблюдения педагога за реакцией учащихся Просмотр работ, наблюдение педагога Выставка Просмотр работ, выставка. Сравнение работ с реальными пейзажами. Холодные страны. Занятие-игра, практическая работа, рисование по представлению, экспериментирование с разными художественными ма- Рисование, аппликация, лепка, конструирование. Книги, образцы работ, иллюстрации. Выставка

21 Океаны и моря. Космические дали. териалами. Практическая работа Творческая работа Показ педагогом Образцы работ Просмотр работ Показ педагогом, работа по образцу Образцы работ, тематические журналы и книги Праздник, отчётная выставка Сказочная страна. Творческая работа, практикум Показ педагогом, демонстрация Тематическая литература, фотографии Выставка

22 Литература для детей дошкольного возраста: Рисование 1 (обучение детей в семье, детском саду и далее ) г. Екатеринбург, 1998 г. Народные русские сказки а. Н. Афанасьева Л., Лениздат, 1983 г. Андерсен Г. Х. «Сказки» — Л., Лениздат, 1955 г. Р.И. Коргузалова «Рисование (альбом для учащихся 1 класса)» М., Просвещение, 1971 г. Журналы «Юный художник» СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Т. С. Комарова, А. В. Размыслова Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников (Педагогическое общ. России) 2005 г. Григорьева Г.Г., Буякова Е.И., Боброва З.А. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Серия: Педагогическое образование И.А.Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду»- М., 2008г. Г.Корнева «Бумага. Азбука творчества» (СПб «Кристалл», 2001 г.); И.Черныш «Удивительная бумага. Основы художественного ремесла» (Москва «АСТ — Пресс», 1998 г.); журнал «Ручная работа» (Москва ЗАО «Вкусная жизнь», за гг.).

Читайте так же:  Как оформить доверенность авто по юридически

Программа кружка «Юный художник»

В документе представлена программа кружка «Юный художник»

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Юный художник»»

воспитание интереса к изобразительному искусству;

формирование графических навыков;

развитие эстетического и художественного восприятия;

активизация мыслительной деятельности учащихся;

коррекция недостатков познавательной деятельности;

знакомство с произведениями живописи и ДПИ.

рисование с натуры

рисование по темам

декоративно – прикладное творчество

Кружковая деятельность в коррекционной школе несёт в себе особую направленность в развитии, обучении и воспитании учащихся с отклонениями в развитии.

Работа кружка «Юный художник» обеспечивает возможности для исправления недостатков в эмоционально – волевой сфере, мелкой моторики, развитии воображения, памяти.

Развитие осуществляется по четырём направлениям:

беседы об искусстве

рисование с натуры

рисование по темам

Учащиеся должны знать:

1) разные приёмы рисования;

2) Хохломскую, Городецкую и Полхов – майданскую роспись;

3) понятие «стилизация»;

4) нетрадиционные техники рисования;

5) воздушную и линейную перспективу.

Учащиеся должны уметь:

1) работать в различной технике рисования;

2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;

3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

4) творчески подходить к выполнению работы.

По окончании обучения учащиеся оформляют большую выставку. Распространёнными формами подведения итогов реализации программы является выставка изделий учащихся.

Этапы проведения занятия

1.Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей).

2.Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников).

3.Установление связи между новым и предыдущим материалом (проведение упражнений, закрепление или повторение пройденного).

1.Анализ объекта изображения (натуры или образца), его формы, величины, строения, цвета, положения в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).

2.Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности).

3.Указания к началу работы (рекомендации по композиции и технике выполнения рисунка, предупреждение возможных ошибок).

4.Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства; повторное привлечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащихся, дополнительный показ технических приёмов рисования и т.п.).

1.Подведение итогов урока (просмотр и развёрнутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на достоинствах и ошибках рисунков; оценка их учениками и учителем).

2.Задание на дом (для учащихся 5-6 классов).

3.Организованное окончание урока.

1.Грошенков И.А. «Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе», М. Просвещение, 1993.

2.Павлинов П. «Для тех, кто рисует», Москва, 1995.

3.Полунина В.Н. «Искусство и дети», М. Просвещение, 1982.

1. Вводное занятие «Как стать художником?» Организация рабочего места на кружке. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе.

2. «В гостях у сказки» — иллюстрирование любимой сказки.

Что такое композиция. Правила её составления.

ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью

3. «Чудо – матрёшки» — роспись матрёшек Полхов – майданской росписью.

ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек. ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.

4. Приём рисования по сухому, или равномерно окрашенному.

ТЕОРИЯ: Понятие техники «по-сырому». Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски. ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.

5. Использование карандашей в рисовании цветов. ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей. ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.

6. Художественный приём «заливка». Рисование неба. ТЕОРИЯ: Понятие «заливка». Использование заливки для изображения неба, воды, гор. ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.

7. Рисование по влажному. Пейзаж. ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!

8. «Подводное царство» — рисование рыбок. ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб. ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.

9. Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски. ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев. ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.

10. Составление коллективного панно техникой «рваная бумага». ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.

Рабочая программа кружка «Юный художник» (3 класс)

МБОУ «Вохтожская школа»

Грязовецкого муниципального района Вологодской области

Рабочая программа кружка

Срок реализации программы:

Всего часов в неделю: 1 час

Автор: Духанина Елена Васильевна,

учитель изобразительного искусства

1.1. Нормативно — правовая база:

Нормативно – правовыми документами программы являются:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя — М., Просвещение, 2010

8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

Актуальность и перспективность курса:

Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами художественной деятельности учащихся являются:

-художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

— выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

ознакомительный – 1год обучения для обучающихся 6–7лет;

развивающий – 2 год обучения для обучающихся 8–9 лет;

развивающий – 3 год обучения для обучающихся 9–10 лет;

В перспективе планируется :

исследовательский – 4 год обучения для обучающихся 10–11 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

занятия в свободное время;

обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

1.3. Возрастная группа учащихся:

Программа ориентирована на учащихся 3 классов.

Программа рассчитана: 3 кл – 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками — 1ч в неделю для каждой группы.

1.5 . Продолжительность одного занятия:

во 3 классе — 40 минут

1.6. Цели и задачи реализации программы:

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.

воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

художественно-творческая развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;

техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

1.7. Формы и методы работы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Основные методы и технологии:

Читайте так же:  Органы опеки камышин

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

2 . Структура программы

2.1. Перечень УУД

эмоционально — ценностно относиться к природе, человеку, обществу;

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.

наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения;

осознанно подбирать доступные материалы для выполнения работы;

выбирать и использовать оптимальные техники рисования;

различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

создавать простые композиции на заданную тему;

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;

3.Содержание программы. Тематическое планирование.

Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

Связь с рисунком, композицией, живописью.

Виды изобразительного искусства (живопись, графика, ДПИ).

Календарно-тематический план

Графические материалы и приспособления. Разнохарактерные линии.

Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы.

Красота формы листьев. Графика. « Осенние листья».

Техника печати с оттиска листа: композиция и использование живых листьев в качестве матриц.

Тоновая растяжка цвета, акварель.

Выполнение рисунка фантастических деревьев ограниченной палитрой (акварелью или гуашью).

«Фантастический лес». Рисование узора гелиевыми ручками и фломастерами.

Графика. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

Герои сказок. Техника работы гуашью.

Рисунок по замыслу.

«В гостях у сказки». Иллюстрирование сказки «Серая шейка».

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве.

«Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы».

Выполнение пейзажа без предварительного наброска.

Портрет как жанр изобразительного искусства.

Гармония теплых и холодных цветов.

Гуашь. Пропорция человеческого тела.

Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

Рисование снегиря. Анималистический жанр.

Формирование графических навыков и умений

Декоративное рисование птицы с росписью под гжель.

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Стихия – вода.

Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

«Дворец Снежной королевы»

Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

Натюрморт. Основные и дополнительные цвета.

Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая собственная.

«Гризайль». Натюрморт из трёх предметов.

Понятие «тон». Одноцветная акварель –«гризайль». Тоновая растяжка.

«Чаепитие». Декоративный натюрморт.

Стихия- огонь. «У костра».

Теплые цвета. Акварель (гуашь). Рисование по методу ассоциаций.

Техника монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

«Домики, которые построила природа»

Рисование сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов.

Линия, штрих, пятно (темное и светлое) и художественный образ.

Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

«Прогулка по весеннему саду».

Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

Рассказ-описание любимой картины.

Виды изобразительного искусства.

Выставка работ учащихся по видам изобразительного искусства. Викторина по видам изобразительного искусства.

Отчетная выставка работ учащихся по изобразительному искусству, праздник

4. Основные требования к знаниям и умениям

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 3-го класса

особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

пользоваться гуашью, акварелью;

пользоваться графическими материалами и инструментами (гелиевыми ручками, фломастерами, карандашами);

различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

рисовать кистью элементы орнамента;

проявлять творчество в создании работ.

5.Литература и средства обучения

Большой самоучитель рисования/ Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой. — М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2006

Занятия изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. — М.: ТЦ Сфера, 2010

Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков/ сост. З. А\ Степанчук и др. — Волгоград: Учитель, 2009

Курчевский В. Быль-сказка о карандашах и красках. — М.: Педагогика, 1980 .

Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

Салмина Н. Г., Глебова А. О. Графика, живопись и народные промыслы: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.- М.: Вентана-Граф, 2008

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

Сокольникова Н. М . Основы композиции. Обнинск, 1996г.

Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

21. Богатырева В. Я\ «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1, 2 кл. кл. «Дрофа».2012г.

5.2. Печатные пособия :

Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.

5.3. Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Компьютер( по возможности).

Сканер ( по возможности).

Принтер ( по возможности).

6. Оценка эффективности реализации программы

1.Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.

Еще статьи:

  • Повар требования и обязанности Должностная инструкция повара 4-го разряда ______________________________ (инициалы, фамилия) (наименование организации, ______________________ предприятия и т.п., его (директор или иное организационно-правовая форма) должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную […]
  • Денежная компенсация взамен жилья военнослужащим Калькулятор (программа) ориентировочного расчета ЕДВ на жилье военнослужащим (с января 2014 года) Калькулятор позволяет произвести онлайн расчёт единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение военнослужащими жилого помещения. Данная единовременная денежная компенсация будет […]
  • Подготовить отчетность в пфр ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Отчетность с 2017 года Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2017 N 3п"Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального […]
  • Детские пособия добавили Индексация пособий с 1 февраля 2018 года Детские пособия в России, установленные законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», с 1 февраля 2018 года проиндексированы на 2.5% в соответствии с постановлением Правительства от 26.01.2018 г. № 74. Это повышение затронет […]
  • Нотариус научный проезд 17 Нотариус г. Москвы Гончарова О. С., Научный проезд, 19 Адрес и график работы Контактная информация Нотариус г. Москвы Гончарова О. С. на подробной карте Похожие юристы рядом: Хотите добавить свой отзыв? Заполните форму ниже! Внимание! Нецензурная речь будет удаляться. Внимание! Чужие […]
  • Налог на прибыль при упрощенке Налог на прибыль при УСН Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на прибыль при УСН (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Налог на прибыль при УСН Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Налог на прибыль при […]