Повод заявление о преступлении

Повод заявление о преступлении

Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.

Предусматривается несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами. Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт.

В органах внутренних дел с их круглосуточно функционирующими дежурными частями, принимающими подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, действует детальнейшая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях (утверждена Приказом МВД России от 13 марта 2003 года №158), основные правила которой должны быть отображены в виде письменной информации в местах, доступных для посетителей органов внутренних дел. Если сообщение о преступлении поступило при личном обращении в орган внутренних дел, должен быть выдан специальный талон — уведомление о регистрации его сообщения в КУСП (Книге учета сообщений о преступлениях). Аналогичные инструкции действуют в органах федеральной службы безопасности, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

29 декабря 2005 года Генеральной прокуратурой РФ, МВД России, МЧС России, Минюстом России, ФСБ России, Минэкономразвития России и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков издан совместный Приказ «О едином учете преступлений», который, не отменяя вышеупомянутых ведомственных инструкций, установил единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, действующий теперь в органах, входящих в систему вышеперечисленных ведомств. Интенсивное ведомственное нормотворчество является реакцией на застарелую болезнь — укрывательство заявлений о преступлениях от учета в целях искусственного упрощения криминогенной обстановки и повышения показателей правоохранительной деятельности по профилактике и раскрытию преступлений.

В силу прямого указания закона анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Однако данное положение не означает, что анонимные заявления вообще не принимаются во внимание правоохранительными органами государства. Всякое заявление, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, может и должно быть проверено органом дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления, прежде всего путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых вопрос о возбуждении уголовного дела решается по правилам ст. 143 УПК.

Прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Дурягин Д.Н.

Комментарий к СТ 141 УПК РФ

Статья 141 УПК РФ. Заявление о преступлении

Комментарий к статье 141 УПК РФ:

1. Содержание и форма заявления должны отвечать требованиям доказательства в виде иного документа (ст. 84 УПК) или протокола (ст. ст. 83, 166). Заявление является поводом к возбуждению дела, если оно содержит хотя бы один из двух элементов: а) информацию о признаках преступления; б) просьбу о привлечении каких-либо лиц к уголовной ответственности. Даже если в таком заявлении не усматривается признаков преступления, оно все равно является поводом к возбуждению дела — влечет обязанность принять заявление, проверить его и вынести решение (признаки преступления могут быть обнаружены в результате проверки из других источников).

2. По делам частного и частно-публичного обвинения заявителем должен быть сам потерпевший или его законный представитель (см. ком. к ст. 147). По делам частного обвинения заявление подается в суд в письменной форме с копиями по числу обвиняемых с соблюдением ряда дополнительных реквизитов, так как заявление по делу частного обвинения «заменяет» обвинительное заключение или обвинительный акт по делам публичного обвинения. Смотрите ком. к ст. 318.

3. Обязанность принять и зафиксировать устное заявление о преступлении вне зависимости от подследственности или подсудности возложена на лиц, уполномоченных возбуждать уголовное дело, а также на сотрудников правоохранительных органов и суд во время судебного заседания. Смотрите ком. к ст. 144.

4. Анонимным признается такое сообщение, в котором не содержится подпись автора или отсутствуют сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, адрес). Неизвестность первоисточника (автора) исключает свойство допустимости документа, его юридическую силу и способность служить поводом к возбуждению дела.

По общему правилу анонимные сообщения не регистрируются (как заявления) и не рассматриваются в уголовно-процессуальном порядке. Если в анонимном сообщении содержится информация об общественно опасном деянии, то оно может послужить поводом для проверки средствами ОРД. При установлении в результате такой проверки признаков преступления поводом к возбуждению дела послужит рапорт в порядке ст. 143 УПК. Анонимное сообщение может обладать признаками будущего вещественного доказательства (если сам факт сообщения является элементом объективной стороны состава преступления). Первоисточником вещественного доказательства является сам предмет, поэтому анонимность вещественного доказательства не влияет на его доказательственное значение. Например, письменное сообщение о якобы готовящемся террористическом акте будет вещественным доказательством по преступлению в виде заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК); письменное анонимное сообщение о совершении преступления конкретным лицом может быть вещественным доказательством по преступлению в виде заведомо ложного доноса (статья 306 УК России). Вещественным доказательством могут быть и письменные угрозы о совершении преступлений (по соответствующим видам преступлений). К вещественным доказательствам следует отнести и почтовые отправления с ядовитыми или взрывчатыми веществами. Если анонимное сообщение обладает признаками будущего вещественного доказательства, то при его получении должны быть приняты меры для сохранения имеющихся на сообщении следов (отпечатков пальцев, микрочастиц, почерка, химического состава бумаги, чернил и фонограммы телефонного сообщения и т.д.). Поводом к возбуждению дела может послужить рапорт лица, получившего анонимное сообщение.

5. О правах заявителя на стадии возбуждения уголовного дела см. ком. к ч. 4 ст. 144 и ч. 2 ст. 145.

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс.
СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»).

Раздел II. Досудебное производство

Глава 9. Возбуждение уголовного дела

§ 3. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Повод для возбуждения уголовного дела – это сообщение о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении, полученное из предусмотренного процессуальным законом источника, прием которого обязывает органы расследования (а по делам частного обвинения — судью) приступить к процессуальной деятельности.

Сообщение о преступлении как повод должно иметь соответствующую форму, в том числе быть удостоверено автором.

Законом предусмотрено три повода для возбуждения дела.

1) Заявление о преступлении – это обращенное к правоохранительным органам или суду официальное сообщение о преступлении, удостоверенное определенным физическим, юридическим или должностным лицом (ст. 141). При этом заявитель, во-первых, сам не считает себя причастным к совершению этого преступления, а во-вторых, не является сотрудником правоохранительных органов, который бы действовал в порядке исполнения служебных полномочий.

По делам публичного обвинения на органы расследования возлагается обязанность установления события преступления и изобличения виновных. Поэтому достаточно, чтобы в заявлении, помимо данных о личности заявителя, содержалась: а) информация о признаках преступления в каком-либо событии или б) просьба о привлечении какого-либо лица к уголовной ответственности.

Заявление может быть письменным или устным. Письменное заявление подписывается заявителем. Анонимные сообщения не являются поводом для возбуждения дела, но могут быть проверены оперативно-розыскными средствами. Устное заявление оформляется протоколом. Заявителю разъясняется уголовная ответственность за заведомо ложный донос и выдается документ о принятии и регистрации его заявления.

2) Явка с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142). В широком смысле слова явка с повинной — это не только повод для возбуждения дела. Кроме того, она может рассматриваться как обстоятельство: а) смягча­ющее наказание (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ); б) освобождающее от уголовной ответственности в специально предусмотренных уголовным законом случаях (например, явка с повинной взяткодателя — примечание к ст. 291 УК РФ); в) учитываемое в пользу избрания более легкой меры пресечения (ст. 99 УПК); г) свидетельствующее о деятельном раскаянии как основании освобождения от уголовной ответственно­сти (ст. 75 УК РФ; ст. 28 УПК); д) свидетельствующее о признании своей вины, т. е. обвинительное доказательство.

Читайте так же:  Новые закон на получения гражданство рф 2019

Главное условие явки с повинной и в узком, и в широком смысле — это добровольность. Данное условие означает, что сообщение о собственном преступлении сделано по инициативе самого лица и при отсутствии для него реальной угрозы уголовного преследования за совершение тех преступлений, о которых он сообщает.

Явка с повинной оформляется так же как и заявление: протоколом или письменным заявлением. В связи с большим значением явки с повинной она должна приниматься и после начала производства по уголовному делу.

3) Рапорт об обнаружении признаков преступления — это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления из иных источников, кроме заявлений и явок с повинной (ст. 143 УПК). Рапорт как повод к возбуждению дела возникает тогда, когда нет ни заявления, ни явки с повинной, а признаки преступления все же попали в поле зрения правоохранительных органов, которые обязаны выявлять преступления и изобличать виновных. Поэтому рапорт является универсальным поводом для возбуждения дела, оформляющим сообщения из так называемых иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140).

В качестве источников информации выступают первоначальные сообщения (полученные по телефону, опубликованные в печати) или непосредственное обнаружение признаков преступления самим лицом, составившим рапорт (например, в результате фактического задержания предполагаемого преступника).

Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя, прокурора и подлежит отводу, если: а) есть необходимость допроса этого лица в качестве потерпевшего или свидетеля (ст. 61); б) это лицо само проводило оперативно-розыскные меро­приятия (ч. 2 ст. 41).

Для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо основание – наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК). Обычно это вероятные данные о преступном деянии (объекте и объективной стороне состава преступления). Возможный фрагментарный и вероятностный характер основания нередко ведет к тому, что при возбуждении уголовного дела дается приблизительная квалификация преступления, которая может изменяться в ходе дальнейшего расследования.

Достаточные данные иногда могут содержаться уже в самом поводе (например, в рапорте оперативного сотрудника с приложенными материалами проверки, проведенной оперативно-розыскными методами). Однако, как правило, достаточные данные появляются в результате процессуальной проверки повода к возбуждению дела в порядке ч. 1 ст. 144 (из протокола осмотра места происшествия, объяснений очевидцев, акта ревизии и т. д.).

Уголовное дело может возбуждаться либо по факту, либо в отношении конкретного подозреваемого. В последнем случае основанием являются достаточные данные, указывающие на совершения преступного деяния данным лицом.

Основания для возбуждения дела отражают наличие фактических предпосылок уголовного преследования, составляющих условие движения уголовного дела. В то же время необходимо иметь в виду, что для возбуждения дела необходимо наличие и юридических предпосылок — отсутствие оснований для отказа в возбуждении дела.

Поводы и основания возбуждения уголовного дела. Заявление о преступлении, как самый распространенный повод к возбуждению уголовного дела

Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела в законе установлены определенные процессуальные условия:
— наличие повода и основания, предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 140 УПК;
— отсутствие обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК).
Поводы к возбуждению уголовного дела — это источники первичной информации о готовящемся или совершенном деянии (действии или бездействии), которым закон придает значение юридических фактов, обязывающих дознавателя, органа дознания, следователя в пределах, установленных Уголовно-процессуальным кодексом, рассмотреть их и решить вопрос о возбуждении уголовного дела при наличии достаточных данных, указывающих на признаки конкретного состава преступления.
Таким образом, для возбуждения уголовного дела не обязательно наличие данных о том, кто совершил преступление, — они могут отсутствовать полностью. Необходимы лишь данные, которые свидетельствуют о наличии самого события преступления. С позиции уголовно-правового учения о составе преступления это означает, что основание к возбуждению уголовного дела образуют фактические данные, относящиеся к объекту и объективной стороне состава.
Поводы к возбуждению уголовного дела в уголовно-процессуальном законе объединены общим понятием «сообщение о преступлении». Одним из наиболее распространенных поводов к возбуждению уголовного дела является заявление о преступлении (ст. 140 УПК РФ).
Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное сообщение о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деянием вред заявителю.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем и не зависимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Анонимное заявление, согласно ч. 7 ст. 141 УПК, не является поводом к возбуждению уголовного дела, что не исключает проверку вне уголовно-процессуальных отношений сведений, содержащихся в анонимном заявлении.
Основание для возбуждения уголовного дела — полученные из источников, перечисленных в ч. 1 ст. 140 УПК РФ, достаточные данные о наличии признаков преступного деяния, указывающих на признаки преступления, и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу
Понятие «основание для возбуждения уголовного дела» в уголовно-процессуальном законе подробно не раскрывается.
Понятие «достаточные данные» является оценочным, то есть относительно определенным понятием, содержание которого выявляется только с учетом конкретных ситуаций.
При определении основания к возбуждению уголовного дела надо учитывать:
— круг обстоятельств, сведениями о которых надо располагать;
— уровень знаний об этих обстоятельствах (вероятность совершения преступления).
Понятие «основание к возбуждению уголовного дела» включает как данные о фактическом событии, так и данные о его уголовно-правовых признаках. Чаще всего это данные об объекте и объективной стороне преступления, реже — о субъекте и субъективной стороне преступления.
Достаточность данных, указывающих на признаки преступления, надо рассматривать применительно к их объему и характеру. По своему характеру имеющиеся данные могут быть признаны достаточными для принятия решения о возбуждении уголовного дела, если они свидетельствуют об определенном уголовно наказуемом действии или бездействии. Полученные данные должны быть достаточны для вывода о вероятности совершения преступления, квалифицируемого по той или иной статье УК РФ.
Вывод о совершении преступления, как и квалификация преступления в постановлении о возбуждении уголовного дела, носят предположительный характер и могут быть изменены в дальнейшем
производстве по делу.
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо проверить, нет ли обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК), если эти обстоятельства, очевидны (например, наличие свидетельства о рождении, позволяющее утверждать о недостижении возраста привлечения к уголовной ответственности). Если для установления обстоятельства, исключающего возбуждение уголовного дела, необходимо производство следственного действия (например, назначение и производство экспертизы), то принимается решение о возбуждении уголовного дела.
Прокурорами Республики Крым осуществляется постоянный контроль за законностью возбуждения уголовных дел для недопущения нарушений конституционных прав граждан, в том числе незаконного уголовного преследования, и нарушения требований уголовно-процессуального законодательства.

Начальник управления
по надзору за уголовно-процессуальной
и оперативно-розыскной деятельностью
прокуратуры Республики Крым

Общая характеристика «заявления о преступлении» как повода возбуждения уголовного дела

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 18.07.2016 2016-07-18

Статья просмотрена: 798 раз

Библиографическое описание:

Гребенщикова А. А. Общая характеристика «заявления о преступлении» как повода возбуждения уголовного дела // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 438-442. — URL https://moluch.ru/archive/118/32739/ (дата обращения: 13.02.2019).

Институт возбуждения уголовного дела — это обязательный элемент деятельности органов предварительного расследования, в ходе которого устанавливается наличие или отсутствие повода и основания для возбуждения уголовного дела. Согласно приказу «О едином учете преступлений» от 29 декабря 2005 г., «проверка состоит в действиях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 144 и ч. 4 ст. 146 УПК РФ, которые производятся правомочными и (или) уполномоченными на то должностными лицами по сообщению о преступлении» [1].

Действующий УПК РФ не дает понятие «повода» возбуждения уголовного дела, а лишь перечисляет определенные юридические факты, которые служат началом для проведения проверочных действий. В теории предлагаются различные трактовки дефиниции. В своей работе Г. П. Химичева отмечает, что: «Одна из распространенных в теории уголовного процесса трактовок «повода к возбуждению уголовного дела» была в свое время предложена Н. В. Жогиным и Ф. Н. Фаткуллиным и состоит в рассмотрении повода, как юридического факта, вызывающего деятельность по возбуждению уголовного дела» [2, с. 184]. Б. С. Тетерин, Е. З. Трошкин под поводами для возбуждения уголовного дела подразумевают: «Сведения, содержащие первоначальные данные о признаках совершенного или подготовляемого преступления» [3, с. 24]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что под поводом возбуждения уголовного дела следует считать комплекс юридических фактов, на основании которых уполномоченное должностное лицо вправе начать процедуру проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.

Согласно ст. 140 УПК РФ, поводами для возбуждения уголовного дела служат:

  1. Заявление о преступлении;
  2. Явка с повинной;
  3. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  4. Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании;
  5. Материалы, направленные Центральным Банком Российской Федерации, а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Читайте так же:  Ходатайство как оформить

В действующем законодательстве разграничивается «повод» возбуждения уголовного дела и «сообщение о преступлении». Согласно п. 43 ч. 1 ст. 5 УПК РФ «сообщение о преступлении — это заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления» [4]. Таким образом, УПК РФ в перечень юридических фактов, которые включаются в понятие «сообщение о преступлении» исключает постановление прокурора о направлении соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, а также материалы, направленные Центральным Банком Российской Федерации, конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Однако в инструкции ФТС России от 12 января 2007 г. в качестве «сообщения о преступлении» выделяется «протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании» [5].

Одним из распространённых поводов возбуждения уголовного дела является — заявление о преступлении.

Согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под заявлением следует понимать «просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критику деятельности указанных органов и должностных лиц» [6]. Действующий УПК РФ не дает понятие «заявление о преступлении». Представление о том, является ли сообщение о преступлении таковым, можно сделать с учетом анализа ст. 141 УПК РФ.

Заявление о преступлении будет являться поводом возбуждения уголовного дела в случае если:

  1. Заявление подается физическим лицом;
  2. Личность заявителя установлена;
  3. Заявление содержит информацию об общественно-опасном деянии;
  4. Соблюдена форма заявления.

Относительно к форме заявления устанавливаются определенные требования. Заявление, которое должно содержать данные о заявителе, подается как в устной, так и в письменной форме, которое подписывается заявителем, а также лицом, принявшим заявление. В случае, письменного заявление достаточно лишь подписи самого заявителя. В случае если заявление о преступлении сделано в ходе производства какого-либо следственного действия или в ходе судебного разбирательства, в таком случае оно заносится в указанный протокол. К заявлению прилагаются документ, удостоверяющий личность заявителя. Основным и наиболее важным является отметка о предупреждении лица об уголовной ответственности в соответствие со ст. 306 УК РФ.

УПК РФ не раскрывает понятие «заявитель». Как отметил Конституционный суд Российской Федерации: «Обеспечение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве обусловлено не формальным признанием лица тем или иным участником производства по уголовному делу, в частности потерпевшим, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующих прав» [7].

По смыслу нормы заявителем может быть любое лицо, которому стало известно о преступлении с учётом положений ч. 2, 3 ст. 20 УПК РФ.Влитературе существует спор о том, может ли быть заявителем должностное или юридическое лицо. Т. Д. Пан и Ю. К. Якимович, считают, что заявителем может быть, как: «Физическое лицо, так юридическое и должностное лицо» [8, с. 109]. Аналогично, Н. Е Муженская, Г. В. Костылева, предлагают в качестве заявителя считать: «Физическое или юридическое лицо, обратившееся в орган внутренних дел, мировой суд с намерением сделать в устном или письменном виде заявление о готовящемся или совершенном преступлении» [9, с. 52]. П. Г. Марфицин, Ю. Н. Белозеров, считают, что: «В случае, когда уведомляют заявителя о принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении значение дефиниции заявитель становиться шире и включает в себя и юридическое лицо» [10, с. 20]. Однако ст. 141 УПК РФ предъявляет к заявителю обязательное требование, которое заключается в предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Учитывая данное положение должностное, либо юридическое лицо не может быть заявителем.

Кроме того, отсутствуют определенные критерии к возрасту заявителя. Как уже отмечалось, заявитель предупреждается об уголовной ответственности в соответствие со ст. 306 УК РФ. Рассматривая конструкцию данного состава преступления, заявителем может быть лишь физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Поэтому не ясным остается вопрос, как следует оформлять протокол принятия устного заявления от лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста? Как отмечает в своей работе Н. А. Кирянина: «Изучение уголовных дел публичного обвинения, а также материалов об отказе в возбуждении уголовного дела свидетельствует о том, что заявление подростка как повод для возбуждения уголовного дела используется крайне редко» [11, с. 257]. Считается, что если преступление совершено в отношении малолетнего лица, тогда заявление должен подавать его законный представитель. В свою очередь, О. Гладышева, Н. Солонникова считают, что: «Участие законного представителя в процедуре принятия заявления возможно, но не обязательно» [12, с. 46].

Если заявитель не может лично присутствовать при подаче сообщения о преступлении, то указанное заявление принимается в порядке ст. 143 УПК РФ в качестве рапорта об обнаружении признаков преступления. Если сообщение о преступлении подается анонимно, то оно не подлежит принятию и регистрации, как и последующей проверки. Однако, в Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях имеется оговорка. Согласно данной оговорке, приему, регистрации и разрешению подлежит «анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ) заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта» [13].

Кроме того, К. Б. Калиновский, А. В. Смирнов, указывают, что: «Если в анонимном сообщении содержится информация об общественно опасном деянии, то оно может послужить поводом для проверки средствами оперативно-розыскной деятельности. При установлении в результате такой проверки признаков преступления поводом к возбуждению дела послужит рапорт сотрудника правоохранительного органа» [14, с. 322]. В приказе Минюста России от 11 июля 2006 г. указывается, что «анонимные сообщения о преступлении, которые поступили в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и содержат сведения о готовящихся, совершенных или совершаемых преступлениях, а также розыске преступников, рассматриваются руководителем, ответственным за организацию оперативно-розыскной деятельности, и передаются в оперативное подразделение для проверки и оперативного использования» [15].

Подпись заявителя свидетельствует о достоверности сообщенных признаках преступного посягательства. Кроме того, подпись подтверждает установление личности заявителя.

В следственно-судебной практике зачастую заявитель отказывается от подписи заявления. Причины отказа могут быть разнообразными. Прежде всего, отмечается, что «исследователи проблем обеспечения безопасности граждан, сообщающих о преступлениях и продолжающих содействовать правосудию (давать показания, исполнять другие уголовно-процессуальные обязанности), отмечают, что количество сообщений граждан о преступлениях существенно возрастает при обеспечении безопасности таких лиц; их материальном поощрении (вознаграждении) за предоставленную информацию; наличии уголовно-правовых норм, стимулирующих граждан, в отношении которых осуществляется уголовное судопроизводство, сообщать об известных им преступлениях других лиц» [2, с. 183]. Согласно ч. 3 ст. 11 УПК РФ «при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 5 ст. 278 УПКФ РФ» [4]. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ предусматривает определенный круг субъектов, подлежащих государственной защите, в том числе «заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления» [16].

В теории имеется дискуссионный вопрос, необходимо ли в протокол заявления в обязательном порядке вносить просьбу о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. Г. П. Химичева считает, что: «Исключение составляют преступления, преследуемые в порядке частного и частно-публичного обвинения, заявления о которых должны исходить непосредственно от потерпевшего и содержать требование о привлечении лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности» [17, с. 15].

Подводя итоги, можно приди к следующим выводам:

1. Заявление — это обращение лица в органы предварительного расследования за защитой личных прав и свобод, а также за защитой личных прав и свобод других лиц.

2. Заявление о преступлении может быть подано самостоятельно физическим лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста, которое предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствие со ст. 306 УК РФ.

3. Лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста, а также лицо, которое в силу своего физического или психического состояния не может самостоятельно осуществлять свои права и законные интересы подает заявление через законного представителя, однако четкая процедура принятия заявления в таком случае не установлена.

4. Заявитель обязан подписать заявление о преступлении. При необходимости к заявителю применяются меры безопасности.

Читайте так же:  Заявление о вымогательстве участковый

5. Анонимное сообщение о преступлении может быть, как основанием для проведения оперативной проверки, так и поводом в возбуждении уголовного дела в качестве рапорта об обнаружении признаков преступления.

3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела

установлены условия, лишь при наличии которых может быть возбуждено

производство по делу. Это предусмотренные законом поводы и основания, а

также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 5

Поводы к возбуждению уголовного дела — это те установленные законом

источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица

получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении и которые

обязывают их принять решение приступить к производству по уголовному делу.

Согласно ст. 108 УПК поводами к возбуждению уголовного дела являются:

заявления и письма граждан: сообщения общественных организаций, учреждений и

предприятий, организаций и должностных лиц: статьи, заметки и письма,

опубликованные в печати: явка с повинной: и, наконец, непосредственное

обнаружение органом дознания следователем, прокурором или судом признаков

Заявления и письма граждан — наиболее распространенный повод к

возбуждению уголовного дела. Они представляют собой адресованные органам,

уполномоченным возбуждать уголовные дела сообщения о совершенном или

готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деянием

вред заявителю или другим лицам и организациям.

Законом определен перечень уголовных дел, которые могут быть возбуждены не иначе как по жалобе потерпевшего. Это дела частного и частно-публичного

обвинения. Заявления граждан могут облекаться как в устную, так и в

письменную форму. Устные заявления заносятся в протокол, который

подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Заявителю должна быть

разъяснена ответственность за заведомо ложный донос по ст. 180 УК, о чем

делается отметка в протоколе заявления (ч. 2 ст. 110 УПК).

Сигналы о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие по

телефону, должны быть записаны, принимающим лицом в виде телефонограммы с

указанием всех необходимых реквизитов заявителя.

Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного

дела, но должны побуждать к проверке содержащихся в них сведений о

противоправных фактах путем оперативно-розыскной деятельности или иным не

процессуальным способом Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае

могут стать полученные в результате такой проверки данные.

При определенных обстоятельствах закон устанавливает обязанность

граждан под страхом уголовной ответственности сообщать компетентным органам

о достоверно известных, готовящихся или совершенных тяжких преступлениях

Сообщения учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц

подаются в письменной форме и должны содержать необходимые сведения о

совершенном или готовящемся преступлении.

Постановлениями Правительства, приказами, инструкциями ряда министерств

и ведомств определена обязанность руководителей учреждений, предприятий и

организаций сообщать о совершенных преступлениях. Установлен согласованный с

прокуратурой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право

возбуждать уголовные дела. Так, медицинские учреждения обязаны немедленно

сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием

телесных повреждений, когда есть основания полагать об их насильственном

характере. Руководители государственных предприятий обязаны сообщать о

совершенных хищениях и недостачах, о нарушениях техники безопасности,

повлекших несчастные случаи на производстве.

Компетентные органы государства (должностные лица) не вправе отказывать

в приеме заявления (сообщения) по причине недостаточных данных, в нем

содержащихся, они обязаны сами принять меры к проверке и восполнению

Статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, а равно некоторые

другие формы корреспонденции служат поводом к возбуждению дела, если

содержат конкретные факты о готовящихся или совершенные преступлениях.

Статьи, заметки, письма, которые редакциями средств массовой информации не

были опубликованы и пересланы в прокуратуру или органы следствия, могут

послужить поводом к возбуждению уголовного дела в качестве заявлений

общественных организаций или государственных учреждений либо заявлений и

Явка с повинной как повод к возбуждению дела состоит в сообщении,

сделанном органу дознания, следователю, прокурору или суду лицом о

совершении им преступления. В случае явки с повинной устанавливается

личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно излагается

сделанное заявление. Протокол подписывается явившимся с повинной и

должностным лицом, принявшим заявление (ст. 111 УПК). Если в заявлении

указаны конкретные факты преступления, совершенного явившимся с повинной, то

это служит поводом к возбуждению уголовного «дела.

Явка с повинной, равно как и чистосердечное раскаяние, а также активное

способствование раскрытию преступления являются обстоятельствами,

смягчающими ответственность (п. 9 ст. 38 УК), о чем принявшее заявление

должностное лицо должно сообщить явившемуся с повинной. Вместе с тем

полученное признание подлежит тщательной проверке и критической оценке,

поскольку оно может быть в действительности вынужденным, ложным и даже

Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором

или судом признаков преступления в качестве повода характеризуется тем, что

эти органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе выполняемой

правоохранительной деятельности обнаруживают готовящееся или совершенное

преступление и по своей инициативе возбуждают уголовное дело.

Так, органам дознания при проведении оперативно-розыскных мероприятий

становятся известны факты преступных действий. Прокурор, проводя проверку

соблюдения законов в учреждении, организации вскрывает случаи нарушений,

носящие преступный характер. Следователю, расследующему уголовное дело,

становится известно о совершении другими лицами преступных деяний, не

связанных с расследуемым им делом.

Приведенный перечень поводов к возбуждению уголовного дела является

исчерпывающим, и каждый из них именуется законным поводом. Но одного

законного повода для возбуждения уголовного дела еще не достаточно.

Необходимо, чтобы было так-же основание, под которым закон понимает наличие

фактических данных, указывающих на признаки преступления.

Согласно ст. 108 УПК «дело может быть возбуждено только в тех случаях,

когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления». При

этом, как правило, не требуется полного знания о преступлении. Обычно бывает

достаточно указания на объект и объективную сторону преступления.

В этих случаях уголовное дело возбуждается по факту события

преступления, а не в отношении конкретного лица, что, однако, при известных

условиях, не исключает возможности возбуждения уголовного дела в отношении

определенного лица, например, при задержании преступника на месте

преступления либо в силу специфики преступления (например, при самовольной

отлучке военнослужащего, злостном уклонении от уплаты алиментов или от

содержания детей). В этих случаях лицо, в отношении действий которого

возбуждено дело, должно получить процессуальный статус подозреваемого или

обвиняемого в установленном порядке.

Вывод об имевшем место преступлении, хотя и должен быть основан на

достаточных данных, носит обычно предположительный характер и побуждает к

проведению всестороннего расследования в следующей стадии процесса.

Когда полномочное лицо не имеет в своем распоряжении достаточной

информации для того, чтобы возбудить уголовное дело или отказать в нем, оно

производит проверку и принимает решение в срок, не более трех суток со дня

получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях — в срок, не

более десяти суток. В этих случаях могут быть истребованы необходимые

материалы, к которым относятся акты ревизий, инвентаризаций, материалы

ведомственного расследования несчастного случая на производстве, аварии на

транспорте. В случае причинения телесных повреждений гражданину истребуются

материалы судебно-медицинского освидетельствования, выписки из истории

болезни. Могут быть использованы и результаты оперативно-розыскной

деятельности, осуществляемой соответствующими органами, получены объяснения

от лица, обратившегося с заявлением, жалобой.

Но при этом должно быть строжайше соблюдено условие: сбор указанных

материалов осуществляется без производства следственных действий,

предусмотренных уголовно-процессуальным законом (ст. 109 УПК). Следует при

этом иметь в виду, что названные материалы, полученные в ходе проверки,

равно как и результаты оперативно-розыскной деятельности, явившись

основанием для возбуждения уголовного дела, впоследствии могут быть

использованы в качестве доказательств только после приобщения их к делу и

проверки, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Еще статьи:

  • Отказываемся с вами заключить договор сопровождения Эксклюзивный договор, особенности Сейчас не редко встречаются ситуации, когда сделка с недвижимостью оспаривается и признается недействительной. В основном это происходит из-за жульнических поступков преступных элементов, при неграмотном подходе к проведению сделки и так далее. Именно […]
  • Адвокат марк ханиф Свобода стоит 240 тысяч Деньги на залог для Ассанжа приходится собирать “всем миром” 15.12.2010 в 20:31, просмотров: 2813 Основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж по-прежнему находится в тюрьме на юге Лондона, хотя во вторник магистратский суд Вестминстера принял решение о его […]
  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Информ патент ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ" 191040, г Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 87 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 18-Н ОФИС 521 Основной род деятельности ООО "АИС ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ": Деятельность по предоставлению прочих […]
  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Договор подряда тесты Бесплатные тесты с ответами Гражданское право. Тест 9 1. Предметом договора подряда является трудовая деятельность подрядчика выполнение определенной работы с получением конкретного материального результата научные исследования производство сельскохозяйственной продукции действия […]