Представления прокурора виды

Правовые акты прокурорского реагирования: понятие, виды, структура и характеристики

Выявляя нарушения действующего законодательства и устанавливая обстоятельства, которые им способствуют, прокурор должен принять меры к их устранению и, соответственно, недопущению в будущем, а также к привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Для этого законами, регулирующими надзор, предусматривается достаточно большое количество специфических полномочий представителей этих правоохранительных органов, то есть отдельных обязанностей и прав, обеспечивающих максимально эффективное нарушение законов. Все эти полномочия в теории и практике действующего прокурорского надзора принято называть правовыми средствами, по всем из них должны составляться акты прокурорского реагирования.

Какие бывают средства?

По порядку применения и своему внешнему выражению они могут быть общими, которые распространяются на все отрасли прокурорского надзора и отдельные участки деятельности прокуратуры, а также специфическими, являющимися характерными для определенных сфер.

К первым относится, в первую очередь, опротестование актов, противоречащих действующему законодательству, а также внесение всевозможных представлений об устранении правонарушений.

Специфические же средства реагирования включают в себя дачу заключений и заявление всевозможных ходатайств прокурором в судебном порядке.

Как они используются?

Таким образом, действия, направленные на устранение выявленных правонарушений в соответствии с действующим законодательством, представляют собой правовые средства реагирования прокуроров на любые нарушения законов.

Реализация этих средств осуществляется используя устные или письменные акты прокурорского реагирования, среди основных из которых стоит выделить протесты, постановления и представления. Стоит отметить тот факт, что действующие законы не устанавливают какого-то определенного письменного выражения, которое могло бы соответствовать всем видам актов. Для некоторых из них (к примеру, протестов, вносящихся в процессе проведения уголовного судопроизводства) предусматривается письменная форма, в то время как для других одновременно устная и письменная.

Что они собой представляют?

Акты прокурорского реагирования представляют собой специфичные правовые акты, которые вносятся исключительно самим прокурором в процессе реализации своих полномочий. Сам по себе уполномоченный сотрудник как государственное лицо, занимающееся надзором, не имеет какой-либо административной власти, то есть не обладает правом отдавать какие-либо распоряжения тем органам, которые находятся в его компетенции и за которым он осуществляет надзор. По этой причине у него нет возможности непосредственно отменить осуществление незаконного правового акта, обеспечить восстановление нарушенной законности или же привлечь виновные лица к административной или же какой-либо другой ответственности.

Именно по этой причине используются акты прокурорского реагирования. Они позволяют обратиться к компетентным органам и потребовать у них полного устранения нарушений действующего законодательства с последующим привлечением к ответственности всех виновных лиц.

Определенную особенность имеют правовые акты прокурорского реагирования, которые выносятся прокурором во время проведения надзора за соответствием законодательству работы органов предварительного следствия и дознания. За исключением различных представлений, эти акты носят распорядительный характер, который обязывает органы следствия и дознания выполнять конкретные процедуры.

Структура актов прокурорского реагирования представляет их в виде индивидуальных мер, обращенных к различным должностным лицам или органам в связи с определенными фактами правонарушений. Они обязывают других к реакции на подобные случаи соответствующим образом, то есть требуется рассмотреть его, принять все соответствующие меры и сообщить о результате прокурору, который их вносил. Особенно важным здесь является правильное представление. Акт прокурорского надзора должен предельно точно и полноценно выражать в себе закрепленные в законе полномочия прокурора, а также требования, которые на них основываются – это является обязательным условием действенности подобного надзора.

Дальнейший выбор средств реагирования зависит уже непосредственно от характера совершенных правонарушений, причин их возникновения, а также вредных последствий и степени вины лиц, которые должны быть привлечены к ответственности. В преимущественном большинстве случаев принято использовать такие акты реагирования (прокурорского надзора). Кроме того, выбираются такие их формы, которые обеспечивают максимальный эффект, и при этом позволяют максимально быстро устранить и предупредить нарушение законов.

Помимо этого, стоит отметить, что к прокурорскому реагированию предъявляется масса требований. В первую очередь оно должно быть своевременным и предельно оперативным, если есть такая возможность. Также оно должно быть:

  • упреждающим;
  • обоснованным;
  • комплексным;
  • законченным;
  • адекватным;
  • достаточно острым.

Помимо этого, реагирование должно дополняться различными мерами, носящими предупредительно-профилактический характер, и только при этом они могут быть наиболее результативными.

Стандартный акт прокурорского реагирования – протест. В случае выявления каких-либо правовых актов или же отдельных их предписаний, которые противоречат действующему законодательству, в соответствии с последним сам прокурор или же его заместитель должны принести протест в орган или определенному должностному лицу, издавшему данные нормы, или же в вышестоящий орган. Последний этап – это обращение в суд в порядке, который предусматривается процессуальными законами. Таким образом, прокурор имеет право выбора, но при этом должен делать его с учетом множества обстоятельств.

Наиболее распространенными актами прокурорского реагирования являются именно протесты, так как в преимущественном большинстве случаев они способствуют максимально оперативной отмене незаконных актов, учитывая предельную загруженность современных судов различными делами. Помимо всего прочего, в процессе проведения опросов было установлено, что протест многие руководители воспринимают на порядок менее болезненно по сравнению с заявлениями, подавленными в суд.

Направлять такие акты прокурорского реагирования на нарушения закона в вышестоящие органы целесообразно в том случае, если должностное лицо их отклонило, причем в данном протесте, помимо других вопросов, поднимается также вопрос о привлечении этого лица к дисциплинарной ответственности. Также может присутствовать необходимость доведения до сведения других или аналогичных органов.

Если есть основания полагать, что соответствующий орган или же отдельное должностное лицо может отклонить поданный протест, или же он в конечном итоге останется неудовлетворенным, а также если в процессе рассмотрения полученного заявления в судебном порядке нарушение законодательства будет определено в более короткие сроки, прокурор может и должен обратиться в суд для того, чтобы изданный незаконный акт был признан недействительным.

Сущность такого опротестования заключается в том, что прокурор в процессе собственного надзора за исполнением закона от имени страны указывает, где именно проявляется такое нарушение законодательства, и вследствие этого требует от соответствующего органа незамедлительной отмены незаконного акта или же приведения его в полное соответствие с действующим законодательством с последующим восстановлением прав и свободы граждан, а также законных интересов и прав государственных и любых других органов.

Современная практика и юридическая наука определила несколько обязательных реквизитов протеста:

  • наименование определенного должностного лица или же органа, которое его вносит;
  • название;
  • номер, а также дату издания акта, противоречащего законодательству и опротестовываемого прокурором;
  • краткое изложение содержания незаконных элементов;
  • изложение полного перечня нарушений;
  • ссылка на нарушенные законы;
  • предложение прокурора, связанное с отменой незаконного акта или же приведение его в полное соответствие с действующими законами;
  • должностное положение и чин лица, которое принесло протест, а также его индивидуальная подпись.

Помимо всего прочего, понятие актов прокурорского реагирования предусматривает также возможность указания на необходимость рассмотрения данного протеста и незамедлительного сообщения об этом уполномоченному прокурору.

В тех случаях, когда протест должен рассматриваться коллегиальным органом, прокурор должен быть предварительно оповещен о дате проведения данного заседания. В последнее время сформировала практика выступлений прокуроров на проводимых сессиях различных представительных органов, а также всевозможных заседаниях администрации с обоснованием вынесенных протестов, и подобные действия дают положительные результаты. В подобных случаях у прокурора есть возможность предельно подробно ответить на вопросы уполномоченных лиц, разъяснить требования действующего законодательства и суть нарушения, а также его вредные последствия, чтобы в конечном итоге акт признали недействующим.

Представление – акт прокурорского реагирования, который является наиболее часто используемым при нарушениях законодательства. Оно вносится прокурором или же его уполномоченным заместителем в определенный орган или непосредственно должностному лицу, которые могут устранить допущенные нарушения и подлежит срочному рассмотрению. Его вносят на базе обстоятельно проведенной одной или нескольких прокурорских проверок, а также предельно глубокого анализа выявленных правонарушений и обстоятельств, которые им поспособствовали.

В описательной части принято перечислять все выявленные правонарушения, а также различные обстоятельства, которые им способствовали. Помимо этого, указываются должностные и другие лица, виновные в их совершении или же способствующие этому. Представление представляет собой довольно универсальный акт прокурорского реагирования, с помощью которого уполномоченное лицо может задавать самые разные вопросы по преимуществу правового характера, которые помогают не только устранить и предупредить возможные правонарушения, но еще и привлечь к ответственности всех виновных.

В процессе его подготовки особенное внимание уделяется юридической обоснованности, грамотности, достоверности, а также лаконичности, то есть краткому, но при этом предельно исчерпывающему изложению всех обстоятельств. Вся информация, которую включает в себя этот акт прокурорского реагирования (образец выше), должна быть предварительно крайне тщательно проверена, а его предложения должны быть максимально конкретными и предусматривать максимально эффективные мероприятия, направленные на устранение правонарушений и их предупреждение.

В том случае, если правонарушение возникает впервые, и при этом руководитель органа не должен обязательно привлекаться к ответственности, представление может вноситься в адрес данного руководителя. Если же на эти правонарушения последовала реакция прокурора, и при этом от них исходит общественная опасность, или же есть потребность в обращении на эту ситуацию внимания вышестоящих органов, то в таком случае по отношению к ним направляются эти акты прокурорского реагирования. Виды представлений определяются уже непосредственно самим прокурором при исполнении своих обязанностей. К примеру, могут вноситься обобщенные представления, предлагающие определенные меры, которые нужно принять на подведомственных предприятиях.

Читайте так же:  Эксплуатация детей статья ук рф

В том случае, если виновные лица должны быть привлечены к административной ответственности, и данный вопрос не поставили другие акты прокурорского реагирования, постановление представляет собой единственно верную меру. При этом стоит отметить, что выносить его могут как по отношению к должностным лицам, так и обычным гражданам.

Главной целью данного акта является возбуждение перед компетентным органом вопроса о том, чтобы виновное в правонарушении лицо или же группа лиц были в обязательном порядке привлечены к административной ответственности. Таким образом соответствующий орган или же должностное лицо обращают внимание на возникшую ситуацию и степень общественной опасности, а также понимают необходимость привлечения виновного в целях пресечения подобных правонарушений в будущем.

При этом стоит отметить тот факт, что, в зависимости от возникшей ситуации, прокурор может выносить постановление о необходимости возбуждения дела об административной ответственности или же уголовного дела, используя соответствующие акты прокурорского реагирования. Закон также говорит о том, что при обнаружении в ходе проверок каких-либо лиц, которые были незаконно подвергнуты аресту или же административному задержанию со стороны несудебных органов, прокурор должен принять незамедлительные меры, направленные на их освообождение посредством вынесения постановления об освобождении лиц, арестованных в административном порядке.

Представление прокурора тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.11, кандидат юридических наук Бызова, Мария Владимировна

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Бызова, Мария Владимировна

Глава 1 Представление прокурора как элемент системы современных 13 правовых средств российской прокуратуры

§ 1 История представления в деятельности прокуратуры России

§ 2. Место представления прокурора в системе правовых средств прокуратуры

§3. Представление прокурора как вид правовых средств реагирования на выявленные нарушения закона

Глава 2. Надзорное представление прокурора

§ 1. Надзорное представление прокурора: понятие, признаки

§ 2. Основания и порядок внесения надзорного представления прокурора

§ 3. Современные проблемы повышения эффективности надзорного представления прокурора и пути их решения.

Глава 3 . Процессуальное представление прокурора

§ 1. Процессуальное представление прокурора: понятие, признаки

§ 2. Процессуальное представление прокурора, вносимое на судебные акты в уголовном судопроизводстве

§ 3. Процессуальное представление прокурора, вносимое на судебные акты в гражданском судопроизводстве

§ 4. Процессуальное представление и жалоба , вносимые на судебные акты в арбитражном процессе

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Представление прокурора»

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия Россия переживает непростой период, обусловленный сменой государственного устройства, политической, экономической и социальной обстановки, проведением широкомасштабных реформ, мировой экономической ситуацией, напряженностью на международной политической арене, а также поиском путей решения проблем общемирового и внутригосударственного , национального значения.

В ст. 2, 18 Конституции РФ 1993 г. Россия провозгласила человека, его права и свободы своей высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту — своей обязанностью . Права и свободы человека и гражданина обозначены как категория, определяющая смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления . Таким образом, государство публично- признало свою обязанность по созданию необходимых условий реализации указанных прав, свобод и законных интересов, по выработке эффективных механизмов их защиты.

Но вопреки ожиданиям реалии российской действительности констатируют неукоснительный рост нарушений закона, прав граждан , охраняемых законом интересов общества и государства. Если в 2004 г. прокуратурой Российской Федерации выявлено более 1, 6 млн нарушений 1 закона , то в 2007 г. — более 3, 7 млн», а в 2008 г. — порядка 4, 2 млн нарушений закона, в числе которых только 407 тыс. случаев принятия незаконных нормативных правовых актов органов власти всех уровней3.

1 Бессарабов В.Г., Катаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. С. 217.

2 Яшманов Б. Под надзором // Рос. газ. 2008, 22 февр., С. 3.

3 Доклад Ю.Я. Чайки на расширенном заседании Генеральной прокуратуры Российской Федерации 25 февр. 2009 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ // http://genproc.gov.ru/management/appearences/document-23/

Нарушения закона, административные правонарушения как одна из форм девиантного поведения граждан1, по мнению ряда исследователей, превратились в одно из самых типичных криминогенных явлений, а суммарный экономический ущерб от них вполне сопоставим с ущербом от многих видов опасных преступлений 2.

Говоря о способах сдерживания роста правонарушений в стране и действенных механизмах обеспечения в Российской Федерации законности , нельзя не отметить мощный правозащитный потенциал российской прокуратуры, которая в XVIII в. учреждалась как орган, призванный осуществлять надзор за соблюдением законности, и которая сегодня реализует как надзорную , так и ненадзорную деятельность. Современные цели ее деятельности заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства (ч.2 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).

Существенным шагом законодателя на пути к созданию эффективного механизма защиты прав граждан стало увеличение числа полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве3. Но отмечая позитивное значение модификации полномочий прокурора , нельзя не заметить, что нерешенными остаются иные важные вопросы деятельности прокуратуры. На фоне непрекращающихся дискуссий о необходимости расширения полномочий прокурора практически ничего не говорится о необходимости более детальной регламентации уже имеющихся. Недостатки юридической техники законодателя, закрепляющего полномочия прокурора, в сочетании с

1 Гилинский Я. Девиантология: социология преступности , наркотизма, проституции, самоубийств и других « отклонений ». 2-е изд., испр. и доп. СПб: Юрид . центр Пресс, 2007 С. 23,398-399. л

Зубов И.Н. О влиянии результатов борьбы с некоторыми видами административных правонарушений на криминогенную обстановку и общественно-политическую ситуацию в России. М., 1994. С. 43 — 45; Додин Е.В. Административная деликтология в системе юридической науки // Сов. государство и право. 1991. № 12. С. 33.

3 Федеральный закон от 5 апреля 2009 г. № 43- ФЗ. «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» недостаточностью самих полномочий по устранению нарушений закона в конечном счете негативно сказываются на результативности действий прокуратуры по восстановлению законности, нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Потребность же в создании эффективного правового инструментария прокурора требует осмысления сущности, назначения и проблем правовой регламентации отдельных используемых им правовых средств, актов прокурорского реагирования, одним из которых является представление.

В 2004 г. в Российской Федерации прокуратурой было внесено порядка 300 тыс. представлений, в 2005 г. — около 360 тыс.1 В 2008 г. только в Самарской области в сфере надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина было внесено более 18 тыс. представлений, из них в сфере экономики — 5735, в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина — 5357. В Нижегородской области за тот же период внесено 10,5 тыс. представлений, по ним к дисциплинарной ответственности привлечено 5815 лиц2.

Вместе с тем при широком применении представления как акта прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, призванного восстановить нарушенную законность , права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства, реализация его не только в надзорной , но и в ненадзорной деятельности прокуратуры не достигает достаточного уровня эффективности и обусловливает необходимость исследования его сущности, видов, особенностей, проблем правовой регламентации, отыскания путей повышения его эффективности.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время в науке прокурорского надзора (в общепринятом понимании) отсутствуют

1 Бессарабов В.Г., Катаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. С. 217.

2 Итоги работы органов прокуратуры Приволжского федерального округа по укреплению законности и правопорядка , усилению борьбы с преступностью в 2008 г.: информац.-аналит. сб. Н.Новгород, 2009 Вып. 5. С. 59. комплексные исследования представлений прокурора как актов реагирования на выявленные нарушения закона. Отдельные аспекты представлений об устранении нарушений закона изучались С. Г. Березовской , JI. А. Николаевой, А. П. Сафоновым , Ю. И. Скуратовым, Е. Р. Ергашевым и некоторыми другими авторами. В постсоветский период сущность представлений прокурора как одного из ключевых инструментов реализации надзорной функции и функции прокуратуры по содействию судопроизводству , их особенности, специфика законодательного закрепления и связанные с ним практические проблемы их реализации комплексному анализу не подвергались.

Объектом настоящей диссертации выступают общественные отношения, складывающиеся при реализации представлений об устранении нарушений закона, апелляционных , кассационных и надзорных представлений ( жалоб ) на судебные решения, не соответствующие требованиям закона.

Предмет диссертационного исследования составили деятельность прокурора по внесению представлений как актов реагирования на выявленные нарушения закона, а также правовые нормы, регламентирующие соответствующие его полномочия .

Цель диссертационной работы — всесторонний анализ представления как акта реагирования на выявленные нарушения закона, недостатков и противоречий законодательного закрепления представлений прокурора и обусловленным этим проблем их реализации, обоснование необходимости увеличения актов прокурорского реагирования и внесение предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего прокурорскую деятельность.

Достижению названной цели послужило решение следующих задач:

— исследование сущности, назначения и соотношения правовых средств российской прокуратуры с полномочиями прокурора, их классификация;

Читайте так же:  Трудовой договор с трактористом-машинистом образец

— определение места представления прокурора в системе современных правовых средств российской прокуратуры;

— анализ сущности и соотношения актов прокурорского надзора и актов прокурорского реагирования;

— выделение и анализ признаков актов прокурорского реагирования и основополагающих правил их подготовки и реализации;

— разработка определения понятия представления прокурора как акта реагирования на нарушения закона, включающего все виды представлений;

— исследование сущности представлений путем выделения и анализа их признаков;

— функциональная характеристика оснований, порядка внесения и рассмотрения представлений прокурора;

— выявление пробелов и противоречий- в. законодательном закреплении представлений прокурора;

— определение практических проблем реализации представлений; г

— разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность прокуратуры; •

Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды таких представителей советской и российской научной мысли в сфере прокурорского надзора, как В.И. Басков , С. Г. Березовская, В. Г. Бессарабов , А. В. Борецкий, Ю. Е. Винокуров , С. И. Герасимов, Bt Г. Даев , В. В. Долежан, Е.Р. Ергашев , В’.К. Звирбуль, А.Х. Казарина, В.В. Клочков , А. Ф: Козлов, В. Д, Ломовский, М. Н. Маршунов , В. Г. Мелкумов, Н.В: Мельников, А. Мыцыков, JI. А. Николаева , Т.И. Отческая, В.М. Перфильев, В. И. Рохлин , А.П. Сафонов, В. М. Семенов , К.Ф. Скворцов, Ю. И. Скуратов , А. Я. Сухарев, В. С. Тадевосян , А. А. Чувилев, В.Ю, Шобухин , В. Б. Ястребов и др., а также разработки общетеоретического и отраслевого характера С.С. Алексеева , В.М. Корельского, В.Д. Перевалова, В.М. Жуйкова и других авторов.

Методология и методика исследования основываются на совокупности общенаучных, частных и специальных методов познания. В качестве базового использован общенаучный диалектический метод познания. Также нашли применение общенаучные методы — анализа, формально-логический и исторический, а также частнонаучные методы — сравнительно-правовой, статистический, метод обобщения правоприменительной практики и др. Это позволило диссертанту провести комплексный развернутый анализ законодательного регулирования представлений об устранении нарушений закона, апелляционных, кассационных и надзорных представлений (жалоб), показать сущность представления как акта прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, определить его значение и место в системе современных правовых средств прокуратуры, сформулировать предложения о внесении изменений в законодательство.

Нормативная и информационная база исследования. Нормативную базу настоящего исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законодательство о прокуратуре советского периода, а также четыре основополагающих нормативных правовых акта, регулирующих деятельность прокурора по внесению представлений: Федеральный закон « О прокуратуре Российской Федерации », Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В работе дан анализ положений приказов, инструкций, информационных писем Генерального прокурора РФ.

Обоснованность и достоверность выводов и предложений, сформулированных в диссертации, подтверждаются изучением большого объема материалов федеральной, региональной надзорной и ненадзорной практики прокуратуры Российской Федерации. Использованы опубликованные и содержащиеся на официальных сайтах прокуратур субъектов РФ материалы, а также материалы неопубликованной прокурорской и судебной практики. В работе получили отражение результаты проведенного автором изучения материалов надзорных и наблюдательных производств по уголовным и гражданским делам , документов надзорной деятельности прокуратур Пермского края, Омской области, статистических данных за 2003 г. — первый квартал 2009 г. Всего изучено более 350 представлений прокурора за период 2004 — 2009 гг. Использованы примеры из собственной практики диссертанта по проведению прокурорских проверок, участию в рассмотрении дел судами, по подготовке и реализации актов прокурорского реагирования.

Научная новизна диссертации определяется тем, что это первое в постсоветской России комплексное исследование понятия, сущности, видов и значения представления прокурора как акта прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.

Элементами научной новизны обладают предложения автора по изменению и дополнению Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации », Уголовно-процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Выработаны определения понятий « правовые средства », « система правовых средств прокурора », « акт прокурорского надзора », « акт прокурорского реагирования », обозначено их соотношение между собой и соотношение с полномочиями прокурора.

2. Сформулировано понятие представления прокурора как акта прокурорского реагирования на нарушения закона. Под ним понимается акт прокурорского реагирования, вносимый указанным в законе должностным лицом органов прокуратуры субъекту, уполномоченному на устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий, на уголовное, гражданское и арбитражное судопроизводство, содержащий соответствующие требования прокурора, имеющий пресекательный (правовосстановительный), превентивный и в ряде случаев карательный характер, направленный на защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

3. Проведена классификация представлений как актов прокурорского реагирования: по направлениям деятельности прокуратуры — на надзорные и ненадзорные, по императивности — на ограниченно-императивные и диспозитивные ; по источнику законодательного закрепления — на процессуальные и непроцессуальные.

4. Предлагается для обозначения представления об устранении нарушения закона использовать термин « надзорное » и выработана его дефиниция. Надзорное представление определено как комплексный акт прокурорского реагирования, вносимый прокурором или его заместителем в случае выявления нарушений закона, их причин и способствующих им условий в орган или должностному лицу, уполномоченному на устранение допущенных нарушений, содержащий соответствующие требования, а также требование о привлечении виновных лиц к материальной или дисциплинарной ответственности.

5. Выделены признаки надзорного представления: имеет комплексный характер; указывает на лиц, виновных в нарушении закона, в сочетании с требованием о привлечении их к материальной или дисциплинарной ответственности; содержит предложение прокурора о конкретных мерах по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

6. Определено понятие « нарушение закона » как основание внесения надзорного представления. Такими основаниями являются единичные нарушения закона; совокупность нарушений закона; совокупность противоречащих закону правовых актов, принятых одним органом или должностным лицом и регулирующих однородные правоотношения ; причины нарушений закона и условия, им способствующие.

7. Обозначена оптимальная структура надзорного представления, обусловленная комплексным характером нарушений закона, служащих основанием его внесения, и необходимостью системного изложения правовой позиции прокурора.

8. Предлагается для обозначения представления, вносимого на незаконное , необоснованное судебное решение использовать термин « процессуальное ». Под процессуальным представлением (жалобой) понимается акт прокурорского реагирования на судебное решение, не соответствующее требованиям закона, вносимый уполномоченным должностным лицом органов прокуратуры в суд апелляционной , кассационной или надзорной инстанции, указывающий на сущность допущенных нарушений, содержащий их юридическую оценку и требованием об отмене или изменении обжалуемого судебного решения.

9. Выделены признаки процессуального представления: обусловленность оснований его внесения закрепленными в законе основаниями отмены или изменения судебных решений; обусловленность требований прокурора полномочиями суда апелляционной, кассационной и надзорной инстанции конкретного вида судопроизводства , ограниченность сферы внесения представлений; возможность его отзыва (изменения).

10. Аргументирован вывод о необходимости соблюдения терминологического единства актов прокурорского реагирования, вносимых на незаконные , необоснованные судебные решения в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, и обозначения их как представления прокурора.

11. Обоснована необходимость дополнения Федерального закона « О прокуратуре РФ » главой, которая была бы посвящена актам прокурорского реагирования; законодательного закрепления принципов подготовки и реализации актов прокурорского реагирования; определения в ст. 24 и 36 Закона понятий надзорного и процессуального представления, фиксации их признаков; разработки и распространения общей методики подготовки и реализации актов прокурорского реагирования.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно представляет собой комплексный анализ сущности представлений прокурора как актов прокурорского реагирования, раскрывающий совокупность правовых и организационных проблем повышения его эффективности. Положения, изложенные в настоящей работе, могут стать основой для дальнейшего изучения проблем, возникающих при внесении актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в надзорной и ненадзорной деятельности прокуратуры.

Практическая реализация результатов исследования возможна по следующим направлениям: совершенствование законодательства о прокуратуре РФ и выработка единой правоприменительной практики; разработка методической литературы по подготовке и реализации актов прокурорского реагирования; подготовка учебной литературы, учет положений работы в преподавании дисциплины « Прокурорский надзор в Российской Федерации».

Апробация> результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре прокурорской деятельности Уральской государственной юридической академии, где проведено ее рецензирование и обсуждение.

Результаты проведенного исследования, теоретические выводы и предложения по совершенствованию законодательства, в нем содержащиеся, были опубликованы в научных статьях общим объемом 2, 15 п.л., в том.числе две статьи опубликованы в ведущем рецензируемом научном журнале « Законность », рекомендованном ВАК РФ. Отдельные его положения были обсуждены на научно-практических конференциях « Проблемы реформирования российской государственности » (2 декабря 2008 г., Екатеринбург) и « Эволюция российского права » (17 — 18 апреля 2009 г., Екатеринбург).

Структура работы продиктована целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.

Заключение диссертации по теме «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура», Бызова, Мария Владимировна

Правовые средства современной российской прокуратуры весьма многочисленны и разнообразны. Исследование представленных в литературе точек зрения об их правовой природе, сущности и назначении позволяет сформулировать понятие системы правовых средств и определить его как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых средств прокурора , являющихся формой реализации законодательно закрепленных его полномочий, выражающихся в действиях и актах, имеющих своей целью выявление нарушений закона, их причин и способствующих им условий, их устранение, профилактику и привлечение к ответственности виновных лиц.

Специфика взаимосвязи полномочий и правовых средств прокурора способствует выводу о возможности классификации последних аналогично подразделению первых с сохранением существующей системы терминов. Правовые средства прокурора подразделяются на основные, предназначенные для осуществления надзорной и ненадзорной деятельности прокуратуры, и дополнительные (организационные); по направлениям деятельности — на надзорные и ненадзорные; по целевому назначению — на средства выявления нарушений закона и средства реагирования на них; по степени императивности — на императивные, ограниченно-императивные и диспозитивные ; по источнику нормативного закрепления — на процессуальные и непроцессуальные.

Читайте так же:  Трудовой кодекс рф ст 4

Представления прокурора являются видом правовых средств реагирования на выявленные нарушения закона, по форме выражения относятся к актам прокурорского реагирования. Они занимают особое место в системе правовых средств прокуратуры, что обусловлено в том числе и тем, что представления вносятся как в надзорной, так и ненадзорной сфере деятельности прокуратуры.

Представления классифицируются по направлениям деятельности прокуратуры — на надзорные и ненадзорные , по источнику нормативного закрепления — на процессуальные и непроцессуальные , по степени императивности — на ограниченно-императивные и диспозитивные.

На современном этапе законодательного регулирования полномочий прокурора по внесению представлений обобщенно представление может быть определено как акт прокурорского реагирования, вносимый указанным в законе должностным лицом органов прокуратуры субъекту, уполномоченному на устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий, уполномоченному на осуществление уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, содержащий соответствующие требования прокурора, имеющий пресекательный (правовосстановительный), превентивный и в ряде случаев карательный характер, направленный на защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Для обозначения представления об устранении нарушений закона используется термин « надзорное ». Надзорное представление определяется как комплексный акт прокурорского реагирования, вносимый прокурором или его заместителем в случае выявления нарушений закона, их причин и способствующих им условий в орган или должностному лицу, уполномоченному на устранение допущенных нарушений, содержащий соответствующие требования, а также требование о привлечении виновных лиц к материальной или дисциплинарной ответственности.

Надзорному представлению присущи такие признаки, как комплексный характер; указание лиц, виновных в нарушении закона, в сочетании с требованием о привлечении их к материальной или дисциплинарной ответственности; предложение прокурором конкретных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

Под нарушением закона как основанием внесения надзорного представления понимается деяние поднадзорного субъекта, выразившееся в совершении действий, не предусмотренных или противоречащих требованиям закона, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний закона. К основаниям внесения надзорного представления относятся единичные нарушения закона; совокупность нарушений закона; совокупность противоречащих закону правовых актов, принятых одним органом или должностным лицом и регулирующих однородные правоотношения ; причины нарушений закона и условия, им способствующие.

Наиболее оптимальной структурой надзорного представления, обусловленной комплексным характером нарушений закона, служащих основанием его внесения, и необходимостью системного изложения правовой позиции прокурора, является та, согласно которой представление состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной .

Представление ( жалоба ), вносимое на незаконное, необоснованное судебное решение обозначается как процессуальное и определяется как акт прокурорского реагирования на судебное решение, не соответствующее требованиям закона, вносимый уполномоченным должностным лицом органов прокуратуры в суд апелляционной , кассационной или надзорной инстанции, указывающий на сущность допущенных нарушений, содержащий их юридическую оценку и требование об отмене или изменении обжалуемого судебного решения.

Выделяются такие признаки процессуального представления, как обусловленность оснований его внесения закрепленными в законе основаниями отмены или изменения судебных решений; обусловленность требований прокурора полномочиями суда апелляционной, кассационной и надзорной инстанции конкретного вида судопроизводства, ограниченность сферы внесения представлений; возможность его отзыва (изменения).

Обозначение актов прокурорского реагирования, вносимых прокурором на решения арбитражных судов, не соответствует специфике правового статуса прокурора в арбитражном процессе, который является представителем государственных, зачастую важных экономических интересов. Поэтому представляется наиболее целесообразным обозначать данные акты реагирования как представления, обеспечивая тем самым терминологическое единство актов прокурорского реагирования, вносимых на незаконные , необоснованные судебные решения.

Одним из факторов, негативно влияющих на эффективность актов прокурорского реагирования, является отсутствие законодательно закрепленных принципов их подготовки и реализации. Данные принципы являются основополагающими началами, которыми прокурор руководствуется при выборе акта реагирования, изложении своей правовой позиции, выраженной в соответствующих требованиях, при совершении действий по их исполнению , и которые призваны способствовать достижению намеченных целей в виде пресечения нарушений закона, восстановления законности, привлечения к ответственности виновных лиц, профилактики правонарушений . Такими принципами названы принципы законности , адекватности, убедительности, срочности (оперативности), обязательности исполнения законных требований прокурора и неизбежности восстановления законности.

В числе общих мер повышения эффективности актов прокурорского реагирования, в том числе представлений прокурора, также следует назвать: закрепление в Законе о прокуратуре РФ главы, которая была бы посвящена актам прокурорского реагирования, как это предусмотрено в соответствующих законах Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Узбекистана; создание и направление во все звенья прокурорской системы общей методики подготовки и реализации актов прокурорского реагирования, в том числе надзорных и процессуальных представлений прокурора, в которой должны быть обозначены принципы подготовки и реализации актов прокурорского реагирования, четко разграничены основания их внесения, изложена их структура, обозначены типичные нарушения, допускаемые при их подготовке, и др.; включение в планы методических семинаров, стажировок и курсов повышения квалификации прокурорских работников вопросов повышения качества подготовки актов прокурорского реагирования; проведение конкурсов на лучшие акты прокурорского реагирования с последующим опубликованием в сборниках победивших в конкурсе работ;, научную организацию труда прокурорских работников, в ряде случаев более рациональное распределение обязанностей между прокурорскими работниками прокуратур низшего звена; ориентирование органов прокуратуры на усиление качественной, а не количественной стороны их деятельности; усиление контроля вышестоящих прокуратур за качеством; актов прокурорского реагирования в сочетании с оказанием практической помощи подчиненным прокурорским работникам; применение к прокурорским работникам мер поощрения и взыскания за эффективность прокурорского реагирования и принципиальность в достижении восстановления законности, нарушенных прав и свобод человека и гражданина , охраняемых законом интересов общества и государства,и др.

Для повышения? эффективности надзорного представления, прокурора ■ ••■’.• . ‘ — ■ ■ ■ представляетсяшеобходимым: 4 детализировать предмет прокурорского надзора , который в общем виде закреплен в 4.1 ст. 1, ст. 21 Закона о прокуратуре РФ; закрепить в ст. 24 Закона о прокуратуре РФ понятие надзорного представления прокурора;, понятпя нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, как оснований внесения представления прокурора, а также закрытый перечень таких оснований; законодательно закрепить полномочие прокурора по указанию виновных лиц с требованием привлечения их к материальной ответственности; полномочие возбуждать дисциплинарные производства в отношении лиц, виновных в нарушении закона; полномочие предлагать в представлении конкретные меры по устранению нарушений закона; более детально закрепить процедуру рассмотрения представления с определением порядка исчисления срока, предоставленного для принятия мер по устранению нарушений закона, конкретного срока, в течение которого прокурору должен быть направлен письменный ответ, и более точной формулировкой сущности направляемого прокурору ответа; законодательно закрепить полномочия прокурора на обращение в суд в порядке ст. 45, гл. 25 ГПК РФ с целью признания законными требований, изложенных в отклоненном представлении, и принудительного их исполнения;

Для повышения эффективности процессуального представления рассматривается как необходимое: определение в Законе о прокуратуре РФ понятия процессуального представления прокурора, закрепление его признаков; детализация должностных лиц прокуратуры, обладающих правом внесения апелляционных , кассационных представлений, жалоб на решения суда, не соответствующие требованиям закона; нормативная фиксация сроков поручения прокурорам поддержания государственного обвинения или участия в рассмотрении гражданских дел; урегулирование вопросов взаимодействия прокуроров , участвующих в рассмотрении дел, и вышестоящих прокуроров по выработке единой законной и обоснованной правовой позиции по делу и общих подходов к решению наиболее важных вопросов в процессе рассмотрения дела и т. д.

Представляется, что реализация указанных мер способна позитивно сказаться как на качестве надзорных, процессуальных представлений и иных актов реагирования, так и на эффективности прокурорского реагирования в целом.

Еще статьи:

  • Отказываемся с вами заключить договор сопровождения Эксклюзивный договор, особенности Сейчас не редко встречаются ситуации, когда сделка с недвижимостью оспаривается и признается недействительной. В основном это происходит из-за жульнических поступков преступных элементов, при неграмотном подходе к проведению сделки и так далее. Именно […]
  • Адвокат марк ханиф Свобода стоит 240 тысяч Деньги на залог для Ассанжа приходится собирать “всем миром” 15.12.2010 в 20:31, просмотров: 2813 Основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж по-прежнему находится в тюрьме на юге Лондона, хотя во вторник магистратский суд Вестминстера принял решение о его […]
  • Размер единовременного пособия на погребение в 2019 году Размер и особенности выплаты пособия на погребение Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать […]
  • Информ патент ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГЕНТСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ" 191040, г Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 87 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 18-Н ОФИС 521 Основной род деятельности ООО "АИС ПОЛИ-ИНФОРМ-ПАТЕНТ": Деятельность по предоставлению прочих […]
  • Договор купли продажи участка по доверенности образец Договор купли продажи земельного участка по доверенности образец 2018 между физ лицами Это быстро и бесплатно! Содержание: Может ли доверенное лицо провести сделку? Законодательные нормы Виды доверительных документов Какой из них подходит для заключения соглашения? Требования […]
  • Договор подряда тесты Бесплатные тесты с ответами Гражданское право. Тест 9 1. Предметом договора подряда является трудовая деятельность подрядчика выполнение определенной работы с получением конкретного материального результата научные исследования производство сельскохозяйственной продукции действия […]