Приказ о нормах списания бензина

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Нормы расхода топлива на 2018 год

Нормативы, установленные Минтрансом для списания горюче-смазочным материалов, носят рекомендательный характер. Тем не менее, на них имеет смысл ориентироваться, чтобы соблюдать главное требование налоговиков в отношении расходов – их экономическую обоснованность. То есть превышение норм должно быть оправдано особенностями деятельности. Представляем нормы расхода топлива на 2018 год — приказ Минтранса РФ в последней редакции.

С 1 января меняются нормы расходов ГСМ . Обновите нормы бензина, чтобы списать расходы без претензий контролеров. Для этого используйте новые нормативы Минтранса. Сверьтесь со статьей журнала «Упрощенка».

Норма расхода ГСМ на 2018

Для ведения учета ГСМ воспользуйтесь нашей программой Упрощенка 24/7. Она позволяет вести налоговый и бухгалтерский учет гюрючесмазочных материалов и готовит по ним первичные документы и отчетность в один клик. Возьмите пробный доступ к программе на 365 дней. Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Нормативные показатели для списания топлива Минтранс отразил в своем распоряжении от 14.03.2008 № АМ-23-р. Документ регулярно обновляется, причем изменения касаются не только появления новых моделей автотранспорта, но и применения повышающих коэффициентов к нормам. Так, например, последнее изменение коснулось коэффициента для городов-миллионников. Теперь по транспорту, который эксплуатируется в городе с населением более 5 млн. человек, норма для топлива увеличивается на 35%, а если в городе эксплуатации население составляет от 1 до 5 млн. человек, то норма повышается на 25%.

Немного изменился подход к нормированию топлива при различном сроке эксплуатации автомобиля. Сейчас критерий по пробегу и возрасту можно применять (использовать повышающий коэффициент к норме) после достижения одного из признаков (раньше требовалось одновременное выполнение условия и по пробегу и по возрасту):

пробег свыше 100 тыс. км или возраст старше 5 лет – до 5%;
пробег свыше 150 тыс. км или возраст старше 8 лет – до 10%.

Последний раз изменения в нормы по ГСМ вносились в июле 2015 года распоряжением № НА-80-р. Но так как на российском авторынке регулярно появляются новые модели транспортных средств, если какая-то модель не будет обнаружена предпринимателем или ИП в перечне, то следует руководствоваться теми нормами, которые наиболее близки по техническим характеристикам к отсутствующей в распоряжении единице техники. Также можно ориентироваться на данные завода-изготовителя, описанные в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

Подробнее о том, как учитывать стоимость ГСМ в налоговом учете при УСН в статье «Горюче-смазочные материалы».

Различают такие разновидности нормирования расхода ГСМ:

базовая норма (исчисляется в литрах на каждые 100 км пути, при этом учитывается средняя загрузка транспортного средства);
транспортная норма (как и базовая, исчисляется в литрах на 100 км пути при проведении транспортной работы);
автобусная (где учитывается масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
самосвальная (где учитывается масса и нормативная загрузка);
транспортная норма в литрах и тонно-километрах (для грузовых автомобилей).

Последняя редакция приказа Минтранса о нормах ГСМ

Базовая норма расхода ГСМ — рекомендуемый Минтрансом объем в 2018 году

Базовая норма устанавливает объем топлива, который расходует транспортное средство на сотню км пробега. Вычисление базовой нормы опирается на данные о конструкции транспортной единицы, ее назначении, массе в снаряженном состоянии, виде топлива и на другие данные.

Базовая норма обязательно корректируется с учетом таким факторов:

сезонность (зимой расход повышается);
высота над уровнем моря, где используется транспортное средство (норма для дорог высокогорья, например, на 20% выше);
качество дорог (учитывается множество факторов вплоть до количества поворотов);
возраст автотранспорта (чем старше, тем расход больше);
другое.

Читайте так же:  Адвокат в суд москва

Норма расхода топлива по маркам автомобилей

В законодательном акте нормы сгруппированы по видам транспортных средств:

Каждая из этих групп делится на транспорт нашего и зарубежного производства.

Далее каждая группа содержит нормы отдельно по конкретным моделям движимого имущества.

Как на предприятии сформировать приказ по требованиям Минтранса на нормы расхода топлива на 2018 год?

Независимо от того, отличается или нет тот расход топлива, по которому списывается в затраты стоимость ГСМ, от нормируемого Минтрансом, предприятие или ИП должно отразить основные принципы списания топлива в приказе или в учетной политике.

При этом отклонения от норм Минтранса следует обосновать, чтобы налоговики не смогли предъявить претензии в экономической необоснованности расхода.

Нормативный расход топлива в распоряжении Минтранса указывается только для транспортных средств «в движении». Расход для хозяйственных нужд, не связанных с основным техпроцессом (например, технические или гаражные нужды), устанавливается отдельно. Рекомендуемые показатели частично приведены в приложении 4 к распоряжению Минтранса. Этот момент также следует отразить в учетной политике или приказе, утверждающем нормы списания.

Увеличивает нормативы и использование дополнительного оборудования. Конкретные данные по расходу топлива в этом случае определяются при помощи специализированных научных организаций или данных завода-изготовителя. При этом норма устанавливается в л/час.

Фактически же списывать в расходы стоимость ГСМ требуется на основании путевых листов, заказ-нарядов или иных документов, подтверждающих работу транспортного средства.

Таблицу с нормативными показателями расхода ГСМ вы обнаружите в распоряжении Минтранса, которое вы можете скачать у нас на сайте.

Также на нашем сайте в разделе «Документы» опубликован приказ о нормах ГСМ. База обновляется каждый день. По ней можно проверить, когда были последние обновления в приказе Минтранса.

Порядок расчета нормы расхода ГСМ в 2018 году

Отметим, если организация не является автотранспортной, то нормировать расходы на ГСМ она не обязана, и имеет возможность списывать расходы на топливо в фактическом размере.

В приказе Минтранса есть порядок расчета и все необходимые формулы для всех типов автомобилей.

Приведем порядок расчета расходов на примере легковых машин. Согласно п. 7 раздела II Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет

Если компания приняла решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Организация вправе самостоятельно установить нормы расхода топлива, а также сезонные надбавки.

Нормы расхода топлива Минтранса РФ последний раз подвергались редакции в июле 2015 года (распоряжение Минтранса России от 14.07.2015 № НА-80-р). В список были добавлены марки легковых и грузовых автомобилей отечественных и зарубежных стран с 2008 года выпуска и значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в части, касающейся Крымского федерального округа.

Коэффициенты к нормам расхода топлива следующие. Если в городе проживают:

  • свыше 5 миллионов человек — норму можно увеличить до 35 процентов;
  • от 1 до 5 миллионов человек — до 25 процентов;
  • от 250 тысяч до 1 миллиона человек — до 15 процентов;
  • от 100 до 250 тысяч человек — до 10 процентов;
  • до 100 тысяч человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5 процентов.

В последней редакции норм расхода топлива Минтранса РФ компаниям также разрешено применять повышающие коэффициенты, если у машины большой пробег или если она находится в эксплуатации свыше пяти лет. До этого повышенные нормы расхода топлива применялись только для старых автомобилей с большим пробегом.

Нормы расхода топлива и налоговый учет

По общим правилам компания не обязана применять нормы расхода топлива Минтранса РФ, так как в Налоговом кодексе нет требования о нормировании расходов на бензин (письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Затраты на горюче-смазочные материалы компания может учитывать как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) или включать в прочие расходы, связанные с содержанием служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Однако зачастую установленные нормы больше подходят для идеальных условий, чем для реальных, поскольку фактический расход топлива зачастую превышает нормы расхода топлива Минтранса РФ Тем не менее компании используют рекомендованные нормы, а не собственно разработанные.

Если компания примет решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Для этого достаточно составить приказ, в котором сослаться на распоряжение Минтранса России, записать марки автомобилей и рассчитать лимиты. При разработке собственных норм расхода топлива следует отталкиваться от транспортных условий (качества дорог, скорости движения), учитывать загруженность машины, ее техническое состояние. Также следует учитывать климатические условия, наличие кондиционера или климат-контроля в машине. Например, в зимнее время расход топлива будет значительно выше, и к установленным базовым нормам следует применять надбавки, которые зависят от климатических районов (приложение № 2 к Методическим рекомендациям, утв. распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации)). Так, для Москвы Минтранс РФ установил предельную величину зимней надбавки не более 10 процентов на период с 1 ноября по 31 марта.

Период применения зимних надбавок к норме расхода топлива и их величина должны быть оформлены распоряжением региональных органов власти. Если такого распоряжения нет, то период применения зимних надбавок, а также их величину должен установить руководитель компании своим приказом.

Образец приказа о нормах расходования топлива в компании

Приказ

ООО «Анкор» г. Москва 31 декабря 2016 г.

На основании контрольных замеров расхода топлива (акт от 21.12.2016 № 1) и руководствуясь распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в редакции распоряжения от 14.07.2015 № НА-80-р),
Приказываю:
1. Ввести в действие с 01.01.2017 следующую норму расхода дизельного топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» в период с 1 апреля по 31 октября — 13 литров на 100 км пробега.
2. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) применять повышающий коэффициент — 10%. Итоговая «зимняя» норма расхода топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» составляет 14,3 литра на 100 км пробега.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Иванов И.И.

Расход топлива в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете ГСМ списывают на себестоимость продукции (работ, услуг) для производственных предприятий или в расходы на продажу для торговых предприятий. Списание выполняют на основании первичных документов:

  • путевого листа (списывают используемое топливо);
  • акта на списание ГСМ (списывают прочие смазочные материалы).

С помощью путевых листов можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

К учету горюче-смазочные материалы принимают по фактической стоимости.

Списание ГСМ может производиться следующими методами:

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения запасов (ФИФО).

Способ списания по себестоимости каждой единицы для горюче-смазочных материалов на практике не применяется. Используется в основном способ по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Для отражения на счетах бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов используют аналитический счет 10, к нему отрывают субсчет 10.3.

Приход отражают проводками:

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 71
— оприходовано приобретенное топливо через подотчетное лицо на основании авансового отчета;

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 60
— оприходовано приобретенное через поставщика топливо;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— принят НДС к учету на основании счета-фактуры от поставщика;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
— принят НДС к зачету.

Списание горюче-смазочных материалов может производиться из расчета использованного количества (фактического или нормативного). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученную сумму списывают проводкой:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44, 91) КРЕДИТ 10-3
— списано израсходованное топливо.

Московская компания в январе закупила бензин в количестве 200 л по стоимости 38 руб.
Остаток бензина на начало месяца у организации был 70 л по средней себестоимости 45 руб.
Бензин в количестве 20 л был использован для заправки автомобиля марки Lada Granta 219060 1.6 (ВАЗ-11183). Организация использует автомобиль только для служебных перевозок управленческого персонала.
В соответствии с учетной политикой организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Рассчитаем среднюю себестоимость списания за январь:

(70 л x 45 руб. + 200 л x 38 руб.) : (70 л + 200 л) = 39,81 руб.

1) Рассмотрим вариант списания по факту.

В соответствии с путевым листом за январь сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 50 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 51 л.
Рассчитаем фактическое использование:

50 + 30 — 51 = 29 л.

Сумма к списанию:

29 л x 39,81 руб. = 1154,49 руб.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
— 1154,49 руб. — списание бензина на основании бухгалтерской справки-расчета.

2) Рассмотрим вариант списания по норме.
В путевом листе сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 7600 км, в конце — 7850 км. Пройдено 250 км.

Для списания бензина по норме используем формулу:

Qн= 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D),

где: Qн — нормативный расход топлива, л;
Hs — базовая норма расхода топлива, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (его значения приведены в п. 5 Методических рекомендаций и в приложении № 2 к ним).
По таблице в подп. 7.1 Методических рекомендаций по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8,4 л.
Для Москвы поправочный коэффициент D = 35%.
За работу в зимнее время D = 10%.
При использовании климат-контроля при движении автомобиля D = 7%.

Считаем расход бензина:

0,01 x 8,4 л x 250 км x (1 + 0,01 x 52) = 31,92 л.

Сумма к списанию: 31,92 л x 39,81 руб. = 1270,74 руб.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
— 1270,74 руб. — списание бензина.

Так как автомобиль используется в качестве служебного, в рамках налогового учета в обоих случаях расходы на ГСМ прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Напоследок хочется напомнить, что, прежде чем списать горюче-смазочные материалы и правильно отразить их данные в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо помнить следующее.

Расходы должны быть экономически обоснованы. В случае со списанием на производство ГСМ нормы расходования должны быть установлены приказом руководителя предприятия и отражены в учетной политике.

Расходы должны быть документально подтверждены, то есть применительно к данной теме расход топлива должен быть подтвержден путевыми листами автомобильного транспорта.

Читайте так же:  Льготы для детского сада детям военнослужащих

Необходимо соблюдать все правила в части учета ГСМ начиная с момента их приобретения, определения фактической себестоимости при приобретении и списании на производство.

Екатерина Горохова, главный бухгалтер компании «НАФКО-Консультанты»

Приказ о нормах расхода топлива и ГСМ

При определении норм расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

  • базовая норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии (зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов, категории, типа и назначения автомобиля, от вида используемого топлива, учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации);
  • транспортная норма в литрах (включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации автотранспортного средства):
  • на 100 км пробега транспортной работы;
  • на 100 тонно-километров транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, устанавливаемых в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлива.

Следует обратить внимание, что в том случае, когда автотранспортные средства эксплуатируются в пригородной зоне вне границы города, поправочные коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Также конкретное значение поправочного коэффициента устанавливается приказом или распоряжением руководителя организации или местной администрацией. Последующий учет ГСМ осуществляется в программе для расчета расхода топлива, используемой организацией или ручным учетом.

Нормы списания ГСМ в 2017 году в РФ

На 2017 год уже официально приняты нормативы, по которым производится списание ГСМ. В данной статье рассматривается последняя редакция распоряжения Минтранса нашего государства о нормах ГСМ – горюче-смазочных материалов

Нововведения в нормативы расходования ГСМ

На сегодняшний день нормирование стоимости топливных материалов для налогового учета не является обязательным. Но такое право у налогоплательщика есть, это подтверждает два письма из Минфина:

  • №03-03-06/1/2875 (от 27.01.14 г.);
  • №03-03-06/1/20097 (от 03.06.13 г.).

Это напрямую зависит от того, в НК нашего государства нет прямых требований по установлению определенных норм затрат ГСМ. В связи с этим компании и ИП сами для себя решают, нужно устанавливать нормы на затраты ГСМ.

В том случае, когда выбран вариант установки подобных норм, то для учета ГСМ предусмотрено использование следующих основных документов:

  • нормы, разработанные самостоятельно;
  • данные, предоставляемые заводом, на котором изготовлено транспортное средство;
  • нормы, что утверждает Минтранс (на сегодняшний день это распоряжение №АМ-23-р от 14.03.08 г.).

Последний пункт является обязательным для автотранспортных компаний, другие компании (в том числе и ИП) могут использовать нормы Минтранса на свое усмотрение.

Недавно в эти нормы был внесен ряд изменений – распоряжение №НА-90-р Минтранса (от 14.07.15 г.). Рассмотрим их более подробно:

1. Расширение перечня моделей автомобилей (как отечественного, так и иностранного производства), по которым нормы расходования ГСМ предусмотрены на официальном уровне. Так, добавили следующие модели машин и нормы для них (в %):

  • Lada Granta или ВАЗ-21126 – 9,7%;
  • Lada Priora или ВАЗ-21116 – 8%;
  • Honda Accord IX 2.4 – 9,7%;
  • Toyota RAV4 2.0 2WD – 8,9% и др. (поэтому специалисты рекомендуют внимательно ознакомиться с дополненным перечнем и учесть при самостоятельном установлении норм ГСМ).

2ю Коэффициенты для повышения нормативов затрат ГСМ устанавливаются с учетом эксплуатационного срока или пробега автомобиля (до внесения изменений можно было использовать одновременное применение названных условий — и пробег, и эксплуатационный срок). На сегодняшний момент применяются следующие условия для применения повышающего коэффициента:

  • с пробегом от 100 тысяч км или эксплуатационным периодом от 5 лет – до 5%;
  • с пробегом от 150 тысяч км или эксплуатационным периодом от 8 лет – до 10%.

3. Увеличились надбавки для крупных городов (раннее максимум такой надбавки для увеличения норм по списанию ГСМ был 25% и применялся для городов с численностью населения от 3 миллионов):

  • до 35% для городов с численностью населения от 5 миллионов;
  • до 25% для городов с численностью жителей от 1 до 5 миллионов (раньше лимит для этой категории городов был 20%).

Сравнительная таблица по изменениям надбавок для ГСМ (города крупного типа)

Помимо названных нововведений, другие надбавки остались прежними:

  • для населенных пунктов до 10 тысяч человек – максимум 5%;
  • от 100 тысяч до 250 тысяч жителей – максимум 10%;
  • от 2150 тысяч жителей – максимум 15%.

Но согласно с нововведениями пятипроцентную надбавку применяют для населенных пунктов любого типа (в том числе поселков, деревень и т. д.), но для этого в них должны быть перекрестки уличной регулировки движения со светофорами и прочими знаками дорожного движения. Если численность какого-либо населенного пункта неизвестна, подобную информацию можно взять на сайте Росстата, перейдя по вкладке «Демография».

Еще одно новшество коснулось надбавок для транспорта технологического типа, которому относится техника, что используется в производственных помещениях, промышленных площадках:

  • строительные краны;
  • бетоноукладчики;
  • бульдозеры;
  • экскаваторы и т.д.

Надбавка по ГСМ для подобного транспорта стала выше – лимит до 20%.

То есть при списывании расходов по ГСМ в соответствии с нормативами Минтранса, нужно внести корректировку по последним нововведениям. Для этого в компании предпринимаются следующие действия:

  1. Издается приказ, в котором утверждается нормирование расхода по ГСМ.
  2. В нем должна быть ссылка на новый документ – распоряжение №НА-90-р Минтранса нашего государства (от 14.07.15 г.), чтобы сотрудники налоговой службы не придирались к увеличенным нормам затрат на топливо.
  3. В обязательном порядке отмечается дата, с момента которой начинают действовать нововведения (их можно официально применять только начиная с 14.07.15 г.).

Учет ГСМ и его документальное подтверждение

Учет ГСМ проводится на основании следующей документации:

  1. На приобретение ГСМ – это могут быть чеки, корешки талонов, отчеты (и авансовые, и топливной карты).
  2. На применение автотранспорта в целях производственного типа – путевые листы (они могут быть составлены в соответствии с типовой общепринятой формой, а могут разрабатываться самостоятельно компанией), отчеты из контролирующих систем – по пробегу и по расходованию топлива (обязательно распечатанные в бумажном варианте с подписью руководящего работника).
  3. На расходование ГСМ – справки из бухгалтерии, соответствующие отчеты.

Для списания ГСМ компания может воспользоваться следующими документами:

  • приказ, в котором утверждаются нормативы по расходованию ГСМ, предназначенного для автотранспорта служебного типа;
  • приказ, в котором утверждаются нормативы по расходованию ГСМ, а также поправочные коэффициенты (то есть надбавки) к этим нормам (для автотранспорта служебного типа);
  • справка с информацией по расчетам максимальной величины расходов по ГСМ (для ИП, что работают по «упрощенке»);
  • книга учета талонов на ГСМ;
  • договор на поставку ГСМ;
  • ведомости по учету и движению ГСМ;
  • акты о списании ГСМ (в том числе и при работе газонокосилки);
  • карта пережогов топлива тепловой электростанции;
  • договора по продаже и доставке топлива твердого типа;
  • форма №4-запасы, которая содержит информацию о запасах ГСМ.

Порядок, согласно которому проводится процедура списания ГСМ

Для «упрощенки» стоимость приобретенных ГСМ должна списываться в статью расходов на тот момент, когда производилась оплата поставщику.

Для общей налоговой системы стоимость всего топлива, что было израсходовано за отчетный месячный период, должна включаться в статью расходов на последнее число отчетного месяца.

Нормативы расходования ГСМ в 2017г.

Нормативы расходования ГСМ утверждаются по рекомендациям Минтранса нашего государства.

Согласно с этими рекомендациями, существуют повышающие коэффициенты для применения автотранспорта в зимний период. Величина таких коэффициентов зависит от региональных нормативов (до 20% от установленной государством нормы). Так, для Москвы и Брянской области – 10%, в Кировской области – 12%, а в Республике Саха – 20%.

Но нормы расходования ГСМ учитывают и количественный состав жителей населенного пункта, где было зарегистрировано транспортное средство. Рассмотрим этот критерий подробнее:

  • 5% — население до 100 тысяч человек;
  • 10% — от 100 тысяч до 250 тысяч жителей;
  • 15% — от 250 тысяч до 1 миллиона человек;
  • 25% — от 1 миллиона до 5 миллионов жителей;
  • 35% — от 5 миллионов.

Помимо этого также следует рассматривать эксплуатационный возраст и километраж пробега автотранспортного средства. Повышающий коэффициент будет выше, в зависимости от следующих показателей:

  • 5% — при эксплуатации от 5 лет или при пробеге от 100 тысяч километров;
  • 10% — при эксплуатации от 8 лет или при пробеге от 150 тысяч километров.

Формула расчета нормативов ГСМ

Нормативы расходования ГСМ для автомобилей легкового типа должны рассчитываться по специальной формуле:

QH =0,01 х Hs х S х (1+0,01 х D), где:

  • QH – это норма расхода ГСМ (в литрах);
  • Hs – это базовый норматив расходования ГСМ на пробег машины (в л/100 км);
  • S – пробег машины (в км);
  • D – коэффициент надбавки либо снижения (% от нормы).

Нормативы расходования ГСМ для определенных машин в зависимости от вида топлива (актуально на 2016 год):

  1. Для реагентов:
  • 5% — Евро-4;
  • 6% — Евро-5;
  • 7% — Евро-6.
  1. Для сжиженных газов (пропана):
  • если автомобиль работает на СУГ: 1,22+/-0,10 л СНГ к 1 л бензина;
  • если автомобиль работает на КПГ: 1+/-0,1 куб.м СПГ (КПГ);если автомобиль работает на СУГ (при установке фургонов): до 2,64 л/100 км;
  • если автомобиль работает на КПГ: до 2 куб. м/100 км.
  1. Для бензина: бортовые автомобили грузового типа, в том числе и автопоезда – до 2 л/100 км.
  2. Для дизельного топлива: бортовые автомобили грузового типа, в том числе и автопоезда – до 1,3 л/100 км.

Пример расчета нормативов по ГСМ в 2017 году

Компания «Нева» является ООО, на ее балансе состоит автомобиль легкового типа «Лада Гранта Лифтбек». Он прошел процедуру регистрации в Оренбургской области, а именно в городе с численностью населения в 1 миллион.

Нам известны следующие сведения:

  • пробег автомобиля в зимний период – 200 км;
  • нормы расходования устанавливаются «Невой» самостоятельно (в соответствии с рекомендациями Минтранса нашего государства);
  • норматив для расходования ГСМ именно для такой машины – Нs=8,2л/100 км;
  • надбавочный коэффициент за работу в населенном пункте с численностью жителей в 1 миллион – 15%;
  • надбавочный коэффициент за работу в зимний период: D=15%.

Теперь приступим к расчетам по специальной формуле: 0,01 х 8,2 х 180 х (1+0,01 х (15+15)) = 19,2 л.

Читайте так же:  Льготы минус

Нормы расходования ГСМ

Российский Налоговый кодекс не ставит условий по нормам ГСМ для транспортных средств. Но, все же, любое расходование топлива в обязательном порядке подтверждаются такими документами, как путевые листы. Формы для таких документов компания может разработать самостоятельно, но для этого необходимо использовать те реквизиты, о которых говорится в приказе №152 Минтранса нашего государства (от 18.09.08 г.). Но еще нельзя забывать о таких разделах, как сведения о прохождении медосмотров поездках.

На сегодняшний день компании, работающие по «упрощенке», не обязаны нормировать стоимость ГСМ для налогового учета. Но они имеют на это право в соответствии с письмами Минфина:

1. №03-03-06/1/2875 (от 27.01.14 г.).

2. №03-03-06/1/20097 (от 03.06.13 г.).

Это связано с тем, что в НК нет строгих требований по нормированию расходов на ГСМ. Поэтому компании самостоятельно должны принять решение о нормировании затрат по ГСМ. Если компания, все же, решила самостоятельно утвердить нормы на расходы топлива, то необходимо учитывать два фактора:

  • какая машина используется;
  • основания для списания расходов ГСМ.

В зависимости от того, какой автомобиль использует компания устанавливаются основания для списания затрат по ГСМ.

1. Если автомобиль принадлежит компании – величина стоимости ГСМ должна учитываться для УСН в статье «Расходы на содержание служебного транспорта» — НК, статья №346.16, пункт 1,подпункт 12.

2. Если автомобиль принадлежит ИП – стоимость топлива по «упрощенке» можно отражать в статье «Расходы на содержание служебного транспорта» — НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 12. Это должны подтверждать такие документы:

Эти бумаги будут свидетельством того, автомобиль применялся в производственных целях – НК, статья №252, пункт 1 и статья №346.16, пункт 2. Подобные расходы на техобслуживание автотранспорта относятся к расходам материального типа – НК, статья №254, пункт 1, подпункт 6. В НК особых условий для списания нет. При наличии ремонтных расходов на автомобили подобного типа, они учитываются по НК – статья №346.16, пункт 1, подпункт 3. Этот учет производится сразу после внесения оплаты – НК, статья №346.17, пункт 2.

3. Если автомобиль арендован у сотрудника компании – такие расходы ГСМ списываются по статьям «Расходы в качестве материальных затрат» — НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 5, или «Расходы на содержание служебного транспорта» — НК, статья№346.16, пункт 1, подпункт 12. Для подобного учета компании, что работают по УСН, должны в договорных документах об аренде прописать следующее: «расходы на содержание арендованной машины насеет арендатор». Но еще обязательно учитывается в расходах и выплачиваемую арендную плату за этот автомобиль – НК, статья №346.16, пункт 1,подпункт 4. ИП не может заключать договора об аренде автотранспорта с собой самим – ГК, статья №413.

4. Если автомобиль является собственностью рабочего компании, но используется для служебных целей – в этой ситуации стоимость топлива не учитывается в отдельную статью расходов. Для подобного учета подходит только общая сумма компенсационной выплаты, которая предназначается самому рабочему компании – владельца автомобиля (НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 12). Нормативы установлены в постановлении №92 (пункт 1) Правительства нашего государства от 08.02.02 г.:

  • для автомобилей легкового типа с объемом двигателя до 2 тысяч куб.см. – до 1 тысячи 200 рублей;
  • для автомобилей легкового типа с объемом от 2 тысяч куб.см. – 1 тысяча 500 рублей.

Но в эти цифровые показатели сумм также входят и те затраты, что несет сам рабочий, который использует транспортное средство (в соответствии с письмом №03-03-01-02/140 Минфина от 16.05.05 г.):

Поэтому руководство компании может утверждать любой размер для компенсационных выплат рабочему, а при «упрощенке» учитывается только строго установленная норма.

Также следует учитывать факт: называемая норма утверждена на официальном уровне в расчете на полный месячный период при эксплуатации машины в служебных целях – письмо №03-03-01-02/140 Минфина (от 16.05.05 г.).

Например, рабочий использовал автомобиль 2 дня из 22 рабочих дней за весь месяц. Значит, компенсация, которую списывают по статье «Расходы», уменьшится в 11 раз.

Учетные документы по ГСМ для компании, работающей по «упрощенке»

Рассмотрим основные документы, которые необходимо использовать для учета стоимости ГСМ для тех компаний, что работают по «упрощенке».

  1. Путевой лист – служит для подтверждения обоснованности эксплуатации автотранспорта. Он оформляется для каждого транспортного средства отдельно. Период его действия — от одного дня до одного месяца. Официальные общепринятые формы бланков путевых листов утверждаются постановлением №78 Госкомстатом (от 28.11.97 г.), которые обязательны для автотранспортных компаний. Если компания к таковому типу не относится, то форма бланка путевого лица может быть разработана руководством компании самостоятельно – письмо № 03-03-06/2/161 Минфина. В этом случае такая форма отражается в учетной политике компании, как дополнительное приложение с образцом, в котором должны отражаться определенные реквизиты – приказ №152 Минтранса. В путевом листе следует еще прописывать точный маршрут поездки, а также расход ГСМ для определенного транспортного средства.
  2. Накладные, чеки об оплате с АЗС, выписки со счетов – перечисленные документы являются первичными платежными подтверждениями на расходы ГСМ, что фактическая оплата была совершена. Этот список зависит от того, как покупают ГСМ. То есть на АЗС покупателю выдадут чек, а по топливной карте при безналичном расчете – выписка со счета + ежемесячная накладная + отчеты продавца.
  3. Авансовый отчет – данный документ нужен в случае, когда ГСМ покупались с помощью подотчетного лица, который служит приложением к отчету. Эти расходы являются оплаченными компанией на момент утверждения авансового отчета.
  4. Приказ директора о порядке учета расходов по ГСМ – нужен для установления способа определения величины расходов по топливу в учете, производимом при УСН – как налоговом, так и бухгалтерском. Этот документ может составляться в произвольной форме, с учетом:
  • нормативов ГСМ;
  • указаний о списании расходов по ГСМ в полном объеме.

Специалисты рекомендуют обращать внимание на следующий нюанс: нормирование расходов по ГСМ производится, как в бухгалтерском, так и налоговом учете. Но это не является обязательным условием. В бухучете такое списание производится в размере понесенных затрат (по факту) без нормирования – ПБУ 5/01, пункт 5. В налоговом учете также это нормирование на является обязательным, а фактические затраты ГСМ подтверждены в путевом листе.

Учет ГСМ при «упрощенке» в вопросах и ответах

1. Можно ли расходы по ГСМ списывать в полном объеме без нормирования?

Да, такой вариант возможен. Это связано с тем, что обязательных требований к нормам стоимости для ГСМ в российском законодательстве нет. Но если подобного нормирования нет, то объем списываемого ГСМ должен быть документально обоснован для налогового учета. Поэтому целесообразным будет создать одну схему учета, как для налогового учета, так и для бухгалтерского.

2. Какие есть способы нормирования ГСМ?

Для УСН есть три варианта нормирования:

  • использовать те нормы, которые разработаны специально Минтрансом;
  • учитывать ГСМ в пределах нормировки, что устанавливается заводом-изготовителем автомобиля;
  • применять нормирование, разработанное компанией самостоятельно (это должно быть прописано в актах контрольного заезда машины в определенных условиях).

3. Может ли пересмотр нормативов ГСМ в середине годового отчетного периода считаться нарушением?

Такой пересмотр установленных нормативов по ГСМ может быть допустим, если такая процедура обоснована документально. Примером этого может служить следующая ситуация: новая машина расходует топливо в большем количестве, чем было запланировано.

В статью расходов при УСН должны списываться те затраты, что являются экономически оправданными и документально обоснованными. Причина таких изменений должна быть отражена в приказном порядке от лица директора компании – приказ о новых нормативах расхода ГСМ.

4. Существует ли возможность разработать два разных норматива – для зимнего и летнего периода отдельно?

Это возможно, так как российское законодательство разрешает такое действие. В приказе по компании от лица директора указывается, какие периоды будут считаться летними, а какие – зимними. Только в таком случае возможно отдельное нормирование.

5. Имеется ли возможность официально удержать с зарплаты водителя произведенный им перерасход ГСМ?

Да, такая возможность работодателю будет предоставлена, если перерасход ГСМ будет произведен по вине данного водителя. Для этого созывается специальная комиссия, в состав которой входят помимо директора и другие компетентные специалисты – ТК, статья №247. Водитель должен объяснить причину возникшего перерасхода топлива. Директор компании имеет право издать соответствующее распоряжение об удержании денежных средств с водителя после расчета ущерба всей компании. Но этот размер не должен быть выше одного размера среднемесячного заработка – ТК, статья №248. Через суд денежные средства взыскиваются с водителя, если месячный срок уже пропущен или размер ущерба выше установленной законодательством суммы.

Бухучет по ГСМ для «упрощенки»

Еще статьи:

  • Страж стоимость осаго Страховая компания Страж Онлайн-калькулятор ОСАГО «Страж» Это недолго и вам очень-очень понравится, обещаем! Расчет стоимость ОСАГО в Страж - онлайн калькулятор без регистрации и СМС Портал Каско-калькуляторы - это сервис по подбору страховых продуктов в ведущих российских компаний. Сайт […]
  • Транспортный налог в санкт-петербурге 2019 льготы Транспортный налог в 2019 году в Москве: изменения Мы уже писали об изменении транспортного налога в 2017 году в целом по России. А как обстоят дела в столице? Ведь Москва всегда имела особенный статус, и налогообложение здесь не является исключением. О том, как изменится налог на […]
  • Можно ли не платить штраф за проезд Штраф за безбилетный проезд: основные положения и последствия неуплаты С 2015 года штраф за безбилетный проезд значительно увеличился. Если раньше он составлял всего 100 рублей, то теперь сумма, взимаемая с незадачливого «зайца», подросла аккурат в десять раз. Столь резкое подорожание, […]
  • За что штраф гаи 500 рублей Штраф 500 рублей от ГИБДД: за что может быть В 2015 году автолюбители новички и водители со стажем должны быть осведомлены о том, за какие нарушения с их стороны будет взиматься штраф работниками ГИБДД. Это всегда спорные вопросы, вызывающие бурю протеста со стороны водителей и […]
  • Льготы летчиков «Аэрофлот» усилит социальную поддержку пилотов Сегодня у аэрофлотовских пилотов самая высокая в отрасли зарплата. Например, командир воздушного судна в месяц имеет возможность зарабатывать до 500 тысяч рублей. А соцпакет пилотов может служить образцом для большинства компаний мира. У […]
  • Налог на снегоход хмао С 1 января 2015 года изменятся ставки транспортного налога Межрайонная ИФНС России №1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре сообщает об изменении ставок транспортного налога с 01 января 2015 года. Основание: изменения в решении Думы Ханты-Мансийского автономного округа_югры от […]