Принудительные меры воспитательного воздействия назначаемые несовершеннолетним

Принудительные меры воспитательного воздействия

Принудительные меры воспитательного воздействия

Под принудительными мерами воспитательного воздействия понимаются такие предусмотренные уголовным законом и обеспеченные государственным принуждением специальные меры, которые предназначены для уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, в целях их исправления и предупреждения с их стороны новых преступлений без привлечения таких лиц к уголовной ответственности и (или) без применения уголовного наказания.

Суды не должны назначать уголовное наказание несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК (п. 31 постановления ПВС РФ от 1 февраля 2011 г. No 1).

Применение принудительных мер воспитательного воздействия представляет собой специфическую форму реакции государства на преступления несовершеннолетних, которая в одних случаях предполагает полное освобождение указанных лиц как от уголовной ответственности, так и от наказания (ст. 90 УК), в других — осуждение несовершеннолетнего и возложение на него ответственности, но с освобождением от наказания (ст. 92 УК).

Статья 90 УК предусматривает четыре меры воспитательного воздействия: предупреждение; передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В ст. 91 УК раскрывается содержание этих мер и содержится указание на последствия их неисполнения.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК (ч. 1 ст. 91 УК). В постановлении (определении) о применении предупреждения должна содержаться отрицательная нравственная и правовая оценка содеянного, собственно предупреждение о недопустимости подобного поведения и указания о последствиях совершения новых преступлений и иных правонарушений. Копию соответствующего акта целесообразно вручить самому несовершеннолетнему, а при необходимости также и его законным представителям, присутствие которых при применении предупреждения является необходимым.

Передача под надзор заключается в возложении на родителей или лиц, их заменяющих (усыновители, опекуны), либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением (ч. 2 ст. 91 УК). В соответствии с ч. 3 ст. 90 УК эта мера может быть установлена на срок от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести, т.е. она имеет срочный характер и предполагает постоянный контроль и осуществление воспитательного воздействия на несовершеннолетнего со стороны указанных в ч. 2 ст. 91 УК лиц и органов. Обязанности, которые возлагаются на соответствующих лиц и органы, должны быть внятно, доходчиво и обстоятельно им разъяснены и соответствующим образом официально оформлены. Перед назначением этой меры необходимо убедиться в способности, возможности и готовности указанных лиц осуществлять постоянный контроль и воспитательное воздействие на несовершеннолетнего.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков (ч. 3 ст. 91 УК). Такая обязанность может заключаться в восстановлении поврежденного имущества собственным трудом несовершеннолетнего, в передаче потерпевшему имущества или определенных предметов в порядке компенсации за имущество, уничтоженное или поврежденное при совершении преступления, либо в денежной компенсации причиненного вреда. Возложение на несовершеннолетнего обязанности загладить причиненный вред не должно превращаться в непосильное бремя для него, поэтому закон требует учитывать при назначении данной меры имущественное положение несовершеннолетнего, которое определяется наличием у него имущества или самостоятельного дохода. Возлагая на несовершеннолетнего обязанность лично, своим трудом изготовить или восстановить уничтоженное или поврежденное им имущество, необходимо учитывать наличие у несовершеннолетнего соответствующих трудовых навыков, предполагающих фактическую способность его собственным трудом выполнить ту или иную работу.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ог раничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда к другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Данный перечень не является исчерпывающим (ч. 4 ст. 91 УК).

Согласно ч. 3 ст. 90 УК несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер из числа указанных в данной статье. Реальное их воспитательное и предупредительное значение зависит от того, насколько правильно, обоснованно и справедливо они назначены и применяются, как они воспринимаются несовершеннолетним, которому соответствующая мера назначена, и его ближайшим окружением, и от других обстоятельств.

В качестве принудительной меры воспитательного воздействия уголовным законом (ч. 2 ст. 92 УК) предусмотрена еще одна — специфическая, не указанная в ст. 90 УК, мера в виде помещения несовершеннолетнего, осужденного за преступление средней тяжести, а также тяжкое преступление (кроме перечисленных в ч. 5 ст. 92 УК), в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Принудительные меры воспитательного воздействия в качестве альтернативы уголовному наказанию. Статьи по предмету Уголовное право

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В КАЧЕСТВЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ УГОЛОВНОМУ НАКАЗАНИЮ

Исследование норм уголовного законодательства об освобождении от уголовной ответственности будет, на наш взгляд, неполным, если не проанализировать специальный вид освобождения, предусмотренный Общей частью Уголовного кодекса РФ. Речь идет о статье 90 УК РФ, в которой, по мнению П.В. Иванова , закреплены особые основания и условия освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия.
———————————
Иванов П.В. Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. N 3. С. 23.

По нашему мнению, типовые различия в общественной опасности несовершеннолетних правонарушителей предполагают оптимизацию сферы применения принудительных мер воспитательного воздействия. Данный институт во многом определяет специфику ответственности несовершеннолетних и рассматривается законодателем в части 2 ст. 87 УК РФ в качестве альтернативы уголовному наказанию. Поэтому законодатель в статьях 90 — 92 УК РФ оформил принудительные меры воспитательного воздействия как важнейшую составляющую целостного комплекса уголовно-правовых мер, применяемых к несовершеннолетним, урегулировав систему и порядок их применения. Это, в частности, подтверждается: 1) конкретизацией содержания принудительных мер воспитательного воздействия, а также оснований и порядка их применения к несовершеннолетним; 2) регламентированием в отдельной норме применения принудительной меры воспитательного воздействия в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органов управления образованием, определяемое спецификой ее карательно-воспитательного содержания; 3) сохранением уголовно-правовых последствий за совершенное общественно опасное деяние для несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 4 ст. 90 УК РФ); 4) установлением судебной юрисдикции на применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобождаемым от уголовной ответственности и наказания на основании ст. ст. 90 и 92 УК РФ; 5) повышением воспитательного воздействия, оказываемого на несовершеннолетнего в связи с производством по делу; 6) возрастанием профилактической «насыщенности» норм, регламентирующих данный институт.
Законодатель допускает определенную специфику в применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении следующих категорий несовершеннолетних: а) осужденных за совершение преступления небольшой и средней тяжести с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью 2 ст. 90 УК РФ (ч. 1 ст. 92 УК РФ); б) осужденных за совершение преступления средней тяжести, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч. 2 ст. 92 УК РФ); в) впервые совершивших преступления небольшой или средней тяжести, если будет признано, что их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 90 УК РФ).
По мнению Э.Б. Мельниковой, это указывает на то, что законодательная конкретизация данного института привела к существенному возрастанию его превентивного потенциала . Следовало ожидать, что это будет способствовать повышению исследовательского интереса к изучению проблем данного института. Однако, на наш взгляд, этого не произошло.
———————————
Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М., 1990. С. 24.

Необходимо отметить, что в юридической теории сформировалось понимание «мер уголовно-правового характера» в связи с обозначением уголовной ответственности, различных форм ее реализации. По мнению Х. Аликперова, сегодня законодатель, конкретизировав содержание и порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия, сделал их более «уголовными», что существенным образом повлияло на изменение правового статуса несовершеннолетних, к которым они применены .
———————————
Аликперов Х. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних // Законность. 2004. N 9. С. 11 — 14.

Читайте так же:  Льготы инвалидам 3 группы по зрению

Как полагает И. Звечаровский, высказывания о том, что из числа мер уголовно-правового характера следует исключить принудительные меры воспитательного воздействия, являются ошибочными . По нашему мнению, более конструктивным, хотя и недостаточно последовательным, является подход к данной проблеме авторов комментария к УК РФ . Ими справедливо отмечается наличие определенных различий в уголовно-правовом регулировании применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним между порядком, предусмотренным соответственно статьями 90 и 92 УК РФ. При этом сущность принудительных мер воспитательного воздействия, назначаемых в порядке статьи 92, связывается с признанием их в качестве особой формы реализации уголовной ответственности несовершеннолетних. Что же касается принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности на основании статьи 90, то они определены в качестве «самостоятельной формы индивидуализации ответственности за преступление». В таких трактовках не содержатся принципиальные различия, однако нечеткость позиции дает возможность предположить: авторы не испытывают уверенности в том, что в таких ситуациях несовершеннолетние продолжают находиться в рамках уголовной ответственности. Полагаем, здесь недостаточно учтено то, что, несмотря на освобождение, правовой статус несовершеннолетнего определяется не только характером и содержанием принудительности назначенных мер воспитательного воздействия, но и продолжающимся его участием в уголовном правоотношении в связи с негативными последствиями факта совершения преступления.
———————————
Звечаровский И. Меры уголовно-правового характера: понятие, система, виды // Законность. 2004. N 3. С. 37.
См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. С. 167.

Более определенной, на наш взгляд, является позиция И.А. Кобзаря, который отмечает, что «по прямому смыслу статей 90 — 92 УК РФ речь идет не об аннулировании вменения виновному его деяния, а о реализации воздействия на него мерами, заменяющими уголовное наказание, но способными достичь тех же целей» . Автор признает в качестве особых форм ответственности несовершеннолетних принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные статьями 90 и 92 УК РФ, но в обоих случаях связывает их применение исключительно в связи с заменой наказания. Безусловно, с таких позиций ему более привлекательным видится дальнейшее совершенствование применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним в порядке статьи 92.
———————————
См.: Кобзарь И.А. Социально-экономическая обусловленность преступности несовершеннолетних. М., 1998. С. 110.

По нашему мнению, следует уточнить ряд положений. Как следует из содержания части 2 ст. 2 УК РФ, применение мер уголовно-правового характера (равно как и наказания) находится в «жесткой» зависимости от факта совершения лицом преступления. Это значит, что в случаях, когда уголовный закон не предусматривает какого-либо особого порядка применения принудительных мер воспитательного воздействия, они могут выступать в качестве самостоятельной формы реакции на преступления несовершеннолетних, не являясь при этом заменой наказанию. Законодатель в статье 92 УК РФ предусмотрел возможность освобождения несовершеннолетних от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, поэтому в таких правовых ситуациях данная форма ответственности, безусловно, связана с заменой наказания. Применительно же к случаям освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности в порядке статьи 90 УК РФ принудительные меры воспитательного воздействия не могут выступать в качестве замены наказанию, так как оно не назначается, поэтому данная форма является самостоятельной. Обоснованность такого подхода подтверждена содержанием части 2 ст. 87 УК РФ, где законодатель определил, что «к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием». При этом наиболее перспективным, полагаем, является развитие особой формы реализации ответственности несовершеннолетних, предусмотренной статьей 90 УК РФ. На первый взгляд, в УК РФ заложено определенное разночтение между статьей 87, где говорится о том, что уголовная ответственность несовершеннолетних возможна путем применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия, и частью 1 ст. 90, которая ведет речь об освобождении в таких случаях несовершеннолетних от уголовной ответственности. Думается, в части 1 ст. 90 законодатель предусматривает освобождение от реализации уголовной ответственности несовершеннолетних в ее традиционной форме, связанной с осуждением (порицанием) лица от имени государства, вынесением обвинительного приговора, назначением наказания, его исполнением, установлением последствия в виде судимости. Различие «традиционных» и «особых» форм соответствует международно-правовым рекомендациям, которые, как мы ранее отмечали, определяют, что несовершеннолетний может быть привлечен к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности взрослых . Материально-правовая сущность принудительных мер воспитательного воздействия создает наиболее благоприятные условия для разработки специальных процессуальных форм уголовного судопроизводства, что делает возможным принятие межотраслевого законодательства о регулировании применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, которое, в свою очередь, может выступить в качестве существенной составляющей ювенального законодательства.
———————————
См.: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Норма, 2000. С. 291 — 297.

На этом фоне стало очевидным, что сфера применения принудительных мер воспитательного воздействия в УК РФ не является оптимальной. Это произошло, по мнению И.Н. Фагманова, ввиду ограничения сферы применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним только двумя категориями преступлений: 1) небольшой и средней тяжести; 2) совпадения сферы применения специальных видов освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания (ст. ст. 90 и 92 УК РФ) с общими видами освобождения, предусмотренными статьями 75 — 77 УК РФ; 3) унифицированного порядка их применения к несовершеннолетним, относящимся к различным возрастным группам . На наш взгляд, это указывает на то, что данный институт не может рассматриваться в качестве серьезной альтернативы применению лишения свободы на сроки до двух-трех лет, назначению условного осуждения и стимулировать суды к более активному использованию таких мер к несовершеннолетним правонарушителям.
———————————
См.: Фагманов И.Н. Некоторые вопросы, возникающие перед органами предварительного следствия, дознания и судом при избрании меры пресечения в отношении несовершеннолетних // Проблемы правовой защиты общечеловеческих ценностей в современной России. Ч. III. Уфа, 2005. С. 255.

Полагаем, в уголовном законе область применения принудительных мер воспитательного воздействия для указанных возрастных категорий несовершеннолетних должна быть различной и строиться на следующих подходах.
Для несовершеннолетних возрастной категории 14 — 15 лет эти меры следует рассматривать наряду с уголовным наказанием в качестве основной меры уголовно-правового воздействия. Для несовершеннолетних старшей возрастной группы (16 — 18 лет) сфера применения принудительных мер воспитательного воздействия должна быть более ограниченной по сравнению с первыми возрастными категориями указанных лиц.
Сегодня стало очевидным, что судебная практика испытывает потребность в том, чтобы применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним в порядке статей 90 и 92 УК РФ было возможным по делам о преступлениях, относящимся к категории тяжких.
Такой позиции придерживался Н.С. Таганцев, отмечавший, что «отроческий возраст, даже по отношению к. учинившим тяжкие злодеяния, требует не только смягчения, но и замены обыкновенных карательных мер».
Полагаем, с этих позиций отечественному законодателю следует пересмотреть подход к ответственности несовершеннолетних 14 — 15-летнего возраста. Только при наличии возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, данный институт может существенным образом влиять на определение специфики уголовной ответственности несовершеннолетних данной возрастной группы.
Регламентированный в действующем УК РФ порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия в большей степени соответствует особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста. Так, проведенное нами изучение материалов о применении принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним в 2009 г. показало, что именно данная возрастная категория имеет наибольший удельный вес (около 80%) в общем числе несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности и наказания . При этом суд в отношении 95% несовершеннолетних данной возрастной категории счел возможным ограничиться только одной мерой воспитательного воздействия. Удельный вес применения к ним таких мер, как предупреждение и передача под надзор родителям, составил более 90%. Очевидно, что исполнение более строгих мер в отношении данной возрастной группы затруднено приближающимся совершеннолетием, а сохранение уголовно-правовых последствий за совершенное деяние, как известно, совпадает с продолжительностью действия ограничения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что превентивное значение института принудительных мер воспитательного воздействия неодинаково для различных возрастных категорий несовершеннолетних. Поскольку чем меньше возраст несовершеннолетнего правонарушителя, тем в большей мере он предрасположен к позитивному восприятию воспитательного воздействия и продолжительнее период уголовно-правового контроля за его поведением. Поэтому мы полагаем, что регламентирование применения принудительных мер воспитательного воздействия в УК РФ к возрастной группе 16 — 17-летних близко к оптимальному. Например, нет никакого смысла помещать в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несовершеннолетнего, который совершил преступление, по достижении 17-летнего возраста.
———————————
См.: Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2009 году // Российская юстиция. 2010. N 1. С. 16 — 18.

Читайте так же:  Приказ о назначении ответственного за персональные данные

Юридический анализ принудительных мер воспитательного воздействия ведет к выявлению значительного числа проблем, связанных с их применением, что, в частности, проявляется отсутствием в законе указания на понятие и цели этих мер, на срок их применения, порядок снятия и отмены, понятие их систематического неисполнения. Во-первых, не установлена продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ. Вместо четкого определения нижнего и верхнего предела продолжительности этих мер законодатель ограничился лишь указанием на то, что срок устанавливается органом, назначающим эти меры.
В связи с этим следует согласиться с мнением, что оптимальный срок для названных мер — один или максимум два года, в течение которых можно с большой долей достоверности сделать вывод об исправлении несовершеннолетнего либо его стремлении уклониться от исполнения принудительных мер воспитательного воздействия.
Второй недостаток видится в том, что в рассматриваемой норме не дан исчерпывающий перечень мер, которые могут быть применены к несовершеннолетним по ограничению досуга и установлению особых требований к их поведению.
На наш взгляд, законодатель, отказавшись от исчерпывающего перечня особых требований, предъявляемых к поведению освобожденного от уголовной ответственности несовершеннолетнего, тем самым создал реальные условия для расширительного толкования части 4 ст. 91 УК РФ, что может привести к нарушению конституционных прав и свобод несовершеннолетнего.
Кроме того, как отмечает М.М. Бабаев, законодатель не учел, что расширительному толкованию в уголовном праве могут подвергаться лишь обстоятельства, смягчающие ответственность. Здесь же имеются в виду ограничения, которые способны существенно нарушить, урезать права и свободы несовершеннолетнего .
———————————
См.: Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. М., 1968. С. 42; Жалинский А.Э. О методологических основаниях уголовного права // Уголовное право. 2007. N 3. С. 20; Невский В.В. Теория и практика исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. Домодедово, 1998. С. 42.

Третий недостаток статьи 90 УК РФ заключается в том, что в ней не раскрыто содержание систематического неисполнения несовершеннолетним возложенных на него мер, как и тех нарушений, которые можно квалифицировать как неисполнение. В частности, возникают вопросы: какое количество случаев неисполнения возложенных на подростка мер и за какой отрезок времени следует считать систематическим? Надо ли считать неисполнением возложенных мер совершение подростком того или иного проступка по неосторожности?
Наконец, четвертый недостаток анализируемой нормы видится в том, что в УК РФ законодатель не раскрывает понятие «специализированные государственные органы» в случаях передачи несовершеннолетнего таковому органу под надзор, а также в случае контроля за поведением несовершеннолетнего.
Между тем это понятие достаточно расплывчатое. В частности, каждый государственный орган имеет специфические задачи, в силу чего, по большому счету, каждый из них можно отнести к категории «специализированный».
Мы полагаем, что до решения этой проблемы на законодательном уровне под специализированными государственными органами, призванными осуществлять контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия, целесообразно считать: комиссии по делам несовершеннолетних, отделы (отделения) профилактики правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, образовательные учреждения (школы, техникумы и т.д.). Законодателю было бы целесообразно установить исчерпывающий перечень таких специализированных государственных органов.
Вместе с тем неясен правовой статус такой принудительной меры, как помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органов управления образованием. Учитывая, что законодатель не закрепил данную меру в числе принудительных мер воспитательного воздействия (ст. ст. 90 и 91 УК РФ), возможность ее назначения связывается только с фактом освобождения от наказания, а не от уголовной ответственности, исключительно редки случаи ее применения на практике, а режим ее применения близок к режиму пенитенциарного учреждения, что качественно отличает данную меру от принудительных мер воспитательного воздействия.
Кроме того, с принятием УК РФ 1996 г. назначение принудительных мер воспитательного воздействия отнесено к исключительной компетенции суда. По всей вероятности, мотивом такого решения законодателя является в самом общем виде стремление обеспечить повышенную правовую охрану прав и законных интересов личности несовершеннолетнего правонарушителя. В то же время в результате этой законодательной новеллы фактическое применение принудительных мер воспитательного воздействия как альтернативы уголовной ответственности резко сократилось по сравнению с предыдущим периодом. По данным И.Н. Грицуна, сегодня они применяются не более чем к 2 — 3% несовершеннолетних, представших перед судом .
———————————
См.: Грицун И.М. Уголовная ответственность несовершеннолетних: понятия и особенности проявления в современном обществе // Общество и право. 2008. N 3. С. 21.

Эти и другие недостатки являются, на наш взгляд, следствием того, что указанные меры как бы по инерции перекочевали из предыдущего закона в действующий УК РФ без достаточной научной проработки. Это тем более неоправданно, поскольку проблеме применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия в связи с освобождением от уголовной ответственности (наказания) всегда уделялось внимание в юридической литературе. Интерес к данной проблеме был во многом обусловлен ее сквозным характером, нахождением на стыке нескольких проблем. Применение принудительных мер воспитательного воздействия связано с такими сложными и дискуссионными категориями уголовного права, как уголовная ответственность, институт освобождения от уголовной ответственности (наказания).

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Виды принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. Они применяются в том случае, если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести.

Основанием их применения является прогнозируемая возможность исправления несовершеннолетнего без привлечения его к уголовной ответственности.

Принудительные меры воспитательного воздействия – это меры государственного принуждения, которые не являются наказанием и применяются к несовершеннолетним, совершившим преступление, в целях их исправления.

В Уголовном кодексе Российской Федерации закреплены пять видов принудительных мер воспитательного воздействия. Содержание четырех из них раскрывается в ст.ст. 90 , 91 УК РФ:

1. Предупреждение, — одна из самых мягких принудительных мер воспитательного воздействия, имеет бессрочный и публичный характер, как правило, объявляется судьей в зале судебного заседания, которое состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений;

2. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, заключающаяся в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. При этом суд должен убедиться, что указанные лица имеет положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо проверить условия жизни родителей или иных лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

3. Возложение обязанности загладить причиненный вред, которое предполагает устранение несовершеннолетним негативных последствий совершенного им преступления. Суд может возложить на несовершеннолетнего обязанность компенсировать как материальный, так и моральный вред.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, которые могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специального государственного органа и т.д.

Несовершеннолетнему может быть назначена одна или одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия, перечень их является исчерпывающим и вопрос об их применении решается только судом.

Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия устанавливается продолжительностью от 1 месяца до 2 лет за преступления небольшой тяжести и от 6 мес. до 3 лет за преступления средней тяжести.

Обращается внимание, что в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

5. Пятый, наиболее строгий вид принудительных мер воспитательного воздействия – помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, предусмотрен ч. 2 ст. 92 УК РФ.

Помещение несовершеннолетнего, совершившего преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования – одно из оснований освобождения несовершеннолетнего от наказания при совершении им преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления. Такая мера воздействия применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Срок помещения — до достижения им 18 — летнего возраста, но не более чем на 3 года.

Читайте так же:  Забыла дома права какой штраф

Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение может применяться как после применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ, о которых упоминалось выше, так и вместо названных мер, если суд придет к выводу о необходимости помещения несовершеннолетнего в специальное учреждение (неоднократное совершение преступных деяний до достижения возраста уголовной ответственности, отсутствие контроля со стороны родителей, игнорирование общепризнанных правил поведения, употребление алкогольных напитков или наркотических средств и др.).

При постановлении приговора суд может дать специализированному учебно-воспитательному учреждению указание: учесть определенные особенности личности несовершеннолетнего при обращении с ним.

На длительность пребывания несовершеннолетнего в специальном заведении влияет его поведение. Пребывание может быть прекращено до истечения указанного в решении суда срока, если несовершеннолетний добросовестно относился к учебе и работе, не имел нарушений дисциплины, положительно характеризуется администрацией учреждения и др.

Начальник уголовно-судебного отдела старший советник юстиции О.Ю. Стоян

Принудительные меры воспитательного воздействия

Страница не найдена

Страница не найдена

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Применение принудительных мер воспитательного воздействия – бесплатные ответы юристов онлайн

Основополагающие правовые положения нашей страны обязывают государство учитывать интересы и права ребенка. И даже если несовершеннолетний будет уличен в противозаконной деятельности, которая будет квалифицирована как преступление, при определении меры ответственности необходимо будет учитывать множество факторов, которые помогут самым эффективным образом защитить права ребенка. В некоторых ситуациях несовершеннолетний нарушитель может быть освобожден от уголовного преследования, но вместо этого в отношении него будет применена несколько иная мера наказания, такая как воспитательное воздействие принудительного характера.

Основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности

Уровень подростковой преступности в нашей стране имеет довольно высокие показатели. Как правило, это связано с низким уровнем юридических знаний и ошибками в воспитательном и образовательном процессах. Именно это зачастую толкает несовершеннолетних на совершение противозаконной деятельности.

Учитывая тот факт, что права ребенка и его интересы должны быть учтены в обязательном порядке, государство предусматривает, что в некоторых ситуациях несовершеннолетний нарушитель может быть освобожден от уголовного преследования.

В соответствии с действующими уголовными нормами несовершеннолетний может быть освобожден от уголовного преследования:

  • На общих основаниях;
  • По специальным основаниям, которые применимы в отношении несовершеннолетних.

Как правило, чтобы избежать наказания по уголовному законодательству, в отношении несовершеннолетнего нарушителя должны быть установлены определенные обстоятельства, которые указаны в УК РФ. Среди таких обстоятельств можно выделить:

  • Искреннее раскаяние и осознание всех последствий совершенного деяния (ст.75 УК РФ);
  • Примирение всех сторон конфликтной ситуации (ст.76 УК РФ);
  • В связи с истечением сроков давности (ст.78 УК РФ).

Стоит отдельно отметить, что если несовершеннолетний будет освобожден от ответственности из-за истечения сроков давности, то тут будут применены несколько иные нормы УК. В частности, в отношении несовершеннолетних сроки давности устанавливаются в несколько иных объемах:

  • Преступления легкого характера – 1 год;
  • Преступные деяния средней степени тяжести – 3 года;
  • При тяжких нарушениях – 5 лет;
  • В случае совершения общественно опасного деяния особо тяжкого характера – 7,5 лет.

Отдельно обратим внимание, что в отношении несовершеннолетних нарушителей также могут быть применены разные формы смягчения наказания, в том числе помилование и амнистия.

Виды принудительных мер воспитательного воздействия

Если в преступлении виноват ребенок, то он может быть освобожден от уголовного преследования. Однако при этом мера наказания будет ему заменена на принудительный воспитательный процесс.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия характерно исключительно для тех нарушителей, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет. Эти меры предусмотрены для тех преступников, которые совершили нарушения легкой или средней степени тяжести. Главная цель применения данной нормы ответственности будет заключаться в корректировке поведения несовершеннолетнего ребенка и формирование личности, которая не будет представлять собой опасность для общества.

Принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии со ст. 90 УК РФ классифицируются на:

  • Предупреждение, то есть разъяснение несовершеннолетнему смысла того вреда, который он причинил своими действиями, а также объяснение относительно последствий, которые будут применены в его отношении в случае повторного нарушения законов;
  • Передача под надзор родителям или опекунам. Эта мера суда возлагает обязанности по проведению воспитательного процесса на родителей ребенка или же на лиц, которые их заменяют;
  • Назначение обязанности по устранению причиненного ущерба. Если несовершеннолетний имеет некие трудовые навыки, то он будет исправлять тот вред, который был причинен им в результате преступных деяний. В частности, ущерб может быть устранен как физически, так и материально;
  • Ограничение досуга и определение неких требований к поведенческой модели несовершеннолетнего. Эта мера устанавливает запрет на посещение определенных досуговых центров и ограничение времяпрепровождения ребенка за пределами его дома.

Порядок назначения принудительных мер

Постановление судебных инстанций, которое избавляет несовершеннолетнего от уголовной ответственности, должно содержать в себе пункт, где будет указано, какая именно мера принудительного воспитательного процесса будет определена в отношении нарушителя в качестве наказания.

Порядок назначения принудительных мер в отношении несовершеннолетних предусматривает анализ множества факторов, в частности:

  • Характера преступления и степени тяжести последствий для общества;
  • Поведенческой модели личности нарушителя, которому не исполнилось 18 лет;
  • Возможность замены уголовного наказания на принудительные меры воспитательного воздействия.

Когда суд рассматривает дела, связанные с правонарушениями несовершеннолетних, он обязан учитывать права и интересы ребенка. Поэтому суд получает возможность заменить уголовное преследование на более мягкое наказание. Однако это возможно только при том условии, что постановление суда предусматривает установление принудительных мер в отношении несовершеннолетнего, который совершил преступную деятельность, не повлекшую за собой создания опасной общественной ситуации.

Если суд установит, что преступление имеет легкую или среднюю степень тяжести, то он имеет право заменить уголовное преследование более мягкой мерой наказания, а именно назначением принудительного воспитательного воздействия.

Однако стоит отметить, что в постановлении суда должны быть указаны все обстоятельства, которые способствуют вынесению подобного вердикта.

Отмена мер воспитательного воздействия

После того, как в отношении несовершеннолетнего нарушителя была установлена мера наказания в виде принудительных воспитательных мер воздействия на личность, он обязан полностью выполнять все законодательные предписания.

Установление принудительного воспитательного воздействия носит срочный характер, то есть, данная мера применима на протяжении строго установленного срока, который указывается в постановлении суда. При этом стоит отметить, что отмена данного наказания может происходить по следующим причинам:

  • Завершение срока действия принудительной меры;
  • Формирование личности несовершеннолетнего и признание им неправомерности содеянного ранее;
  • Злостное нарушение всех ограничений, установленных в соответствии с требованиями о принудительных мерах.

Еще статьи:

  • Ск алименты на мать Ск алименты на мать Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Обязанности супругов по взаимному […]
  • Приказ 624н и 255 фз Приказ 624н и 255 фз Горячая линия телефоны справочных: ДГП 105 ( кор.805) +7(499)731-70-49 Филиал 1( кор.1513) +7(499)717-59-83Филиал 2( кор.348) +7(499)735-04-86 Филиал 3 ( кор. 225 А) +7(499)735-73-26 Выдача листков нетрудоспособности Выписка из приказа […]
  • Подоходный налог с 2011 С 2011 года правительство отменяет самый раздражающий граждан налог С 2011 года правительство отменяет самый раздражающий граждан налог – транспортный. Но поборы автомобилистов не прекратятся – налоги завуалируют в бензиновые акцизы и платные дороги, а цены на товары подскочат. Зато […]
  • Приказ мо 90 1996 года Приказ Министра обороны РФ от 4 января 1996 г. N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи […]
  • Приказ 302 прил 1 Медосмотр (профосмотр) по Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, путеводитель С января 2012 года в на территории Российской Федерации вступил в действие Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года №302Н «Об утверждении перечней […]
  • Трудовые льготы для инвалидов Льготы работающим инвалидам в 2019 году Помимо того, что как и любой другой гражданин, работающий инвалид, независимо от группы инвалидности, не может быть уволен без причины, сокращен с должности или не принят на работу. Рассмотрим существующие привилегии, гарантируемые государством для […]