Полномочия судей в рб

Статья 124. Прекращение полномочий судьи

Полномочия судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут быть прекращены в случае:

подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

достижения предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь;

истечения срока его полномочий;

отказа от принесения присяги;

прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;

занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

вступления в законную силу обвинительного приговора;

вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, – без принятия специального решения.

Прекращение полномочий Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании личного письменного заявления судьи об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию либо представления Конституционного Суда Республики Беларусь о прекращении полномочий судьи по иным основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При этом представление Конституционного Суда Республики Беларусь принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь, за исключением внесения представления о прекращении полномочий по основанию, предусмотренному абзацем десятым части первой настоящей статьи, которое должно быть принято большинством не менее двух третей от полного состава судей.

Полномочия судей общих и хозяйственных судов могут быть прекращены в случае:

подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

достижения предельного возраста пребывания на государственной службе, за исключением случая, предусмотренного частью пятой статьи 99 настоящего Кодекса;

истечения срока его полномочий;

отказа от принесения присяги;

прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;

занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

отказа судьи от перевода в другой суд в связи с ликвидацией суда либо сокращением численности судей;

систематических дисциплинарных нарушений (привлечение к дисциплинарной ответственности более двух раз в течение одного года);

грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

вступления в законную силу обвинительного приговора;

вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, – без принятия специального решения.

Прекращение полномочий судей общих и хозяйственных судов (кроме председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

При наличии оснований, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, прекращение полномочий председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь. О прекращении полномочий председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президент Республики Беларусь уведомляет Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Процедуру досрочного прекращения полномочий председателей, заместителей председателей и судей судов Республики Беларусь вправе инициировать должностные лица, уполномоченные в соответствии с законодательными актами возбуждать дисциплинарное производство.

При прекращении полномочий председателей и заместителей председателей судов в связи с истечением срока, на который они были назначены (избраны), за ними сохраняются полномочия судей соответствующих судов, если срок таких полномочий не истек.

Полномочия судьи прекращаются в день вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь или в день, указанный в данном решении. При этом не допускается прекращение полномочий судьи в связи с истечением срока его полномочий, установленного настоящим Кодексом, или достижением им предельного возраста нахождения в должности судьи до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием этого судьи.

Решение о прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь в течение одного месяца со дня вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь.

В случае отмены обвинительного приговора или постановления суда о применении в отношении судьи принудительных мер безопасности и лечения, а также решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным либо об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутствующим судья может быть восстановлен в должности судьи Президентом Республики Беларусь.

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

Правовой статус судей и народных заседателей

1. требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи
2. понятие правого статуса судей
3. права и обязанности судей
4. несменяемость судей. Приготовление и прекращение полномочий судей
5. неприкосновенность судей
6. материальное и социальное обеспечение судей
7. аттестация судей
8. дисциплинарная ответственность судей
9. народные заседатели

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Кандидаты на должность судей должны соответствовать ряду общих и специальных требований. Общие требования установлены ст.24 и 33 закона «о госслужбе». Специальные требования содержаться в кодексе «о судоустройстве и статусе судей». Судьей конституционного суда может быть назначено (избрано) лицо, отвечающее следующим требованиям:
1) гражданство РБ
2) владение белорусским и русским языками
3) высшее юридическое образование
4) высококвалифицированная специальность в области права
5) иметь ученую степень
6) высокие моральные качества
Предельный возраст пребывания на должности судьи 70 лет. Судьи конституционного суда назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок. Кандидатам на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин, достигший 25 лет, владеющий государственными языками, имеющий высшее юридическое образование, имеющий стаж по специальности не менее 3-х лет, не совершивший порочащих его поступков, здавший квалификационный экзамен на должность судьи. На должность судьи областного (минского городского), белорусского военного судов должен иметь стаж судьи не менее 3 лет. Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидата в судьи и действует в течении 2 лет с момента его сдачи. Заявление лица о зачислении кандидата в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствующие заявительные требования, предъявляемые кандидату в судьи направляются в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассматривается ею в течение 1 месяца с момента подачи заявления на заседании квалификационной коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением. По результатам рассмотренного заявления принимается решение о регистрации в качестве кандидатов в судьи или об отказе в регистрации, которая объявляется заявителю.
При наличии в суде вакантной должности судьи квалификационная коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную должность судьи и прохождения специальной подготовки, о чем информируется Минюст. Специальная подготовка на должность судьи включает обучение до одного года в специализированных учреждений образования или стажировкой в одном из судов под руководством судьи, назначенного председателем. Судьи избираются (назначаются) на должность президентом и парламентом. Впервые назначенный на должность судьи принимает присягу.

2.Судьи являются непосредственными носителями судебной власти. Для ее надлежащего осуществления они наделены соответствующим правовым статусом. Содержание правового статуса осуществляется составом следующих элементов:
1) совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судебных полномочий
2) гарантии независимого осуществления судьями судебной деятельности
3) ответственность судей
Под статусом судьи понимаются права и социальное положение судей как представителей госорганов, осуществляющих в стране судебную власть. Статусу судей присущи такие черты как единство статуса и независимости судей. Судьи всех судов обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями, но это не исключает наличие особенностей статуса отдельных категорий судей. Судьи занимают государственные должности и на них распространяется действие закона «о госслужбе». Судьи военных судов и военной коллегии верховного суда являются военнослужащими, проходящими военную службу.
Независимость судей является основной чертой статуса судей, она обеспечивает совокупность установленных законом гарантий:
1) политическая нейтральность судей, запрет осуществлять иную оплачиваемую деятельность
2) несменяемость судей
3) неприкосновенность судей
4) материальное и социальное обеспечение судей, правовая защита судей

3.Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные кодексом «о судоустройстве и статусе судей» и иными законодательными актами.
Судья имеет право:
1) требовать от госорганов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей.
2) Запрашивать информацию от госорганов, иных организаций, а также у должностных лиц и граждан
3) Судья конституционного суда имеет право требовать созыва конституционного суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений конституционного суда. При решении всех вопросов, отнесенных к компетенции конституционного суда, судьи конституционного суда пользуются равными правами. Судьи конституционного суда вправе присутствовать на открытых и закрытых заседаниях любых госорганов.

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны:
1) соблюдать конституцию, законы и иные законодательные акты
2) обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемые законодательством, интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культурную судебную деятельность
3) быть справедливым и беспристрастным, строго соблюдать положения кодекса чести судьи.
Судья и народные заседатели не должны высказывать мнение по существующему делу, находящемуся в их производстве, а также передавать дела кому-либо для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами

4.Судьи всех судов несменяемы, это означает:
• что они не могут выть переведены на другую должность или в другой суд без их личного согласия
• полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным кодексом
Судьи общих и хозяйственных судов назначаются на должность сроком на 5 лет и могут быть назначены на новый срок. Они исполняют свои обязанности до достижения предельного возраста пребывания на госслужбе – до 65 лет.
Кодексом «о судоустройстве и статусе судей» предусмотрена возможность приостановления и прекращения полномочий судьи. Полномочия судей конституционного суда, общих и хозяйственных судов приостанавливает президент в случае:
1) возбуждение в отношении судьи уголовного дела или привлечения судьи в качестве подозреваемого или обвиняемого. Правовой режим приостановления полномочий длиться до вступления в законную силу приговора или постановления о применении принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела, причем это влечет за собой отмену личной неприкосновенности судьи, его материальных и социальных гарантий.
2) Участие судьи в избирательной компании в качестве кандидата в президенты, депутата палаты представителей, депутата местных советов депутатов, приостановления полномочий на время участия судьи в избирательной компании.
Уже приостановленное полномочие влечет за собой отмену личной неприкосновенности, социальных гарантий. Полномочия возобновляются по решению президента в случае, если отношения основаны на приостановлении полномочий, либо принятия решения о прекращении полномочий судьи.

Читайте так же:  Приказ 751 по мвд

Полномочия судьи конституционного суда могут быть прекращены в случае:
1) отставки
2) подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию
3) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи
4) истечение срока его полномочий
5) отказ от принесения присяги
6) прекращение гражданства РБ вследствие выхода из гражданства или его утраты
7) назначение или избрание на другую должность либо перевода на другую работу
8) занятие деятельностью несовместимой с должностью судьи, несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой
9) грубое нарушение должностных обязанностей, совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе
10) вступление в законную силу обвинительного приговора
11) вступление в законную силу решения о признании судьи ограничено дееспособным либо недееспособным
12) признание судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденное медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее 1 года) исполнять обязанности судьи
13) смерть, объявление умершим либо признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу

На должность судьи не может быть назначен:
1) лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительного приговора суда
2) лицо, неспособное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждено медицинским заключением
3) лицо, признанное ограничено дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу
Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационной коллегией, которая создается при верховном суде РБ для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов. При высшем хозяйственном суде для приема квалификационного экзамена у лиц, претендующих на занятия должности судей хозяйственных судов. Персональный состав экзаменационной комиссии, порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов утверждается председателем верховного суда и хозяйственного суда. Председателем экзаменационной комиссии является один из заместителей, а заместителем председателя экзаменационной комиссии – представитель Минюста РБ. Подбор лиц на занятие должности судей общих и хозяйственных судов осуществляется соответственно верховным судов, хозяйственным судом и Минюстом.
Прекращение полномочий судей конституционного суда, общих и хозяйственных судов осуществляется президентом РБ. Полномочия судьи прекращаются в день вступления в силу соответствующего решения или в день указания о данном решении. Решение о прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в верховном суде. В случае отмены обвинительного приговора или постановления суда о применении в отношении судьи принудительных мер безопасности и лечения, судья может быть восстановлен президентом РБ.

5.Одной из гарантий независимости судей и народных заседателей является их неприкосновенность. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, судебное помещение, транспорт и средство связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы. Судья и народные заседатели не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия, суждении или приятии решения, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы. Производство по уголовным делам в отношении судей осуществляется в соответствии с УПК за следующим исключением:
1) решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принятое генеральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности с предварительного согласия должностного лица, назначающего судью
2) те же решения в отношении народных заседателей в период исполнения ими своих обязанностей в суде, принятом прокурором с предварительного согласия должностного лица, утвердившего народных заседателей.
О задержании судьи конституционного суда сообщается председателю конституционного суда или его заместителю. О задержании судей общих и хозяйственных судов сообщается председателю верховного суда или высшего хозяйственного суда, а также соответствующей квалификационной комиссии судей и Минюсту. О задержании народных заседателей сообщается должностному лицу, утвердившему списки народных заседателей. Большинство оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей могут проводиться с санкции генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, при условии, если уголовное дело в отношении судьи не было возбуждено или судья не был привлечен в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц или по факту совершения преступления. Судьи и народные заседатели не могут быть подвергнуты административному задержанию в случае их задержания за совершение административного правонарушения и доставки в орган, ведущий административный процесс они должны быть немедленно освобождены после установления личности.

6.Вопросы материального и социального обеспечения, их правовая защита регулируются кодексом «о судоустройстве и статусе судей» и законом «о госслужбе». Выплаченное судье денежное пособие должно гарантировать условия независимости исполнения им служебных обязанностей и содействовать закреплению квалифицированных кадров. Помимо денежного пособия судьи:
1) обеспечиваются служебными жилыми помещениями и бесплатной форменной одеждой
2) право на внеочередную установку телефона
3) имеют право на трудовой отпуск и пенсионное обеспечение
4) вправе хранить, носить и применять огнестрельное оружие и боеприпасы к нему
5) жизнь и здоровье судей подлежат государственному обязательному личному страхованию
6) судьи в установленном законодательством порядке освобождаются от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и прохождение воинских сборов

7.Под аттестацией судьи понимается объективная оценка уровня его профессиональных знаний и умение применять их при осуществлении правосудия, а также деловых качеств судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым законодательством. Аттестация проводится квалификационными коллегиями судей. Различают очередную и внеочередную аттестацию. Очередная проводится в отношении судей:
1) впервые назначенных на должность судьи, не имеющих квалификационного класса, по истечении 6 месяцев работы.
2) при присвоении очередного квалификационного класса — не позднее 1 месяца со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе
3) в отношении судей, назначенных на должность судьи бессрочно, периодически, 1 раз в 5 лет, не позднее 1 месяца со дня истечения 5-летнего срока после предшествующей аттестации.

Внеочередная аттестация проводится:
1) при назначении судьи на должность на новый срок
2) при назначении судьи на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда
3) при назначении на должность судьи (в вышестоящий суд)
4) при досрочном присвоении квалификационного класса или понижения в квалификационном классе
5) при длительном (более 1 года непрерывно) неисполнении обязанностей судьи
В отношении председателя, заместителя председателя и судей конституционного суда, председателей верховного суда и высшего хозяйственного суда аттестация не проводится.
Для судей судов РБ установлены 1,2,3,4,5 квалификационные классы. Судьям, впервые назначенным на должность районного (городского), межгорнизонного и специального судов присваивается 5 квалификационный класс. На должность судьи хозяйственного суда области (г. Минска), специального хозяйственного суда – 4 квалификационный класс. С учетом профессиональных качеств может быть присвоен и более высокий квалификационный класс, исходя из опыта и стажа предыдущей работы.

8.Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:
1) за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия
2) за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершения иного служебного проступка
Судья может быть привлечен к дисциплинарному взысканию не позднее 2 месяцев со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни и пребывания в отпуске, и не позднее 6 месяцев со дня его совершения. Дисциплинарное производство в отношении судей возбуждается президентом, председателями судов, министром юстиции и руководящим органом юстиции. К судье могут быть применены такие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в квалификационном классе на срок до 6 месяцев и освобождение от должности. Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов за совершение ими дисциплинарных проступков, за исключением проступков, выразившихся в несоблюдении судьями правил внутреннего трудового распорядка осуществляются квалификационными коллегиями судей. Дисциплинарное производство за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка осуществляется председателем соответствующих судов в соответствии с законодательством о труде. Решение о наложении дисциплинарного взыскания в виде понижения судьи в квалификационном классе на срок до 6 месяцев и освобождения судьи от должности принимается президентом РБ. В течение со дня наложения взыскания судья является привлеченным в дисциплинарной ответственности. Возможно и досрочное снятие с судьи дисциплинарного взыскания.

9.Граждане принимают непосредственное участие в рассмотрении суда 1 инстанции отдельных категорий уголовных дел в качестве народных заседателей. В таких случаях правосудие осуществляется коллегиально в составе судьи и 2 народных заседателя. Народными заседателями могут быть граждане РБ, достигшие 25 лет и владеющие белорусским и русским языками. Не привлекаются к осуществлению правосудия лица:
1) в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда
2) лицо, признанное ограничено дееспособным иди недееспособным решением суда вступившим в законную силу
3) состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах
4) депутаты палаты представителей, члены совета республики, руководящие работники госорганов, судьи, прокуроры, сотрудники органов МВД и др.
5) священнослужители
Подбор кандидатов на должность народного заседателя сроком на 5 лет. Списки составляют на основании списков граждан РБ, имеющих право участвовать в выборах, референдумах. Включение граждан в названые списки производится с их согласия. Народные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия на срок не более 21 дня в году. Равные с судьями права и обязанности. Судья может освободить народного заседателя от дела на основании письменного заявления народного заседателя, если он:
1) достиг 70 лет
2) находится в социальном отпуске, предоставленном в соответствии с законодательством
3) в соответствии со своими убеждениями или вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия
4) имеет иные уважительные причины
Работа народных заседателей на время исполнения обязанностей в суде производится выплаты в размере среднего заработка по месту основной работы.
Дело, начатое с участием народного заседателя должно быть окончено с его участием и по истечение срока его полномочий. Орган или должностное лицо, утвердившее список народных заседателей прекращает полномочия народных заседателей в случае умышленного нарушения ими законодательства или совершения порочащего поступка, несовместимого с его высоким званием.

Статус судьи хозяйственного суда. Права и обязанности

Данный вопрос необходимо рассматривать, используя основные положения Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» (см. п. 4 в списке нормативных актов), Закон Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» (см. п. 3 в списке нормативных актов), т.е. статус судей в Республике Беларусь определяется указанными нормативными актами законодательства, а также Конституцией Республики Беларусь.

Читайте так же:  Судебная экспертиза трупов животных

Носителями судебной власти в Республике Беларусь являются судьи. Согласно ст. 59 Закона «О судоустройстве и статусе судей», судьями являются лица, наделенные в установленном законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия. Судьей хозяйственного суда является лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями по осуществлению правосудия в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе (ст. 5 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь»).

Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом. Особенности статуса отдельных категорий судей могут определяться законодательством Республики Беларусь.

Основные критерии статуса:

1) требования, предъявляемые к судьям;

2) требования к кандидатам на должность судьи;

3) полномочия судей (права и обязанности);

4) лишение судебных полномочий и освобождение судей от исполнения своих обязанностей.

Другие вопросы статуса судей:

квалификационная аттестация судей;

материальное и социальное обеспечение судей;

меры правовой и социальной защиты судей, ее гарантии.

Требования, предъявляемые к судьям, определены в Законе «О судоустройстве и статусе судей». При осуществлении судебной власти судьи должны неукоснительно соблюдать Конституцию и Законы Республики Беларусь, быть справедливыми и непредвзятыми. При исполнении своих обязанностей, а также в неслужебных отношениях судьи должны избегать всего, что принижает авторитет судебной власти, достоинство судьи. Судья не может заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме научной или педагогической, не связанной с занятием штатных должностей, быть депутатом, осуществлять предпринимательскую деятельность, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи хозяйственного суда, определены в Законе «О хозяйственных судах в Республике Беларусь». Судьей хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший в установленном порядке квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей хозяйственных судов. При этом судьей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Существует отбор кандидатов на должность судьи хозяйственного суда. Этот вопрос регламентирован в ст. 7 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».

Полномочия судей (их права и обязанности) определены в Законе «О судоустройстве и статусе судей».

Судьи имеют следующие властные полномочия:

ѕ требовать от должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на судью законом обязанностей;

ѕ вносить представления в государственные органы, предприятия, учреждения, организации об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

ѕ ставить в установленном законом порядке вопрос перед Конституционным Судом о проверке конституционности нормативного акта;

ѕ запрашивать информацию от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.

Судьи при осуществлении правосудия обязаны точно исполнять требования законов, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов юридических лиц, быть справедливыми и беспристрастными.

Особенностью статуса судей хозяйственных судов является то, что их полномочия приостанавливаются на основании заключения квалификационной коллегии судей хозяйственных судов приказом Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь при наличии одного из следующих оснований:

Признание судьи безвестно отсутствующим решением общего суда, вступившим в законную силу.

В установленном законом порядке дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности или на заключение под стражу.

Участие судьи в избирательной кампании в качестве кандидата в депутаты или на другие выборные государственные должности.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь на основании заключения квалификационной коллегии судей хозяйственных судов после отпадения оснований для приостановления полномочий судьи.

Полномочия судьи могут быть прекращены лишь на основании и в порядке, предусмотренном и установленном законом. В ст. 72 Закона «О судоустройстве и статусе судей» указывается, что судьи могут быть лишены своих полномочий за умышленное нарушение законности или совершения порочащего поступка, несовместимые с их высоким званием, и не иначе как по решению органа, избравшего или назначившего их, а также в связи со вступившим в силу обвинительным приговором суда в отношении их.

Как особое основание для прекращения полномочий судьи следует рассматривать его отставку. Смысл данного института — поднять престиж служителей правосудия. Лица, выходящие в отставку сохраняют права и гарантии, установленные для судей законом. Судья, проработавший в должности судьи не менее 20-ти лет, вправе выйти в отставку по личному желанию независимо от возраста и причин ухода. Судья также считается в отставке в связи с окончанием срока его полномочий, за исключением случаев назначения на новый срок.

Закон предусматривает также освобождение судей от исполнения обязанностей по ряду оснований, а именно:

1) по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы;

2) в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом (с их согласия) на другую работу;

3) по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначаемых впервые) в связи с отказом в назначении судьи бессрочно;

4) по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи;

5) по собственному желанию;

6) в связи с утратой гражданства Республики Беларусь.

Таким образом, порядок назначения судей хозяйственных судов такой же, как и для судей общих судов. Председателя Высшего Хозяйственного Суда назначает Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Другие судьи хозяйственных судов назначаются непосредственно Президентом Республики Беларусь (п. 8,9,10, ст. 84 Конституции Республики Беларусь). Судьи хозяйственных судов исполняют свои обязанности бессрочно, кроме назначенных на должность впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.

Основные черты статуса судей: недопустимость вмешательства в деятельность судей; неприкосновенность судей; несменяемость судей. Данные черты законодательно закреплены на уровне Конституции. Ст. 110 Конституции Республики Беларусь гласит: «Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону».

Независимость судей означает, что судьи решают переданные им дела самостоятельно, беспристрастно, на основании исследованных в судебном заседании доказательств и в точном соответствии с законом без какого-либо давления, угроз или вмешательства. Подчинение судей только закону является необходимым условием объективности правосудия. Для выполнения своих задач суды наделяются соответствующими полномочиями. Судебная процедура служит весомой гарантией всестороннего, объективного и полного рассмотрения всех вопросов судебного характера и одновременно ограждает суды от какого-либо неправомерного вмешательства в процесс отправления правосудия.

Примерный перечень правовых средств обеспечения независимости судей провозглашается в Основных принципах независимости судебных планов, принятых V Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985 г.). В нем, в частности, отмечается, что каждое государство обязано представлять необходимые средства, позволяющие судам надлежащим образом выполнять свои функции. Согласно ч. 3 ст. 9 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» независимость судей обеспечивается установленным порядком их избрания, назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей.

В целях обеспечения законного и обоснованного разрешения судебных дел не допускается какое бы то ни было давление на судей со стороны любых государственных органов, должностных лиц, депутатов, средств массовой информации и отдельных граждан. Исключается также возможность направления в адрес судов всякого рода обращений и резолюций с требованиями осудить «по всей строгости закона» и т.п.

Средствам массовой информации запрещается предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд или судью.

Одной из существенных гарантий независимых судей является их неприкосновенность. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия квалификационной коллегии судей и органа, который избрал его либо назначил.

Согласно ст. 65 «О судоустройстве и статусе судей» в отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр, применение мер административного взыскания. Судья не несет какой-либо ответственности за высказанные им при осуществлении правосудия суждения и принятое решение за исключением случаев, когда вступившим в законную силу приговором суда будет установлена его виновность в совершенном преступлении.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь. Такое дело подсудно Верховному Суду Республики Беларусь.

Отличительной чертой статуса судей является их несменяемость. Под ней понимается избрание (назначение) судей на неограниченный срок, т.е. бессрочно.

Несменяемость судей также означает, что судьи не подлежат переводу без их согласия и их полномочия не могут быть прекращены иначе, чем по закону.

Судья. Понятие правового статуса судей

Судья — носитель судебной власти, главное действующее лицо любой судебной системы. Именно он единолично или в составе судей коллегиально принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к судебной юрисдикции.

Судья — это ответственное должностное лицо, которое в конституционном порядке наделено правами по отправлению правосудия и исполнению других своих служебных обязанностей на профессиональной основе.

Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначено лицо, отвечающее следующим требованиям:

— наличие гражданства Республики Беларусь;

— владение белорусским и русским языками;

— наличие высшего юридического образования;

— должно являться высококвалифицированным специалистом в области права;

— иметь ученую степень;

— обладать высокими моральными качествами.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь — 70 лет. Судьи Конституционного Суда назначаются на 11 лет и могут быть избраны на новый срок.

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право принимать участие в его работе только после принесения присяги.

К присяге судьи Конституционного Суда приводятся Президентом Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

После приведения к присяге судье Конституционного Суда вручаются удостоверение судьи, форменная одежда (мантия) и Кодекс чести судьи Республики Беларусь.

Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь:

— достигший 25-летнего возраста;

— владеющий белорусским и русским языками;

— имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист»;

— имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет;

— не совершивший порочащих его поступков;

— сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Кандидат на должность:

— судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

— судьи Верховного Суда Республики Беларусь (за исключением судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь не имеющего юридического образования) и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет. Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет;

Читайте так же:  Если у виновника нет полиса осаго 2019

— судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначается из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава;

— председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

— председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Согласно части 4 статьи 94 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, на должность судьи не может быть назначено:

— лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

— лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

— лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Судьи являются непосредственными носителями судебной власти. Для ее надлежащего осуществления они наделены соответствующим правовым статусом, закрепленным в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и других правовых источниках.

Содержание правового статуса судьи составляют следующие элементы:

— совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судейских полномочий;

— гарантии независимого осуществления судьями судейской деятельности;

Таким образом, под статусом судей понимают правовое и социальное положение судей как представителей государственных органов, осуществляющих в стране судебную власть.

Рассмотрим основные принципы статуса судьи:

— единство судейского статуса;

— надлежащее материальное и социальное обеспечение, социальная и правовая защита.

Единство правового статуса судьи выражается в том, что все судьи в Республике Беларусь имеют единое правовое положение, одинаковые права, обязанности, ответственность. Особенность статуса судей отдельных категорий определена законом. Присвоение судьям квалификационного класса не изменяет их статуса.

Одной из основных черт судьи является независимость. Она обеспечивается совокупностью установленных законом гарантий:

— политической нейтральностью судей и запретом осуществлять иную оплачиваемую деятельность;

— материальным и социальным обеспечением судей, правовой защитой судей.

Воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать объективному рассмотрению дела влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Несменяемость судей означает назначение (избрание) судей на неограниченный срок, т.е. бессрочно, пожизненно, до ухода в отставку. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без личного согласия. Его полномочия не могут быть прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом.

Судья, назначаемый (или избираемый) на должность неуязвим, если он профессионально исполняет свои служебные обязанности и надлежащим образом ведет себя. Ему не надо оглядываться на начальство и беспокоиться о завтрашнем дне. Неслучайно принцип несменяемости судей получил мировое признание и включен в Конституции многих стран, в том числе России и Украины.

Неприкосновенность судей или так называемый судейский иммунитет также непременная гарантия независимости судей, ограждения их от постороннего воздействия и вмешательства в их профессиональную деятельность и личную жизнь. Неприкосновенность ставит судью и членов его семьи, а также его имущество под особую защиту государства с учетом значимости выполняемых судейских функций.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия органа, его избравшего либо назначившего, с учетом заключения квалификационной коллегии судей. В отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Задержанный по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, судья, доставленный в органы внутренних дел или иной государственный орган, должен быть немедленно освобожден после выяснения его личности, кроме случаев задержания его при совершении преступления.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь. Проникновение в жилище, или служебное помещение судьи, проверка его корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров, а также производство в отношении его следственных действий, выполняемых с санкции прокурора, в отношении судьи могут осуществляться только с санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, или по судебному решению и только по возбужденному уголовному делу. Уголовные дела в отношении судей подсудны Верховному Суду Республики Беларусь.

Политическая нейтральность судей также непременная черта правового статуса судьи.

Материальное и социальное обеспечение судей, меры их правовой и социальной защиты должны гарантировать условия независимого исполнения ими должностных обязанностей и содействовать закреплению квалифицированных кадров, их стабильности.

Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей предусмотрена возможность приостановления и прекращения полномочий судей.

Полномочия судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов приостанавливает Президент Республики Беларусь в случае:

— возбуждения в отношении судьи уголовного дела и (или) привлечения судьи, в качестве подозреваемого или обвиняемого. Правовой режим приостановления полномочий длится до вступления в законную силу приговора, либо же постановления о применении принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела. Причем это влечет за собой отмену личной неприкосновенности судьи, его материальных и социальных гарантий;

— участия судьи в избирательной кампании в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутата местных Советов депутатов. Приостановление полномочий осуществляется на время участия судьи в избирательной кампании. Здесь уже приостановление полномочий судьи не влечет за собой отмены его личной неприкосновенности, материальных и социальных гарантий.

Приостановленные полномочия судьи возобновляются по решению Президента Республики Беларусь в случае, если отпали основания для приостановления полномочий судьи, либо же принимается решение о прекращении полномочий судьи.

Полномочия судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов могут быть прекращены в случае:

— подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

— достижения предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь;

— истечения срока его полномочий;

— отказа от принесения присяги;

— прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

— назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;

— занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

— грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

— вступления в законную силу обвинительного приговора;

— вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

— признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

— смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, — без принятия специального решения.

Помимо указанного, полномочия судей общих и хозяйственных судов могут быть также прекращены по двум дополнительным основаниям в случае:

— отказа судьи от перевода в другой суд в связи с ликвидацией суда либо сокращением численности судей;

— систематических дисциплинарных нарушений.

Прекращение полномочий судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов осуществляется Президентом Республики Беларусь. Полномочия судьи прекращаются в день вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь или в день, указанный в данном решении. Решение о прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь.

При исполнении своих обязанностей, а также внеслужебных отношениях судьи должны избегать всего, что принижает авторитет судебной власти, достоинство судьи. Закон запрещает заниматься судьям какой-либо иной деятельностью, кроме научной или педагогической, не связанной с занятием штатных должностей, быть депутатом, осуществлять предпринимательскую деятельность, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям.

При осуществлении правосудия судьи обязаны точно выполнять требования законов, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов юридических лиц, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными.

В Кодексе чести судьи сформулированы правила поведения судьи, обеспечивающие его независимость, объективность и беспристрастность. В частности, подчеркнуто, что всегда и везде судья должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утверждалась уверенность в его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия. Судья не должен допускать влияния на свою деятельность по отправлению правосудия со стороны кого бы то ни было, в том числе должностных лиц вышестоящих судов, других должностных лиц, независимо от занимаемой должности и положения, коллег по работе, родственников, друзей или знакомых. Он должен быть свободен от влияния общественного мнения, каким бы то ни было для него оно неблагоприятным, от опасений критической оценки его деятельности. Это непросто, но эта святая обязанность судьи быть объективным, беспристрастным и независимым, подчиняясь только закону.

Еще статьи:

  • Отказываемся с вами заключить договор сопровождения Эксклюзивный договор, особенности Сейчас не редко встречаются ситуации, когда сделка с недвижимостью оспаривается и признается недействительной. В основном это происходит из-за жульнических поступков преступных элементов, при неграмотном подходе к проведению сделки и так далее. Именно […]
  • Адвокат марк ханиф Свобода стоит 240 тысяч Деньги на залог для Ассанжа приходится собирать “всем миром” 15.12.2010 в 20:31, просмотров: 2813 Основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж по-прежнему находится в тюрьме на юге Лондона, хотя во вторник магистратский суд Вестминстера принял решение о его […]
  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Информ патент ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ" 191040, г Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 87 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 18-Н ОФИС 521 Основной род деятельности ООО "АИС ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ": Деятельность по предоставлению прочих […]
  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Договор подряда тесты Бесплатные тесты с ответами Гражданское право. Тест 9 1. Предметом договора подряда является трудовая деятельность подрядчика выполнение определенной работы с получением конкретного материального результата научные исследования производство сельскохозяйственной продукции действия […]