Приказ по реабилитации 1705

Оглавление:

От «восстановительной медицины» к «медицинской реабилитации»: правовой анализ (Хасанов Ф.З.)

Дата размещения статьи: 03.11.2016

Разработка комплекса мероприятий, составляющих содержание реабилитации, является одним из важнейших направлений в сфере здравоохранения и социального обеспечения государства. Изучение действующих нормативных правовых актов, регулирующих оказание медицинской помощи, показало, что имеются коллизии в связи с упразднением профиля медицинской помощи «восстановительная медицина» и введением понятия «медицинская реабилитация».
Впервые в РФ понятие «медицинская реабилитация» нашло законодательное закрепление лишь в 2011 году. В нормативных правовых документах, принятых до 2001 года, посвященных организации, улучшению, совершенствованию медицинской помощи, упоминаются термины «восстановительное лечение», «долечивание», «медицинская реабилитация» и «реабилитация». Начиная с 2001 года в документах появляется термин «восстановительная медицина». При анализе нормативной базы по организации порядка оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации видно, что вопрос о создании медицинских организаций, оказывающих данный вид помощи, начал подниматься в 60-х годах XX века, но до сих пор в стране отсутствует система медицинской реабилитации, которая никогда не была выделена в самостоятельный этап оказания медицинской помощи.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. от 24.07.2015) введено определение медицинской реабилитации, так, в п. 1 ст. 40 названного Закона медицинская реабилитация определяется как комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.
Порядок организации медицинской реабилитации регламентирован Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 N 1705н. Согласно данному Порядку медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях в плановой форме в рамках первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов. При этом она может быть осуществлена амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно и осуществляется в зависимости от тяжести состояния пациента в три этапа независимо от сроков заболевания, при условии стабильности клинического состояния пациента и наличия перспективы восстановления функций.
Организация медицинской реабилитации осуществляется в соответствии с профилем заболевания пациента для определения индивидуальной программы реабилитации пациента, осуществления текущего медицинского наблюдения и проведения комплекса реабилитационных мероприятий.
Между тем, несмотря на принципиально новые предпосылки для развития медицинской реабилитации и совершенствования нормативно-правовой базы, продолжают действовать отраслевые приказы по организации медицинской помощи по восстановительной медицине (например, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.03.2007 N 156 «О Порядке организации медицинской помощи по восстановительной медицине»), которые противоречат Порядку организации медицинской реабилитации, а существующие формы федерального статистического наблюдения не отражают вопросы медицинской реабилитации.
Системное развитие медицинской реабилитации является значимым компонентом реализации современной политики государства в сфере здравоохранения, о чем свидетельствует включение медицинской реабилитации в качестве отдельной подпрограммы в Государственную программу РФ «Развитие системы здравоохранения». Несмотря на ожидаемый результат реализации подпрограммы — достижение охвата медицинской реабилитационной помощью не менее 25% пациентов, потребность в такой реабилитации согласно заболеваемости по обращаемости и госпитализации по поводу различных классов болезней населения остается малоизученной. В этой связи актуальна разработка программы определения потребности населения в
медицинской реабилитации пациентов с распространенными заболеваниями с учетом профиля (класса, группы болезней или отдельного заболевания, возрастной структуры населения), которая позволит проводить анализ нуждаемости населения в медицинской реабилитации на различных уровнях подчинения, рационально использовать мощность медицинских организаций в оказании амбулаторной и стационарной помощи и повысить эффективность лечения.
Анализ нормативных правовых актов РФ, регулирующих медицинскую реабилитацию, свидетельствует об имеющихся законодательных несовершенствах, затрудняющих широкое внедрение медицинской реабилитации в практическое здравоохранение — законы не в полной мере отражают роль реабилитации в системе здравоохранения, не решают многих юридических вопросов, организационных и финансовых аспектов реабилитации.
Конечно, в первую очередь следует упорядочить названия медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по медицинской реабилитации, согласно Приказу Минздрава РФ от 06.08.2013 N 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций». В силу Приказа от 29.12.2012 N 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» названия медицинских организаций не соответствуют номенклатуре, не учтены больницы и поликлиники восстановительного лечения, центры восстановительной медицины и реабилитации.
Согласно ст. ст. 69 и 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие свидетельство об аккредитации и сертификат специалиста, а Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» утверждена должность врача по медицинской реабилитации. Но между тем в настоящее время не определены юридические основания для приема на должность врача по медицинской реабилитации в связи с отсутствием специальности «медицинская реабилитация» и квалификационных требований к специальности «врач по медицинской реабилитации».
В связи с этим для правильной организации медицинской реабилитации согласно Закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и вышеупомянутому Приказу от 29.12.2012 N 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» необходимо привести в соответствие регламентирующую базу по медицинской реабилитации: отменить существующие действующие приказы 1980 — 2000-х годов и утвердить новые нормативные правовые акты, регулирующие деятельность по медицинской реабилитации, в частности отменить Приказы Минздрава России от 01.07.2003 N 296 «О совершенствовании организации восстановительного лечения в Российской Федерации», Минздравсоцразвития России от 09.03.2007 N 156 «О порядке организации медицинской помощи по восстановительной медицине».
В целях упорядочения деятельности по медицинской реабилитации следует также разработать стандарты, показания и противопоказания для медицинской реабилитации в соответствии с видами (первичная специализированная медико-санитарная помощь, специализированная, паллиативная), включая санаторно-курортное, условиями (амбулаторные, стационарные, дневной стационар) и формами (плановая) ее оказания в виде самостоятельных нормативных правовых актов.

Литература

1. Бобровницкий И.П. О путях совершенствования организации помощи по восстановительной медицине // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2010. N 2. С. 105 — 110.
2. Прилипко Н.С. Потребность взрослого населения в медицинской реабилитации // Вестник восстановительной медицины. 2013. N 3. С. 2 — 7.
3. Прилипко Н.С., Большакова Т.М. Перечень основных документов, регламентирующих деятельность учреждений и их структурных подразделений в сфере медицинской реабилитации // Санаторно-курортная организация: менеджмент, маркетинг, экономика, финансы. 2011. N 7. С. 4 — 9.
4. Саядян С.Г. Применение отсрочки отбывания наказания больным наркоманией и новеллы российского антинаркотического законодательства // Медицинское право. 2015. N 1. С. 46 — 48.
5. Эртель Л.А. Особенности правового регулирования медико-социальной помощи // Социальное и пенсионное право. 2013. N 2. С. 41 — 44.

Приказ по реабилитации 1705

КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17 марта 2017 года N 618

Об организации медицинской реабилитации несовершеннолетним на территории Волгоградской области

(с изменениями на 15 марта 2018 года)

Во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 N 1705н «О Порядке организации медицинской реабилитации» (далее — Приказ N 1705н), подпункта 2.1.7 пункта 2.1 раздела 2 постановления Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 N 152 «Об утверждении Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области» и в целях дальнейшего совершенствования организации медицинской реабилитации несовершеннолетним, включая подростков 15 — 17 лет (далее — несовершеннолетние), на территории Волгоградской области приказываю:

1.1. Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним в стационарных условиях по профилю «медицинская реабилитация» (II этап медицинской реабилитации в соответствии с Приказом N 1705н), согласно приложению 1 к настоящему приказу.

1.2. Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним в амбулаторных условиях по профилю «медицинская реабилитация» (III этап медицинской реабилитации в соответствии с Приказом N 1705н), согласно приложению 2 к настоящему приказу.

1.3. Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детскому населению в амбулаторных условиях (III этап медицинской реабилитации в соответствии с Приказом N 1705н), согласно приложению 3 к настоящему приказу.

1.4. Маршрутизацию несовершеннолетних с целью оказания медицинской помощи по профилю «медицинская реабилитация» в стационарных условиях на территории Волгоградской области согласно приложению 4 к настоящему приказу.

1.5. Маршрутизацию несовершеннолетних для оказания медицинской помощи по профилю «медицинская реабилитация» в амбулаторных условиях на территории Волгоградской области согласно приложению 5 к настоящему приказу.

2. Руководителям медицинских организаций, подведомственных комитету здравоохранения и оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним (далее — медицинские организации), организовать:

2.1. Работу в части оказания медицинской помощи несовершеннолетним, нуждающимся в медицинской реабилитации, в соответствии с требованиями настоящего приказа и Приказа N 1705н.

2.2. Направление несовершеннолетних, нуждающихся в медицинской реабилитации, в медицинские организации в соответствии с приложениями 4 и 5 к настоящему приказу.

2.3. Подготовку отчета о количестве несовершеннолетних, направленных на проведение медицинской реабилитации (с указанием медицинской организации, куда направлен несовершеннолетний), и представление в отдел организационно-экономической и методической работы государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградская областная детская клиническая больница» ежеквартально в срок до 5 числа, следующего за отчетным периодом (на адрес электронной почты: [email protected]).

3. Руководителям медицинских организаций, указанных в приложениях 1 и 2 к настоящему приказу, организовать подготовку отчета о количестве несовершеннолетних, получивших медицинскую реабилитацию (с указанием медицинской организации, откуда направлен несовершеннолетний), и представление в отдел организационно-экономической и методической работы государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградская областная детская клиническая больница» ежеквартально в срок до 5 числа, следующего за отчетным периодом (на адрес электронной почты: [email protected]).

Читайте так же:  Экология как встать на учет

4. Начальнику отдела организации медицинской помощи матери и ребенку комитета здравоохранения Волгоградской области А.В. Чебатковой осуществлять контроль организации проведения медицинской реабилитации несовершеннолетним Волгоградской области.

6. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя председателя комитета здравоохранения Волгоградской области И.А. Карасеву.

Председатель
комитета здравоохранения
Волгоградской области
В.В.ШКАРИН

Приложение 1. Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним в стационарных условиях по профилю «Медицинская реабилитация» (II этап медицинской реабилитации согласно приказу Министерства здравоохранения.

Приложение 1
к приказу
комитета здравоохранения
Волгоградской области
от 17.03.2017 N 618

ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ ПО ПРОФИЛЮ «МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ» (II ЭТАП* МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СОГЛАСНО ПРИКАЗУ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29.12.2012 N 1705Н «О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ»)

* Первый этап медицинской реабилитации осуществляется в острый период течения заболевания или травмы в отделениях реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций по профилю основного заболевания при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала) и отсутствии противопоказаний к методам реабилитации.

Наименование медицинской организации

(лицензия на осуществление медицинской деятельности, предусматривающая выполнение работ (услуг) по профилю «медицинская реабилитация», имеется)

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградская областная детская клиническая больница» (отделение медицинской реабилитации) — в стационарных условиях и в условиях дневного стационара

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская детская больница» (отделение медицинской реабилитации) — в стационарных условиях и в условиях дневного стационара

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» (отделение медицинской реабилитации) — в стационарных условиях

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградская областная клиническая больница N 1» (Сурдологический центр) — в условиях дневного стационара

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной детский санаторий» (отделение медицинской реабилитации) — в стационарных условиях и в условиях дневного стационара

Приложение 2. Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним в амбулаторных условиях по профилю «Медицинская реабилитация» (III этап медицинской реабилитации в соответствии с Приказом N 1705н)

Приложение 2
к приказу
комитета здравоохранения
Волгоградской области
от 17.03.2017 N 618

Наименование медицинской организации

(лицензия на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по профилю «медицинская реабилитация», имеется)

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной клинический центр медицинской реабилитации»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Камышинская детская городская больница» (отделение медицинской реабилитации)

Приложение 3. Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детскому населению в амбулаторных условиях (III этап медицинской реабилитации согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 N 1705н.

Приложение 3
к приказу
комитета здравоохранения
Волгоградской области
от 17.03.2017 N 618

ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ (III ЭТАП МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СОГЛАСНО ПРИКАЗУ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29.12.2012 N 1705Н «О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ»)

Наименование медицинской организации

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Центральная районная больница Алексеевского муниципального района

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Быковская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городищенская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Даниловская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница Дубовского муниципального района»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Еланская центральная районная больница Волгоградской области

Государственное учреждение здравоохранения «Жирновская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Иловлинская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Камышинская городская детская больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Калачевская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Киквидзенская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница Котовского муниципального района»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница Клетского муниципального района Волгоградской области»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Котельниковская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кумылженская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ленинская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Михайловская городская детская больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Нехаевская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Николаевская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новоаннинская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новониколаевская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница Ольховского муниципального района»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Палласовская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение Руднянского муниципального района Волгоградской области «Центральная районная больница Руднянского муниципального района»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Серафимовичская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Светлоярская центральная районная больница» Светлоярского муниципального района Волгоградской области

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Среднеахтубинская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Старополтавская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница Суровикинского муниципального района» Волгоградская область, город Суровикино

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Фроловская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Чернышковская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Урюпинская центральная районная больница им. В.Ф. Жогова

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская детская больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская детская поликлиника N 2»

Государственное учреждение здравоохранения «Детская поликлиника N 1»

Государственное учреждение здравоохранения «Детская поликлиника N 3»

Государственное учреждение здравоохранения «Детская поликлиника N 5»

Государственное учреждение здравоохранения «Детская поликлиника N 6»

Государственное учреждение здравоохранения «Консультативно-диагностический центр для детей N 1»

Государственное учреждение здравоохранения «Детская клиническая поликлиника N 15»

Государственное учреждение здравоохранения «Детская поликлиника N 16»

Детская поликлиника ГУЗ «Больница N 18»

Педиатрическое отделение государственного учреждения здравоохранения «Клиническая поликлиника N 28»

Педиатрическое отделение государственного учреждения здравоохранения «Поликлиника N 30»

Государственное учреждение здравоохранения «Детская клиническая поликлиника N 31»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница» (Центр психического развития детей и подростков)

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N 2»

Приложение 4. Маршрутизация несовершеннолетних с целью оказания медицинской помощи по профилю «Медицинская реабилитация» в стационарных условиях на территории Волгоградской области

Приложение 4
к приказу
комитета здравоохранения
Волгоградской области
от 17.03.2017 N 618

Зачем государство начало реформу медицинской реабилитации

Российские власти восприняли призыв ВОЗ сделать XXI век столетием реабилитации как руководство к действию. По информации Vademecum, сразу несколько ключевых ведомств сейчас готовят мероприятия, предполагающие коренную реформу этого до сих пор не избалованного вниманием государства сегмента медицины. Среди концептуальных преобразований – придание реабилитации статуса отдельной медицинской специальности, разработка профстандарта для врача физической медицины и реабилитации и, наконец, превращение большинства санаториев в рехаб-центры. Если эти замыслы осуществятся, в России будет создана система непрерывной реабилитации. Vademecum попытался проследить, как медицинская реабилитация шла к долгожданным реформам, и оценить размах всего проекта.

О старте нормотворческого марафона, без которого становление реабилитации в России просто невозможно, свидетельствуют представители как минимум трех федеральных ведомств. По словам главного специалиста по медицинской реабилитации Минздрава Галины Ивановой, в первую очередь рассматривается алгоритм превращения реабилитации, которая пока значится только профилем медпомощи, в отдельную специальность.

Параллельно Союз реабилитологов России разрабатывает профессиональные стандарты для врача физической и реабилитационной медицины, логопеда, эрготерапевта, специалиста по физической реабилитации: эти документы, уточняет Иванова, после общественного обсуждения направят в Минтруд.

Одновременно и Министерство труда, в свою очередь, актуализирует собственный профстандарт – для специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере. По заданию регулятора разработкой обновленной версии документа сегодня занимаются Московский городской психолого-педагогический университет и еще около 80 профильных организаций.

В апреле нынешнего года был принят еще один важный для успешного проведения реформы документ – Стратегия развития санаторно-курортной отрасли, подразумевающая преобразование профильных учреждений, «осуществляющих деятельность на территориях, не располагающих природными лечебными ресурсами, в организации, оказывающие услуги по медицинской реабилитации». Лишь 194 из 376 действующих сегодня в стране государственных санаториев используют в лечебных целях водные источники и 59 – имеют собственные лечебные пляжи, следует из стратегии. Но общее количество учреждений, обладающих природными ресурсами, не указано.

Наконец, на прошлой неделе Минпромторг заявил о завершении разработки Стратегии развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности до 2025 года. Как обозначено в этом документе, к 2024 году доля изготовленных в России профильных изделий во внутреннем потреблении должна вырасти до 56%, а индекс промышленного производства продукции реабилитационной направленности по сравнению с 2012 годом увеличиться в три раза. Программа уже сейчас обеспечена бюджетными средствами в размере 1,5 млрд рублей на 2017-2018 годы.

Чем же обусловлен внезапный интерес государства к реабилитации?

Бумажный занавес

Опрошенные Vademecum представители федеральных ведомств в один голос заявляют, что к сегодняшним масштабным переменам отрасль пришла эволюционно. До 2012 года понятие медицинской реабилитации в России отсутствовало, и для относящихся к ней мероприятий использовались термины «восстановительная медицина» и «долечивание». В 2011-2012 годах были приняты первые, важные для развития сегмента документы. Сначала ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дал медицинской реабилитации определение: согласно ст. 40, это «психологические и медицинские мероприятия, направленные на сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество». При этом уточнялось, что пациент может иметь разную степень нарушений здоровья, вплоть до инвалидности.

За рамочным законом последовал приказ Минздрава от 29 декабря 2012 года №1705н, описывающий порядок оказания помощи по соответствующему профилю: реабилитация, говорится в документе, должна осуществляться в три этапа, в зависимости от состояния пациента. На первом этапе, во время острого периода течения заболевания или травмы, реабилитация проводится в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Второй этап проходит в реабилитационных отделениях и центрах. Третий – осуществляется в отделениях (кабинетах) реабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуры, рефлексотерапии, мануальной терапии, психотерапии, кабинетах логопеда, а также выездными бригадами на дому.

Эти документы, конечно же, систематизировали реабилитационную практику, но коренным образом систему не обновили. В ряде нормативных документов все еще используются термины «восстановительная медицина» и «долечивание», а сама реабилитация как целостная дисциплина и неотъемлемая часть процесса выздоровления по-прежнему не представлена. Отдельно существует медицинская реабилитация, отдельно – реабилитация в учреждениях социальной защиты, особняком стоит паллиативная помощь. При этом в системе координат здравоохранения реабилитация в качестве вида медпомощи не фигурирует. Согласно приказу МЗ №555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи», реабилитация отнесена к первичной медико-санитарной и специализированной помощи, которую пациенты могут получать амбулаторно или в стационаре – круглосуточном и дневном. До сих пор неясным оставалось участие в процессе реабилитации отдельных типов медучреждений. Например, как именно должна проводиться реабилитация в санаторно-курортных организациях, ни один документ не разъяснял, поскольку не разграничивал понятия медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Читайте так же:  Как оформить окно с балконом в комнате

Размытый статус и невнятная практика реабилитационных мероприятий в России явно спорили с тем, как организовано возвращение больных к нормальной жизни в большинстве стран Запада, где реабилитация является отдельной медицинской специальностью со своими протоколами лечения и образовательными стандартами. ВОЗ, например, подразумевает под реабилитацией использование всех средств, направленных на снижение влияния инвалидности и тех факторов, которые к ней приводят, для достижения социальной интеграции. То есть за рубежом социальная и медицинская составляющие реабилитации действуют неразрывно.

Тем же идеям в большинстве развитых стран служит отрасль разработки и производства профильных медизделий. «В Европе есть не только рынок технических средств для реабилитации, но и целая индустрия производства комплектующих для них. Эффективную модель выпуска технических средств для реабилитации создали в Китае: в ней задействованы и местные производители, и локализованные западные компании. Россия, конечно, отстает здесь на много лет», – говорит Игорь Гундеров, заместитель директора компании – производителя инвалидных колясок «Катаржина».

Периферийный статус реабилитации в национальной системе здравоохранения подчеркивают тарифы ОМС, в большинстве регионов и близко не покрывающие затрат медучреждений, оказывающих такие услуги. «У нас стоимость программы кардиореабилитации составляет от 200 тысяч рублей за 14 дней и от 300 тысяч за 21 день, – рассказывает завотделением кардиореабилитации клинического санатория «Барвиха» Роман Бузунов. – Средняя стоимость суток при проведении кардиореабилитации в Германии доходит до тысячи евро, а во многих российских регионах тариф на один койко-день по профилю «медицинская реабилитация» не превышает 2 тысяч рублей».

Группы преодоленного дня

И все же изданный Минздравом в 2012 году приказ №1705н помог навести хоть какой-то порядок в реабилитационном секторе, и пусть незначительно, но оптимизировал экономику процесса. Спустя еще два года Минздрав начал готовить к запуску в регионах пилотный проект внедрения трехэтапной медицинской реабилитации: от реанимации или интенсивной терапии – через рехаб-отделения и центры – к профильному амбулаторному звену, для почти восстановившихся или хроников. Оценивать прохождение пациентом всех этапов реабилитации предполагалось как законченный случай по специальной КСГ. По словам Галины Ивановой, ознакомленные с замыслом Минздрава региональные власти сначала оценивали собственные реабилитационные потребности и возможности, а уже потом подавали заявки на участие в апробации модели. Окончательное решение о принятии региона в пилотный проект принимал Минздрав.

Для понимания революционности замысла требуется уточнение: до запуска этого самого «пилота» реабилитация в государственных учреждениях на всей территории РФ обсчитывалась по медико-экономическим стандартам, то есть тариф подразумевал либо койко-день, либо укладывался в КСГ основного заболевания. Ни один из этих подходов не был эффективным. «Стандарты предполагали одни и те же реабилитационные мероприятия для пациентов с одним заболеванием и не предполагали критически важного в реабилитации индивидуального подхода. Например, у одного пациента после инсульта речь может быть нарушена, у другого – нет, а всем положен логопед. Получалось, что мы недофинансировали тяжелых пациентов и переплачивали за реабилитацию тех, у кого нет таких сложных патологий», – указывает на ущербность действующей системы Галина Иванова. Представители клиник добавляют к резюме главного внештатного специалиста Минздрава еще один штрих: обосновать реабилитацию перед страховыми компаниями, когда оплата проходит по КСГ основного заболевания, часто было очень сложно.

«Пилотом номер один» выступила Свердловская область, где внедрение трехэтапной медицинской реабилитации по формуле специализированной КСГ началось в 2014 году. «Была проведена огромная финансовая и экспертная работа по анализу групп, предлагаемых федеральным справочником КСГ и по так называемой дифференциации отдельных клинических групп. Говоря проще, специалисты проанализировали коэффициенты затрат для всех КСГ и изменили их таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранить стоимость профиля, а с другой – компенсировать больницам реальные расходы, связанные с лечением пациента, – объясняет представитель Свердловского территориального фонда ОМС. – Если еще проще, «дешевые» болезни часто стали стоить еще дешевле, а «дорогие», но изначально недооцененные, напротив, выросли в цене». Свердловский эксперимент оказался настолько продуктивным, что 2016 году предложенная территориальным фондом разгруппировка профиля вошла в федеральный справочник КСГ и была рекомендована к использованию во всех субъектах РФ.

Помимо Свердловской области, в революционном проекте отметились еще 12 регионов. Как изначально и предполагалось, тестирование модели проводилось на базе двух-трех местных медорганизаций по одному из трех направлений – кардиологии, неврологии, травматологии-ортопедии. Регион сам мог выбирать как исполнителей, так и специализацию эксперимента. Представители клиник, принявших участие в проекте, все как один утверждают, что смена финансовой модели однозначно повысила их эффективность. Например, подмосковному Клиническому центру восстановительной медицины и реабилитации состоявшийся в 2016 году переход на новый способ оплаты помог, по словам главврача центра Максима Черемных, «увеличить оборачиваемость койки и принять на тысячу пациентов больше, чем годом ранее».

От большого – к громадному

В 2017 году к рехаб-эксперименту Минздрава подключилась Москва. Столица вошла в проект со своей концепцией развития реабилитационной службы и дорожной картой ее реализации. Документ, разрабатываемый НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, предусматривает четкую маршрутизацию пациентов по всем службам, занятым в трехступенчатой реабилитационной системе, к которой в столичном варианте добавлены еще и паллиативные клиники. Кроме того, москвичами будут разработаны клинические протоколы, «включающие технологии реабилитации, ведения и маршрутизации пациентов на основании доказательной базы и медико-экономической эффективности». Преобразования, подчеркивают авторы концепции, должны привести к интеграции медицинской и социальной частей реабилитации – детали этого сочленения сейчас прорабатываются с Департаментом труда и социальной защиты населения города. Услуги медицинской реабилитации, организованной по новой модели, смогут получить пациенты с острыми нарушениями мозгового кровообращения, спинальными и черепно-мозговыми травмами, травмами конечностей. Как объясняют в НИИ, в сформированную по этим профилям пациентскую аудиторию в основном попадают люди трудоспособного возраста с большим реабилитационным потенциалом.

Клиники для участия в проекте тоже отбирали эксперты НИИ совместно с Галиной Ивановой и внештатными специалистами ДЗМ по неврологии, нейрохирургии, травматологии и ортопедии. В три этапа специалисты оценили обеспеченность медучреждений кадрами, наличие соответствующего коечного фонда, диагностическую базу и, подчеркивают в НИИ, желание участвовать в эксперименте главного врача клиники. По итогам конкурсного отбора к запуску проекта были «допущены» шесть медорганизаций, перечень которых в ДЗМ, принимающем окончательное решение, пока не раскрывают.

Но туман вокруг операторов пилотного проекта не последнее «белое пятно» московского эксперимента: столица, например, пока не работает по КСГ, что, по словам Ивановой, требует отдельного решения. Кроме того, для запуска проекта придется разработать специальный реабилитационный модуль, который будет интегрирован в медицинские информационные системы клиник. В НИИ здравоохранения ДЗМ говорят, что появление закона о телемедицине даст возможность организовать третий этап медицинской реабилитации дистанционно, но этот вопрос тоже будет решаться в индивидуальном для каждого привлеченного медцентра порядке.

Всем медицинским организациям, участвующим в московском проекте, необходимо будет направить своих сотрудников на дополнительное обучение по профессиональным программам повышения квалификации, специально разработанным для каждого члена мультидисциплинарной реабилитационной бригады.

Пилотный проект Минздрава по переводу рехаба на модель КСГ рассчитан на два года: к декабрю 2018-го все участвующие в эксперименте регионы должны будут представить свои отчеты и выводы. Подведение итогов наверняка поможет осуществлению замыслов по тотальной реставрации, а, по сути, созданию в индустрии здравоохранения нового реабилитационного сегмента.

Если планы Минздрава будут реализованы и в перечне медицинских специальностей появится еще одна позиция, а для врачей физической и реабилитационной медицины будут созданы профстандарты, это как минимум наведет порядок в системе отраслевых кадров. Сейчас, согласно приказу №1705н, в системе медицинской реабилитации участвуют врачи более 20 специальностей – от врачей-физиотерапевтов до оториноларингологов. А кроме них, медсестры по профилю, медицинские психологи, инструкторы по лечебной физкультуре. Количество этих специалистов непропорционально – неврологов в стране в 11 раз больше, чем врачей ЛФК, физиотерапевтов – в 12 раз больше, чем рефлексотерапевтов, и в 13 раз больше, чем врачей мануальной терапии. При этом практически во всех медорганизациях страны наблюдается острейший дефицит специалистов, компетентных в медицинской реабилитации. «Врача-реабилитолога пока нет, мы выходим из ситуации – у нас работают врачи-неврологи, некоторые из них имеют первичную специализацию по лечебной физкультуре, логопеды, которые прошли курсы по работе с пожилыми, медицинские психологи, – подтверждает тендецию главврач Центральной городской больницы №3 Екатеринбурга Александр Гальперин. – Эрготерапевта сначала заменяли медсестры, у них это не получилось, потом занимались просто психологи, сейчас мы ввели к ним инструктора ЛФК – результаты стали лучше».

Если получится следовать замыслу Стратегии развития санаторно-курортной отрасли, реабилитационный сегмент тоже окажется в выигрыше. «В принципе, заложенная в стратегии реабилитационная идея здравая, – говорит главврач санатория «Марьино» Управления делами президента Галина Кобзаева. – Все необходимые условия для оказания реабилитационной помощи, например, после травм, у санаториев, по крайней мере у нас, есть. Мы уже оказываем такие услуги. А статус реабилитационного центра, возможно, поможет нам получать больше пациентов по линии соцстраха».

Правда, сказать точно, сколько санаториев будет преобразовано в реабилитационные центры, пока сложно – разработчики стратегии посоветовали Vademecum найти ответ на этот вопрос в федеральном законе 1995 года №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Там термин «природные лечебные ресурсы» определен достаточно широко. Это «минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха».

Читайте так же:  Требования к идк

Реабилитационные планы Минпромторга пока оцениваются заинтересованными участниками рынка неоднозначно. Например, у производителей медизделий оптимизма не рождают. «То, чем сейчас занимается Минпромторг, нужно было делать еще пять – семь лет назад. Сегодня в России почти все комплектующие для технических средств реабилитации – от резины до тормозов – импортные, – возмущается Игорь Гундеров из компании «Катаржина». – А если, не дай бог, введут санкции на зарубежную продукцию? Инвалиды останутся без средств реабилитации. Разве что Китай спасет».

Одним словом, правительственный план генеральной битвы за рехаб пока сыроват. Зато инвестиционный интерес к реабилитации есть у частников.

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ «МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ»

При анализе нормативно-правовой базы регламентирующей порядок оказания медицинской помощи по «медицинской реабилитации» видно, что до сих пор в нашей стране отсутствует система медицинской реабилитации.

Этот вид реабилитации не выделяли в самостоятельный этап оказания медицинской помощи, а только в 60-х годах XX века возникает вопрос о создании медицинских организаций, оказывающих данную помощь.

Термин «реабилитация» происходит от латинского слова habilis – «способность», rehabilis – «восстановление способности».

В медицинской литературе, комплекс медицинских и психологических мероприятий, направленных на социальную адаптацию и восстановление функций организма больных, которые нарушены или утрачены называется «медицинской реабилитацией».

«Медицинская реабилитация» по заключению Комитета экспертов ВОЗ по медицинской реабилитации, определяется как «координированное и комбинированное использование медицинских и социальных мер, обучения и профессиональной подготовки или переподготовки, имеющее целью обеспечить больному наиболее высокий возможный для него уровень функциональной активности».

При рассмотрении в психологическом аспекте «медицинской реабилитации», под данной категорией понимается коррекция психологического состояния пациента, формирование его отношения к болезни, лечению, к выполнению реабилитационных мероприятий, к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации.

Ранее в нормативных документах посвященных организации, улучшению, совершенствованию медицинской помощи, используются термины «восстановительное лечение», «долечивание», а начиная с 2001 года – появился термин «восстановительная медицина», только в 2011 г. В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Далее – Закон № 323-ФЗ) нашел свое закрепление термин – «медицинская реабилитация».

На законодательном уровне в п. 1 ст. 40 Закона № 323-ФЗ под медицинской реабилитацией понимается комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.

Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» (Далее–Приказ Минздрава РФ № 1705н), регламентируется порядок организации реабилитации в медицинских организациях в плановой форме в рамках первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, путем методов комплексного применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии.

Также «медицинская реабилитация» может осуществляться в зависимости от тяжести состояния пациента в три этапа независимо от сроков заболевания, при условии стабильности клинического состояния пациента и наличия перспективы восстановления функций амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно.

«Медицинская реабилитация» организуется путем текущего медицинского наблюдения и проведения комплекса реабилитационных мероприятий в соответствии с профилем заболевания пациента определенного индивидуальной программы реабилитации.

Значимость «медицинской реабилитации» в сфере реализации социальной политики государства подтверждается тем, что Правительством РФ в Государственной программе РФ «Развитие системы здравоохранения» она выделена в качестве отдельной подпрограммы

Но при анализе действующих нормативных правовых актов РФ, которые регулируют «медицинскую реабилитацию» установлены законодательные несовершенства, затрудняющие широкое внедрение в практическое здравоохранение «медицинской реабилитации». Данные законы не решают многих юридических вопросов, организационных и финансовых аспектов реабилитации, в связи с этим не в полной мере отражают роль медицинской реабилитации в современной системе здравоохранения РФ.

Для правильной организации «медицинской реабилитации» необходимо привести в соответствие действующую нормативно-правовую базу регламентирующую деятельность по «медицинской реабилитации», а именно отменить действующие приказы 1980 – 2000-х годов и утвердить новые.

Например, в настоящее время действуют следующие отраслевые Приказы Минздрава России от 01.07.2003 № 296 «О совершенствовании организации восстановительного лечения в Российской Федерации», Минздравсоцразвития России от 09.03.2007 № 156 «О порядке организации медицинской помощи по восстановительной медицине», направленные на организацию медицинской помощи по восстановительной медицине, которые противоречат Закону № 323-ФЗ и Приказу Минздрава РФ № 1705н.

Также согласно Приказа Минздрава РФ № 1705н названия медицинских организаций не соответствуют номенклатуре, не учтены больницы и поликлиники восстановительного лечения, центры восстановительной медицины и реабилитации, необходимо упорядочить названия медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по медицинской реабилитации, согласно Приказу Минздрава РФ от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций».

Еще одна проблема юридического аспекта касается лиц, осуществляющих «медицинскую реабилитацию», в соответствии с правовыми нормами ст. ст. 69 и 100 Закона № 323-ФЗ «право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие свидетельство об аккредитации и сертификат специалиста», а согласно Приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» утверждена должность врача по медицинской реабилитации. Но на данном этапе развития «медицинской реабилитации» отсутствуют специальность «медицинская реабилитация» и квалификационные требования к данной специальности, то есть не определены юридические основания для приема специалиста на должность врача по медицинской реабилитации.

Изучение нормативно-правовых акты, регулирующих оказание медицинской помощи, показало, что имеются коллизии связанные с введением понятия «медицинская реабилитация» и необходимо упразднение профиля медицинской помощи «восстановительная медицина».

Таким образом, возникают новые предпосылки развития нормативных правовых актов в сфере «медицинской реабилитации» на фоне имеющихся законов, в которых законодателем не устранены несовершенства затрудняющие широкое внедрение в практическое здравоохранение «медицинской реабилитации».

Одним из важнейших направлений здравоохранения и социального обеспечения государства является разработка комплекса мероприятий, составляющих содержание реабилитации, а именно необходимо разработать стандарты, показания и противопоказания для медицинской реабилитации в соответствии с видами медицинской помощи (первичной специализированной медико-санитарной, специализированной, паллиативной) и формами ее оказания в виде самостоятельных нормативных правовых актов.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Российская газета. – 2011. – № 263

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.03.2007 № 156 «О Порядке организации медицинской помощи по восстановительной медицине»// Российская газета. – 2007. – № 69

3. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н (ред. от 01.08.2014) «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» // Российская газета. – 2013. — N 65

4. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации»// Российская газета(специальный выпуск). – 2013. – № 90/1

5. Приказ Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» // Российская газета. – 2013. — № 224

6. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный) / Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. // СПС КонсультантПлюс. 2016.

7. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный) / Грачева Т.Ю., Пучкова В.В., Корнеева О.В., Вахрушева Ю.Н. // СПС КонсультантПлюс. 2014.

8. Прилипко Н.С. Потребность взрослого населения в медицинской реабилитации // Вестник восстановительной медицины.–2013.– № 3. –С. 2 — 7.

9. Пути совершенствования порядка предоставления пострадавшим на производстве реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации / Севастьянов М.А., Коробов М.В., Владимирова О.Н., Иштерякова О.А.// Социальное и пенсионное право. –2016. – № 4. –С. 43 — 48.

10. Эртель Л.А. Особенности правового регулирования медико-социальной помощи // Социальное и пенсионное право. –2013. – № 2. –С. 41 — 44.

Еще статьи:

  • Вредный стаж монтер пути ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ 20 августа 2012 Ответы на вопросы читателя «Пенсионера», касающиеся назначения пенсий за работу во вредных и тяжелых условиях труда работникам железнодорожного транспорта. Леонид Петраков (город Екатеринбург) спрашивает: «Будет ли мне […]
  • Система и полномочия органов дознания в российской федерации § 2. Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия В соответствии с новой процессуальной доктриной органы дознания и должностные лица, уполномоченные органом дознания осуще ствлять предварительное расследование в форме дознания, отнесены зако ном к стороне обвинения (ст. В […]
  • Требования к идк Применение инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) компании Smiths Heimann на пропускных пунктах После 11 сентября 2001 года практически все государства мира направили значительные усилия на обеспечение безопасности в аэропортах. Не остались без внимания морские порты и сухопутные […]
  • Учебные пособия по землеустройству Регион РФ: Алтайский край Год публикации: 2007 Библиографическая ссылка:: Татаринцев Л.М. Основы рационального природопользования: основы землеустройства: учебное пособие; в 3 ч. / Л.М. Татаринцев. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. - Ч. II. 111 с. Для того, чтобы оценить ресурс, […]
  • Лицензия страховой компании вск Лицензия страховой компании вск Страховое акционерное общество «ВСК» Является головной компанией группы ВСК 0621 от 11.09.2015 на 23 вида страхования, в том числе: СЛ 0621 от 11.09.2015 на добровольное личное страхование СИ 0621 от 11.09.2015 на добровольное имущественное страхование ОС […]
  • Экспертиза пожаров автомобиль Независимая пожарно-техническая экспертиза автомобилей Наша компания выполняет пожарно-техническую экспертизу автомобиля на предмет выявления очага и причины пожара, для заказа звоните по телефону:8 (495) 518-02-51 В отличие от экспертизы пожаров объектов капитального строения, […]