Пособие по разметки металла

Пособие по разметки металла

Для получения качественных заготовок нужно подобрать необходимое количество пиломатериалов (досок, брусков) таким образом, чтобы при раскрое на заготовки получилось минимальное количество отходов. В строительных конструкциях зданий и сооружений применяют в основном древесину хвойных пород.

При изготовлении деревянных конструкций непосредственно на строительстве пиломатериалы размечают по чертежу и по шаблонам с учетом припуска на дальнейшую обработку, не допуская при этом дефектов древесины, так как от правильной разметки в значительной мере зависит получение качественных и точных заготовок и деталей. Для разметки и проверки точности обработки заготовок и деталей используют следующие измерительные и разметочные инструменты.

Рулетка Р-3 (рис. 8, а) – помещенная в футляр узкая металлическая измерительная лента длиной 1–100 м с нанесенными на ней делениями, выраженными в метрах, сантиметрах, миллиметрах. Рулетку применяют для линейных измерений, а также грубой разметки длинномерных пиломатериалов. При работе с рулеткой мерную ленту вынимают из футляра за кольцо, выступающее на ободке футляра. Для обратного сматывания ленты вращают складную ручку, помещенную в центре на боковой поверхности футляра. Для плотничных работ используют рулетки длиной 20–30 м.

Метр-рулетка (рис. 8, б) предназначена для более точного измерения и разметки любых заготовок по толщине и ширине, коротких – по длине. Она состоит из металлического футляра со спирально уложенной в ней стальной лентой длиной 1–2 м, на которой нанесены деления. При нажиме на помещенную сбоку футляра кнопку, соединенную с пружиной, лента выскакивает на него. Сматывается лента обратно в футляр вручную.

Складной метр (рис. 8, в) представляет собой набор металлических или деревянных линеек с нанесенными на них делениями. Метр служит для линейных измерений предметов незначительной длины при устройстве паркетных полов и др.

Угольник (рис. 8, г) предназначен для проверки прямоугольности элементов строительных конструкций. Он состоит из основания, в которое под прямым углом вмонтирована линейка с делениями. Угольники бывают деревянные размером 250x160x22 и 500x300x24 мм и металлические размером 500x240x20 мм.

Ерунок (рис. 8, д) служит для разметки и измерения углов 45° и 135°. Состоит из основания – колодки, в которую вставлена деревянная или металлическая линейка под углом 45°.

Малка (рис. 8, е, ж) предназначена для измерения углов по образцу и перенесения их на заготовки – детали. Состоит из основания-колодки и линейки, соединенных между собой шарнирно. Малки бывают деревянные и металлические.

Циркуль (рис. 8, з) применяют для перенесения размеров на заготовки и очерчивания круглых разметок.

Нутромер (рис. 8, и) используют для измерения внутренних диаметров отверстий.

Уровень с отвесом (рис. 8, к) предназначен для проверки вертикальных деталей.

Шило служит для разметки точек, прочерчивания рисок.

Уровень (рис. 8, л) применяют для проверки горизонтального и вертикального расположения поверхностей строительных элементов и конструкций (полов, балок и др.). Он представляет собой металлический корпус, в который вставлена запаянная трубка (ампула), наполненная подкрашенной в розовый или желто-зеленый цвет жидкостью (спиртом). В жидкости находится пузырек воздуха, который стремится занять верхнее положение. Положение ампулы в корпусе регулируют установочными винтами так, чтобы пузырек воздуха занимал среднее положение в трубочке против отметки в корпусе, когда уровень находится строго в горизонтальном положении.

Отволока (рис. 8, м) служит для нанесения линий на край доски; представляет собой деревянный брусок длиной 400 мм и шириной 50 мм. С одного конца брусок отволоки имеет небольшой скос, а на расстоянии 1/3 от края – выступ, в который забивают гвоздь. Острым концом гвоздя наносят линии (риски).

Скоба (рис. 8, н) предназначена для разметки при ручной зарезке шипов и проушин. Представляет собой деревянный брусок, в котором на расстоянии 1/3 от края выбрана четверть. В четверть с определенным шагом забивают гвозди, острыми концами которых наносят линии.

Черта предназначена для разметки параллельных линий; представляет собой вилку, острые концы которой могут раздвигаться на нужный размер.

Отвес служит для проверки вертикальности установки деревянных конструкций (оконных и дверных блоков, встроенной мебели, перегородок), представляет собой металлический весок цилиндрической формы, заканчивающийся на одном конце конусом. Весок бывает диаметром 18, 30 и 38 мм и соответственно длиной 39, 64, 98, 114, 132, 144, 165 и 200 мм. Его подвешивают к льняному шнуру длиной 3, 5, 7 и 10 м, который наматывается на катушку.

Рейсмусом (рис. 8, о) наносят риски, параллельные одной из сторон бруска, детали. Он представляет собой деревянную колодку, в которой через два отверстия проходят два бруска. На конце бруска с одной стороны имеются острые шпильки, которыми наносят риски. Выпуская конец бруска за колодку, устанавливают необходимое расстояние от кромки бруска до наносимой риски, т. е. линии разметки.

Штангенциркулем (рис. 8, п) измеряют наружные и внутренние размеры деталей и изделий. Наиболее часто применяют штангенциркуль с отсчетом по нониусу с двусторонним расположением губок для наружных и внутренних измерений и с глубиномером для измерения глубин.

Микрометр используют для точного измерения деталей столярных изделий (шипов, проушин и др.), полотен пил, ножей и пр. Для наружных измерений наиболее часто применяют микрометры гладкие типа МК.

Рис. 8. Инструмент для разметки: а – рулетка; б – метр-рулетка; в – складной метр; г – угольник; д – ерунок; е – малка деревянная; ж – малка металлическая; з – циркуль; и – нутромер; к – уровень с отвесом; л – уровень; м – отволока; н – скоба; о – рейсмус; п – штангенциркуль ШЦ-1; 1 – штанга; 2 – рамка; 3 – зажим рамки; 4 – линейка глубиномера; 5 – нониус

Калибрами, скобами проверяют геометрические размеры деталей и изделий. Для того, чтобы правильно разметить пиломатериал, необходимо сначала ознакомиться с чертежами, подготовить необходимые разметочные инструменты и материалы, подлежащие разметке. Разметку производят на верстаке либо на столе. Разметочные линии – риски – на поверхность материала наносят карандашом или шилом.

Нанесение рисок по линейке показано на рис. 9, а. Линейка должна иметь прямые кромки. Для нанесения прямой линии на материале сначала отмеряют требуемое расстояние от кромки и наносят точки, через которые пройдет линия. Таких точек должно быть не менее двух, после чего линейку прикладывают к материалу так, чтобы кромка линейки прилегла вплотную к точкам. Затем берут плотничный карандаш или шило в правую руку и проводят через точки тонкую линию. Плотничный карандаш затачивают так, чтобы он имел форму тонкой и острой лопаточки. При отсутствии плотничного карандаша используют чертежный карандаш Т или ТМ. Шило должно иметь острое и тонкое лезвие. На выстроганной поверхности разметку лучше делать шилом, которое оставляет после себя тонкую царапину.

Разметка по ерунку показана на рис. 9, б. Ерунком пользуются также для разметки соединений «ус» и при вычерчивании и проверке углов. Для проверки или разметки линий под углом ерунок колодкой-основанием плотно прижимают к кромке размечаемой доски и затем под нужным углом проводят риску. Кромка у доски должна быть ровной, иначе разметка будет неточной.

Разметка малкой показана на рис. 9, в.

Рейсмус служит для разметки параллельных линий. Им наносят риски следующим образом (рис. 9, г): из колодки рейсмуса выдвигают брусок со шпилькой и устанавливают в нужном положении, причем расстояние от шпильки бруска до колодки должно соответствовать расстоянию от риски до кромки доски. Для получения ровных и тонких рисок колодку рейсмуса плотно прижимают к кромке детали и ведут по ней ровно, плавно и без перекосов. Риски наносить легче, если рейсмус вести от себя. Если рейсмус прижат неплотно или перекошен, риска будет извилистой, неровной и непараллельной кромке доски. Для нанесения четкой риски шпильку затачивают напильником.

В связи с тем, что обычным рейсмусом можно наносить риски, находящиеся от кромки доски на расстоянии не более 100–150 мм, для нанесения рисок, находящихся на большем расстоянии, применяют щитовой рейсмус. Риски щитовым рейсмусом наносят так же, как и обычным.

Чтобы нанести риску отволокой (рис. 9, д), надо доску с обработанной кромкой приложить к кромке доски, на которой будет нанесена риска; между досками оставляют щель, в которую вставляют отволоку. Двигая отволоку вдоль щели, острием гвоздя наносят риску. Для того, чтобы риска была тонкой, острие гвоздя должно быть хорошо заточено.

Наружный диаметр круглых предметов измеряют кронциркулем (рис. 9, е).

Разметка окружности циркулем показана на рис. 9, ж. При нанесении риски шилом по угольнику (рис. 9, з) нужно, чтобы доска, на которую наносят риски, имела совершенно прямые кромки, т. е. была хорошо острогана. Затем к кромке прикладывают угольник так, чтобы основание его плотно прилегало к кромке. Угольник держат левой рукой, а правой проводят риску острым шилом, держа его слегка наклонно. Шило нужно вести равномерно, без сильного нажима.

Скобой (рис. 9, и) размечают шипы и проушины. Для каждого размера шипа и проушины должна быть своя скоба. При разметке скобу плотно прижимают к поверхности размечаемого бруска и ровно двигают вдоль его поверхности, при этом имеющиеся на скобе острия гвоздей оставляют след на бруске в виде параллельных линий. До начала работы на размечаемом бруске наносят риску, с которой начинают разметку скобой.

Линии на доски и другие длинные детали наносят шнуром (рис. 9, к), хорошо натертым мелом или куском влажного (мягкого) древесного угля следующим образом: на одном торце доски на нужном расстоянии от кромки делают зарубку, в которую вставляют конец шнура, после чего его натирают мелом или углем, а другой конец держат левой рукой на том же расстоянии от кромки, прижимая к доске, затем правой рукой шнур слегка оттягивают вверх и отпускают. Шнур, ударяясь о доску, наносит линию. Шнуром наносят линии для грубой обработки, для более точной обработки линии наносят с помощью линеек или шаблонов.

Рис. 9. Способы разметки: а – по линейке; б – по ерунку; в – малкой; г – рейсмусом; д – отволокой; е – кронциркулем; ж – циркулем; з – угольником с шилом; и – скобой; к – по шнуру

Шаблоны для разметки (рис. 10) бывают различными по размерам, форме и конструкции. Изготовляют шаблоны из листовой стали, фанеры, твердых древесноволокнистых плит. Шаблон накладывают на обрабатываемую доску, брусок, заготовку, а затем карандашом или шилом обводят контуры. Применение шаблонов сокращает время на разметку, упрощая ее, разметка получается более точной.

Читайте так же:  Полномочия правительства рф во внешней политике

Рис. 10. Шаблоны для разметки элементов столярных и плотничных изделий: а – накладной для разметки шипов; б – для разметки врубки в «ласточкин хвост»; в – для разметки прямых шипов; г – разметочная доска Павлихина; д – для разметки шипов в «ласточкин хвост»; е – для врубки в полдерева; ж – для врубки в полулапу; з – для разметки ящичных шипов; и – для разметки простой лапы; к – простая лапа; 1 – ножи; 2 – паз; 3 – упор; 4 – боковой ограничитель; 5 – разметочная доска; 6 – прием разметки

Ускоренную разметку брусков производят на разметочной доске Павлихина, на левой стороне которой укреплен упор. Перпендикулярно упору вдоль одной из кромок на доске расположен боковой ограничитель, имеющий прорези. В прорези вставляют ножи с винтами, имеющими на конце барашки. Разметка производится следующим образом: на разметочную доску кладут брусок вплотную к упору, после чего по заданному размеру устанавливают на доске ножи, а затем ударом киянки об обух ножа на бруске отбивают риски.

Разметка металлических заготовок

Разметка металлических заготовок

После того как металл выправлен и тщательно очищен, производится разметка той поверхности, которую предстоит обработать. По сути, разметка – это уже слесарная операция, но поскольку в ходе ее заготовка не подвергается непосредственно обработке, то правильнее будет считать ее подготовительной.

Что значит разметить заготовку? Это значит, нанести на заготовку разметочные линии, или риски, указывающие границы, до которых необходимо ее обрабатывать, чтобы она превратилась в руках слесаря в нужную деталь. Разметка – очень важный этап слесарной работы. Если деталь размечена неправильно, она просто не станет на свое место в том механизме, который ремонтирует слесарь.

Для того чтобы линии разметки прочно держались на металле и не стирались во время его обработки, поверхность, которую предстоит обрабатывать, нужно предварительно окрасить. Для этого лучше всего применять медный купорос: он хорошо держится на зачищенном металле – на тонком слое меди, который образуется на поверхности, риски хорошо заметны.

Можно для этой же цели применять краску или лак, разумеется тот, который сохнет быстро. Удобно работать также и с разведенным до густоты молока мелом, в который нужно добавить сиккатив или столярный клей для того, чтобы мел высыхал быстрее и держался на поверхности крепче. Во время окрашивания нужно растирать красящее вещество для того, чтобы оно ложилось по всей поверхности ровным слоем, без пятен.

Если заготовка большая, то красить следует только те места, на которые будут нанесены разметочные риски.

Часто бывает необходимо расширить отверстие в металле, нанести резьбу или сместить отверстие на несколько миллиметров в сторону, чтобы наметить его центр. В уже существующее отверстие или проем необходимо забить деревянный брусок либо планку с пластинкой из свинца, латуни, белой жести.

Прежде чем начать разметку заготовки, необходимо определить ее базу, то есть поверхность, от которой будут отсчитываться все необходимые размеры. Базовой считается та поверхность, которая определяет положение детали относительно других частей механизма.

Это могут быть отверстие, основание детали или какая-то иная поверхность. Иногда удобнее отсчитывать размеры детали от оси симметрии, в таких случаях она и принимается за базовую.

Разметка на плоскости выполняется в определенной последовательности: сначала нужно нанести горизонтальные линии, затем вертикальные и наклонные. Последними размечаются окружности, дуги и сопряжения – это дает возможность проконтролировать точность разметки прямых линий: сопряжения должны получиться плавными, а дуги – точно замкнуть прямые линии.

Научиться проводить точные линии чертилкой несложно, но лучше потренироваться, если делается это впервые. Чертилку во время проведения линии нужно все время прижимать к линейке или угольнику и не менять угол ее наклона, иначе она окажется непараллельной линейке. Наклонена чертилка должна быть в сторону от линейки. Проводить линию нужно движением на себя. Нельзя поводить линию дважды: попасть второй раз на ту же самую линию невозможно – в результате линия окажется двойной. Если качество нанесенной линии не устраивает самого слесаря, то ее следует закрасить и провести заново.

Для проведения перпендикулярных линий используют стальной угольник, к короткой стороне которого приварена под углом 90° небольшая металлическая пластина. Такой угольник называется двутавровым. Приложив его к боковой стороне разметочной плиты, можно проводить перпендикулярные линии с достаточно большой точностью (рис. 17).

Рис. 17. Приемы разметки заготовок: а – слесарный угольник с пластиной и нанесение рисок с его помощью; б – накернивание разметочных рисок.

Естественно, делать это можно только в том случае, если боковые поверхности плиты соответствующим образом обработаны и выверены под прямым углом к горизонтальной поверхности.

Первыми размечаются базовые линии. Например, если базовыми являются центры отверстий, то с них и начинают разметку.

Конечно, при построении линий, окружностей, дуг потребуются знания и навыки, которые дает черчение; разметка – это, по сути дела, то же черчение, только на металле. Поэтому слесарю приходится на время становиться чертежником: делить отрезки пополам, проводить перпендикулярные и параллельные линии, строить углы и делить их пополам, делить окружность на равные части и т. д.

Гораздо более сложная задача встает перед слесарем, когда ему требуется разметить не одну плоскость, а всю деталь целиком, то есть сделать пространственную разметку заготовок. Здесь не обойтись без знания приемов и методов пространственного черчения. Главная проблема заключается в том, что размеченные плоскости должны быть все увязаны между собой.

Прежде всего нужно выбрать базовую поверхность детали, обычно за нее принимается та, которая содержит главные оси детали и к которой можно привязать наибольшее количество осей и плоскостей.

Детали, которые приходится порой изготавливать слесарю, слишком различны, чтобы рассказать, как размечается каждая из них. Да это и не нужно, достаточно помнить некоторые важные правила, которыми необходимо руководствоваться при выборе базовой поверхности:

– если у заготовки уже обработано несколько плоских поверхностей, базовой выбирают ту из них, которая больше по площади;

– если заготовка имеет наружную и внутреннюю поверхности и ни одна из них не обработана, за базовую принимается наружная поверхность;

– если у детали не требуется обрабатывать всю поверхность, то базовой должна стать та, которая не будет подвергаться обработке;

– если деталь имеет цилиндрическую форму, базовой нужно выбрать поверхность, параллельную оси цилиндра;

– если деталь имеет отверстия, за базовую принимается поверхность, параллельная оси отверстия.

Чтобы облегчить операцию разметки, деталь на разметочную плиту нужно установить таким образом, чтобы все ее поверхности были перпендикулярны к поверхности плиты или параллельны ей. Для этого можно использовать различные металлические предметы – прокладки, призмы, бруски, кубики, клинья и т. д.

Первыми необходимо наносить горизонтальные риски со всех четырех сторон заготовки (в некоторых случаях достаточно с двух противоположных сторон), после этого вертикальные риски, затем дуги, окружности, сопряжения, наклонные линии.

После того как риски нанесены, их необходимо накернить, то есть произвести операцию кернения.

Кернение рисок необходимо для того, чтобы они не стерлись, а также чтобы при сверлении отверстия сверло можно было точно установить по направлению его оси. Керн – это небольшое конусное углубление в поверхности металла, которое выполняется с помощью кернера. При операции кернения важно очень точно установить кернер на центр отверстия и при ударе по кернеру молотком не сместить его заостренный конец с нужной отметки. Чтобы этого добиться, нужно ставить кернер, сначала отклонив от себя, чтобы было хорошо видно, что его острие попало на отметку центра, а затем, быстро переведя его в перпендикулярное положение к поверхности, нанести по головке кернера удар молотком.

Керны нужно наносить на все разметочные риски по всей их длине на расстоянии 25–30 мм на длинных рисках и 10–15 мм на коротких. На криволинейных участках разметки (сопряжениях, закруглениях и т. д.) керны наносятся еще чаще – на расстоянии 5–10 мм друг от друга. Маленькие окружности достаточно накернивать в четырех взаимно перпендикулярных точках. Большие окружности нужно накернивать в 6–8 местах. Обязательно накерниваются все точки пересечений и сопряжений.

На этом подготовительные работы можно считать завершенными и следует переходить к выполнению непосредственно слесарных операций.

Инструкционная карта «Плоскостная разметка заготовок»

Столичный учебный центр
г. Москва

Выбранный для просмотра документ ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА Плоскостная разметка заготовок.docx

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Седельниковский агропромышленный техникум»

Плоскостная разметка заготовок

УП.01. Подготовительно-сварочные работы

по профессии СПО 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения

Седельниково, Омской области, 2015

Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»

План занятия П/О

Группа 15 Профессия Сварщик Мастер Баранов В.И.

УП.01. Подготовительно-сварочные работы.

Тема: Подготовка металла к сварке.

Тема занятия: Плоскостная разметка заготовок .

Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное (изучение нового учебного материала, формирование практических умений и навыков, повторение изученного ранее материала).

Цель занятия: обучение подготовке под разметку обработанной и необработанной поверхностей; получение навыков использования разметочных инструментов, выполнения разметки и накернивания разметочных рисок.

Формирование и усвоение приемов проведения плоскостной разметки заготовок.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении плоскостной разметки заготовок.

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам;

Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;

Способствовать развитию самостоятельности студентов.

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению плоскостной разметки заготовок.

Требования к результатам усвоения учебного материала.

Студент в ходе освоения темы занятия учебной практики должен:

— выполнения типовых слесарных операций, применяемых при сварке

— выполнять правку и гибку, разметку, рубку, резку механическую, опиливание металла.

В ходе занятия у студентов формируются

П рофессиональные компетенции:

ПК 1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

-Чебан В. А. Сварочные работы /В. А. Чебан.- Изд. 7-е.- Ростов н/Д : Феникс, 2010. (Начальное профессиональное образование).

-Маслов В. И. Сварочные работы: Учеб. для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования — М.: ПрофОбрИздат, 2002.

-Покровский Б.С. Справочник слесаря: Учеб. пособие для нач. проф. образования /Б.С.Покровский, В.А.Скакун – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Читайте так же:  Торговля сигаретами нужна ли лицензия

-Покровский Б.С. Слесарное дело: Учебник для нач. проф. образования/ Б.С.Покровский, В.А.Скакун. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

— Г.Г Чернышов. Справочник электрогазосварщика и газорезчика: учеб. пособие для нач. проф. образования – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

— М.Д. Банов Ю.В. Казанов «Сварка и резка материалов», Учебное пособие – М: ОИЦ «Академия», 2009г.

— Овчинников В. В. Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов: учебник/ В.В.Овчинников.- М.: КНОРУС, 2010.-(Начальное профессиональное образование).

— А.И. Герасименко «Основы электрогазосварки», Учебное пособие – М: ОИЦ «Академия», 2010г

-В. Г. Лупачев «Ручная дуговая сварка» учебник –Мн.; Выш. шк., 2006.

Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы:

разметочная плита, стальные щетки, скребки, наждачная бумага, посуда для раствора и мела, медный купорос, мел, быстросохнущие лаки и краски, клей казеиновый, карандаш, измерительная линейка, угольник с широким основанием, штангенциркуль, циркуль разметочный, кернер, чертилка, сталь листовая толщиной 2. 4 мм, ветошь.

Упражнение 1. Подготовка поверхности металла к разметке.

Перед выполнением разметки металла следует:

тщательно вытереть разметочную плитку;

очистить заготовку стальной щеткой или скребком от пыли, грязи и следов коррозии;

размечаемые места заготовки зачистить шкуркой;

неочищенные поверхности закрасить молотым мелом, разведенным в воде, с клеем или краской. Для нанесения на плоскость равномерного слоя покрытия необходимо использовать перекрестные вертикальные и горизонтальные движения кисти (рис. 1 );

обработать очищенные поверхности раствором медного купороса (2—3 чайных ложки на стакан воды) или лака и просушить.

Рис. 1. Нанесение покрытия на деталь.

Упражнение 2 . Нанесение прямых линий.

Сделать на заготовке два керновых углубления — метки. Через нанесенные метки по наложенной на деталь линейке провести чертилкой линию.

Чтобы не получить раздвоенную линию, линейку необходимо плотно прижимать к заготовке, а линию проводить только один раз. Не использовать тупую чертилку.

План-конспект по теме «Разметка заготовок из сортового проката». 6-й класс

Разделы: Технология

Задача урока: научить приемам экономной разметки заготовок из сортового проката.

Оборудование: заготовки, штангенциркули, линейки, чертилки (по числу учащихся)

Наглядные пособия и дидактический материал: образцы различных заготовок. Технологическая карта на выполняемую операцию. Таблицы “Изготовление детали прямоугольной формы из тонколистого металла”.

Опорные знания: осевая симметрия; построение параллельных, пересекающих прямых, окружностей (математика); плоская разметка (трудовое обучение).

Технические сведения (15 минут)

Способы разметки в условиях промышленного производства. Экономия при разметке. Требования к качеству разметочных инструментов. Разметочные приспособления. Последовательность и приемы разметки заготовок из сортового проката в школьных мастерских. Приемы самоконтроля за качеством разметки. Меры предупреждения брака. Правила безопасности труда.

Разметка – нанесение на заготовку точек и линий, указывающих места и границы обработки. Она выполняется с целью определения мест разрезания или сгибания листового металла и границ обработки заготовок при изготовлении изделий. Точки при разметке – керны представляют собой небольшие углубления. Линии, наносимые при разметке, называются рисками. Риски бывают основными и вспомогательными. Основными рисками обозначают границы обработки. От вспомогательных рисок откладывают размеры для проведения основных рисок.

Риски и керны наносят на заготовку с помощью специальных разметочных инструментов: чертилок, разметочных циркулей, кернеров, а также измерительных линеек, угольников и разметочных молотков.

Чертилки – могут быть различными. Наиболее распространены чертилки проволочные, точеные и с отогнутым концом. Для нанесения на поверхность металла линий окружностей и дуг применяют разметочный циркуль. В отличие от обычного циркуля обе ножки разметочного имеют заостренные концы.

С помощью кернера получают при разметке небольшие углубления, или керны. Эти углубления необходимы для обозначения центров окружностей и дуг, а также для более четкого обозначения разметочной риски, которая во время работы может стереться.

Угольники – также служат для выполнения разметочных рисок. Угольник позволяет выполнить линии строго под прямым углом. Контроль уже выполненных прямых углов заготовки проверяют тоже угольником.

Различают два вида разметки: по шаблону и по чертежу (эскизу).

Шаблон – это приспособление в виде пластины с очертаниями детали, которая изготавливается шаблон накладывают на лист металла, из которого изготавливают изделие.

Разметку по шаблону рационально выполнять в тех случаях, когда нужно разметить большое количество деталей. Располагают шаблон так, чтобы он весь умещался на листе. Для экономного расходования материала стараются найти такое положение шаблона на листе, чтобы при последующем вырезании заготовки из листа было как можно меньше обрезков и отходов. Затем шаблон плотно прижимают к листу. Для этого можно использовать струбцину, достаточно тяжелый предмет или просто прижать рукой. Не двигая шаблона, обводят его контуры чертилкой, плотно прижимая её остриё к кромке шаблона.

Разметка требует особой аккуратности и точности при нанесении рисок. От качества разметки во многом зависит точность обработки и изготовления изделия.

Разметка по чертежу заключается в перенесении точек и линий чертежа с бумаги на лист металла. Для того чтобы ее выполнять, необходимо знать, как графически изображаются детали и изделия из тонколистового металла.

Построение чертежа развертки изделия прямоугольной формы следует начинать с изображения основания прямоугольника. После этого вычерчивают другие стороны, примыкающие к основанию по линиям сгиба. Развертка изделия цилиндрической формы представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна длине окружности его основания, а другая – высоте изделия.

Распространенный вид брака при разметке – несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготавливаемой детали. Причиной этого может быть неточность измерительного инструмента, несоблюдение приемов разметки или невнимательность работающего.

Не рекомендуется проводить риску несколько раз по одному и тому же месту, так как это может привести к тому, что вместо одной получится несколько рисок.

При выполнении разметочных работ необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, быть внимательным и аккуратным, работать только исправным инструментом.

После применения чертилок на их, остро заточенные концы следует надевать предохранительные пробки.

Практическая работа (55 минут)

Изучение технологической карты. Выбор заготовки. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по чертежу и технологической карте. Контроль качества разметки штангенциркулем по чертежу. Способы устранения ошибок по чертежу.

Заключительная часть(15 минут)

Оценка работы учащихся, уборка рабочих мест и мастерской.

Пособие по разметки металла

Учебные пособия. Обработка металлов

Часть первая. Теоретические сведения

ОСНОВНЫЕ СЛЕСАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Разметкой называется операция нанесения на поверхность заготовки линий (рисок), определяющих согласно чертежу контуры детали или места, подлежащие обработке. Разметочные линии могут быть контурными, контрольными или вспомогательными.

Контурные риски определяют контур будущей детали и показывают границы обработки.

Контрольные риски проводят параллельно контурным «в тело» детали. Они служат для проверки правильности обработки.

Вспомогательными рисками намечают оси симметрии, центры радиусов закруглений и т. д.

Разметка заготовок создает условия для удаления с заготовок припуска металла до заданных границ, получения детали определенной формы, требуемых размеров и для максимальной экономии материалов.

Применяют разметку преимущественно в индивидуальном и мелкосерийном производстве. В крупносерийном и массовом производстве обычно нет необходимости в разметке благодаря использованию специальных приспособлений — кондукторов, упоров, ограничителей, шаблонов и т. д.

Разметку подразделяют на линейную (одномерную), плоскостную (двумерную) и пространственную, или объемную (трехмерную) .

Линейная разметка применяется при раскрое фасонного проката, подготовке заготовок для изделий из проволоки, прутка, полосовой стали и т.д., т.е. тогда, когда границы, например разрезания или изгиба, указывают только одним размером — длиной.

Плоскостная разметка используется обычно при обработке деталей, изготавливаемых из листового металла. В этом случае риски наносят только на одной плоскости. К плоскостной разметке относят и разметку отдельных плоскостей деталей сложной формы, если при этом не учитывается взаимное расположение размечаемых плоскостей.

Пространственная разметка наиболее сложная из всех видов разметки. Ее особенность заключается в том, что размечаются не только отдельные поверхности заготовки, расположенные в различных плоскостях и под различными углами друг к другу, но и производится взаимная увязка расположения этих поверхностей между собой.

При выполнении разметки указанных видов применяется разнообразный контрольно-измерительный и разметочный инструмент.

К специальному разметочному инструменту относят чертилки, кернеры, разметочные циркули, рейсмусы. Кроме этих инструментов, при разметке используют молотки, разметочные плиты и различные вспомогательные приспособления: подкладки, домкраты и т. д.

Чертилки ( 7) служат для нанесения линий (рисок) на размечаемую поверхность заготовки. В практике широко используются чертилки трех видов: круглая ( 7, а), с отогнутым концом ( 7, б) и со вставной иглой ( 7, в). Изготавливают чертилки обычно из инструментальной стали У10 или У12.

Кернеры ( 8) применяются для нанесения углублений (кернов) на предварительно размеченных линиях. Это делается для того, чтобы линии были отчетливо видны и не стирались в процессе обработки деталей.

Изготавливают кернеры Из инструментальной углеродистой стали. Рабочую (острие) и ударную части подвергают термообработке. Кернеры подразделяют на обыкновенные, специальные, механические (пружинные) и электрические.

Обыкновенный кернер () — это стальной стержень длиной 100—160 мм и диаметром 8—12 мм. Его ударная часть (боек) имеет сферическую поверхность. Острие кернера затачивается на шлифовальном круге под углом 60°. При более точных разметках угол заострения кернера может быть 30—45°, а для разметки центров будущих отверстий —75°.

К специальным кернерам относят кернер-циркуль (рис, 8, б) и кернер-колокол (центроискатель) ( 8, в). Кернер-циркуль удобен для накёрнивания дуг небольшого диаметра, а кернер-колокол — для разметки центровочных отверстий заготовок, подлежащих дальнейшей, например токарной, обработке.

Механический (пружинный) кернер ( 8,г) применяется для точной разметки тонких и ответственных деталей. Его принцип действия основан на сжатии и мгновенном освобождении пружины.

Электрический кернер ( 8, д) состоит из корпуса 6, пружин 2 и 5, ударника, катушки 4 и собственно кернера /. При нажатии на заготовку установленным на риске острием кернера электрическая цепь замыкается, и ток, проходя через катушку, создает магнитное поле; ударник втягивается в катушку и наносит удар по стержню кернера. Во время переноса кернера в другую точку пружина 2 размыкает цепь, а пружина 5 возвращает ударник в исходное положение.

Специальные, механические и электрические кернеры значительно облегчают труд и повышают его производительность.

Разметочные (слесарные) циркули ( 9) используют для разметки окружностей и дуг, деления окружностей и отрезков на части и других геометрических построений при разметке заготовки. Их применяют также Для переноса размеров с измерительной линейки на заготовку. По устройству они аналогичны чертежным циркулям-измерителям.

Разметочные циркули бывают в основном двух видов: простые ( 9, а) и пружинные ( 9, б). Ножки пружинного циркуля сжимаются под действием пружины, а разжимаются с помощью винта и гайки. Ножки циркуля могут быть цельными или со вставными иглами ( 9, в).

Одним из основных инструментов для выполнения пространственной разметки является рейсмус. Он служит для нанесения параллельных вертикальных и горизонтальных рисок и для проверки установки деталей на разметочной плите.

Рейсмус ( 10) представляет собой чертилку 5, закрепленную на стойке 2 с помощью хомутика 3 и винта 4. Хомутик передвигается на стойке и закрепляется в любом положении. Чертилка проходит через отверстие винта и может быть установлена с любым наклоном. Винт при этом закрепляется гайкой-барашком. Стойка рейсмуса укреплена на массивной подставке 1.

Читайте так же:  О гражданстве российской федерации федеральный закон от 31052002 n 62-фз

Плоскостную и особенно пространственную разметки заготовок производят на разметочных плитах.

Разметочная плита — это чугунная отливка, горизонтальная рабочая поверхность и боковые грани которой очень точно обработаны. На рабочей поверхности больших плит делают продольные и поперечные канавки глубиной 2—3 мм и шириной 1—2 мм, которые образуют квадраты со стороной 200 или 250 мм. Это облегчает установку на плите различных приспособлений.

Кроме рассмотренной разметки по чертежу, применяют разметку по шаблону.

Шаблоном называется приспособление, по которому изготавливают детали или проверяют их после обработки. Разметка по шаблону используется при изготовлении больших партий одинаковых деталей. Она целесообразна потому, что трудоемкая и требующая много времени разметка по чертежу выполняется только один раз при изготовлении шаблона. Все последующие операции разметки заготовок заключаются в копировании очертаний шаблона. Кроме того, изготовленные шаблоны могут использоваться для контроля детали после обработки заготовки.

Шаблоны изготовляются из листового материала толщиной 1,5—3 мм. При разметке шаблон накладывают на размечаемую поверхность заготовки и по его контуру проводят чертилкой риски. Затем по рискам наносят керны. С помощью шаблона могут быть размечены и центры будущих отверстий. Применение шаблонов значительно ускоряет и упрощает разметку заготовок.

Учебно-методический материал по технологии (8 класс) на тему:
Методическая разработка урока «Разметка заготовок из тонколистового металла»

Урок по теме «Разметка заготовок из тонколистового металла» разработан для учащихся 8 класса на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл. с использованием учебника слесарное дело 7-8 кл. и справочного дидактического материала по слесарному делу.

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) школа

Методическая разработка открытого урока по слесарному делу

Тема: «Разметка заготовок из тонколистового металла».

Педагог первой категории:

Тема по самообразованию на 2015-2016 учебный год «Формирование профессиональных приемов труда у учащихся на уроках слесарного дела»

Урок по теме «Разметка заготовок из тонколистового металла» разработан для учащихся 8 класса на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл. с использованием учебника слесарное дело 7-8 кл. и справочного дидактического материала по слесарному делу.

Программа профессионально-трудового обучения по технологии слесарного дела построена по операционно-предметной системе, т.е. обучение учащихся различным производственным операциям (умениям и навыкам) осуществляется в процессе изготовления ими полезных изделий. Одним из условий успешного включения учащихся в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников коррекционной школы в производственный труд является формирование у них самостоятельности в выполнении трудовых заданий. Воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из самых главных задач коррекционной школы. Наряду с этой задачей уделяется огромное внимание воспитанию у учащихся положительного отношения к труду и формирование профессионально-трудовых приемов, навыков и умений. Этой проблеме посвящены работы (Граборова А.Н. Дульнева Г.Н.)

Тема урока «Разметка заготовок из тонколистового металла» тема в программе «Жестяницкие работы» и цели урока взаимосвязаны.

Цель урока: «Формирование у учащихся знаний и умений по разметке заготовок из тонколистового металла» соответствует теме урока.

Цель урока реализуется посредством следующих задач:

1. Учить учащихся приемам разметки заготовок из тонколистового металла.

2.Способствовать развитию памяти, мышления, расширять словарный запас.

3. Воспитывать положительную мотивацию к труду, аккуратность в работе.

Тип урока: обобщающий

1. Организационный момент

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

Образовательная задача «Учить учащихся приемам разметки заготовок из тонколистового металла» решается на втором этапе урока в ходе изложения нового материала.

Коррекционная задача урока « Способствовать развитию памяти, мышления, расширять словарный запас» реализовывается на теоретическом этапе урока, посредством работы с новыми словарными словами.

Воспитательная задача урока «Воспитывать положительную мотивацию к трудовой деятельности, аккуратность в работе» решается на втором этапе урока в ходе выполнения практической работы.

На уроке прослеживается четкость и завершенность каждого этапа. Цели каждого этапа подчиняются общей цели урока. Преемственность на уроке прослеживается в ходе отработки на предыдущем этапе тех знаний и умений, которые потребуются на последующем этапе.

Данное занятие было построено с учетом дидактических принципов: научности и доступности, систематичности и последовательности, наглядности, сознательности и активности, коррекционной направленности обучения.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

-демонстрация словарных слов;

-работа в тетрадях

-выполнение практической работы,

Эти методы реализовываются путем применения таких приемов как: вопрос-ответ, чтение и записывания словарных слов, сравнивание с образцом, обобщения.

Применяемая на уроке наглядность: плакаты «Разметка тонколистового металла», словарные слова, инструменты, технологическая карта- используется с целью подтверждения и конкретизации словесных сообщений учителя.

В ходе урока осуществляется смена видов деятельности, и тем самым реализовывается охранительный педагогический режим, применяются здоровьесберегающие технологии:

-физкультминутка для рук, глаз;

-смена деятельности учащихся;

-воздушно-тепловой режим ( вентиляция)

-создание на урок «Ситуации успеха»;

-положительный эмоциональный фон на уроке;

-соблюдение правил безопасности в мастерской;

-чередование времени труда и отдыха во время урока;

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Уроки технологии дают возможность учащимся переключаться с умственной деятельности на физическую деятельность более эмоциональную, что способствует сохранности психического здоровья и успешности на уроке.

Тема: « Разметка заготовок из тонколистового металла».

Цель урока : Формирование у учащихся знаний и умений по разметке заготовок из тонколистового металла.

Задачи: 1. Учить учащихся приемам разметки заготовок из тонколистового металла.

2.Способствовать развитию памяти, мышления, расширять словарный запас.

3. Воспитывать положительную мотивацию к труду, аккуратность в работе.

Тип урока: обобщающий

Наглядные пособия и оборудование:

-плакат «Разметка тонколистового металла»,

-операционная карта на изготовление «Уголка оконного»

-линейка, чертилка, киянка, ножницы по металлу, напильник, кернер, сверлильный станок,

I. Организационный момент .

-проверка готовности учащихся к уроку,

-сообщение темы урока.

II . Теоретическая часть.

Дыхательная гимнастика для снятия нервного напряжения перед уроком.

Сядьте удобно, закройте глаза, глубоко вдохните и медленно выдохните. Представьте себя в весеннем лесу, прислушайтесь к звукам птиц и насладитесь запахами цветов. Почувствуйте прикосновение теплого ветерка, насладитесь ощущением покоя. Захватите это чувство спокойствия с собой.

Развитие памяти и мышления.

Задание: выбрать правильный ответ (работа по карточкам-тестам)

Тема: «Разметка плоскостная»

1. Что называется разметкой?

а) выполнение сквозных и глухих отверстий в сплошном металле;

б) нанесение на поверхности заготовки линий (рисок), определяющих согласно чертежу контуры детали или места, подлежащие обработке;

в) операции по выправке материала, заготовок и деталей, имеющих вмятины и искривления.

2. Какие приспособления используются при разметке?

а) Слесарные верстаки с тисками.

б) Разметочные плиты.

г) Слесарные зубила.

д) Поворотные приспособления с электромагнитом.

3. Какие инструменты используются при разметке?

а) Ручной ножовочный станок.

е) Линейка масштабная.

к) Молоток слесарный.

4. Как называется образец, по которому размечают одинаковые по форме детали?

5. Как называется основная линия, предварительно проведенная на заготовке?

г) базовая линия.

Сообщение темы урока.

2. Изготовление нового изделия по теме: «Разметка заготовок из тонколистового металла». Сегодня мы будем делать из тонкого металла

«Уголок оконный». Как вы думаете, каково его назначение? Посмотрите на форму этого изделия, какой угол вы видите здесь? Куда будет крепиться уголок? Какие требования предъявляются к качеству этого изделия, исходя из его назначения?

Разметка заготовки из тонколистового металла выполняется с целью определения мест разрезания или сгибания листового металла и границ обработки заготовки при изготовлении изделий.

Различают два вида разметки: по шаблону и чертежу.

Разметку по шаблону рационально выполнять в тех случаях, когда нужно разметить большое количество деталей.

Разметка по чертежу заключается в перенесении точек и линий чертежа с бумаги на лист металла. Приступая к разметке, лист металла тщательно осматривают, проверяя, нет ли на нем ржавчины, неровностей. При необходимости его очищают и выправляют. Определяют возможность изготовления из листа детали требуемых размеров. Для этого сравнивают наибольшие размеры детали с размерами листа. Нужно, чтобы размеры листа были несколько больше размеров детали. Затем определяют базы для разметки – линии или поверхности от которых откладывают размеры для нанесения других разметочных рисок. Другими словами, от разметочных баз начинается разметка. Разметку обычно ведут от самой ровной кромки листа или вспомогательной риски, проведенной посередине заготовки.

При нанесении прямых рисок линейку или угольник плотно прижимают к заготовке пальцами левой руки так, чтобы не было просвета. Чертилку берут правой рукой, и как карандашом, не прерывая движения, проводят риску необходимой длины. Проводя риски, чертилку плотно прижимают к линейке или угольнику, отклоняя ее на небольшой угол. Величину этого наклона нельзя изменять во время проведения риски, иначе риска получится кривой.

После разметки тонколистовой металл разрезают по линиям разметки ножницами по металлу.

3. Работа со словарем – кровельная сталь, кровельщик, жесть, жестянщик, пластичность, чертеж, шаблон.

Учащиеся записывают в тетрадях словарные слова.

4. Физкультминутка — пальчиковая гимнастика.

III. Практическая часть.

1. Организация рабочего места.

Для выполнения практической работы понадобится:

Еще статьи:

  • Медико социальная экспертиза комсомольск на амуре Медико социальная экспертиза комсомольск на амуре г. Комсомольск-на-Амуре БЮРО № 2 Общего профиля 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Молодогвардейская, д. 4 Руководитель, Пайич Светлана Анатольевна, тел. (4217) 59-00-98 Пн - Пт: 09:00 - 15:00 (прием документов); Пятница 09:00 - 11:00 […]
  • Нотариус спб богатырский Нотариус в Приморском районе Санкт-Петербурга Нотариальная контора нотариуса Остапенко Е. К. Нотариальная контора Приморского района нотариуса Остапенко Е.К. оказывает нотариальные услуги, консультации жителям Санкт-Петербурга и других регионов: удостоверение всех видов сделок; […]
  • Приказ минобр челябинской области Приказ минобр челябинской области Добавлен блок "Зачисление в 1 класс" С 2000 года в Челябинской области открыто 95 новых дошкольных образовательных учреждений. Из них 75 детских садиков введено в эксплуатацию за последние пять лет. В 2019 году будет открыто 15 новых детских учреждений. […]
  • Миасс приставы график работы Судебные приставы миасс график работы Телефон: +73513572933 — отдел по работе с юридическими лицамиТелефон: +73513572745Веб-сайт: Банк данных исполнительных производствВконтакте: https://vk.com/news_fssprus_ruTwitter: https://twitter.com/@fssp_rusFaceBook: […]
  • Госпошлина в костромской суд Госпошлина в костромской суд Режим работы суда График приема граждан с заявлениями на действия судей и работников суда подаются через Общий отдел в течение всего рабочего дня Председатель суда ведет личный прием граждан и представителей организаций, обращающихся по вопросам […]
  • Нотариус спб коломенская Нотариус Маретин Е.Ю. Адрес: 191119, г. Санкт-Петербург, Коломенская ул., д. 32 Телефон: +7 (812) 572-42-59 Часы работы: Пн, Вт, Ср, Чт, Пт, с 11.00 до 18.00 Нотариус оказывает все услуги в Санкт-Петербурге, относящиеся к нотариальной деятельности. Находится по адресу: 191119, г. […]