Полномочия прокурора в защите прав граждан

Новости прокуратуры

Новое в законодательстве о расширении полномочий прокурора в сфере защиты социальных прав граждан

Защита прав и свобод граждан — одно из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры. В целях реализации правозащитной функции прокурор в соответствии с действующим законодательством наделен правом применения различных мер прокурорского реагирования, в том числе и правом обращения в суд с исками и заявлениями в интересах конкретного гражданина.
Поводом для предъявления заявлений в суды служат, в том числе, и обращения и жалобы граждан.
Согласно ранее действующему законодательству прокурор мог обратиться с иском (заявлением) в интересах конкретного гражданина только в том случае, если гражданин по уважительным причинам: состоянию здоровья, возрасту, недееспособности не может самостоятельно обратиться в суд.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 05.04.2009 №43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» внесены дополнения в часть 1 статьи 45 Кодекса, согласно которым прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Основанием для использования прокурором данного полномочия является обращение к нему гражданина.
Таким образом, в связи с вышеназванными изменениями, внесенными в действующее законодательство, у органов прокуратуры теперь имеется возможность защитить социальные права, свободы и законные интересы граждан, обратившихся с соответствующим заявлением в прокуратуру, вне зависимости от того факта, имеет ли данный гражданин возможность самостоятельного обращения в суд или не имеет.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Прокуратуры районов Курской области

Прокуратура Пристенского района

308024, Курская обл., г. Пристень, л. Горького, д. 56-А 8 (4722) 52-20-40, 52-52-84

+7 (4712) 52-15-25, деж. 51-29-33

305000, г. Курск, ул. Ленина, 21

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОКУРАТУРОЙ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Основы организации и деятельности российской прокуратуры заложены в ст. 129 Конституции Российской Федерации. Одновременно в этой норме законодателем была предусмотрена возможность конкретизации полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры специальным федеральным законом, что и было реализовано в принятой в 1995 году новой редакции Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Этот Закон, реализующий полномочия и нормы Конституции Российской Федерации, изменил приоритеты прокурорского надзора, во главу всей прокурорской деятельности были поставлены интересы защиты прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: с чем же связано то, что в Российской Федерации именно прокуратуре предоставлено такое полномочие? Полагаем, для этого есть ряд серьезных причин правового и исторического характера.

Во-первых, особо отметим, что на протяжении всей истории отечественной прокуратуры ее деятельность имела особое социальное и правозащитное значение. В связи с этим справедливо будет напомнить, что, готовясь создать в России новую государственную структуру — прокуратуру, учрежденную в январе 1722 года в целях более успешного проведения в жизнь экономических, социальных и политических реформ, Император Петр I внимательно изучал деятельность государственных органов развитых зарубежных стран. При этом большинство теоретиков в области прокурорского надзора обоснованно отмечают, что за образец он взял прокуратуру Франции. Многие же ученые полагают, что в значительной мере это был германский фискалат, и это тоже в определенной степени справедливо. Но крайне редко исследователи указывают, что в российской прокуратуре нашли воплощение и черты шведского омбудсмена — защитника прав человека. А ведь это вполне понятно и объяснимо, поскольку для проведения грандиозных петровских преобразований в России нужен был человеческий потенциал для армии и флота, рабочие на фабриках и заводах, строители и прочие, как тогда говорили, «работные люди», а крепостники не жалели людей — для них они были, как правило, «чернью», простым «орудием труда». По своему назначению русский Генерал-прокурор был близок шведскому омбудсмену, основной задачей которого являлась защита прав и свобод населения от нарушений со стороны властей. Такого мнения придерживались видные отечественные ученые и государственные деятели XIX в. С. Петровский(1) и Н. Павлов-Сильванский(2).

Петр I считал, что прокуратура должна стоять на страже интересов государя, государ­ства, церкви и всего населения. Создавая прокуратуру, возлагая на Генерал-прокурора надзор за соблюдением интересов государства и исполнением законов, он говорил и о защите интересов подданных, об охране их прав, предоставленных законом. Поэтому не случайно то, что уже

17 апреля 1722 г. был издан указ «О хранении прав гражданских», в котором, в частности, говорилось: «Понеже ничто так по управлению государством есть, как крепкое хранение прав гражданских. кто сей наш Указ преступит под какой отговоркою. тот, яко нарушитель прав государственных и противник власти, казнен будет смерти, без всякие пощады. И чтоб никто не надеялся ни на какие свои заслуги, ежели в вину попадет»(1). Петр I наряду с другими задачами возлагал решение этой проблемы на прокуратуру как орган надзора.

С момента образования в России прокуратура называлась «оком государевым» и была наделена широкими полномочиями вне уголовно-правовой сферы, в первую очередь правом общего надзора за законностью. В истории страны были краткие периоды, когда в компетенции прокуратуры общий надзор отходил на задний план, но в конечном счете потребности общественного развития всегда возвращали деятельность по надзору и защите прав человека в число приоритетных.

Однако надо быть реалистами — в качестве государственной структуры прокуратура, как, впрочем, и все остальные структуры правоохраны, включая и суд, функционировала в тех формах и пределах, которые были необходимы для поддержания правопорядка, пусть порой в тоталитарном государстве. Но даже в тот период (это нельзя игнорировать) прокуроры, отстаивая в предоставленных им рамках требования закона, проводили немалую работу по защите населения от злоупотреблений и произвола власти.

Во-вторых, в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации независимость прокуратуры от органов власти и местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, недопустимость вмешательства в ее деятельность предопределяют государственно-правовой статус прокуратуры и своеобразное место в системе государственного механизма. Закон позиционирует прокуратуру как систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, что также распространяется на сферу надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В результате специфика работы российских прокуроров вне системы уголовного правосудия такова, что на них возложены мощные надзорные полномочия, призванные обеспечить охрану и защиту основных прав и свобод человека и гражданина. Сегодня в России прокуроры занимаются правозащитной деятельностью, оказывают помощь людям в отстаивании их законных прав, поддерживают иски граждан против чиновников, работодателей, полицейских. Практика показывает, что деятельность российской прокуратуры вне уголовно-правовой сферы, особенно по защите прав человека и гражданина, по-настоящему востребована обществом и, что следует подчеркнуть особо, полностью отвечает принципам демократического государства.

Судите сами. Прокуратура ежегодно защищает интересы миллионов граждан, в частности, в сфере социального обеспечения, гражданского, трудового, семейного, жилищного и избирательного права. Подчеркну, при этом существенно разгружая судебную систему, действуя более оперативно и, что не менее важно, безвозмездно для граждан. Как показывает практика, с каждым годом эффективность правозащитной работы российских прокуроров возрастает. В 2012 году усилиями прокуроров были восстановлены права более чем 1 млн 300 тыс. граждан. В прошлом году прокурорам пришлось более 700 тыс. раз принимать меры реагирования на нарушения в социальной и трудовой сферах. Только к административной ответственности привлечено более 20 тыс. руководителей предприятий. Почти 600 из них лишились своих должностей, в отношении 400 после прокурорских проверок возбуждены уголовные дела по фактам невыплаты заработной платы.

Читайте так же:  Льготы пособия при рождении ребенка

Прокуроры оперативно реагируют на все выявляемые нарушения прав граждан. В результате принимаемых мер ежегодно десятки тысяч нормативных актов приводятся в соответствие с федеральным законодательством. В рамках гражданского процесса прокуроры обращаются в суд с заявлениями в защиту прав

отдельных граждан или неопределенного круга лиц, а также интересов государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Рассматривая проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина в России, особо хотелось бы обратить внимание на все возрастающую необходимость защиты прав социально уязвимых групп населения. Это старики, инвалиды, дети, малоимущие и нетрудоспособные граждане. Они зачастую даже не знают, что им делать в ситуациях, когда попираются их права. Адвокатов нанять себе они просто не в состоянии. И прокуратура в этом случае становится для них чуть ли не единственным шансом на восстановление справедливости. Ежегодно прокурорами в интересах социально наиболее уязвимых граждан направляются сотни тысяч исков.

Под постоянным контролем прокуроров всех субъектов Российской Федерации находится широкий спектр жизненно важных вопросов: обеспечение инвалидов беспрепятственным доступом к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, защита жилищных и пенсионных прав инвалидов и престарелых граждан, их прав на санаторно-курортное лечение, обеспечение средствами реабилитации, лекарствами; безопасность пожилых людей, проживающих в специализированных учреждениях; исполнение законодательства при оказании поддержки многодетным семьям и инвалидам и др. Организован системный прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудовых прав несовершеннолетних, их прав в случаях опеки и попечительства, при расторжении брака между родителями. Активно осуществляется правовая защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе размещаемой в сети «Интернет».

При этом российская прокуратура защищает не только отдельно взятых людей, но и целые социальные группы. Например, в настоящее время прокуроры активно занимаются защитой прав пенсионеров, женщин, ветеранов войны, участников боевых действий, ветеранов труда, военнослужащих и членов их семей, предпринимателей, трудовых мигрантов и других лиц.

Мерами прокурорского реагирования удалось добиться укрепления законности в сфере трудовых правоотношений. В целях противодействия нарушениям прав граждан на своевременную оплату труда организована совместная работа прокуроров с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации налажено эффективное сотрудничество с Федерацией независимых профсоюзов России. Его результатом стало расширение полномочий прокуроров в гражданском судопроизводстве в целях защиты трудовых и социальных прав граждан.

В периоды избирательных кампаний по выборам в Государственную Думу Российской Федерации и Президента Российской Федерации, региональных выборов и выборов в органы местного самоуправления организуется системный прокурорский надзор за исполнением избирательного законодательства.

На протяжении многих лет в органах прокуратуры проводится постоянный анализ правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан и государства. Более миллиона правовых актов по протестам прокуроров за последние три года приведены в соответствие с законом. Прежде всего, это акты, касающиеся трудовых, пенсионных и других социальных прав граждан.

Правозащитная деятельность российских прокуроров во многом связана с рассмотрением обращений граждан. Только в прошлом году сотрудниками прокуратуры были рассмотрены и приняты решения по 1 млн 400 тыс. обращений. Еще миллион человек побывали на личном приеме у прокуроров. При этом каждое пятое из разрешенных обращений удовлетворяется, принимаются меры по восстановлению нарушенных прав. Примечательно, что количество обращений граждан, поступающих в адрес прокуратуры, ежегодно увеличивается (в 2012 году составило 3 млн 600 тыс.). При этом число обращений в прокуратуру в несколько раз превышает число

заявлений о защите прав и свобод, направляемых в суд.

Особо хотелось бы обратить внимание на то, что правозащитная деятельность российской прокуратуры тесно переплетается с защитой прав потерпевших, а также других участников уголовного процесса. Необходимо подчеркнуть определяющее значение прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав основных участников уголовного процесса — подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего. Обеспечение прав этих лиц постоянно находится в поле зрения прокуроров. Каждый случай нарушения их прав является объектом повышенного внимания.

В целях поддержания верховенства закона прокуроры защищают права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно личность от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, взвешенно подходя к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства, принимая в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда.

Учитывая исторический опыт России, тип российского уголовного процесса, систему и структуру органов предварительного расследования, уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и правовой грамотности населения, можно говорить о том, что надзорная деятельность прокурора на этом участке в настоящее время достаточно значима и востребована. Работа прокуроров имеет важное превентивное значение и служит надежной гарантией от незаконного, необоснованного ограничения прав и законных интересов заинтересованных лиц.

Особо важным направлением правозащитной деятельности органов прокуратуры России является надзор за исполнением законов в сфере экономики, в том числе законодательства о собственности, о предпринимательской деятельности, банковского, земельного, налогового, антимонопольного, бюджетного.

При этом важно, что при осуществлении правозащитной деятельности прокурорами систематически анализируется и учитывается практика Европейского Суда по правам человека и осознается, что любое решение, действие или бездействие прокурора в отношении прав и обязанностей физических или юридических лиц может быть обжаловано в установленном законом порядке, в том числе в суд, т. е. на законодательном уровне закреплено, что деятельность прокуратуры (прокуроров) подконтрольна государству и обществу.

Объективности ради отметим, что в современный период в нашей стране найдется не так уж много людей, которые могут поставить под сомнение правозащитную направленность деятельности органов прокуратуры, как это было в первые годы после принятия Конституции Российской Федерации и в соответствии с ее положениями — Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в который впервые в отечественной истории была включена специальная глава «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Тогда не только противники многофункциональности российской прокуратуры из числа приверженцев ее западных образцов, но даже некоторые независимые ученые и практические работники говорили, что это не более чем «дань моде», «стремление представителей тоталитарной системы» показать себя в белом свете, «желание замолить свои грехи» и т. д. Но время, как говорится, расставило все по своим местам…

Более того, благодаря активной позиции руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в последние годы правозащитная деятельность российской прокуратуры получила признание на международном уровне.

В октябре 2008 года в Страсбурге Консультативный совет европейских прокуроров принял Заключение № 3 «Роль прокуратуры вне уголовно-правовой сферы», в котором деятельность прокуратуры по защите прав человека оценивается как очень важная. «Перед всеми государствами Европы, — отмечается в Заключении, — стоит задача развивать и укреплять правозащитный потенциал всех своих органов, включая суды и прокуратуру» (п. 32 Заключения).

В Рекомендации СМ/Rес(2012)11 Комитета министров государствам — членам Совета Европы «О роли прокуроров вне системы уголовного правосудия» от 19 сентября 2012 г. признано: «Там, где в национальной правовой системе прокуроры наделены обязанностями и полномочиями вне системы уголовного правосудия, их задачи должны состоять в том, чтобы представлять общие или публичные интересы, защищать права и основные свободы человека и поддерживать верховенство закона».

Эти подходы были подтверждены и в ходе состоявшейся в Москве в сентябре 2013 года 18-й Ежегодной конференции и Общего собрания МАП(1).

Сегодня в научных кругах порой ведутся другие споры — а является ли деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина одной из функций прокуратуры? Кстати говоря, такое определение мы можем видеть и в распорядительных документах Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Выскажем по этому поводу свою позицию.

Защита прав и свобод человека и гражданина, наряду с защитой охраняемых законом интересов общества и государства, осуществляется прокуратурой в соответствии с законом. Это одна из основных целей деятельности прокуратуры России, закрепленная на законодательном уровне.

Конечно, ключевой правовой категорией, раскрывающей и объясняющей структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, в том числе по защите прав и свобод человека и гражданина, являются ее функции.

Функции прокуратуры — это такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств. Названные элементы находятся в строгой взаимосвязи. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности, должно неизбежно повлечь корректировку остальных частей функциональной характеристики.

Читайте так же:  Государственная пошлина пленум вас

Основной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории России.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина находится в центре внимания прокуроров также в ходе реализации таких функций прокуратуры, как уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процес-суальным законодательством; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами; осуществление международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации; участие в правотворческой деятельности.

Функции прокуратуры находят свою реализацию через виды и направления деятельности прокуратуры. При этом виды деятельности — это законодательно определенные пути реализации функций прокуратуры ее органами и учреждениями в процессе использования прокурорскими работниками своих полномочий по достижению целей и задач, стоящих перед прокуратурой Российской Федерации(2), а это, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что направленность работы российской прокуратуры на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина не только определяет содержание такого вида деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, но находит реализацию при осуществлении иных видов надзорной и другой ее деятельности.

В отличие от функций и видов деятельности, которые закреплены в законе и обладают относительным постоянством, направления деятельности прокуратуры характеризуются подвижностью. При этом

основные направления деятельности прокуратуры определяются значимостью задач, стоящих перед государством и обществом на том или ином этапе развития. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в городе, субъекте Федерации, в стране в целом(1).

В совокупности правильно избранные основные направления позволяют обеспечить не только полноту реализации функций прокуратуры, но и оптимальность ее результатов, сосредоточение усилий на решении самых насущных проблем.

Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным направлением деятельности современной российской прокуратуры, вбирающим в себя правозащитную практику в ходе осуществления различных видов и направлений деятельности органов и учреждений прокуратуры, реализуя все ее функции.

За прошедшие после принятия Конституции Российской Федерации годы законодательство, регулирующее правозащитную деятельность прокуратуры, претерпело существенные изменения.

Укажем ряд из них, кроме ранее уже отмеченных:

тотальный характер прежнего, так называемого общего надзора, включая контроль правового поведения граждан, трансформирован в прокурорское вмешательство на основании поступившей информации о нарушении закона;

прокуроры наделены полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, что позволило мерами прокурорского реагирования привести в соответствие с ней тысячи законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;

законодательно установлено, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций;

отменена такая форма прокурорского реагирования на нарушения законов, как предписание об их устранении, являвшаяся нередко орудием такого вмешательства;

упразднено право прокурора приостанавливать действие опротестованного правового акта;

перечень мер прокурорского реагирования был дополнен предостережением о недопустимости нарушения закона, объявляемым в письменной форме;

в современный период прокуроры не являются руководителями следствия, а осуществляют надзор за исполнением законов органами, осуществляющими следствие;

на прокуратуру законодательно возложено, по сути, новое направление деятельности — поддержка средствами надзора предпринимателей, борьба с избыточными административными барьерами в ходе осуществляемой ими деятельности;

в связи с тем что за счет манипуляций со статкарточками получали необоснованный учет тысячи преступлений экономической и коррупционной направленности, в массовом порядке искажались сведения о результатах расследования дел об оставшихся нераскрытыми преступлениях, об их тяжести, с 1 января 2012 г. органы прокуратуры наделены полномочиями в сфере уголовно-правовой статистики.

Подводя итог изложенному, отметим, что исходя из реалий современного периода необходимо ставить вопрос не об ослаблении, ограничении правозащитного потенциала отечественной прокуратуры, а о наиболее эффективном его использовании и наполнении новым содержанием.

В целом же характер диктуемых обстановкой функциональных и структурных перемен в организации и деятельности органов прокуратуры в современных условиях таков, что они уже не могут быть введены отдельными разрозненными изменениями и дополнениями в действующий Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» — для этого требуется принятие нового закона. Кроме того, необходимо внести изменения в некоторые законы, подзаконные акты, для того чтобы законодательство в полной мере соответствовало нынешнему этапу развития российского государства, общества и системы прокуратуры.

Прокуратура разъясняет

Полномочия прокурора по защите социальных прав граждан.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрен в качестве важнейшей функции органов прокуратуры.

Наиболее востребованным остается прокурорский надзор в сфере защиты социальных прав граждан. Он специфичен и многогранен, поскольку охватывает широкий круг вопросов, касающихся их жизнедеятельности. Внимание прокуроров сосредоточено на защите прав и законных интересов инвалидов, пенсионеров, престарелых, несовершеннолетних и других социально незащищенных слоев населения.

На постоянной основе прокурорами проводятся проверки исполнения законодательства о соблюдении их жилищных, пенсионных прав, при предоставлении мер социальной поддержки, оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении, доступности к объектам транспорта и социальной инфраструктуры.

Одними из самых действенных в совокупности правовых средств, используемых прокурором в целях устранения нарушений законности и восстановления нарушенных социальных прав и свобод граждан, являются средства прокурорского реагирования (внесение представлений, предъявление исков, принесение протестов на незаконные правовые акты и т.д.).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Внесённые ещё в 2009 г. изменения в ч. 1 ст. 45 ГПК позволяют прокурорам активно осуществлять защиту прав граждан путём обращения в суд с иском. При наличии заявления заинтересованного лица прокурор получил право обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; в защиту семьи, материнства, отцовства и детства; в целях социальной защиты, включая социальное обеспечение; в целях обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; в целях охраны здоровья, включая медицинскую помощь; в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду, на образование.

Приоритетным направлением деятельности прокуроров является обращение в суды с заявлениями в защиту трудовых прав граждан, прежде всего связанных с взысканием задолженности по заработной плате. В данной сфере предъявляются также иски об отмене незаконных приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, восстановлении на работе, изменении формулировки увольнения, невыплате выходных пособий.

Прокурор обращался в суд с исками о предоставлении инвалидам санаторно-курортного лечения, средств реабилитации и т.д.

На систематической основе ведется работа по обращению прокурора в суд в защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обеспечению их жильем.

В завершение следует отметить, что необходимо отличать полномочия прокурора по обращению в суд и полномочия по участию в рассмотрении определенных категорий гражданских дел.

Предоставление прокурору полномочий на обращение в суд в интересах граждан с заявлениями о защите их социальных прав не дает ему права на участие в рассмотрении ранее заявленных гражданами требований в указанной сфере.

Полномочия прокурора в защите прав граждан

Полномочия прокурора по защите трудовых прав граждан

Полномочия прокурора по защите трудовых прав граждан.

Прокуратура Российской Федерации играет важную и активную роль в охране и защите конституционных прав и свобод граждан, осуществлении надзора за исполнением законов, укреплении законности и правопорядка. Она осуществляет государственный надзор за исполнением законов на всей территории России, принимает меры по устранению нарушений законности, привлекает виновных лиц к установленной законом ответственности.

Прокурорские проверки касаются различных вопросов трудовой сферы. Это и законность заключения, изменения, прекращения трудовых договоров, и законность применения дисциплинарных взысканий, законность применения мер материальной ответственности, отказа в приеме на работу, своевременность выплаты заработной платы и многие другие. Если работодателем не соблюдаются положения, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, в частности, нарушается охрана труда, время отдыха, оплата и нормирование труда, это может быть поводом к проведению прокурорской проверки.

За последнее время повсеместно возникают нарушения сроков выплаты заработной платы работникам. Статья 136 Трудового кодекса РФ предусматривает, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.Работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также общей сумме, подлежащей выплате. Сроки выплаты заработной платы и отпуска не могут быть изменены односторонним распоряжением работодателя или соглашением сторон.

Читайте так же:  Заявление для постановки на учет машины

Статьей 236 Трудового кодекса РФ установлена материальная ответственность работодателя за нарушение установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Трудовой кодекс РФ, в частности, закрепил правило, согласно которому при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время тарифной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ для того, чтобы прокурор отстаивал в судебном порядке нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, гражданину следует подать заявление к прокурору с просьбой обратиться в суд. Подача иска в суд в защиту трудовых прав гражданина является правом, а не обязанностью прокурора и возможна только при наличии к тому достаточных оснований, выявлении нарушений закона, которые, безусловно, влекут удовлетворение судом заявленных требований.

Трудовым кодексом РФ установлены сроки, в течение которых работник имеет право обратиться в суд: три месяца за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, один месяц со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки по спорам об увольнении.

При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом. Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Следует также знать, что обращение в органы прокуратуры, государственную инспекцию труда, иные органы не прерывает течения срока, а ссылки на указанное обстоятельство не принимаются судебными инстанциями во внимание в качестве уважительной причины пропуска срока. В связи с чем, в целях более оперативного решения вопроса о подготовке иска целесообразно вместе с заявлением предоставлять прокурору документы, которые, по мнению заявителя, свидетельствуют о неправомерных действиях работодателя, а в случае истечения срока обращения в суд – подтверждают наличие уважительных причин.

Полномочия прокурора по защите прав граждан, охраняемых законом интересов общества и государства в арбитражном процессе.

Одной из главных задач органов прокуратуры Российской Федерации является надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и соблюдение прав и свобод человека и гражданина указанными субъектами.

Данные задачи реализуются, в том числе, посредствам участия в рассмотрении дел арбитражными судами, инициатором которых может выступать сам прокурор. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в данной части устанавливает конкретные основания для обращения в арбитражный суд с заявлением или иском. А именно, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

— с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

— с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

— с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

При этом Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации определены конкретные должностные лица органов прокуратуры уполномоченные реализовывать вышеуказанные права. Так, обращение в Верховный Суд Российской Федерации направляет Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации обращения направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. При этом отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

Также по указанной категории дел, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Глава 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 26 — 28)

Глава 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

См. Соглашение о взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Правительства Москвы в области противодействия коррупции

См. Соглашение об обмене информацией между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в области противодействия коррупции

См. Соглашение о взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы по финансовому мониторингу (Москва, 11 декабря 2015 г.

См. Соглашение о взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в области противодействия коррупции

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195

См. Соглашение Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ от 24 июля 1998 г. о формах взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан

Еще статьи:

  • Приказ минстроя 441 от 31072019 Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 июня 2015 г. № 441/пр "Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества Федерального автономного учреждения […]
  • Бухгалтерская отчетность малых предприятий как заполнять Бухгалтерская отчетность малых предприятий как заполнять ТИПОВАЯ СИТУАЦИЯ™ актуальна на 12 февраля 2019 г. Упрощенная бухгалтерская отчетность малых предприятий - 2018: что сдавать и как заполнить Упрощенную бухгалтерскую отчетность могут сдавать все малые предприятия, кроме […]
  • Приказ ревматоидный артрит Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 мая 2010 г. N 315н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с ревматическими болезнями" В соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля […]
  • Типовой договор госзакупок рк Типовой договор госзакупок рк Добрый день! Вопрос относительно заключения договора с физическим лицом о возмездном оказании услуг, на который не распространяются нормы Закона "О государственных закупках". Под "возмездным оказанием услуг" ст.683 ГК РК дает […]
  • Доходы от участия в других организациях налог на прибыль Доходы от участия в других организациях налог на прибыль По строке 2310 отражается: [Оборот в кредит субсчета 91.1 «Прочие доходы» с дебета счетов учета доходов от участия в уставных капиталах других организаций] По этой строке отражаются в частности: поступления, связанные с участием […]
  • Оформление лицензия на оружие Получение лицензии на оружие Право на оружие равносильно праву на жизнь, которое закреплено в пункте 1 статьи 20 Конституции РФ. Чтобы реализовать это право, недостаточно просто приобрести оружие. Владение им регламентируется на законодательном уровне. Процесс, регулирующий получение […]