Приказ по самоаттестации школы

Проектирование единой системы аттестации и самоаттестации педагогических работников Дульский Виктор Михайлович

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дульский Виктор Михайлович. Проектирование единой системы аттестации и самоаттестации педагогических работников : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2003 200 c. РГБ ОД, 61:04-13/897

Содержание к диссертации

Глава I. Проблемы взаимосвязи и взаимодействия аттестации и самоаттестации педагогических работников 15

1.1. Сущность и принципы взаимосвязи и взаимодействия аттестации и самоаттестации педагогических кадров 15

1.2. Актуализация я — концепции и самосовершенствования личности в процессе аттестации и самоаттестации 40

1.3. Критерии и показатели оценки и самооценки эффективности профессиональной деятельности и квалификации педагогических работников 65

Выводы по первой главе 84

Глава II. Интеграция аттестации и самоаттестации педагогических кадров 86

2.1. Моделирование единой системы аттестации и самоаттестации педагогических работников 86

2.2. Основные условия эффективного функционирования единой системы аттестации и самоаттестации педагогических кадров 96

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 155

Выводы по второй главе 166

Введение к работе

Актуальность исследования. Гуманистическая направленность развития отечественной педагогики, определенная в «Законе об образовании» (1996 г.), связанная с коренными изменениями в общественной жизни и сфокусировавшая внимание на личностно-творческой направленности педагогического процесса, обусловила потребность в качественном обновлении содержания образования во всех его звеньях. Переход школ в режим инновационного развития, прогресс педагогических и информационных технологий, смена стиля взаимодействия участников педагогического процесса и другие нововведения, с одной стороны, значительно повысили уровень требований к профессиональным качествам учителя, а с другой стороны, предоставили ему большую свободу проявления своей индивидуальности, осуществления творческой самореализации личности.

Обновление системы образования, ее модернизация в настоящее время не могут протекать без сопутствующего систематического анализа результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда учителей, учащихся и руководителей образовательного учреждения. В то же время проводимая в настоящее время аттестация чаще всего носит административно-бюрократический характер, не редко создает стрессовые ситуации. Основными недостатками ее являются: дискретность, несистематичность, оторванность от повседневного педагогического процесса. Все это не позволяет оперативно влиять на совершенствование работы, повышение квалификации учителей, своевременно включать внутренние силы педагога.

Участие каждого педагога в оценке эффективности своего труда по принципу результативности, открытости и гласности этой оценки — реальный шаг к гуманизации и гармонизации внутришкольных отношений, к социальной справедливости в школьной среде и ее развитию.

Самоаттестация, как важная составляющая аттестации педагогических кадров школы, является одним из наиболее важных факторов профессионала

ного роста педагогов, позитивно влияющим на совершенствование системы образования. Однако в массовой школьной практике лишь для небольшого числа учителей самоаттестация является сферой творческой самореализации. Многие учителя не готовы к творческой, инновационной деятельности, не готовы к самоаттестации и не стремятся к реализации своего личностного и творческого потенциала во всех видах профессиональной деятельности.

Аттестация и самоаттестация педагогических работников школы, как и другие виды сознательной человеческой деятельности, нуждаются в координации, управлении, так как являются управляемым процессом. А управление и воспитание неразрывны, органически связаны, находятся в постоянной динамике и диалектической взаимозависимости — управление воспитывает кадры, а воспитание кадров поднимает качественный уровень, результативность управления, благотворно влияет и на его объект, и на его субъект. Следовательно, эффективность аттестации и самоаттестации школьных учителей заложена в эффективности их координации, управления ими.

Вместе с тем, использование нормативно-правовой базы аттестации и самоаттестации осложнено рядом обстоятельств, в частности, отсутствием четких требований к уровню подготовки педагогических кадров, к самооценке своей деятельности.

Аттестация и самоаттестация, как любой другой вид человеческой деятельности, имеют свой предмет деятельности, цели ее осуществления, подчиняющиеся определенным закономерностям и принципам. Цель же аттестации определена в законе «Об образовании» и уточнена в Положении об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Таким образом, поставленная обществом, педагогической наукой и общеобразовательной школой перед методической службой задача повышения квалификации педагогов актуализирует проблему интеграции системы аттестации с самоаттестацией деятельности школьных учителей, поиска лич-ностно и профессионально ориентированных педагогических технологий с

целью формирования высокоразвитых творчески активных учителей, готовых к творческому самораскрытию в профессиональной деятельности.

Состояние научной разработанности проблемы исследования

Гуманитарные науки имеют давний и плодотворный опыт разработки проблемы самореализации личности. Социально-философский аспект категории самореализации личности представлен в трудах и диссертационных работах А.Х. Амирсланова, Л.И. Антроповой, Т.А. Ветошкиной, Е.А. Иваненко, А.А. Идинова, Л.Н. Когана, Н.Л. Кулика, Н.М. Михайлова, М.А. Не-дашковской, Н.И. Полубабкиной, Г.К. Чернявской, Н.И. Шаталовой и др.

Психологическому исследованию самореализации личности и близким ей процессам самопознания, самосознания, саморегуляции, самоактуализации посвящены работы отечественных и зарубежных ученых К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, Ю.А. Мислав-ского, В.А. Петровского, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, В.Ф. Сафина, И.Н. Семенова, В.И. Слободчикова, СЮ. Степанова, Б.Б. Столина, И.И. Чесноковой и др.

Вопросы педагогического труда, творчества, инноватики, а также профессионального педагогического образования в русле оптимизации методической службы рассмотрены в работах Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, В.И. Загвязинского, Е.М. Ибрагимовой, И.Ф. Исаева, Р.А. Исламшина, В.А. Кан-Калика, И.Б. Котовой, Б.Б. Коссова, К.М. Левитана, Л.М. Митиной, Ю.В. Сенько, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и др.

Исследованию общих проблем контрольно-оценочной деятельности посвящены исследования: А.С. Белкина, В.В. Беспалько, Б.П. Битинас, Л.И. Катаевой, Дж. Гласе, Дж. Стенли, Е.А. Григорьевой, К. Инкенкамп, Б.К. Ко-ломиец, Н.А. Кулемина, Е.Н. Марченко, В.И. Михеева, А.И. Субетто и др.

Вопросы оценки и аттестации педагогических и руководящих работников образования отражены в работах Ю.С. Алферова, Т.П. Афанасьевой, В.И. Зверевой, Г.Г. Габдуллина, И.М. Кондакова, И.М. Курдюмовой, В.Ю. Кри-

6 чевского, Б.К. Коломиец, Г.И. Михалевской, С.Г. Молчанова, Н.В. Немовой, И.П. Раченко, Ю.А. Самсонова, П.И. Третьякова и др.

В работах В.И. Зверевой освещены вопросы самоаттестации образовательных учреждений. Вопросы педагогической диагностики, педагогического мониторинга, квалиметрии образования рассмотрены в работах А.И. Субетто, Н.А. Селезневой, Е.Н. Марченко, Е.В. Михайлычева, К. Инггенкамп, В.И. Зверевой, И.П. Раченко, Н.А. Кулемина, СЕ. Шишова, В.А. Кальней и др.

Однако специальных исследований, посвященных интеграции аттестации и самоаттестации работников образования, нами обнаружено не было.

Таким образом, обнаруживается основное противоречие между сложившейся системой контрольно-оценочной деятельности работников образования и необходимостью соединения системы аттестации с самоаттестацией педагогических кадров.

Из названного противоречия вытекает проблема: каковы организационно-педагогические условия интеграции аттестации и самоаттестации учителей в средней общеобразовательной школе, что актуализирует избранную тему «Проектирование единой системы аттестации и самоаттестации педагогических работников».

Цель исследования заключается в разработке и апробации организационно-педагогических условий формирования единой системы аттестации и самоаттестации педагогических кадров средней общеобразовательной школы.

Объект исследования — процесс осуществления аттестации и самоаттестации педагогов в средних общеобразовательных школах.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия

проектирования и функционирования единой системы аттестации и самоаттестации педагогических кадров в средней общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность аттестации учителей значительно повысится и это обеспечит стимулирование роста профессионализма педагогического труда, если:

развивать у учителей критическое отношение к оценке своей деятельности и на этой основе формировать у них потребность в творческой самореализации;

посредством комплексной индивидуальной самооценки моделировать и осуществлять систему самоаттестации педагогических работников;

интегрировать самоаттестацию педагогов с существующей системой контрольно-оценочной деятельности в школе.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:

определить сущностную характеристику самоаттестации как составляющей процесса аттестации педагогических кадров образовательного учреждения;

разработать модель системы самоаттестации педагогических кадров, интегрированную в общую систему контрольно-оценочной деятельности работников образования;

— определить и обосновать критерии и показатели, характеризующие
эффективность единой системы аттестации и самоаттестации педагогических
работников;

— разработать и экспериментально проверить технологию реализации
единой системы аттестации и самоаттестации педагогических кадров.

Методологическая основа исследования: системный подход к исследованию социальных систем; положения теории социального управления, современные философские и педагогические концепции управления образовательными системами; основные идеи теорий гуманизации образовательного процесса, непрерывности профессионального образования, педагогической интеграции, интенсификации и оптимизации педагогического процесса.

Теоретические позиции исследования базируются: на системном подходе как направлении методологии научного познания социальных процессов, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.);

на понимании целостности педагогического процесса (Ю.К. Бабан-ский, B.C. Ильин, Ю.К. Конаржевский, М.И. Махмутов);

на методологию современной педагогики (A.M. Арсеньев, Ю.К. Ба-банский, М.А. Данилов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин);

на методологическую сущность теории социального управления (В.Г. Афанасьев, И.П. Бачило, Д.М. Гвишиани, О.А. Дейнеко, М. Марков, Г.Х. Попов, СМ. Хан, В.М. Шепель),

на теорию внутришкольного управления (С.Я. Батышев, А.Н. Волков-ский, Г.Г. Габдуллин, Ю.А. Конаржевский, М.И. Кондаков, B.C. Лазарев, А.А. Орлов, В.П. Симонов, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова);

идеи гуманизации и демократизации образования (Р.А. Валеева, З.Г. Нигматов, Я.И. Ханбиков, А.Н. Хузиахметов и др.).

Важными теоретическими источниками являются работы, посвященные активизации учебной деятельности (Ю.К. Бабанский, Д.В. Вилькеев, Л.В. Занков, А.А. Кирсанов, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина), социально-психологическим и организационно-педагогическим механизмам активизации ученического и педагогического коллективов (В.М.Коротов, В.А.Крутецкий, Л.И.Новикова, Л.И.Уманский, Р.Х.Шакуров), совершенствованию организации педагогического труда руководителей школ (М.Г.Захаров, Г.И.Горская, Л.Ф.Колесников, М.Л.Портнов, М.М.Поташник, И.П.Раченко, В.П.Стрезикозин, С.Э.Хозе).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались теоретические и эмпирические методы: анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы по исследуемой проблеме; обобщение инновационных процедур проведения аттестации педагогических работников школ, моделирование и проектирование диагностической деятельности; психолого-педагогические и социологические измерения (наблюдение, анкетирование, групповые опросы, экспертные оценки, самооценки учителей и руководителей, изучение школьной документации, статистической отчетности); анализ качества результатов

учебной деятельности педагогических работников на квалификационных и целевых курсах повышения квалификации (выходные анкеты, зачеты, экзамены, рефераты), логические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение); педагогический эксперимент с использованием методов математической статистики.

Опытно-экспериментальной база. Опытно экспериментальная работа проводилась в школах № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 г. Бугульмы, № 16, 35, 41 г. Наб. Челны, № 12 г. Нижнекамска, № 126, 135 г. Казани, а также в 14 сельских школах Бугульминского, Тюлячинского и Рыбно-Слободского районов Республики Татарстан.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение восьми лет (1995-2003 гг.).

Первый этап (1995-1996 гг.) — изучение и анализ научно-педагогической литературы по проблеме повышения эффективности контрольно-оценочной деятельности педагогических работников общеобразовательных учреждений, выявление основных проблем данной темы. На этом этапе применялись такие методы исследования, как теоретический анализ, наблюдение, опрос педагогических работников системы образования.

Второй этап (1996-1998 гг.) — поисковый эксперимент, изучение достижений педагогики в области внутришкольного контроля, аттестации работников образования. На данном этапе были организованы пробные формы самоаттестации учителей с целью выбора оптимальных вариантов.

Третий этап (1998-2002 гг.) — формирующий эксперимент по реализации единой системы аттестации и самоаттестации педагогических кадров школ. Были определены контрольные и экспериментальные школы. В процессе подготовки и проведения эксперимента организовывались консультации, методические семинары; проводились мероприятия связанные с подведением итогов опытно-экспериментального исследования, анализом полученных данных; разрабатывались практические рекомендации и определялись перспективы дальнейшего исследования темы; оформлялись результаты исследования в виде публикаций и диссертации.

Четвертый этап (2002-2003 гг.) — подготовка результатов исследования к публичной защите.

Научная новизна исследования.

1. Обоснована совокупность организационно-педагогических условий,
способствующих успешному проведению аттестации и самоаттестации педа
гога, интегрированных в общую систему контрольно-оценочной деятельно
сти работников образования: развитие у педагога ценностного отношения к
творческой самореализации; формирование у школьного учителя потребно
сти в самооценке; стимулирование творческой активности педагога в учеб
ной и внеучебной деятельности; реализация в системе школьной методиче
ской службы технологии самоаттестации учителя; комплексное информаци
онное обеспечение аттестации и самоаттестации; организация аттестации и
самоаттестации на диагностической основе.

Читайте так же:  Оформить страховой полис новорожденному

2. Определены факторы обеспечения эффективности самоаттестации
педагогических кадров:

когнитивный стиль мышления, рефлексия;

самокритичность к своему поведению и поступкам;

непрерывность самонаблюдения и самооценки;

систематичность самоконтроля и самоанализа;

учет индивидуальных особенностей педагога;

опора на их творческий опыт.

3. Разработана технология интеграции самоаттестации и аттестации педа
гогического работника школы, основанная на дифференцированном подходе к
педагогам, учете их индивидуальных особенностей, творческого потенциала,
ценностных ориентации, содержащая целевые, содержательные, методические
и диагностические элементы структурной организации; и включающую моти-
вационный, информационный, операциональный, комплексно-технологический
этапы процессуальной организации самоаттестации.

Теоретическая значимость исследования обосновывается следующими положениями.

Раскрыты понятия «самоаттестация» школьного учителя, педагогов «интеграция самоаттестации и аттестации педагогических кадров», их взаимосвязь и взаимообусловленность, обогащающие теорию дополнительного профессионального образования.

Определено содержание технологии самоаттестации (учителей) и выявлены принципы интеграции самоаттестации и аттестации педагогических кадров.

Разработана модель единой системы аттестации и самоаттестации школьного учителя, включающая следующие блоки: а) диагностико-информационный; б) нормативно-правовой; в) технологический; г) функциональные (ценностно-смысловой — потребность в творческой самореализации личности, когнитивный — профессиональное самосознание, деятельностный -самоаттестация, профессиональное самообразование, саморегуляция, педагогическое творчество).

Выявлены и охарактеризованы уровни творческой самореализации учителя в школе, критерии определения эффективности самоаттестации педагогов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволят значительно повысить эффективность управленческой деятельности в школе. Разработанные в исследовании теоретические положения могут вооружить руководителей образовательных учреждений, а также специалистов и методистов районных (городских) органов управления образованием знаниями о новых принципах и способах организации и умениями самоаттестации педагогических кадров образования. В практику работы школ республики внедрено учебное пособие автора «Единая система аттестации и самоаттестации педагогических работников».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась длительностью и вариативностью методов опытно-экспериментальной работы, ведением научных исследований в единстве с практической деятельностью, большим охватом учащихся, учителей, руково-

дителей школ, научной апробацией основных идей исследования, а также непосредственным участием автора в экспериментальной работе в качестве руководителя школы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Самоаттестация педагогических работников — это сознательный, це
ленаправленный процесс раскрытия педагогом своего творческого потенциала
в профессионально-педагогической и методической деятельности, который
характеризуется удовлетворенностью результатами обучающей работы, осоз
нанием личностной значимости педагогических достижений.

Самоаттестация учителей становится эффективным средством развития профессионального мастерства в результате ее интеграции с системой аттестации педагогических кадров.

Технология проведения самоаттестации учителя моделирует в условиях школьного методического объединения процесс профессионально-творческой самореализации учителя-предметника, она основана на дифференцированном подходе к учителям, учете их индивидуальных особенностей, творческого потенциала, ценностных ориентации. Технология содержит целевой, содержательный, методический и диагностический элементы структурной организации; включает мотивационный, информационный, операциональный, комплексно-технологический этапы процессуальной организации самоаттестации.

Модель единой системы аттестации и самоаттестации школьного педагога представляет собой структуру, включающую следующие функциональные блоки и их компоненты: ценностно-смысловой (потребность в творческой самореализации личности); когнитивный (профессиональное самосознание); деятельностный (профессиональное самообразование, педагогическое творчество), и предполагает: комплексное информационное обеспечение самоаттестации и структурно-функциональный анализ деятельности педагогических работников; организацию самоаттестации педагогических кадров на диагностической основе; использование компьютерных средств в процессе самоатте-

стации; теоретическую и технологическую подготовку педагогических работников к самоаттестации.

4. Критериями в определении эффективности единой системы аттестации и самоаттестации учителя выступают: интегрированность профессиональной и личностной составляющих творческой самореализации, включенность творческой самореализации в профессиональную деятельность учителя, организация деятельности методической службы на основе данных самоаттестации и аттестации.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Итоги опытно-экспериментальной работы обсуждены на Всероссийских (2001, 2002 г.), республиканских (1998, 1999, 2001, 2002 гг.) научно-практических конференциях работников образования.

Данные опытно-экспериментальной работы подвергались экспертной оценке руководителей школ, обучающихся на курсах при Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан. Для изучения эффективности самоаттестации педагогических кадров проведен анкетный опрос среди учителей, учащихся, руководителей школ (охвачено 2326 чел.).

Структура диссертации отражает логику решения поставленных задач. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Список литературы состоит из 265 источников. Диссертация включает 208 страниц, 9 таблиц, 9 схем и 2 рисунка.

Во введении обоснована актуальность исследования, представлен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая база и методы исследования, обоснованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость, описана структура диссертационной работы.

В первой главе «Проблемы взаимосвязи и взаимодействия аттестации и самоаттестации педагогических работников» раскрывается сущность и принципы взаимосвязи и взаимодействия аттестации и самоаттестации работников образования, осуществляется актуализация я-концепции и самосо-

вершенствования личности учителей в процессе аттестации и самоаттестации, определяются критерии оценки и самооценки профессиональной деятельности педагогических работников.

Во второй главе «Интеграция аттестации и самоаттестации педагогических кадров» предлагается модель единой системы аттестации и самоаттестации педагогических кадров, раскрываются организационно-педагогические условия эффективного функционирования единой системы аттестации и самоаттестации школьных учителей, приводятся результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении проанализированы и обобщены результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы и методические рекомендации по проблеме исследования.

Сущность и принципы взаимосвязи и взаимодействия аттестации и самоаттестации педагогических кадров

В современной педагогической литературе аттестация и самоаттестация рассматриваются как процесс (М.Альберт, Т.Е.Ковина, К.М.Ушаков и др.), они представляются в виде совокупности некоторых процедур и алгоритмов оценивания профессиональной компетентности, деятельности и результатов (Г.С. Молчанов).

В связи с этим Г.С.Молчанов аттестацию и самоаттестацию рассматривает как процедуру оценивания или самооценивания. Таким образом, аттестация — это государственно-управленческий акт (явление), сутью которого является индивидуальная комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений и присвоение на этой основе определенной квалификационной категории.

Цель аттестации определена в законе «Об образовании» и уточнена в Положении об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Приложение к Приказу Минообразования России от 26.06.2002, № 1908). Целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты труда» (130)

Цель аттестации в такой формулировке отвечает социальному заказу общества. Более глубинное назначение аттестации — повышение качества образования. В этом заключается ее смысловая предназначенность.

Процесс самоаттестации педагогических работников — это процесс самопознания и самооценки профессиональной деятельности учителей, воспи 16 тателей и других педагогов школы, носящий системный характер и направленный на повышение эффективности педагогического процесса и качества конечных результатов на основе целенаправленного повышения их профессиональной компетентности.

Самоаттестация не заменяет аттестацию, ибо аттестация — это государственно-управленческий акт (явление), а самоаттестация — это личная комплексная самооценка педагогом своей профессиональной деятельности. Аттестация проводится один раз в пять лет, самоаттестация — это ежегодная комплексная рефлексия, самоанализ, самооценка педагогом своей профессиональной квалификации, дополненная комплексной оценкой своих коллег по методическому объединению, кафедре или другому профессиональному объединению, т.е. самоаттестация — это личная и общественная оценка. Самоаттестация должна стать частью аттестации. Аттестация должна опираться также и на данные самоаттестации. Самоаттестация, как и любой другой вид человеческой деятельности, имеет свой предмет деятельности, цели ее осуществления, подчиняющиеся определенным закономерностям.

Цели самоаттестации: а) провести объективную самооценку эффективности профессиональ ной деятельности педагогических работников школы; б) установить степень соответствия фактического (реального) состоя ния эффективности профессиональной деятельности каждого педагогическо го работника программируемому (планируемому); в) разработать систему прогнозируемых изменений профессиональной деятельности педагогических работников. Задачи самоаттестации: а) установление степени проявления измеряемых качеств у субъектов самооценивания; б) выявление наличия инновационных или отсутствия недопустимых качеств в педагогической деятельности педагогических кадров; в) создание целостной системы оценочных характеристик профессио нальной деятельности педагогов; г) выявление положительных тенденций в субъектах самоизучения и самооценивания; д) установление причин возникновения и путей решения выявленных в ходе самоизучения и самооценивания проблем; е) составление (или опровержение) прогнозов изменений, связанных с объектами оценивания (самооценивания) или действиями, относящимися к ним. В.И. Зверева отмечает: «Самоаттестация может выполнять ряд функций: а) оценочную (осуществление с целью выявления соответствия оцени ваемых параметров нормативным и современным параметрам и требовани ям); б) диагностическую (направлена на выявление причин возникновения отклонений состояния субъекта самоизучения и самооценивания норматив ных и научно-обоснованных параметров, по которым осуществляется его са мооценка); в) прогностическую (заключается в самооценке последствий проявле ния отклонений для самого субъекта и тех, с которыми он вступает во взаи модействие)» [113, с. 14-15].

Моделирование единой системы аттестации и самоаттестации педагогических работников

Подробно остановимся на информационно-аналитическом обеспечении данных систем. Но прежде необходимо разобраться в понятии «анализ». Это слово мы употребляем часто, но на практике значительная часть руководителей образовательных учреждений, в том числе и методических служб, не умеют анализировать. Что же такое анализ?

Анализ — это один из видов управленческой деятельности. Причем, понятие «управление» при этом необходимо рассматривать не только как деятельность, осуществляемую администрацией образовательного учреждения, но и как деятельность, присущую и учителю, и учащимся. Теория управления широко проникает в педагогику. Развиваются такие направления педагогики, как педагогическое, методическое управление. Мы говорим, что учитель управляет процессом формирования личности, познавательной деятельностью учащихся, управляет собой и т.п. Следовательно, анализировать должны уметь не только руководители, но и каждый специалист, каждый человек. Кроме анализа существуют и другие виды управленческой деятельности (их еще называют основными функциями управления). Это планирование, прогнозирование, контроль, организация и др. Но вернемся к анализу. Какова же сущность анализа? Разные авторы дают разные определения этому понятию, очень много публикаций по анализу среди отечественных управленцев у Ю.А.Конаржевского. Остановимся на одном из них.

Анализ — вид управленческой деятельности, направленный на выявление отклонений объекта, процесса от заданных целей, задач, заданной программы на основе таких методов, как:

а) деление на части (анализ как логическая операция) и объединение частей в целое (синтез);

б) сравнение (сравнение объекта с аналогичными объектами, со среднестатистическими показателями, сравнение во времени);

в) оценка, установление тенденций, закономерностей развития;

г) установление причинно-следственных связей.

В документе, который мы называем «Анализ» или «Аналитическая справка», все эти составляющие должны иметь место. К сожалению, на практике часто «анализ» сводится лишь к перечислению проведенных мероприятий. А если иногда определяются некоторые причины, то они указываются бессистемно.

Известно, что существуют различные виды анализа. По структуре анализ может быть:

а) линейный (в хронологическом порядке указываются позитивы и недостатки; безусловно, в сравнении и с указанием причин);

б) поэлементный (блочный) (анализ, в котором позитивы и недостатки

с указанием их причин отмечаются по смысловым блокам, направлениям работы);

в) функциональный (анализ, в котором достигнутость цели определяется в зависимости от реализации функций (задач) образовательного учреждения, руководителя, учителя и т.п.) [269].

Система непрерывного педагогического образования, также как и любая система, будет эффективной, если существует четкая координация между ее составляющими, то есть существует согласованность между службами, которые осуществляют контроль, аттестацию и непрерывное педагогическое образование (методическую работу, повышение квалификации).

Координацию, согласованную работу можно осуществить лишь на основе соответствующего информационного обеспечения, и в первую очередь информационно-аналитического обеспечения. Основой данной координации является реализация системно-структурного, функционального подхода к педагогической деятельности. Этот подход позволяет объективно оценивать и устанавливать связь между: а) качеством конечных результатов работы учителя; б) эффективностью организуемого им педагогического процесса; в) профессиональной компетентностью учителя; г) эффективностью непрерывного педагогического образования учителя. Мы абсолютно согласны с такой постановкой вопроса. Более того, мы считаем, что крайне необходимо единство требований к профессиональной подготовке педагогов, а также единство технологических установок анализа и оценки педагогической и управленческой деятельности, аттестации и самоаттестации непрерывного профессионального образования педагогов.

Читайте так же:  Договор рискового страхования

Основные условия эффективного функционирования единой системы аттестации и самоаттестации педагогических кадров

Методологической основой для решения задач исследования является системный подход. Сущность его заключается в рассмотрении всех объектов в качестве систем, под которыми понимается «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство».

Глубокий анализ самого понятия «система» приводится философами В.Г.Афанасьевым, И.В.Блаубергом; А.И.Бергом, В.И.Садовским, А.И.Уемо-вым, Г.П.Щедровицким и другими.

Сущность системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры, выраженной с помощью закономерных связей и отношений.

Сущность системы в ее динамике раскрывается через анализ функций каждого элемента и постижение функционирования и тенденций развития системы в целом.

Самую общую классификацию осуществил Стаффорд Бир (22). По степени сложности системы делятся на простые, сложные и очень сложные, по степени детерминированности — строго детерминированные и вероятностно детерминированные.

К.Болдуинг предложил восемь уровней иерархии систем по их сложности: 1) простые статистические системы; 2) простые динамические системы; 3) простые кибернетические системы; 4) открытые или самовосстанавливающиеся системы; 5) уровень живых растений (генетические системы); б) системы на уровне сложности животных организмов; 7) системы на уровне сложности человека; 8) системы на уровне сложности человеческого общества (социальные системы). Для исследования проблем управления особый интерес представляют социальные системы. Они образуют особый класс систем. Главным элементом социальной системы любой степени сложности является человек со своими потребностями и интересами, своим видением мира, отношением к обществу, коллективу, другим людям, со своими ценностями. Вот почему к общим условиям образования и существования таких систем добавляется наличие осознанных общих целей, что имеет важное значение для совместной деятельности людей.

Система имеет множество признаков. И.В.Блауберг подчеркивает такие из них как структурность и целостность: «Система — комплекс элементов во взаимосвязи, представляющих собой единое целое, имеющее кроме свойств отдельных элементов, свои особые системные свойства [24, с.36].

Наиболее полное описание признаков осуществил В.Г.Афанасьев [7]. Он выделяет следующие признаки социальной системы:

— наличие составных элементов, компонентов, частей, из которых образуется система;

— наличие интегративных качеств, таких которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему;

— наличие структуры, определенных связей и отношений между частями и элементами системы;

— наличие функциональных характеристик системы и отдельных ее компонентов;

— наличие коммуникативных свойств, проявляемых в форме взаимодействия системы со своими подсистемами и системой высшего уровня;

— историчность или связь прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах.

С учетом подходов последователей назовем общие признаки любой социальной системы: — конкретная цель, общая для всей совокупности элементов;

— подчинение задач каждого элемента общей цели системы;

— осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

— выполнение каждым элементом своих функций, вытекающих из поставленной задачи;

— конкретные отношения между элементами, системы;

— наличие органа управления;

— обязательная обратная связь.

Отметим и другие особенности социальных систем:

— способность к адаптации по мере изменения среды.

Пошаговое планирование самоаттестации школы-гимназии

Организация самоаттестации школы – это возможность проанализировать все аспекты деятельности организации образования, ориентир на построение школы Будущего, то есть соответствие социальному заказу общества, формированию Человека, Личности, Гражданина.

Цели:

  • Проследить, какова успешность реализации миссии школы педагогическим коллективом.
  • Анализ деятельности школы по обеспечению качества образования.
  • Реализация общешкольной программы «Я – Человек, Гражданин, Личность».
  • Анализ концептуального блока нормативных документов школы.
  • Сформированность компетенций школьников через построение образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода, гуманизации, гуманитаризации, демократизации образовательного процесса.

Задачи:

  • Совершенствование нормативно-правовой базы;
  • Корректировка концептуального блока;
  • Анализ программ работы:
  • с одаренными детьми;
  • со школьниками-резервистами;
  • с учащимися девиантного поведения;
  • по информатизации;
  • по сохранению здоровья учащихся;
  • по раннему изучению английского языка;
  • по изучению второго (немецкого) иностранного языка;
  • по организации профильного образования;
  • экспертиза успешности обучения в гимназических классах.

Ожидаемый результат:

  • Подтверждение статуса школы-гимназии.
  • Определить уровень развития педагогического коллектива.
  • Определить стадию реализации программы развития школы.
  • Анализ качества педагогической техники и педагогических технологий по формированию знаний и жизненных компетенций школьников.

Методы работы:

– мониторинг эффективности образовательного процесса;

– изучение нормативной документации;

– анализ посещенных уроков, внеклассных занятий, факультативов, спецкурсов, заседаний центров и клубов;

– анкетирование школьников, учителей, родителей;

– тестирование, контрольные срезы, административные контрольные работы;

– анализ статистических данных.

Инструмент экспертной деятельности: технологическая карта.

I этап. Прогностический – март 2011 года.

  1. Создать экспертную комиссию по самоаттестации школы (исполнительный и совещательный орган в структуре управления самоаттестацией в организации образования):

Отчет по результатам самоаттестации по направлению 511100 «Экология и природопользование» (бакалавриат) за год (стр. 1 )

Проректор по учебной работе Ректор ГОУ ВПО МГПУ

ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Институт естественных наук

по результатам самоаттестации

по направлению 511100 «Экология и природопользование» (бакалавриат)

1. Система управления и содержание деятельности факультета

1.1 Общая информация о факультете

Географический факультет МГПУ основан в марте 1996 г. и до сентября 2009 г. являлся самостоятельным структурным подразделением ГОУ ВПО МГПУ. С 01 сентября 2009 г. на основании приказа ректора от 01.01.01 г. № 36 общ. географический факультет вошел в состав Института естественных наук ГОУ ВПО МГПУ. На начальном этапе существования факультета подготовка специалистов осуществлялась по специальности 012500 «География» с дополнительной специальностью 013100 «Экология» с присвоением выпускникам квалификации «Учитель географии и экологии». После утверждения в 2000г. новых Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования подготовка специалистов стала осуществляться по специальности 032500 «География» по очной форме обучения.

После утверждения в 2005 г. новых Государственных образовательных стандартов, учебные планы по специальности 032«География» были скорректированы. Кроме основной специальности студенты имеют возможность получить дополнительную специализацию по выбору: «Краеведение и туризм» и «Геоэкология и этноэкология».

В 2008 году на факультете открыто новое направление образования 020800.62 «Экология и природопользование» классического университета и сделан первый набор.

В 2009 году сделан первый набор в магистратуру по направлению 540100.68 Естественнонаучное образование:

· 540103 «Географическое образование» — руководитель программы подготовки магистров – зав. кафедрой экономической географии и социальной экологии, профессор

    540104 «Экологическое образование» — руководитель программы подготовки магистров – зав. кафедрой методики преподавания биологии и общей биологии химико-биологического факультета ИЕН профессор

На географическом факультете работают две специальные кафедры – физической географии и геоэкологии, экономической географии и социальной экологии. Набор в аспирантуру осуществляется по специальностям:

· 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (география)»;

· 25.00.24 – «Экономическая, социальная и политическая география»

В рамках НИИСО на географическом факультете работает Лаборатория содержания географического образования в системе школа-вуз (зав. лабораторией – проф. ).

На факультете на 01 октября 2009 г. обучается 244 студента, из них на платной основе – 12 человек. На двух кафедрах – 18 аспирантов и 2 соискателя.

1.2 Организационно — правовое обеспечение образовательной деятельности

Подготовка специалистов по специальности 032500 – «География» ведется на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Серия А № регистрационный номер 8525 от 01.01.01 г. В соответствии с лицензией ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательной программе 032«География», уровню – высшее профессиональной образование, с нормативным сроком обучения 5 лет, присваиваемой квалификацией – специалист. Образовательная деятельность ведется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «География» (2005 г.), что позволяет присвоить выпускникам географического факультета квалификацию «Учитель географии».

Подготовка бакалавров по направлению «Экология и природопользование ведется на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Серия А № регистрационный номер 8525 от 01.01.01 г. , Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 01.01.2001 г. № 000 О лицензировании государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» на право осуществления образовательной деятельности по новой для университета основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению подготовки с присвоением квалификации по коду 62: 020800 Экология и природопользование.

Подготовка магистров по направлению 540100 «Естественнонаучное образование» (540103) Географическое образование» и 540104 «Экологическое образование» ведется на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Серия А № регистрационный номер 8525 от 01.01.01 г.

1.3 Изменения структуры факультета

С 1996 г. деканом факультета является к. г.н., доцент, профессор кафедры физической географии и геоэкологии . Заместители декана географического факультета: в 2005 – 2009 гг. — по учебно-воспитательной работе – старший преподаватель кафедры физической географии и геоэкологии , с 01 сентября 2009 г. – доцент кафедры экономической географии и социальной экологии — зам. декана по учебной работе, – зам. декана по воспитательной работе; по научной работе – профессор, заведующая кафедрой экономической географии и социальной экологии ; по спортивной работе – доцент

В период с 2005 по 2009 гг. географический факультет являлся самостоятельным подразделением ГОУ ВПО МГПУ, и управление факультетом осуществлялось Ученым советом факультета. С 01 сентября 2009 г. географический факультет входит в состав Института естественных наук ГОУ ВПО МГПУ. В состав Ученого совета Института естественных наук от географического факультета вошли – декан факультета, зав. кафедрой физической географии и геоэкологии, – зав. кафедрой экономической географии и социальной экологии, – зам. декана по учебной работе и – зам. декана по воспитательной работе (Приказ ректора от 01.01.01 г. № 000 общ.). Для решения текущих учебно-методических вопросов, на географическом факультете создан рабочий учебно-методический совет, членами которого являются все преподаватели и сотрудники факультета.

1.4 Организационно-штатные изменения за отчетный период

За отчетный период – с 2005 года профессорско-преподавательский состав специальных кафедр географического факультета оставался достаточно стабильным, что можно проследить по таблице :

Всего кандидатов наук

Всего докторов наук

Без ученой степени

Таким образом, процент штатных преподавателей по кафедре физической географии и геоэкологии за весь отчетный период составляет в среднем 54%, процент преподавателей, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук колеблется от 83% до 89% за последние 5 лет. Кафедра физической географии и геоэкологии укомплектована специалистами высокой квалификации, имеющими большой опыт научно-методической работы, постоянно повышающими свою профессиональную подготовку. За отчетный период старший преподаватель кафедры защитил кандидатскую диссертацию, в 2009 г. прошел предзащиту на заседании кафедры старший преподаватель , на февраль 2010 года намечена защита докторской диссертации доцента

По кафедре экономической географии и социальной экологии количественный и качественный показатели по годам отчетного периода более разнообразны. Это объясняется тем, что кафедра экономической географии и социальной экологии создана позже кафедры физической географии и геоэкологии, в 1999году, а в начале 2003 года состав кафедры полностью поменялся. С 2005 по 2009 гг. штатный состав кафедры увеличился в 2 раза. Повысился качественный состав кафедры – защита докторской диссертации заведующей кафедрой , защита кандидатской диссертации старшего преподавателя , присвоение ученого звания доцента , ,

Специальные кафедры географического факультета привлекают молодых специалистов, выпускников аспирантуры, аспирантов для руководства учебными полевыми практиками, ведения практических и лабораторных занятий.

1.5 Нормативно-правовое обеспечение факультета

В своей деятельности факультет руководствуется следующими нормативными документами:

· Законом РФ «Об образовании» от 01.01.01 г.;

· Законом РФ «О высшем послевузовском образовании» от 01.01.01 г.;

· Трудовым Кодексом РФ;

· типовым Положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 000 от 5 апреля 2001 г.;

Читайте так же:  Диспансеризация приказ 2019

· Уставом образовательного учреждения;

· концепцией развития ГОУ ВПО МГПУ;

· правилами внутреннего трудового распорядка;

· положением о факультете ГОУ ВПО МГПУ;

· положением об Институте естественных наук

На факультете имеется вся необходимая документация в соответствии с номенклатурой дел факультета и кафедр.

Планы работы географического факультета на учебный год составлялись в соответствии с первоочередными задачами, стоящими перед факультетом.

Приоритетными направлениями работы факультета в отчетный период были:

· переход на двухуровневую систему обучения студентов;

· учебно-методическое обеспечение специальности и направлений образования;

· разработка системы оценки качества знаний студентов;

· внедрение новых информационных технологий в учебный процесс;

· профориентационная работа со студентами и абитуриентами;

· воспитательная работа со студентами;

· научно-исследовательская работа преподавателей и студентов;

· сотрудничество с научными и педагогическими организациями в России и за рубежом

Работа ученого Совета географического факультета за отчетный период была направлена на обеспечение учебной, воспитательной, методической, научно-исследовательской, профориентационной деятельности в процессе подготовки студентов и аспирантов; осуществление руководства учебной и научно-исследовательской работой кафедр; повышение квалификации работников системы образования; разработку документации по переходу на двухступенчатую систему образования, лицензирования новых направлений подготовки; анализ деятельности всех структур факультета.

Заседания ученого совета факультета проводились регулярно, не реже одного раза в месяц.

На заседаниях ученого совета утверждались планы и отчеты о работе факультета за год, планы работы ученого совета, планы и отчеты о научно-исследовательской, воспитательной, профориентационной работе факультета, планы издательской деятельности.

На заседаниях ученого совета географического факультета в отчетный период рассматривались вопросы кадрового обеспечения учебного процесса, научно-методического оснащения всех программ подготовки, важнейшие на данный момент вопросы перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов. Утверждались темы курсовых и дипломных работ, тематика спецкурсов и спецсеминаров по двум кафедрам, экзаменационные билеты и билеты Государственной итоговой аттестации студентов.

Особое внимание уделялось совершенствованию методического обеспечения специальности и направлений подготовки студентов. Обсуждались учебные планы новых направлений образования, перечень дисциплин национально-регионального компонента, курсов по выбору студентов. Утверждались программы учебных дисциплин, учебно-методические комплексы по дисциплинам специальных кафедр. Результаты обсуждения учебных программ вылились в публикацию сборников учебных программ по дисциплинам кафедры физической географии и геоэкологии и экономической географии и социальной экологии по специальности 032500 «География», сборника программ учебных полевых практик.

Все методические материалы (программы дисциплин, календарно-тематические планы, учебно-методические комплексы и т. д.) размещаются на сайте географического факультета и доступны для студентов.

Особое внимание на заседаниях ученого совета уделялось вопросам повышения качества обучения студентов, контроля качества знаний студентов, организации самостоятельной работы студентов, вопросам совершенствования подготовки выпускников по специальности «География» и направлению «Экология и природопользование». В 2007 г. опубликованы Методические рекомендации к Государственной итоговой аттестации по специальности 032География – авторы и . Данное пособие рекомендовано к печати ученым советом факультета с целью оказания методической помощи студентам в подготовке к государственному экзамену и написанию дипломной работы.

Регулярно заслушивались отчеты руководителей педагогической практики студентов 4 и 5 курсов, факультетских руководителей учебных полевых практик.

Большое внимание ученый совет географического факультета уделял работе с аспирантами и соискателями кафедр, на заседаниях ученого совета заслушивались отчеты заведующих кафедрами о работе с аспирантами, выступления аспирантов и соискателей с докладами по теме диссертационного исследования (, , , ).

Ученый совет географического факультета представлял научно-методические труды преподавателей факультета Научно-методическому совету ГОУ ВПО МГПУ для публикации, утверждал отзывы на диссертационные исследования, рецензии на внешние публикации.

Заседания ученого совета факультета проходили в конструктивной, деловой обстановке, принимаемые решения контролировались и своевременно исполнялись.

Свою работу совет факультета координировал с работой ученого совета ГОУ ВПО МГПУ. В конце каждого учебного года на последнем заседании совета проводился анализ работы за год и определялись приоритетные направления работы в следующем учебном году.

Административным органом факультета является деканат, деятельность которого организуется деканом и заместителями декана по учебной работе. В помощь декану установлены штатные должности заместителей. Большую помощь в организации учебного процесса оказывают работники деканата и кафедр: , , , , , .

На факультете работают две специальные кафедры: физической географии и геоэкологии (зав. кафедрой ) и экономической географии и социальной экологии (зав. кафедрой ).

Уровень учебной и научной работы кафедры оценивает совет факультета, обращая особое внимание на:

· периодичность и полноту рассмотрения вопросов совершенствования качества подготовки специалистов;

· обновление содержания подготовки специалистов по образовательным программам;

· формирование перечня дисциплин по выбору;

· совершенствование методического обеспечения дисциплин специальностей;

· заслушивание на заседаниях отчетов о ходе выполнения дипломных работ студентами;

· проведение ежегодной аттестации аспирантов и соискателей;

· обсуждение и принятие решений по изменениям и дополнениям программ дисциплин, программ учебных полевых и педагогических практик, введению новых тем курсовых и дипломных работ.

Сотрудники кафедр являются научными и педагогическими работниками высокой квалификации, многие из которых работают в университете с момента его основания.

Работа кафедр осуществляется в соответствии с планами учебно-методической и научной работы, принятыми на заседаниях кафедр и утвержденными советом факультета, а также в соответствии с Положением о кафедре ГОУ ВПО МГПУ.

Профессиональные образовательные программы по специальности «География» и направлению «Экология и природопользование (бакалавриат), а также магистратуры разрабатывались деканатом географического факультета и ведущими специалистами факультета в соответствии с Государственными образовательными стандартами по специальности 032500 «География» и направлениям 020800.62 «Экология и природопользование, 540100 «Естественнонаучное образование» — географическое образование и экологическое образование). Программы включают в себя учебные планы, программы учебных дисциплин, программы учебных и полевых практик. Профессиональные образовательные программы соответствуют требованиям ГОС в части федерального и национально-регионального компонентов как по содержанию, так и по объему часов.

Рабочие учебные планы по специальности и направлениям образования очной формы обучения отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста соответствует стандарту и составляет 5 лет, бакалавра – 4 года, магистра естественнонаучного образования – 1,5 года (на базе специалитета).

Перечень дисциплин каждого цикла соответствует ГОС. Часы национально-регионального компонента использованы для дисциплин, отражающих специфику столичного педагогического университета (История и культура Московского региона, География и экология Московского региона), расширяющих и дополняющих знания студентов по специальности (Общая биология, Основы геохимии, Методика самостоятельной и научно-исследовательской работы, Методика краеведческой работы), а также для дисциплин по выбору студентов.

На факультете созданы все необходимые условия для работы преподавателей и сотрудников. Помещения кафедр и деканата оборудованы всем необходимым. Сотрудники владеют компьютерными технологиями, преподаватели прошли курсы повышения квалификации по использованию компьютерных технологий в учебном процессе. Кафедры и деканат полностью обеспечены компьютерами для работы сотрудников и преподавателей, подключены к сети Интернет. На факультете имеются 2 компьютерных класса для проведения занятий со студентами, оборудовано 6 аудиторий компьютерами и мультимедиа-аппаратурой, имеется установка виртуальной реальности для использования в учебном процессе, научной работы преподавателей и студентов

Географический факультет работает во взаимодействии с факультетами, кафедрами и научными подразделениями университета, а также с другими научными и учебными организациями Москвы. Учебный процесс, научная, воспитательная работа на географическом факультете ведется в тесном сотрудничестве кафедр физической географии и геоэкологии и экономической географии и социальной экологии, а также Лабораторией содержания географического образования НИИСО МГПУ. Тесное сотрудничество в области учебного процесса, а также научно-методической работы складывается между географическим и математическим факультетами, химико-биологическим факультетом. Географический факультет с 2008 года тесно сотрудничает с кафедрой системной интеграции и менеджмента Московского физико-технического института в области применения инновационной технологии виртуальной реальности в учебном процессе. Были проведены совместные круглые столы – «Применение инновационной технологии виртуальной реальности в образовательном процессе» 18 декабря 2008 г., «Использование стереоскопических моделей в учебном процессе» 15 января 2009 г., преподаватели факультета принимают участие в мероприятиях, проводимых кафедрой СИМ МФТИ, а также в совместных научных проектах («Неогеография»). Преподаватели кафедры СИМ МФТИ организовывают работу по обучению преподавателей и студентов географического факультета технологии виртуальной реальности с целью использования ее в учебном процессе, в создании приложений к курсовым и дипломным работам студентов.

Преподаватели географического факультета осуществляют постоянный контроль качества знаний студентов посредством текущего контроля во время практических и лабораторных занятий, целью которого является систематическая проверка усвоения студентами учебного материала по дисциплине, стимулирование самостоятельной работы студентов, своевременное выявление неуспевающих студентов и организация индивидуальной работы с ними. В каждом семестре проводится межсессионная аттестация, результаты которой обсуждаются на заседаниях совета факультета. По всем дисциплинам кафедр создана база компьютерных тестовых заданий для проверки качества знаний студентов, в 2008/2009 учебном году проведен контрольный срез знаний студентов по дисциплинам предметной подготовки.

Большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов. При разработке учебных планов по специальности «География» и направлению «Экология и природопользование» в рамках национально-регионального компонента с этой целью была введена дисциплина «Методика самостоятельной и научно-исследовательской работы», которую читают преподаватели кафедры физической географии и геоэкологии – проф. и ст. пр. Клевкова ориентирован на развитие у будущих профессионалов умений самоорганизации и саморазвития, навыков постоянного обновления знаний в течение всей трудовой деятельности. Студенты, освоившие данную дисциплину, владеют приемами работы с учебной и научной литературой, современными методами географических исследований, знают основные требования государственного стандарта к написанию, оформлению и представлению исследовательских работ, умеют провести эмпирические расчеты для составления специализированных графиков, диаграмм, картограмм и т. д.; знакомятся с основными видами научно-исследовательских работ, способны проводить сравнительно-географический анализ территорий, анализ собранного материала, использовать программы по обработке полученных результатов; владеют умениями самоорганизации и саморазвития, имеют навыки самообразования. Организации самостоятельной работы студентов способствует также изданное в 2007 г. учебно-методическое пособие «Методические рекомендации к государственной итоговой аттестации по специальности 032география» — авторы – , Шульгина включает в себя требования к уровню подготовки выпускника по специальности «География», методические рекомендации для студентов по подготовке к государственному экзамену по географии, методические рекомендации по подготовке выпускных квалификационных работ, а также рекомендации к подготовке текста выступления, оформления компьютерной презентации доклада. Пособие содержит также список литературы и других источников, Интернет-ресурсов по географии, адреса библиотек, профильных НИИ и музеев.

Еще статьи:

  • Административная ответственность за нарушение в сфере налогообложения Административная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения Гончаров Андрей Владимирович Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без […]
  • Методическое пособие по экономике отрасли Год публикации: 2005 Библиографическая ссылка:: Кильдеева Р.А. Экономика отрасли. Методические указания к курсовой работе для студентов специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии (рыбной отрасли)". 2-е изд. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2005. - 29 с. Для […]
  • Приказ об удостоверении личности Приказ об удостоверении личности Фрагмент документа "ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Фрагмент документа "ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Приказ Министра обороны РФ от 13 мая 2003 г. N 150 "Об удостоверении личности […]
  • Трудовой договор с водителем экспедитором Срочный трудовой договор с водителем-экспедитором г. _______________________ "__" _____________ 20__ г. (место заключения договора) (дата заключения договора) _______________________________________________________________________ (полное наименование организации, предприятия с указанием […]
  • Госпошлина в гостехнадзор спб Datalife Engine Demo Образец квитанции на оплату госпошлины на закрытие ИП скачать квитанцию obrazec-kvitancii-zakrtie-ip.doc [30,5 Kb] (cкачиваний: 821) ПОСТАНОВКА АВТОМОБИЛЯ В МРЭО Необходимо за каждый автомобиль оплатить и предоставить оригиналы платежных поручений с «синей» […]
  • Приказ мз рф 127 с изменениями Приказ Минздрава России от 28.03.2003 № 127 Об утверждении Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее […]