Приказ на ускоренную амортизацию

Ускоренная амортизация

Подборка наиболее важных документов по запросу Ускоренная амортизация (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Ускоренная амортизация

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Ускоренная амортизация

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Ускоренная амортизация предмета лизинга

По общему правилу лизинговое имущество амортизирует лизингодатель или лизингополучатель, в зависимости от того, на чей баланс оно «упадет». При этом Закон «О финансовой аренде (лизинге)» предусматривает, что стороны договора также по взаимному соглашению имеют право применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Однако на деле организация, желающая подобным образом сэкономить на налоге на имущество, настолько ограничена в способах начисления амортизации, что впору и вовсе бросить эту затею.

Законодательному регулированию отношений лизинга посвящены, во-первых, параграф 6 гл. 34 Гражданского кодекса, а во-вторых, Закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон N 164-ФЗ). Пункт 1 ст. 31 Закона N 164-ФЗ как раз и устанавливает право сторон договора самостоятельно решить, на чьем балансе будет учитываться имущество, передаваемое в лизинг, в течение всего срока аренды. Этой же нормой предусмотрено, что стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. А п. 2 ст. 31 Закона N 164-ФЗ определено, что амортизационные отчисления должен производить тот участник сделки, на балансе которого находится предмет лизинга.
Как видно, никаких ограничений относительно способа начисления амортизации Закон N 164-ФЗ в данном случае не устанавливает. Не упоминается о таковых и в Указаниях об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных Приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. N 15. Пункт 9 данного документа лишь гласит, что начисление амортизации на полное восстановление лизингового имущества производится исходя из его стоимости и норм, утвержденных в установленном порядке, либо из указанных норм, увеличенных в связи с применением механизма ускоренной амортизации на коэффициент не выше 3.
Более того, п. 3, который ранее предписывал при применении ускоренной амортизации использовать равномерный (линейный) метод ее начисления, со 2 февраля 2002 г. из ст. 31 Закона N 164-ФЗ был исключен (Закон от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ). Причем еще в пояснительной записке к проекту Закона N 10-ФЗ отмечалось, что такая поправка нацелена как раз на предоставление права сторонам договора финансовой аренды применять коэффициент ускорения при использовании любых способов начисления амортизации предмета лизинга, а не только линейного способа. Однако, может, воля законодателей и была такова, но на практике все обернулось, мягко говоря, несколько иначе.

При всем богатстве выбора.

Бухгалтерскому учету основных средств, как известно, посвящено одноименное ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. Данный документ предусматривает, что при начислении амортизации организацией может применяться один из следующих способов:
— линейный;
— уменьшаемого остатка;
— списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
— списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
При этом из содержания п. 19 ПБУ 6/01 следует, что применение коэффициента ускорения (не выше 3) возможно лишь при начислении амортизации методом уменьшаемого остатка. Аналогичный вывод можно сделать из содержания п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н. Причем в данном случае и при использовании «правильного» способа повышающий коэффициент доступен как раз только применительно к предмету лизинга. В частности, опираясь на указанные нормы, и специалисты Министерства финансов РФ в Письме от 3 марта 2005 г. N 03-06-01-04/125 пришли к выводу, что применение коэффициента ускорения при начислении амортизации линейным способом ПБУ 6/01 не предусмотрено. Тем самым финансисты фактически указали, что и в отношении лизингового имущества «ускорить» начисление амортизации можно, лишь применяя метод уменьшаемого остатка.
Между тем использование данного способа на практике крайне трудоемко и ведет к появлению значительных отклонений бухгалтерского учета амортизации от налогового учета. Так что нередко хозяйствующие субъекты готовы скорее отказаться от применения повышающего коэффициента, чем прибегнуть к начислению амортизации методом уменьшаемого остатка. Учитывая же выводы, к которым пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 5 июля 2011 г. N 2346/11, «ускорять» начисление амортизации при использовании какого-либо иного способа более чем рискованно.

. другой альтернативы нет

Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса движимое и недвижимое имущество (в том числе активы, переданные в аренду или в лизинг), которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств, является объектом обложения налогом на имущество. При этом налоговой базой для расчета признается средняя или среднегодовая стоимость соответствующих объектов, которая, в свою очередь, определяется исходя из остаточной стоимости ОС на 1-е число каждого месяца отчетного или налогового периода. Тем самым, во-первых, балансодержатель предмета лизинга признается в отношении его плательщиком налога на имущество. Во-вторых, используя повышенный коэффициент при начислении амортизации по такому объекту ОС, он занижает базу по налогу на имущество. Если же ускоренное начисление амортизации будет признано неправомерным.
В частности, именно так посчитали налоговики в деле А53-7759/2010, которое впоследствии стало предметом рассмотрения тройки судей Президиума ВАС РФ.
История дела проста. Лизингополучатель, амортизируя оборудование, полученное в лизинг и учитываемое по условиям договора на его балансе, применял повышающий коэффициент 3. Между тем амортизацию налогоплательщик начислял линейным методом. В связи с этим налоговики посчитали, что права на «ускорение» амортизации налогоплательщик не имел, а неправомерно увеличенная сумма амортизационных отчислений повлекла за собой занижение среднегодовой стоимости принятого в лизинг оборудования в целях расчета базы по налогу на имущество.
Первые две судебные инстанции с инспекторами согласились, однако в кассации победа досталась обществу. Тем не менее почивать на лаврах пришлось недолго. Тройка судей передала дело в Президиум ВАС РФ, который «ускоренное снижение» базы по налогу на имущество не поддержал.
Как указали судьи, согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н) применение ускоренного коэффициента не выше трех предусмотрено только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Аналогичное правило закреплено в п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н). При этом в силу требований п. 2 ст. 5 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, а также методические указания по вопросам бухгалтерского учета обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации, если, конечно, сами не устанавливают иное.
Данные нормы и были положены в основу вывода Президиума ВАС РФ: повышающий коэффициент к норме амортизации в бухгалтерском учете в отношении предмета лизинга применяется только при условии начисления амортизации методом уменьшаемого остатка. На этом основании представители ВАС РФ признали доначисление налоговыми инспекторами обществу налога на имущество, а также сопутствующих штрафа и пени, правомерным.

Коэффициент ускорения амортизации

О существующих способах начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете мы рассказывали в нашей консультации. О том, когда могут применяться коэффициенты ускорения амортизации, расскажем в этом материале.

Ускорение амортизации в бухучете

При использовании для амортизации основных средств (ОС) способа уменьшаемого остатка бухгалтерское законодательство разрешает организации применять коэффициент ускорения не выше 3. В этом случае для ускоренной амортизации формула определения годовой суммы амортизации (АГ) будет выглядеть так (п. 19 ПБУ 6/01 ):

АГ = О / СПИ * К

где О – остаточная стоимость объекта ОС на начало года, в котором рассчитывается амортизация;

СПИ – срок полезного использования объекта ОС в годах;

К – коэффициент, установленный организацией (не выше 3).

Для субъектов малого предпринимательства значение такого коэффициента не может быть выше 2 (пп. «б» п. 54 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н).

Коэффициент не выше 3 могут применять организации и при амортизации объектов нематериальных активов (НМА) способом уменьшаемого остатка (пп. «б» п. 29 ПБУ 14/2007 ). В этом случае для метода ускоренной амортизации формула определения ежемесячной величины амортизационных отчислений (АМ) будет такая:

где ОМ – остаточная стоимость объекта НМА на начало месяца;

К – коэффициент не выше 3, установленный организацией;

СПИО – оставшийся на начало месяца, за который считается амортизация, срок полезного использования в месяцах.

Использование этих коэффициентов организации необходимо предусмотреть в своей Учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Расчет ускоренной амортизации в налоговом учете

Налоговое законодательство дает организации право применять к основной норме амортизации как повышающие, так и понижающие коэффициенты (ст. 259.3 НК РФ). При этом повышающие коэффициенты организация может применять только к объектам основным средств. Представим в таблице условия применения повышающих коэффициентов:

Ускоренная амортизация при налогообложении

При начислении амортизации некоторые плательщики налога на прибыль в части определенных объектов основных средств могут воспользоваться правом применения специальных коэффициентов к основной норме амортизации. Нормы, регламентирующие применение повышающих коэффициентов, установлены ст. 259.3 НК РФ. В п. 1 данной статьи перечислены объекты амортизируемых основных средств, по которым возможно применение к основной норме амортизации специального повышающего коэффициента, не превосходящего 2, в п. 2 — повышающего коэффициента, не превосходящего 3.
Статья 259.3 НК РФ не содержит требования о закреплении в учетной политике возможности применения повышающего коэффициента к норме амортизации. Налоговики же при проверках нередко признают неправомерность использования повышающих коэффициентов, если возможность их применения не предусмотрена учетной политикой (Письма Минфина России от 16.06.2006 N 03-03-04/1/521, УФНС России по г. Москве от 20.06.2012 N 16-15/[email protected]).

Читайте так же:  Льготы и субсидии в жкх москвы

Арбитражные суды, в свою очередь, отмечают, что налоговое законодательство не связывает право применения повышающих коэффициентов с закреплением такой возможности в учетной политике организации. Для этого достаточно письменного распоряжения руководителя организации, в котором будет зафиксирован размер повышающего коэффициента, а также перечислены объекты основных средств, в отношении которых данный коэффициент будет применяться (Постановления ФАС Московского округа от 12.08.2011 N А40-107482/10-114-591 (Определением ВАС РФ от 08.12.2011 N ВАС-15800/11 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), от 04.03.2011 N КА-А40/1148-11, ФАС Поволжского округа от 17.02.2011 N А65-34405/2009, ФАС Дальневосточного округа от 05.07.2011 N Ф03-2566/2011, ФАС Уральского округа от 27.02.2008 N Ф09-656/08-С3 (Определением ВАС РФ от 22.05.2008 N 6444/08 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)).
Во избежание конфликтных ситуаций с фискалами налогоплательщикам в своей учетной политике желательно все же закрепить возможность применения повышающих коэффициентов. Наличие условия о том, что величина коэффициента устанавливается в момент ввода объекта в эксплуатацию, позволит организации иметь некоторый маневр в исчислении амортизации.

Коэффициент не выше 2

К основной норме амортизации повышающий коэффициент не выше 2 может быть использован в нижеприведенных случаях.

— работа в условиях агрессивной среды

В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды, к основной норме амортизации налогоплательщики вправе применять специальный коэффициент, величина которого может варьироваться от единицы до двух (абз. 1 пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

Под агрессивной средой в целях гл. 25 НК РФ понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также и нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации (абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

Перечень основных средств, которые могут быть отнесены к категории основных средств, работающих в условиях агрессивной среды, определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Пример 1. В июле 2013 г. организация приобрела основное средство, относимое к четвертой амортизационной группе, стоимостью 324 441 руб., в том числе НДС 49 491 руб. Учетной политикой для целей налогообложения предусматривается применение линейного метода начисления амортизации по всем объектам. При введении объекта в эксплуатацию в этом месяце установлен срок его полезного использования 65 месяцев. В августе объект начинает использоваться в условиях агрессивной среды. Для таких основных средств повышающий коэффициент определен организацией в размере 1,9.
При использовании линейного метода начисления амортизации ее начисление производится по каждому объекту. Норма амортизации при этом методе определяется из выражения:

где к — норма амортизации в процентах;
n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах (п. 2 ст. 259.1 НК РФ).
Следовательно, величина основной нормы амортизации по введенному объекту — 1,5385% (1 : 65 x 100%). Применение же повышающего коэффициента 1,9 доводит ее до 2,9231% (1,5385% x 1,9).
Таким образом, в налоговом учете в начисленную сумму амортизации, включаемую в августе в расходы, уменьшающие полученные доходы при исчислении налога, войдет 8037 руб. (274 950 руб. x 2,6389%), где 274 950 руб. (324 441 — 49 491) — первоначальная стоимость объекта.

К объектам, функционирующим в условиях агрессивной среды, на взгляд финансистов, могут быть отнесены амортизируемые основные средства, используемые в зимнее время в условиях низких температур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в условиях отсутствия автомобильных дорог (Письмо Минфина России от 27.08.2007 N 03-03-06/1/604).

Ближе к концу 2009 г. вначале Минфин России в Письме от 14.10.2009 N 03-03-05/182, а затем ФНС России в Письме от 17.11.2009 N ШС-17-3/205 разъяснили следующее.

При определении факторов агрессивной технологической среды (в том числе и взрыво-, пожароопасной, токсичной) следует учитывать положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», определяющие перечень опасных веществ (Приложение N 1 указанного Закона).

Если агрессивная технологическая среда находится в непосредственном контакте только с самим оборудованием, данное оборудование является механической границей агрессивной среды и в рабочем режиме представляет собой опасный производственный объект. Выполнение техники безопасности эксплуатации опасного объекта приводит к тому, что агрессивная среда за пределы оборудования, непосредственно контактирующего с агрессивной средой, не выходит.

В таком случае если организация не заявляет об эксплуатации опасных объектов с нарушением техники безопасности, то другое имущество, находящееся на территории организации, где эксплуатируются опасные объекты, но отделенное воздушной средой от этих опасных производственных объектов, нельзя рассматривать как имеющее непосредственный контакт с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой. Применение налогоплательщиком повышающего коэффициента 2 для таких основных средств следует признать необоснованным.

Если конкретное оборудование предназначено для работы именно в контакте с опасной средой и используется в режиме, установленном соответствующей документацией производителя, эта среда не может рассматриваться как причина ускоренного (по сравнению с установленным производителем) износа такого оборудования.

Применение повышающего коэффициента 2 для основных средств в соответствии с рассматриваемой нормой пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ, по мнению чиновников, правомерно в случае, если собственник оборудования использует его в режиме, не установленном соответствующей документацией производителя, или для работы в контакте с опасной средой использует оборудование, не предназначенное для эксплуатации в подобных условиях. Такие обстоятельства должны быть документально подтверждены.

При проверках фискалы следовали приведенным выше разъяснениям, признавая необоснованным начисление суммы амортизации с использованием повышающего коэффициента по основным средствам, находящимся на территории организации, где эксплуатируются опасные объекты, но отделенным воздушной средой от них.

Данный довод не раз отвергался арбитражными судами. Так, судьи ФАС Московского округа посчитали, что воздействие агрессивной среды на основные средства может заключаться:

  • во влиянии совокупности природных и (или) искусственных факторов, вызывающих повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации;
  • в нахождении основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.

НК РФ, по их мнению, проводит различие между агрессивной средой и агрессивной технологической средой.

Под воздействием агрессивной среды понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияющих на основные средства.

Под воздействием агрессивной технологической среды понимается нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой.

Таким образом, в первом случае необходимо установить факт влияния агрессивной среды на основные средства, то есть наступление для основного средства негативных последствий в результате такого контакта.

Во втором — достаточно установить только сам факт контакта основного средства с агрессивной технологической средой, которая создает риск возникновения аварийных ситуаций (упомянутое Постановление ФАС Московского округа N А40-107482/10-114-591).

При применении указанного повышающего коэффициента налогоплательщик должен подтвердить, что основное средство фактически используется (использовалось) в условиях агрессивной среды, поскольку специальный коэффициент применяется к основной норме амортизации только в том периоде, в котором действительно имели место условия, с которыми законодательство связывает возможность его применения (Письмо ФНС России от 23.09.2005 N 02-1-08/[email protected]). Наличие таких условий должно подтверждаться соответствующими внутренними документами организации.

Принимая решение о применении повышающего коэффициента, налогоплательщик должен установить срок использования объекта основных средств в агрессивной среде. Он определяется с учетом требований технической документации эксплуатируемых основных средств или другого документа (рекомендаций изготовителя), в котором изложен порядок использования данного объекта в обычных условиях, а также возможности его использования в агрессивной среде.

К документам же, подтверждающим возможность эксплуатации основного средства в условиях агрессивной среды, могут быть отнесены техническая документация на объект, документация завода-изготовителя по эксплуатации объекта, ГОСТ, заключения технических служб (бюро), заключения экспертов и т.д.

По окончании срока использования основных средств в режиме агрессивной среды амортизация начисляется в общеустановленном порядке начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения использования основных средств в этом режиме.

Окончание примера 1. Дополним условие примера: введенный объект согласно приказу функционировал в условиях агрессивной среды с августа 2013 г. по декабрь 2014 г., с января 2015 г. он применяется в обычных условиях.
В условиях агрессивной среды объект использовался 17 мес. (5 + 12), где 5, 12 — количество месяцев начисления амортизации в 2013 и 2014 гг. соответственно. Сумма начисленной амортизации за это время — 136 629 руб. (8037 руб/мес. x 17 мес.).
Начиная же с января 2015 г. в начисляемую сумму амортизации будет включаться 4230 руб. (274 950 руб. x 1,5385%). Данная величина будет учитываться еще в течение 31 месяца ((274 950 руб. — 136 629 руб.) : 4230 руб/мес. — 1 мес.). Последним месяцем начисления амортизации становится сентябрь 2017 г., когда в расходах будут учтены оставшиеся 2961 руб. (274 950 руб. — 136 629 руб. — 4230 руб/мес. x 32 мес.).

— работа в условиях повышенной сменности

Повышающий коэффициент не выше 2 также может быть применен по объектам, используемым при работе в условиях повышенной сменности (абз. 1 пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

Понятие «повышенная сменность» в отличие от определения «агрессивная среда» законодателем в гл. 25 НК РФ осталось нераскрытым. Для того чтобы раскрыть данное понятие, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ необходимо обратиться к ТК РФ, ведь оно ассоциируется с понятием «сменная работа», которое определено трудовым законодательством. Сменная работа — это работа в две, три или четыре смены (ст. 103 ТК РФ). Она вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна трудиться в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. При этом нормальная продолжительность рабочего времени должна составлять не больше 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

Читайте так же:  Порядок заполнения т-60

Положениями ТК РФ прямо не установлено, что считать повышенной сменностью. На помощь налогоплательщикам в свое время пришло Минэкономразвития России. Специалисты Министерства в Письме от 20.03.2007 N Д19-284 пояснили, что понятие «сменность» в экономической практике традиционно относится к режиму работы машин и оборудования, используемых в прерывных технологических процессах, длительность которых может быть приурочена к длительности рабочей смены.

Одновременно они констатировали, что сроки полезного использования основных средств, приводимые в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), устанавливались исходя из двухсменного режима их работы. При этом сроки полезного использования машин и оборудования, работающих в условиях непрерывной технологии изготовления продукции, установленные в Классификации, уже учитывают специфику их эксплуатации.

В самой Классификации таких оговорок не существует. Но если обратиться к ранее используемым при налогообложении Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР (утв. Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072), то в примечании к документу находим, что нормы амортизационных отчислений по машинам и оборудованию устанавливались исходя из режима работы в две смены (за исключением оборудования непрерывных производств, кузнечно-прессового оборудования массой свыше 100 т, для которых нормы были установлены исходя из режима работы в три смены, и лесозаготовительного оборудования, для которого нормы устанавливались исходя из режима работы в одну смену).

По прошествии же четырех лет специалисты Минэкономразвития России уточнили, что круглосуточный режим эксплуатации основных средств может являться как прерывным (например, трехсменным), так и непрерывным. Каждый конкретный случай применения налогоплательщиком повышающего коэффициента к норме амортизации основных средств, эксплуатируемых в круглосуточном режиме, требует детального исследования обстоятельств его применения (Письмо Минэкономразвития России от 13.01.2011 N д13-13).

Специалисты Минфина России, беря данное за основу, неоднократно констатировали, что режимом повышенной сменности в целях налогообложения может являться эксплуатация указанных основных средств в три смены и более (Письма Минфина России от 14.12.2012 N 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/525). И дальше следовало повторение последних абзацев Письма Минэкономразвития России N д13-13:

  • в отношении машин и оборудования, работающих в условиях непрерывной технологии изготовления продукции, сроки полезного использования, установленные в Классификации, уже учитывают специфику их эксплуатации, вследствие чего указанный коэффициент применяться не может;
  • круглосуточный режим эксплуатации основных средств может являться как прерывным (например, трехсменным), так и непрерывным;
  • каждый конкретный случай применения налогоплательщиком повышающего коэффициента к норме амортизации основных средств, эксплуатируемых в круглосуточном режиме, требует детального исследования обстоятельств его применения.

В то же время в Письме Минфина России от 27.02.2013 N 03-03-06/1/5567 говорится о возможности применения к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше 2 в отношении амортизируемого имущества, используемого организацией в круглосуточном режиме работы. Но при этом финансисты вновь напомнили, что в отношении основных средств, предназначенных для работы в условиях непрерывного технологического цикла, сроки полезного использования, установленные в Классификации, уже учитывают специфику их эксплуатации, вследствие чего указанный коэффициент применяться не может.

Не все арбитражные суды придерживаются такого мнения. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 30.11.2012 N А40-77244/11-129-330 указано, что техническая возможность работы оборудования в круглосуточном режиме не является обстоятельством, исключающим возможность применения специального коэффициента, поскольку такого исключения из правил нормы НК РФ не содержат. Поэтому довод налоговой инспекции о возможности работы оборудования в круглосуточном режиме как факторе, исключающем применение специального коэффициента, судьями был отклонен как противоречащий НК РФ. Вывод же нижестоящих судов о том, что к работе в режиме повышенной сменности относится круглосуточная работа и оборудования, и персонала, обслуживающего это оборудование и обеспечивающего круглосуточное оказание услуг связи, был ими при этом поддержан.

Точку по этому вопросу поставил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.11.2012 N 7221/12. Классификация при отнесении тех или иных видов основных средств к амортизационным группам, по мнению высших судей, не содержит указания на то, определялся ли срок использования машин и оборудования, объединенных в соответствующий вид основных средств, исходя из их применения в непрерывной технологии изготовления продукции или вне таковой.

Классификация содержит наименования амортизируемого имущества, которым корреспондирует Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359).

В целях устранения неопределенности в вопросе правомерности применения налогоплательщиком повышающего коэффициента, по мнению высших судей, следует исходить из того, что ускоренная амортизация основных средств в связи с их эксплуатацией в режиме повышенной сменности применяется во всех случаях, кроме машин и оборудования, поименованных в разделе «Машины и оборудование» Классификатора ОК 013-94 как основные средства непрерывных производств.

В рассматриваемом деле налоговики посчитали неправомерным применение повышающего коэффициента при начислении амортизации по волоконно-оптическим линиям связи, кабельным линиям связи, телекоммуникационному оборудованию, которые эксплуатировались обществом круглосуточно.

Поскольку волоконно-оптические линии связи, кабельные линии связи, телекоммуникационное оборудование эксплуатировались обществом круглосуточно, но в Классификаторе ОК 013-94 названные основные средства не указаны в качестве оборудования непрерывного действия, то Президиум ВАС РФ посчитал, что оснований для отмены судебного акта кассационной инстанции, признавшей утверждение инспекции о неправомерном включении обществом в расходы по налогу на прибыль указанной суммы начисленной амортизации ошибочным, не имеется.

В Постановлении при этом указано, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в приведенном Постановлении Президиума ВАС РФ N 7221/12 толкованием, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

Применение для целей налогообложения прибыли специального коэффициента к основной норме амортизации обязывает налогоплательщика иметь документы, подтверждающие работу объектов в многосменном режиме. Какими именно документами — налоговым законодательством не определено. Судьи ФАС Московского округа в Постановлении от 28.09.2010 N КА-А40/11099-10 указали, что НК РФ не предусматривает представления налогоплательщиком определенных документов, подтверждающих расходы в виде сумм начисленной амортизации с учетом повышенного коэффициента. Следовательно, такими доказательствами в силу положений п. 1 ст. 252 НК РФ будут любые документы и сведения, свидетельствующие об использовании основных средств в условиях повышенной сменности.

По мнению московских налоговиков, таковыми могут быть (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2012 N 16-15/[email protected]):

  • распорядительный документ руководителя организации (приказ) о применении специального коэффициента в отношении конкретных основных средств (перечень основных средств с указанием их инвентарных номеров, кодов по Классификации основных средств, дат ввода в эксплуатацию, сроков полезного использования);
  • ежемесячно составляемый документ, обосновывающий перечень объектов, учитываемых в течение данного месяца в составе работающих в условиях повышенной сменности;
  • распорядительный документ о режиме работы налогоплательщика и его отдельных подразделений;
  • табель учета рабочего времени сотрудников организации.

Данный перечень не является исчерпывающим. Налогоплательщиками в зависимости от конкретной ситуации для обоснования применения специальных коэффициентов при расчете амортизационных отчислений могут составляться и другие документы.

Пример 2. Организацией в августе 2013 г. введена в эксплуатацию оптоволоконная линия связи. При этом установлен срок ее использования — 125 месяцев (оборудование согласно Классификации основных средств отнесено к шестой амортизационной группе). Первоначальная стоимость объекта — 825 000 руб. Учетной политикой для целей налогообложения на 2013 г. предусматривается применение линейного метода начисления амортизации по всем объектам. В сентябре объект начинает использоваться при круглосуточном режиме работы. Для таких основных средств распорядительным документом руководителя организации установлен размер повышающего коэффициента 2.
Величина основной нормы амортизации по введенному объекту — 0,8% (1 / 125 x 100%). Применение же повышающего коэффициента доводит ее до 1,6% (0,8% x 2).
Исходя из этого в налоговом учете в начисленную сумму амортизации, включаемую в сентябре в расходы, уменьшающие полученные доходы при исчислении налога, войдет и сумма, исчисленная по введенной оптоволоконной линии связи, — 13 200 руб. (825 000 руб. x 1,6%).

НК РФ не ограничивает возможность установления различных величин повышающих коэффициентов к разным видам основных средств. Но в этом случае налогоплательщик должен обосновать установление таких значений.

Пример 3. Организацией осуществляются как трехсменный, так круглосуточный режимы производства. Налогоплательщиком предусмотрено применение повышающих коэффициентов 2 и 1,8 для основных средств, эксплуатируемых в трехсменном (всех) и круглосуточном режимах (за исключением оборудования, поименованного в разделе «Машины и оборудование» Классификатора ОК 013-94) соответственно.
Между пересменками оборудование приходится приостанавливать. Поэтому величина повышающего коэффициента по основным средствам, используемым в трехсменном режиме, превосходит ее значение по объектам, работающим круглосуточно.

Налоговым кодексом РФ установлено ограничение при применении специального коэффициента в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Обращение к нелинейному методу начисления амортизации не позволяет использовать указанный специальный коэффициент к основным средствам, относящимся к первой — третьей амортизационным группам (абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

При использовании объекта основных средств одновременно в условиях как агрессивной среды, так и повышенной сменности величина повышающего коэффициента по условиям работы ограничена все теми же двумя единицами.

Читайте так же:  Письменный приказ распоряжение документ

То, что возможность одновременного применения нескольких повышающих коэффициентов к норме амортизации объекта амортизируемого имущества гл. 25 НК РФ не предусмотрена, Минфин России подтвердил в Письме от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481. При этом финансисты рекомендовали налогоплательщику в случае, если при амортизации основного средства имеются основания для применения к норме амортизации нескольких коэффициентов, определить в учетной политике, какой из указанных коэффициентов будет применяться в целях налогообложения прибыли организаций.

Различие в прочтении норм НК РФ о возможности использования повышающего коэффициента в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, чиновниками и судьями, вероятнее всего, поспособствовало тому, что Федеральным законом от 29.11.2012 N 206-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ был дополнен нормой о том, что положения этого подпункта применяются в отношении амортизируемых основных средств, которые были приняты на учет до 1 января 2014 г. (абз. 5 пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

Следовательно, к основной норме амортизации основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, которые будут приняты к учету начиная с 1 января 2014 г., применить повышающий коэффициент налогоплательщики не смогут.

— объекты с высокой энергетической эффективностью и высоким ее классом

Налогоплательщики вправе использовать к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим (пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ):

  • высокую энергетическую эффективность в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ;
  • высокий класс энергетической эффективности.

Отметим, что возможность применения повышающего коэффициента к упомянутым основным средствам была введена ст. 36 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как было сказано выше, по объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в соответствии с законодательством РФ в отношении таких объектов предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, налогоплательщик вправе использовать повышающий коэффициент к основной норме амортизации.

Производимые на территории РФ, а также импортируемые для оборота на территории РФ товары в силу п. 1 ст. 10 Закона N 261-ФЗ должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Указанное требование распространяется на товары из числа:

  • бытовых энергопотребляющих устройств — с 1 января 2011 г.;
  • иных товаров — с даты, установленной Правительством РФ.

Перечень видов товаров, на которые распространяются требования о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222.

С 1 января 2014 г. информация о классе энергетической эффективности должна содержаться в технической документации, маркировке, на этикетках телевизоров, электродуховок, лифтов пассажирских и грузопассажирских.

Класс энергетической эффективности товара определяется производителем, импортером согласно правилам, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принципы которых устанавливаются Правительством РФ (п. 4 ст. 10 Закона N 261-ФЗ).

Перечень принципов правил определения класса энергетической эффективности товара утвержден указанным Постановлением Правительства РФ N 1222.

В Перечне принципов, в частности, отмечено, что для обозначения классов энергетической эффективности товаров применяются обозначения от класса A (наибольший) до класса G (наименьший) (всего семь классов). При появлении на рынке товаров с энергоэффективностью, значительно превышающей предусмотренную для класса A, могут быть установлены дополнительные классы энергоэффективности A+, A++.

На основании Перечня принципов Минпромторг России Приказом от 29.04.2010 N 357 утвердил Правила определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара. Данные Правила определения распространяются на электрические и электронные бытовые приборы: холодильники, стиральные и комбинированные стирально-сушильные машины, кондиционеры, посудомоечные машины, кухонные электроплиты, электродуховки, микроволновые печи, отопительные приборы, телевизоры цветного изображения, аппаратуру телевизионную комбинированную, а также лампы накаливания, компьютерные мониторы, принтеры, копировальные аппараты, лифты пассажирские (кроме лифтов, использующихся в производственных целях).

Ни в НК РФ, ни в Перечне принципов не уточняется, какие классы следует считать высокими в целях возможности применения повышающего коэффициента к основной норме амортизации. Разъяснения Минфина России и ФНС России на сегодняшний день также отсутствуют. Полагаем, что для целей налогообложения применять ускоренную амортизацию безопаснее к объектам класса A и дополнительных классов A+, A++.

Существуют также объекты с высокой энергетической эффективностью, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности. Если такие объекты поименованы в Перечне объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 308), к основной норме их амортизации налогоплательщик также вправе применить повышающий коэффициент.

Возможность применения повышающего коэффициента к упомянутым основным средствам была введена Законом N 261-ФЗ с начала 2010 г., указанный же Перечень объектов вступил в силу 1 мая 2012 г. (по истечении семи дней со дня первого официального опубликования, которое произошло 23 апреля). По мнению финансистов, право на применение специального повышающего коэффициента в отношении объектов, включенных в указанный Перечень объектов, возникает у налогоплательщика с 1 января 2010 г. (Письма Минфина России от 27.06.2012 N 03-03-06/1/325, от 22.06.2012 N 03-03-06/1/317).

Следовательно, организации, на учете у которых находились основные средства, приведенные в Перечне объектов, при принятии решения об использовании повышающего коэффициента могут осуществить пересчет начисленной суммы амортизации за 2010 и 2011 гг. А это приведет к уменьшению исчисленной суммы налога на прибыль. Налогоплательщики в этом случае вправе внести необходимые изменения в налоговые декларации и представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации за указанные налоговые (отчетные) периоды (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Из 132 позиций Перечня объектов большинство составляет оборудование для нефтяной и газовой промышленности, металлургии, сталеплавильного производства. В графе 4 Перечня указаны индикатор энергетической эффективности (ИЭЭФ), единицы измерения и критерий отбора по ИЭЭФ основных средств, определяемый в соответствии с технической документацией производителя.

То, что ИЭЭФ определяется в соответствии с технической документацией производителя, Минфин России подтвердил в Письме от 30.08.2012 N 03-03-06/1/440. При этом финансисты настойчиво рекомендовали не применять в отношении соответствующего объекта положения рассматриваемого пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ при отсутствии значения ИЭЭФ.

В настоящее время в технической документации производителей в явном виде значения ИЭЭФ могут не указываться. Кроме того, в Перечне объектов для ряда объектов ИЭЭФ установлен как эксплуатационный показатель, который может быть определен только в ходе работы оборудования и осуществления технологического процесса.

В связи с этим налогоплательщики неоднократно обращались в Минфин России с вопросом: вправе ли они ввиду отсутствия в технической документации непосредственного указания на ИЭЭФ самостоятельно рассчитать названный индикатор на основании показателей и характеристик, указанных в технической документации, производителя, в соответствии с методикой, утвержденной организацией.

Финансисты однозначно пояснили, что индикатор энергетической эффективности должен рассчитываться на основании единиц измерения, указанных в технической документации производителя.

При этом чиновники напомнили, что функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию:

  • в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров осуществляет Минпромторг России (Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 438);
  • в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по вопросам проведения энергетических обследований — Минэнерго России (Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 N 400).

В связи с чем по вопросу применения положений Перечня объектов предложили обращаться в указанные федеральные органы исполнительной власти (Письма Минфина России от 05.02.2013 N 03-03-06/1/2423, от 31.01.2013 N 03-03-06/1/1912).

В Перечне объектов приведены также легковые автомобили малого и особо малого класса (см. таблицу).

Еще статьи:

  • Досрочная пенсия за январь 2019 ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ Стоит ли российским пенсионерам ждать досрочной выплаты пенсии за январь 2019 года уже в декабре 2018 года? Обязан ли ПФР выплатить пенсию перед затяжными Новогодними каникулами? Мы разобрались со сроками. НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ В 2019 […]
  • Собственность до 1998 года Собственность до 1998 года Министерство экономического развития Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в городе Сочи РАНЕЕ ВОЗНИКШЕЕ ПРАВО […]
  • Приказ мз рб 174 Приказ мз рб 174 Министерство здравоохранения Республики Беларусь Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний 1. Санитарные правила 17-69 РБ-98 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний», утвержденные постановлением Главного государственного […]
  • Приказ 624н и 255 фз Приказ 624н и 255 фз Горячая линия телефоны справочных: ДГП 105 ( кор.805) +7(499)731-70-49 Филиал 1( кор.1513) +7(499)717-59-83Филиал 2( кор.348) +7(499)735-04-86 Филиал 3 ( кор. 225 А) +7(499)735-73-26 Выдача листков нетрудоспособности Выписка из приказа […]
  • Приказ на осенний призыв 2019 С 1 октября начинается осенний призыв Сегодня Президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому в период с 1 октября по 31 декабря текущего года для прохождения срочной службы в войска будет направлено 132,5 тыс. человек (Указ Президента РФ от 28 сентября 2018 г. № 552 "О […]
  • Договор пользования имуществом с последующим выкупом Договор аренды с правом последующего выкупа - образец Договор аренды с последующим выкупом: правовая природа Договор аренды с последующим выкупом неоднороден: его основное содержание составляют положения об аренде; в части выкупа имущества используются некоторые конструкции из […]